Капица, Пётр Леонидович

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 2: Строка 2:
 
[[ Файл:КафКап2.jpg|350px|thumb|left|]]
 
[[ Файл:КафКап2.jpg|350px|thumb|left|]]
 
[[ Файл:МИХМ_1940_.jpg|350px|thumb|right|Фото 1940 г.]]
 
[[ Файл:МИХМ_1940_.jpg|350px|thumb|right|Фото 1940 г.]]
 +
 +
П.Л. КАПИЦА – СОЗДАТЕЛЬ КРИОГЕННОЙ ОТРАСЛИ В СССР
 +
 +
Истоки кислородной промышленности в СССР 1<br>
 +
Всесоюзный автогенный трест                 1<br>
 +
Начало Великой отечественной войны         4<br>
 +
Создание Главкислорода                         5<br>
 +
Создание воздухоразделительной установки ТК-2000 6<br>
 +
Структура кислородной отрасли                 7<br>
 +
Кафедра турбокислородных установок МИХМ         7<br>
 +
ВНИИКИМАШ                                 8<br>
 +
Гипрокислород                                 10<br>
 +
Заключение                                 10<br>
 +
 +
'''Истоки кислородной промышленности в СССР'''<br>
 +
Всесоюзный автогенный трест<br>
 +
 +
В середине 20-х годов развитие машиностроения, металлургии и других отраслей промышленности потребовала производства сжатых газов, что ускоряло и удешевляло все работы. Уже в 1926 году было создано «Русско-американское смешанное акционерное общество сжатых газов» (РАГАЗ) для использования новейших усовершенствований заграничной техники в кислородном деле. В 1930 году вместо общества РАГАЗ был учрежден Государственный всесоюзный автогенный трест (ВАТ), которому были подчинены все заводы по производству кислорода и ацетилена.<br>
 +
ВАТ заключил договор с немецкой фирмой «Мессер и Ко» на проектирование завода для производства автогенной аппаратуры и в Москве, в Тюфелевой роще был построен 1-й Московский аппаратный завод (1-й МАЗ, после 1940 г. был переименован в 1-й Московский автогенный завод) для воздухоразделительных установок (ВРУ) и получения кислорода для газовой сварки и резки.
 +
Постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства СССР № 47 от 4 ноября 1931 года ввоз газовой аппаратуры из-за границы был прекращен.
 +
В 1929 году в Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева началась подготовка специалистов по глубокому холоду, выпуск которых начался уже в Московском химико-технологическом институте (МИХМ), выделившемся из МХТИ в 1931 г.<br>
 +
В 1932 году при МВТУ им. Н.Э. Баумана была организована специализация по глубокому холоду, и в 1934 году состоялся выпуск первых трех специалистов – П.П. Соколова, Л.А. Садовникова и М.Б. Столпера.<br>
 +
При ВАТ было организованно особое конструкторское бюро (ОКБ), руководителем которого стал недавно закончивший МИХМ И.П. Усюкин. В состав ОКБ вошли А.В. Захаров, И.П. Ишкин, Г.В. Лаздин, Л.Б. Фалькевич, И.В. Васильев. Техническим консультантом был назначен профессор МВТУ Н.И. Гельперин.<br>
 +
Одна из первых отечественных установок (С-230) для получения 250 м3 кислорода в час, была спроектирована под руководством профессоров МВТУ С.Я. Герша, Н.А. Доллежаля и С.Н. Семихатова. Эта установка была изготовлена на 1-м Московском аппаратном заводе, который в 1931–1933 гг. стал центром производственных, опытно-конструкторских и экспериментальных работ по производству воздухоразделительных аппаратов.<br>
 +
С этого времени в СССР начинается серьезное развитие кислородного машиностроения и применение кислорода и азота в металлургической и химической промышленности.
 +
В 1934 году приехавшему из Кембриджа Петру Леонидовичу Капице не разрешили вернуться в Англию, в 1935 началось создание Института физических проблем (ИФП), где должны были продолжиться начатые в Кембридже работы по криогенике. ИФП был очень небольшим, даже по тогдашним масштабам: 7 научных сотрудников, 7 лаборантов, техников и конструкторов и около 20 рабочих высокой квалификации – механиков, стеклодувов, столяров, электриков. С этими людьми Капица за полтора-два года построил установку для получения жидкого воздуха на новых принципах. Уже весной 1935 года Капица посетил Первый Московский автогенный завод, где познакомился с инженерами, проектирующими воздухоразделительные установки. В том же 1935 г. были пущены в эксплуатацию первые три азотные установки Г 6800. Так был выдержан первый серьезный экзамен на пути создания в нашей стране новой отрасли – кислородного машиностроения.<br>
 +
В районе г. Балашиха в 1937 г. было начато строительство еще одного предприятия – Балашихинского кислородного завода (БКЗ), предназначенного не только для производства кислорода, но и для изготовления кислородного автогенного оборудования. В 1939 г. состоялись опытные пуски крупнейшей отечественной установки для получения 5000 м3/ч 60%-ного кислорода. В 1940 г. успешно завершены опыты по перевозке жидкого кислорода железнодорожным транспортом.<br>
 +
В эти годы группой ученых (И.П. Ишкин, И.Н. Дробинин, С.Е. Дунаев, К.С. Буткевич и др.) был выполнен большой объем научных исследований по созданию насосов, детандеров, газификаторов жидкого кислорода, оборудования для получения аргона.<br>
 +
Тогда же, в 1939 г. по предложению Капицы, на Первом Московском аппаратном заводе было организованно опытно-конструкторское бюро по созданию турбодетандеров новой конструкции, на базе которых в дальнейшем были разработаны кислородные установки низкого давления (руководители бюро В.А. Гиттис и М.М. Левитин). В бюро были приглашены также специалисты завода «Борец». На 1-м МАЗе был создан специальный цех турбодетандерных кислородных установок.<br>
 +
 +
 +
 +
 +
'''Кафедра турбокислородных установок МИХМ'''
 +
 +
В середине 40-х годов в отрасли сложилась уникальная ситуация: руководителем Главкислорода – структуры уровня министерства – стал ученый с мировым именем академик Капица. Он понимал, что стране необходимо не только создание новых установок, но и подготовка специалистов всех уровней для их проектирования, монтажа и эксплуатации. Уже в 1942 году Капица начал писать свой фундаментальный труд, который лег в основу всех его лекционных курсов по установкам глубокого охлаждения. Совместно с одним из самых известных специалистов отрасли – профессором К.Ф. Павловым – Капица разрабатывал программы подготовки кадров как высшего, так и среднего звена.
 +
В состав 1-го МАЗ входило СКБ Московского института химического машиностроения, поэтому кафедру оборудования турбокислородных установок решено было организовать в МИХМе. Приказ о ее создании вышел 16 августа 1944 г., заведующим кафедрой был назначен профессор К.Ф. Павлов. Поскольку Павлов был тяжело болен и долгое время находился в больнице, и.о. завкафедрой и ее фактическим руководителем стал П.Л.Капица. Доцентами были назначены сотрудник ИФП М.П. Малков и доцент МИХМа А.А. Григорьев, а заведующим лабораторией – Н.К. Елухин.<br>
 +
Одновременно была создана группа кислородчиков в Московском машиностроительном техникуме и начал выходить ежемесячный журнал «Кислород».
 +
Таким образом, к середине 1944 года научная работа была сосредоточена в ИФП, производственная и проектная – в СКБ и на заводе, а кафедра МИХМа и техникум обеспечивали подготовку кадров.<br>
 +
Кафедра начала работу со студентами 3 4 курсов, которые были отобраны Малковым из других московских ВУЗов и переведены на новую кафедру. 1944 1945 учебный год стал первым годом работы кафедры, а уже в 1946-1947 гг. были выпущены две группы – всего 55 человек. Выпускники этого первого, «Капицынского» выпуска заняли ведущие позиции в различных отраслях промышленности. Среди них 2 лауреата Государственной премии, 9 докторов наук и 8  кандидатов наук.<br>
 +
Летом 1946 года Капица попал в опалу и был снят со всех постов. Место заведующего кафедрой занял М.П. Малков. А еще через год кафедра была перепрофилирована, получив более широкую тематику, и ее возглавил директор ВНИИКИМАШ И.П. Усюкин, который руководил ею до 1981 года. Затем этот пост занял директор НПО «Криогенмаш» член-корр. АН СССР В.П. Беляков, а в 1986 году на это место пришел заместитель генерального директора по науке НПО «Криогенмаш» Н.В. Филин. С 1992 по 2013 год кафедрой заведовал зам. директора по науке ВНИИХОЛОДМАШ И.М. Калнинь. Ежегодно кафедра выпускала 50 150 специалистов-криогенщиков, в 2006 году на кафедре была открыта мемориальная аудитория им. П.Л. Капицы, а с 2011 года она получила название «Кафедра техники низких температур им. П.Л. Капицы».<br>

Версия 15:08, 26 июня 2019

КафКап2.jpg
Фото 1940 г.

П.Л. КАПИЦА – СОЗДАТЕЛЬ КРИОГЕННОЙ ОТРАСЛИ В СССР

Истоки кислородной промышленности в СССР 1
Всесоюзный автогенный трест 1
Начало Великой отечественной войны 4
Создание Главкислорода 5
Создание воздухоразделительной установки ТК-2000 6
Структура кислородной отрасли 7
Кафедра турбокислородных установок МИХМ 7
ВНИИКИМАШ 8
Гипрокислород 10
Заключение 10

Истоки кислородной промышленности в СССР
Всесоюзный автогенный трест

В середине 20-х годов развитие машиностроения, металлургии и других отраслей промышленности потребовала производства сжатых газов, что ускоряло и удешевляло все работы. Уже в 1926 году было создано «Русско-американское смешанное акционерное общество сжатых газов» (РАГАЗ) для использования новейших усовершенствований заграничной техники в кислородном деле. В 1930 году вместо общества РАГАЗ был учрежден Государственный всесоюзный автогенный трест (ВАТ), которому были подчинены все заводы по производству кислорода и ацетилена.
ВАТ заключил договор с немецкой фирмой «Мессер и Ко» на проектирование завода для производства автогенной аппаратуры и в Москве, в Тюфелевой роще был построен 1-й Московский аппаратный завод (1-й МАЗ, после 1940 г. был переименован в 1-й Московский автогенный завод) для воздухоразделительных установок (ВРУ) и получения кислорода для газовой сварки и резки. Постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства СССР № 47 от 4 ноября 1931 года ввоз газовой аппаратуры из-за границы был прекращен. В 1929 году в Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева началась подготовка специалистов по глубокому холоду, выпуск которых начался уже в Московском химико-технологическом институте (МИХМ), выделившемся из МХТИ в 1931 г.
В 1932 году при МВТУ им. Н.Э. Баумана была организована специализация по глубокому холоду, и в 1934 году состоялся выпуск первых трех специалистов – П.П. Соколова, Л.А. Садовникова и М.Б. Столпера.
При ВАТ было организованно особое конструкторское бюро (ОКБ), руководителем которого стал недавно закончивший МИХМ И.П. Усюкин. В состав ОКБ вошли А.В. Захаров, И.П. Ишкин, Г.В. Лаздин, Л.Б. Фалькевич, И.В. Васильев. Техническим консультантом был назначен профессор МВТУ Н.И. Гельперин.
Одна из первых отечественных установок (С-230) для получения 250 м3 кислорода в час, была спроектирована под руководством профессоров МВТУ С.Я. Герша, Н.А. Доллежаля и С.Н. Семихатова. Эта установка была изготовлена на 1-м Московском аппаратном заводе, который в 1931–1933 гг. стал центром производственных, опытно-конструкторских и экспериментальных работ по производству воздухоразделительных аппаратов.
С этого времени в СССР начинается серьезное развитие кислородного машиностроения и применение кислорода и азота в металлургической и химической промышленности. В 1934 году приехавшему из Кембриджа Петру Леонидовичу Капице не разрешили вернуться в Англию, в 1935 началось создание Института физических проблем (ИФП), где должны были продолжиться начатые в Кембридже работы по криогенике. ИФП был очень небольшим, даже по тогдашним масштабам: 7 научных сотрудников, 7 лаборантов, техников и конструкторов и около 20 рабочих высокой квалификации – механиков, стеклодувов, столяров, электриков. С этими людьми Капица за полтора-два года построил установку для получения жидкого воздуха на новых принципах. Уже весной 1935 года Капица посетил Первый Московский автогенный завод, где познакомился с инженерами, проектирующими воздухоразделительные установки. В том же 1935 г. были пущены в эксплуатацию первые три азотные установки Г 6800. Так был выдержан первый серьезный экзамен на пути создания в нашей стране новой отрасли – кислородного машиностроения.
В районе г. Балашиха в 1937 г. было начато строительство еще одного предприятия – Балашихинского кислородного завода (БКЗ), предназначенного не только для производства кислорода, но и для изготовления кислородного автогенного оборудования. В 1939 г. состоялись опытные пуски крупнейшей отечественной установки для получения 5000 м3/ч 60%-ного кислорода. В 1940 г. успешно завершены опыты по перевозке жидкого кислорода железнодорожным транспортом.
В эти годы группой ученых (И.П. Ишкин, И.Н. Дробинин, С.Е. Дунаев, К.С. Буткевич и др.) был выполнен большой объем научных исследований по созданию насосов, детандеров, газификаторов жидкого кислорода, оборудования для получения аргона.
Тогда же, в 1939 г. по предложению Капицы, на Первом Московском аппаратном заводе было организованно опытно-конструкторское бюро по созданию турбодетандеров новой конструкции, на базе которых в дальнейшем были разработаны кислородные установки низкого давления (руководители бюро В.А. Гиттис и М.М. Левитин). В бюро были приглашены также специалисты завода «Борец». На 1-м МАЗе был создан специальный цех турбодетандерных кислородных установок.



Кафедра турбокислородных установок МИХМ

В середине 40-х годов в отрасли сложилась уникальная ситуация: руководителем Главкислорода – структуры уровня министерства – стал ученый с мировым именем академик Капица. Он понимал, что стране необходимо не только создание новых установок, но и подготовка специалистов всех уровней для их проектирования, монтажа и эксплуатации. Уже в 1942 году Капица начал писать свой фундаментальный труд, который лег в основу всех его лекционных курсов по установкам глубокого охлаждения. Совместно с одним из самых известных специалистов отрасли – профессором К.Ф. Павловым – Капица разрабатывал программы подготовки кадров как высшего, так и среднего звена. В состав 1-го МАЗ входило СКБ Московского института химического машиностроения, поэтому кафедру оборудования турбокислородных установок решено было организовать в МИХМе. Приказ о ее создании вышел 16 августа 1944 г., заведующим кафедрой был назначен профессор К.Ф. Павлов. Поскольку Павлов был тяжело болен и долгое время находился в больнице, и.о. завкафедрой и ее фактическим руководителем стал П.Л.Капица. Доцентами были назначены сотрудник ИФП М.П. Малков и доцент МИХМа А.А. Григорьев, а заведующим лабораторией – Н.К. Елухин.
Одновременно была создана группа кислородчиков в Московском машиностроительном техникуме и начал выходить ежемесячный журнал «Кислород». Таким образом, к середине 1944 года научная работа была сосредоточена в ИФП, производственная и проектная – в СКБ и на заводе, а кафедра МИХМа и техникум обеспечивали подготовку кадров.
Кафедра начала работу со студентами 3 4 курсов, которые были отобраны Малковым из других московских ВУЗов и переведены на новую кафедру. 1944 1945 учебный год стал первым годом работы кафедры, а уже в 1946-1947 гг. были выпущены две группы – всего 55 человек. Выпускники этого первого, «Капицынского» выпуска заняли ведущие позиции в различных отраслях промышленности. Среди них 2 лауреата Государственной премии, 9 докторов наук и 8 кандидатов наук.
Летом 1946 года Капица попал в опалу и был снят со всех постов. Место заведующего кафедрой занял М.П. Малков. А еще через год кафедра была перепрофилирована, получив более широкую тематику, и ее возглавил директор ВНИИКИМАШ И.П. Усюкин, который руководил ею до 1981 года. Затем этот пост занял директор НПО «Криогенмаш» член-корр. АН СССР В.П. Беляков, а в 1986 году на это место пришел заместитель генерального директора по науке НПО «Криогенмаш» Н.В. Филин. С 1992 по 2013 год кафедрой заведовал зам. директора по науке ВНИИХОЛОДМАШ И.М. Калнинь. Ежегодно кафедра выпускала 50 150 специалистов-криогенщиков, в 2006 году на кафедре была открыта мемориальная аудитория им. П.Л. Капицы, а с 2011 года она получила название «Кафедра техники низких температур им. П.Л. Капицы».

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты