За кадры химического машиностроения Спецвыпуск №11 16 сентября 2018
16 сентября 2018 года, исполнилось 90 лет проректору МИХМ по учебной работе, профессору
Эдуарду Филипповичу Шургальскому!!!
Поздравляем со славным Юбилеем нашего дорогого долгожителя!!!
Содержание |
СЫН ПОЛКА (автобиография)
Эдуард Филиппович Шургальский
НАШ ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР
Об Эдуарде Филипповиче Шургальском
"В июне 1971 года...На пост проректора по учебной работе я пригласил доцента Эдуарда Филипповича Шургальского, ранее работавшего секретарем парткома института, зам. декана факультета, то есть человека, который имел хороший опыт по руководству коллективом, познал тонкости как партийной, так и административной работы в вузе. Правда, в то время он готовился к загранкомандировке на работу преподавателем в Алжир, прошел уже курсы французского языка и вот-вот должен был выехать на 45 дней в Париж для совершенствования в языке. Таким образом, я своим предложением как бы снял его "с подножки поезда на Париж".
Этот выбор я считаю большой удачей, так как Э.Ф. Шургальский показал себя в работе как очень деятельный, знающий и энергичный проректор. Недаром он в этой должности работал почти 30 лет и завоевал заслуженный авторитет в коллективе."
(Басов Н.И. Жизнь моя - МИХМ. Воспоминания ректора института. - М. МГУИЭ. 2001. Стр. 67.)
КТО ЕСТЬ КТО в Московской государственной академии химического машиностроения. МГАХМ - 1994 г.
[[1]]
ШУРГАЛЬСКИЙ, Эдуард Филиппович
Профессор, кандидат технических наук. Выпускник МИХМа (1953). Работает в академии с 1954 года.
Первый проректор академии. Член Международного института холода.
Научные интересы:
криогенные системы и системы при сверхнизких температурах; процессы ожижения гелия и водорода; гидродинамика двухфазных закрученных потоков; лазерная диагностика тепловых полей; педагогика высшей школы. Разработал метод численного исследования и расчета вихревых аппаратов со встречными закрученными потоками. Проведены оригинальные исследования по тепломассообмену в области низких температур.
Автор 2 книг, 79 статей,
47 авторских свидетельств и
2 патентов.
Научные партнеры:
НПО "Криогенмаш", НИИХИММАШ, МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Педагогическая деятельность:
подготовил и читает курсы лекций "Криогенная техника", "Установки ожижения и разделения газовых смесей", "Методы получения сверхнизких температур. Подготовил 7 кандидатов наук.
7 декабря 2001 г. Кафедра «Холодильная и криогенная техника» Московский государственный университет инженерной экологии
Слева направо
1 ряд (сидят): зав. лабораторией Донченко Ю. В.; к.т.н., доцент Рябинин Г. А.; д.т.н., профессор Иванов Б. А.; к.т.н., профессор Шургальский Э. Ф.; к.т.н., доцент Аверьянов И. Г.; к.т.н., доцент Видинеев Ю.Д.; к.т.н., доцент Дьячков М.И.; к.т.н., доцент Никиткина Г.В.; к.т.н., cт. преподаватель Серова Е. Н.
2 ряд (стоят): к.т.н., ст. н. сотрудник Шапошников В.А.; аспирант Яковлев А.А.; асп. Пустовалов С.Б.; вед. инженер Калягина В.А.; к.т.н., доцент Куликов Е.М.; д.т.н., профессор, зав. кафедрой Калнинь И.М.; к.т.н., доцент Васютин В.А.; к.т.н., доцент Александров Н.А.; д.т.н., профессор Маринюк Б.Т.; к.т.н., cт. инженер Белозеров Г.А.; к.т.н., доцент Кирьянов В.Н. 3 ряд (стоят): д.т.н., профессор Сапожников В.Б.; д.т.н., профессор Филин Н.В.; к.т.н., доцент Колосков Ю.Д.; ст. преподаватель Соколов А.Ф.; к.т.н., доцент Зюзин А.П.; к.т.н., доцент Белуков С.В.
Основные публикации:
Архаров A.M., Беляков В.П., Микулин Е.И., Пронько В.Г., Шургальский Э.Ф. Криогенные системы: Учебник для втузов. -М.: Машиностроение. 1987.
Усюкин И.П., Горохов B.C., Никиткин В.Д., Шургальский Э.Ф., Дьячков M.И., Аверьянов И.Г. Установки, машины и аппараты криогенной техники: Атлас, ч.1. - М.: Пищевая промышленность. 1976. Шургальский Э.Ф., Кузнецова О.Ф., Полянский В. А., Еникеев И.Х. Математическое моделирование двухфазных закрученных потоков модифицированным методом крупных частиц. // Известия АН СССР. Сер. Вычислительная математика и математическая физика, N 1, 1988.
Шургальский Э.Ф., Еникеев И.Х. О влиянии геометрии на взаимодействия двухфазных закрученных потоков в осесимметричных каналах. // Известия АН СССР. Сер. Механика жидкости и газов, N4, 1987.
ОТ ФАКУЛЬТЕТА ДО ВЕДУЩЕГО ВУЗА ОТРАСЛИ
Проректор по учебной работе, доцент Э.Ф. Шургальский. За кадры химического машиностроения. 19 декабря 1980 г. (№№ 34-35)
За 60 лет наш институт прошел путь развития от небольшого факультета до ведущего вуза отрасли. И на всех этапах перед коллективом института стояла главнейшая задача — подготовка высококвалифицированных инженеров химического машиностроения, обладающих отличными знаниями и являющихся активными строителями социалистического общества.
Трудные тридцатые годы, период становления вуза, острая нехватка преподавателей, частые смены учебных
планов, форм и методов обучения (вспомним печальный знаменитый лабораторно-бригадный метод обучения). К
преподаванию привлекаются инженеры и ученые из промышленности, создается лаборатория химического машиностроения, оснащенная натурными аппаратами и
машинами. Разрабатываются профилирующие курсы, однако преподавательский коллектив неоднороден и не представляет определенной школы. Невысок пока и уровень теоретической подготовки студентов. Основное внимание уделяется практическим и лабораторным занятиям, производственной практике. Во второй половине 30-х
годов стабилизируются формы обучения, вводятся календарные планы, начинается планирование бюджета времени студентов, на кафедрах проводится методическая
работа. В 1939/40 учебном году проводится первая ме¬тодическая конференция пре¬подавателей института. Эти
мероприятия позволили заметно повысить успеваемость
студентов (так, в 1939/40
учебном году она достигла
97 процентов) и уровень подготовки инженеров.
В войну и первые послевоенные годы существенно изменился состав преподавателей и студентов. В 1945 —
1946 гг. в вуз возвращаются опытные преподаватели, в
студенческий коллектив вливается большая группа бывших фронтовиков, которая
оказала влияние на отношение к учебе, общественной
работе. Повышение успеваемости становится одной из
основных задач ректората и
партийной организации института. Возрастают требования
к теоретической подготовке
студентов, увеличивается доля лекционных занятий, усиливается внимание к учебным программам. Эти мероприятия позволили поднять уровень преподавания всех
дисциплин, повысить общую
успеваемость студентов до 90,6 процента в 1949/50 учебном году.
50-е годы характеризуются
расширением института. Растет число кафедр, специальностей, учебных и научных
лабораторий. Нехватка производственных площадей вынуждает заменять в лабораториях натурные аппараты на
малогабаритные пилотные или модельные установки.
Формируются научные школы
по процессам и аппаратам и
конструированию машин и
аппаратов химической промышленности. Профиль МИХМа как центра подготовки инженеров-механиков для химической
и смежных с нею отраслей
промышленности окончательно формируется в 60-е годы.
В этот период увеличивается подготовка инженеров - исследователей к 70-му году
число их возросло до 140 человек) и, самое главное, научных кадров высшей квалификации через аспирантуру. Институт не только полностью обеспечивает себя такими кадрами, но и помога
ет другим вузам — ТИХМу,
ЯрПИ и многим другим.
В середине 60-х годов выполняются первые студенческие проекты, в которых используются ЭВМ. Для контроля знаний студентов применяются ТСО. В 1962 году
упорядочивается организация
учебно - методической работы, для чего при совете института создается учебно-методическая секция и при
пей ряд цикловых комиссий и советов.
В 70-е годы развитие института «вширь» фактически прекратилось, число специальностей, кафедр, приемы
студентов и аспирантов остаются практически неизменными. Вместе с тем укрепляются и приобретают широкую ' известность научные
школы института, неуклонно растет число преподавателей
— докторов и кандидатов наук, повышается научный и педагогический уровень преподавателей, образуется
стройная система повышения
их квалификации. На институт возлагается обязанность по повышению квалификации преподавателей по семи спе¬циальностям. В практику
учебной работы входит применение ТСО и ЭВМ (к
.концу десятилетки 30 процентов занятий ведется с
использованием ТСО, около 50 процентов курсовых и
дипломных проектов выполняются с помощью ЭВМ).
Стабилизируется успеваемость -студентов (за десятилетие она колеблется от 91 до
91,8 процента), однако благодаря совершенствованию методической работы качество подготовки выпускников
продолжает возрастать — неуклонно увеличивается доля дипломных проектов, защищенных на хорошо и отлично, растет число студентов, получивших дипломы с
отличием; в 1979 году половина дипломных проектов
признана реальными. Продолжается подготовка студентов-исследователей. В последние годы подготовка их стала
более целевой — начат выпуск инженеров-пользователей САПР по трем специальностям.
Новые задачи в области учебной и методической работы стоят перед коллективом института в грядущем десятилетии. Как и раньше,
нам предстоит повышать научный и педагогический уровень преподавателей, совершенствовать лабораторную базу, улучшать качество теоретической и практической подготовки выпускников института — не только путем увеличения объема сообщаемой им информации, но и обучением их самостоятельному «добыванию» знаний. Еще большую роль в учебном процессе будут играть ТСО и ЭВМ, причем помимо ис¬пользования ЭВМ для конт¬роля знания и выполнения расчетов нам предстоит на¬учиться применять их для обучения, студентов автоматизированному проектированию и конструированию машин, аппаратов, технологических схем. В ближайшие два-три года нам предстоит разработать проекты оптимальных учебных планов по ряду специальностей, заново поставить рабочие программы и технологические карты по всем дисциплинам, закончить работы по изучению бюджета времени студентов и многое другое. Нет сомнения, что коллектив преподавателей и сотрудников нашего института, вступающего в свое семидесятилетие, с успехом решит эти сложные и почетные задачи.
(Статья дополнена материалами сайта "Виртуальный МИХМ".)
Желаем дорогому Эдуарду Филипповичу и всей его семье здоровья, счастья и процветания!
Коллеги, друзья, МИХМАЧИ.
Выпуск подготовили: Д.В. Зубов, Г.А. Кардашев; В/ф - В.Н. Ясонов. Сайт "Виртуальный МИХМ" http://michm.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ к спецвыпуску "ЗА КАДРЫ ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" №11, 16 сентября 2018 г.