Играть со стихией нельзяяя
Gak (обсуждение | вклад) |
Gak (обсуждение | вклад) |
||
Строка 52: | Строка 52: | ||
<table><td>[[ Файл:ШпIMAG0560.jpg|350px|thumb|left|Шамони]]</td><td> [[Файл:ШпIMAG0512.jpg|350px|thumb|Монблан]]</td><td> [[Файл:ШпIMAG0507.jpg|350px|thumb|]]</td></table> | <table><td>[[ Файл:ШпIMAG0560.jpg|350px|thumb|left|Шамони]]</td><td> [[Файл:ШпIMAG0512.jpg|350px|thumb|Монблан]]</td><td> [[Файл:ШпIMAG0507.jpg|350px|thumb|]]</td></table> | ||
− | 10 | + | 10. 2016г. Канацея, Италия. Обычная трасса, пологая, но, если не поворачивать, скорость приличная. Впереди возвышение и перегиб, за ним круче. При мне молодой парень на полной скорости въезжает на этот трамплин и летит в воздухе 15 м, а поперёк склона едет другой, ни в чём не виноватый, и лишь в последний момент по свисту воздуха оглядывается, чуть отворачивает лыжи, голову и боком сталкивается со снарядом, летящим по воздуху, который в последний момент отвёл лыжи чуть в сторону, иначе он бы его убил. По-итальянски поговорили и никаких протоколов.<br> |
− | + | ||
− | + | ||
Артём, что скажешь? - Дааа, правила всё-таки, наверно, надо соблюдать. <br> | Артём, что скажешь? - Дааа, правила всё-таки, наверно, надо соблюдать. <br> | ||
Недавно я попросил Артёма залезть на дерево на даче (я себе этого уже разрешить не могу) обрезать ветки и говорю: А вон до той ветки дотянуться не можешь? - Дед, могу, но это уже риск неоправданный.<br> | Недавно я попросил Артёма залезть на дерево на даче (я себе этого уже разрешить не могу) обрезать ветки и говорю: А вон до той ветки дотянуться не можешь? - Дед, могу, но это уже риск неоправданный.<br> | ||
Оседает всё-таки... И эти байки были не напрасны... | Оседает всё-таки... И эти байки были не напрасны... | ||
<table><td>[[ Файл:ШпIMAG0519.jpg|350px|thumb|left|]]</td><td> [[Файл: ШпIMAG0549.jpg|350px|thumb|]]</td><td> [[Файл: ШпIMG_4235.jpg|320px|thumb|Монблан]]</td></table> | <table><td>[[ Файл:ШпIMAG0519.jpg|350px|thumb|left|]]</td><td> [[Файл: ШпIMAG0549.jpg|350px|thumb|]]</td><td> [[Файл: ШпIMG_4235.jpg|320px|thumb|Монблан]]</td></table> | ||
+ | |||
+ | 11. В конце 90-х мы с Лёвой Ю. первый раз поехали в Андорру, в первый день покатались, а последний спуск все едут на подъёмнике, т.к. он крутой и обледенел. Ну мы то на подъёмнике не поедем? – говорит мне Лёва с вызовом. Вообще то мы, привыкшие в 60-70х годах, что каждый подъём тяжело достаётся (в Чегете, например, очередь занимали в 8ч30мин, ждали 2 часа и на 2ой – ещё час, начинали кататься не раньше 12ч), относились к этому очень отрицательно, да и любая гора для нас не была препятствием. Но тут был лёд и подтекст был другой. Я принял вызов. (Прав В.Высоцкий: Давай выпьем, познакомимся, посмотрим, кто первый сломается…) Лёва на первом же повороте упал на живот головой вниз и его несло 200м до перегиба. Я после первого крутяка не смог сделать поворот и меня понесло на сугроб, который образуется после расчистки склона, а дальше – молодые сосенки на расстоянии 2-3х м друг от друга… На сугробе, как на трамплине меня подкидывает и в воздухе выбираю место, чтобы не налететь на сосны и остановиться сразу, чтобы не понесло на другие сосны. Благо снег мягкий и успел повернуться боком… Оглядываюсь… , не верю своей удаче, но надо ехать дальше… На льду на первом же повороте падаю, но на спину… Остаток горы доехали без падений… Лет через 10 с группой с нашего подъёмника из Ромашково подъехали к этому же спуску после сильного снегопада. Все пошли в соседнее кафе, а я за 1ч10мин. спустился 13 раз, уже не целина, но мягко! Гора, снег – изумительные… . Это гора мне простила, что в прошлый раз мы посмели с ней разговаривать на ты… Как говорил М.Жванецкий: легкомыслие – это хорошее самочувствие на свой страх и риск. | ||
+ | <table><td>[[ Файл:ШП_IMG_4131.jpg|250px|thumb|left|Шамони]]</td><td> [[Файл: ШпIMG_4137.jpg|250px|thumb|]]</td><td> [[Файл:ШпIMAG0542.jpg|350px|thumb|]] </td></table> | ||
+ | |||
12. Режим самоизоляции вынуждает вспоминать и итожить… <br> | 12. Режим самоизоляции вынуждает вспоминать и итожить… <br> |
Версия 18:44, 10 мая 2020
Вода и горы – это природные стихии, которые не прощают легкомысленного к себе отношения.
Приведу ряд случаев, в которые я попадал по своей….
1.В походе 1972г. Пирогово-Волга-Коприно с Р.Бурлаковым, про который я рассказывал выше, мы вышли из шлюзов в Дубне уже в темноте и до стоянки у реки Медведицы надо было идти под мотором несколько часов. Все перешли в каюту в Дракон, а я на буксире на М345 лежал в кокпите, голова чуть торчала, чтобы держать яхту в кильватере и её не водило. Ночь, ветра нет, от Дубны уже отошли прилично, берега не освещены, на небе звёзды. От журчания воды под килем начинаю задрёмывать. И вдруг… каким-то 6м чувством ощущаю жуткую тишину и другое журчание воды…. Оглядываюсь, а сзади … чёрная стена 10 м высотой и 15м шириной, заслонившая звёзды…. В секунду понимаю, что это пустая баржа со скошенным носом и что она нас задавит и не увидит.
Кричу Бурлакову и беру рулём чуть вправо, показывая направление поворота, потому что, если бы я повернул сразу на 90о, его бы развернуло влево и баржа пересекла бы буксирный трос и нас бы тем более затянуло бы под неё. Хорошо, что он меня услышал и резко повернул вправо, а я, несмотря на то, что баржа уже приближалась, поворачивал постепенно, чтобы не замедлить его ход вбок, и только, когда уже оставалось метров 5, повернул полностью…. Через 3 часа мы встали на якорь и выпили за своё второе рождение… У нас всегда было…
Когда дочка была маленькая, она просила меня рассказать на ночь сказку. А т.к. я сказок не знал, то рассказывал вот такие страшные приключения. Затихала сразу. С внуком проходило ещё лучше, Каждый раз требовал новое приключение. Тогда я стал устраивать разборки: почему это произошло?
На драконе не было топовых огней. А баржа была сдвоенная – одна за другой, т.е. капитан за 200м при высоте 10м нас видеть в темноте не мог.
Даже, когда мы выскочили у него из-под носа, он нас не увидел, т.к. не дал возмущённого нашей наглостью гудка. Значит мы не имели права идти в темноте. Но на рейде в Дубне стоять негде и хотелось уже после мороки со шлюзами на Медведицу, где отличная стоянка. На воде мелочей нет, всё надо делать в расчёте на худшие условия, иначе – конец плохой… И бдеть надо всегда, не выключая 6е чувство. И понимать партнёра за полсекунды.
2.До яхты я ходил в походы на байдарке конце 60-х гг. Как-то мой коллега (Л. Юрцев потом мой оппонент по диссертации) попросил заменить его в походе по Кольскому полуострову на байдарке с его лаборантом. Компания была человек 16, в основном, из нашего мехцеха в институте. У них у всех легкие байдарки, сделанные из наших резинотканевых материалов, а мы с Русланом обклеили лентами НИИРПовский луч по стрингерам, который стал весить 45кг. Выгрузились из поезда на Кольском, собираем байдарку (Руслан первый раз в походе, я - второй), гружёные под палубу, выходим на озеро последние, догоняем ушедших вперёд, их ещё видно. Но погода резко портится, ветер усиливается, волна становится больше 1м. Я спрашиваю: Руслан, ты плавать умеешь? Он, бледный, отвечает – нет. Помню, что наши попутчики ушли куда-то влево, но следить некогда, боремся с волной, влево поперёк волны идти не можем, фартука нет, сразу заливает. Выбираю маленький угол, при котором мы забираемся на волну, а потом спускаемся с неё, не зачерпывая. Но, когда волна нас накрывает, гребень, срываемый ветром, нас тоже заливает в кокпит. Как потом мы узнали, озеро глубиной 90м., и потонуло там много народу. Т.к вдвоём регулировать наклон невозможно, прошу напарника не шевелиться, как бы страшно ему не было, я в момент, когда гребень срывается, тазом поворачиваю байдарку боком, волна бьёт в днище, и я тут же возвращаю её в горизонтальное положение. Руслан молодец, ни разу не шелохнулся, а то бы мы сразу перевернулись. Вышли мы, ещё было солнце, а т.к. направление было только одно – почти вдоль волны, то дошли до какой-то суши (болотистый остров) мы в темноте часов в 11. Оказалось, что груз нам дали только сахар. Я собрал ружьё, нашёл в темноте утку, зажарили её на вертеле, как-то подкрепились. Часа в 3 ночи, ветер стал чуть тише, я говорю: Руслан, до утра ждать нельзя, ветер усилиться, обессиленные мы идти не сможем. Шли вдоль волны и часов в 9 подошли к каким-то строениям, поднялись вверх – деревня, спросили: туристы тут не проплывали? – Нет. Карты я не взял, маршрут заранее не изучил, полагаясь на опытных туристов, опасаясь оскорбить их недоверием к их опыту. И получил… День был ясный, нашли вершину, залезли на дерево и стали искать намёки на речку, впадающую в это озеро с правой стороны. Густая зелень подсказала направление, ещё шли на байдарке часов 5, нашли, никого, поднимаемся по реке ещё км, там наши пьют за наш упокой…. А самый наглый попытался ещё выступать: Что ж вы… Я так на него глянул, что он понял, ещё слово – убью. А другие ребята мне потом рассказывали, что «мы вас уже похоронили»…
Внука спрашиваю, какие ошибки я совершил? Вместе пришли к резюме. Не подготовился: карту не взял, маршрут не изучил, груз не проверил, аварийного запаса продуктов не сделал, вес груза не проверил, о том, что партнёр не плавает, узнал только в момент опасности, пошёл не по самостоятельному выбору, а на замену, поэтому доверился опыту туристов, а не оценил их надёжность и порядочность. Потом только прочитал в инструкции, что отставших ждут и не бросают. Была бы хорошая погода, ничего этого бы не было… Но и не было бы этого опыта.
3. В третий раз я пошёл с Р.Бурлаковым по Волге по пути к Коприно в конце 70-х годов. В селе Никитское (недалеко от г. Калязина) остался (у жены там деревенский дом), а с Робертом договорились, что на обратном пути он подхватит меня около шлюза в Дубне на рассвете через 2 недели. Обратно по Волге со мной договорился идти матрос с нашей М345 - кхн Аркадий К. из МИТХТ, но он не приехал в деревню в условленное время. Пришлось пригласить моего брата с дочкой – студенткой Политеха в Ленинграде, откуда они всей семьёй приехали к нам отдыхать. Племянница то с удовольствием, у неё 1-й разряд по прыжкам в длину и бегу на 400 м с барьерами, да и новое приключение, а брат, хоть и кончал Ленинградский кораблестроительный институт, задумался. Но я его соблазнил грибами, да и одному мне на Мке не управиться.
На 3-й – 4-й день похода мы зашли на реку Меведица так глубоко, как позволил попутный ветер. Лес изумительный, туристов никаких (сейчас, говорят, они всё заполонили), населённых пунктов нет, грибов любых полно. 2-3 дня, пока стояли, ели одни грибы. Снялись только потому, что назначена встреча с Р. Бурлаковым. Подошли к шлюзу накануне днём, нашли стоянку в лесочке, а на рассвете часов в 5 вышли к шлюзу… Дракона нет… Ждали до 10 утра… Потом Р. Бурлаков мне говорил, что они прошли в 4 утра. Делать нечего, пытаюсь пройти под парусами в шлюз, удаётся, никто не задержал и после шлюза был попутный ветер и мы по краю никому не мешая, дошли до следующего шлюза! Рядом с каналом проходила дорога и в какой-то момент проезжала милицейская машина: я уже думал за нами… (в канале разрешено идти только под мотором).
На ночь остановились около следующего шлюза, познакомились с ребятами на катерах и они нас взяли на буксир. Перед выходом из последнего шлюза они глушат мотор, подтягивают нас, говорят: Наливай! А я им обещал, что у нас было… Прямо посередине канала зачалились бортами, наливаем, а племянница говорит: мне не надо! Ребята простые, без рефлексий, лет по 25, начинают настойчиво её уговаривать… Тогда она берёт свою рюмку и … выливает её в канал… Описать лица ребят я не берусь… Тогда с водкой было всегда трудно, а в канале… сбегать в магазин некуда… и такой демонстративный жест – это плевок в душу в общем то добрым ребятам, нас выручившим… Зависла жуткая пауза… Понимаю, одно неверное слово и возможна жестокая драка (брат на 10 лет старше меня) и все потонем… И я в голос расхохотался… ну ты молодец… , ребята, давайте выпьем за мою племянницу и такую дочку моего брата… Ребята охолонулись и под 4-5 рюмку я ей объяснил выше приведёнными аргументами её поступок с их точки зрения, а под 6ую предложил тост за ребят, которым хватило самообладания остаться мужиками, гусарами и простить девушке её ..взбрыки… Доехали до конца шлюзов мы датые и довольные друг другом…. Правда, когда лет через 30, я рассказывал в горах эту историю её дочке и их знакомому, она трактовала её со своей точки зрения совсем по другому… (см. Э.О.Чировици « КНИГА ЗЕРКАЛ»)
4. В 1969г. мы с моим другом детства (75 лет назад сидели на одном горшке в детском саду) Володей Розовым (племянником В.Розова) шли в штиль на подходе к бухте Радости. Он был инициатором поиска яхт, на которые мы хотели пристроиться в экипаж: в Спартаке работали на «Эросе», ни разу не катались, на частной яхте работали, но он скоро бросил, а я катался, но очень мало. Вот тогда я и попал в МИХМ через Б.Балдина, как описывал выше. И вот на М 345 я его пригласил походить и познакомить с девушками из нашего института. Штиль, жара, я ему говорю: садись за руль, я нырну на купфале. И, как всегда, вдруг…. ветер появился и стал прибавлять. Я уже не мог подтянуться на фале, повернулся на спину, чтобы вода не забивала рот. Кричу ему, куда повернуть, он вцепился в руль и не оглядывается. Бросить фал не могу, мы на фарватере, ходят ракеты, а яхта несётся в запретную зону у водозаборной станции. Ветер попутный, если произойдёт поворот фордевинт, гиком им всем размозжит головы и скинет в воду. Наконец девушки увидели, что я на спине показываю в какую сторону повернуть, чтобы сделать поворот оверштаг. Отпускаю фал, а яхта в бакштаг несётся прямо на меня, кричу и показываю, как сделать «поворот к утопающему» (главное упражнение при сдаче на яхтенные права) и отпустить гикошкоты, чтобы снизить скорость. В.Розов вцепился в руль и никаких поворотов. Понимаю, что если я не выпрыгну и не вцеплюсь в нос и сразу же перехвачусь через борт сбоку до кормы, то швертом меня перерубит пополам, а они неизвестно в кого врежутся. Слава богу, удалось…. Девушки мне потом сказали, что Володя «принял решение - выбрасываться на берег!»
Спрашиваю внука, как я в безобиднейшей ситуации попал в такой облом?
Ответ: Капитан не должен передавать руль неподготовленному человеку ни при каких условиях.
5. В конце 60х годов Коля Юрцев пригласил меня и своего коллегу из лаборатории Толю К. поехать в аспирантский отпуск на Ангару, между Шушенским и Туруханском, на заработки. Мы должны были разбирать штабеля брёвен и скидывать их с высокого берега в реку Ангару, чтобы они дальше плыли по течению. Жара 35о, с 6 утра – мухи, слепни, комары – строго по очереди. Штабель надо раскатывать по одному бревну, чтобы брёвна не перехлестнулись, потом разбирать ещё труднее. В какой-то момент образуется почти вертикальная стенка, разбирать которую надо со слабого звена, чтобы не задавило… . Мой напарник Коля Ю. – партнёр по теннису, горным лыжам, 1ый разряд по борьбе – упирается вагой, чтобы ослабить прижатие бревна, которое я крюком на высоте 1,5м пытаюсь вытащить из штабеля. Для этого я подымаюсь на эту высоту, упираюсь ногами в выступающее бревно, зацепляюсь крюком за «наше» бревно и в горизонтальном положении, выпрямляя ноги и всем своим весом тяну… . А в памяти осталось, что сзади меня выступает одно бревно чуть выше головы, другое – чуть ниже таза. И вдруг… , что-то заскрипело, бревно, которое я тянул провернулось и я лечу… . За эту секунду Коля успевает отвернуть бедро, а я повернуть крюк, не опуская ног, пригнуть голову, свалиться в этом положении… . Сижу и не верю, какая удача: если бы Коля не повернул бедро, а я крюк, рана в бедре была жуткой… , если бы я задел ногами нижнее бревно, то размозжил бы голову о верхнее… . Предположить такой вариант мы не могли, иначе бы не стали его и пробовать, а зрительная память о расположении брёвен за секунду выскочила, да ещё успела повернуть бедро и крюк… . Но мы с Колей всё-таки спортсмены, а третий наш партнёр Толя К. – нет.
Дней 10 мы работали с 6 утра до 6 вечера, а норму не выполняем. Наняли в выходной мультипликатор за бутылку, он захватывал, сколько удавалось брёвен и кидал их под откос, мы с Колей, пока он разворачивался за следующей порцией, разбирали бревна, чтобы они скатывались в реку, а Толя в воде отталкивал их, чтобы они отплывали от берега и не образовывали кучу. У мультипликаторщика время – деньги, он на нас не смотрел, не успели отскочить, наши проблемы. В основном, там были бывшие зэки. Мы с Колей поэтому боковым зрением всё время следили за поворотом крана, а Толя блаженствовал в воде (комары, слепни - не кусают)… . И нам приходилось и за ним следить, совсем в другую сторону, несколько раз его предупредили: отходи на всякий случай в сторону. И однажды… одно бревно легло поперёк застрявшего, а сверху по торчавшему концу ударило другое, и торчащее как из пращи полетело прямо в Толю… . Хорошо, что перед ним плавало другое бревно и удар пришёлся по нему, а Толя успел на м шарахнуться назад… . Тут мы трухнули по-настоящему, дали ему ружьё: «иди погуляй в лесу» и больше его близко не подпускали к мультипликатору. А ружья взяли в надежде поохотиться, выходной у нас был всего один, в такую жару в лесу не видели никого, лес высохший, стало понятно, почему там тогда были пожары, сейчас пожарами прикрывают браконьерские лесозаготовки. Проработали мы всего 16 дней, Коля потянул спину, а т.к. мы не выполнили контракт – 1 месяц, то нам не оплатили обратную дорогу. Из заработанных 1800 руб. нам выдали по 1400р. Но зато впечатлений и через полвека не забыть…
6. 2010г. Парадиски, Франция. Мы с сыном моих друзей Димой Р. из Лаплани на маятниковом подъёмнике перебрались на Арк 1800, чтобы покататься с ледника 3,5км. Сразу от подъёмника круто, не ратрачено, бугры до 1,5м. Дима упал. Далее траверс приличного наклона и уклон влево в лощину крутой, все скребут, леденисто, я упал. Далее маркированная пологая трасса вниз, неинтересно и мы не успеем до 15ч вернуться к маятниковому подъёмнику, чтобы переехать через ущелье, придётся брать такси… Увидели, что слева приличное ущелье, выход к которому мы на льду проскочили, некогда было оглядываться. Потихоньку между камнями спустились к нему. Теперь Дима упал. В общем мне понравился склон и через неделю я решил повторить. Дима не поехал. А уже было начало марта, подтаяло, вверху было помягче, а пониже – даже проседало. Солнца не было, выход крутой на ложбину я опять пропустил. Спуск влево, по которому по камням мы вышли на ложбину, перегородили запретной лентой. Но я увидел старые следы от других лыжников, подлез под ленту и поехал по ним, не отвлекаясь по сторонам, чтобы не потерять следы. После траверса вылетаю на хороший язык и на радости делаю 2-3 поворота по плотной целине и в подсознании мелькает – следов дальше нет…. Останавливаюсь, оглядываюсь, язык под углом сужается, а вниз ничего не видно, похоже скала… Понимаю, что следы были парашютистов и они отсюда взлетали…. Одна надежда, в сужении найти какую-нибудь ступеньку. Медленно-медленно переступанием начинаю поперёк спускаться к нему… Через минуту проваливаюсь с головой, упираясь палками, пытаюсь подняться, чувствую, что уперся в камень…. Солнце вышло, начало первого, самое время лавинам… Снега 2м и за землю он еле держится. Сижу и думаю, что я мокрый насквозь (но не так, как вы подумали) и не только от тяжёлой работы, но от понимания, куда я попал. Тихонько выбрался на поверхность, огляделся, внизу не видно никакой станции спасателей, вокруг никаких лыжников нет, меня никто не видит и присылать вертолёт никто не будет: они запретительную ленту повесили, всё, а те, для которых законы не обязательны к исполнению, пусть сами расплачиваются за своё безрассудство… Успокоился и сосредоточился на плавности переступания к концу языка, чем ниже, тем снег тяжелее, оступиться нельзя… Вариантов нет, вокруг скалы, а в сужении может быть снег, вода там должна промыть какие-то ступени.
Так и оказалось, ещё часа 2 карабкался, не снимая лыж, и спустился к подножию скалы. И успел до 15ч…
Артём, а здесь, где я маху дал? - На ледники в одиночку нечего лазить…
7. Там же в Лаплане нашли хорошую горку, поехали на неё и на следующий день. Но…, когда возвращались, погода изменилась и на участке шириной 10 м с наклоном влево и дальше обрыв, а справа гора, лёг туман. Вчера мы его прошли, не задумываясь. А сегодня я вынужден был задать Диме вопрос: пойдём или поедем на подъёмнике вниз? Дима, придав уверенности в голосе, сказал – пойдём, мы ж его знаем! Я, пытаясь сохранить честь инструктора и придать Диме уверенности, пробую делать полный поворот, но это - опасно, можно улететь в овраг, не видно в м, жались к горе. Поехали боковым соскальзыванием и в середине склона я так высоко, очевидно, заехал в гору (80-90о), не чувствуя в тумане, что уже почти в горизонтальном положении, на секунду задержался с передним соскальзыванием (т.е. потерял скорость и кориолисово ускорение меня уже не удерживало) упал на спину и меня понесло ладно бы вниз, а то влево в обрыв. Как-то затормозил, Дима меня не видит, но слышит грохот. Подняться не могу, упал с высоты 2м плашмя. Немного полежал, много нельзя, а вдруг сверху ас едет на полной скорости. А Дима соскальзывал аккуратно и не упал. Он моложе меня на 30 лет (мне тогда было 73) и с головой в тумане у него всё в порядке. Тихонько доехали до отеля, а на следующий день катались уже по нарастающей…
8. Мейрхофен 2001 г. Мы с Сергеем, сыном моего друга И.Колтыпина, катаемся на леднике Хунтертикс, справа от трассы перед оврагом есть хорошая ложбина с целиной и очень живописное сочетание со скалами правее. Меня привлекла целина, Серёжу – картинка, он увлекается фотографией, снял 5 плёнок только одних видов. А тут мы решили их оживить. В середине спуска увидели карниз, который надуло снегом (неделю ледник был закрыт, был снегопад). Когда я Серёжу фотографировал, он встал надёжно, как его воспитывал отец, до карниза, а я - для эффектного кадра – близко к краю. Первый кадр прошёл удачно, а на втором я взмахнул рукой для динамики… Мышка хвостиком махнула и … Карниз обвалился, я упал на спину под откос более 45о головой вниз и меня несло так метров 100, лыжи отстегнулись, не обернутся, не зацепиться не мог, остановился только, когда стало более полого. Очухался, глянул на свой след и понял, что мне крупно повезло: слева и справа были камни, припорошенные снегом… А шлемов тогда не было… Артём: Нечего было позы принимать
Там же произошёл забавный случай. После недели катания мы сделали перерыв, молодые – Серёжа и ещё двое ребят – поехали на поезде ночью в Венецию, а мы – «старички», человек 7, поехали в Зальцбург. На пересадке в поезд в кассе переговоры вела женщина, которая хорошо знала язык. Я брал билет последний и пока кассир отсчитывал мне сдачу, обратился с каким-то вопросом к нашим. Кассир поднял на меня глаза и я моментально вспомнил ключевые слова: zusammen, mit Gruppe, und zurueсk, von Maierhofen. Он жестом попросил их билеты обратно, я «перевёл» ребятам, он выдал всем другие билеты и вернул 400 марок из заплаченных ими 600. Все ошалело посмотрели на нашего гида… У нас я с таким поворотом ни разу не встречался...У них клиент на первом месте. И игра вдолгую. Я этот случай расскажу или через 20 лет опишу, чтобы и другие пользовались этими льготами в группе, обратно, с пересадкой, а это - реклама!
9. В середине 80-х мы с компанией катались в Цее (тогда Чичено-Ингушская АССР). Я только что окончил курсы инструкторов по горным лыжам и для получения диплома должен был предъявить справку о прохождении практики. Был конец сезона, мы откатали свой срок, на последнюю смену инструкторов не осталось и я договорился, что возьму группу. Мне повезло, это были лыжники 1го разряда, которые хотели научиться на горных лыжах. Они играючи выполняли упражнения любой сложности по координации (ласточки, на одной лыже и т.д.), поэтому, когда выпал свежий снег, мы не отсиживались в гостинице, а учились ездить по целине. Я за них не боялся, физически они были крепче меня. На второй день снегопада, когда уже нарыли бугры, я просматривал, как они выполняют упражнение, и в конце, чтобы побыстрее, поехал за ними по прямой, без поворотов. А был уже конец марта и снег стал мокрым и тяжёлым, а я это не учёл. В конце спуска я въехал в бугор, а лыжи не обогнули его, а воткнулись… Как потом мне рассказывал парень из этой группы, который катался не хуже меня и самостоятельно, в этот раз по целине захотел поехать с нами. Мы с ним через пару лет встретились на Чегете и я его пригласил попариться с моими партнёрами (Н. и Л. Юрцевы). Так он говорил, что я летел с этого бугра, как с трамплина метров 15, я этого ничего не помню, очевидно, я потерял сознание, помню только как в замедленной съёмке меня закручивает вокруг одной лыжи, я сопротивляюсь и в последний момент в левой коленке останавливаю вращение. Еле-еле пробую пошевелиться, жив. Оказалось, одна лыжа с оторванным креплением осталась в бугре, а на второй крепление не сработало и вокруг неё меня и закручивало. Вот такие тогда были крепления. У ребят была эпоксидка, крепление починил и оставшиеся 2-3 дня на одной ноге я даже проводил тренировки.
А левое колено и теперь болит больше при перемене погоды.
Артём: Нее, на горных лыжах я кататься не буду.
Дед: Лыжи тут ни причём, это я не учёл изменившийся снег.
10. 2016г. Канацея, Италия. Обычная трасса, пологая, но, если не поворачивать, скорость приличная. Впереди возвышение и перегиб, за ним круче. При мне молодой парень на полной скорости въезжает на этот трамплин и летит в воздухе 15 м, а поперёк склона едет другой, ни в чём не виноватый, и лишь в последний момент по свисту воздуха оглядывается, чуть отворачивает лыжи, голову и боком сталкивается со снарядом, летящим по воздуху, который в последний момент отвёл лыжи чуть в сторону, иначе он бы его убил. По-итальянски поговорили и никаких протоколов.
Артём, что скажешь? - Дааа, правила всё-таки, наверно, надо соблюдать.
Недавно я попросил Артёма залезть на дерево на даче (я себе этого уже разрешить не могу) обрезать ветки и говорю: А вон до той ветки дотянуться не можешь? - Дед, могу, но это уже риск неоправданный.
Оседает всё-таки... И эти байки были не напрасны...
11. В конце 90-х мы с Лёвой Ю. первый раз поехали в Андорру, в первый день покатались, а последний спуск все едут на подъёмнике, т.к. он крутой и обледенел. Ну мы то на подъёмнике не поедем? – говорит мне Лёва с вызовом. Вообще то мы, привыкшие в 60-70х годах, что каждый подъём тяжело достаётся (в Чегете, например, очередь занимали в 8ч30мин, ждали 2 часа и на 2ой – ещё час, начинали кататься не раньше 12ч), относились к этому очень отрицательно, да и любая гора для нас не была препятствием. Но тут был лёд и подтекст был другой. Я принял вызов. (Прав В.Высоцкий: Давай выпьем, познакомимся, посмотрим, кто первый сломается…) Лёва на первом же повороте упал на живот головой вниз и его несло 200м до перегиба. Я после первого крутяка не смог сделать поворот и меня понесло на сугроб, который образуется после расчистки склона, а дальше – молодые сосенки на расстоянии 2-3х м друг от друга… На сугробе, как на трамплине меня подкидывает и в воздухе выбираю место, чтобы не налететь на сосны и остановиться сразу, чтобы не понесло на другие сосны. Благо снег мягкий и успел повернуться боком… Оглядываюсь… , не верю своей удаче, но надо ехать дальше… На льду на первом же повороте падаю, но на спину… Остаток горы доехали без падений… Лет через 10 с группой с нашего подъёмника из Ромашково подъехали к этому же спуску после сильного снегопада. Все пошли в соседнее кафе, а я за 1ч10мин. спустился 13 раз, уже не целина, но мягко! Гора, снег – изумительные… . Это гора мне простила, что в прошлый раз мы посмели с ней разговаривать на ты… Как говорил М.Жванецкий: легкомыслие – это хорошее самочувствие на свой страх и риск.
12. Режим самоизоляции вынуждает вспоминать и итожить…
Во всех предыдущих случаях опасные ситуации возникали, когда обстановка менялась (температура, снег, туман, ночь, ветер), а я не сразу реагировал на эти изменения или полагался на авось и подначки.
Летом 2017 года Андрей Куракин, шурин Л.Юрцева, предложил отметить наше 80-тилетие в Сант-Антоне (Австрия). В каталоге я видел, что там есть в лесу красивые, но узкие участки, которые к концу дня затирают до льда. Но Лёве там нравилось кататься и я согласился. А в ноябре рентген обнаружил, что у меня 4-я степень коксоартроза тазобедренного сустава и мне вручили направление на операцию по его замене. Отменять поездку я не стал, номера в апартаментах уже были сформированы, и чувствовал, что поехать ещё смогу в последний раз. Первые 3 дня погода была хорошая и я не позволял себе кататься, как раньше, т.к. это чревато переломом шейки бедра. Как Лёва выразился, катался «по простому». У нас с ним разные стили: 50-40 лет назад литературы не было, он изучал технику по видео лучших горнолыжников мира, у них, естественно, спортивная, силовая манера, направленная на результат. Я начал кататься в 30 лет и к спортивным результатам не стремился, хотел кататься легко, свободно, опираясь, естественно, на координацию движений. Поэтому у него техника была всегда более правильная, а я свою лишь осознанно подкорректировал в школе инструкторов. Естественно, каждый сохранил свой стиль. Я всегда подчёркивал надёжность его стиля, благодаря задней стойке и силовой анагуляции бёдер, но и отмечал, что выглядит это, как танк, не знающий препятствий. Он отвечал: «А ты смоги так!» и давал мне упражнение на силовое катание. Я с удовольствием превращал это в игру и давал ему упражнения на короткие повороты с сопрягаемыми дугами, только обозначая повороты на большой скорости: «порхание бабочки». Ездили друг за другом и усиливали разницу в стилях. Это было очень полезно, т.к. мы не просто доказывали друг другу, что тоже так можем, а одновременно расширяли свою пластику и освобождались от лишних движений и стереотипов в голове. Но все эти сравнения качественные - легко, тяжело - только слова. А Лёве хотелось доказательств, например, в скорости. Как-то в Кировске в начале 90-х г. он предложил по узкой трассе 3м проехать, кто кого обгонит. Конечно, я вызов принял, и мы летели полкилометра на расстоянии полметра друг от друга по ширине и остановились нос к носу на краю обрыва… Когда отдышались, я говорю: «Ты понимаешь, что если бы один из нас задел другого даже палкой, то мы бы с тобой костей не собрали... Стоило ли такие соревнования устраивать или ты надеялся, что я не приму вызов?» Со скоростью разобрались, про лёд я в предыдущем пункте 10 рассказывал. Хотя на льду можно кататься только его стилем и с наточенными кантами. Как-то 30 марта в конце 90-х г. я один закрывал подъёмник в Ромашково в конце сезона и решил последний раз покататься, хотя был уже только лёд. Раз 15 проехал, под конец даже не стыдно, обнаглел и не стал сильно кантоваться коленями. Гора меня тут же наказала - сломал кисть руки.
Остался один показатель – надёжность, по которому силовое кантование должно иметь преимущество. Последние лет 20 я падал 1-2 раза в сезон, в том числе в Москве. Столкнулся с другими за полвека - 1 раз – с Лёвой в Андорре. А Лёва в Сант-Антоне несколько раз столкнулся и падал. Т.е. мы своим примером никаких преимуществ стилей не доказали, поэтому получайте удовольствие от катания, как вам удобно и хочется. А техниками нужно владеть всеми и применять их в соответствии со склоном, уклоном, снегом. Последние годы я и карвингом учился кататься с удовольствием. Правда, в свободном катании, мне кажется, есть ещё одна степень свободы: расслабленные мышцы в экстренной ситуации могут мгновенно среагировать на изменение движения, а напряженную нужно сначала расслабить и потом нагрузить в другую сторону. Этих долей секунды может не хватить в аварии. В качестве доказательства приведу случай в Мерибеле. Мы первый раз поднялись на подъёмнике и спускаемся к следующему по пологому узкому спуску. Справа овраг, Серёжа Колтыпин, я, слева Коля Юрцев и его сосед в Москве - Эрик П. Сползаем медленно, слева склон сужается, никто ничего не предпринимает, мы уже вплотную друг к другу сближаемся в кучу, куда отвернуть, есть только у Коли. И в последний момент я в середине ряда закантовываюсь на месте, без поворота лыж, а ребята сближаются и валят ещё человек 10 в кучу…
Но вернёмся в Сант-Антон. На 4-ый день опустился туман, снег пропитался влагой, к утру заледенел, на узких участках его отшлифовали, видимость плохая. Все - как корова на льду, а я - лишь бы доехать. И уже в конце трассы подъезжаю к краю, хочу остановиться на целине и передохнуть, ноги чугунные, а край – не видно в тумане (+ моя катаракта) без буртика и сразу вниз под 45о. Я уже остановился, но такой уклон… и меня, от неожиданности, заваливает на спину… Пока заваливало, успел зафиксировать, что прямо внизу в 10м опора подъёмника… В каске с подбородком из проволоки повернуть голову и посмотреть куда несёт – не могу – шею свернёт, затормозить не могу – круто… Около самой опоры стало более полого, затормозил лыжами, благо крепления не отстегнулись. На следующий день я катался один, не спешил за компанией.
80 лет мы отметили без эксцессов, а у меня в эти дни был ещё один юбилей – 50 лет в горах на лыжах, пропустил только 2-3 года в начале 90-х. А теперь пришлось завязать, даже на велосипеде с внуком не могу кататься. Но операцию не делал, упражнениями затормозил пока процесс.
Артём, твой вывод? А: С больной ногой сразу надо было кататься не спеша, одному, а со мной - вообще перестал…
13. 1957г. В МИХМе перед фестивалем молодёжи и студентов были сформированы БОП (бригады организации порядка). Наша функция была, в основном, стоять в ограждении мероприятий (См. [[1]]). Удостоверения БОП давало бесплатный проезд, а в свободное время я его использовал для прохода на фестиваль документальных фильмов, конкурс джазов в МГУ, где впервые услышал трио труба - контрабас – ф-но. В подготовку БОП входили и занятия по самбо и приёмам защиты от ударов, ножа и т.п. Я чувствовал, что это полезный опыт. Благо напрямую он пока так и не пригодился, но очень меня однажды выручил психологически.
1972г. Ленинские горы. Тогда там катались вперемежку горнолыжники, на санках, дети разного возраста, в том числе между деревьями. Мы там были с женой Таней и Серёжей Чесноковым (См. По волнам). И вот еду я, склон не крутой, и вдруг… прямо передо мной выскочил маленький мальчик... Свернуть уже не успеваю, падаю вперёд так, чтобы не задеть его лыжами, и, скользя по снегу, сваливаю его, но без удара… Подымаю его, он не плачет, не успел даже испугаться… А боковым зрением вижу, как сверху летит разъярённый отец… Крепления отстегнулись, лыжи болтаются на ремнях (тогда стопперов не было). Выпрямляюсь, руки опущены, на лице – признание вины, сочувствие, понимание его гнева… В 2 м он останавливается немного ошарашенный моей виноватой стойкой… За 3-4 секунды по его лицу проходит вся гамма чувств: почему он не защищается, всё-таки он упал так, чтобы не покалечить ребёнка, вроде обошлось, да и я сам не был рядом…
Сознание вернулось к человеку, который только что был охвачен справедливым мщением… Даже, если половину его чувств я придумал, остальная – сработала.
Если бы я принял защитную позу, драка была бы неминуема. А так как он прав, а я нет и только бы защищался, мне бы досталось. Сохранить самообладание и показать смирение позволили навыки, полученные на занятиях в БОПе МИХМа, в худшем случае я знал, как отвести удар. Это была не только моя психологическая защита, но и отцу ребёнка эти секунды дали возможность охолонуться.
Антон: Ладно, дед, уговорил, буду учиться защищаться.
14. 3-го мая 1955г. МИХМ участвовал в субботнике по уборке перерытой площадки под стадион в Лужниках.
Нам – первокурсникам поручили собирать и кидать камни в машину. Я, как баскетболист, кидал. А борта машины почему-то не были опущены. Мы, молодые, зелёные, не задавали вопросов почему и не думали о последствиях, а делали, что нам приказали, как тогда было принято. К концу дня кто то, может даже из нашей группы, внезапно вылез из-за моей спины и нагнулся за камнем около машины в момент, когда я уже закидывал камень через борт, а он не долетел, ударился о борт и отскочил прямо по уху тому парню… Хорошо, что по касательной и не сильно… А я уже начал прокручивать, что могло бы быть… Вскоре мы закончили и пошли на Москва реку помыться. Не помню, чтобы кто-то купался, всё-таки 3го мая, хотя день был солнечный, а я, чтобы вытеснить инцидент из головы, полез. И кто-то меня подначил, а слабо переплыть…
Я дважды переплывал Волгу, как положено с лодкой рядом, а в третий раз в июне 1954г. перед поступлением в МИХМ отдыхал в д\о Лунёво и с компанией студентов Моск. Текстильного Ин-та вечером после костра в лесу пошли купаться. А меня попёрло перед старшими, уже студентами, поплыть дальше… И вдруг, оглядываюсь, я на середине Волги, с одной стороны быстро приближается теплоход, а с другой самоходка… Отплыть не в одну, не в другую сторону уже не успеваю, темно, они меня не видят, свернуть не могут… Остаётся только отплыть посередине между ними, чтобы не затянуло под днище и не втянуло в воронку от противоположно двигающихся судов… И они сошлись одновременно как раз около меня… Когда я выходил из воды, мои студенты потащили меня к костру греться, им тоже пришлось вернуться от беззаботного веселья к осознанию, что с стихией не шутят… В конце августа, после вступительных экзаменов в МИХМе, мы встретились в Парке им. Горького и пили тёмное чешское пиво, которое тогда только появилось, вспоминали этот случай.
Возвратимся в Лужники. Я на спор поплыл через Москва реку, которая в 3-4 раза уже Волги… Напротив тогда была спортивная лодочная станция, а мы были там, где сейчас теннисные корты. Доплыл до середины, чувствую околеваю…, (как я писал - в 1959г., например, 22 апреля в Москве выпал снег). Возвращаться…, значит проиграть спор, стыдно…, плыву до конца… На том берегу 2 часа бегаю, чтобы как-то согреться, голым по Москве не пойдёшь…, пришлось плыть обратно… Вышел скрюченный, но зато инцидент забыл напрочь и даже не заболел… А споривший уже ушёл…
На встрече с группой в 2019 г. Слава Яшин меня спросил: А ты помнишь, как переплывал Москва-реку в мае на 1-м курсе?
Я: А ты помнишь, кто со мной поспорил? С.Я.: Нет.
Артём: Да, дед, давай я лучше буду учиться на твоём опыте. Дед: Это ты сейчас говоришь, а когда я тебе советовал с крутой горки на доске не кататься, ты перед старшим парнем не хотел меня слушать, 10 раз прокатился, а когда горку затёрли до земли – сломал руку… Запомни лучше: ни перед кем не выпендривайся, себе дороже… Мы дети войны, у нас не было дедушек, поэтому я столько ошибок совершил…
15. В природе работает прямая обратная связь (как ты к ней, так и она к тебе), а у благородных преподавателей (Кондуков Н.Б., Костин В.Н., Нудлер Л.М. - см. [[2]]) - тоньше, они своим великодушием воспитывали морально и оставили светлую память о себе, а Г.П.С. присвоил себе право карать, чем если не сломал, то как минимум затормозил жизнь на 10 лет. Соразмерима ли величина проступка с такой расплатой?