ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ ИЗ КЕРАМИКИ АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МИХМа
Dz (обсуждение | вклад) |
Dz (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 20 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | [[Файл:Марка_завода_АБРАМЦЕВО.jpg|300px|thumb|Марка завода АБРАМЦЕВО]] | ||
Среди пятнадцати керамических изделий михмовского собрания художественной керамики есть высокие образцы творческого наследия замечательных русских художников и скульпторов, о которых хотелось бы рассказать особо. | Среди пятнадцати керамических изделий михмовского собрания художественной керамики есть высокие образцы творческого наследия замечательных русских художников и скульпторов, о которых хотелось бы рассказать особо. | ||
Все они привлекают поистине неповторимым авторским замыслом и его изысканным воплощением, а также высокими художественными достоинствами. Многие из них известны искусствоведам лишь в одном или двух предметах - воплощении таланта мастеров лепки и сложной технологии обжига, а также расцвечивания майоликовых изделий. Уникальность ряда вещей из коллекции керамики АБРАМЦЕВА вводит их в круг желанных экспонатов любой государственной, корпоративной или частной экспозиции высокого уровня. | Все они привлекают поистине неповторимым авторским замыслом и его изысканным воплощением, а также высокими художественными достоинствами. Многие из них известны искусствоведам лишь в одном или двух предметах - воплощении таланта мастеров лепки и сложной технологии обжига, а также расцвечивания майоликовых изделий. Уникальность ряда вещей из коллекции керамики АБРАМЦЕВА вводит их в круг желанных экспонатов любой государственной, корпоративной или частной экспозиции высокого уровня. | ||
<p align=center>СИЯЮЩАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА</p> | <p align=center>СИЯЮЩАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА</p> | ||
+ | [[Файл:Блюдо_версия.jpg|200px|left|thumb|Блюдо А.Я. Головина из коллекции ВМДПИ]] | ||
Выдающийся художник-живописец и монументалист, театральный сценограф АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) прославился и своими талантливыми произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Многим известны созданные по его творческому замыслу 22 декоративных майоликовых панно для фасадов гостиницы, "МЕТРОПОЛЬ". Для экспозиции Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже он представил несколько собственных интерьерных работ в виде керамических панно и посуды. Изготовленные мастерами-керамистами АБРАМЦЕВА по авторским моделям Головина, они вызвали всеобщее восхищение и были отмечены серебряной медалью Комитета выставки. | Выдающийся художник-живописец и монументалист, театральный сценограф АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) прославился и своими талантливыми произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Многим известны созданные по его творческому замыслу 22 декоративных майоликовых панно для фасадов гостиницы, "МЕТРОПОЛЬ". Для экспозиции Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже он представил несколько собственных интерьерных работ в виде керамических панно и посуды. Изготовленные мастерами-керамистами АБРАМЦЕВА по авторским моделям Головина, они вызвали всеобщее восхищение и были отмечены серебряной медалью Комитета выставки. | ||
+ | [[Файл:Блюдо_у_стены.jpg|200px|left|thumb|Блюдо А.Я. Головина из собрания МИХМа до реставрации]] | ||
Знаменитое декоративное настенное блюдо-панно, из числа выставленных в Париже, в музейной практике известно как "БЛЮДО С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ" и до выявления коллекции МИХМа признавалось сохранившимся лишь в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Введенное в постоянную экспозицию "Русский стиль" музея, оно считалось уникальным и не имеющим аналогов. Появление в музейном пространстве ещё одного блюдо-панно Головина имело характер сенсации. | Знаменитое декоративное настенное блюдо-панно, из числа выставленных в Париже, в музейной практике известно как "БЛЮДО С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ" и до выявления коллекции МИХМа признавалось сохранившимся лишь в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Введенное в постоянную экспозицию "Русский стиль" музея, оно считалось уникальным и не имеющим аналогов. Появление в музейном пространстве ещё одного блюдо-панно Головина имело характер сенсации. | ||
Строка 10: | Строка 13: | ||
По всей видимости, блюдо появилось в результате экспериментирования мастеров-керамистов с поиском цветового решения. Применение новых пигментов с металлическим мерцанием после обжига придало колориту вещи невиданную ранее глубину и сложную многооттеночность. | По всей видимости, блюдо появилось в результате экспериментирования мастеров-керамистов с поиском цветового решения. Применение новых пигментов с металлическим мерцанием после обжига придало колориту вещи невиданную ранее глубину и сложную многооттеночность. | ||
<p align=center>"ДЕМОНИЧЕСКАЯ" ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА</p> | <p align=center>"ДЕМОНИЧЕСКАЯ" ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА</p> | ||
+ | [[Файл:Демон_в_полете.jpg|100px|left|thumb|Ваза "Демон в полете" из собрания МИХМа до реставрации]] | ||
+ | [[Файл:Демон_Гамаюн.jpg|100px|right|thumb|Ваза "Демон в полете" из Частного собрания]] | ||
Вслед за М.А. Врубелем оставил творческий след в "демонической" теме и великий русский художник | Вслед за М.А. Врубелем оставил творческий след в "демонической" теме и великий русский художник | ||
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911). В 1890-х гг. им была создана в майоликовой пластике | ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911). В 1890-х гг. им была создана в майоликовой пластике | ||
Строка 17: | Строка 22: | ||
Долгое время нам не удавалось выявить наличие авторских повторений скульптуры "Демон в полете" Валентина Серова. Лишь недавно в интернете появилось изображение ещё одного экземпляра этой майоликовой работы Серова из частной коллекции галереи-бюро "Гамаюн". В этой работе автор, экспериментируя с цветовой гаммой покрытия изделия, предпочел предложить вариант монохромной фиолетово-черной сплошной окраски. | Долгое время нам не удавалось выявить наличие авторских повторений скульптуры "Демон в полете" Валентина Серова. Лишь недавно в интернете появилось изображение ещё одного экземпляра этой майоликовой работы Серова из частной коллекции галереи-бюро "Гамаюн". В этой работе автор, экспериментируя с цветовой гаммой покрытия изделия, предпочел предложить вариант монохромной фиолетово-черной сплошной окраски. | ||
<p align=center>СКУЛЬПТУРНАЯ ПЛАСТИКА АЛЕКСАНДРА МАТВЕЕВА</p> | <p align=center>СКУЛЬПТУРНАЯ ПЛАСТИКА АЛЕКСАНДРА МАТВЕЕВА</p> | ||
− | Эта редчайшая майоликовая скульптура "Сидящая женщина" работы выдающегося скульптора | + | [[Файл:Сидящая_женщина.jpg|100px|right|thumb|Скульптура "Сидящая женщина" А.Т. Матвеева]] |
+ | Эта редчайшая майоликовая скульптура "Сидящая женщина" работы выдающегося скульптора АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВИЧА МАТВЕЕВА (1878-1960), на моей памяти, всегда стояла на шкафу в кабинете ректора МИХМа. Когда к нам приехали работники Государственной Третьяковской галереи для первого знакомства с керамическими вещами, то, войдя по приглашению М.Б. Генералова в его кабинет, они с энтузиазмом бросились к перемещенной на стол для заседаний скульптуре "Сидящая женщина". | ||
"Это же Матвеев, - тут же с восторгом определили искусствоведы,- у нас такого нет!" Великолепный образец творчества скульптора А.Т. Матвеева поражает каждого, кто видит его впервые, обобщенными формами тела женщины, придающими статуэтке обнаженной натуры высотой 45 см монументальность и скульптурный импрессионизм. | "Это же Матвеев, - тут же с восторгом определили искусствоведы,- у нас такого нет!" Великолепный образец творчества скульптора А.Т. Матвеева поражает каждого, кто видит его впервые, обобщенными формами тела женщины, придающими статуэтке обнаженной натуры высотой 45 см монументальность и скульптурный импрессионизм. | ||
− | А.Т. Матвеев много работал в мастерских АБРАМЦЕВО в 1900-1901 г. и создал немало камерных скульптур и рельефов, экспериментировал с восстановительным обжигом вещей. Великолепный образец скульптурной пластики "Сидящая женщина" покрыт монохромной росписью коричнево- красноватого тона с темными и светлыми подтеками, пятнами и люстрами. | + | А.Т. Матвеев много работал в мастерских АБРАМЦЕВО в 1900-1901 г. и создал немало камерных скульптур и рельефов, экспериментировал с восстановительным обжигом вещей. Великолепный образец скульптурной пластики "Сидящая женщина" покрыт монохромной росписью коричнево-красноватого тона с темными и светлыми подтеками, пятнами и люстрами. |
<p align=center>ВАЗА "ВЕДЬМА" И ПОДСВЕЧНИК "СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ" СОРОХТИНЫХ</p> | <p align=center>ВАЗА "ВЕДЬМА" И ПОДСВЕЧНИК "СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ" СОРОХТИНЫХ</p> | ||
+ | [[Файл:Ведьма.jpg|100px|right|thumb|Ваза "Ведьма" из собрания МИХМа]] | ||
+ | [[Файл:Мамонтов_с_вазой_Ведьма.jpg|200px|left|thumb|С.И. Мамонтов у бассейна во дворе мастерских. Справа от него видна ваза "Ведьма" на декоративной стенке. Фото начала XX в.]] | ||
+ | [[Файл:Северный_олень.jpg|100px|right|thumb|Подсвечник "Северный олень" из собрания МИХМа до реставрации]] | ||
Оба этих изделия принадлежат кругу работ братьев СОРОХТИНЫХ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, трудившихся в АБРАМЦЕВЕ на рубеже XIX-XX вв. Поскольку в списках артефактов мастерской их работы указывались без инициалов, принадлежность вещей конкретно кому-то из братьев может быть только предположительной. | Оба этих изделия принадлежат кругу работ братьев СОРОХТИНЫХ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, трудившихся в АБРАМЦЕВЕ на рубеже XIX-XX вв. Поскольку в списках артефактов мастерской их работы указывались без инициалов, принадлежность вещей конкретно кому-то из братьев может быть только предположительной. | ||
Ваза "Ведьма" была парной к несохранившейся вазе "Лесовик", которые вместе украшали декоративную стенку небольшого бассейна в саду при заводе АБРАМЦЕВО. Незаурядное произведение скульптурной пластики малых форм высотой 50 см ваза "Ведьма" представляет поясное изображение фигуры некрасивой женщины с распущенными волосами, из под прядей которых торчит курносая головка ребенка. Сюжет скульптуры взят, очевидно, из народного фольклора, которым увлекались члены мамонтовского кружка художников, трудившихся в мастерских. Монохромная роспись почти черного цвета с радужными металлическими люстрами придает скульптурной композиции "Ведьма" ореол таинственности и сказочной загадочности. | Ваза "Ведьма" была парной к несохранившейся вазе "Лесовик", которые вместе украшали декоративную стенку небольшого бассейна в саду при заводе АБРАМЦЕВО. Незаурядное произведение скульптурной пластики малых форм высотой 50 см ваза "Ведьма" представляет поясное изображение фигуры некрасивой женщины с распущенными волосами, из под прядей которых торчит курносая головка ребенка. Сюжет скульптуры взят, очевидно, из народного фольклора, которым увлекались члены мамонтовского кружка художников, трудившихся в мастерских. Монохромная роспись почти черного цвета с радужными металлическими люстрами придает скульптурной композиции "Ведьма" ореол таинственности и сказочной загадочности. | ||
Строка 34: | Строка 43: | ||
Эта музейная вещь с "незапамятных времён" стояла на столике в кабинете директора (ректора) МИХМа. | Эта музейная вещь с "незапамятных времён" стояла на столике в кабинете директора (ректора) МИХМа. | ||
Ее принимали за пепельницу и, хотя ректор Н.И. Басов не был подвержен привычке табакокурения, многие посетители его кабинета норовили, с выпрошенного у хозяина разрешения, закуривать и набивать пепельницу окурками. Секретарь ректора Е.В. Фридлянд сетовала мне, что ей приходилось с трудом выковыривать из этого предмета убранства интерьера окурки и, негодуя, промывать изящную вещь после использования ее в качестве пепельницы. | Ее принимали за пепельницу и, хотя ректор Н.И. Басов не был подвержен привычке табакокурения, многие посетители его кабинета норовили, с выпрошенного у хозяина разрешения, закуривать и набивать пепельницу окурками. Секретарь ректора Е.В. Фридлянд сетовала мне, что ей приходилось с трудом выковыривать из этого предмета убранства интерьера окурки и, негодуя, промывать изящную вещь после использования ее в качестве пепельницы. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Пепельница.jpg|100px|thumb|Ваза-пепельница из собрания МИХМа до реставрации]] | ||
Ваза-пепельница диаметром 22 см при высоте 5 см привлекала всеобщее внимания не столько необычностью конусной плоской формы, сколько переливами радужных разноцветных люстров - красителей, придающих изделиям после обжига металлический или перламутровый блеск. | Ваза-пепельница диаметром 22 см при высоте 5 см привлекала всеобщее внимания не столько необычностью конусной плоской формы, сколько переливами радужных разноцветных люстров - красителей, придающих изделиям после обжига металлический или перламутровый блеск. | ||
− | Фактура поверхности изделия - неровная, с рядами выступов и впадин, с монохромной глазурью черно-синего цвета характерна для ряда интерьерных изделий завода АБРАМЦЕВО 1900-х гг. Их относят к произведения самого хозяина гончарной мастерской САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА (1841-1918 ). На это может указывать и имеющееся на донышке оттиснутое клеймо АБРАМЦЕВО. | + | Фактура поверхности изделия - неровная, с рядами выступов и впадин, с монохромной глазурью черно-синего цвета характерна для ряда интерьерных изделий завода АБРАМЦЕВО 1900-х гг. Их относят к произведения самого хозяина гончарной мастерской САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА (1841-1918). На это может указывать и имеющееся на донышке оттиснутое клеймо АБРАМЦЕВО. |
*** | *** | ||
Атрибуция произведений михмовской коллекции майолики выполнена доктором искусствоведения | Атрибуция произведений михмовской коллекции майолики выполнена доктором искусствоведения | ||
Марией Владимировной Нащокиной, автором каталога "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ". | Марией Владимировной Нащокиной, автором каталога "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ". | ||
<p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p> | <p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− |
Текущая версия на 21:51, 3 апреля 2021
Среди пятнадцати керамических изделий михмовского собрания художественной керамики есть высокие образцы творческого наследия замечательных русских художников и скульпторов, о которых хотелось бы рассказать особо. Все они привлекают поистине неповторимым авторским замыслом и его изысканным воплощением, а также высокими художественными достоинствами. Многие из них известны искусствоведам лишь в одном или двух предметах - воплощении таланта мастеров лепки и сложной технологии обжига, а также расцвечивания майоликовых изделий. Уникальность ряда вещей из коллекции керамики АБРАМЦЕВА вводит их в круг желанных экспонатов любой государственной, корпоративной или частной экспозиции высокого уровня.
СИЯЮЩАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА
Выдающийся художник-живописец и монументалист, театральный сценограф АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) прославился и своими талантливыми произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Многим известны созданные по его творческому замыслу 22 декоративных майоликовых панно для фасадов гостиницы, "МЕТРОПОЛЬ". Для экспозиции Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже он представил несколько собственных интерьерных работ в виде керамических панно и посуды. Изготовленные мастерами-керамистами АБРАМЦЕВА по авторским моделям Головина, они вызвали всеобщее восхищение и были отмечены серебряной медалью Комитета выставки.
Знаменитое декоративное настенное блюдо-панно, из числа выставленных в Париже, в музейной практике известно как "БЛЮДО С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ" и до выявления коллекции МИХМа признавалось сохранившимся лишь в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Введенное в постоянную экспозицию "Русский стиль" музея, оно считалось уникальным и не имеющим аналогов. Появление в музейном пространстве ещё одного блюдо-панно Головина имело характер сенсации.
Блюдо представляет собой овал с диаметрами 60 на 56 см, в центре которого помещена роспись в виде динамических завитков цветочных стеблей с бутонами. Монохромный сине-голубой мерцающий фон композиции оттеняет зелень листьев, желтизну стеблей и бежевый тон фантастических цветов. Александр Головин мастерски вписал изображение в овал, окаймленный простым орнаментом из елочек.
По всей видимости, блюдо появилось в результате экспериментирования мастеров-керамистов с поиском цветового решения. Применение новых пигментов с металлическим мерцанием после обжига придало колориту вещи невиданную ранее глубину и сложную многооттеночность.
"ДЕМОНИЧЕСКАЯ" ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Вслед за М.А. Врубелем оставил творческий след в "демонической" теме и великий русский художник ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911). В 1890-х гг. им была создана в майоликовой пластике скульптурная декоративная композиция "Демон в полете". На узкогорлой вазе традиционной формы высотой в 75 см изображён поверженный представитель потусторонних сил Демон. Горельеф фигуры Демона в смелом ракурсе показывает его стремглав несущееся тело со сложенными бессильно крыльями. Выбор темы очевидно связан с интересом к ней М.А. Врубеля и других членов Абрамцевского кружка (А.Т. Матвеев, А.В. Шевченко). Изготовленная Серовым в пластичном материале модель превращалась в мастерской завода АБРАМЦЕВО в гончарное изделие, которое раскрашивалось в соответствии с авторским замыслом. Экземпляр из коллекции МИХМа, очевидно, представляет собой пробу подбора полихромной подглазурной росписи. На сине-голубом фоне вазы выделяется розовато-жёлтое туловище с крыльями цвета золотистой охры и обволакивающая ноги Демона ткань сиренево- фиолетового цвета.
Долгое время нам не удавалось выявить наличие авторских повторений скульптуры "Демон в полете" Валентина Серова. Лишь недавно в интернете появилось изображение ещё одного экземпляра этой майоликовой работы Серова из частной коллекции галереи-бюро "Гамаюн". В этой работе автор, экспериментируя с цветовой гаммой покрытия изделия, предпочел предложить вариант монохромной фиолетово-черной сплошной окраски.
СКУЛЬПТУРНАЯ ПЛАСТИКА АЛЕКСАНДРА МАТВЕЕВА
Эта редчайшая майоликовая скульптура "Сидящая женщина" работы выдающегося скульптора АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВИЧА МАТВЕЕВА (1878-1960), на моей памяти, всегда стояла на шкафу в кабинете ректора МИХМа. Когда к нам приехали работники Государственной Третьяковской галереи для первого знакомства с керамическими вещами, то, войдя по приглашению М.Б. Генералова в его кабинет, они с энтузиазмом бросились к перемещенной на стол для заседаний скульптуре "Сидящая женщина".
"Это же Матвеев, - тут же с восторгом определили искусствоведы,- у нас такого нет!" Великолепный образец творчества скульптора А.Т. Матвеева поражает каждого, кто видит его впервые, обобщенными формами тела женщины, придающими статуэтке обнаженной натуры высотой 45 см монументальность и скульптурный импрессионизм.
А.Т. Матвеев много работал в мастерских АБРАМЦЕВО в 1900-1901 г. и создал немало камерных скульптур и рельефов, экспериментировал с восстановительным обжигом вещей. Великолепный образец скульптурной пластики "Сидящая женщина" покрыт монохромной росписью коричнево-красноватого тона с темными и светлыми подтеками, пятнами и люстрами.
ВАЗА "ВЕДЬМА" И ПОДСВЕЧНИК "СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ" СОРОХТИНЫХ
Оба этих изделия принадлежат кругу работ братьев СОРОХТИНЫХ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, трудившихся в АБРАМЦЕВЕ на рубеже XIX-XX вв. Поскольку в списках артефактов мастерской их работы указывались без инициалов, принадлежность вещей конкретно кому-то из братьев может быть только предположительной. Ваза "Ведьма" была парной к несохранившейся вазе "Лесовик", которые вместе украшали декоративную стенку небольшого бассейна в саду при заводе АБРАМЦЕВО. Незаурядное произведение скульптурной пластики малых форм высотой 50 см ваза "Ведьма" представляет поясное изображение фигуры некрасивой женщины с распущенными волосами, из под прядей которых торчит курносая головка ребенка. Сюжет скульптуры взят, очевидно, из народного фольклора, которым увлекались члены мамонтовского кружка художников, трудившихся в мастерских. Монохромная роспись почти черного цвета с радужными металлическими люстрами придает скульптурной композиции "Ведьма" ореол таинственности и сказочной загадочности.
Керамический подсвечник "Северный олень" высотой 48 см и размерами днища 41 на 20 см входит в ряд аналогичных известных произведений мастерской: "Павлин", "Слон", "Козел". Ветвистые рога оленя образуют основание четырех гнезд для размещения в них свечей. Между ног животного заметна фигурка лежащего оленёнка, придающая композиции законченность. Красивый светло-серый тон росписи удачно подсвечен переливами розового и иссиня-черного цветов.
Было интересно узнать, что в 1892 году Антон Павлович Чехов купил у Н.П. Сорохтина его подмосковное имение МЕЛИХОВО, ныне всемирно известное как музейное учреждение.
ВАЗА-ПЕПЕЛЬНИЦА ИЗ РЕКТОРСКОГО КАБИНЕТА
Эта музейная вещь с "незапамятных времён" стояла на столике в кабинете директора (ректора) МИХМа. Ее принимали за пепельницу и, хотя ректор Н.И. Басов не был подвержен привычке табакокурения, многие посетители его кабинета норовили, с выпрошенного у хозяина разрешения, закуривать и набивать пепельницу окурками. Секретарь ректора Е.В. Фридлянд сетовала мне, что ей приходилось с трудом выковыривать из этого предмета убранства интерьера окурки и, негодуя, промывать изящную вещь после использования ее в качестве пепельницы.
Ваза-пепельница диаметром 22 см при высоте 5 см привлекала всеобщее внимания не столько необычностью конусной плоской формы, сколько переливами радужных разноцветных люстров - красителей, придающих изделиям после обжига металлический или перламутровый блеск.
Фактура поверхности изделия - неровная, с рядами выступов и впадин, с монохромной глазурью черно-синего цвета характерна для ряда интерьерных изделий завода АБРАМЦЕВО 1900-х гг. Их относят к произведения самого хозяина гончарной мастерской САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА (1841-1918). На это может указывать и имеющееся на донышке оттиснутое клеймо АБРАМЦЕВО.
Атрибуция произведений михмовской коллекции майолики выполнена доктором искусствоведения Марией Владимировной Нащокиной, автором каталога "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ".
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ