Об учёбе и преподавателях
Gak (обсуждение | вклад) |
Gak (обсуждение | вклад) м |
||
(не показаны 7 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''== Об учёбе и преподавателях==''' | '''== Об учёбе и преподавателях==''' | ||
+ | |||
В 428 группе был студент из Узбекистана Паша Ким. Когда на экзаменах преподаватели задавали ему дополнительный вопрос, он с акцентом и значительно говорил: «Вот ЭТО я не знаю». Ещё вопрос ему никто задавать не решался, чтобы не лишать нацкадр стипендии. В зачётке одни «Хор-ы». Однако сейчас, вспоминая те времена, Витя Рейнфарт рассказал мне, что Паша работает в г. Дзержинске, защитил докторскую диссертацию. Так что он, действительно, не знал только ЭТО!<br> | В 428 группе был студент из Узбекистана Паша Ким. Когда на экзаменах преподаватели задавали ему дополнительный вопрос, он с акцентом и значительно говорил: «Вот ЭТО я не знаю». Ещё вопрос ему никто задавать не решался, чтобы не лишать нацкадр стипендии. В зачётке одни «Хор-ы». Однако сейчас, вспоминая те времена, Витя Рейнфарт рассказал мне, что Паша работает в г. Дзержинске, защитил докторскую диссертацию. Так что он, действительно, не знал только ЭТО!<br> | ||
<table><td>[[Файл:Шп-1-1.jpg|350px|thumb|left| 1-ый курс, группа Н127 на демонстрации 7 ноября 1954г. | <table><td>[[Файл:Шп-1-1.jpg|350px|thumb|left| 1-ый курс, группа Н127 на демонстрации 7 ноября 1954г. | ||
− | 1-ый ряд:А.Усенко , Г.Кардашев, И.Чиркова; 2-ой ряд: (слева направо) В.Рейнфарт, Ю.Семёнов, В.Шпиндлер, Г.Коклюшкин, В.Кузин | + | 1-ый ряд:А.Усенко , Г.Кардашев, И.Чиркова; 2-ой ряд: (слева направо) В.Рейнфарт, Ю.Семёнов, В.Шпиндлер, Г.Коклюшкин, В.Кузин, И.Чиркова. |
− | ]]</td><td> [[Файл:Шп-1-4.jpg|350px|thumb|left|Вечер после демонстрации 7 ноября 1954. 1-ый ряд: Г.Кардашев, Л.Шестаков, В.Кузин. 2-ой ряд: Г.Коклюшкин, С.Изотова, В.Шпиндлер с куклой, Ю.Семёнов, А.Усенко, В.Соколова.]]</td></table> | + | ]]</td><td> [[Файл:Шп-1-4.jpg|350px|thumb|left|Вечер после демонстрации 7 ноября 1954. 1-ый ряд: Г.Кардашев, Л.Шестаков, В.Кузин. 2-ой ряд: Г.Коклюшкин, С.Изотова, В.Шпиндлер с куклой, Ю.Семёнов, А.Усенко, В.Соколова. Фото В. Степанюка.]]</td></table> |
Как то на семинаре по Основам марксизма-ленинизма Вова Цесарев поднял руку: «Давайте я поболтаю по этому вопросу!» Ст. преп. Разуваев метал громы и молнии, затем выгнал его из аудитории. Через год – два Алик Токарь написал заявление о выходе из комсомола, в связи с несогласием с линией … Гена Кардашев был комсоргом в нашей группе, может он помнит более подробно, как было дело? Как ни странно, в обоих случаях обошлось – не выгнали из института. Времена уже были не те… 1-ый - до 56г., 2-ой – после.<br> | Как то на семинаре по Основам марксизма-ленинизма Вова Цесарев поднял руку: «Давайте я поболтаю по этому вопросу!» Ст. преп. Разуваев метал громы и молнии, затем выгнал его из аудитории. Через год – два Алик Токарь написал заявление о выходе из комсомола, в связи с несогласием с линией … Гена Кардашев был комсоргом в нашей группе, может он помнит более подробно, как было дело? Как ни странно, в обоих случаях обошлось – не выгнали из института. Времена уже были не те… 1-ый - до 56г., 2-ой – после.<br> | ||
− | <table><td>[[Файл:Шп.-2-4.jpg|350px|thumb|left|2-ой курс, гр. Н 227, 1955г., Москва, Левобережная: И.Чиркова, Г.Кардашев, Л.Шестаков, | + | <table><td>[[Файл:Шп.-2-4.jpg|350px|thumb|left|2-ой курс, гр. Н 227, 1955г., Москва, Левобережная: И.Чиркова, Г.Кардашев, Л.Шестаков, Э. Андрианов?, В.Шпиндлер, А.Усенко]]</td><td> [[Файл:Шп-1-3.jpg|350px|thumb|left|]]</td><td> |
[[Файл:Шп-1-2.jpg|350px|thumb|left|БОП (Бригада Организации Порядка) МИХМа в день открытия 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве у Рижского вокзала 28.07.1957г.: Г.Кавецкий, В.Шпиндлер и 3-е из гр. Н 110]]</td></table> | [[Файл:Шп-1-2.jpg|350px|thumb|left|БОП (Бригада Организации Порядка) МИХМа в день открытия 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве у Рижского вокзала 28.07.1957г.: Г.Кавецкий, В.Шпиндлер и 3-е из гр. Н 110]]</td></table> | ||
Раз уж зашла речь о преподавателях, очень хочу поделиться двумя эпизодами. | Раз уж зашла речь о преподавателях, очень хочу поделиться двумя эпизодами. | ||
− | Лекции по термодинамике нам читал доцент Кондуков Николай Борисович. У меня был не полный конспект, но я достал перед экзаменом хорошо записанные лекции. Два дня пытался разобраться в них, но понял, что такими темпами я не успею. Из живых слов там только было: принимаем.., допускаем…., учитывая.., при…, тогда…, следовательно… Всё остальное – математика. И случайно мне попалась книга академика АН Белорусской ССР А.В. Лыкова по теплопередаче. На экзамене я вытянул – «Второе начало термодинамики, тепловая смерть вселенной». Делать нечего, излагаю по Лыкову. А там, в основном, философский взгляд на проблему. Говорю полчаса – невозмутимое молчание, 45мин. – тоже. А про себя думаю, что сейчас он меня выгонит за игнорирование ЕГО лекций. И уже жду, ну, когда ж! А он молчит. И, когда я, наконец, закончил, он молча берёт мою зачётку, держит МХАТовскую паузу, что-то пишет, закрывает её и отдаёт мне. Я в | + | Лекции по термодинамике нам читал доцент Кондуков Николай Борисович. У меня был не полный конспект, но я достал перед экзаменом хорошо записанные лекции. Два дня пытался разобраться в них, но понял, что такими темпами я не успею. Из живых слов там только было: принимаем.., допускаем…., учитывая.., при…, тогда…, следовательно… Всё остальное – математика. И случайно мне попалась книга академика АН Белорусской ССР А.В. Лыкова по теплопередаче. На экзамене я вытянул – «Второе начало термодинамики, тепловая смерть вселенной». Делать нечего, излагаю по Лыкову. А там, в основном, философский взгляд на проблему. Говорю полчаса – невозмутимое молчание, 45мин. – тоже. А про себя думаю, что сейчас он меня выгонит за игнорирование ЕГО лекций. И уже жду, ну, когда ж! А он молчит. И, когда я, наконец, закончил, он молча берёт мою зачётку, держит МХАТовскую паузу, что-то пишет, закрывает её и отдаёт мне. Я в прострации беру её и не могу открыть. И тут он улыбается и говорит: «Я давно не получал такого удовольствия от экзамена! Спасибо!» Я открываю зачётку: Отл.! Какие были люди! |
<table><td>[[Файл:Шп-2-1.jpg|350px|thumb|left|БОП 28.07.1957г. у Рижского вокзала: А.Забелинский, В.Шпиндлер, А.Носкин, (?), А.Галицкий, В.Клавдиенко , В.Рейнфарт, сидят: О.Мартыненко, (?) .]]</td><td> [[Файл:Шп-2-2.jpg|350px|thumb|left|Г.Коклюшкин, В.Клавдиенко , В.Шпиндлер-уголок, (?) , В.Рейнфарт.]]</td><td>[[Файл:Шп-2-3.jpg|350px|thumb|left|БОП у Белорусского вокзала, 1957г.: В.Клавдиенко,(?) А.Галицкий, А.Носкин, Г.Коклюшкин, (?) , В.Шпиндлер, В.Рейнфарт]]</td></table> | <table><td>[[Файл:Шп-2-1.jpg|350px|thumb|left|БОП 28.07.1957г. у Рижского вокзала: А.Забелинский, В.Шпиндлер, А.Носкин, (?), А.Галицкий, В.Клавдиенко , В.Рейнфарт, сидят: О.Мартыненко, (?) .]]</td><td> [[Файл:Шп-2-2.jpg|350px|thumb|left|Г.Коклюшкин, В.Клавдиенко , В.Шпиндлер-уголок, (?) , В.Рейнфарт.]]</td><td>[[Файл:Шп-2-3.jpg|350px|thumb|left|БОП у Белорусского вокзала, 1957г.: В.Клавдиенко,(?) А.Галицкий, А.Носкин, Г.Коклюшкин, (?) , В.Шпиндлер, В.Рейнфарт]]</td></table> | ||
Строка 21: | Строка 22: | ||
[[Файл:Шп-3-1.jpg|380px|thumb|left|1-ая команда МИХМа по баскетболу 1955г. (1-ый курс) в МГПИ(Московский Государственный педагогический институт): Э.Захаров, В.Костиков, А.Леонов, В.Шпиндлер, С.Шевченко]][[Файл:Шп-3-2.jpg|380px|thumb|right|1-ая команда МИХМа по баскетболу 1956г. Октябрь (3-ий курс) в зале на Новобасманной ул. после игры с МТИ, за который тогда играл Юрий Озеров – игрок сборной СССР.Ф.Накоряков, Ю.Положенцев, Б.Белов, А.Леонов, В.Шпиндлер. ]] | [[Файл:Шп-3-1.jpg|380px|thumb|left|1-ая команда МИХМа по баскетболу 1955г. (1-ый курс) в МГПИ(Московский Государственный педагогический институт): Э.Захаров, В.Костиков, А.Леонов, В.Шпиндлер, С.Шевченко]][[Файл:Шп-3-2.jpg|380px|thumb|right|1-ая команда МИХМа по баскетболу 1956г. Октябрь (3-ий курс) в зале на Новобасманной ул. после игры с МТИ, за который тогда играл Юрий Озеров – игрок сборной СССР.Ф.Накоряков, Ю.Положенцев, Б.Белов, А.Леонов, В.Шпиндлер. ]] | ||
Я это предполагал и готовился к экзамену по физике и механике полимеров, но за день до экзамена у меня умер отец в Ленинграде и я уехал на похороны. А срок защиты уже был назначен и менять его было трудно. По рекомендации председателя Учёного Совета проф. Тарасовой З.Н. я получил справку, что '''в МИХМе 1050 часов химии, а в МИТХТ – 1000 час.! Т.е. химического образования в МИХМе было не меньше, чем в химическом ВУЗе!''' | Я это предполагал и готовился к экзамену по физике и механике полимеров, но за день до экзамена у меня умер отец в Ленинграде и я уехал на похороны. А срок защиты уже был назначен и менять его было трудно. По рекомендации председателя Учёного Совета проф. Тарасовой З.Н. я получил справку, что '''в МИХМе 1050 часов химии, а в МИТХТ – 1000 час.! Т.е. химического образования в МИХМе было не меньше, чем в химическом ВУЗе!''' | ||
− | В ВАКе ей всё равно сказали: | + | В ВАКе ей всё равно сказали: пусть сдаст! А дальше оказалось ещё интереснее. Когда в аспирантуре согласовывали срок сдачи экзамена (он направляется в ВАК заранее), я попросил 4 недели, т.к. 1 апреля начинался ремонт яхты. И это меня спасло – заведующему аспирантурой в ВАКе сказали: неделей - раньше, неделей - позже и мы бы экзамен не зачли. <br> |
Наиболее наглядный пример универсальности МИХМовского образования можно видеть на судьбе Аркадия Леонова (см. фото баскетбольной команды МИХМ, до института игрок сборной команды Москвы среди юношей). Окончил машфак МИХМа в 1957г., Распределён на завод (!) «Каучук», \\ закончил мехмат МГУ, работал с Виноградовым по реологии полимеров, дфмн, участвовал в Международной экспедиции с акад .Колмогоровым по расчёту турбулентности Гольфстрима. Когда я его спросил, почему МИХМовские профессора прокатили его аспиранта, он сказал: «А он думал пройти по среднему уровню, а нам этого… нельзя!» | Наиболее наглядный пример универсальности МИХМовского образования можно видеть на судьбе Аркадия Леонова (см. фото баскетбольной команды МИХМ, до института игрок сборной команды Москвы среди юношей). Окончил машфак МИХМа в 1957г., Распределён на завод (!) «Каучук», \\ закончил мехмат МГУ, работал с Виноградовым по реологии полимеров, дфмн, участвовал в Международной экспедиции с акад .Колмогоровым по расчёту турбулентности Гольфстрима. Когда я его спросил, почему МИХМовские профессора прокатили его аспиранта, он сказал: «А он думал пройти по среднему уровню, а нам этого… нельзя!» | ||
+ | (См. об А.И. Леонове: [[http://v.michm.ru/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5]] ) | ||
Москва , 2014 г. | Москва , 2014 г. | ||
---- | ---- |
Текущая версия на 09:57, 9 ноября 2020
== Об учёбе и преподавателях==
В 428 группе был студент из Узбекистана Паша Ким. Когда на экзаменах преподаватели задавали ему дополнительный вопрос, он с акцентом и значительно говорил: «Вот ЭТО я не знаю». Ещё вопрос ему никто задавать не решался, чтобы не лишать нацкадр стипендии. В зачётке одни «Хор-ы». Однако сейчас, вспоминая те времена, Витя Рейнфарт рассказал мне, что Паша работает в г. Дзержинске, защитил докторскую диссертацию. Так что он, действительно, не знал только ЭТО!
Как то на семинаре по Основам марксизма-ленинизма Вова Цесарев поднял руку: «Давайте я поболтаю по этому вопросу!» Ст. преп. Разуваев метал громы и молнии, затем выгнал его из аудитории. Через год – два Алик Токарь написал заявление о выходе из комсомола, в связи с несогласием с линией … Гена Кардашев был комсоргом в нашей группе, может он помнит более подробно, как было дело? Как ни странно, в обоих случаях обошлось – не выгнали из института. Времена уже были не те… 1-ый - до 56г., 2-ой – после.
Раз уж зашла речь о преподавателях, очень хочу поделиться двумя эпизодами. Лекции по термодинамике нам читал доцент Кондуков Николай Борисович. У меня был не полный конспект, но я достал перед экзаменом хорошо записанные лекции. Два дня пытался разобраться в них, но понял, что такими темпами я не успею. Из живых слов там только было: принимаем.., допускаем…., учитывая.., при…, тогда…, следовательно… Всё остальное – математика. И случайно мне попалась книга академика АН Белорусской ССР А.В. Лыкова по теплопередаче. На экзамене я вытянул – «Второе начало термодинамики, тепловая смерть вселенной». Делать нечего, излагаю по Лыкову. А там, в основном, философский взгляд на проблему. Говорю полчаса – невозмутимое молчание, 45мин. – тоже. А про себя думаю, что сейчас он меня выгонит за игнорирование ЕГО лекций. И уже жду, ну, когда ж! А он молчит. И, когда я, наконец, закончил, он молча берёт мою зачётку, держит МХАТовскую паузу, что-то пишет, закрывает её и отдаёт мне. Я в прострации беру её и не могу открыть. И тут он улыбается и говорит: «Я давно не получал такого удовольствия от экзамена! Спасибо!» Я открываю зачётку: Отл.! Какие были люди!
В весеннюю сессию на 4-ом курсе экзамен по Конструированию и расчёту машин и аппаратов был по расписанию последним. И я решил сдать его досрочно перед сессией с другой группой, чтобы на неделю раньше уехать на каникулы. Экзамен принимал доц. Костин В.Н.. Билет знаю, но очевидно, не очень. Костин В. Н. берёт мою зачётку: « Я могу зачесть Вам экзамен, но, мне кажется, Вам не следует торопиться, придите лучше со своей группой». Через месяц вытягиваю тот же билет, говорю это преподавателю. Он: «Ну и что же, такая судьба!» Отвечаю. Он: «Совсем другое дело – отл., а так бы Вы стипендию не получили».
22 апреля 1959 г. у меня не было готово ни одного листа к диплому. И я уехал, чтобы успеть начертить. В середине мая приношу все чертежи руководителю диплома доц. Соломахе Г.П.. Он не хочет меня видеть, т.к. я не ходил к нему на консультации. Через секретаря сообщает, что день защиты с 23 июня переносит на 2-е… Диплом не написан..., я две недели потратил, чтобы вернуть назначенный день защиты. А потом пожалел – надо было за эти две недели написать, правда, с рецензентами всё равно бы не успел. Рецензент – гл. инж. Гипрохима написал: «…заслуживает БЕЗУСЛОВНО отличной оценки». Защитился – Хор. Какая разница, особенно на фоне всего остального! (Через несколько лет от ребят я случайно узнал, что и это (4) мне было в наказание).
Г.П.Соломаха (Г.П.С.)тогда же в мае отозвал моё распределение в НИИОПИК (г. Долгопрудный) и переделал на г. Березники.
На распределении в марте мы с Витей Рейнфартом к нашему общему удивлению оказались на 1-м (он) и на 2-м (я) в списке по потоку. Оказывается, списки составляли не по группам и не по алфавиту. И Г.П.С. пригласил нас в НИИОПИК в лабораторию своей жены. Если предыдущие наказания я и заслужил, то это могло сломать мне жизнь. В Березниках я бы умер через 10-15 лет, подвергать жену такой опасности я бы не смог. Я отправил подъёмные в МИНХИМПРОМ и 2 года работал по монтажу оборудования в командировках, где очень просто было спиться. Случайно я попал в НИИРезиновой промышленности не по специальности (выпускала нас кафедра Машин и аппаратов неорганических производств). Кандидатскую диссертацию я защитил там лет на 10 позже Вити.
Преподаватели зачастую видят в студентах черты, которые могут им помешать в дальнейшем. Я уже тогда не придавал значения формальным моментам, а некоторые расценивали это как разгильдяйство, особенно, когда это хоть как-то затрагивало их самолюбие. Умные – воспитывали нас своим великодушием и интеллигентностью, поэтому я с благодарностью о них вспоминаю (Н., К., К.), а другие – принимали меры. Однако прав В.С.В.: «Отпустите, жизнь сама накажет…., строго!»
МИХМ давал универсальное образование. Сохраняя все достоинства машиностроительного ВУЗа (конструктора, механики), обучение химии было на высоком уровне. Я убедился в этом лично, когда собирал число часов всяких химий в МИХМе и в МИТХТ. Дело в том, что после защиты диссертации в аспирантуру нашего института пришло письмо из ВАКа, что она не будет утверждена, если я не сдам кандидатский экзамен по второй химической дисциплине.
Я это предполагал и готовился к экзамену по физике и механике полимеров, но за день до экзамена у меня умер отец в Ленинграде и я уехал на похороны. А срок защиты уже был назначен и менять его было трудно. По рекомендации председателя Учёного Совета проф. Тарасовой З.Н. я получил справку, что в МИХМе 1050 часов химии, а в МИТХТ – 1000 час.! Т.е. химического образования в МИХМе было не меньше, чем в химическом ВУЗе!
В ВАКе ей всё равно сказали: пусть сдаст! А дальше оказалось ещё интереснее. Когда в аспирантуре согласовывали срок сдачи экзамена (он направляется в ВАК заранее), я попросил 4 недели, т.к. 1 апреля начинался ремонт яхты. И это меня спасло – заведующему аспирантурой в ВАКе сказали: неделей - раньше, неделей - позже и мы бы экзамен не зачли.
Наиболее наглядный пример универсальности МИХМовского образования можно видеть на судьбе Аркадия Леонова (см. фото баскетбольной команды МИХМ, до института игрок сборной команды Москвы среди юношей). Окончил машфак МИХМа в 1957г., Распределён на завод (!) «Каучук», \\ закончил мехмат МГУ, работал с Виноградовым по реологии полимеров, дфмн, участвовал в Международной экспедиции с акад .Колмогоровым по расчёту турбулентности Гольфстрима. Когда я его спросил, почему МИХМовские профессора прокатили его аспиранта, он сказал: «А он думал пройти по среднему уровню, а нам этого… нельзя!»
(См. об А.И. Леонове: [[1]] )
Москва , 2014 г.