ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ ИЗ КЕРАМИКИ АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МИХМа

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 15 промежуточных версий 1 участника)
Строка 3: Строка 3:
 
Все они привлекают поистине неповторимым авторским замыслом и его изысканным воплощением, а  также высокими художественными  достоинствами. Многие из них известны искусствоведам лишь в одном или двух предметах - воплощении таланта мастеров лепки и сложной технологии обжига, а также расцвечивания майоликовых изделий. Уникальность ряда вещей из коллекции керамики АБРАМЦЕВА вводит их в круг желанных экспонатов любой государственной, корпоративной или частной  экспозиции высокого уровня.
 
Все они привлекают поистине неповторимым авторским замыслом и его изысканным воплощением, а  также высокими художественными  достоинствами. Многие из них известны искусствоведам лишь в одном или двух предметах - воплощении таланта мастеров лепки и сложной технологии обжига, а также расцвечивания майоликовых изделий. Уникальность ряда вещей из коллекции керамики АБРАМЦЕВА вводит их в круг желанных экспонатов любой государственной, корпоративной или частной  экспозиции высокого уровня.
 
<p align=center>СИЯЮЩАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА</p>
 
<p align=center>СИЯЮЩАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА</p>
 +
[[Файл:Блюдо_версия.jpg|200px|left|thumb|Блюдо А.Я. Головина из коллекции ВМДПИ]]
 
Выдающийся художник-живописец и монументалист, театральный сценограф АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) прославился и своими талантливыми произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Многим известны созданные по его творческому замыслу 22 декоративных майоликовых панно для фасадов гостиницы, "МЕТРОПОЛЬ". Для экспозиции Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже он представил несколько собственных интерьерных работ в виде  керамических панно и посуды. Изготовленные мастерами-керамистами АБРАМЦЕВА по авторским моделям Головина, они вызвали всеобщее восхищение и были отмечены серебряной медалью Комитета выставки.
 
Выдающийся художник-живописец и монументалист, театральный сценограф АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) прославился и своими талантливыми произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Многим известны созданные по его творческому замыслу 22 декоративных майоликовых панно для фасадов гостиницы, "МЕТРОПОЛЬ". Для экспозиции Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже он представил несколько собственных интерьерных работ в виде  керамических панно и посуды. Изготовленные мастерами-керамистами АБРАМЦЕВА по авторским моделям Головина, они вызвали всеобщее восхищение и были отмечены серебряной медалью Комитета выставки.
 +
[[Файл:Блюдо_у_стены.jpg|200px|left|thumb|Блюдо А.Я. Головина из собрания МИХМа до реставрации]]
  
 
Знаменитое декоративное настенное блюдо-панно, из числа выставленных в Париже, в музейной практике известно как "БЛЮДО С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ" и до выявления коллекции МИХМа признавалось сохранившимся лишь в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Введенное в постоянную экспозицию "Русский стиль" музея, оно считалось уникальным и не имеющим аналогов. Появление в музейном пространстве ещё одного блюдо-панно Головина имело характер сенсации.
 
Знаменитое декоративное настенное блюдо-панно, из числа выставленных в Париже, в музейной практике известно как "БЛЮДО С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ" и до выявления коллекции МИХМа признавалось сохранившимся лишь в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Введенное в постоянную экспозицию "Русский стиль" музея, оно считалось уникальным и не имеющим аналогов. Появление в музейном пространстве ещё одного блюдо-панно Головина имело характер сенсации.
Строка 11: Строка 13:
 
По всей видимости, блюдо появилось в результате экспериментирования мастеров-керамистов с поиском цветового решения. Применение новых пигментов с металлическим мерцанием после обжига придало колориту вещи невиданную ранее глубину и сложную многооттеночность.
 
По всей видимости, блюдо появилось в результате экспериментирования мастеров-керамистов с поиском цветового решения. Применение новых пигментов с металлическим мерцанием после обжига придало колориту вещи невиданную ранее глубину и сложную многооттеночность.
 
<p align=center>"ДЕМОНИЧЕСКАЯ" ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА</p>
 
<p align=center>"ДЕМОНИЧЕСКАЯ" ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА</p>
 +
[[Файл:Демон_в_полете.jpg|100px|left|thumb|Ваза "Демон в полете" из собрания МИХМа до реставрации]]
 +
[[Файл:Демон_Гамаюн.jpg|100px|right|thumb|Ваза "Демон в полете" из Частного собрания]]
 
Вслед за М.А. Врубелем оставил творческий след в "демонической" теме и великий русский художник
 
Вслед за М.А. Врубелем оставил творческий след в "демонической" теме и великий русский художник
 
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911). В 1890-х гг. им была создана в майоликовой пластике
 
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911). В 1890-х гг. им была создана в майоликовой пластике
 
скульптурная декоративная композиция "Демон в полете". На узкогорлой вазе традиционной формы высотой в 75 см  изображён поверженный представитель потусторонних сил Демон. Горельеф фигуры Демона в смелом ракурсе показывает его стремглав несущееся тело со сложенными бессильно крыльями. Выбор темы очевидно связан с интересом к ней М.А. Врубеля и других членов Абрамцевского кружка (А.Т. Матвеев, А.В. Шевченко).
 
скульптурная декоративная композиция "Демон в полете". На узкогорлой вазе традиционной формы высотой в 75 см  изображён поверженный представитель потусторонних сил Демон. Горельеф фигуры Демона в смелом ракурсе показывает его стремглав несущееся тело со сложенными бессильно крыльями. Выбор темы очевидно связан с интересом к ней М.А. Врубеля и других членов Абрамцевского кружка (А.Т. Матвеев, А.В. Шевченко).
 
Изготовленная Серовым в пластичном материале модель превращалась  в мастерской завода АБРАМЦЕВО  в гончарное изделие, которое раскрашивалось в соответствии с авторским замыслом. Экземпляр из коллекции МИХМа, очевидно, представляет собой пробу подбора полихромной подглазурной росписи. На сине-голубом фоне вазы выделяется розовато-жёлтое туловище с крыльями цвета золотистой охры  и обволакивающая ноги Демона ткань сиренево- фиолетового цвета.
 
Изготовленная Серовым в пластичном материале модель превращалась  в мастерской завода АБРАМЦЕВО  в гончарное изделие, которое раскрашивалось в соответствии с авторским замыслом. Экземпляр из коллекции МИХМа, очевидно, представляет собой пробу подбора полихромной подглазурной росписи. На сине-голубом фоне вазы выделяется розовато-жёлтое туловище с крыльями цвета золотистой охры  и обволакивающая ноги Демона ткань сиренево- фиолетового цвета.
[[Файл:Демон_в_полете.jpg|100px|thumb|Ваза "Демон в полете" из собрания МИХМа до реставрации]]
 
 
 
  
 
Долгое время нам не удавалось выявить наличие авторских повторений скульптуры "Демон в полете" Валентина Серова. Лишь недавно в интернете появилось изображение ещё одного экземпляра этой майоликовой работы  Серова из частной коллекции галереи-бюро "Гамаюн". В этой работе автор, экспериментируя с цветовой гаммой покрытия изделия, предпочел предложить вариант монохромной фиолетово-черной сплошной окраски.
 
Долгое время нам не удавалось выявить наличие авторских повторений скульптуры "Демон в полете" Валентина Серова. Лишь недавно в интернете появилось изображение ещё одного экземпляра этой майоликовой работы  Серова из частной коллекции галереи-бюро "Гамаюн". В этой работе автор, экспериментируя с цветовой гаммой покрытия изделия, предпочел предложить вариант монохромной фиолетово-черной сплошной окраски.
 
<p align=center>СКУЛЬПТУРНАЯ ПЛАСТИКА АЛЕКСАНДРА МАТВЕЕВА</p>
 
<p align=center>СКУЛЬПТУРНАЯ ПЛАСТИКА АЛЕКСАНДРА МАТВЕЕВА</p>
Эта редчайшая майоликовая скульптура "Сидящая женщина" работы выдающегося скульптора ААЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВИЧА МАТВЕЕВА (1878-1960), на моей памяти, всегда стояла на шкафу в кабинете ректора МИХМа. Когда к нам приехали работники Государственной Третьяковской галереи для первого знакомства с керамическими вещами, то, войдя по приглашению М.Б. Генералова в его кабинет, они с энтузиазмом бросились к перемещенной на стол для заседаний скульптуре "Сидящая женщина".
+
[[Файл:Сидящая_женщина.jpg|100px|right|thumb|Скульптура "Сидящая женщина" А.Т. Матвеева]]
 +
Эта редчайшая майоликовая скульптура "Сидящая женщина" работы выдающегося скульптора АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВИЧА МАТВЕЕВА (1878-1960), на моей памяти, всегда стояла на шкафу в кабинете ректора МИХМа. Когда к нам приехали работники Государственной Третьяковской галереи для первого знакомства с керамическими вещами, то, войдя по приглашению М.Б. Генералова в его кабинет, они с энтузиазмом бросились к перемещенной на стол для заседаний скульптуре "Сидящая женщина".
  
 
"Это же Матвеев, - тут же с восторгом определили искусствоведы,- у нас такого нет!" Великолепный образец творчества скульптора А.Т. Матвеева поражает каждого, кто видит его впервые, обобщенными формами тела женщины, придающими статуэтке обнаженной натуры высотой 45 см монументальность и скульптурный импрессионизм.
 
"Это же Матвеев, - тут же с восторгом определили искусствоведы,- у нас такого нет!" Великолепный образец творчества скульптора А.Т. Матвеева поражает каждого, кто видит его впервые, обобщенными формами тела женщины, придающими статуэтке обнаженной натуры высотой 45 см монументальность и скульптурный импрессионизм.
  
А.Т. Матвеев много работал в мастерских АБРАМЦЕВО в 1900-1901 г. и создал немало камерных скульптур и рельефов, экспериментировал с восстановительным обжигом вещей. Великолепный образец скульптурной пластики "Сидящая женщина" покрыт монохромной росписью коричнево- красноватого тона с темными и светлыми подтеками, пятнами и люстрами.
+
А.Т. Матвеев много работал в мастерских АБРАМЦЕВО в 1900-1901 г. и создал немало камерных скульптур и рельефов, экспериментировал с восстановительным обжигом вещей. Великолепный образец скульптурной пластики "Сидящая женщина" покрыт монохромной росписью коричнево-красноватого тона с темными и светлыми подтеками, пятнами и люстрами.
 
<p align=center>ВАЗА "ВЕДЬМА" И ПОДСВЕЧНИК "СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ" СОРОХТИНЫХ</p>
 
<p align=center>ВАЗА "ВЕДЬМА" И ПОДСВЕЧНИК "СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ" СОРОХТИНЫХ</p>
[[Файл:Ведьма.jpg|100px|left|thumb|Ваза "Ведьма" из собрания МИХМа]]
+
[[Файл:Ведьма.jpg|100px|right|thumb|Ваза "Ведьма" из собрания МИХМа]]
 +
[[Файл:Мамонтов_с_вазой_Ведьма.jpg|200px|left|thumb|С.И. Мамонтов у бассейна во дворе мастерских. Справа от него видна ваза "Ведьма" на декоративной стенке. Фото начала XX в.]]
 +
[[Файл:Северный_олень.jpg|100px|right|thumb|Подсвечник "Северный олень" из собрания МИХМа до реставрации]]
 
Оба этих изделия принадлежат кругу работ братьев СОРОХТИНЫХ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА  и НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, трудившихся в АБРАМЦЕВЕ на рубеже XIX-XX вв. Поскольку в списках артефактов мастерской их работы указывались без инициалов, принадлежность вещей конкретно кому-то из братьев может быть только предположительной.
 
Оба этих изделия принадлежат кругу работ братьев СОРОХТИНЫХ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА  и НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, трудившихся в АБРАМЦЕВЕ на рубеже XIX-XX вв. Поскольку в списках артефактов мастерской их работы указывались без инициалов, принадлежность вещей конкретно кому-то из братьев может быть только предположительной.
 
Ваза "Ведьма" была парной к несохранившейся вазе "Лесовик", которые вместе украшали декоративную стенку небольшого бассейна в саду при заводе АБРАМЦЕВО. Незаурядное произведение скульптурной пластики малых форм высотой 50 см ваза "Ведьма" представляет поясное изображение фигуры некрасивой женщины с распущенными волосами, из под прядей которых торчит курносая головка ребенка. Сюжет скульптуры взят, очевидно, из народного фольклора, которым увлекались члены мамонтовского кружка художников, трудившихся в мастерских. Монохромная роспись почти черного цвета с радужными металлическими люстрами придает скульптурной композиции "Ведьма" ореол таинственности и сказочной загадочности.
 
Ваза "Ведьма" была парной к несохранившейся вазе "Лесовик", которые вместе украшали декоративную стенку небольшого бассейна в саду при заводе АБРАМЦЕВО. Незаурядное произведение скульптурной пластики малых форм высотой 50 см ваза "Ведьма" представляет поясное изображение фигуры некрасивой женщины с распущенными волосами, из под прядей которых торчит курносая головка ребенка. Сюжет скульптуры взят, очевидно, из народного фольклора, которым увлекались члены мамонтовского кружка художников, трудившихся в мастерских. Монохромная роспись почти черного цвета с радужными металлическими люстрами придает скульптурной композиции "Ведьма" ореол таинственности и сказочной загадочности.
 
 
 
  
 
Керамический подсвечник "Северный олень" высотой 48 см и размерами днища 41 на 20 см входит в ряд
 
Керамический подсвечник "Северный олень" высотой 48 см и размерами днища 41 на 20 см входит в ряд
Строка 52: Строка 53:
 
Марией Владимировной Нащокиной, автором каталога "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ".
 
Марией Владимировной Нащокиной, автором каталога "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ".
 
                                                                                                                     <p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p>
 
                                                                                                                     <p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p>
    Подписи под илл.
 
Марка завода АБРАМЦЕВО  АДМИН! МОЖНО ПОСТАВИТЬ К ЗАГОЛОВКУ
 
АДМИН! НАДО БЫ СДЕЛАТЬ ОБТРАВКУ, ТО ЕСТЬ УДАЛИТЬ ФОН ВОКРУГ МИХМОВСКИХ ВЕЩЕЙ!
 
Блюдо А.Я. Головина из коллекции ВМДПИ
 
 
Блюдо А.Я. Головина из собрания МИХМа до реставрации
 
 
Ваза " Демон в полете" из Частного собрания.
 
Скульптура " Сидящая женщина" А.Т. Матвеева.
 
 
С.И. Мамонтов у бассейна во дворе мастерских. Справа от него видна ваза " Ведьма" на декоративной стенке. Фото начала XX в.  АДМИН! МОЖНО ОБРЕЗАТЬ ПРАВУЮ ЧАСТЬ СНИМКА.
 
Подсвечник " Северный олень" из собрания МИХМа до реставрации.
 

Текущая версия на 21:51, 3 апреля 2021

Марка завода АБРАМЦЕВО

Среди пятнадцати керамических изделий михмовского собрания художественной керамики есть высокие образцы творческого наследия замечательных русских художников и скульпторов, о которых хотелось бы рассказать особо. Все они привлекают поистине неповторимым авторским замыслом и его изысканным воплощением, а также высокими художественными достоинствами. Многие из них известны искусствоведам лишь в одном или двух предметах - воплощении таланта мастеров лепки и сложной технологии обжига, а также расцвечивания майоликовых изделий. Уникальность ряда вещей из коллекции керамики АБРАМЦЕВА вводит их в круг желанных экспонатов любой государственной, корпоративной или частной экспозиции высокого уровня.

СИЯЮЩАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА

Блюдо А.Я. Головина из коллекции ВМДПИ

Выдающийся художник-живописец и монументалист, театральный сценограф АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) прославился и своими талантливыми произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Многим известны созданные по его творческому замыслу 22 декоративных майоликовых панно для фасадов гостиницы, "МЕТРОПОЛЬ". Для экспозиции Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже он представил несколько собственных интерьерных работ в виде керамических панно и посуды. Изготовленные мастерами-керамистами АБРАМЦЕВА по авторским моделям Головина, они вызвали всеобщее восхищение и были отмечены серебряной медалью Комитета выставки.

Блюдо А.Я. Головина из собрания МИХМа до реставрации

Знаменитое декоративное настенное блюдо-панно, из числа выставленных в Париже, в музейной практике известно как "БЛЮДО С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ" и до выявления коллекции МИХМа признавалось сохранившимся лишь в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Введенное в постоянную экспозицию "Русский стиль" музея, оно считалось уникальным и не имеющим аналогов. Появление в музейном пространстве ещё одного блюдо-панно Головина имело характер сенсации.

Блюдо А.Я. Головина в интерьере ОНТИ МИХМа (на шкафу) фото 1970-гг.

Блюдо представляет собой овал с диаметрами 60 на 56 см, в центре которого помещена роспись в виде динамических завитков цветочных стеблей с бутонами. Монохромный сине-голубой мерцающий фон композиции оттеняет зелень листьев, желтизну стеблей и бежевый тон фантастических цветов. Александр Головин мастерски вписал изображение в овал, окаймленный простым орнаментом из елочек.

По всей видимости, блюдо появилось в результате экспериментирования мастеров-керамистов с поиском цветового решения. Применение новых пигментов с металлическим мерцанием после обжига придало колориту вещи невиданную ранее глубину и сложную многооттеночность.

"ДЕМОНИЧЕСКАЯ" ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Ваза "Демон в полете" из собрания МИХМа до реставрации
Ваза "Демон в полете" из Частного собрания

Вслед за М.А. Врубелем оставил творческий след в "демонической" теме и великий русский художник ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911). В 1890-х гг. им была создана в майоликовой пластике скульптурная декоративная композиция "Демон в полете". На узкогорлой вазе традиционной формы высотой в 75 см изображён поверженный представитель потусторонних сил Демон. Горельеф фигуры Демона в смелом ракурсе показывает его стремглав несущееся тело со сложенными бессильно крыльями. Выбор темы очевидно связан с интересом к ней М.А. Врубеля и других членов Абрамцевского кружка (А.Т. Матвеев, А.В. Шевченко). Изготовленная Серовым в пластичном материале модель превращалась в мастерской завода АБРАМЦЕВО в гончарное изделие, которое раскрашивалось в соответствии с авторским замыслом. Экземпляр из коллекции МИХМа, очевидно, представляет собой пробу подбора полихромной подглазурной росписи. На сине-голубом фоне вазы выделяется розовато-жёлтое туловище с крыльями цвета золотистой охры и обволакивающая ноги Демона ткань сиренево- фиолетового цвета.

Долгое время нам не удавалось выявить наличие авторских повторений скульптуры "Демон в полете" Валентина Серова. Лишь недавно в интернете появилось изображение ещё одного экземпляра этой майоликовой работы Серова из частной коллекции галереи-бюро "Гамаюн". В этой работе автор, экспериментируя с цветовой гаммой покрытия изделия, предпочел предложить вариант монохромной фиолетово-черной сплошной окраски.

СКУЛЬПТУРНАЯ ПЛАСТИКА АЛЕКСАНДРА МАТВЕЕВА

Скульптура "Сидящая женщина" А.Т. Матвеева

Эта редчайшая майоликовая скульптура "Сидящая женщина" работы выдающегося скульптора АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВИЧА МАТВЕЕВА (1878-1960), на моей памяти, всегда стояла на шкафу в кабинете ректора МИХМа. Когда к нам приехали работники Государственной Третьяковской галереи для первого знакомства с керамическими вещами, то, войдя по приглашению М.Б. Генералова в его кабинет, они с энтузиазмом бросились к перемещенной на стол для заседаний скульптуре "Сидящая женщина".

"Это же Матвеев, - тут же с восторгом определили искусствоведы,- у нас такого нет!" Великолепный образец творчества скульптора А.Т. Матвеева поражает каждого, кто видит его впервые, обобщенными формами тела женщины, придающими статуэтке обнаженной натуры высотой 45 см монументальность и скульптурный импрессионизм.

А.Т. Матвеев много работал в мастерских АБРАМЦЕВО в 1900-1901 г. и создал немало камерных скульптур и рельефов, экспериментировал с восстановительным обжигом вещей. Великолепный образец скульптурной пластики "Сидящая женщина" покрыт монохромной росписью коричнево-красноватого тона с темными и светлыми подтеками, пятнами и люстрами.

ВАЗА "ВЕДЬМА" И ПОДСВЕЧНИК "СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ" СОРОХТИНЫХ

Ваза "Ведьма" из собрания МИХМа
С.И. Мамонтов у бассейна во дворе мастерских. Справа от него видна ваза "Ведьма" на декоративной стенке. Фото начала XX в.
Подсвечник "Северный олень" из собрания МИХМа до реставрации

Оба этих изделия принадлежат кругу работ братьев СОРОХТИНЫХ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, трудившихся в АБРАМЦЕВЕ на рубеже XIX-XX вв. Поскольку в списках артефактов мастерской их работы указывались без инициалов, принадлежность вещей конкретно кому-то из братьев может быть только предположительной. Ваза "Ведьма" была парной к несохранившейся вазе "Лесовик", которые вместе украшали декоративную стенку небольшого бассейна в саду при заводе АБРАМЦЕВО. Незаурядное произведение скульптурной пластики малых форм высотой 50 см ваза "Ведьма" представляет поясное изображение фигуры некрасивой женщины с распущенными волосами, из под прядей которых торчит курносая головка ребенка. Сюжет скульптуры взят, очевидно, из народного фольклора, которым увлекались члены мамонтовского кружка художников, трудившихся в мастерских. Монохромная роспись почти черного цвета с радужными металлическими люстрами придает скульптурной композиции "Ведьма" ореол таинственности и сказочной загадочности.

Керамический подсвечник "Северный олень" высотой 48 см и размерами днища 41 на 20 см входит в ряд аналогичных известных произведений мастерской: "Павлин", "Слон", "Козел". Ветвистые рога оленя образуют основание четырех гнезд для размещения в них свечей. Между ног животного заметна фигурка лежащего оленёнка, придающая композиции законченность. Красивый светло-серый тон росписи удачно подсвечен переливами розового и иссиня-черного цветов.

Было интересно узнать, что в 1892 году Антон Павлович Чехов купил у Н.П. Сорохтина его подмосковное имение МЕЛИХОВО, ныне всемирно известное как музейное учреждение.

ВАЗА-ПЕПЕЛЬНИЦА ИЗ РЕКТОРСКОГО КАБИНЕТА

Эта музейная вещь с "незапамятных времён" стояла на столике в кабинете директора (ректора) МИХМа. Ее принимали за пепельницу и, хотя ректор Н.И. Басов не был подвержен привычке табакокурения, многие посетители его кабинета норовили, с выпрошенного у хозяина разрешения, закуривать и набивать пепельницу окурками. Секретарь ректора Е.В. Фридлянд сетовала мне, что ей приходилось с трудом выковыривать из этого предмета убранства интерьера окурки и, негодуя, промывать изящную вещь после использования ее в качестве пепельницы.

Ваза-пепельница из собрания МИХМа до реставрации

Ваза-пепельница диаметром 22 см при высоте 5 см привлекала всеобщее внимания не столько необычностью конусной плоской формы, сколько переливами радужных разноцветных люстров - красителей, придающих изделиям после обжига металлический или перламутровый блеск.

Фактура поверхности изделия - неровная, с рядами выступов и впадин, с монохромной глазурью черно-синего цвета характерна для ряда интерьерных изделий завода АБРАМЦЕВО 1900-х гг. Их относят к произведения самого хозяина гончарной мастерской САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА (1841-1918). На это может указывать и имеющееся на донышке оттиснутое клеймо АБРАМЦЕВО.

Атрибуция произведений михмовской коллекции майолики выполнена доктором искусствоведения Марией Владимировной Нащокиной, автором каталога "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ".

В.А. ЛЮБАРТОВИЧ

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты