Дегтярева, Софья Аркадьевна
4 февраля 2018 года, исполнилось 85 лет кандидату технических наук, доценту кафедры Мониторинга и автоматизированных систем контроля МИХМа-МГУИЭ
Софье Аркадьевне Дегтяревой
Горячо поздравляем нашего дорогого Юбиляра!
Наши славные молодые годы. (Дегтярева С.А.)
В 1955 году, после окончания МВТУ им. Н.Э.Баумана, я была распределена на Брянский фосфоритный завод, где проработала в КБ 4,5 года и приобрела драгоценный опыт производственной жизни, который мне очень пригодился в дальнейшей научной и преподавательской работе.
В 1960 году я поступила по конкурсу в Государственный институт горно-химического сырья (ГИГХС - гор. Люберцы, Московская область) и работала там конструктором по созданию новых аппаратов и машин для горной химии.
В 1961 году мой коллега по лаборатории Набиулин Ю.Н. решил поступать в заочную аспирантуру в МИХМ, на кафедру "Конструирование аппаратов химических производств" к проф. Домашневу А.Д. (в дальнейшем он успешно защитил диссертацию) и стал уговаривать меня подъехать в институт и выяснить все подробности поступления. Собралась с духом и поехала в МИХМ, в котором никогда прежде не была, нашла кафедру "Конструирование машин химических производств" ((КМХП - она мне больше подходила по профилю работы и открыла дверь. Встретили меня два молодых человека (как выяснялось в дальнейшем Смоленцев Ю.А. и Гусев Ю.И.) и начали усиленно отговаривать поступать к ним, якобы «… зав. кафедрой З.Б. Кантарович женщин в аспирантуру не берёт, напрасно потратите время, да и вообще на кафедре женщин нет!".
Я всё-таки решила переговорить с Залманом Беньяминовичем, благо он жил в доме, который стоял во внутреннем дворике института ("Старожилы" МИХМа помнят об этом). Канторович З.Б. очень тепло меня принял. Узнав, что у меня уже есть солидный задел в работе, я занималась фильтрацией на фильтрах с намывным слоем, разрешил подавать документы и сдавать экзамены. Сдавали экзамены четыре человека (3 "МИХМовца" - Бауман Р., Ваничкин Б., Захаров В. и я - "чужачка"). Сдали все успешно, потом мы составили на три года молодой костяк кафедры.
Доценты кафедры Мазур Г.Л., Кольман-Иванов Э.Э., Рассказов Н.И. Макевнин М.П. и, конечно, проф. Канторович З.Б. очень тепло нас приняли в коллектив кафедры, всячески помогали нам в диссертационных работах и учебной аспирантской нагрузке. Особенно я благодарна Г.Л. Мазуру, который после смерти Канторовича помог мне закончить работу, и я смогла завершить её в срок. Кафедра по сегодняшним меркам была большая и, надо сказать, очень дружная. Аспиранты разного поколения Волошин-Челпан Э.Э., Карасев И.Н., Федюкина О.Б.,. Гусев Ю.И., Смоленцев Ю.А. и мы, молодые, вместе с преподавателями часто выезжали загород в грибной сезон и на Новый год - это составило незабываемые минуты нашей жизни.
Общественной работой тоже приходилось заниматься, я все аспирантские годы была парторгом кафедры, работа, которая требовала быть внимательной к людям, всегда приходить к ним на помощь. Были случаи, когда приходилось нам, вместе с профоргом Гусевым Ю.И., помогать лаборантскому составу кафедры выходить из некоторых щекотливых ситуаций. Общественная работа помогла мне узнать очень много интересных людей в институте, и это в дальнейшем очень помогло мне.
Вернувшись в ГИГХС в 1961 году снова начала заниматься расплавленной серой, но несколько в ином направлении. К тому времени появились новые современные методы добычи серы в жидком виде, поэтому встал вопрос о её транспортировке на дальние расстояния в расплавленном состоянии в специальных цистернах с подогревом.
По заказу ГИГХСа на Ждановском заводе тяжелого машиностроения в теперешнем г. Мариуполе (Украина) была сконструирована и изготовлена специальная ж/д цистерна с термообогревом и оснащённая необходимыми нагревательными и контрольно-измерительными приборами. А затем начались в 1966 году, интереснейшие её испытания, которые проводились совместно несколькими бригадами - от завода-изготовителя (конструкторы Берестовой А.М., Заяц Ф.М.), от ГИГХСа (ст. инженеры Крестова Н.А., Дегтярёва С.А.), от МИХМа (доц. Попов Б.Г., ст. преподаватель Медведева В.С.). К цистерне был подключен вагон-лаборатория, в 1-ой половине которого находились приборы, датчики, мастерская, а во 2-ой половине - купе, где мы жили 1,5 месяца. Маршрут был разработан таким образом, чтобы исследовать поведение расплавленной серы в цистерне на большом пути пробега и при самых низких температурах в году. Поэтому в январе 1966 года жидкую расплавленную серу залили в цистерну на Раздольском химкомбинате (под г. Львовом), прицепили нас к товарному поезду, и мы отправились "в путешествие" с юга на север страны. Конечной станцией, где мы должны были слить серу, был горно-химический комбинат в г. Аппатиты на Кольском полуострове. Естественно, прямого маршрута такого следования не было, и нас постоянно перецепляли от одного товарняка к другому, что как бы входило в естественные условия эксплуатации цистерны. Поэтому, стояли по несколько дней на полустанках, но работы было много, благо свет в лаборатории был свой. А, главное, мы были молодыми, здоровыми, весёлыми, все бытовые трудности были нипочём.
Очень были рады, когда в Ленинграде нас "задержали" на 5 суток. Во-первых, это моя родина, и я смогла походить по своим родным местам. Во-вторых, я большая любительница театра, и все пять вечеров ходила по командировочному удостоверению в Большой Драматургический Театр (теперь имени Товстоногова Г.А.), видела всех звёзд этого театра молодыми. А затем, после окончания спектакля, в 25-градусный мороз, счастливая, мчалась на запасные пути вокзала, где стоял наш вагон-лаборатория. Естественно получала "по шапке" от старших товарищей … но, на следующий день, отработав смену, опять бежала в театр. Я об этих пяти вечерах вспоминаю всю жизнь. Самые тяжелые испытания нас и цистерну ждали на севере, в Аппатитах, где стояли 40- градусные морозы. Но всё закончилось хорошо, обогревающие ТЭНы нас не подвели, слили серу на комбинате, и сделали вывод, что серу так транспортировать можно. Эта модель цистерны в дальнейшем получила 1-ую премию на выставке ВДНХ, один из конструкторов (Берестовой А.М.) в дальнейшем защитил на полученном материале кандидатскую диссертацию, а я смогла использовать эти 1,5 месяца для окончательного оформления своей диссертации по фильтрации расплавленной серы... (Глава книги Кафедра «Автоматизированное конструирование машин и аппаратов»:Краткий исторический очерк (к 85-летию кафедры). Под ред. Ю.И.Гусева и А.С.Тимонина,2007 г. См. [[1]] )
Из механиков в КИПовцы
В 1966 году я вернулась на постоянную работу в МИХМ. А получилось это так. На кафедре "Автоматизация химических производств" декан факультета Маслеников И.В. организовал новый курс "Расчёт и проектирование точных механизмов". Г.Р. Мазур порекомендовал меня руководителю этого курса доценту Шкловской Ф.А., что сыграло решающую роль в моей судьбе, я стала снова "МИХМОВКОЙ". - написала Софья Аркадьевна в конце своего эссе "Наши славные молодые годы. Продолжим с этого места.
Основу работы факультета составляла подготовка инженеров по новой специальности № 0639 «Автоматизация и комплексная механизация химико-технологических процессов», а также проведение НИР в этом направлении с подготовкой кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. Профилирующей кафедрой была кафедра АХП, возглавляемая по совместительству директором Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации, чл.-корр. АН СССР Е. Г. Дудниковым. Учебный план «автоматчиков» (так на сленге именовали студентов факультета ТК и АХП) имел существенные отличия от планов остальных «механических» факультетов именно в части подготовки в области механики. И.М. Масленников, глубоко понимая роль механики, уже в самом начале организации факультета заложил в неё необходимость не стандартной механической подготовки специалистов. В дальнейшем эту линию с успехом продолжил проф. Балакирев В.С., став зав. кафедрой и председателем УМК МИНВУЗа по этой специальности. Ряд отдельных дисциплин, преподаваемых на разных кафедрах, потребовалось объединить в одну. В мае 1969 г. из кафедры АХП была выделена кафедра «Технологических измерений и приборов» (ТИП) с первым её заведующим проф. Кулаковым М.В. Одним из характерных новых курсов явился курс: «Проектирование и монтаж устройств и средств автоматики» – знаменитый ПИРМУСА! Курс разрабатывался дружной командой «механиков» и «прибористов» (Патрикеев В.Г., Дегтярёва С.А., Шкловская Ф.А. [[2]] и др.). Впоследствии (80-е гг.) кафедра сменила название на Автоматизированные системы контроля (АСК), а затем – на Мониторинг и автоматизированные системы контроля (МАСК).Подробнее о кафедре смотрите на странице сайта:[[3]]
Софья Аркадьевна со свойственной ей энергией и профессионализмом активный участник всех этих преобразований кафедры, читаемых курсов и т.п. - она ведущий доцент кафедры, выполняющая все виды учебной нагрузки, у неё прекрасные контакты со студентами (как много скрыто за этими канцеляритами...). С.А. Дегтярева проработала до конца МИХМа-МГУИЭ, и сотни инженеров автоматчиков-киповцев получили от неё путёвку в жизнь. Но она была и профоргом кафедры (вспомним, что в непростые годы аспирантуры она была парторгом! кафедры КАХП), и не просто профоргом, а душой коллектива - на работе и на отдыхе...Она большая любительница путешествий и активного отдыха... (Г. Кардашев)
Калейдоскоп людей и событий: Софья Аркадьевна Дегтярева
Солнечный зимне-весенний день одна тысяча девятьсот шестьдесят первого года. Еще не сдано школьное здание, и в маленькой комнатке рядом с лестничной площадкой второго этажа корпуса В, три молодые надежды науки маются над глобальными (для них) проблемами. Михаил Петрович Макевнин: как обеспечить производительность вращающегося барабана с отрицательным углом наклона; Юрий Алексеевич Смоленцев полирует, обезжиривает поверхность перфорированного ротора, обклеивает его тензо датчиками и не может понять, почему они отваливаются, несмотря на огромный расход спирта, явно испаряющегося. Юрий Иванович Гусев ищет способ незаметно (от коллег) избавится от не оправдавшей надежд опытной установки для грануляции, в т.ч. удобрений, которая имитировала производство еврейских сладостей «тейгелех» ( наверно еще при Моисее-проводнике) и вместо сферических гранул выплевывала эллипсоиды. Эллипсоиды Родине были не нужны.
И вот вплыла ОНА. Очень симпатичная, с прекрасной фигурой, которая просматривалась в распахнутом одеянии. Одеяние было, как тогда говорили, «с присыпкой на большой». Это была дубленка. Мечта всех модниц. Коричневого цвета. Удлиненная. Не знаю, может быть, дубленка ввела нас с Юрой Смоленцевым в раж, но мы стали отговаривать Софью Аркадьевну от поступления в аспирантуру на нашу кафедру. При этом рассказывали небылицы про заведующего кафедрой добрейшего Залмана Вульф-Беньяминовича Канторовича, о его женоненавистничестве, и уж точно об отсутствии когда-либо аспиранток на кафедре. Хотя, я узнал об этом недавно, после открытия кафедры «Конструирование машин…» 19.07.1945г. одна аспирантка была – Ратницкая Людмила Георгиевна – но защитилась ли она неизвестно.
Дальше вежливо поблагодарив нас, Софья Аркадьевна отбыла. И здесь сработало её имя – ибо родители нарекли ея Софiя (премудрость. Гр.). (Да, кстати, и именины у неё два дня подряд). Так отбыла она прямо к Канторовичу, обаяла, немедленно была допущена к экзамену, на котором затмила своей ученостью трех выпускников кафедры и получила согласие Залмана Беньяминовича быть руководителем её диссертационной работы.
Этот прием аспирантов 1961 года, плюс трое выше означенных, Ольга Борисовна Федюкина, Эдуард Константинович Волошин-Челпан и др. составили основной костяк для подготовки молодых ученых на кафедре. Все диссертации были разноплановые. Естественно все блестяще защищены, а аспиранты остались друзьями, что можно видеть на фотографиях традиционных встреч. А Соня «заводила», хотя и живет чёрт знает как далеко, аж в Люберцах.
Надо отметить, что вся эта молодежь тянулась к гуру нашей кафедры, щедро передающему нам свои знания, Главному конструктору проекта Кремлевских Звезд Гдалию Леонтьевичу Мазуру. А знания, поверьте мне, слушавшему его лекции по Деталям машин, сделавшим у него проект - знаменитый редуктор и бывшим его аспирантом, знания были огромные, в том числе от разбора причин аварий, на которые его часто направляли. Надо понять и Прокуратуру после 36-го года – где возьмешь самого проверенного эксперта, кроме Главного конструктора Кремлевских Звезд. Г.Л. Мазур был альтруистом, ни сил, ни времени не жалел. Так О.Б. Федюкина защищала диссертацию по динамике таблеточных машин; черный оппонент с каф. Термех МВТУ дал отрицательный отзыв, и они с Гдалием Леонтьевичем, три летних месяца писали текст выступления. Комиссия ВАК утвердила Ольгу и отмела гнусные попытки зарубить МИХМачку.
Софья Аркадьевна такой же альтруист и любимица Мазура. На кафедре работал лаборант, он же студент - вечерник. Однажды принял лишнего и попытался добраться домой метрополитеном, но на станции стоял милиционер, не Галиаф, в шинели, застегнутой на крючки. Наш студент как-то неловко с ним пообщался, и все крючки оторвались. Запахло 10 годами. И здесь наш парторг Софья Аркадьевна бросилась спасать честь кафедры и МИХМа. Захватив меня (профорга) направилась в Управление МВД на метрополитене, прямиком к следователю. И надо было видеть, как она артистично расколола следователя по формуле: что было, что есть, что будет. В недалеком будущем следователю надо было сдавать экзамен в аспирантуру. Помощь в освоении предметов МИХМ оказал, а студент-лаборант был кафедрой взят на поруки.
Окончив аспирантуру, Софья Аркадьевна вернулась в свой родной ГИГХС, а затем в 1966г. пришла работать на кафедру АХП, курс «Расчет и проектирование точных механизмов». Отрезок работы в ГИГХСе знаменуется глобальным экспериментом по перевозке горячей жидкой серы от Западной Украины до Заполярья на Кольском п-ове. (см. Кафедра «Автоматизированное конструирование машин и аппаратов» к 85-летию» 2007г.). На мой взгляд, эксперимент диковатый, ибо в случае аварии и отключения ТЭНов – охлаждение обечайки – осаждение серы, а дальше …..никто не знает. Участие Софьи Аркадьевны в этом вояже - это и долг и мужество.
Умея работать, Софья Аркадьевна умела красиво отдыхать ….Как-то на втором году аспирантуры вдруг у Г.Л. Мазура появилось желание выехать на природу на прокатном автомобиле. (Мне кажется, тогда впервые такая услуга появилась в СССР, а идея пикника явно не его, чувствовалась рука С.А.). Валентин Сергеевич Захаров, тогда заочный аспирант Г.Л. Мазура, а «очник» в ГРУ, выбрал розовый «Москвич» и плюс «Запорожец» Эдуарда Константиновича Волошина-Челпана составили кавалькаду. Далеко не ехали, свернули на лесную дорогу (тогда это было легко) и стали что-то отмечать. Под конец Гдалий Леонтьевич вспомнил молодость, сел за руль и покатил по лесной дороге. Через некоторое время он вернулся уже пешком, машина застряла в колее. Возвращались довольные, веселые, хорошо еще, что болотце было небольшое.
На острове Б вместе мы отдыхали однажды. Смена была ужасная: из 12 дней 11 лил дождь, у Б.Г.Балдина трудности с горючим для катеров, контингент – хмурые картежники и пр. Но три достойных островитянина: Всеволод Алексеевич Печуркин (конечно зубы), Софья Аркадьевна (муж купил автомобиль, первый раз сел за руль и никак не доедет до домашнего телефона), а я не помню, что наплел и все-таки уломали Б.Г. а утром пошли в Дубну. Почему-то нас не пускали на причал в Большой Волге, и мы приставали к хилым мосткам у бетонной стенки плотины. Добрались до поликлиники - прием врача в 5 вечера – отпустили лодку и отправились обедать конечно в лучший ресторан. Конечно, выглядели мы весьма импозантно в наших огромных свитерах и ветровках на фоне физиков-ядерщиков СССР и СЭВ. После экзекуции над зубом В.А. мы взбодрились и прибыли на дамбу. Дела были дрянь. Сильный ветер не давал зачалить лодку к хилым мосткам у дамбы. Решено было: лодке подойти, держать её руками и по одному перебираться. Последнюю бутылку и банку горчицы, н.з. после ресторана, передали С.А. Лодка подошла, и мы с Севой вцепились в борт, подтянули и крикнули «ПРЫГАЙ». Соня прыгнула, но вот в этот момент сильная волна отбросила лодку от причала. Вода сомкнулась. Потом на поверхности появилась рука с бутылкой….Дальше все было просто. Все таки, загрузились. Завернули нашу Софью Аркадьевну в старый парус, помчались и приехали на Остров. Долго растирали замерзшую. Отмечено удовольствие, граничащее со счастьем и минимальный расход спирта на тампонах.
Все хорошие черты характера у Софьи Аркадьевны остаются и она по-прежнему наш красивый и умный лидер!
С Днем рождения, Соня! Сердечные пожелания, в которых главное - здоровья! Бесконечно твой Ю. Гусев
Желаем дорогой Софье Аркадьевне здоровья и радостей в жизни!
Коллеги, друзья, МИХМАЧИ.
Сайт «Виртуальный МИХМ» http://michm.ru/