Гусев, Юрий Иванович

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 6: Строка 6:
 
<p align=center>'''PER ASPERA AD ASTRA – кредо конструктора'''</p>
 
<p align=center>'''PER ASPERA AD ASTRA – кредо конструктора'''</p>
  
 +
'''''Гусев Юрий Иванович, выпускник кафедры КМХП 1956 года, кандидат технических  наук, профессор, заведующий сектором кафедры АКМ и А МГУИЭ, доктор Н.С., академик МАНЭБ'''''<br>
 +
(Из книги: Кафедра «Автоматизированное конструирование машин и аппаратов»:Краткий исторический очерк (к 85-летию кафедры). Под ред. Ю.И.Гусева и А.С.Тимонина,2007 г. Стр. 103 - 115. [[http://v.michm.ru/index.php/Кафедра_Автоматизированного_конструирования_машин_и_аппаратов]] Дополнено материалами сайта "Виртуальный МИХМ" )<br>
  
 
== О себе и институте ==
 
== О себе и институте ==
 +
 +
В 1951 году я впервые прошел под Атлантами по парадной лестнице старого здания, уж никак не подозревая, что кроме пяти лет учебы в МИХМе буду их видеть еще много лет, и что гипсовые изваяния для михмачей превратятся в символ трудолюбия, преданности долгу, несмотря на привходящие обстоятельства и манящие зияющие высоты. Это я имею в виду  общественную награду «Золотой Атлант». Почетный диплом «Золотой ат-лант» учрежден в 1999 году проф¬союзным комитетом сотрудников МГУИЭ совместно с представителя¬ми общественности университета как независимая награда, вручаемая от имени профессорско-преподавательского состава трудового коллектива вуза его работникам или иным лицам. Почетный диплом «Золотой атлант» присуждается  за выдающийся личный вклад в развитие учебной, методической, научной, воспитательной работы и иных сторон уставной деятельности университета, его материальной базы и социальной сферы, а также за достойное выполнение долга и обязанностей гражданина Российской Федерации. На сегодняшний день  дипломами «Золотой Атлант» награждено 55 сотрудников Университета.<br>
 +
Не могу сказать, что не знал что-либо о МИХМе до поступления. И в далекие пятидесятые агитация была, и, мне кажется, менее формализованная и потому более интересная.  Два эпизода. В теплый весенний день,  на большой переменке в школьный двор, (я оканчивал 122 московскую мужскую школу), по вертикальной стене (осталась от фундамента храма, на месте которого стоит школа) буквально влетел мотоциклист, развернулся на одной ноге и пригласил  на учебу в инфизкульт.  А МИХМ прислал своего представителя в соседнюю 124 женскую школу. Естественно наш общий учитель химии, незабвенная Мария Николаевна Голосова  привела и нас оболтусов  в женскую школу. Открытый урок вел Василий Иванович Семишин, говорил он захватывающе, используя все приемы актерского мастерства. Он же блестяще вел концерты в институте по торжественным датам. То, что он говорил, захватывало. Речь шла о теоретической возможности создания водородной бомбы, и он доказывал эту возможность, а ведь от взрыва первой нашей  атомной бомбы прошло всего полтора года. Потом он перешел к трансурановым элементам и, кстати, заметил, что вместе с академиком Я.К. Сыркиным предложил дать 101-му имя Д.И. Менделеева и т.д. мы услышали жутко много интересного.<br>
 +
К сожалению, до меня не дошло тогда, что МИХМ это сугубо инженерный ВУЗ. а я собирался быть только инженером, как и мой рано погибший отец. Почему-то меня по-тянуло в Станкин, правда с некоторым сомнением. Мои родственники приняли живей-шее участие в моей профориентации, и одна из бабушек вспомнила, что когда-то в Воронеже у них был знакомый блестящий офицер, который где-то преподает в Москве. Нашли. Оказалось, что это Александр Павлович Писецкий, и свой совет он сформулировал так: «окончивши Станкин можно быть хорошим станочником, окончивши МИХМ – кем угодно». Вся моя последующая карьера (от итал.- жизненный путь)  - подтверждение этой сентенции.<br>
 +
Вернемся к 1951г. Сдавали 6 вступительных экзаменов.  Набрал 28 из 30, но не ставлю это в большую заслугу. Уровень знаний московских школьников был выше, да и среди поступающих было много демобилизованных после войны. 
 +
На первых лекциях познакомились с Юрием Алексеевичем Смоленцевым  демобилизованным сержантом-артиллеристом, еще в х/б форме  с орденской планкой, где была означена медаль «За освобождение Кореи», в кирзачах и с нержавеющей улыбкой. Не-ржавеющей потому, что до Кореи ему пришлось пройти всю Манчжурию, где японцы отчаянно сопротивлялись, кушать было нечего, плюс цинга – очередное подтверждение значения граблей в русской истории, ибо в 41г.  на Севере цингу локализовали очень быстро настойкой шиповника на спирту и отваром иголок хвойных деревьев.<br>
 +
Он стал старостой 13-ой, я 12-ой группы машиностроительного факультета, а потом мы были коллеги и друзья… 55 лет. Кстати, 12-я группа была очень сильная, слегка раз-болтанная, много медалистов, и может быть поэтому на младших курсах и педагоги нам доставались неординарные: талантливейшие математики Александр Викторович  Мла-дов, Мстислав Игоревич Грабарь, термодинамик Николай Борисович Кондуков, Иосиф Павлович Орлов, преподававший политэкономию (совместитель в институте и крупней-ший московский адвокат),  который не боялся вступать в дискуссию со студентами по диковатым теориям экономики социализма. Вот, например, на вопрос о том, почему в СССР нет морального старения оборудования надо было отвечать в том смысле, что его можно отправить в колхозы для дальнейшей работы. Споры были жаркие, но если Иосиф Павлович говорил: «Вы нахал…(имярек)»  - мы знали, что дальше заходить нельзя.<br>
 +
И вообще: мне кажется, что  преподаватель интересен  студентам тогда,  когда вместе с высокими профессиональными знаниями он обладает широкой эрудицией  плюс какое-то увлечение, помноженное на мастерство. Таких в пятидесятых годах в институте было предостаточно. О В.И. Семишине я говорил, Роберт Робертович Галле  -  фотография на профессиональном уровне, Николай Иванович Адамантов, декан машфака -  судья по легкой атлетике, Андрей Васильевич  Шепелев, тоже декан машфака - страстный библиофил, Олег Вениаминович Румянцев – нумизмат, Залман  Беньяминович Канторович считал, что он лучше знает историю, чем химическое машиностроение,    Михаил Абрамович Казьмин - художник и т.д.<br>
 +
С годами начинаешь все отчетливее  понимать, что  основное достояние  ВУЗа  - лю-ди, в высоком понимании, на всех должностях, во всех подразделениях, безусловно, про-фессионалы, с большой любовью и уважением  к студентам.    Блестящими преподавателями были  практики, пришедшие из промышленности  А.В.Шепелев (главный инженер «Химаппаратпроекта»), Г.Л. Мазур (о нем ниже).<br>
 +
Старшие курсы. На машфаке были две кафедры выпускающие студентов по одной специальности : «Конструирование и расчет машин химических производств»  и «Кон-струирование и расчет аппаратов химических производств», первой заведует профессор Залман Беньяминович  Канторович,  второй профессор Александр Иванович Рычков. Я  заканчивал аппараты, а в аспирантуре учился на машинах и до сего дня их преподаю. Сегодня эти кафедры  в нашем университете объединены, да и ранее в Союзе приблизительно  50 кафедр, работавшие на ту же специальность машины и аппараты не делили. А почему в МИХМе разделили?  Расхожее мнение  состояло в том, что на одной кафедре не смогут ужиться два корифея. На самом деле, как мне кажется, дело в разном видении профиля выпускника-специалиста. З.Б. Канторович, будучи блестящим математиком и автором элегантных инженерных методик расчета химических машин и аппаратов  тре-бовал «считать все», по расчетным схемам максимально соответствующих конструкции, часто в ущерб детальному расчету технологического или теплового процесса.  Кафедра аппаратов, под руководством фактически работника промышленности, крупного проек-танта,  А.И. Рычкова,  разработку конструкции аппарата неразрывно связывала с расчетом процессов, в нем происходивших, и цехом, в котором будет стоять оборудование. Но учебные планы были практически одинаковые, уровень знаний тоже и это ясно было видно на ГЭКе, который был единым для обеих кафедр.<br>
 +
Защиты дипломных проектов были весьма серьезные, вопросов много, причем больше от друзей-соперников. Лично меня на ГЭКе в июне 1956г. З.Б. Канторович поймал на слишком примитивной расчетной схеме упругих элементов.<br>
 +
Возглавлял ГЭК акад. АН СССР, директор НИИХИМАШа Николай Антонович Доллежаль, и это был высочайший уровень оценки наших знаний и определенная дань ува-жения институту поставлявшему кадры в атомную промышленность. Сейчас появляются попытки усилить роль Берии в нашем атомном проекте. На самом деле отвечали за про-ект три человека: Игорь Васильевич Курчатов – научные разработки, Николай Антонович Доллежаль – строительство реакторов, Андрей  Анатольевич Бочвар – металлургия  делящихся элементов. Недаром же каждому после взрыва первой атомной бомбы Сталин подарил по лимузину ЗИС – 110,  правда, мышиного цвета, (черный для начальства).<br>
 +
В атомном проекте  Союза работало очень много выпускников МИХМа,  что объяснялось близостью атомной и химической отраслей промышленности, но самый главный фактор -  широта знаний и прекрасные сбалансированные учебные планы. Так, если из нас готовили конструкторов и механиков, то проектов  у нас было шесть (ТММ, Детали машин, ПТМ. Технология  машиностроения, Аппараты, Дипломный); в период практик - два машиностроительных заводов, в т.ч. Уралхиммаш и химкомбинат.<br>
 +
Ну а вкус к конструкторской деятельности прививался изначально преподавателями,  участвующими в передовых исследовательских работах, знакомство с работами аспиран-тов и извечный вопрос на защитах проектов –«А что Вы сделали нового?». <br>
 +
И добрая память выпускавшим нас Нине Александровне Шаховой, Кузьме Ивановичу Лебедеву, Виктору Яковлевичу Гальцову и много с нами возившейся и всей душой бо-левшей за нас Лидии Михайловне Полонской.<br>
 +
 +
'''Лаборатория измерительных приборов или ИАЭ АН СССР'''

Версия 14:31, 23 сентября 2018

23 сентября 2018 года, исполнилось 85 лет кандидату технических наук, профессору кафедры Машин и аппаратов МИХМа
Юрию Ивановичу Гусеву!
Горячо поздравляем нашего славного Юбиляра.
Желаем здоровья и долгих лет жизни!

ГусевЮИ.jpg

PER ASPERA AD ASTRA – кредо конструктора

Гусев Юрий Иванович, выпускник кафедры КМХП 1956 года, кандидат технических наук, профессор, заведующий сектором кафедры АКМ и А МГУИЭ, доктор Н.С., академик МАНЭБ
(Из книги: Кафедра «Автоматизированное конструирование машин и аппаратов»:Краткий исторический очерк (к 85-летию кафедры). Под ред. Ю.И.Гусева и А.С.Тимонина,2007 г. Стр. 103 - 115. [[1]] Дополнено материалами сайта "Виртуальный МИХМ" )

О себе и институте

В 1951 году я впервые прошел под Атлантами по парадной лестнице старого здания, уж никак не подозревая, что кроме пяти лет учебы в МИХМе буду их видеть еще много лет, и что гипсовые изваяния для михмачей превратятся в символ трудолюбия, преданности долгу, несмотря на привходящие обстоятельства и манящие зияющие высоты. Это я имею в виду общественную награду «Золотой Атлант». Почетный диплом «Золотой ат-лант» учрежден в 1999 году проф¬союзным комитетом сотрудников МГУИЭ совместно с представителя¬ми общественности университета как независимая награда, вручаемая от имени профессорско-преподавательского состава трудового коллектива вуза его работникам или иным лицам. Почетный диплом «Золотой атлант» присуждается за выдающийся личный вклад в развитие учебной, методической, научной, воспитательной работы и иных сторон уставной деятельности университета, его материальной базы и социальной сферы, а также за достойное выполнение долга и обязанностей гражданина Российской Федерации. На сегодняшний день дипломами «Золотой Атлант» награждено 55 сотрудников Университета.
Не могу сказать, что не знал что-либо о МИХМе до поступления. И в далекие пятидесятые агитация была, и, мне кажется, менее формализованная и потому более интересная. Два эпизода. В теплый весенний день, на большой переменке в школьный двор, (я оканчивал 122 московскую мужскую школу), по вертикальной стене (осталась от фундамента храма, на месте которого стоит школа) буквально влетел мотоциклист, развернулся на одной ноге и пригласил на учебу в инфизкульт. А МИХМ прислал своего представителя в соседнюю 124 женскую школу. Естественно наш общий учитель химии, незабвенная Мария Николаевна Голосова привела и нас оболтусов в женскую школу. Открытый урок вел Василий Иванович Семишин, говорил он захватывающе, используя все приемы актерского мастерства. Он же блестяще вел концерты в институте по торжественным датам. То, что он говорил, захватывало. Речь шла о теоретической возможности создания водородной бомбы, и он доказывал эту возможность, а ведь от взрыва первой нашей атомной бомбы прошло всего полтора года. Потом он перешел к трансурановым элементам и, кстати, заметил, что вместе с академиком Я.К. Сыркиным предложил дать 101-му имя Д.И. Менделеева и т.д. мы услышали жутко много интересного.
К сожалению, до меня не дошло тогда, что МИХМ это сугубо инженерный ВУЗ. а я собирался быть только инженером, как и мой рано погибший отец. Почему-то меня по-тянуло в Станкин, правда с некоторым сомнением. Мои родственники приняли живей-шее участие в моей профориентации, и одна из бабушек вспомнила, что когда-то в Воронеже у них был знакомый блестящий офицер, который где-то преподает в Москве. Нашли. Оказалось, что это Александр Павлович Писецкий, и свой совет он сформулировал так: «окончивши Станкин можно быть хорошим станочником, окончивши МИХМ – кем угодно». Вся моя последующая карьера (от итал.- жизненный путь) - подтверждение этой сентенции.
Вернемся к 1951г. Сдавали 6 вступительных экзаменов. Набрал 28 из 30, но не ставлю это в большую заслугу. Уровень знаний московских школьников был выше, да и среди поступающих было много демобилизованных после войны. На первых лекциях познакомились с Юрием Алексеевичем Смоленцевым демобилизованным сержантом-артиллеристом, еще в х/б форме с орденской планкой, где была означена медаль «За освобождение Кореи», в кирзачах и с нержавеющей улыбкой. Не-ржавеющей потому, что до Кореи ему пришлось пройти всю Манчжурию, где японцы отчаянно сопротивлялись, кушать было нечего, плюс цинга – очередное подтверждение значения граблей в русской истории, ибо в 41г. на Севере цингу локализовали очень быстро настойкой шиповника на спирту и отваром иголок хвойных деревьев.
Он стал старостой 13-ой, я 12-ой группы машиностроительного факультета, а потом мы были коллеги и друзья… 55 лет. Кстати, 12-я группа была очень сильная, слегка раз-болтанная, много медалистов, и может быть поэтому на младших курсах и педагоги нам доставались неординарные: талантливейшие математики Александр Викторович Мла-дов, Мстислав Игоревич Грабарь, термодинамик Николай Борисович Кондуков, Иосиф Павлович Орлов, преподававший политэкономию (совместитель в институте и крупней-ший московский адвокат), который не боялся вступать в дискуссию со студентами по диковатым теориям экономики социализма. Вот, например, на вопрос о том, почему в СССР нет морального старения оборудования надо было отвечать в том смысле, что его можно отправить в колхозы для дальнейшей работы. Споры были жаркие, но если Иосиф Павлович говорил: «Вы нахал…(имярек)» - мы знали, что дальше заходить нельзя.
И вообще: мне кажется, что преподаватель интересен студентам тогда, когда вместе с высокими профессиональными знаниями он обладает широкой эрудицией плюс какое-то увлечение, помноженное на мастерство. Таких в пятидесятых годах в институте было предостаточно. О В.И. Семишине я говорил, Роберт Робертович Галле - фотография на профессиональном уровне, Николай Иванович Адамантов, декан машфака - судья по легкой атлетике, Андрей Васильевич Шепелев, тоже декан машфака - страстный библиофил, Олег Вениаминович Румянцев – нумизмат, Залман Беньяминович Канторович считал, что он лучше знает историю, чем химическое машиностроение, Михаил Абрамович Казьмин - художник и т.д.
С годами начинаешь все отчетливее понимать, что основное достояние ВУЗа - лю-ди, в высоком понимании, на всех должностях, во всех подразделениях, безусловно, про-фессионалы, с большой любовью и уважением к студентам. Блестящими преподавателями были практики, пришедшие из промышленности А.В.Шепелев (главный инженер «Химаппаратпроекта»), Г.Л. Мазур (о нем ниже).
Старшие курсы. На машфаке были две кафедры выпускающие студентов по одной специальности : «Конструирование и расчет машин химических производств» и «Кон-струирование и расчет аппаратов химических производств», первой заведует профессор Залман Беньяминович Канторович, второй профессор Александр Иванович Рычков. Я заканчивал аппараты, а в аспирантуре учился на машинах и до сего дня их преподаю. Сегодня эти кафедры в нашем университете объединены, да и ранее в Союзе приблизительно 50 кафедр, работавшие на ту же специальность машины и аппараты не делили. А почему в МИХМе разделили? Расхожее мнение состояло в том, что на одной кафедре не смогут ужиться два корифея. На самом деле, как мне кажется, дело в разном видении профиля выпускника-специалиста. З.Б. Канторович, будучи блестящим математиком и автором элегантных инженерных методик расчета химических машин и аппаратов тре-бовал «считать все», по расчетным схемам максимально соответствующих конструкции, часто в ущерб детальному расчету технологического или теплового процесса. Кафедра аппаратов, под руководством фактически работника промышленности, крупного проек-танта, А.И. Рычкова, разработку конструкции аппарата неразрывно связывала с расчетом процессов, в нем происходивших, и цехом, в котором будет стоять оборудование. Но учебные планы были практически одинаковые, уровень знаний тоже и это ясно было видно на ГЭКе, который был единым для обеих кафедр.
Защиты дипломных проектов были весьма серьезные, вопросов много, причем больше от друзей-соперников. Лично меня на ГЭКе в июне 1956г. З.Б. Канторович поймал на слишком примитивной расчетной схеме упругих элементов.
Возглавлял ГЭК акад. АН СССР, директор НИИХИМАШа Николай Антонович Доллежаль, и это был высочайший уровень оценки наших знаний и определенная дань ува-жения институту поставлявшему кадры в атомную промышленность. Сейчас появляются попытки усилить роль Берии в нашем атомном проекте. На самом деле отвечали за про-ект три человека: Игорь Васильевич Курчатов – научные разработки, Николай Антонович Доллежаль – строительство реакторов, Андрей Анатольевич Бочвар – металлургия делящихся элементов. Недаром же каждому после взрыва первой атомной бомбы Сталин подарил по лимузину ЗИС – 110, правда, мышиного цвета, (черный для начальства).
В атомном проекте Союза работало очень много выпускников МИХМа, что объяснялось близостью атомной и химической отраслей промышленности, но самый главный фактор - широта знаний и прекрасные сбалансированные учебные планы. Так, если из нас готовили конструкторов и механиков, то проектов у нас было шесть (ТММ, Детали машин, ПТМ. Технология машиностроения, Аппараты, Дипломный); в период практик - два машиностроительных заводов, в т.ч. Уралхиммаш и химкомбинат.
Ну а вкус к конструкторской деятельности прививался изначально преподавателями, участвующими в передовых исследовательских работах, знакомство с работами аспиран-тов и извечный вопрос на защитах проектов –«А что Вы сделали нового?».
И добрая память выпускавшим нас Нине Александровне Шаховой, Кузьме Ивановичу Лебедеву, Виктору Яковлевичу Гальцову и много с нами возившейся и всей душой бо-левшей за нас Лидии Михайловне Полонской.

Лаборатория измерительных приборов или ИАЭ АН СССР

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты