Годы учебы и работы в МИХМе
Gak (обсуждение | вклад) |
Gak (обсуждение | вклад) |
||
Строка 99: | Строка 99: | ||
Определенное внимание уделяло и руководство института, и профсоюз отдыху и студентов, и преподавателей. Организовывались экскурсии в достопримечательные места России, обеспечивались путевками в дома отдыха. У МИХМа был лагерь на Московском море, где отдыхали и студенты, и преподаватели. Был собственный пионерский лагерь в Петушках, гле лето проводили дети сотрудников МИХМа. | Определенное внимание уделяло и руководство института, и профсоюз отдыху и студентов, и преподавателей. Организовывались экскурсии в достопримечательные места России, обеспечивались путевками в дома отдыха. У МИХМа был лагерь на Московском море, где отдыхали и студенты, и преподаватели. Был собственный пионерский лагерь в Петушках, гле лето проводили дети сотрудников МИХМа. | ||
Московский институт химического машиностроения имел мировую известность. В нем учились студенты из разных стран: ГДР. Венгрии, Болгарии, Кубы, Монголии, Китая, Вьетнама, Афганистана. Были и иностранные аспиранты. | Московский институт химического машиностроения имел мировую известность. В нем учились студенты из разных стран: ГДР. Венгрии, Болгарии, Кубы, Монголии, Китая, Вьетнама, Афганистана. Были и иностранные аспиранты. | ||
− | [[Файл:ПродАсп.jpg| | + | [[Файл:ПродАсп.jpg|450px|thumb|right|Консультация аспиранта]] |
Преподаватели МИХМа читали лекции в некоторых зарубежных странах: ГДР. Китае, Вьетнаме, Алжире. | Преподаватели МИХМа читали лекции в некоторых зарубежных странах: ГДР. Китае, Вьетнаме, Алжире. | ||
За успешную подготовку специалистов МИХМ был награжден советским орденом «Трудового Красного Знамени» и орденом ГДР «Знамя труда.» | За успешную подготовку специалистов МИХМ был награжден советским орденом «Трудового Красного Знамени» и орденом ГДР «Знамя труда.» |
Версия 20:37, 18 мая 2015
ПРОДАН Василий Дмитриевич.
Доктор технических наук,
профессор. Выпускник МИХМа
(1962), в академии работает с
момента окончания
института. Профессор
кафедры “Техника основной
химии и промышленной
экологии”.
Научные интересы:
герметизация разъемных
соединений оборудования,
работающего под избыточным
давлением и вакуумом.
Установил основные положения
механизма герметизации
разъемных неподвижных
соединений, работающих под
давлением жидких и газовых
сред; разработал методы
расчета основных типов
разъемных соединений.
Автор 4 монографий и учебных
пособий, 61 научной статьи и 63
изобретений.
Научные партнеры: ГИАП,
ИркутскНИИХИММАШ,
ЛенННИХИММАШ.
Педагогическая деятельность:
читает курс лекций "Техника
основной химии". Создал и
читает курсы "Ремонт
оборудования химических
производств", "Промышленная
техника высоких давлений".
Подготовил 10 кандидатов наук.
Основные публикации:
Продан В. АД. Техника
герметизации разъемных
неподвижных соединений. -
М.: Машиностроение. 1991.
Продан В. АД. Режимы затяжки
групповых резьбовых
соединений. //Вестник
машиностроения, N9, 1982.
Продан В. Д. Комбинированная
затяжка резьбовых соединений.
//Вестник машиностроения, N1,
1983. (Кто есть кто в МГАХМ, 1994 г. стр. 60)
На учебу в я поступил МИХМ в 1957 году после окончания в г. Ангарске вечерней школы с серебряной медалью. В Ангарске работал в качестве слесаря-монтажника 7 разряда на монтаже и ремонте оборудования химических производств, вывезенного после окончания войны из Германии.
Следует отметить существующий тогда высокий профессиональный уровень отдельных преподавателей среднего образования (математика, физика, химия, литература) даже для провинциальной вечерней школы. Не смотря на то, что я начал учиться в вечерней школе с восьмого класса (пятый, шестой и седьмой я пропустил), я получил достаточную подготовку для поступления в столичный ВУЗ.
Меня поразил интеллект сокурсников-москвичей. Я на них смотрел и вслушивался в их разговоры с завистью. Во всем они разбираются, все они знают. Прямо выходцы из другого мира! Со временем, не смотря на то, что я на 8 – 9 лет был их старше, все как то выровнялось, и праздник 1 мая мы отмечали группой на квартире одного нашего студента. Его родители предоставили нам такую возможность.
Учились студенты группы нормально. Занятия не пропускали, к ним обычно готовились. Была взаимная поддержка и помощь, если у кого - либо возникали трудности и не только в учебе, но и в жизни. Так, у меня в начале бытности моей в Москве были золотые часы. Но скоро я их отнес в ломбард. Полученные деньги быстро разошлись и подошел срок выкупать часы. И здесь мне помогла группа. Студенты собрали нужную сумму, и я выкупил часы.
Большая взаимопомощь проявлялась и в учебе. Более сильные в отдельных предметах студенты помогали неуспевающим. И это, естественно, шло на пользу консультанту, т.к. он в процессе консультации сам лучше осваивал предмет.
Особенно мне запомнилось получение зачетов. Вся группа толпится у двери аудитории и выходящего студента тут же окружают и задают одни и те же вопросы: что Он спросил, что ты ответил, как Он прореагировал на твой ответ, какой вопрос ОН задал еще? И тут же зарывались в лекции и книги для нахождения правильного ответа. Сдаваемый курс по объему ограничен и поэтому вопросы преподавателя повторялись. В конечном итоге, посетив несколько раз преподавателя, все получали зачет при довольно хорошем знании предмета.
Существенной движущей силой, которая заставляла студентов учиться лучше – это обязательное для всех окончивших ВУЗ распределение по местам их будущей работы. Чем выше был бал успеваемости выпускника, тем больше хороших мест для работы ему предлагали. При относительно низкой успеваемости предлагали одно – два последних места.
Отказаться от распределения студент не мог, так как обучался он бесплатно и должен за это отработать на предприятии, требующем его специальности, не менее двух лет.
Хорошую помощь в изучении отдельных предметов оказывала производственная практика. Находясь на практике на предприятии по месяцу, студенты не только хорошо осваивали все производство, но и часть студентов (в основном ребята) принимали активное участие в ремонте отдельных видов оборудования.
Сегодняшний студент существенно отличается от прежнего. Каждый думает только о себе. И если он и может чем-то помочь, то только за определенную мзду. Сейчас в сознании большинства студентов (да и не только у них) только деньги. И ответив на заданные преподавателем вопросы, и получив зачет, студент не сообщит ожидающим своей очереди на сдачу студентам содержание вопросов преподавателя и свои ответы.
Моя фраза, что заинтересованность деньгами сейчас не только у студентов, не случайная. Одна студентка рассказала мне, почему у нее в зачетной книжке по «Деталям машин» стоит оценка отлично, а ни на один вопрос при защите проекта по КРЭОО она ответить не смогла. Студенты ее группы собрали определенную сумму денег, и преподаватель всем им поставил оценку отлично.
Производственной практики, как таковой, сейчас вообще нет. Предприятия не отказываются от студентов, но требуют у ВУЗа оплату за руководство практикой, У ВУЗа на это средств нет, как нет средств и на публикуемую техническую литературу, и на обновление лабораторий, и на повышение оплаты лаборантам и ассистентам, ибо за ту, ранее установленную, жалкую зарплату работать никто не желает. И сейчас в ВУЗе нет ни лаборантов, ни ассистентов. Себе же руководство ВУЗа устанавливает уровень зарплаты, значение которой мало кому известно.
В качестве практики сейчас используют время экскурсии по предприятию (час. полтора) или предлагают студентам самим определить место и тему практики, используя своих знакомых и родственников. Естественно, что о тематики ВУЗа при этом никто не вспоминает.
Одна из причин плохой учебы студентов – это слабая подготовка в средней школе. Студенты не имеют элементарных знаний по математике, физике, химии. В некоторых школах Москвы не было вообще преподавателей химии, хотя в аттестате по химии стояла положительная оценка.
Абитуриенты из провинции, как правило, лучше подготовлены и учатся лучше студентов – москвичей.
Одна из причин плохой учебы студентов – это желание иметь деньги. Большинство студентов устраивается на работу: курьерами, сторожами, продавцами. А успешно совмещать учебу и работу при их подготовке – практически невозможно. При этом при незнании ответа на поставленный преподавателем вопрос студенты с гордостью отвечают, что они работают. Подобные заявления звучат и у студенток –вечерниц. При отсутствии ответа на поставленный вопрос они с достоинством заявляют, что у них дети.
На докладные записки в деканат по поводу плохой посещаемости студентами занятий декан заявляет, что они ведь очень заняты – они работают, у них дети.
Этого я не могу понять. Человек поступил на учебу в институт на очное отделение, Следовательно, он должен чем-то жертвовать: или учиться, или работать. Но числиться студентом не учась и получить диплом инженера с высшим техническим образованием – это обман и себя и общества. Хорошо, если не пойдет работать по специальности ВУЗа. А если начнет работать, да еще по протекции родственника войдет в элиту руководителей, то результаты его работы не предсказуемы.
Вспоминаю случай из бытности моей студентом, когда один студент моей группы (наш кореец) к сессии подошел без трех зачетов и был отчислен из института, несмотря на просьбы и заверения всей группы, что она ему поможем все исправить.
Сейчас понятие «отчисление за неуспеваемость» практически отсутствует. Неуспевающие студенты, особенно те, которые платят за учебу, получают от деканата бесконечные продления сессии и переносы сроков экзаменов и числятся в ВУЗе на одном курсе по несколько лет.
Это напоминает обучение в одном коммерческом ВУЗе, в который меня пригласили прочитать курс двум потокам студентов. Из 80 человек списочного состава на моих лекциях присутствовало человек 7 – 8. А когда подошло время экзаменов, то руководство меня предупредило, чтобы «неудов» в экзаменационной ведомости не было. Если студент не знает, то оценку ему вообще не ставить.
Существенное влияние на успеваемость студентов оказывает квалификация преподавателя. Прошло более 50 лет со времени бытности моей студентом, но отдельных преподавателей я с уважением и благодарностью вспоминаю до сих пор. Фамилии некоторых я уже не помню, но ясно помню их образ и манеру преподавания.
Привожу далеко не полный их перечень. Это -профессор кафедры «Высшая математика» Бессонов и доцент Таль, доцент (женщина) кафедры «Физика», преподаватели (женщины) кафедры «Теоретическая механика», профессора кафедры «Теория машин и механизмов», профессор кафедры «Сопротивление материалов» Рубинин, доцент кафедры «Термодинамика», доцент (лектор) кафедры «Детали машин».
Были преподаватели, которые не внушали такого уважения. К ним можно отнести лектора Пензова, который читал нам на первом курсе Историю КПСС. Именно он считывал курс с книги на плохом русском языке. Это меня тогда очень удивило, что в столичном ВУЗе такой важный для того времени предмет и так плохо читает преподаватель. Профессор Соколов читал курс Физическая химия, но так часто ошибался и стирал написанное на доске, что записывать лекцию за ним было практически невозможно. Курс «Процессы и аппараты» читал нам профессор Плановский. Хотя он считается известным ученым, но как преподаватель Высшей школы он особенно не блистал. Повернувшись спиной к аудитории и не уделяя студентам ни малейшего внимания, он бубнил себе что-то под нос.
Когда я узнал, что есть книги по этим предметам, я перестал ходить на эти лекции.
Из преподавателей кафедры, на которой я стал работать после окончания МИХМа, особенно хочется отметить профессора Семенова П.А. Воспитанный, очень вежливый, готовый помочь в решении трудных вопросов, всегда относился к студентам и сотрудникам с уважением. Лекций его я не слушал. Он читал курс по оборудованию и производству серной кислоты. Я слушал курс по оборудованию неорганических производств: аммиак, метанол, мочевина, азотная кислота. Эти предметы нам читали доценты Румянцев О.В. и Чехов О.С. Лекции Чехова О.С. были интересны с точки зрения времяпровождения. Его постоянно заносило в сторону от темы читаемой лекции, и он рассказывал о своих студенческих годах, о личных и институтских научных достижениях и других, не связанных с тематикой лекции, предметах. Лекции его не утомляли, но нужных для сдачи экзаменов записей у студентов практически не было.
После лекций О.В.Румянцева чувствовалась некоторая усталость, но зато при подготовке к экзамену или при выполнении проектов практически не нужны были дополнительные материалы. Достаточно было содержания лекций.
Между заведующим кафедрой П.А.Семеновым и доцентом кафедры О.С.Чеховым все время были натянутые отношения из-за того, что Чехов О.С. вел научную работу на кафедре профессора Плановского А.Н., а не на своей кафедре.
Руководители института проявляли определенную заботу о качестве преподавания. Ведущие преподаватели кафедр посещали занятия начинающих ассистентов и затем в приватной беседе высказывали им свои замечания и пожелания. Для всех преподавателей проводились обязательные занятия по новым вводимым дисциплинам: надежность оборудования и вычислительная техника. На подготовку нового курса лекций преподавателю давали определенный (оплачиваемый) отрезок времени. На кафедре преподаватель представлял конспект подготовленных лекций, который затем проходил утверждение методической комиссией. В институте работала Школа преподавателя, занятия в которой были обязательны для всех преподавателей, включительно до профессора. В Школе читались предметы, связанные с техникой обучения: психология, логика, культура речи и другие. Приглашали (с оплатой) ведущих специалистов по этим дисциплинам. В институте работала хорошая техническая библиотека. Если какой книги в ней не было, то работники библиотеки заказывали ее в центральных библиотеках Москвы. Заказывали переводы иностранных статей. И все это за счет института. Таким образом, преподаватели и интересующиеся студенты были всегда в курсе современного развития мировой промышленности. В МИХМе ежегодно проводились научные конференции, на которых принимали участие не только преподаватели, аспиранты и студенты МИХМа, но и заинтересованные люди из других городов. Наши преподаватели, аспиранты и студенты участвовали в работе конференций, проводимых в других городах России и за рубежом. Средства у института были за счет научно-исследовательских работ, которые велись в институте преподавателями, аспирантами и студентами. Так, будучи доцентом, я вел договор с Уралхиммашем на сумму 300000 руб. На зарплату уходила незначительная доля от общей суммы. Остальные деньги институт тратил на собственные нужды: покупали компьютеры, лабораторное оборудование. У МИХМа была хорошо оснащенная механическая мастерская, великолепная стеклодувка, столярная мастерская, что давало возможность выполнять любые исследовательские работы. Большую работу проводили в МИХМе в области подготовки научных кадров. Для поступления в аспирантуру нужно было пройти довольно высокий конкурс. Принимали в аспирантуру, как правило, своих выпускников, проявивших себя на работе на предприятии распределения. Для поступления в аспирантуру необходимо было отработать не менее двух лет и иметь положительную характеристику с предприятия. В МИХМе работали Ученые Советы по присуждению ученых степеней кандидатов и докторов наук. Сейчас условия поступления в аспирантуру существенно упростились. По решению ГЭКа быть зачисленным в аспирантуру можно после защиты дипломного проекта, сдав вступительные экзамены. Но желающих становиться аспирантами сейчас все меньше и меньше. Дело в том, что исчез стимул ученой степени. Если раньше за ученую степень на предприятиях получали прибавку к зарплате, то теперь эта прибавка осталась пока только в высших учебных заведениях. По этой причине два моих аспиранта, успешно завершившие исследования и даже практически написавшие диссертации, отказались их защищать. Они заявили, что на своей работе они достигли потолка и тратить время и нервы на защиту и оформление документов для ВАКа не имеет смысла. Определенное внимание уделяло и руководство института, и профсоюз отдыху и студентов, и преподавателей. Организовывались экскурсии в достопримечательные места России, обеспечивались путевками в дома отдыха. У МИХМа был лагерь на Московском море, где отдыхали и студенты, и преподаватели. Был собственный пионерский лагерь в Петушках, гле лето проводили дети сотрудников МИХМа. Московский институт химического машиностроения имел мировую известность. В нем учились студенты из разных стран: ГДР. Венгрии, Болгарии, Кубы, Монголии, Китая, Вьетнама, Афганистана. Были и иностранные аспиранты.
Преподаватели МИХМа читали лекции в некоторых зарубежных странах: ГДР. Китае, Вьетнаме, Алжире. За успешную подготовку специалистов МИХМ был награжден советским орденом «Трудового Красного Знамени» и орденом ГДР «Знамя труда.» В «лихие» девяностые годы МИХМ частично всего этого лишился. Так, все мастерские бесследно исчезли. После слияния нашего института и МАМИ все исчезло окончательно. Закрыли ученые Советы по присуждению ученых степеней. Теперь для защиты диссертации необходимо договариваться с другими институтами (в основном, вне Москвы), имеющими соответствующий Совет (и хорошо знакомых руководителей). Большая и лучшая часть аудиторий МИХМа сдана в аренду. Проходят ежегодные сокращения преподавательского состава, причем под сокращение попадают наиболее опытные (пожилые по возрасту) преподаватели. Раньше в МИХМе профессоров не сокращали. Они уходили сами или их уносили. Темы, которые раньше вели эти уволенные преподаватели, передают людям, не владеющим этими предметами. Так, после очередного сокращения предмет, который готовила и читала опытный доцент Клюшенкова М.И., передали другому преподавателю, не знакомому с этой тематикой. Он сразу же стал читать студентам по записям, ранее выполненным каким-то студентом, который слушал этот предмет, читаемый Клюшенковой М.И. И что он мог записать для будущего лектора? Как правило, серьезный лектор доносит до слушателей на лекции не более 50 –60% подготовленного им материала. Другой пример. Преподаватель в начале занятий передает старосте группы кассету с записью текста лекций и говорит, что в зачетную сессию они будут отчитываться по этим записям. О каком качестве преподавания здесь можно говорить! А какая польза от реформ высшей школы? Я до сих пор не могу понять, что будут делать бакалавры и магистры на производстве. Сравнить современного бакалавра и окончившего техникум – не серьезно. Раньше техник, окончивший учебное заведение при определенном предприятии, был хорошим практиком. Когда я еще работал слесарем до поступления на учебу в институт, с нами работали техники. Они прекрасно разбирались в техническом черчении, металловедении, монтаже и ремонте оборудования. А что представляет собой магистр? Полуученый? Я читал курс группе магистров. Курс серьезный, включающий лекции, лабораторную работу и курсовой проект. Из 10 человек списочного состава группы на занятия ходили только две студентки. На докладную записку в деканат мне сказали, что студенты очень заняты, так как они работают. А причина их такого отношения к учебе совсем простая – они работают и, используя свое положение студентов, стремятся сохранить за собой общежитие, ибо снимать комнату в Москве для них дорого. По этой же причине некоторые студенты стремятся поступить в аспирантуру. Но после очередного ежегодного отчета их отчисляют из-за невыполнения плана работ. Вот, пожалуй, и все, что я могу отметить в моих воспоминаниях. Определенных выводов, замечаний и пожеланий по изложенному материалу я не делаю. Для этого необходимы конкретные знания определенных условий и причин их возникновения, происходящих в нашей стране.