САПР
Dz (обсуждение | вклад) (Новая страница: « Предыстория кафедры») |
Dz (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Предыстория кафедры]] | [[Предыстория кафедры]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Кафедра САПР организована приказом ректора в сентябре 1996 года в соответствии с решением Ученого совета вуза как профилирующая кафедра для подготовки инженеров по специ-альности 230104.65 "Системы автоматизированного проектирования". | ||
+ | Первый набор студентов (25 человек) на специальность 230104.65 осуществлен в 1994 году (выпуск в 1999 году). До 2011 года прием на специальность 230104.65 составлял. 30 человек. Конкурс по заявлениям составлял 4-5 человек на место. В 2011-12012 гг. прием осуществлялся на направление 230100.62 (профиль САПР, бакалавриат) при плане приема – 50 человек. Конкурс по заявлениям составлял 3-4 человек на место. | ||
+ | За период своей деятельности кафедра САПР осуществила 17 выпусков специалистов по САПР и один внеплановый выпуск – в 1998 году (7 человек из числа студентов, обучающихся по специализации «Автоматизированное проектирование машин» кафедры КМХП). | ||
+ | Всего за эти годы выпущено 353 специалиста по САПР. Выпускники кафедры не испыты-вают затруднений при трудоустройстве и практически все работают по специальности. На кафедре ведется база данных по выпускникам кафедры, а также по студентам, обучающимся на кафедре. | ||
+ | Специальность 230104.65 входит в направление подготовки дипломированного специалиста 230100 “Информатика и вычислительная техника”. В это направление входят специальности: | ||
+ | 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | ||
+ | 230102.65 Автоматизированные системы обработки информации и управления | ||
+ | 230104.65 Системы автоматизированного проектирования | ||
+ | 230105.65 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем | ||
+ | Согласно ГОС: | ||
+ | "Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 230104.65 – «Системы автоматизированного проектирования» – являются проектирование или модерни-зация технического, математического, программного, информационного, лингвистического, методического, организационного обеспечения САПР". | ||
+ | Таким образом, в соответствии со стандартом кафедра выпускала прикладных програм-мистов. В качестве предметной области изначально была определена отрасль химического ма-шиностроения, а также родственные отрасли промышленности: нефтегазовая, пищевая, биотех-нология, а также атомное машиностроение, которое имеет аналогичный набор технологического оборудования. | ||
+ | Кафедра САПР осуществляла образовательный процесс по всем формам преподаватель-ской деятельности со студентами 2-5 курсов специальности САПР | ||
+ | Пять раз (в 1998, 2000, 2002, 2007, 2012 гг.) кафедра проходила внешнюю проверку в про-цессе аттестации и аккредитации университета. | ||
+ | Кафедра располагала учебно-вычислительной лабораторией САПР, компьютерный парк которой насчитывает 50 автоматизированных рабочих мест. Рабочие станции объединены в ло-кальную информационно-вычислительную сеть 100 Мбит/с Ethernet (топология звезды), функ-ционирующую под управлением операционной системы Windows 2008 Server. | ||
+ | Кафедра вела преподавание 15 дисциплин по специальности 230104.65: | ||
+ | • Операционные системы, | ||
+ | • Базы данных, | ||
+ | • Лингвистическое и программное обеспечение САПР, | ||
+ | • Программирование на языке высокого уровня, | ||
+ | • Организация ЭВМ и систем, | ||
+ | • Автоматизация конструирования и технологического проектирования, | ||
+ | • Методы и алгоритмы расчетов в САПР, | ||
+ | • Компьютерная графика, | ||
+ | • Геометрическое моделирование в САПР, | ||
+ | • Модели и методы анализа проектных решений, | ||
+ | • Интеллектуальные подсистемы САПР, | ||
+ | • Сети ЭВМ и телекоммуникации, | ||
+ | • Сетевые компьютерные технологии, | ||
+ | • Методы и средства защиты компьютерной информации, | ||
+ | • Разработка САПР. | ||
+ | Особенностью образовательного процесса по специальности САПР являлась большая и трудноразрешимая проблема обеспечения учебно-методической литературой специальных дис-циплин. Эта проблема связана в первую очередь с быстрым развитием информационных техно-логий, компьютерной техники и программных средств. Цикл обновления элементной базы, про-граммных продуктов и соответствующей справочной и методической литературы не превышает 6-8 месяцев. При этом стоимость печатных изданий по информационным технологиям непомер-но высока. | ||
+ | Дефицит преподавательских кадров и крайний дефицит времени, необходимого для соз-дания методического обеспечения определили формы и методы методической работы, связан-ные, прежде всего, с широким применением компьютерной техники и информационных техно-логий для решения проблемы достаточности и современности учебной информации. Основное внимание уделялось разработке и использованию в учебном процессе собственных учебно-методических материалов и программных средств. Практически ко всем дисциплинам созданы и внедрены в образовательный процесс автоматизированные учебные курсы и автоматизирован-ные лабораторные практикумы. Обучающие системы содержат полную информацию по изучае-мым дисциплинам, включая методические указания к лабораторным практикумам. В первом по-колении (1999-2005 гг.) это были системы, ориентированные на применение в локальных ком-пьютерных сетях. С 2006 года кафедра перешла на разработку автоматизированных учебных курсов и лабораторных практикумов второго поколения, допускающих применение в глобаль-ных сетях. | ||
+ | |||
+ | Автоматизированные учебные курсы второго поколения: | ||
+ | • Операционные системы | ||
+ | • Базы данных | ||
+ | • Лингвистическое и программное обеспечение САПР | ||
+ | • Организация ЭВМ и систем | ||
+ | • Программирование на языке высокого уровня | ||
+ | • Методы и алгоритмы инженерного анализа конструкций | ||
+ | • Автоматизация конструкторского и технологического проектирования | ||
+ | • Интеллектуальные подсистемы в САПР | ||
+ | • Сети ЭВМ и телекоммуникации | ||
+ | • Сетевые компьютерные технологии | ||
+ | • Методы и средства защиты компьютерной информации | ||
+ | • Модели и методы анализа проектных решений | ||
+ | • Компьютерная графика | ||
+ | • Геометрическое моделирование в САПР | ||
+ | • Разработка САПР | ||
+ | Автоматизированные лабораторные практикумы второго поколения: | ||
+ | • Операционные системы | ||
+ | • Базы данных | ||
+ | • Лингвистическое и программное обеспечение САПР | ||
+ | • Организация ЭВМ и систем | ||
+ | • Программирование на языке высокого уровня | ||
+ | • Методы и алгоритмы инженерного анализа конструкций | ||
+ | • Автоматизация конструкторского и технологического проектирования | ||
+ | • Интеллектуальные подсистемы в САПР | ||
+ | • Модели и методы анализа проектных решений | ||
+ | • Сети ЭВМ и телекоммуникации | ||
+ | • Сетевые компьютерные технологии | ||
+ | • Методы и средства защиты компьютерной информации | ||
+ | • Твердотельное моделирование и конечно-элементный анализ элементов конструкций | ||
+ | • Конечно-элементное моделирование в CAE-системе ANSYS | ||
+ | • Работа конструктора в CAE-системе MSC/Nastran | ||
+ | • Работа конструктора в системе проектирования AutoCAD | ||
+ | • Работа конструктора в системе проектирования NanoCAD | ||
+ | • Проектирование графических баз данных в системе AutoCAD | ||
+ | |||
+ | Кроме автоматизированных учебных курсов и лабораторных практикумов в учебном про-цессе широко использовались учебно-исследовательские САПР: | ||
+ | • Синтез, анализ и оптимальное проектирование составных оболочечных конструкций | ||
+ | • Инженерный анализ и оптимальное проектирование аппаратов высокого давления | ||
+ | • Инженерный анализ и оптимальное проектирование дисков машин | ||
+ | • Автоматизированное проектирование элементов машиностроительных конструкций | ||
+ | • Оптимальное проектирование горизонтальных сосудов и аппаратов. | ||
+ | Помимо освоения образовательной программы в области информационных технологий выпускники кафедры получали фундаментальную подготовку в области механики и машино-строения. Непрерывность специальной подготовки применительно к задачам химического машиностроения и смежных отраслей промышленности, включая конструкторскую подготовку (выделено курсивом), обеспечивалось изучением следующего цикла дисциплин: | ||
+ | • программирование на языке высокого уровня, | ||
+ | • инженерная графика, | ||
+ | • компьютерная графика, | ||
+ | • геометрическое моделирование в САПР, | ||
+ | • основы теории теплообмена, | ||
+ | • механика, | ||
+ | • методы и алгоритмы расчетов на прочность в САПР, | ||
+ | • основы компьютерного конструирования, | ||
+ | • компьютерный анализ динамики машин, | ||
+ | • модели и методы анализа проектных решений, | ||
+ | • автоматизация конструкторского и технологического проектирования, | ||
+ | • электротехника и электроника, | ||
+ | • организация ЭВМ и систем, | ||
+ | • операционные системы, | ||
+ | • базы данных, | ||
+ | • лингвистическое и программное обеспечение САПР, | ||
+ | • сети ЭВМ и телекоммуникации, | ||
+ | • сетевые компьютерные технологии, | ||
+ | • методы и средства защиты компьютерной информации, | ||
+ | • промышленная логистика, | ||
+ | • разработка САПР. | ||
+ | |||
+ | Дипломные проекты были связаны с разработкой систем и подсистем автоматизированного проектирования, созданию реляционных и графических баз данных, информационных систем, математическому, твердотельному и конечно-элементному моделированию. Выполнялись с применением современных информационных технологий и профессиональных программных средств высокого уровня. Обязательной частью каждого дипломного проекта является разработка программного продукта, выполненная на профессиональном уровне. | ||
+ | Высокий уровень подготовки, как в области информационных технологий, так и в области механики и машиностроения обеспечивала выпускникам кафедры высокую конкурентоспособность на рынке труда. Выпускники работают не только программистами, но и конструкторами в различных организациях. Очень большой спрос на специалистов, хорошо владеющих системами инженерного анализа (ANSYS, NASTRAN, COSMOS/M). | ||
+ | Новые формы обучения на кафедре связаны, прежде всего, с постановкой перед студентами задач повышенной сложности, направленных на разработку конкретных приложений. | ||
+ | Новой формой учебного процесса являлось привлечение студентов к разработке программного и методического обеспечения дисциплин специальности 230104.65. Студенты принимали самое активное участие в этой работе и по праву являлись соавторами целого ряда разработок, в частности, автоматизированных курсов и практикумов. | ||
+ | К новым формам обучения можно отнести также тот факт, что техническое и системное обслуживание учебной лаборатории САПР полностью обеспечивалось силами студентов (хотя эта мера и является вынужденной ввиду отсутствия практической возможности привлечь на работу квалифицированный штатный персонал вследствие низкого уровня оплаты труда). Студенты младших курсов (2-3 курсы) работали операторами, студенты старших курсов замещали должности системных программистов и сетевых администраторов, выполняя задачи повышен-ной сложности, учитывая высокий уровень применяемых профессиональных программных продуктов и необходимость управления вычислительно-информационной компьютерной сетью. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Как самостоятельное учебно-научное подразделение кафедра САПР прекратила существование с 1 сентября 2013 года в результате крайне неудачно проведенной структурной реорганизацией в процессе слияния с МГОУ им. Черномырдина. Половина преподавателей кафедры уволилась. Под вывеской «Кафедра САПР» были сведены кафедры, осуществляющие обучение по существенно различным специальностям: | ||
+ | «Системы автоматизированного проектирования», | ||
+ | «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», | ||
+ | «Информационно-измерительная техника и технологии» (направление «Приборостроение»). | ||
+ | Это как раз тот случай, когда название не соответствует содержанию, В результате реорганизации получилось эклектическое объединение трех разных подразделений. В такой ситуации практически отсутствует совместное содержательное обсуждение и совместная работа над решением учебно-методических проблем. Каждый сектор решает свои вопросы самостоятельно. Работа кафедры как подразделения в настоящее время ограничивается по существу чисто организационной деятельностью (сбор и передача информации вышестоящему руководству, табельный учет, выбор делегатов на университетскую конференцию и т.п.). Учебно-вычислительная лаборатория САПР полностью лишена лаборантского состава. Все это вызывает колоссальные трудности в работе. Список проблем не исчерпывается указанными проблемами, но это предмет отдельного обсуждения. |
Версия 14:46, 5 апреля 2015
Кафедра САПР организована приказом ректора в сентябре 1996 года в соответствии с решением Ученого совета вуза как профилирующая кафедра для подготовки инженеров по специ-альности 230104.65 "Системы автоматизированного проектирования".
Первый набор студентов (25 человек) на специальность 230104.65 осуществлен в 1994 году (выпуск в 1999 году). До 2011 года прием на специальность 230104.65 составлял. 30 человек. Конкурс по заявлениям составлял 4-5 человек на место. В 2011-12012 гг. прием осуществлялся на направление 230100.62 (профиль САПР, бакалавриат) при плане приема – 50 человек. Конкурс по заявлениям составлял 3-4 человек на место.
За период своей деятельности кафедра САПР осуществила 17 выпусков специалистов по САПР и один внеплановый выпуск – в 1998 году (7 человек из числа студентов, обучающихся по специализации «Автоматизированное проектирование машин» кафедры КМХП).
Всего за эти годы выпущено 353 специалиста по САПР. Выпускники кафедры не испыты-вают затруднений при трудоустройстве и практически все работают по специальности. На кафедре ведется база данных по выпускникам кафедры, а также по студентам, обучающимся на кафедре.
Специальность 230104.65 входит в направление подготовки дипломированного специалиста 230100 “Информатика и вычислительная техника”. В это направление входят специальности:
230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
230102.65 Автоматизированные системы обработки информации и управления
230104.65 Системы автоматизированного проектирования
230105.65 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Согласно ГОС:
"Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 230104.65 – «Системы автоматизированного проектирования» – являются проектирование или модерни-зация технического, математического, программного, информационного, лингвистического, методического, организационного обеспечения САПР".
Таким образом, в соответствии со стандартом кафедра выпускала прикладных програм-мистов. В качестве предметной области изначально была определена отрасль химического ма-шиностроения, а также родственные отрасли промышленности: нефтегазовая, пищевая, биотех-нология, а также атомное машиностроение, которое имеет аналогичный набор технологического оборудования.
Кафедра САПР осуществляла образовательный процесс по всем формам преподаватель-ской деятельности со студентами 2-5 курсов специальности САПР
Пять раз (в 1998, 2000, 2002, 2007, 2012 гг.) кафедра проходила внешнюю проверку в про-цессе аттестации и аккредитации университета.
Кафедра располагала учебно-вычислительной лабораторией САПР, компьютерный парк которой насчитывает 50 автоматизированных рабочих мест. Рабочие станции объединены в ло-кальную информационно-вычислительную сеть 100 Мбит/с Ethernet (топология звезды), функ-ционирующую под управлением операционной системы Windows 2008 Server.
Кафедра вела преподавание 15 дисциплин по специальности 230104.65:
• Операционные системы,
• Базы данных,
• Лингвистическое и программное обеспечение САПР,
• Программирование на языке высокого уровня,
• Организация ЭВМ и систем,
• Автоматизация конструирования и технологического проектирования,
• Методы и алгоритмы расчетов в САПР,
• Компьютерная графика,
• Геометрическое моделирование в САПР,
• Модели и методы анализа проектных решений,
• Интеллектуальные подсистемы САПР,
• Сети ЭВМ и телекоммуникации,
• Сетевые компьютерные технологии,
• Методы и средства защиты компьютерной информации,
• Разработка САПР.
Особенностью образовательного процесса по специальности САПР являлась большая и трудноразрешимая проблема обеспечения учебно-методической литературой специальных дис-циплин. Эта проблема связана в первую очередь с быстрым развитием информационных техно-логий, компьютерной техники и программных средств. Цикл обновления элементной базы, про-граммных продуктов и соответствующей справочной и методической литературы не превышает 6-8 месяцев. При этом стоимость печатных изданий по информационным технологиям непомер-но высока.
Дефицит преподавательских кадров и крайний дефицит времени, необходимого для соз-дания методического обеспечения определили формы и методы методической работы, связан-ные, прежде всего, с широким применением компьютерной техники и информационных техно-логий для решения проблемы достаточности и современности учебной информации. Основное внимание уделялось разработке и использованию в учебном процессе собственных учебно-методических материалов и программных средств. Практически ко всем дисциплинам созданы и внедрены в образовательный процесс автоматизированные учебные курсы и автоматизирован-ные лабораторные практикумы. Обучающие системы содержат полную информацию по изучае-мым дисциплинам, включая методические указания к лабораторным практикумам. В первом по-колении (1999-2005 гг.) это были системы, ориентированные на применение в локальных ком-пьютерных сетях. С 2006 года кафедра перешла на разработку автоматизированных учебных курсов и лабораторных практикумов второго поколения, допускающих применение в глобаль-ных сетях.
Автоматизированные учебные курсы второго поколения: • Операционные системы • Базы данных • Лингвистическое и программное обеспечение САПР • Организация ЭВМ и систем • Программирование на языке высокого уровня • Методы и алгоритмы инженерного анализа конструкций • Автоматизация конструкторского и технологического проектирования • Интеллектуальные подсистемы в САПР • Сети ЭВМ и телекоммуникации • Сетевые компьютерные технологии • Методы и средства защиты компьютерной информации • Модели и методы анализа проектных решений • Компьютерная графика • Геометрическое моделирование в САПР • Разработка САПР Автоматизированные лабораторные практикумы второго поколения: • Операционные системы • Базы данных • Лингвистическое и программное обеспечение САПР • Организация ЭВМ и систем • Программирование на языке высокого уровня • Методы и алгоритмы инженерного анализа конструкций • Автоматизация конструкторского и технологического проектирования • Интеллектуальные подсистемы в САПР • Модели и методы анализа проектных решений • Сети ЭВМ и телекоммуникации • Сетевые компьютерные технологии • Методы и средства защиты компьютерной информации • Твердотельное моделирование и конечно-элементный анализ элементов конструкций • Конечно-элементное моделирование в CAE-системе ANSYS • Работа конструктора в CAE-системе MSC/Nastran • Работа конструктора в системе проектирования AutoCAD • Работа конструктора в системе проектирования NanoCAD • Проектирование графических баз данных в системе AutoCAD
Кроме автоматизированных учебных курсов и лабораторных практикумов в учебном про-цессе широко использовались учебно-исследовательские САПР: • Синтез, анализ и оптимальное проектирование составных оболочечных конструкций • Инженерный анализ и оптимальное проектирование аппаратов высокого давления • Инженерный анализ и оптимальное проектирование дисков машин • Автоматизированное проектирование элементов машиностроительных конструкций • Оптимальное проектирование горизонтальных сосудов и аппаратов. Помимо освоения образовательной программы в области информационных технологий выпускники кафедры получали фундаментальную подготовку в области механики и машино-строения. Непрерывность специальной подготовки применительно к задачам химического машиностроения и смежных отраслей промышленности, включая конструкторскую подготовку (выделено курсивом), обеспечивалось изучением следующего цикла дисциплин: • программирование на языке высокого уровня, • инженерная графика, • компьютерная графика, • геометрическое моделирование в САПР, • основы теории теплообмена, • механика, • методы и алгоритмы расчетов на прочность в САПР, • основы компьютерного конструирования, • компьютерный анализ динамики машин, • модели и методы анализа проектных решений, • автоматизация конструкторского и технологического проектирования, • электротехника и электроника, • организация ЭВМ и систем, • операционные системы, • базы данных, • лингвистическое и программное обеспечение САПР, • сети ЭВМ и телекоммуникации, • сетевые компьютерные технологии, • методы и средства защиты компьютерной информации, • промышленная логистика, • разработка САПР.
Дипломные проекты были связаны с разработкой систем и подсистем автоматизированного проектирования, созданию реляционных и графических баз данных, информационных систем, математическому, твердотельному и конечно-элементному моделированию. Выполнялись с применением современных информационных технологий и профессиональных программных средств высокого уровня. Обязательной частью каждого дипломного проекта является разработка программного продукта, выполненная на профессиональном уровне. Высокий уровень подготовки, как в области информационных технологий, так и в области механики и машиностроения обеспечивала выпускникам кафедры высокую конкурентоспособность на рынке труда. Выпускники работают не только программистами, но и конструкторами в различных организациях. Очень большой спрос на специалистов, хорошо владеющих системами инженерного анализа (ANSYS, NASTRAN, COSMOS/M). Новые формы обучения на кафедре связаны, прежде всего, с постановкой перед студентами задач повышенной сложности, направленных на разработку конкретных приложений. Новой формой учебного процесса являлось привлечение студентов к разработке программного и методического обеспечения дисциплин специальности 230104.65. Студенты принимали самое активное участие в этой работе и по праву являлись соавторами целого ряда разработок, в частности, автоматизированных курсов и практикумов. К новым формам обучения можно отнести также тот факт, что техническое и системное обслуживание учебной лаборатории САПР полностью обеспечивалось силами студентов (хотя эта мера и является вынужденной ввиду отсутствия практической возможности привлечь на работу квалифицированный штатный персонал вследствие низкого уровня оплаты труда). Студенты младших курсов (2-3 курсы) работали операторами, студенты старших курсов замещали должности системных программистов и сетевых администраторов, выполняя задачи повышен-ной сложности, учитывая высокий уровень применяемых профессиональных программных продуктов и необходимость управления вычислительно-информационной компьютерной сетью.
Как самостоятельное учебно-научное подразделение кафедра САПР прекратила существование с 1 сентября 2013 года в результате крайне неудачно проведенной структурной реорганизацией в процессе слияния с МГОУ им. Черномырдина. Половина преподавателей кафедры уволилась. Под вывеской «Кафедра САПР» были сведены кафедры, осуществляющие обучение по существенно различным специальностям: «Системы автоматизированного проектирования», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Информационно-измерительная техника и технологии» (направление «Приборостроение»). Это как раз тот случай, когда название не соответствует содержанию, В результате реорганизации получилось эклектическое объединение трех разных подразделений. В такой ситуации практически отсутствует совместное содержательное обсуждение и совместная работа над решением учебно-методических проблем. Каждый сектор решает свои вопросы самостоятельно. Работа кафедры как подразделения в настоящее время ограничивается по существу чисто организационной деятельностью (сбор и передача информации вышестоящему руководству, табельный учет, выбор делегатов на университетскую конференцию и т.п.). Учебно-вычислительная лаборатория САПР полностью лишена лаборантского состава. Все это вызывает колоссальные трудности в работе. Список проблем не исчерпывается указанными проблемами, но это предмет отдельного обсуждения.