Я вернулся (С.И. Вайнштейн)
Gak (обсуждение | вклад) |
Gak (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Вайнштейн1.jpg|300px|thumb|right|Доц., к.т.н. С.И.Вайнштейн]] | [[Файл:Вайнштейн1.jpg|300px|thumb|right|Доц., к.т.н. С.И.Вайнштейн]] | ||
− | 1962 год. Я, после трех лет службы в Советской армии поступил в Московский институт химического машиностроения на факультет "Химического аппаратостроения" на кафедру "Конструирование аппаратов химических производств".<br> | + | 1962 год. Я, после трех лет службы в Советской армии, поступил в Московский институт химического машиностроения на факультет "Химического аппаратостроения" на кафедру "Конструирование аппаратов химических производств".<br> |
Группа наша имела номер 121. С этой группой я прошел весь цикл процесса подготовки по специальности в институте, с первого по пятый курс, менялась только первая цифра в зависимости от курса. Группа подобралась весьма интересная. Мужская часть группы четко делилась на две половины: одна часть – отслужившие в армии и имеющие двухгодичный стаж работы на производстве, а вторая часть - зеленая молодежь после окончания средней школы. Да и женская часть группы примерно делилась на две половины: имеющие стаж работы не менее двух лет и прошедшие уже хорошую школу производства (некоторые после техникума), а вторая часть, выпускницы средней школы. Удивительно, но все это позволило создать такой дружный коллектив, в котором никто «из старичков» ни кичился своими прошлыми заслугами, а молодежь своими знаниями, полученными в школе.<br> | Группа наша имела номер 121. С этой группой я прошел весь цикл процесса подготовки по специальности в институте, с первого по пятый курс, менялась только первая цифра в зависимости от курса. Группа подобралась весьма интересная. Мужская часть группы четко делилась на две половины: одна часть – отслужившие в армии и имеющие двухгодичный стаж работы на производстве, а вторая часть - зеленая молодежь после окончания средней школы. Да и женская часть группы примерно делилась на две половины: имеющие стаж работы не менее двух лет и прошедшие уже хорошую школу производства (некоторые после техникума), а вторая часть, выпускницы средней школы. Удивительно, но все это позволило создать такой дружный коллектив, в котором никто «из старичков» ни кичился своими прошлыми заслугами, а молодежь своими знаниями, полученными в школе.<br> | ||
Костяк группы, сложился сам собой, начиная с первого курса. По мере обучения в МИХМе, кто-то отставал по тем или иным причинам, кто-то приходил в группу, но костяк группы оставался: Н. Бондаренко, С. Вайнштейн, П. Денисенко, Н. Евдокимова, С. Жукова, В. Изотов, Д. Коробочкин, В. Погуляйло, И. Радченко, В. Сафонова, И. Терновский. Группа была из разных городов и регионов СССР и ребята, в основном, жили в общежитии, кто на станции Клязьма в Подмосковье, а кто в районе Сокол в Москве. Из всей группы студентов только я и И.Терновский были москвичами, и нам не надо было знакомиться, т.к. задолго до поступления в институт мы знали друг друга. Встречались мы редко как противники на первенстве Москвы по футболу, а затем встретились на сборном пункте Кантемировской дивизии, в которой и прослужили 3 года, Игорь в танковом полку, а я во взводе разведки батареи управления начальника артиллерией дивизии. Это был, так называемый, спортивный набор из Москвы и Подмосковья. 300 спортсменов, не ниже первого разряда, независимо от вида спорта, были призваны на службу в Вооруженные силы. На третьем году нашей службы вышло Постановление, разрешающее в организациях Минобороны СССР открывать курсы для подготовки солдат и сержантов, увольняемых в запас, для поступления в ведущие ВУЗы страны. Нам, как классным специалистам, командованием было дано разрешение на обучение на этих курсах. Вот там мы и решили поступать в МИХМ, скорее по месту проживания, чем по зову души. Мне, может быть, эти курсы были и не нужны, т.к. я ушел в армию со второго курса вечернего политехнического института, но эти курсы позволяли, при успешной сдаче вступительных экзаменов в институт, уволиться из армии на 3-4 месяца раньше срока.<br> | Костяк группы, сложился сам собой, начиная с первого курса. По мере обучения в МИХМе, кто-то отставал по тем или иным причинам, кто-то приходил в группу, но костяк группы оставался: Н. Бондаренко, С. Вайнштейн, П. Денисенко, Н. Евдокимова, С. Жукова, В. Изотов, Д. Коробочкин, В. Погуляйло, И. Радченко, В. Сафонова, И. Терновский. Группа была из разных городов и регионов СССР и ребята, в основном, жили в общежитии, кто на станции Клязьма в Подмосковье, а кто в районе Сокол в Москве. Из всей группы студентов только я и И.Терновский были москвичами, и нам не надо было знакомиться, т.к. задолго до поступления в институт мы знали друг друга. Встречались мы редко как противники на первенстве Москвы по футболу, а затем встретились на сборном пункте Кантемировской дивизии, в которой и прослужили 3 года, Игорь в танковом полку, а я во взводе разведки батареи управления начальника артиллерией дивизии. Это был, так называемый, спортивный набор из Москвы и Подмосковья. 300 спортсменов, не ниже первого разряда, независимо от вида спорта, были призваны на службу в Вооруженные силы. На третьем году нашей службы вышло Постановление, разрешающее в организациях Минобороны СССР открывать курсы для подготовки солдат и сержантов, увольняемых в запас, для поступления в ведущие ВУЗы страны. Нам, как классным специалистам, командованием было дано разрешение на обучение на этих курсах. Вот там мы и решили поступать в МИХМ, скорее по месту проживания, чем по зову души. Мне, может быть, эти курсы были и не нужны, т.к. я ушел в армию со второго курса вечернего политехнического института, но эти курсы позволяли, при успешной сдаче вступительных экзаменов в институт, уволиться из армии на 3-4 месяца раньше срока.<br> | ||
− | В первые недели обучения | + | В первые недели обучения «старички» не очень загружали себя получением знаний, т.к. они обрели столь долгожданную свободу, особенно, те, кто пришел из армии – они просто опьянели от этой свободы, и им было не до учебы. Отрезвление наступило достаточно быстро, когда пошли контрольные зачеты по разделам и темам, и, необходимо, было получать положительные оценки, а каждый считал, что ему это по плечу, но результат оказывался не всегда в их пользу. И здесь во всем блеске проявила себя наша молодежь, которая не утеряла ритм обучения в средней школе, взяла нас на буксир, причем, такой жесткий, что нам просто некуда было деваться. Постоянная опека, жесткий прессинг и помощь, которую они были готовы оказывать нам в любое время. Тогда мы, быстро поняли, зачем мы поступали в МИХМ. Когда стали обучаться на старших курсах, мы полностью вернули нашей молодежи долги, которые имели на младших курсах. Мы щедро делились с молодежью своими практическими знаниями при выполнении курсовых проектов и прохождении практик. Мы видели в их глазах благодарность, т.к. все это делалось, как говориться просто, и курсовые проекты прекрасно защищались. А преподаватели у нас были высочайшей квалификации, и защитить у них проект на отлично, могут оценить только те, кто у них обучался. Хотелось вспомнить их поименно. Заведующий кафедрой д.т.н., профессор Л.С. Аксельрод, д.т.н., профессор А.Д. Домашнев, д.т.н., профессор Н.А. Шахова, к.т.н., доцент В.Я Гальцов., к.т.н., доцент К.И. Лебедев, к.т.н. доцент В.С. Шубин и многие другие, включая аспирантов кафедры: Г. Минаева, М. Ерохина, М. Платенна. Я назвал, только тех с кем непосредственно приходилось совместно работать и одновременно у них учиться. А, сколько великолепных преподавателей были на других кафедрах, на которых нам приходилось обучаться или получать консультации. Это ныне здравствующие: д.т.н., профессор А.А. Шевченко, к.т.н., профессор Ю.И. Гусев. Вспоминается первая поездка мужской части группы на практику, после первого курса, на Воскресенский химкомбинат и, одновременно – это был студенческий строительно-монтажный отряд. Нас направили на монтаж ректификационной колонны. Поселили весь строительный отряд в общежитие химкомбината. Приключения начались в первую ночь. Нас в комнате было человек 10, мы проснулись от весьма неприятного звука. Включили свет, а живность ползала по нам, по кроватям, по полу и потолку. Это было что-то! Запалили газеты и вообще все то, что могло гореть, и стали все это выжигать. Треск стоял жуткий. Но, мы стоически все выдержали и даже после этого смогли поспать. А, наутро, устроили такую взбучку обслуживающему персоналу общежития, что по возвращению с первого рабочего дня, все общежитие сверкало, как новое, а все процедуры по уничтожению всех насекомых и другой живности были проведены в кратчайшие сроки. Так начинались наши первые трудовые будни на практике. Мы были разбиты на бригады, каждая со своим бригадиром. У нас бригадиром был назначен наш товарищ из группы В.А. Погуляйло, прошедший армейскую школу и к тому же получивший средне–техническое образование и поработавший до армии мастером на производстве. Вот здесь он нам всем показал высший класс управления бригадой и умение защищать наши интересы перед администрацией строящегося цеха. Особенно, в вопросе закрытия нарядов, когда каждый из мастеров химкомбината, пытался объегорить бригады. Но, такие номера с нашим бригадиром у них не могли пройти. Мы полностью получили заработанные нами деньги, с тем и отбыли с практики. За время практики мы прошли хорошую школу монтажа колонной аппаратуры. Конечно, мы не только работали на монтаже, но отдыхали на природе, ходили на танцы. Вступали в жесткий контакт с местной молодежью и большей частью из-за наших молодых коллег. Ребята убедились и научились, как надо отстаивать свое право в этой жизни. Наши действия позволили свободно ходить вечером на танцплощадку и перемещаться по городу в любое время суток. Армейское братство позволило нам быстро установить консенсус с местными парнями и, оказалось, что вполне можно мирно сосуществовать и не затрагивать ничьих интересов. В стенах института на всем протяжении учебы многие из нас занимались спортом, научными исследованиями, выступали на научных конференциях с докладами, участвовали в КВН. Успевали ходить в театры, музеи, кино, консерваторию, читать литературу, увлекаться поэзией, влюбляться, жениться и выходить замуж, рожать и воспитывать детей. И это все мы студенты группы 121.<br> |
[[Файл:Вайнштейн2.jpg|300px|thumb|left|Преддипломная практика на Днепродзержинском химическом комбинате. | [[Файл:Вайнштейн2.jpg|300px|thumb|left|Преддипломная практика на Днепродзержинском химическом комбинате. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Вернувшись с преддипломной практики, мы активно приступили к выполнению дипломного проекта с исследовательской частью. Это было не простое занятие для меня, т.к. к этому времени я уже был женат на Гале Гурковской из соседней группы, и ей также надо было выполнять дипломный проект. Дипломный проект был успешно защищен и получил лестную оценку от профессора С.Н. Шорина.<br> | Вернувшись с преддипломной практики, мы активно приступили к выполнению дипломного проекта с исследовательской частью. Это было не простое занятие для меня, т.к. к этому времени я уже был женат на Гале Гурковской из соседней группы, и ей также надо было выполнять дипломный проект. Дипломный проект был успешно защищен и получил лестную оценку от профессора С.Н. Шорина.<br> | ||
Перед заседанием государственной комиссией по распределению молодых специалистов проф. Н.А.Шахова меня и И. Терновского попросила зайти к ней. Она сказала нам, что в институт вернулся молодой доцент А.М. Кутепов и ему нужен аспирант. Она рекомендовала ему нас. Поэтому решайте сами, кто из вас будет поступать в аспирантуру. Мы вышли, и Игорь сразу изъявил сильное желание остаться в институте, но я взял сутки на обдумывание. Я посоветовался с женой, и мы решили, что надо распределяться или в НИИ или ОКБ. Об этом на следующий день я сказал Игорю, после этого мы вместе зашли к Н.А. Шаховой и ей все объяснили. Она сказала, что это наше решение и важно, чтобы Вы об этом в дальнейшем не жалели. И я честно об этом хочу сказать, что я никогда об этом не жалел и не вспоминал, т.к. мы с Игорем были действительно друзья. Я распределился в Институт высоких температур Академии наук СССР (ИВТАН), в один из самых молодых академических институтов на тот период времени. Институт занимался очень перспективной проблемой, разработкой и исследованием магнитогидродинамических (МГД) преобразователей энергии. В январе 1968 г. я был принят на работу в ИВТАН и прошел там путь от инженера до начальника отдела, заведующего лабораторией. <br> | Перед заседанием государственной комиссией по распределению молодых специалистов проф. Н.А.Шахова меня и И. Терновского попросила зайти к ней. Она сказала нам, что в институт вернулся молодой доцент А.М. Кутепов и ему нужен аспирант. Она рекомендовала ему нас. Поэтому решайте сами, кто из вас будет поступать в аспирантуру. Мы вышли, и Игорь сразу изъявил сильное желание остаться в институте, но я взял сутки на обдумывание. Я посоветовался с женой, и мы решили, что надо распределяться или в НИИ или ОКБ. Об этом на следующий день я сказал Игорю, после этого мы вместе зашли к Н.А. Шаховой и ей все объяснили. Она сказала, что это наше решение и важно, чтобы Вы об этом в дальнейшем не жалели. И я честно об этом хочу сказать, что я никогда об этом не жалел и не вспоминал, т.к. мы с Игорем были действительно друзья. Я распределился в Институт высоких температур Академии наук СССР (ИВТАН), в один из самых молодых академических институтов на тот период времени. Институт занимался очень перспективной проблемой, разработкой и исследованием магнитогидродинамических (МГД) преобразователей энергии. В январе 1968 г. я был принят на работу в ИВТАН и прошел там путь от инженера до начальника отдела, заведующего лабораторией. <br> | ||
− | С первых дней меня поразила демократичность взаимоотношений между сотрудниками ИВТАН независимо от заслуг и занимаемого положения. Меня, молодого специалиста, принял зам. директора института профессор В.В. Сычев, впоследствии он стал Председателем Совета Экономической Взаимопомощи стран Варшавского договора. После беседы он лично сопроводил меня к проф. Э.Э. Шпильрайну (ныне член- корр. РАН) одному из ведущих специалистов в мире в области энергетики, термодинамики и теплофизики. После краткой встречи я попросил разрешения ознакомиться с научной деятельностью отдела руководимого проф. Э.Э. Шпильрайном. На следующий день мы снова встретились, и мне было предложено заняться исследованием струйных аппаратов (инжекторов) применительно к жидкометаллическим МГД установкам в качестве разгонных устройств, видимо, учитывая мои навыки по исследованию форсунок и знание некоторых специальных вопросов по гидродинамике. Я был зачислен в лабораторию ЖММГД установок отдела проф. Э.Э. Шпильрайна, в группу исследования разгонных устройств и вот уже 40-лет я работаю под руководством этого выдающегося ученого и педагога. С первых дней я активно включился в работу, достаточно быстро акклиматизировался в группе и даже через некоторое время был назначен руководителем экспериментальных работ. Был выполнен большой объем экспериментальных исследований: разработаны, изготовлены и смонтированы несколько уникальных стендов по исследованию газодинамики и гидродинамики двухфазных сред. Большинство исследований было проведено на пароводяных моделях. Отмечу один из стендов. Совместно с ЦКТИ им. Ползунова был создан уникальный жидкометаллический ртутный замкнутый контур на рабочем теплоносителе – ртути (в парообразном и жидком состоянии) были проведены эксперименты, которые ранее были выполнены на пароводяных моделях. Задачи, поставленные перед группой, по созданию струйного аппарата для ЖММГД установок были выполнены полностью. Кроме того, были выполнены исследования по использованию струйных аппаратов для различных приложений. Был получен большой экспериментальный материал, который в дальнейшем послужил основой для моей кандидатской диссертации. | + | С первых дней меня поразила демократичность взаимоотношений между сотрудниками ИВТАН независимо от заслуг и занимаемого положения. Меня, молодого специалиста, принял зам. директора института профессор В.В. Сычев, впоследствии он стал Председателем Совета Экономической Взаимопомощи стран Варшавского договора. После беседы он лично сопроводил меня к проф. Э.Э. Шпильрайну (ныне член-корр. РАН) одному из ведущих специалистов в мире в области энергетики, термодинамики и теплофизики. После краткой встречи я попросил разрешения ознакомиться с научной деятельностью отдела руководимого проф. Э.Э. Шпильрайном. На следующий день мы снова встретились, и мне было предложено заняться исследованием струйных аппаратов (инжекторов) применительно к жидкометаллическим МГД установкам в качестве разгонных устройств, видимо, учитывая мои навыки по исследованию форсунок и знание некоторых специальных вопросов по гидродинамике. Я был зачислен в лабораторию ЖММГД установок отдела проф. Э.Э. Шпильрайна, в группу исследования разгонных устройств и вот уже 40-лет я работаю под руководством этого выдающегося ученого и педагога. С первых дней я активно включился в работу, достаточно быстро акклиматизировался в группе и даже через некоторое время был назначен руководителем экспериментальных работ. Был выполнен большой объем экспериментальных исследований: разработаны, изготовлены и смонтированы несколько уникальных стендов по исследованию газодинамики и гидродинамики двухфазных сред. Большинство исследований было проведено на пароводяных моделях. Отмечу один из стендов. Совместно с ЦКТИ им. И.И. Ползунова был создан уникальный жидкометаллический ртутный замкнутый контур на рабочем теплоносителе – ртути (в парообразном и жидком состоянии) были проведены эксперименты, которые ранее были выполнены на пароводяных моделях. Задачи, поставленные перед группой, по созданию струйного аппарата для ЖММГД установок были выполнены полностью. Кроме того, были выполнены исследования по использованию струйных аппаратов для различных приложений. Был получен большой экспериментальный материал, который в дальнейшем послужил основой для моей кандидатской диссертации. |
В 1978 году ИВТАНу было поручено заняться новой научной проблемой: использованием возобновляемых источников энергии, и, в частности, солнечной энергией для теплоснабжения жилых домов сельского типа. ИВТАН широко развернул эти исследования в кооперации с другими научно-исследовательскими институтами страны. Началось проектирование жилых домов с солнечным теплоснабжением для республики Дагестан и Армении. Мне было предложено перейти в группу, которая занималась вопросами использования возобновляемых источников (ВИЭ). Постановлением Госкомитета по науке и технике СССР и Президиума АН СССР ИВТАНу было поручено создание научного центра "Солнце" в республике Дагестан на берегу Каспийского моря в районе г. Махачкалы. В настоящее время научный полигон является филиалом Объединенного института высоких температур РАН.<br> | В 1978 году ИВТАНу было поручено заняться новой научной проблемой: использованием возобновляемых источников энергии, и, в частности, солнечной энергией для теплоснабжения жилых домов сельского типа. ИВТАН широко развернул эти исследования в кооперации с другими научно-исследовательскими институтами страны. Началось проектирование жилых домов с солнечным теплоснабжением для республики Дагестан и Армении. Мне было предложено перейти в группу, которая занималась вопросами использования возобновляемых источников (ВИЭ). Постановлением Госкомитета по науке и технике СССР и Президиума АН СССР ИВТАНу было поручено создание научного центра "Солнце" в республике Дагестан на берегу Каспийского моря в районе г. Махачкалы. В настоящее время научный полигон является филиалом Объединенного института высоких температур РАН.<br> | ||
В сентябре 1980 года директором ИВТАН академиком А.Е. Шейндлиным мне было предложено руководить работами по созданию данного научного центра. Создание научного центра было согласовано с высшим руководством республики Дагестан. Со стороны РД эти работы курировал заместитель Председателя Совета Министров РД, Председатель Госплана РД, к.э.н. А.Г. Гаджиев, который был активным сторонником использования ВИЭ в республике Дагестан. Удивительный и обаятельный, щедрой души человек. Я у него многому научился, особенно в области хозяйствования, управления, строительства и умению взаимодействовать с людьми. А.Г. Гаджиев щедро делился своими знаниями, помогал практически по всем возникающим проблемам по проектированию и строительству научного центра. В один из его приездов в Москву А.Г. Гаджиев познакомил меня с Председателем Госплана СССР Н.К. Байбаковым. В дальнейшем Н.К. Байбаков очень серьезно помог нам при строительстве научного центра, да и решение о создании научного центра в РД принималось непосредственно при участии Н.К. Байбакова.<br> | В сентябре 1980 года директором ИВТАН академиком А.Е. Шейндлиным мне было предложено руководить работами по созданию данного научного центра. Создание научного центра было согласовано с высшим руководством республики Дагестан. Со стороны РД эти работы курировал заместитель Председателя Совета Министров РД, Председатель Госплана РД, к.э.н. А.Г. Гаджиев, который был активным сторонником использования ВИЭ в республике Дагестан. Удивительный и обаятельный, щедрой души человек. Я у него многому научился, особенно в области хозяйствования, управления, строительства и умению взаимодействовать с людьми. А.Г. Гаджиев щедро делился своими знаниями, помогал практически по всем возникающим проблемам по проектированию и строительству научного центра. В один из его приездов в Москву А.Г. Гаджиев познакомил меня с Председателем Госплана СССР Н.К. Байбаковым. В дальнейшем Н.К. Байбаков очень серьезно помог нам при строительстве научного центра, да и решение о создании научного центра в РД принималось непосредственно при участии Н.К. Байбакова.<br> | ||
Началась серьезная и кропотливая работа по проектированию научного полигона. Работа выполнялась институтом "Дагестангражданпроект". Одновременно со строительством научного центра в селении Верхний Гуниб строился жилой дом с активной системой солнечного теплоснабжения. Естественно, что при выполнении проектных работ пришлось вспомнить, то чему обучали в МИХМе и, что удивительно, классно научили.<br> | Началась серьезная и кропотливая работа по проектированию научного полигона. Работа выполнялась институтом "Дагестангражданпроект". Одновременно со строительством научного центра в селении Верхний Гуниб строился жилой дом с активной системой солнечного теплоснабжения. Естественно, что при выполнении проектных работ пришлось вспомнить, то чему обучали в МИХМе и, что удивительно, классно научили.<br> | ||
− | В 1983 году были завершены проектные работы, началось строительство научного полигона. Придавая большое значение созданию данного объекта для страны, на закладку первого камня в Махачкалу приехали бывший зам. Председателя Совета Министров СССР, Председатель Комитета СССР по науке и технике, научный руководитель ИВТАН академик В.А. Кириллин, директор ИВТАН академик А.Е. Шейндлин, а также руководители республики Дагестан. В 1987 году было завершено строительство 1-ой очереди научного центра, я был назначен директором филиала ОИВТ РАН. В филиале ОИВТ РАН была создана уникальная солнечная печь (концентратор) мощностью 20 кВт, состоящая из фацетного концентратора площадью | + | В 1983 году были завершены проектные работы, началось строительство научного полигона. Придавая большое значение созданию данного объекта для страны, на закладку первого камня в Махачкалу приехали бывший зам. Председателя Совета Министров СССР, Председатель Комитета СССР по науке и технике, научный руководитель ИВТАН академик В.А. Кириллин, директор ИВТАН академик А.Е. Шейндлин, а также руководители республики Дагестан. В 1987 году было завершено строительство 1-ой очереди научного центра, я был назначен директором филиала ОИВТ РАН. В филиале ОИВТ РАН была создана уникальная солнечная печь (концентратор) мощностью 20 кВт, состоящая из фацетного концентратора площадью 60 м2 и 10 плоских гелиостатов с общей площадью 90 м2 с индивидуальной системой слежения и плотностью потока солнечного излучения 3000 кВт/м2. На данной установке решаются до сих пор вопросы высокотемпературного материаловедения, имитации солнечного излучения, исследований по оптическим и теплотехническим характеристикам различных конструкций солнечных коллекторов, гелиоустановок и фотопреобразователей.<br> |
− | Отмечу еще один эпизод, связанный с филиалом ОИВТ РАН. В октябре 1999 г. | + | Отмечу еще один эпизод, связанный с филиалом ОИВТ РАН. В октябре 1999 г. В.В. Путин, будучи Председателем правительства РФ, и все силовые министры правительства РФ посетили научный центр. Как известно, в этот период чеченские бандформирования напали на республику Дагестан, и наш центр предоставил свои помещения для проживания беженцев из горных районов Дагестана. В.В. Путин обстоятельно беседовал с беженцами, ознакомился с работой научного центра. По завершению визита В.В. Путин выразил благодарность всем сотрудникам филиала ОИВТ РАН за отзывчивость и доброту, проявленную сотрудниками коллектива по отношению к беженцам. <br> |
В 1999 году зав. кафедрой ЮНЕСКО "Техника экологически чистых производств" МГУИЭ профессор А.Г. Евстафьев предложил мне начать чтение лекций по ВИЭ для студентов университета. Я дал согласие и с этого времени считаю, что я вернулся в родной МИХМ. В 2003 году, в связи с уходом А.Г. Евстафьева с заведования кафедрой, ректор МГУИЭ профессор М.Б. Генералов предложил мне перейти в МГУИЭ на должность заведующего кафедрой ЮНЕСКО "Техника экологически чистых производств".<br> | В 1999 году зав. кафедрой ЮНЕСКО "Техника экологически чистых производств" МГУИЭ профессор А.Г. Евстафьев предложил мне начать чтение лекций по ВИЭ для студентов университета. Я дал согласие и с этого времени считаю, что я вернулся в родной МИХМ. В 2003 году, в связи с уходом А.Г. Евстафьева с заведования кафедрой, ректор МГУИЭ профессор М.Б. Генералов предложил мне перейти в МГУИЭ на должность заведующего кафедрой ЮНЕСКО "Техника экологически чистых производств".<br> | ||
Вот так сложилась моя трудовая деятельность после окончания МИХМа. Прекрасная подготовка в институте, небольшая удача, все это позволило мне чего-то достигнуть в жизни. Еще пару слов. Сегодня кто-то создал мнение, что наше образование сильно отстает в подготовке специалистов, что они не востребованы в народном хозяйстве и науке. Возьму на себя смелость, сказать, что это не так, да и совсем не так. Если взять нашу кафедру, которая выпускает уже в течение пяти лет инженеров, то следует отметить, что более 85 % студентов после выпуска работают по специальности в различных НИИ, РАН, проектных институтах и на производстве.<br> | Вот так сложилась моя трудовая деятельность после окончания МИХМа. Прекрасная подготовка в институте, небольшая удача, все это позволило мне чего-то достигнуть в жизни. Еще пару слов. Сегодня кто-то создал мнение, что наше образование сильно отстает в подготовке специалистов, что они не востребованы в народном хозяйстве и науке. Возьму на себя смелость, сказать, что это не так, да и совсем не так. Если взять нашу кафедру, которая выпускает уже в течение пяти лет инженеров, то следует отметить, что более 85 % студентов после выпуска работают по специальности в различных НИИ, РАН, проектных институтах и на производстве.<br> | ||
В настоящее время предстоит реорганизация в стране системы образования. Хочется надеяться, что наше образование не потеряет свою индивидуальность, и мы будем продолжать в МГУИЭ готовить высокопрофессиональных специалистов, которые всегда будут востребованы и найдут свое призвание в РФ. <br> | В настоящее время предстоит реорганизация в стране системы образования. Хочется надеяться, что наше образование не потеряет свою индивидуальность, и мы будем продолжать в МГУИЭ готовить высокопрофессиональных специалистов, которые всегда будут востребованы и найдут свое призвание в РФ. <br> | ||
Многие, прочитав этот опус, подумают, а что-то он здесь нам порассказал и к чему бы это. А это все написано для нашей молодежи, выпускников МГУИЭ. Хотелось сказать им прямо, что в этой жизни все зависит от них. Они получают в МГУИЭ прекрасное образование, которое позволяет им найти себя и свое будущее в любой отрасли промышленности, на любом производстве и в науке. Дерзайте, и все у Вас получится. Жизнь прекрасна и удивительна.<br> | Многие, прочитав этот опус, подумают, а что-то он здесь нам порассказал и к чему бы это. А это все написано для нашей молодежи, выпускников МГУИЭ. Хотелось сказать им прямо, что в этой жизни все зависит от них. Они получают в МГУИЭ прекрасное образование, которое позволяет им найти себя и свое будущее в любой отрасли промышленности, на любом производстве и в науке. Дерзайте, и все у Вас получится. Жизнь прекрасна и удивительна.<br> |
Текущая версия на 15:31, 18 июля 2018
Вайнштейн Семен Исаакович, выпускник кафедры «Конструирование аппаратов химических производств» 1967 года, кандидат технических наук, доцент кафедры «Техника экологически чистых производств» МГУИЭ
1962 год. Я, после трех лет службы в Советской армии, поступил в Московский институт химического машиностроения на факультет "Химического аппаратостроения" на кафедру "Конструирование аппаратов химических производств".
Группа наша имела номер 121. С этой группой я прошел весь цикл процесса подготовки по специальности в институте, с первого по пятый курс, менялась только первая цифра в зависимости от курса. Группа подобралась весьма интересная. Мужская часть группы четко делилась на две половины: одна часть – отслужившие в армии и имеющие двухгодичный стаж работы на производстве, а вторая часть - зеленая молодежь после окончания средней школы. Да и женская часть группы примерно делилась на две половины: имеющие стаж работы не менее двух лет и прошедшие уже хорошую школу производства (некоторые после техникума), а вторая часть, выпускницы средней школы. Удивительно, но все это позволило создать такой дружный коллектив, в котором никто «из старичков» ни кичился своими прошлыми заслугами, а молодежь своими знаниями, полученными в школе.
Костяк группы, сложился сам собой, начиная с первого курса. По мере обучения в МИХМе, кто-то отставал по тем или иным причинам, кто-то приходил в группу, но костяк группы оставался: Н. Бондаренко, С. Вайнштейн, П. Денисенко, Н. Евдокимова, С. Жукова, В. Изотов, Д. Коробочкин, В. Погуляйло, И. Радченко, В. Сафонова, И. Терновский. Группа была из разных городов и регионов СССР и ребята, в основном, жили в общежитии, кто на станции Клязьма в Подмосковье, а кто в районе Сокол в Москве. Из всей группы студентов только я и И.Терновский были москвичами, и нам не надо было знакомиться, т.к. задолго до поступления в институт мы знали друг друга. Встречались мы редко как противники на первенстве Москвы по футболу, а затем встретились на сборном пункте Кантемировской дивизии, в которой и прослужили 3 года, Игорь в танковом полку, а я во взводе разведки батареи управления начальника артиллерией дивизии. Это был, так называемый, спортивный набор из Москвы и Подмосковья. 300 спортсменов, не ниже первого разряда, независимо от вида спорта, были призваны на службу в Вооруженные силы. На третьем году нашей службы вышло Постановление, разрешающее в организациях Минобороны СССР открывать курсы для подготовки солдат и сержантов, увольняемых в запас, для поступления в ведущие ВУЗы страны. Нам, как классным специалистам, командованием было дано разрешение на обучение на этих курсах. Вот там мы и решили поступать в МИХМ, скорее по месту проживания, чем по зову души. Мне, может быть, эти курсы были и не нужны, т.к. я ушел в армию со второго курса вечернего политехнического института, но эти курсы позволяли, при успешной сдаче вступительных экзаменов в институт, уволиться из армии на 3-4 месяца раньше срока.
В первые недели обучения «старички» не очень загружали себя получением знаний, т.к. они обрели столь долгожданную свободу, особенно, те, кто пришел из армии – они просто опьянели от этой свободы, и им было не до учебы. Отрезвление наступило достаточно быстро, когда пошли контрольные зачеты по разделам и темам, и, необходимо, было получать положительные оценки, а каждый считал, что ему это по плечу, но результат оказывался не всегда в их пользу. И здесь во всем блеске проявила себя наша молодежь, которая не утеряла ритм обучения в средней школе, взяла нас на буксир, причем, такой жесткий, что нам просто некуда было деваться. Постоянная опека, жесткий прессинг и помощь, которую они были готовы оказывать нам в любое время. Тогда мы, быстро поняли, зачем мы поступали в МИХМ. Когда стали обучаться на старших курсах, мы полностью вернули нашей молодежи долги, которые имели на младших курсах. Мы щедро делились с молодежью своими практическими знаниями при выполнении курсовых проектов и прохождении практик. Мы видели в их глазах благодарность, т.к. все это делалось, как говориться просто, и курсовые проекты прекрасно защищались. А преподаватели у нас были высочайшей квалификации, и защитить у них проект на отлично, могут оценить только те, кто у них обучался. Хотелось вспомнить их поименно. Заведующий кафедрой д.т.н., профессор Л.С. Аксельрод, д.т.н., профессор А.Д. Домашнев, д.т.н., профессор Н.А. Шахова, к.т.н., доцент В.Я Гальцов., к.т.н., доцент К.И. Лебедев, к.т.н. доцент В.С. Шубин и многие другие, включая аспирантов кафедры: Г. Минаева, М. Ерохина, М. Платенна. Я назвал, только тех с кем непосредственно приходилось совместно работать и одновременно у них учиться. А, сколько великолепных преподавателей были на других кафедрах, на которых нам приходилось обучаться или получать консультации. Это ныне здравствующие: д.т.н., профессор А.А. Шевченко, к.т.н., профессор Ю.И. Гусев. Вспоминается первая поездка мужской части группы на практику, после первого курса, на Воскресенский химкомбинат и, одновременно – это был студенческий строительно-монтажный отряд. Нас направили на монтаж ректификационной колонны. Поселили весь строительный отряд в общежитие химкомбината. Приключения начались в первую ночь. Нас в комнате было человек 10, мы проснулись от весьма неприятного звука. Включили свет, а живность ползала по нам, по кроватям, по полу и потолку. Это было что-то! Запалили газеты и вообще все то, что могло гореть, и стали все это выжигать. Треск стоял жуткий. Но, мы стоически все выдержали и даже после этого смогли поспать. А, наутро, устроили такую взбучку обслуживающему персоналу общежития, что по возвращению с первого рабочего дня, все общежитие сверкало, как новое, а все процедуры по уничтожению всех насекомых и другой живности были проведены в кратчайшие сроки. Так начинались наши первые трудовые будни на практике. Мы были разбиты на бригады, каждая со своим бригадиром. У нас бригадиром был назначен наш товарищ из группы В.А. Погуляйло, прошедший армейскую школу и к тому же получивший средне–техническое образование и поработавший до армии мастером на производстве. Вот здесь он нам всем показал высший класс управления бригадой и умение защищать наши интересы перед администрацией строящегося цеха. Особенно, в вопросе закрытия нарядов, когда каждый из мастеров химкомбината, пытался объегорить бригады. Но, такие номера с нашим бригадиром у них не могли пройти. Мы полностью получили заработанные нами деньги, с тем и отбыли с практики. За время практики мы прошли хорошую школу монтажа колонной аппаратуры. Конечно, мы не только работали на монтаже, но отдыхали на природе, ходили на танцы. Вступали в жесткий контакт с местной молодежью и большей частью из-за наших молодых коллег. Ребята убедились и научились, как надо отстаивать свое право в этой жизни. Наши действия позволили свободно ходить вечером на танцплощадку и перемещаться по городу в любое время суток. Армейское братство позволило нам быстро установить консенсус с местными парнями и, оказалось, что вполне можно мирно сосуществовать и не затрагивать ничьих интересов. В стенах института на всем протяжении учебы многие из нас занимались спортом, научными исследованиями, выступали на научных конференциях с докладами, участвовали в КВН. Успевали ходить в театры, музеи, кино, консерваторию, читать литературу, увлекаться поэзией, влюбляться, жениться и выходить замуж, рожать и воспитывать детей. И это все мы студенты группы 121.
Быстро пролетели годы обучения и преддипломную практику большая части нашей группы проходила на Днепродзержинском химическом комбинате. Основная часть города расположена в котловине на берегу Днепра, а по периметру города построены различные промышленные предприятия. Часто центр города был не виден из-за смога. Вот где мы впервые поняли, что такое экология. Мы жили в верхней части города, где предприятие арендовало для нас двухкомнатную квартиру. В большей комнате жили 7 ребят и в меньшей 5 девушек с хозяйкой. Практика у основной части нашей группы проходила в цехах комбината. Мы с И. Терновским занимались научной работой: проводили экспериментальные исследования центробежно-вихревых и центробежных форсунок на воде с целью их дальнейшего использования для распыливания плава мочевины. Аспирантом М. Ерохиным на Днепродзержинском химкомбинате был создан теплогидравлический стенд, который мы модернизировали, что позволило проводить на нем исследования по распылу жидкости форсунками, изучать дальнобойности струи при различных давлениях жидкости и геометрических параметрах форсунки. По результатам работы нам удалось скорректировать ранее полученные другими исследователями зависимости и экспериментальные результаты. Полученные научные результаты заслужили высокую оценку не только нашего руководителя дипломного проекта профессора Н.А. Шаховой, но и других специалистов, которые занимались вопросами распыливания жидкости.
Вернувшись с преддипломной практики, мы активно приступили к выполнению дипломного проекта с исследовательской частью. Это было не простое занятие для меня, т.к. к этому времени я уже был женат на Гале Гурковской из соседней группы, и ей также надо было выполнять дипломный проект. Дипломный проект был успешно защищен и получил лестную оценку от профессора С.Н. Шорина.
Перед заседанием государственной комиссией по распределению молодых специалистов проф. Н.А.Шахова меня и И. Терновского попросила зайти к ней. Она сказала нам, что в институт вернулся молодой доцент А.М. Кутепов и ему нужен аспирант. Она рекомендовала ему нас. Поэтому решайте сами, кто из вас будет поступать в аспирантуру. Мы вышли, и Игорь сразу изъявил сильное желание остаться в институте, но я взял сутки на обдумывание. Я посоветовался с женой, и мы решили, что надо распределяться или в НИИ или ОКБ. Об этом на следующий день я сказал Игорю, после этого мы вместе зашли к Н.А. Шаховой и ей все объяснили. Она сказала, что это наше решение и важно, чтобы Вы об этом в дальнейшем не жалели. И я честно об этом хочу сказать, что я никогда об этом не жалел и не вспоминал, т.к. мы с Игорем были действительно друзья. Я распределился в Институт высоких температур Академии наук СССР (ИВТАН), в один из самых молодых академических институтов на тот период времени. Институт занимался очень перспективной проблемой, разработкой и исследованием магнитогидродинамических (МГД) преобразователей энергии. В январе 1968 г. я был принят на работу в ИВТАН и прошел там путь от инженера до начальника отдела, заведующего лабораторией.
С первых дней меня поразила демократичность взаимоотношений между сотрудниками ИВТАН независимо от заслуг и занимаемого положения. Меня, молодого специалиста, принял зам. директора института профессор В.В. Сычев, впоследствии он стал Председателем Совета Экономической Взаимопомощи стран Варшавского договора. После беседы он лично сопроводил меня к проф. Э.Э. Шпильрайну (ныне член-корр. РАН) одному из ведущих специалистов в мире в области энергетики, термодинамики и теплофизики. После краткой встречи я попросил разрешения ознакомиться с научной деятельностью отдела руководимого проф. Э.Э. Шпильрайном. На следующий день мы снова встретились, и мне было предложено заняться исследованием струйных аппаратов (инжекторов) применительно к жидкометаллическим МГД установкам в качестве разгонных устройств, видимо, учитывая мои навыки по исследованию форсунок и знание некоторых специальных вопросов по гидродинамике. Я был зачислен в лабораторию ЖММГД установок отдела проф. Э.Э. Шпильрайна, в группу исследования разгонных устройств и вот уже 40-лет я работаю под руководством этого выдающегося ученого и педагога. С первых дней я активно включился в работу, достаточно быстро акклиматизировался в группе и даже через некоторое время был назначен руководителем экспериментальных работ. Был выполнен большой объем экспериментальных исследований: разработаны, изготовлены и смонтированы несколько уникальных стендов по исследованию газодинамики и гидродинамики двухфазных сред. Большинство исследований было проведено на пароводяных моделях. Отмечу один из стендов. Совместно с ЦКТИ им. И.И. Ползунова был создан уникальный жидкометаллический ртутный замкнутый контур на рабочем теплоносителе – ртути (в парообразном и жидком состоянии) были проведены эксперименты, которые ранее были выполнены на пароводяных моделях. Задачи, поставленные перед группой, по созданию струйного аппарата для ЖММГД установок были выполнены полностью. Кроме того, были выполнены исследования по использованию струйных аппаратов для различных приложений. Был получен большой экспериментальный материал, который в дальнейшем послужил основой для моей кандидатской диссертации.
В 1978 году ИВТАНу было поручено заняться новой научной проблемой: использованием возобновляемых источников энергии, и, в частности, солнечной энергией для теплоснабжения жилых домов сельского типа. ИВТАН широко развернул эти исследования в кооперации с другими научно-исследовательскими институтами страны. Началось проектирование жилых домов с солнечным теплоснабжением для республики Дагестан и Армении. Мне было предложено перейти в группу, которая занималась вопросами использования возобновляемых источников (ВИЭ). Постановлением Госкомитета по науке и технике СССР и Президиума АН СССР ИВТАНу было поручено создание научного центра "Солнце" в республике Дагестан на берегу Каспийского моря в районе г. Махачкалы. В настоящее время научный полигон является филиалом Объединенного института высоких температур РАН.
В сентябре 1980 года директором ИВТАН академиком А.Е. Шейндлиным мне было предложено руководить работами по созданию данного научного центра. Создание научного центра было согласовано с высшим руководством республики Дагестан. Со стороны РД эти работы курировал заместитель Председателя Совета Министров РД, Председатель Госплана РД, к.э.н. А.Г. Гаджиев, который был активным сторонником использования ВИЭ в республике Дагестан. Удивительный и обаятельный, щедрой души человек. Я у него многому научился, особенно в области хозяйствования, управления, строительства и умению взаимодействовать с людьми. А.Г. Гаджиев щедро делился своими знаниями, помогал практически по всем возникающим проблемам по проектированию и строительству научного центра. В один из его приездов в Москву А.Г. Гаджиев познакомил меня с Председателем Госплана СССР Н.К. Байбаковым. В дальнейшем Н.К. Байбаков очень серьезно помог нам при строительстве научного центра, да и решение о создании научного центра в РД принималось непосредственно при участии Н.К. Байбакова.
Началась серьезная и кропотливая работа по проектированию научного полигона. Работа выполнялась институтом "Дагестангражданпроект". Одновременно со строительством научного центра в селении Верхний Гуниб строился жилой дом с активной системой солнечного теплоснабжения. Естественно, что при выполнении проектных работ пришлось вспомнить, то чему обучали в МИХМе и, что удивительно, классно научили.
В 1983 году были завершены проектные работы, началось строительство научного полигона. Придавая большое значение созданию данного объекта для страны, на закладку первого камня в Махачкалу приехали бывший зам. Председателя Совета Министров СССР, Председатель Комитета СССР по науке и технике, научный руководитель ИВТАН академик В.А. Кириллин, директор ИВТАН академик А.Е. Шейндлин, а также руководители республики Дагестан. В 1987 году было завершено строительство 1-ой очереди научного центра, я был назначен директором филиала ОИВТ РАН. В филиале ОИВТ РАН была создана уникальная солнечная печь (концентратор) мощностью 20 кВт, состоящая из фацетного концентратора площадью 60 м2 и 10 плоских гелиостатов с общей площадью 90 м2 с индивидуальной системой слежения и плотностью потока солнечного излучения 3000 кВт/м2. На данной установке решаются до сих пор вопросы высокотемпературного материаловедения, имитации солнечного излучения, исследований по оптическим и теплотехническим характеристикам различных конструкций солнечных коллекторов, гелиоустановок и фотопреобразователей.
Отмечу еще один эпизод, связанный с филиалом ОИВТ РАН. В октябре 1999 г. В.В. Путин, будучи Председателем правительства РФ, и все силовые министры правительства РФ посетили научный центр. Как известно, в этот период чеченские бандформирования напали на республику Дагестан, и наш центр предоставил свои помещения для проживания беженцев из горных районов Дагестана. В.В. Путин обстоятельно беседовал с беженцами, ознакомился с работой научного центра. По завершению визита В.В. Путин выразил благодарность всем сотрудникам филиала ОИВТ РАН за отзывчивость и доброту, проявленную сотрудниками коллектива по отношению к беженцам.
В 1999 году зав. кафедрой ЮНЕСКО "Техника экологически чистых производств" МГУИЭ профессор А.Г. Евстафьев предложил мне начать чтение лекций по ВИЭ для студентов университета. Я дал согласие и с этого времени считаю, что я вернулся в родной МИХМ. В 2003 году, в связи с уходом А.Г. Евстафьева с заведования кафедрой, ректор МГУИЭ профессор М.Б. Генералов предложил мне перейти в МГУИЭ на должность заведующего кафедрой ЮНЕСКО "Техника экологически чистых производств".
Вот так сложилась моя трудовая деятельность после окончания МИХМа. Прекрасная подготовка в институте, небольшая удача, все это позволило мне чего-то достигнуть в жизни. Еще пару слов. Сегодня кто-то создал мнение, что наше образование сильно отстает в подготовке специалистов, что они не востребованы в народном хозяйстве и науке. Возьму на себя смелость, сказать, что это не так, да и совсем не так. Если взять нашу кафедру, которая выпускает уже в течение пяти лет инженеров, то следует отметить, что более 85 % студентов после выпуска работают по специальности в различных НИИ, РАН, проектных институтах и на производстве.
В настоящее время предстоит реорганизация в стране системы образования. Хочется надеяться, что наше образование не потеряет свою индивидуальность, и мы будем продолжать в МГУИЭ готовить высокопрофессиональных специалистов, которые всегда будут востребованы и найдут свое призвание в РФ.
Многие, прочитав этот опус, подумают, а что-то он здесь нам порассказал и к чему бы это. А это все написано для нашей молодежи, выпускников МГУИЭ. Хотелось сказать им прямо, что в этой жизни все зависит от них. Они получают в МГУИЭ прекрасное образование, которое позволяет им найти себя и свое будущее в любой отрасли промышленности, на любом производстве и в науке. Дерзайте, и все у Вас получится. Жизнь прекрасна и удивительна.