Кафедра Термодинамики и теплопередачи
Gak (обсуждение | вклад) |
Dz (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 49 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
− | Кафедра термодинамики была образована в МИИХМе в 1931 году; ее | + | Кафедра термодинамики была образована в МИИХМе в 1931 году; ее первым заведующим был доцент И.И. Егоров. |
− | В 1933 году кафедру возглавил профессор Е.Г Шумский, а в ноябре 1935 года - профессор И.А. Тищенко. В марте 1936 года кафедры теплотехники и термодинамики объединили в одну; заведующим назначили профессора И.А. Тищенко. В 1937 году на короткое время кафедры вновь разъединили: доцент А. | + | В 1933 году кафедру возглавил профессор Е.Г Шумский, а в ноябре 1935 года - профессор И.А. Тищенко. В марте 1936 года кафедры теплотехники и термодинамики объединили в одну; заведующим назначили профессора И.А. Тищенко. В 1937 году на короткое время кафедры вновь разъединили: доцент А.В. Пинаев стал заведующим кафедрой термодинамики, а профессор Е.Г. Шумский - заведующим кафедрой теплотехники. В марте кафедры вновь объединили в одну - кафедру теплотехники и термодинамики; заведующим назначили профессора Е.Г. Шумского. |
Во время войны, в эвакуации в городе Чарджоу, кафедру возглавлял профессор Е.Г. Шумский, а в Москве - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор А.Н. Шелест. | Во время войны, в эвакуации в городе Чарджоу, кафедру возглавлял профессор Е.Г. Шумский, а в Москве - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор А.Н. Шелест. | ||
+ | [[Файл:Гухман стол.jpg|300px|thumb|left|А.А. Гухман]] | ||
+ | В сентябре 1944 года в связи с созданием энергетического факультета кафедру теплотехники и термодинамики разделили на три самостоятельные кафедры: термодинамики, котельные установки, тепловые двигатели. | ||
+ | Кафедре термодинамики передали курс теплопередачи, который до этого читали в курсе процессов и аппаратов химической технологии, что нашло свое отражение в новом названии кафедры "Термодинамика и термокинетика"; заведовать кафедрой пригласили академика АН СССР, профессора М.В. Кирпичева. Кафедре термодинамики передали курс теплопередачи, который до этого читали в курсе процессов и аппаратов химической технологии, что нашло свое отражение в новом названии кафедры "Термодинамика и термокинетика"; заведовать кафедрой пригласили академика АН СССР, профессора М.В. Кирпичева. | ||
+ | Вскоре кафедру переименовали, она стала называться "Теоретические основы теплотехники". | ||
+ | (О М.В.Кирпичёве см. | ||
− | + | [[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87%D1%91%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87]] | |
− | + | ||
− | + | ||
+ | [[Файл:Гухм.jpg|700px|thumb|left|А.А.Гухман.Выдающиеся учёные (Вестник МГУИЭ N1) ]] | ||
+ | С 1956 года по 1979 год кафедру возглавлял крупный ученый в области теоретической теплофизики и теплотехники, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор А.А. Гухман. Александр Адольфович выпускник Санкт-Петербургского политехнического института. В 1930-х годах стал ведущим ученым Ленинградского физико-технического института (ныне Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН) и фактически признанным неформальным лидером в кругах теплофизиков нашей страны.Около 20 лет профессор А.А. Гухман и профессор В.А. Кирпиков возглавляли комиссию по тепломассообмену НТС Минвуза СССР. В 60-х годах кафедра получила название "Термодинамика и теплопередача".<br>. | ||
+ | ''Кстати, о том, как профессор А.А. Гухман был приглашен в МИХМ необходимо дать некоторое пояснение. Известно, что А.А. Гухман много лет находился в ссылке в Средней Азии. Он возвратился в Москву в 1955 году и академик А.В. Лыков вышел к директору МИХМа А.И. Рычкову с предложением принять профессора А.А. Гухмана на работу, на должность профессора кафедры "Физика". Понятно, что вопрос бьл не из простых и А.И. Рычков обратился в партбюро с просьбой рассмотреть его на заседании и высказать свое отношение. Я, как секретарь партбюро МИХМа, вынес этот вопрос на рассмотрение очередного заседания. Партбюро выразило единогласное согласие на приглашение А.А. Гухмана в МИХМ и он был зачислен на должность профессора кафедры «Физика», а через некоторое время переведен на должность заведующего кафедрой «Термодинамика и теплопередача».'' (Из книги: Басов Н.И. Александр Иванович Рычков. _ М.:МГУИЭ, 2003 г. стр. 56-57.)<br> | ||
+ | |||
+ | [[Файл:memkafedra_termodinamik.jpg|700px|thumb|left|Справа налево: 1-й ряд - Шейко Л.И.(Трошкина), асп. Роза ?, Гухман А.А.,Казенин ; 2-й ряд - Стюшин А.Г., (?), Кондуков Н.Б., Веселов В.А., Лена ?, Гутарев В.В., неизвестные; посл. ряд - ?, ?. Зайцев А, Скачко И. ]] | ||
+ | [[ Файл:Рычков_Ф20.jpg|550px|thumb|right| Председатель заседания учёного совета - проф. А.А. Гухман]] | ||
+ | [[Файл:ШоринГН.jpg|120px|thumb|left|]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Шорин Герман Николаевич. Родился в 1921 году. | ||
+ | Воевал с 15 июля 1941 по 1 ноября 1944 года, рядовой. | ||
+ | Награжден медалью «За победу над Германией в Великой | ||
+ | Отечественной войне 1941—1945 гг.». После войны работал | ||
+ | старшим преподавателем кафедры «Термодинамика и тепло¬ | ||
+ | передача». В 1974 г. соавторстве с В.А. Кирпиковым издал через РИО МИХМ учебное пособие: "Введение в теорию пограничного слоя". | ||
+ | |||
+ | О В.А. Кирпикове смотри [[http://v.michm.ru/index.php/В.А._Кирпиков]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | С 1979 года по 1990 год кафедрой руководил профессор Б.Н. Юдаев. (О кафедре того периода смотри в справке: | ||
+ | [[http://v.michm.ru/index.php/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B_%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Стюшин who.jpg|120px|thumb|left| Стюшин Н.Г.]] | ||
+ | СТЮШИН Николай | ||
+ | Гаврилович | ||
+ | Доктор технических наук, | ||
+ | профессор, лауреат премии им. | ||
+ | И. И. Ползунова АН СССР. | ||
+ | Выпускник МИХМа (1941), | ||
+ | работал в Центральном | ||
+ | котлотурбинном институте, в | ||
+ | академии работает с 1952 г. | ||
+ | Профессор кафедры | ||
+ | "Термодинамика и | ||
+ | теплопередача”. | ||
+ | |||
+ | Научная деятельность: | ||
+ | Гидродинамика и теплообмен в | ||
+ | двухфазных (парожидкостных) | ||
+ | средах; термодинамика. | ||
+ | Разработал методы расчета | ||
+ | испарителей с кипением в | ||
+ | условиях естественной | ||
+ | конвекции и | ||
+ | парогенерирующих аппаратов с | ||
+ | естественной и принудительной | ||
+ | циркуляцией, физические | ||
+ | модели процессов | ||
+ | теплообмена при кипении | ||
+ | однокомпонентных жидкостей, | ||
+ | их смесей и растворов | ||
+ | нелетучих веществ. | ||
+ | Автор учебного пособия и 80 | ||
+ | научных статей. | ||
+ | Научные партнеры: университет | ||
+ | г. Рурке(Индия). | ||
+ | [[Файл:СтюшинЭкз.jpg|300px|thumb|right| Профессор Стюшин Н.Г. принимает экзамен по термодинамике (90-ые годы)]] | ||
+ | Педагогическая деятельность: | ||
+ | читает курсы лекций | ||
+ | "Термодинамика", | ||
+ | "Теплопередача", | ||
+ | "Теплотехника". Подготовил 11 | ||
+ | кандидатов наук. | ||
+ | Основные публикации: | ||
+ | Кутепов A. M., Стерман Л. С, | ||
+ | Стюшин Н. Г. Гидродинамика и | ||
+ | теплообмен при | ||
+ | парообразовании. Три издания. | ||
+ | -: Высшая школа, 1977, 1983, | ||
+ | 1986. | ||
+ | Стюшин Н. Г. К теории процесса | ||
+ | теплообмена при пузырьковом | ||
+ | кипении в условиях | ||
+ | естественной | ||
+ | конвекции. //Труды МИХМ | ||
+ | (Теплообменные процессы | ||
+ | химических производств), 1976. | ||
+ | Стюшин Н. Г. Интенсивность | ||
+ | теплообмена при кипении в | ||
+ | условиях вынужденного | ||
+ | движения. - В кн.: Теплообмен | ||
+ | и гидродинамика. - Л.: Наука, | ||
+ | 1977. | ||
+ | Стюшин Н. Г. Радиус кривизны | ||
+ | зародыша паровой фазы при | ||
+ | кипении однокомпонентных | ||
+ | жидкостей и их смесей. | ||
+ | //ТОХТ, т. 19, N6, 1985. | ||
+ | Стюшин Н. Г., Астафьев В. И. | ||
+ | Обобщение опытных данных по | ||
+ | теплоообмену при кипении в | ||
+ | большом объеме водных | ||
+ | растворов неорганических | ||
+ | солей. //ТОХТ, т. 26, N3, 1992. | ||
+ | |||
+ | С 1991 по 1992 гг. заведующим кафедрой был профессор С.А. Улыбин. <br> | ||
+ | [[Файл:Улыбин.jpg|120px|thumb|left| Улыбин С.А.]] | ||
+ | УЛЫБИН Сергей Архипович | ||
+ | Доктор технических наук, | ||
+ | профессор. Окончил Московский | ||
+ | энергетический институт | ||
+ | (1954), работал в МЭИ, в | ||
+ | академии работает с 1983 г. | ||
+ | Профессор кафедры | ||
+ | "Термодинамика и | ||
+ | теплопередача". Член | ||
+ | президиума | ||
+ | научно-методического совета | ||
+ | по теплотехнике Госкомвуза | ||
+ | России. | ||
+ | |||
+ | Научная деятельность: | ||
+ | экспериментальное и | ||
+ | расчетно-теоретическое | ||
+ | исследование свойств веществ. | ||
+ | Разработал новую | ||
+ | фундаментальную научную | ||
+ | дисциплину | ||
+ | "Феноменологическая | ||
+ | термомеханика". | ||
+ | Автор 11 монографий и | ||
+ | учебных пособий, 140 научных | ||
+ | статей и 3 изобретений. | ||
+ | Научные партнеры: МАИ, МГТУ | ||
+ | им. Н. Э. Баумана, МИФИ, | ||
+ | Пензенский политехнический | ||
+ | институт, НПО "Криогенмаш", | ||
+ | НПО "Гелиевая техника", НПО | ||
+ | "Молния". | ||
+ | Педагогическая деятельность: | ||
+ | читает курс лекций | ||
+ | "Термодинамика и | ||
+ | теплопередача". Создал и | ||
+ | читает факультативный курс | ||
+ | "Феноменологическая | ||
+ | термомеханика". Подготовил | ||
+ | 10 кандидатов наук. | ||
+ | Основные публикации: | ||
+ | Улыбин С. А. Теплоносители | ||
+ | ядерных энергетических | ||
+ | установок. - М.: Энергия, 1966. | ||
+ | Улыбин С. А. и др. | ||
+ | Низкотемпературная | ||
+ | термометрия. - | ||
+ | М.: Энергоатомиздат, 1987. | ||
+ | Улыбин С. А. Начала | ||
+ | феноменологической | ||
+ | термомеханики. Новые | ||
+ | подходы в теории теплоты. - | ||
+ | Изд-во Ивано-франковского | ||
+ | института нефти и газа. 1991. | ||
+ | Улыбин С. А. Представления | ||
+ | внутренней энергии | ||
+ | квазиравновесной системы на | ||
+ | основе электродинамической | ||
+ | аналогии. //ТОХТ, т. 25, N6, 1991. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
В 1992 году кафедру возглавил крупный ученый в области тепло- и массообмена газожидкостных потоков и пленочных течений, лауреат Государственной премии СССР, профессор Б.Г. Покусаев. | В 1992 году кафедру возглавил крупный ученый в области тепло- и массообмена газожидкостных потоков и пленочных течений, лауреат Государственной премии СССР, профессор Б.Г. Покусаев. | ||
− | + | [[Файл:Покусаев who.jpg|200px|thumb|right| Б.Г. Покусаев]] | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | [[Файл:Покусаев.jpg|200px|thumb|right| Б.Г.Покусаев]] | + | |
'''ПОКУСАЕВ Борис Григорьевич''' | '''ПОКУСАЕВ Борис Григорьевич''' | ||
Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР. | Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР. | ||
Строка 43: | Строка 243: | ||
Основные направления научной деятельности кафедры в разное время были связаны: с исследованием турбулентной структуры потоков жидкостей; теплообменом и гидродинамикой псевдоожиженного слоя; тепло- и массообменом при сублимации под вакуумом; теплообменом и гидродинамикой сопротивления при кипении и конденсации; теплообменом при взаимодействии струй с преградой; теоретическим и экспериментальным определением термодинамических и теплофизических свойств материалов, тепломассопереносом в многофазных средах в нестационарных условиях. | Основные направления научной деятельности кафедры в разное время были связаны: с исследованием турбулентной структуры потоков жидкостей; теплообменом и гидродинамикой псевдоожиженного слоя; тепло- и массообменом при сублимации под вакуумом; теплообменом и гидродинамикой сопротивления при кипении и конденсации; теплообменом при взаимодействии струй с преградой; теоретическим и экспериментальным определением термодинамических и теплофизических свойств материалов, тепломассопереносом в многофазных средах в нестационарных условиях. | ||
За время существования кафедры подготовлено 80 инженеров-исследователей; 60 кандидатов наук и 5 докторов наук; опубликовано 2 учебника, 12 учебных пособий, 16 монографий, 450 научных статей; получено 16 авторских свидетельств на изобретение. | За время существования кафедры подготовлено 80 инженеров-исследователей; 60 кандидатов наук и 5 докторов наук; опубликовано 2 учебника, 12 учебных пособий, 16 монографий, 450 научных статей; получено 16 авторских свидетельств на изобретение. | ||
− | + | ||
В настоящее время профессор Б.Г. Покусаев является членом национального комитета Российской Федерации по тепло¬массообмену, членом научного совета РАН по теплофизике. <br> | В настоящее время профессор Б.Г. Покусаев является членом национального комитета Российской Федерации по тепло¬массообмену, членом научного совета РАН по теплофизике. <br> | ||
+ | |||
+ | [[Файл:ГухманДиплРаб.jpg|350px|thumb|right|"За кадры химического машиностроения". 13 февраля 1976 г.]] | ||
+ | |||
[[Файл:Каз.jpg|400px|thumb|right|]] | [[Файл:Каз.jpg|400px|thumb|right|]] | ||
Строка 54: | Строка 257: | ||
Последние годы стало модным представлять науку нашей страны ниже мирового уровня. В термодинамике и теплообмене этого не происходило и высокий уровень теплофизики в нашей стране непосредственно связан с вкладом доктора физико-математических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Александра Адольфовича Гухмана. | Последние годы стало модным представлять науку нашей страны ниже мирового уровня. В термодинамике и теплообмене этого не происходило и высокий уровень теплофизики в нашей стране непосредственно связан с вкладом доктора физико-математических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Александра Адольфовича Гухмана. | ||
− | Сам он был слишком умен, чтобы кичиться личными «физическими» достижениями и чаще всего с иронией относился к своим прошлым удачам. Творчество Гухмана было динамичнее процесса научных публикаций. Не раз он с улыбкой поговаривал: «А я уже по-иному трактую эту проблему». Кто хотел успеть за идеями Александра Адольфовича, посещал его ежегодные | + | Сам он был слишком умен, чтобы кичиться личными «физическими» достижениями и чаще всего с иронией относился к своим прошлым удачам. Творчество Гухмана было динамичнее процесса научных публикаций. Не раз он с улыбкой поговаривал: «А я уже по-иному трактую эту проблему». Кто хотел успеть за идеями Александра Адольфовича, посещал его ежегодные семинары и лекции, столь известные в Москве. Последние свои научные беседы он вел в конце прошлого учебного года и это в возрасте 94-х лет! |
Самолюбие А.А. Гухмана больше удовлетворяли успехи в области «лирики». Это мог быть выигрыш у молодого доцента партии в теннис, которым он регулярно занимался до 80 лет невдалеке от своей коммуналки на стадионе «Шахтер». | Самолюбие А.А. Гухмана больше удовлетворяли успехи в области «лирики». Это мог быть выигрыш у молодого доцента партии в теннис, которым он регулярно занимался до 80 лет невдалеке от своей коммуналки на стадионе «Шахтер». | ||
Словесная дуэль за столом в кругу друзей с бокалом в левой руке или баталии на Ученом совете против оппонентов с мелом в правой руке – это стихия Гухмана. Его умение выстаивать логику событий и подбирать яркие и доходчивые факты, огранка слов и фраз истоками уходят в молодость, когда с друзьями по гимназии, на отдыхе или на прогулке отрабатывалась «Игра в риторику», как тренировка ума и речи. Задавалась двум играющим лишь тема, а побеждал из них тот, кто умел правдиво и красочно представить событие по заданной, обычно исторической теме, а иногда, по шутливо-озорному поводу. | Словесная дуэль за столом в кругу друзей с бокалом в левой руке или баталии на Ученом совете против оппонентов с мелом в правой руке – это стихия Гухмана. Его умение выстаивать логику событий и подбирать яркие и доходчивые факты, огранка слов и фраз истоками уходят в молодость, когда с друзьями по гимназии, на отдыхе или на прогулке отрабатывалась «Игра в риторику», как тренировка ума и речи. Задавалась двум играющим лишь тема, а побеждал из них тот, кто умел правдиво и красочно представить событие по заданной, обычно исторической теме, а иногда, по шутливо-озорному поводу. | ||
− | Лет 20 назад профессура МИХМа была приглашена на собрание | + | Лет 20 назад профессура МИХМа была приглашена на собрание студентов, где долго и нудно искали причину падения «картежников до воровства в общежитии». Гухман не выдержал и кратко резюмировал: «Вы мало заняты делом и не умеете развлекаться». А потом без прикрас рассказал о времяпре-провождении в свои юношеские годы, которые, как стало ясно, формировали интеллигента и созидателя, а не бездуховного потребителя. |
− | На серьезном заседании, однажды, обсуждалась актуальная на сегодня проблема: как «поднять» научно | + | На серьезном заседании, однажды, обсуждалась актуальная на сегодня проблема: как «поднять» научно-технический прогресс в химической промышленности. Многим виделся быстрый прогресс в массовых закупках технологий и аппаратуры за рубежом, где процессы развития науки и техники идут быстрыми темпами. Александр Адольфович не был противником модернизации производства, но четко понимал, к чему приведет слепое копирование: «Куда мы попадем в этом случае, ясно из наглядного примера. Если принять развитую страну за лошадь, скачущую галопом, а нас за всадника, успевшего ухватить лошадь за кончик хвоста и подтягивающегося по нему к крупу лошади. Во всяком случае, в седле всадник не окажется» – завершил Гухман свое краткое резюме под гомерический хохот членов совета. |
− | Особой страстью нашего учителя была музыка. По нескольку раз в сезон в Большом зале консерватории можно было встретить Александра | + | Особой страстью нашего учителя была музыка. По нескольку раз в сезон в Большом зале консерватории можно было встретить Александра Адольфовича с женой Верой Никитичной, дочкой Галей, а позже и внучкой Аленой. И здесь оценки исполнения были не чисто эмоциональными, а накладывались на знание музыкального строя произведения и особенности его трактовки исполнителем. Сейчас не вернешь многих исполнителей – Минухина, Нейгауза, Гилельса, да и нет уже свидетелей этих праздников музыки – профессоров МИХМа С.И. Щепкина, Б.В. Рудковского, А.Д. Домашнева, В.И. Семишина, которые часто были со студентами на вечерах института и даже в студенческой самодеятельности. Ловишь себя на мысли, что потеряны для МИХМа не только ученые, но интеллигенты-воспитатели. |
Многогранность А.А. Гухмана естественно привела его к лидерству в профессуре МИХМа. Те, кто мог с ним сравниться в общей культуре, уступали в научной значимости. Кто же мог стать с ним вровень в научных успехах своей отрасли, не достигал его широты взглядов и общих познаний. | Многогранность А.А. Гухмана естественно привела его к лидерству в профессуре МИХМа. Те, кто мог с ним сравниться в общей культуре, уступали в научной значимости. Кто же мог стать с ним вровень в научных успехах своей отрасли, не достигал его широты взглядов и общих познаний. | ||
− | От своих первых научных наставников член-корр. АН СССР Н.М. | + | От своих первых научных наставников член-корр. АН СССР Н.М. Караваева и проф. Д.Д. Зыкова я не единожды слышал: «Какой умница ваш шеф!» |
Такая оценка относилась не только к его природному уму, но и быстроте реакции в дискуссии, умению быть предельно корректным в споре, находить контакт с любым собеседником. За 40 лет личных встреч и совместной работы с Александром Адольфовичем, я не могу привести сколько-нибудь серьезные факты его раздражительности, окриков, недоброжелательных реплик даже к людям, им не любимым. Я помню его подавленным при нередких несправедливостях высших чинов или бедах в стране. были у него жесткие решения на кафедре при распущенности сотрудников, но чаще памятна его доброжелательность и оптимизм. О таких положительных человеческих качествах многие из нас забыли в своем повседневном поведении, а в нем они непрерывно развивались вместе с научным интеллектом. | Такая оценка относилась не только к его природному уму, но и быстроте реакции в дискуссии, умению быть предельно корректным в споре, находить контакт с любым собеседником. За 40 лет личных встреч и совместной работы с Александром Адольфовичем, я не могу привести сколько-нибудь серьезные факты его раздражительности, окриков, недоброжелательных реплик даже к людям, им не любимым. Я помню его подавленным при нередких несправедливостях высших чинов или бедах в стране. были у него жесткие решения на кафедре при распущенности сотрудников, но чаще памятна его доброжелательность и оптимизм. О таких положительных человеческих качествах многие из нас забыли в своем повседневном поведении, а в нем они непрерывно развивались вместе с научным интеллектом. | ||
Жизнь не баловала семью Гухманов. Им выпал удел многих наших честных тружеников – ссылка, злоба завистников, отрешение от любимого дела, хмурые взгляды начальства, неустроенность быта. Жить незаурядному человеку и его близким в сложных коллизиях истории страны помогали преданность, искренность и любовь многочисленных учеников и истинно научного окружения. Александр Адольфович стал частичкой истории и особенно коллектива МИХМа. | Жизнь не баловала семью Гухманов. Им выпал удел многих наших честных тружеников – ссылка, злоба завистников, отрешение от любимого дела, хмурые взгляды начальства, неустроенность быта. Жить незаурядному человеку и его близким в сложных коллизиях истории страны помогали преданность, искренность и любовь многочисленных учеников и истинно научного окружения. Александр Адольфович стал частичкой истории и особенно коллектива МИХМа. | ||
− | Научной молодежи и студентам полезно прикоснуться к наследию одного из патриархов теплообмена и термодинамики – литература сохранила его «физику». «Лирика» Александра Адольфовича в памяти его друзей и учеников и передача ее молодежи со слов – бледная копия оригинала. Хотя, кто знает, может быть, со временем, соберется и «Лирика» Гухмана. Дай-то Бог! ''Н. Кондуков, проф. кафедры теплофизики МИТХТ''< | + | Научной молодежи и студентам полезно прикоснуться к наследию одного из патриархов теплообмена и термодинамики – литература сохранила его «физику». «Лирика» Александра Адольфовича в памяти его друзей и учеников и передача ее молодежи со слов – бледная копия оригинала. Хотя, кто знает, может быть, со временем, соберется и «Лирика» Гухмана. Дай-то Бог! ''Н. Кондуков, проф. кафедры теплофизики МИТХТ''<br> |
− | + | Смотрите также: А.А. Гухман "Наука на смену эмпиризму". "За кадры ХМ" 24.11.1972 [[http://v.michm.ru/images/8/85/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_1972_N32_p2mid.jpg]] | |
[[Файл:Лекции.JPG|250px|thumb|center]] | [[Файл:Лекции.JPG|250px|thumb|center]] | ||
+ | А. А. Гухмана отличал своеобразный взгляд на построение классической термодинамики. Он не признавал трактовку статистической физики как теоретической основы термодинамики, подчёркивал самодостаточность и фундаментальность равновесной термодинамики, выделяя её методологическое содержание[Майков В. П. Мотивы изучения времени.].<br> | ||
+ | Вспоминает один из слушателей лекций А. А. Гухмана в МАИ: «Он говорил образно, передавая слушателям ощущение строгой красоты своих построений. В семье наук, — говорил Гухман, — классическая термодинамика как старая властная тётка: во всё вмешивается, её недолюбливают, но она всегда права. Почему же наряду с необходимым уважением ей часто отказывают в должной любви? Чего ей не хватает — логики, стройности, строгости? Нет, все эти атрибуты эстетики познания налицо. Отсутствует другое — доступный физический смысл некоторых её понятий и особенно ключевого — энтропии. Будучи наукой структурно-описательной, классическая термодинамика не связывает понятия с механизмом явления. <…> В природе все виды энергии — механическая, электрическая, лучистая — самопроизвольно стремятся перейти в тепло. Оно — всеобщая „сберкасса“, охотно принимает вклады. Но выясняется — тут коварство: это „сберкасса наоборот“, с отрицательным процентом. Попробуйте вернуть вклад, то есть с помощью машины превратить тепло обратно в работу — вам выдадут лишь часть, удержав значительную долю: в природе идёт непрерывное обесценение энергии. Энтропия есть мера этого процесса»[Волынский М. С. [coollib.com/b/182750/read Необыкновенная жизнь обыкновенной капли]. М.: Знание, 1986].<br> | ||
+ | Однажды на последней лекции курса термодинамики А. А. Гухман торжественно объявил: «Термодинамика — это первый закон и дифференциальные соотношения. Всё остальное — практика применения аппарата термодинамики»[Прохоренко Н. Н. Недоумения неофита в термодинамике. Энергия: экономика, техника, экология, 2013, № 10, с. 42—47. М.].<br> | ||
+ | ( См. Википедия: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Гухман,_Александр_Адольфович#cite_ref-1]) | ||
+ | [[Файл:Гухман-в-аудитории.jpg|550px|thumb|left|Фото 1, Справа налево: 1-й ряд - Шорин С.Н., (?), Розанов С.П., Евстафьев А.Г. ?; 2-й ряд - Кондуков Н.Б. ?. Ауд. 218, Гл. корп.]] | ||
+ | [[Файл:Гухман.jpg|250px|thumb|right|Фото 2]] | ||
− | + | ||
− | + | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Из воспоминаний А.П. Адамова'''<br> | ||
+ | Помню семинар, проводимый кафедрой Автоматики, посвященный математическому моделированию. | ||
+ | В его работе приняли участие практически все аспиранты, и не только те, которые тем или иным образом были связаны с этой проблемой, но и те, кто как-то был связан с исследованием процессов. | ||
+ | С сообщением выступил профессор Гухман А.А., который был противником того трактования моделирования, которое ему давали во многих работах. Молодежь наседала, задавали вопросы, а Александр Адольфович очень обстоятельно, научно обоснованно отвечал на них. Было видно, что опыт знания и эрудиция берут вверх. Масло в огонь подлил А.Н. Плановский своими воспоминаниями о том, как он оппонировал работу, связанную с мат. описанием процесса ректификации. На вопрос: «Понятно ли Вам представленное на плакатах?» Александр Николаевич ответил: «Я же оппонент – пришлось разобраться». Но когда началась вторая защита, он сказал, что здесь плохо понимает, что написано (представлено). | ||
+ | Александр Адольфович был против использования при физическом моделировании теории подобия. | ||
+ | После чего, я решил посещать его факультативные лекции, которые он читал для аспирантов, научных сотрудников и преподавателей. Слушать А.А. Гухмана приезжали из различных ВУЗов и научных учреждений. Это была школа прежде всего ораторского мастерства, школа знаний, которую прошли многие преподаватели и были очень признательны Александру Адольфовичу. | ||
+ | |||
[[Файл:Гухман-у-доски.jpg|430px|thumb|right|Фото 4]] | [[Файл:Гухман-у-доски.jpg|430px|thumb|right|Фото 4]] | ||
− | [[Файл:Слушают-Гухмана_Л.jpg|530px|thumb|left|Фото 3]] | + | [[Файл:Слушают-Гухмана_Л.jpg|530px|thumb|left|Фото 3. Первый слева - Астахов В.И.(каф. Высшей математики), последний слева перед колонной Домашнев А.Д. Ауд. ? Гл. корп.]] |
+ | [[Файл:Гухман А А.jpg|350px|thumb|right|]] |
Текущая версия на 23:43, 26 июля 2024
Кафедра термодинамики была образована в МИИХМе в 1931 году; ее первым заведующим был доцент И.И. Егоров.
В 1933 году кафедру возглавил профессор Е.Г Шумский, а в ноябре 1935 года - профессор И.А. Тищенко. В марте 1936 года кафедры теплотехники и термодинамики объединили в одну; заведующим назначили профессора И.А. Тищенко. В 1937 году на короткое время кафедры вновь разъединили: доцент А.В. Пинаев стал заведующим кафедрой термодинамики, а профессор Е.Г. Шумский - заведующим кафедрой теплотехники. В марте кафедры вновь объединили в одну - кафедру теплотехники и термодинамики; заведующим назначили профессора Е.Г. Шумского.
Во время войны, в эвакуации в городе Чарджоу, кафедру возглавлял профессор Е.Г. Шумский, а в Москве - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор А.Н. Шелест.
В сентябре 1944 года в связи с созданием энергетического факультета кафедру теплотехники и термодинамики разделили на три самостоятельные кафедры: термодинамики, котельные установки, тепловые двигатели.
Кафедре термодинамики передали курс теплопередачи, который до этого читали в курсе процессов и аппаратов химической технологии, что нашло свое отражение в новом названии кафедры "Термодинамика и термокинетика"; заведовать кафедрой пригласили академика АН СССР, профессора М.В. Кирпичева. Кафедре термодинамики передали курс теплопередачи, который до этого читали в курсе процессов и аппаратов химической технологии, что нашло свое отражение в новом названии кафедры "Термодинамика и термокинетика"; заведовать кафедрой пригласили академика АН СССР, профессора М.В. Кирпичева.
Вскоре кафедру переименовали, она стала называться "Теоретические основы теплотехники".
(О М.В.Кирпичёве см.
[[1]]
С 1956 года по 1979 год кафедру возглавлял крупный ученый в области теоретической теплофизики и теплотехники, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор А.А. Гухман. Александр Адольфович выпускник Санкт-Петербургского политехнического института. В 1930-х годах стал ведущим ученым Ленинградского физико-технического института (ныне Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН) и фактически признанным неформальным лидером в кругах теплофизиков нашей страны.Около 20 лет профессор А.А. Гухман и профессор В.А. Кирпиков возглавляли комиссию по тепломассообмену НТС Минвуза СССР. В 60-х годах кафедра получила название "Термодинамика и теплопередача".
.
Кстати, о том, как профессор А.А. Гухман был приглашен в МИХМ необходимо дать некоторое пояснение. Известно, что А.А. Гухман много лет находился в ссылке в Средней Азии. Он возвратился в Москву в 1955 году и академик А.В. Лыков вышел к директору МИХМа А.И. Рычкову с предложением принять профессора А.А. Гухмана на работу, на должность профессора кафедры "Физика". Понятно, что вопрос бьл не из простых и А.И. Рычков обратился в партбюро с просьбой рассмотреть его на заседании и высказать свое отношение. Я, как секретарь партбюро МИХМа, вынес этот вопрос на рассмотрение очередного заседания. Партбюро выразило единогласное согласие на приглашение А.А. Гухмана в МИХМ и он был зачислен на должность профессора кафедры «Физика», а через некоторое время переведен на должность заведующего кафедрой «Термодинамика и теплопередача». (Из книги: Басов Н.И. Александр Иванович Рычков. _ М.:МГУИЭ, 2003 г. стр. 56-57.)
Шорин Герман Николаевич. Родился в 1921 году. Воевал с 15 июля 1941 по 1 ноября 1944 года, рядовой. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». После войны работал старшим преподавателем кафедры «Термодинамика и тепло¬ передача». В 1974 г. соавторстве с В.А. Кирпиковым издал через РИО МИХМ учебное пособие: "Введение в теорию пограничного слоя".
О В.А. Кирпикове смотри [[2]]
С 1979 года по 1990 год кафедрой руководил профессор Б.Н. Юдаев. (О кафедре того периода смотри в справке:
[[3]]
СТЮШИН Николай Гаврилович Доктор технических наук, профессор, лауреат премии им. И. И. Ползунова АН СССР. Выпускник МИХМа (1941), работал в Центральном котлотурбинном институте, в академии работает с 1952 г. Профессор кафедры "Термодинамика и теплопередача”.
Научная деятельность: Гидродинамика и теплообмен в двухфазных (парожидкостных) средах; термодинамика. Разработал методы расчета испарителей с кипением в условиях естественной конвекции и парогенерирующих аппаратов с естественной и принудительной циркуляцией, физические модели процессов теплообмена при кипении однокомпонентных жидкостей, их смесей и растворов нелетучих веществ. Автор учебного пособия и 80 научных статей. Научные партнеры: университет г. Рурке(Индия).
Педагогическая деятельность: читает курсы лекций "Термодинамика", "Теплопередача", "Теплотехника". Подготовил 11 кандидатов наук. Основные публикации: Кутепов A. M., Стерман Л. С, Стюшин Н. Г. Гидродинамика и теплообмен при парообразовании. Три издания. -: Высшая школа, 1977, 1983, 1986. Стюшин Н. Г. К теории процесса теплообмена при пузырьковом кипении в условиях естественной конвекции. //Труды МИХМ (Теплообменные процессы химических производств), 1976. Стюшин Н. Г. Интенсивность теплообмена при кипении в условиях вынужденного движения. - В кн.: Теплообмен и гидродинамика. - Л.: Наука, 1977. Стюшин Н. Г. Радиус кривизны зародыша паровой фазы при кипении однокомпонентных жидкостей и их смесей. //ТОХТ, т. 19, N6, 1985. Стюшин Н. Г., Астафьев В. И. Обобщение опытных данных по теплоообмену при кипении в большом объеме водных растворов неорганических солей. //ТОХТ, т. 26, N3, 1992.
С 1991 по 1992 гг. заведующим кафедрой был профессор С.А. Улыбин.
УЛЫБИН Сергей Архипович Доктор технических наук, профессор. Окончил Московский энергетический институт (1954), работал в МЭИ, в академии работает с 1983 г. Профессор кафедры "Термодинамика и теплопередача". Член президиума научно-методического совета по теплотехнике Госкомвуза России.
Научная деятельность: экспериментальное и расчетно-теоретическое исследование свойств веществ. Разработал новую фундаментальную научную дисциплину "Феноменологическая термомеханика". Автор 11 монографий и учебных пособий, 140 научных статей и 3 изобретений. Научные партнеры: МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, Пензенский политехнический институт, НПО "Криогенмаш", НПО "Гелиевая техника", НПО "Молния". Педагогическая деятельность: читает курс лекций "Термодинамика и теплопередача". Создал и читает факультативный курс "Феноменологическая термомеханика". Подготовил 10 кандидатов наук. Основные публикации: Улыбин С. А. Теплоносители ядерных энергетических установок. - М.: Энергия, 1966. Улыбин С. А. и др. Низкотемпературная термометрия. - М.: Энергоатомиздат, 1987. Улыбин С. А. Начала феноменологической термомеханики. Новые подходы в теории теплоты. - Изд-во Ивано-франковского института нефти и газа. 1991. Улыбин С. А. Представления внутренней энергии квазиравновесной системы на основе электродинамической аналогии. //ТОХТ, т. 25, N6, 1991.
В 1992 году кафедру возглавил крупный ученый в области тепло- и массообмена газожидкостных потоков и пленочных течений, лауреат Государственной премии СССР, профессор Б.Г. Покусаев.
ПОКУСАЕВ Борис Григорьевич
Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР.
Окончил Ленинградский политехнический институт (1963), работал заведующим лабораторией Института теплофизики СО РАН (г. Новосибирск), в академии работает с 1992 г. Заведующий кафедрой "Термодинамика и теплопередача". Член национального комитета РФ по тепломассообмену. Член научного совета РАН по теплофизике. Член редколлегии журнала ПМТФ. Научные интересы: гидродинамика, тепло- и массообмен газожидкостных потоков и пленочных течений. Акустика и волновая динамика газо- и парожидкостных сред. Им в соавторстве разработан электродиффузионный метод диагностики газожидкостных потоков и получены новые данные фундаментального характера по гидродинамике и массообмену таких потоков в трубах, при растекании струй жидкости по твердой поверхности, при течении тонких пленок жидкости. Изучены законы динамики и тепломассообмена одиночных газовых и паровых включений в нестационарном волновом процессе, механизм возникновения и развития линейных и нелинейных волн на свободно стекающих пленках жидкости и выявлена их роль в межфазном массообмене. Открыто явление тепловой релаксации волн различной структуры. Автор 5 монографий, свыше 140 научных статей и 7 изобретений. Научные партнеры:
МГУ, МГТУ им. Баумана, НИИКИЭТ, ВНИИАМ, ВНИИХолодмаш, Институт теплофизики СО РАН (г. Новосибирск), Уральский политехнический институт, Политехнический институт (г. Нижний Новгород), Университет штата Колумбус (США), Иллинойский университет (США), Киушу университет (Япония).Педагогическая деятельность:
читает курсы лекций "Термодинамика и теплопередача", "Волновая динамика газо- и парожидкостных сред" (курс читался также в ряде зарубежных университетов и институтов). Подготовил 10 кандидатов наук. Основные публикации: Накоряков В. Е., Покусаев Б. Г., Шрейбер И. Л. Распространение волн в газо- и парожидкостных средах. - Новосибирск: ИТ СО АН СССР. 1983. Покусаев Б. Г., Шрейбер И. Л. Волновая динамика газо- и парожидкостных сред. - М.: Энергоатомиздат. 1990. Алексеенко С. В., Накоряков В. Е., Покусаев Б. Г. Волновое течение пленок жидкости. - Новосибирск: Наука. 1992. Kutateladze, S. S.,, Nakoryakov, V. E., Pokusayev B. G. Experimental Investigation of Wave Processes in Gas- and Vapor-Liquid Media. Two-Fase Momentum and Heat and Masstransfer. Hemisphere Publ. Cor., NY. No. 1, 1979. Nakoryakov, V. E., Pokusaev, B. G., Shreiber, I. R. Wave Propagation in Gas-Liquid Media. CRS Press, Begell House Publ., USA, 1993.
Основные направления научной деятельности кафедры в разное время были связаны: с исследованием турбулентной структуры потоков жидкостей; теплообменом и гидродинамикой псевдоожиженного слоя; тепло- и массообменом при сублимации под вакуумом; теплообменом и гидродинамикой сопротивления при кипении и конденсации; теплообменом при взаимодействии струй с преградой; теоретическим и экспериментальным определением термодинамических и теплофизических свойств материалов, тепломассопереносом в многофазных средах в нестационарных условиях.
За время существования кафедры подготовлено 80 инженеров-исследователей; 60 кандидатов наук и 5 докторов наук; опубликовано 2 учебника, 12 учебных пособий, 16 монографий, 450 научных статей; получено 16 авторских свидетельств на изобретение.
В настоящее время профессор Б.Г. Покусаев является членом национального комитета Российской Федерации по тепло¬массообмену, членом научного совета РАН по теплофизике.
ФИЗИК И ЛИРИК Памяти ученого
Последние годы стало модным представлять науку нашей страны ниже мирового уровня. В термодинамике и теплообмене этого не происходило и высокий уровень теплофизики в нашей стране непосредственно связан с вкладом доктора физико-математических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Александра Адольфовича Гухмана.
Сам он был слишком умен, чтобы кичиться личными «физическими» достижениями и чаще всего с иронией относился к своим прошлым удачам. Творчество Гухмана было динамичнее процесса научных публикаций. Не раз он с улыбкой поговаривал: «А я уже по-иному трактую эту проблему». Кто хотел успеть за идеями Александра Адольфовича, посещал его ежегодные семинары и лекции, столь известные в Москве. Последние свои научные беседы он вел в конце прошлого учебного года и это в возрасте 94-х лет!
Самолюбие А.А. Гухмана больше удовлетворяли успехи в области «лирики». Это мог быть выигрыш у молодого доцента партии в теннис, которым он регулярно занимался до 80 лет невдалеке от своей коммуналки на стадионе «Шахтер».
Словесная дуэль за столом в кругу друзей с бокалом в левой руке или баталии на Ученом совете против оппонентов с мелом в правой руке – это стихия Гухмана. Его умение выстаивать логику событий и подбирать яркие и доходчивые факты, огранка слов и фраз истоками уходят в молодость, когда с друзьями по гимназии, на отдыхе или на прогулке отрабатывалась «Игра в риторику», как тренировка ума и речи. Задавалась двум играющим лишь тема, а побеждал из них тот, кто умел правдиво и красочно представить событие по заданной, обычно исторической теме, а иногда, по шутливо-озорному поводу.
Лет 20 назад профессура МИХМа была приглашена на собрание студентов, где долго и нудно искали причину падения «картежников до воровства в общежитии». Гухман не выдержал и кратко резюмировал: «Вы мало заняты делом и не умеете развлекаться». А потом без прикрас рассказал о времяпре-провождении в свои юношеские годы, которые, как стало ясно, формировали интеллигента и созидателя, а не бездуховного потребителя.
На серьезном заседании, однажды, обсуждалась актуальная на сегодня проблема: как «поднять» научно-технический прогресс в химической промышленности. Многим виделся быстрый прогресс в массовых закупках технологий и аппаратуры за рубежом, где процессы развития науки и техники идут быстрыми темпами. Александр Адольфович не был противником модернизации производства, но четко понимал, к чему приведет слепое копирование: «Куда мы попадем в этом случае, ясно из наглядного примера. Если принять развитую страну за лошадь, скачущую галопом, а нас за всадника, успевшего ухватить лошадь за кончик хвоста и подтягивающегося по нему к крупу лошади. Во всяком случае, в седле всадник не окажется» – завершил Гухман свое краткое резюме под гомерический хохот членов совета.
Особой страстью нашего учителя была музыка. По нескольку раз в сезон в Большом зале консерватории можно было встретить Александра Адольфовича с женой Верой Никитичной, дочкой Галей, а позже и внучкой Аленой. И здесь оценки исполнения были не чисто эмоциональными, а накладывались на знание музыкального строя произведения и особенности его трактовки исполнителем. Сейчас не вернешь многих исполнителей – Минухина, Нейгауза, Гилельса, да и нет уже свидетелей этих праздников музыки – профессоров МИХМа С.И. Щепкина, Б.В. Рудковского, А.Д. Домашнева, В.И. Семишина, которые часто были со студентами на вечерах института и даже в студенческой самодеятельности. Ловишь себя на мысли, что потеряны для МИХМа не только ученые, но интеллигенты-воспитатели.
Многогранность А.А. Гухмана естественно привела его к лидерству в профессуре МИХМа. Те, кто мог с ним сравниться в общей культуре, уступали в научной значимости. Кто же мог стать с ним вровень в научных успехах своей отрасли, не достигал его широты взглядов и общих познаний.
От своих первых научных наставников член-корр. АН СССР Н.М. Караваева и проф. Д.Д. Зыкова я не единожды слышал: «Какой умница ваш шеф!»
Такая оценка относилась не только к его природному уму, но и быстроте реакции в дискуссии, умению быть предельно корректным в споре, находить контакт с любым собеседником. За 40 лет личных встреч и совместной работы с Александром Адольфовичем, я не могу привести сколько-нибудь серьезные факты его раздражительности, окриков, недоброжелательных реплик даже к людям, им не любимым. Я помню его подавленным при нередких несправедливостях высших чинов или бедах в стране. были у него жесткие решения на кафедре при распущенности сотрудников, но чаще памятна его доброжелательность и оптимизм. О таких положительных человеческих качествах многие из нас забыли в своем повседневном поведении, а в нем они непрерывно развивались вместе с научным интеллектом.
Жизнь не баловала семью Гухманов. Им выпал удел многих наших честных тружеников – ссылка, злоба завистников, отрешение от любимого дела, хмурые взгляды начальства, неустроенность быта. Жить незаурядному человеку и его близким в сложных коллизиях истории страны помогали преданность, искренность и любовь многочисленных учеников и истинно научного окружения. Александр Адольфович стал частичкой истории и особенно коллектива МИХМа.
Научной молодежи и студентам полезно прикоснуться к наследию одного из патриархов теплообмена и термодинамики – литература сохранила его «физику». «Лирика» Александра Адольфовича в памяти его друзей и учеников и передача ее молодежи со слов – бледная копия оригинала. Хотя, кто знает, может быть, со временем, соберется и «Лирика» Гухмана. Дай-то Бог! Н. Кондуков, проф. кафедры теплофизики МИТХТ
Смотрите также: А.А. Гухман "Наука на смену эмпиризму". "За кадры ХМ" 24.11.1972 [[4]]
А. А. Гухмана отличал своеобразный взгляд на построение классической термодинамики. Он не признавал трактовку статистической физики как теоретической основы термодинамики, подчёркивал самодостаточность и фундаментальность равновесной термодинамики, выделяя её методологическое содержание[Майков В. П. Мотивы изучения времени.].
Вспоминает один из слушателей лекций А. А. Гухмана в МАИ: «Он говорил образно, передавая слушателям ощущение строгой красоты своих построений. В семье наук, — говорил Гухман, — классическая термодинамика как старая властная тётка: во всё вмешивается, её недолюбливают, но она всегда права. Почему же наряду с необходимым уважением ей часто отказывают в должной любви? Чего ей не хватает — логики, стройности, строгости? Нет, все эти атрибуты эстетики познания налицо. Отсутствует другое — доступный физический смысл некоторых её понятий и особенно ключевого — энтропии. Будучи наукой структурно-описательной, классическая термодинамика не связывает понятия с механизмом явления. <…> В природе все виды энергии — механическая, электрическая, лучистая — самопроизвольно стремятся перейти в тепло. Оно — всеобщая „сберкасса“, охотно принимает вклады. Но выясняется — тут коварство: это „сберкасса наоборот“, с отрицательным процентом. Попробуйте вернуть вклад, то есть с помощью машины превратить тепло обратно в работу — вам выдадут лишь часть, удержав значительную долю: в природе идёт непрерывное обесценение энергии. Энтропия есть мера этого процесса»[Волынский М. С. [coollib.com/b/182750/read Необыкновенная жизнь обыкновенной капли]. М.: Знание, 1986].
Однажды на последней лекции курса термодинамики А. А. Гухман торжественно объявил: «Термодинамика — это первый закон и дифференциальные соотношения. Всё остальное — практика применения аппарата термодинамики»[Прохоренко Н. Н. Недоумения неофита в термодинамике. Энергия: экономика, техника, экология, 2013, № 10, с. 42—47. М.].
( См. Википедия: [5])
Из воспоминаний А.П. Адамова
Помню семинар, проводимый кафедрой Автоматики, посвященный математическому моделированию.
В его работе приняли участие практически все аспиранты, и не только те, которые тем или иным образом были связаны с этой проблемой, но и те, кто как-то был связан с исследованием процессов.
С сообщением выступил профессор Гухман А.А., который был противником того трактования моделирования, которое ему давали во многих работах. Молодежь наседала, задавали вопросы, а Александр Адольфович очень обстоятельно, научно обоснованно отвечал на них. Было видно, что опыт знания и эрудиция берут вверх. Масло в огонь подлил А.Н. Плановский своими воспоминаниями о том, как он оппонировал работу, связанную с мат. описанием процесса ректификации. На вопрос: «Понятно ли Вам представленное на плакатах?» Александр Николаевич ответил: «Я же оппонент – пришлось разобраться». Но когда началась вторая защита, он сказал, что здесь плохо понимает, что написано (представлено).
Александр Адольфович был против использования при физическом моделировании теории подобия.
После чего, я решил посещать его факультативные лекции, которые он читал для аспирантов, научных сотрудников и преподавателей. Слушать А.А. Гухмана приезжали из различных ВУЗов и научных учреждений. Это была школа прежде всего ораторского мастерства, школа знаний, которую прошли многие преподаватели и были очень признательны Александру Адольфовичу.