Некоторые воспоминания о МИХМ’е. Малкин А.Я.

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Малкин Александр Яковлевич, докт. физ.-мат. наук, профессор, выпускник 1959 г. кафедры «Об…»)
 
 
(не показаны 6 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Малкин Александр Яковлевич, докт. физ.-мат. наук, профессор,  выпускник 1959 г. кафедры «Оборудование заводов пластмасс и резины».'''''Курсивное начертание'' <br>
+
[[Файл:Малкин.jpg|150px|thumb|left|]]
 +
 
 +
'''МАЛКИН Александр Яковлевич''' ''(род. 31 января 1937 г.). Выпускник МИХМа 1959 г.кафедры «Оборудование заводов пластмасс и резины», инженер-механик по переработка пластмасс; к.ф.-м.н. 1965 г.; доктор физ.-мат. наук (1972 г.), профессор (1980 г.).  Работал  с 1978 г. по  2000  год в НИИПластических масс зав. лабораторией, затем начальником физ.-хим. отдела, затем по наст. время  (14.05.2015 г.) Институт нефтехимического синтеза, лаборатория реологии полимеров,  Главный научный сотрудник. Член ряда диссертационных советов, эксперт РФФИ и РНФ, член ред. коллегий ряда отечественных и международных журналов.    Научные    интересы:  реология полимеров и многокомпонентных систем, технология и переработка полимеров.  Педагогическая  деятельность: Visiting professor ряда зарубежных университетов  в США, Китае и др.  Почетный лектор университета Чанчун, КНР. Подготовил 40 кандидатов наук и 5 докторов наук, один  из учеников  стал  член-корр. РАН.  Опубликовал более 500 статей в отечественной и зарубежной печати, в том числе: монографии: Реология полимеров, изд. Химия 1977, Springer, 1989 (с Г.В. Виноградовым); Experimental Methods of Polymer Physics (editor), Prentice Hall, 1983; Author: p.3  - Dynamic mechanical analysis, pp.162 - 255; p.4 - Viscometry,  pp.255 - 430. Prentice-Hall, Rheology: Concepts, methods, Applications, Chemtec, Torondo, Canada, 009, 2nd Rd 2012; русский перевод Реология: Концепции, Методы, Приложения, изд Профессия, СПб, 2010; Rheokinetics - Huthig & Wept Verlag, 1996, 326 pp. (with S.G. Kulichikhin), Reactive Processing of Polymers, ChemTec Publ., Toronto, Canada, 1999, 253 pp. (with V.P. Begihshev)'' <br>
 +
 
  
 
Я поступил в МИХМ в 1954 году и закончил в первой группе студентов-исследователей в самом конце 1959 года.  
 
Я поступил в МИХМ в 1954 году и закончил в первой группе студентов-исследователей в самом конце 1959 года.  
Строка 6: Строка 9:
 
Я должен говорить о двух вещах – о людях, наших преподавателях, и о профессиональной подготовке.
 
Я должен говорить о двух вещах – о людях, наших преподавателях, и о профессиональной подготовке.
 
Очень и очень многим моим учителям я обязан тем, что я собой представляю сейчас. Но о трех из них я хотел бы сказать особо.
 
Очень и очень многим моим учителям я обязан тем, что я собой представляю сейчас. Но о трех из них я хотел бы сказать особо.
Первое – это Мстислав Игоревич Грабарь. Мое впечатление о нем было потрясающим: я впервые в жизни увидел человека, которого я смог с полным основанием назвать настоящим глубоко интеллигентным человеком, высокопрофессиональным лектором и глубоко порядочным человеком. Для меня в моей памяти он таким и остался. Мне всегда нравилась математика, и только в силу существовавших в то время ограничений я не пошел поступать на мехмат. И первая его персональная реплика после первой контрольной (естественно, «на Вы») была такой: «А почему Вы не поступали на мехмат? А, впрочем, я понимаю, но надеюсь, что и здесь Вы получите достойное образование». И он был прав! Во многом благодаря ему, я стал доктором именно физико-математических наук.
 
Второе – это профессор Александр Адольфович Гухман. Я могу говорить о нем только с восхищением. Я ходил не только на его учебный курс, но и на спец. курс по теплопередаче и пограничному слою, который он читал не для студентов, а для всех желающих и на которые приходили десятки уже сложившихся специалистов Москвы. И слушая его лекции, воспринимая его стиль ответов и дискуссий, я понял, что такое быть Ученым. И если мне удалось стать ученым (профессором, доктором наук), то я уверен, что в этом есть и его незримый вклад, потому что его пример был абсолютно и безукоризненно точным.
 
Третье – это заведующий кафедрой, которую я заканчивал, профессор Абрам Наумович Левин. Его лекции были весьма своеобразными. Думаю, что к тому времени канонический курс еще не сложился, потому что переработки полимеров к тому времени в стране реально почти не было. И он в основном рассказывал о своем опыте, о работе заводов, о том, как создавалась послевоенная промышленность производства пластмасс. Это были, скорее уроки жизни в профессии, и передача собственного бесценного опыта. Благодаря ему нам, пришедшим в Институт из школы и в сущности, не сталкивающимся с реальной жизнью, стало как-то ближе и понятнее что нас ждут. Все мы были в той или иной мере балбесами, и он часто повторял очень точную реплику: «Не бездельничайте, а учитесь, чтобы стать специалистами, и специальность вас всегда прокормит в черный день!»
 
  
Я , конечно, несправедлив, упомянув только трех человек; увы, я не могу столь же подробно рассказать еще об очень многих наших преподавателях, которые вложили в нас, или по крайней мере пытались вложить всё от них зависящее, чтобы мы стали профессионалами и достойными людьми. Но еще несколько имен я всё же обязан вспомнить. Это –  … Берман (Высшая математика), Колоссовская (теор. механика), В.И. Семишин  и Р. Галле (химия, какие же они были прекрасные лекторы!), Я. М. Брайнес (Процессы и аппараты), Н.И. Басов (Переработка пластмасс, человек, который действительно был в стране первым специалистом по переработке пластмасс), В.Д. Яхнина (Металловедение), С.И. Соколов (Сопромат), Б.Я. Левин (как ни странно, преподаватель военной кафедры, но он был блестящим химиком, и именно под его руководством я делал дипломную работу и понял, что такое «работать в лаборатории» - красиво, изящно, точно).   
+
''Мстислав Игоревич Грабарь''. Мое впечатление о нем было потрясающим: я впервые в жизни увидел человека, которого я смог с полным основанием назвать настоящим глубоко интеллигентным человеком, высокопрофессиональным лектором и глубоко порядочным человеком. Для меня в моей памяти он таким и остался. Мне всегда нравилась математика, и только в силу существовавших в то время ограничений я не пошел поступать на мехмат. И первая его персональная реплика после первой контрольной (естественно, «на Вы») была такой: «А почему Вы не поступали на мехмат? А, впрочем, я понимаю, но надеюсь, что и здесь Вы получите достойное образование». И он был прав! Во многом благодаря ему, я стал доктором именно физико-математических наук.
 +
 
 +
''Профессор Александр Адольфович Гухман.'' Я могу говорить о нем только с восхищением. Я ходил не только на его учебный курс, но и на спец. курс по теплопередаче и пограничному слою, который он читал не для студентов, а для всех желающих и на которые приходили десятки уже сложившихся специалистов Москвы. И слушая его лекции, воспринимая его стиль ответов и дискуссий, я понял, что такое быть Ученым. Для меня (возможно, с избыточным юношеским максимализмом) он был из другого мира – из того, где жили Больцман и Кельвин, Релей и Рентген.  Надо сказать, что мне довелось встречаться с ним много позднее в неформальной обстановке в семье академика М.А. Стыриковича, с которым они были друзьями. И восхищение от общения с А.А. оставалось таким же сильным. И если мне удалось стать ученым (профессором, доктором наук), то я уверен, что в этом есть и его незримый вклад, потому что его пример был абсолютно и безукоризненно точным.
 +
 
 +
''Профессор Абрам Наумович Левин'' - заведующий кафедрой, которую я заканчивал. Его лекции были весьма своеобразными. Думаю, что к тому времени канонический курс еще не сложился, потому что переработки полимеров к тому времени в стране реально почти не было. И он в основном рассказывал о своем опыте, о работе заводов, о том, как создавалась послевоенная промышленность производства пластмасс. Это были, скорее уроки жизни в профессии, и передача собственного бесценного опыта. Благодаря ему нам, пришедшим в Институт из школы и в сущности, не сталкивающимся с реальной жизнью, стало как-то ближе и понятнее, что нас ждут. Все мы были в той или иной мере балбесами, и он часто повторял очень точную реплику: «Не бездельничайте, а учитесь, чтобы стать специалистами, и специальность вас всегда прокормит в черный день!»
 +
 
 +
Я, конечно, несправедлив, упомянув только трех человек; увы, я не могу столь же подробно рассказать еще об очень многих наших преподавателях, которые вложили в нас, или по крайней мере пытались вложить всё от них зависящее, чтобы мы стали профессионалами и достойными людьми. Но еще несколько имен я всё же обязан вспомнить. Это –  … В.С.Берман (Высшая математика), Колоссовская (теор. механика), В.И. Семишин  и Р. Галле (химия, какие же они были прекрасные лекторы!), Я. М. Брайнес (Процессы и аппараты), Н.И. Басов (Переработка пластмасс, человек, который действительно был в стране первым специалистом по переработке пластмасс), В.Д. Яхнина (Металловедение), С.И. Соколов (Сопромат), Б.Я. Левин (как ни странно, преподаватель военной кафедры, но он был блестящим химиком, и именно под его руководством я делал дипломную работу и понял, что такое «работать в лаборатории» - красиво, изящно, точно).   
 
Извините, что я назвал не всех, кто отдавал нам время, знания и, я не побоюсь сказать, душу. Уверен, что мои коллеги и друзья, выпускники МИХМа добавят к этому списку имена тех, кто был им особенно дорог, но с кем мне не пришлось встретиться за годы учебы.
 
Извините, что я назвал не всех, кто отдавал нам время, знания и, я не побоюсь сказать, душу. Уверен, что мои коллеги и друзья, выпускники МИХМа добавят к этому списку имена тех, кто был им особенно дорог, но с кем мне не пришлось встретиться за годы учебы.
  

Текущая версия на 15:34, 18 мая 2015

Малкин.jpg

МАЛКИН Александр Яковлевич (род. 31 января 1937 г.). Выпускник МИХМа 1959 г.кафедры «Оборудование заводов пластмасс и резины», инженер-механик по переработка пластмасс; к.ф.-м.н. 1965 г.; доктор физ.-мат. наук (1972 г.), профессор (1980 г.). Работал с 1978 г. по 2000 год в НИИПластических масс зав. лабораторией, затем начальником физ.-хим. отдела, затем по наст. время (14.05.2015 г.) Институт нефтехимического синтеза, лаборатория реологии полимеров, Главный научный сотрудник. Член ряда диссертационных советов, эксперт РФФИ и РНФ, член ред. коллегий ряда отечественных и международных журналов. Научные интересы: реология полимеров и многокомпонентных систем, технология и переработка полимеров. Педагогическая деятельность: Visiting professor ряда зарубежных университетов в США, Китае и др. Почетный лектор университета Чанчун, КНР. Подготовил 40 кандидатов наук и 5 докторов наук, один из учеников стал член-корр. РАН. Опубликовал более 500 статей в отечественной и зарубежной печати, в том числе: монографии: Реология полимеров, изд. Химия 1977, Springer, 1989 (с Г.В. Виноградовым); Experimental Methods of Polymer Physics (editor), Prentice Hall, 1983; Author: p.3 - Dynamic mechanical analysis, pp.162 - 255; p.4 - Viscometry, pp.255 - 430. Prentice-Hall, Rheology: Concepts, methods, Applications, Chemtec, Torondo, Canada, 009, 2nd Rd 2012; русский перевод Реология: Концепции, Методы, Приложения, изд Профессия, СПб, 2010; Rheokinetics - Huthig & Wept Verlag, 1996, 326 pp. (with S.G. Kulichikhin), Reactive Processing of Polymers, ChemTec Publ., Toronto, Canada, 1999, 253 pp. (with V.P. Begihshev)


Я поступил в МИХМ в 1954 году и закончил в первой группе студентов-исследователей в самом конце 1959 года. По совету моих старших друзей и родственников в качестве своей специальности я выбрал оборудование для переработки полимеров или просто «полимеры» и эта специальность осталась со мной на всю оставшуюся жизнь. Сегодня, по прошествии многих лет и работы в разных организациях и направлениях я думаю, что могу достаточно объективно оценить то, что мне дал МИХМ. Я должен говорить о двух вещах – о людях, наших преподавателях, и о профессиональной подготовке. Очень и очень многим моим учителям я обязан тем, что я собой представляю сейчас. Но о трех из них я хотел бы сказать особо.

Мстислав Игоревич Грабарь. Мое впечатление о нем было потрясающим: я впервые в жизни увидел человека, которого я смог с полным основанием назвать настоящим глубоко интеллигентным человеком, высокопрофессиональным лектором и глубоко порядочным человеком. Для меня в моей памяти он таким и остался. Мне всегда нравилась математика, и только в силу существовавших в то время ограничений я не пошел поступать на мехмат. И первая его персональная реплика после первой контрольной (естественно, «на Вы») была такой: «А почему Вы не поступали на мехмат? А, впрочем, я понимаю, но надеюсь, что и здесь Вы получите достойное образование». И он был прав! Во многом благодаря ему, я стал доктором именно физико-математических наук.

Профессор Александр Адольфович Гухман. Я могу говорить о нем только с восхищением. Я ходил не только на его учебный курс, но и на спец. курс по теплопередаче и пограничному слою, который он читал не для студентов, а для всех желающих и на которые приходили десятки уже сложившихся специалистов Москвы. И слушая его лекции, воспринимая его стиль ответов и дискуссий, я понял, что такое быть Ученым. Для меня (возможно, с избыточным юношеским максимализмом) он был из другого мира – из того, где жили Больцман и Кельвин, Релей и Рентген. Надо сказать, что мне довелось встречаться с ним много позднее в неформальной обстановке в семье академика М.А. Стыриковича, с которым они были друзьями. И восхищение от общения с А.А. оставалось таким же сильным. И если мне удалось стать ученым (профессором, доктором наук), то я уверен, что в этом есть и его незримый вклад, потому что его пример был абсолютно и безукоризненно точным.

Профессор Абрам Наумович Левин - заведующий кафедрой, которую я заканчивал. Его лекции были весьма своеобразными. Думаю, что к тому времени канонический курс еще не сложился, потому что переработки полимеров к тому времени в стране реально почти не было. И он в основном рассказывал о своем опыте, о работе заводов, о том, как создавалась послевоенная промышленность производства пластмасс. Это были, скорее уроки жизни в профессии, и передача собственного бесценного опыта. Благодаря ему нам, пришедшим в Институт из школы и в сущности, не сталкивающимся с реальной жизнью, стало как-то ближе и понятнее, что нас ждут. Все мы были в той или иной мере балбесами, и он часто повторял очень точную реплику: «Не бездельничайте, а учитесь, чтобы стать специалистами, и специальность вас всегда прокормит в черный день!»

Я, конечно, несправедлив, упомянув только трех человек; увы, я не могу столь же подробно рассказать еще об очень многих наших преподавателях, которые вложили в нас, или по крайней мере пытались вложить всё от них зависящее, чтобы мы стали профессионалами и достойными людьми. Но еще несколько имен я всё же обязан вспомнить. Это – … В.С.Берман (Высшая математика), Колоссовская (теор. механика), В.И. Семишин и Р. Галле (химия, какие же они были прекрасные лекторы!), Я. М. Брайнес (Процессы и аппараты), Н.И. Басов (Переработка пластмасс, человек, который действительно был в стране первым специалистом по переработке пластмасс), В.Д. Яхнина (Металловедение), С.И. Соколов (Сопромат), Б.Я. Левин (как ни странно, преподаватель военной кафедры, но он был блестящим химиком, и именно под его руководством я делал дипломную работу и понял, что такое «работать в лаборатории» - красиво, изящно, точно). Извините, что я назвал не всех, кто отдавал нам время, знания и, я не побоюсь сказать, душу. Уверен, что мои коллеги и друзья, выпускники МИХМа добавят к этому списку имена тех, кто был им особенно дорог, но с кем мне не пришлось встретиться за годы учебы.

А теперь несколько слов о профессиональной подготовке. Когда мы учились, мы часто ныли, жалуясь на множество и разнообразие предметов. А жизнь показала, что в те или иные моменты всё оказалось и нужным, и востребованным – кроме перечисленного выше, и черчение и начертательная геометрия, и теория механизмов и машин, и термодинамики и теплопередача, и общая химическая технология, и физика, и коррозия металлов. Только спустя годы я понял, сколь велик был труд тех, кто учил нас всему этому, даже несмотря на наше неразумное сопротивление. И я крайне благодарен МИХМу именно за ту широту знаний, которую мне дал Институт, что позволило впоследствии успешно работать и в реальном производстве, и в отраслевых НИИ, и в Академии наук, где я продолжаю работать и сейчас в должности Главного научного сотрудника, и читать лекции студентам в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Итак, спасибо МИХМу, и для меня – это преступление против отечественного высшего образования то, что этот Институт перестал существовать.

Москва, март 2015 г.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты