Глава 3. ОНИ СОЗДАВАЛИ КАФЕДРУ
Содержание |
Аксельрод Л.С.
АКСЕЛЬРОД ЛЕВ САМУИЛОВИЧ.
Доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой КАХП ( 1964 - 1982 гг.)
Л.С. Аксельрод родился в 1914 г., после окончания в 1934 г. Московского химико-технологического техникума работал в НИОПиКе начальником смены и одновременно учился в МИХМе, который окончил в 1939 г. и был оставлен для учебы в аспирантуре. С первых дней войны и до конца августа 1945 г. он находился в рядах Красной Армии.
По окончании войны Л.С. Аксельрод продолжил обучение в аспирантуре и в 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого времени вся его научная и педагогическая деятельность связана с МИХМом, где он прошел путь от аспиранта до профессора и заведующего кафедрой "Конструирование аппаратов химических производств". В 1957 г. он защитил докторскую диссертацию, которая была посвящена теоретическим и экспериментальным исследованиям ректификационной аппаратуры для низкотемпературного разделения воздуха. В дальнейшем Л.С. Аксельрод уделял большое внимание исследованиям барботажных тарелок, аппаратов псевдоожиженного слоя, роторных аппаратов с модуляцией потока. Им подготовлено 34 кандидата наук, опубликовано более 200 статей, получено 38 авторских свидетельств СССР и 4 патента.
Проф. Л.С. Аксельрод избирался членом парткома и профкома института, был членом НТС ряда министерств, членом бюро научного совета "Тепло- и массоперенос в технологических процессах" при ГНТК. За заслуги перед Советским государством и участие в Великой Отечественной войне Л.С. Аксельрод был награжден 7-ю правительственными наградами.
(Статью подготовил А.С.Тимонин)
Бурдаков А.А.
БУРДАКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Руководитель механического отделения МХТИ им. Д.И.Менделеева, заведующий кафедрой «Насосы и компрессоры»МИХМ, профессор
Бурдаков Александр Александрович родился в 1872 году в г.Москве. После окончания Императорского Московского технического училища работал главным инженером на заводе «Борец», выпускавшим насосное и компрессорное оборудование. Бурдаков А.А. был одним из ведущих специалистов страны в области насосостроения и общего машиностроения. В 1922 году он был приглашен ректором МХТИ им. Д.И.Менделеева А.И.Тищенко на должность профессора для чтения курса лекций по насосному и компрессорному оборудованию. Одновременно А.А.Бурдаков исполнял обязанности руководителя механического отделения института. Широкий научный кругозор и огромный опыт конструкторской на заводе «Борец» позволили Александру Александровичу понять суть подготовки инженеров-технологов аппаратурной специальности, поэтому 27 октября 1922 года решением механической предметной комиссии ему было поручено подготовить и прочесть курс «Основы конструирования аппаратов и машин». С весеннего семестра 1923 года данный курс стал обязательным в подготовке инженеров-технологов аппаратурной специализации. Таким образом, Александра Александровича Бурдакова можно считать основоположником практической реализации подготовки инженеров-конструкторов специальности «Машины и аппараты химических производств».
Дипломные проекты инженеров аппаратурной специальности были настолько совершенны, что многие из них после защиты поступали в непосредственное распоряжение промышленности. С этой целью работа государственной квалификационной комиссии по защите отдельных дипломных проектов проводилась непосредственно на промышленных предприятиях. Организация первой такой защиты была поручена профессору А.А.Бурдакову на заводе «Борец». К защите был рекомендован дипломный проект студента Н.А.Бакланова на тему: «Нефтеперегонный завод для Бакинской нефти».
Приводим выдержку из статьи «Защита дипломных проектов», напечатанную в «Торгово-промышленной» газете 22 июня 1929 года «… 17 июня на заводе «Борец» заседала государственная квалификационная комиссия, рассмотревшая в присутствии большого числа студентов, рабочих, служащих и инженеров завода проект нефтеперегонного завода для Бакинской нефти, разработанный студентом-выпускником механического факультета Менделеевского института тов. Н.А.Баклановым. Проректор института проф. М.П.Дукельский ознакомил рабочих, служащих и инженеров завода с деятельностью института и значением защиты дипломных проектов на заводах. С речами выступили проф. А.А.Бурдаков (Менделеевский институт), инж. Кричман (ПТС завода) и представитель завкома. Во время защиты проекта дипломнику задавались вопросы рабочими, инженерами и прдставителями хозорганов. Проект тов. Н.А.Бакланова был признан весьма ценным, и ему тут же, на заводе, было присуждено звание инженера».
Механический факультет воспитал большую плеяду отличных инженеров, занимавших высокие посты в различных отраслях народного хозяйства. Среди профессоров-энтузиастов механического факультета, пользовшихся большой любовью и авторитетом среди студентов, можно назвать А.А.Бурдакова, В.Э.Классена, И.А.Тищенко, Н.Д.Цурюпу, доц. В.Л.Либермана и других.
После образования в 1931 году Московского института инженеров химического машиностроения Александр Александрович переводится на работу в этот вновь образованный вуз и возглавляет в нем кафедру «Насосы и компрессоры», но одновременно продолжает читать курс лекций по кафедре «Теория и конструкции машин и аппаратов химической промышленности». Под руководством А.А.Бурдакова постоянно работало несколько аспирантов, которые успешно защищали кандидатские диссертации. Уделяя большое внимание подготовке кадров высшей научной квалификации, ректор МИХМа Александр Иванович Михайлов создает комиссию для контроля за работой аспирантуры в составе: А.И.Михайлов (председатель), И.А.Тищенко, А.А.Бурдаков, Н.И.Гельперин. Комиссия разработала учебный план, согласно которому на общетеоретическую подготовку аспирантов отводилось четыре часа аудиторных занятий в неделю в течение первых двух лет обучения (то есть 280 часов из общего объема 1176 часов), а третий год планировался для непосредственной подготовки диссертации и ее защиты. Такая схема подготовки аспирантов себя оправдала, т.к. большая часть из них защищала диссертации в срок. До 1935 года защита кандидатских диссертаций осуществлялась в МХТИ, т.к. в институте не была открыта аспирантура.
26 декабря 1933 года в институте была утверждена новая государственная квалификационная комиссия по защите дипломных проектов в составе: проф. А.А.Бурдакова, проф. Н.Д.Цурюпы, проф. В.М.Родионова, проф. В.А.Зиновьева и доц. Ю.Ю.Лауне. На следующий день состоялась защита дипломных проектов: выпускникам были вручены первые дипломы инженеров-механиков МИХМа.
Аспирантура была открыта в МИХМе в 1935 году, а уже 17 февраля 1935 г. состоялся первый выпуск аспирантов. Государственная квалификационная комиссия (по сегодняшнему времени диссертационный совет) в составе профессоров А.И.Михайлова (председатель), Н.С.Аржаникова, А.А.Бурдакова Н.И.Гельперина, З.Б.Канторовича и С.Н.Семихатова признала защитившими кандидатские диссертации аспирантов С.Д.Зайцева, Н.И.Мельникова и И.П.Усюкина.
Александр Александрович Бурдаков трудился в Московском институте химического машиностроения вплоть до своей кончины в 1941 году.
(Статью подготовил А.С.Тимонин)
Гальцов В.Я.
ГАЛЬЦОВ ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ. Кандидат технических наук, доцент
Гальцов В.Я. родился в 1903 г., окончил в 1930 году механический факультет МХТИ им. Д.И. Менделеева, после окончания работал на ряде предприятий химической промышленности, в 1938 году был направлен на преподавательскую работу в МИХМ на кафедру «Оборудование заводов минеральных производств», в 1946 году по приглашению А.И.Рычкова был переведен на вновь образованную кафедру «Конструирование аппаратов химических производств». Виктор Яковлевич создал и читал два новых курса "Конструирование и расчет сушилок" и "Конструирование и расчет контактных аппаратов", большое внимание он уделял совершенствованию лабораторной базы кафедры, под его руководством были разработаны стенды испытаний различных уплотнений. В 1946 г. Виктор Яковлевич защитил кандидатскую диссертацию, а в 1947 г. ему было присвоено звание доцента. По результатам научно-педагогической деятельности им опубликовано свыше 100 научных трудов, подготовлено 10 кандидатов наук, получено 10 авторских свидетельств СССР на изобретения. Доцент В.Я. Гальцов много лет возглавлял факультет химического аппаратостроения. Всегда доброжелательный в общении со студентами, никогда не повышающий голос, вместе с тем строгий и не допускающий панибратства в общении, отличный методист. Он был любимцем студентов. Большое внимание Виктор Яковлевич уделял общественной работе: он неоднократно избирался заместителем секретаря парткома института, являлся деканом факультета повышения квалификации и народного университета. За большие успехи в подготовке инженерных кадров для народного хозяйства страны награжден орденом "Трудового Красного Знамени" и медалью "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны". (Статью подготовил А.С.Тимонин)
Гзовский С.Я.
ГЗОВСКИЙ СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ. Доктор технических наук, профессор, Заведующий кафедрой КМХП (1965-1968 гг.) Состав студентов первых (1928-1929) наборов МИХМ был своеобразный, очень интересный и характерный для начала подъема и развития экономики нашей страны. Среди студентов был участник первой мировой войны (1914г), так же был участник гражданской войны в России. В этот период среди поступавших были дети пастухов, рабочие и дети рабочих, организаторы первых «изб читален». Отличительной чертой этих студентов было огромное стремление к знаниям. Ведь перед ними вставала совершенно новая, неизведанная жизнь. И как результат этого стремления из среды выпускников этих наборов вышло много крупных специалистов – инженеров химической промышленности, директоров заводов, и ведущих НИИ, министров и начальников Главков, общественных деятелей, докторов и кандидатов наук. Одним из представителей этого набора оказался Степан Яковлевич Гзовский. Его отец умер…. Мальчик жил в холодной и голодной Москве. В 1919г из-за пайки хлеба был вынужден поступить на работу. Благодаря высокому росту, ему приписали два года, и он поступил учеником слесаря на Рязанско – Уральскую железную дорогу. Он отличался трудоспособностью, дисциплиной и желанием как можно лучше узнать слесарное дело. Его любознательность и добросовестное отношение к своей работе обратили на себя внимание мастера. И Степан Яковлевич поступает учиться на курсы учеников мастеров паровозного дела. Далее он продолжает учиться и сдает экстерном экзамен на помощника паровозного машиниста. Затем сдает экзамен за полный курс «тяговой специальности». Как это было свойственно его характеру, он тщательно изучает конструкцию паровоза, и его особенности. Он с увлечением водит паровоз. В паровоз Степана Яковлевича был влюблен до конца своей жизни. И вот, когда в 1928 году он приехал из очередного рейса, к нему подошел председатель профкома и сказал, что направили на учебу в институт в счет «профтысячи». До этого партия, как известно, осуществила набор в «парттысячу» для создания отряда советских инженеров. А теперь, партия организует призыв в «профтысячу», куда могли попасть беспартийные для создания «Советской интеллигенции». Степан Яковлевич растерялся от такого предложения, он совершенно не был готов к экзаменам, и вообще, о поступлении в институт не мечтал. Это ведь была недосягаемая высота для рабочего паренька. Что такое экзамен в институт никто в паровозных мастерских не знал, и тем более, как к нему готовиться. Поэтому рабочие «пожелали ему успеха». Но дисциплина рабочего есть дисциплина, и он с «дрожью» отправился на экзамены. Экзамены проходили в «Доме Союзов». Все абитуриенты сидели в зале. А на сцене была установлена большая доска, и лежал мел. Абитуриента вызывали на сцену, и он отвечал перед всем залом. Степану Яковлевичу запомнился экзамен по математике. По современным понятиям он был совершенно простым. Но в те времена он казался очень сложным. Ведь набор происходил без всяких «Курсов по подготовке в институт». И вот на сцене стал отвечать, какой то паренек. Пример с двумя неизвестными он решить не мог. Еще кого-то вызвали. Тоже мимо. Зал молчал. Вдруг вызвали Гзовского. Ему задача показалась легкой. Тогда экзаменатор говорит: «Ну, держись. Сейчас задам сложный вопрос, ответишь, значит, экзамен по математике выдержал, нет, пеняй на себя: cos2 +sin2 чему равен?» Степан Яковлевич ответил: «Единица!». Зал ахнул. Вот это да! Вот такой эпизод был на экзаменах в «Доме Союзов». После экзаменов комиссия распределила абитуриентов по требованиям институтов. Степан Яковлевич попал в список студентов МХТИ им. Д.И.Менделеева. Почему в химию? Ведь он так хотел попасть на железнодорожный транспорт. Но нет, «Комиссии» виднее кому - куда. А Степан Яковлевич только слышал, что такое химия. Но опять дисциплина - ему пришлось стать студентом Менделеевки.Но эта группа студентов отказалась от зачисления в институт. Они ходили к ректору и еще куда-то. Они доказывали, что у них недостаточно знаний по математике и русскому языку, и добивались, чтобы им дали еще один год для подготовки в институт. Они были требовательны к себе. Занимались с большим интересом. И преподаватели тоже были фанатами. Лекции по математике читал молодой доцент, в будущем академик. Читал лекции с подъемом и всегда был доброжелателен к студентам. После лекций он всегда задерживался, отвечал на вопросы очень понятно и просто. Студенты всегда просили дать больше задач на дом. Студенты оставались вечером вместе с преподавателями и решали задачки. У всех преподавателей и студентов был подъем душевных сил. У одних стремление как можно больше дать, у других как можно больше получить знаний. В 1929 году эти ребята были зачислены студентами МХТИ на механический факультет, который в 1931 году был преобразован в МИХМ. В МИХМе они также с энтузиазмом учились и строили новый лабораторный корпус института на месте бывшей усадьбы князей Куракиных. Чистили, реконструировали фонтан, ухаживали за садом на территории двора. Учеба шла с подъемом, жизнь в институте кипела. После окончания МИХМа Степан Яковлевич был оставлен для обучения в аспирантуре. Будучи аспирантом и молодым преподавателем, Степан Яковлевич также как и его учителя, очень добросовестно занимался со студентами. Пользовался большой любовью и уважением со стороны студентов. Отказа или спешки в консультациях или советах никогда не было. Место консультации могло быть везде, где его встретят: в коридоре, на лестнице, в вестибюле, не говоря уже о кафедре. В 1939-40 году старший лейтенант Гзовский С,Я, становится участником «зимней войны» с Финляндией. От его «Коммунистической дивизии» в живых осталось пять человек. 7мая 1941г. Степан Яковлевич защитил кандидатскую диссертацию, голосование членов совета было единогласным. В августе 1941г. он получил повестку явиться на призывной пункт. Его долго не вызывали для регистрации. Уже день подходил к концу. Призывников становилось все меньше и меньше. Степана Яковлевича не вызывали. Мы же, провожающие, стояли по другую сторону призывного пункта за забором, очень нервничали из-за неизвестности. И вдруг объявили, что вышел приказ, что кандидатов технических наук распределить по военным заводам. Так Степан Яковлевич оказался главным механиком завода №6 г.Москвы. Жили работники завода на казарменном положении при заводе. Домой не расходились. Для крайнего случая передвижения по Москве Степану Яковлевичу был выдан пропуск «ВТ» - воздушная тревога. На заводе осталось на ночь пять человек: директор завода, главный инженер, гл. механик, гл. энергетик, секретарь парткома. Они были оставлены для выполнения спецзадания. (Теперь об этом можно рассказать.) На ночь они вносили взрывчатые вещества и закладывали их под станки и под корпуса завода. К утру, к началу рабочей смены, все уносили, прятали от рабочих. Подготовка к взрыву завода производилась секретно. В 1942г. указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1942г. Степан Яковлевич был награжден медалью «За трудовую доблесть». Тогда это была высокая награда - медаль с маленьким номером. Сведения о награжденных публиковались в центральных органах печати. Медаль вручал М.И. Калинин в большом Кремлевском дворце. Затем Степан Яковлевич был награжден медалью «За оборону Москвы». 3 апреля 1946г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45г. 20 ноября 1946г. - за добросовестное выполнение спецзадания для лаборатории №2 АН СССР (позднее институт атомной энергии им. И.В.Курчатова) была объявлена благодарность. Так была оценена работа С.Я. Гзовского по проектированию и изготовлению корпуса первого советского атомного реактора. Даже в тяжелое время войны Степан Яковлевич ведет большую работу по подготовке кадров, уделяет большое внимание научно- исследовательской работе и исследованиям по улучшению работы оборудования, его усовершенствованию и поднятию производительности труда. В 1946г. распоряжением Министерства Высшего образования СССР Степан Яковлевич возвращен на научно - педагогическую работу в МИХМ, не теряя тесной связи с промышленностью. Он продолжает работать по оказанию технической помощи промышленности. Так, он оказывает практическую помощь Воскресенскому химическому комбинату им. Куйбышева, Алавердинскому химзаводу, Щелковскому химкомбинату, Гипрокаучуку и др. В течение многих лет успешно читал лекции на курсах повышения квалификации главных механиков химкомбинатов, главных управлений министерств, инженеров конструкторов химического машиностроения. Имел многократные благодарности. По поручению дирекции МИХМа Степану Яковлевичу было поручено создать курс «Конструирования и расчета химических аппаратов и машин» (1951г). К созданию нового курса Степан Яковлевич относился очень серьезно. Интересно отметить, что свой летний отпуск (1951г.) он провел в Москве, у себя на квартире. Читал лекции и очень подробно разбирал их с доц. В.Костиным и асс. Г.Шмитом и требовал от них на следующем занятии отчет по проработке материала и четких чертежей от руки (не схематичных). За разработку нового курса дирекция МИХМа выражает благодарность Степану Яковлевичу. В 1958году Степан Яковлевич выступил с докладом на восьмом Менделеевском съезде. После чего, выдающийся американский ученый Щервуд заинтересовался работой Гзовского. Он посетил кафедру для ознакомления с разработанной им установкой по изучению перемешивающих устройств. В дальнейшем эта установка в течение многих лет использовалась в НИИХИММАШе для поведения научно исследовательских работ. В 1963г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование процесса перемешивания в жидких средах радиально лопастными мешалками». В отзыве на диссертацию академик Н.М.Жаваронков пишет «Гзовским разработана более общая гидродинамическая теория потока, по которой уравнение Ренкина – Прандтля, при некоторых граничных условиях, проанализированных Гзовским может быть получена как частный случай. Результаты ее решения могут быть использованы при изучении движения жидкости по трубам, истечении жидкости из отверстий и т.д. Практическое внедрение результатов работы, выполненных к настоящему времени, также дало положительный эффект. В частности, следует отметить разработку первого отечественного ферментера для выращивания кормовых дрожжей с дисковыми перфорированными мешалками». Следует отметить, что заслуженный деятель науки техники, д.т.н.,проф. Н.И. Гельперин в своей рецензии отметил, что эта работа является одной из лучших работ за последние 10-20 лет, как в области процессов и аппаратов химической технологии, так и в области расчета и конструирования химических машин и аппаратов». Мне еще хочется отметить простую человеческую порядочность и принципиальность Степана Яковлевича когда во время войны был арестован Залман Бениаминович Канторович, Степан Яковлевич хлопотал о его освобождении из под ареста. Он ручался за профессора Канторовича, доказывал его невиновность и взял его на поруки, в те годы это был очень не простой шаг….. (Статья подготовлена Н.А.Новосельской)
Домашнев А.Д.
ДОМАШНЕВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ. Доктор технических наук, профессор Домашнев А.Д. родился в 1909 г., в 1931 г. окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И.Менделеева. После окончания института работал в ГИПРОАЗОТе по конструированию аппаратов для заводов азотной промышленности. В 1934 г. Домашнев А.Д. перешел на работу в МИХМ, где читал курсы “Аппаратура и технология азотной кислоты” и “Конструирование химических аппаратов”. В 1936 г. он был командирован на Березниковский химкомбинат, где работал главным инженером до 1943 г. В 1943 г. был отозван в Москву для работы в МХТИ, где в 1944 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1946 г. Домашнев А.Д. был переведен на работу в МИХМ на кафедру “Конструирование аппаратов химических производств”, на которой проработал до 1983 г. В 1954 г. Домашнев А.Д. был командирован в КНР для организации подготовки специалистов по специальности “Машины и аппараты химических производств” в Дальнинском политехническом институте. После возвращения из командировки Андрей Дмитриевич защитил в 1962 г. докторскую диссертацию, а 1963 году был утвержден в звании профессора по кафедре КАХП. Домашнев А.Д. написал и издал в 1961 году учебник “Конструирование и расчет химических аппаратов”, который переведен в КНР, ГДР и ЧССР. Данный учебник по своему методическому уровню не устарел до сих пор, и пользуется большой популярностью среди студентов и преподавателей. Андрей Дмитриевич разработал более 100 конструкций химических аппаратов, внедренных в промышленность. Под его руководством выполнено 8 кандидатских диссертаций, им опубликовано более 80 печатных работ. Будучи человеком высокой культуры, он покорял студентов своим внешним видом, уважительным и внимательным отношением к ним, глубокими знаниями предмета и манерой изложения лекционного материала. Он был большим поклонником искусства. Ежегодно посещал все концерты органной музыки в Большом зале Московской консерватории, а затем обязательно делился со студентами и аспирантами своими впечатлениями. Андрей Дмитриевич глубоко разбирался в живописи и во время производственных практик обязательно посещал музеи и картинные галереи, где сам выступал гидом. Им подготовлена и издана уникальная книга «Семь чудес света», в которой все иллюстрации сделаны им самим. Он очень любил путешествовать по зарубежным странам, готовил по итогам поездок великолепные слайды, а затем их демонстрировал на кафедре преподавателям, аспирантам и студентам. Это были незабываемые встречи, которые производили неизгладимое впечатление на слушателей. Проф. Домашнев А.Д. был членом НТС комитета по делам химии ГКНТ СССР, членом редакционного совета издательства “Машиностроение”. За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден тремя медалями СССР. (Статью подготовил А.С.Тимонин)
Жилинский И.Б.
ЖИЛИНСКИЙ ИГОРЬ БОРИСОВИЧ. Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой КАХП (1982-1983гг.) Жилинский И.Б. 1920 года рождения, окончил в 1943 году МИХМ и три года работал на предприятиях химической промышленности. В 1946 году был принят на работу в МИХМ, где несколько лет проработал на инженерных должностях, в этот же период закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. В 1964 году перешел на преподавательскую работу, с 1967 г. являлся доцентом кафедры КАХП. Жилинский И.Б. начал развивать новое научное направление, связанное с надежностью химического оборудования. На кафедре была сформирована научно-исследовательская группа, в которой успешно работали преподаватели В.С.Шубин и Ф.В.Павлов. Интересные научные задачи, связанные с проблемами надежности химического оборудования притягивали молодежь, поэтому в группе ежегодно работало по несколько аспирантов, которые с успехом защищали в конце сроков обучения кандидатские диссертации. Под его руководством защищено 8 кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 40 печатных работ и получено 9 авторских свидетельств СССР на изобретения. В 1982 году после смерти Л.С.Аксельрода он был назначен заведующим кафедрой КАХП. Однако на этой должности Игорь Борисович пробыл всего один год, в 1983 г. он скончался от сердечного приступа. Под руководством Игоря Борисовича был разработан лекционный курс по надежности и долговечности химического оборудования, а сам он является автором двух внутривузовских конспектов лекций “Основы надежности и долговечности”, а также задачника по надежности химического оборудования. Оба издания были методически построены очень грамотно, поэтому они пользуются популярностью у преподавателей и студентов до сих пор. В настоящее время направление надежности на кафедре возглавляет ученик Игоря Борисовича проф. В.С.Шубин. Большое внимание Игорь Борисович уделял общественной работе. Он избирался в состав месткома института, партбюро и профбюро факультета ХАС, парторгом кафедры, входил в состав совета по химическому машиностроению Минвуза СССР и секции испытаний и надежности продукта Госстандарта СССР. (Статью подготовил А.С.Тимонин)
Канторович З.Б.
КАНТОРОВИЧ ЗАЛМАН ВУЛЬФ-БЕНЬЯМИНОВИЧ. Организатор и первый заведующий кафедрой КМХП, профессор Кажется, он происходил из банкирского дома «Канторович и сыновья». Во всяком случае, получать высшее образование его послали в Германию, где ему не понравилось, и он перебрался в Италию. Там он окончил институт, женился на красавице-итальянке. Работал. Правда, о том периоде жизни он рассказывал, больше упирая на свои спортивные достижения: чемпион Италии по борьбе и шахматам. Действительно, в шахматы он играл блестяще. Но мы молодые нахальные аспиранты мало верили рекордсмену. А зря. Кроме спортивных достижений Залман Беньяминович рассказывал, как он пел в оперном театре La Skala, что совсем не корреспондировалось с образом зав. кафедрой. Так, вот года два назад одному из нас дама, весьма почтенного возраста, рассказала, что она слушала Канторовича в Италии, и у него был приятный лирический тенор. Позвольте далее процитировать раздел из книги Е.Н Капитонова « История химического машиностроения России и бывшего СССР» «Но решающее значение для дальнейшей судьбы 3. Б. Канторовича имело не это увлечение (пение – Ю.Г.), а политика в области внешней торговли, которую проводила молодая Советская республика. Уже с первых дней своего существования РСФСР, еще переживая гражданскую войну, иностранную интервенцию и разруху, активно занималась вопросами организации внешней торговли. Народный комиссариат торговли и промышленности был основан уже 26 октября 1917г. на Втором Всероссийском съезда Советов. 11 июня 1920 г. из него выделился Народный Комиссариат Внешней Торговли (НКВТ) как самостоятельное ведомство. Важнейшей его задачей был прорыв экономической блокады, организация внешней торговли, вопреки требованиям Запада прежде расплатиться за царские долги. Первый прорыв был достигнут в отношениях с Германией, которая, после поражение в Первой мировой войне, была вынуждена подписать Версальский договор с Антантой, ставивший ее в немыслимые условия существования. По словам В. И. Ленина "Условия существования заставляют народ Германии в целом, не исключая германских черносотенцев и капиталистов, искать сношения с Советской Россией" Таким образом, уже в 1920 г. удалось заключить договор на поставку в Россию паровозов. Контракт был заключен формально со Швецией, но фактическим поставщиком была Германия. С октября 1921 г. РСФСР начала проводить активную торговую политику в Италии, которая остро нуждалась в импорте энергоносителей, в частности, угля. Желая не упустить подобный контракт, В. И. Ленин дал указание предусмотреть продажу угля по цене ниже мировой. Контракт удалось заключить, и в мае 1922 г. первый пароход с советским углем был направлен в Италию. Органами НКВТ в странах, с которыми удавалось наладить торговые отношения, были торговые представительства Советской республики. Подобное представительство было организовано и в Италии. Представительству приходилось в отдельных случаях прибегать к помощи различных экспертов и консультантов. В их числе был использован и 3. Б. Канторович. Высокая квалификация и исключительная эрудиция молодого инженера не остались незамеченными, и ему было предложено поехать в Москву на должность профессора, несмотря на отсутствие у него в то время ученой степени. 3. Б. Канторович принял это предложение. Миланские друзья пытались убедить его не делать этой, по их мнению, роковой ошибки, отказываясь в пользу техники от карьеры в области музыкального искусства. Однако З.Б. Канторович был тверд в своем решении. Возможно, кроме любви к технике здесь решающую роль сыграл тот факт, что с 1922г. в Италии был установлен фашистский режим. Так в 1932г. 3. Б. Канторович оказался в Москве, где и стал работать заведующим кафедрой силикатных производств МИХМа. Здесь на смену пению пришло новое увлечение – бокс, в котором он достиг существенных успехов, участвуя в соревнованиях на первенство Москвы. Но ос¬новная работа требовала все большего времени, оставляя все меньше возможностей для увлечений. В 1934 г. он стал деканом факультета, оставаясь заведующим кафедрой, которая в процессе развития несколько раз меняла свое название. Так, в 1936г. она получила название кафедры деталей хи¬мической аппаратуры, в 1940г. стала кафедрой механических расчетов деталей химической аппаратуры, с 1943г. - это кафедра деталей химических машин; с 19.07.1945г. - кафедра механических расчетов и конструирования машин химических производств. Научно-педагогическая деятельность требовала решения многих серьезных проблем. Необходимо было обобщить опыт создания обширной номенклатуры машин для химических производств. В 1935 г. 3. Б. Канторович издал свою первую книгу, посвященную бункерам, затворам и питателям. Работа над книгой позволила увидеть множество белых пятен в области теории и расчета машин химических производств. В это время целый ряд крупных советских ученых, в частности, В. М. Осецкий, Егоров, В. Л. Кирпичев, Л. Б. Левенсон, В. П. Ромадин и др. занимались разработкой основ теории и расчета дробильно-размольных машин. В этом же направлении начал работать и 3. Б. Канторович. Результаты этих исследований нашли отражение в его книге «Размольно-дробильные машины и грохота»(1937г.). В последующие годы он занимается решением ряда сложных задач расчетного характера. Он разрабатывает метод расчета конических оболочек с решением краевой задачи, создает метод расчета кривых брусьев малой кривизны, разрабатывает систему расчета вращающихся дисков постоянного и переменного сечения и т.д. Итогом этой работы стало издание в 1946 г. книги «Основы расчета химических машин и аппаратов». Эта книга стала важнейшим руководством для студентов и инженеров химического машиностроения. Она переиздавалась в 1952 и 1960 гг. Перед каждым изданием автор подвергал книгу серьезной переработке. Перечисленные работы содержат важнейшую информацию, необходимую для конструктора. Но они не содержат описания всей номенклатуры машин химических производств, знание которых необходимо будущему инженеру химического машиностроения, химической промышленности, керамического, строительного производства. 3. Б. Канторович подготовил фундаментальный труд «Машины химической промышленности». Первое издание этой книги вышло в свет в 1957 г. Книга стала основным учебником для будущих инженеров. Поэтому уже через несколько лет понадобилось второе издание, которое вышло из печати в 1965 г. - уже после смерти автора. Оно было подготовлено к печати учениками 3. Б. Канторовича М. П. Макевниным и Ю. А. Смоленцевым». Много к написанному не добавишь. Залмана Беньяминовича вернуться на родину подвигло еще и то, что в Италии его уже ничего не держало - жена скончалась от туберкулёза. Сразу после начала Великой Отечественной войны его посадили. Как он мне говорил, выиграл он у следователя за счет своей крепкой нервной системы: на обвинение в шпионаже он отвечал тем, что итальянские фашисты еврея в шпионы не возьмут. Правда, ходили слухи, что вытащил его через полгода Н.И. Гельперин после того, как было принято его предложение применять авиационные бомбы без корпусов: корпуса бомб негде было делать – заводы ехали на восток. И докторскую диссертацию он не защищал. Собирался он это сделать по книге «Основы расчета…», но через две недели после доклада на нашем Ученом совете в «Промышленно-экономической газете» появилась статья, написанная практически коллегой, правда из другого института, изоблачающая З.Б. Канторовича в безродном космополитизме, после которой ему можно было проситься в тюрьму. Некоторые странности иногда играли с ним злые шутки. Залман Беньяминович был страшно близорук на левый глаз, а правый похоже вообще не видел. Тем не менее, он не признавал очков, следовательно, не пользовался ручными часами и логарифмической линейкой. Так вот, когда по приезде в Россию его спрашивали на логарифмической линейке какой системы он считает, и получали отрицательный ответ, его подозревали в самозванстве. А считал он всегда столбиком. Однажды было устроено соревнование с Ю.А. Смоленцевым, асом логарифмической линейки. Победил Канторович, потому как знал правила округления. А лучшей своей работой он считал рукопись книги «Конуса», увы так и не изданную. Сначала не могли найти редактора, а потом по мере совершенствования электронно- счетных машин исчезла острота проблемы ручного решения задач для оболочек, состоящих из коротких конических обечаек под внутренним или наружном давлении (ракетостроение). (Статью подготовил Ю.И.Гусев)
Кольман-Иванов Э.Э.
КОЛЬМАН-ИВАНОВ ЭРМАР ЭРНЕСТОВИЧ. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой КМХП (1972 -1978 гг.)
На кафедру мы пришли одновременно, Эрмар Эрнестович, доцент, после работы на кафедре «Теория машин и механизмов», я в аспирантуру. 38 лет я не переставал восхищаться выдающимися чертами его характера. Имя Эрмар (Эра марксизма) он получил от своих родителей-революционеров: мама из семьи тульских оружейников, его папа в 1920г. был членом ЦК Компартии Германии. Перед этим Эрнст Кольман – чешский военнопленный, репрессированный Временным правительством за антивоенную пропаганду. После октября 1917 - функционер Коминтерна, после Отечественной войны - директор института философии в ЧССР. По окончании школы Эрмар Эрнестович своевременно поступил в МВТУ им. Баумана. Но на II курсе был отчислен по тривиальной причине того времени – два брата его мамы – один тульский оружейник, второй первый секретарь Архангельского обкома партии, были репрессированы. Попытки отца Эрмара Эрнестовича – крупного партийного деятеля в Москве, восстановить сына в вузе были безуспешны, и тогдашний секретарь МК ВКП(б) Н.С. Хрущев посоветовал идти учиться в МИХМ. Учеба во время войны в институте совмещалась с работой в мастерских, выпускавших снаряды для «Катюш», что было отмечено государственными наградами, и окончанием в апреле 1944г. специального факультета (производство боеприпасов и спецхимии). Затем аспирантура и карьерная лестница педагога, в том числе работа заместителем декана машиностроительного факультета, деканом заочного факультета МИХМа, а с 1972 по 1979 и.о. заведующего нашей кафедры. «Кольман-Иванов Э.Э. - доктор технических наук, профессор. Основное направление научной деятельности – исследование и разработка методов расчета машин-автоматов химических производств и оптимизация их параметров, в том числе роторных пресс-автоматов для брикетирования и таблетирования сыпучих материалов, что позволило создать параметрический ряд отечественных таблеточных машин. Широко известны его методы расчета агрегатов для производства покрышек и шин, стеклопластов, робототехнических комплексов и др. Э.Э. Кольман-Иванов имеет свыше 200 работ, в том числе 10 монографий, учебников, учебных пособий, 20 изобретений и пакет прикладных программ по исследованию, расчету и оптимизации машин химических производств» Приведенный текст – это аннотация к последней книге Эрмара Эрнестовича, вышедшей в 2003г. «Машины-автоматы и автоматические линии химических производств», которую он не успел дописать. За сухими строками стоит колоссальный труд человека, много лет возглавлявшего целое направление науки – интенсификация процесса изготовления широкого круга изделий на машинах-автоматах и автоматических линиях. Его работы органично вписались в основное научное направление работы кафедры – переработка сыпучих материалов. Это и влияние скорости перемещения инструмента на процесс прессования и конечные физико-механические параметры объекта обработки (аспирант С. Монастырский). Ведь рядом, у соседей, у фармацевтов роторные таблеточные машины выдают до 0,5 миллиона таблеток в час, что вообще-то объясняется большой свободой выбора вспомогательных веществ в таблетке – на миллиграммы действующего вещества в таблетку введено много мела, сахара и стеаратов. Увы многотоннажная химическая промышленность таких вольностей не допускает и требует научно-обоснованных параметров и экономически обоснованных процессов. Здесь можно вспомнить работы по отработке процесса прессования ванадиевых катализаторов (асп. А. Дуденков). Для модернизации роторной таблеточной машины МТ-3А, исследовано было буквально всё – от динамики всех механизмов (асп. О.Федюкина) до кинематики движения готовой таблетки. Эрмар Эрнестович вел большие работы с Тамбовским НИИШИНМАШем по созданию автоматической линии изготовления протекторов, взамен форматоров - вулканизаторов. Было изготовлено несколько линий. На опытном заводе НИИШПа одна работала прекрасно, а на Бакинском шинном её угробили моментально. Дисбаланс культур производства. Но проблема осталась; форматоры-вулканизаторы слишком металлоемки и эргономика конструкции не выдерживает критики. Можно долго перечислять области техники в которых работал Эрмар Эрнестович, но, наверное, лучше объяснить всегда успешное завершение работ глубочайшими знаниями во всех областях механического цикла: от теоретической механики до структурного и параметрического синтеза машин-автоматов и автоматических линий. А проще говоря, Эрмар Эрнестович в области механики был профессором-универсалом, каковых почти не осталось. Рассматривая учебную литературу кафедры необходимо считать самыми успешными книгами Эрмара Эрнестовича учебник 1985 года «Конструирование машин химических производств», в котором он был редактором и автором самых трудных, основополагающих разделов и учебное пособие «Машины-автоматы и автоматические линии химических производств» 2003года. Обе книги написаны лапидарным стилем, без ошибок и опечаток, понятны студентам и пользуются неизменным спросом у специалистов. Говоря в начале о чертах характера, я имел в виду исключительную порядочность, твердость характера, работоспособность и методичность. Последняя черта характера всегда меня восхищала – ни одного пропуска занятий, консультаций, ни одного опоздания, хотя ему это иногда было невероятно трудно сделать, в частности из-за болезней. Методичность сказывалась во всем: от мелочей, например рукописная страница по количеству знаков точно соответствовала печатной, как он сам признавался, это потребовало не малой работы над почерком. Эрмар Эрнестович был самым прилежным слушателем курсов по изучению языков программирования, начиная с Алгола, а в результате блестящее знания ПК. Отсюда, последней огромной работой, которую проделал Эрмар Эрнестович была разработка пакета прикладных программ (более 20), для лабораторных работ по курсам «Компьютерный анализ» и «Машины-автоматы». В памяти преподавателей, кто с ним работал, и студентов, которых он не только учил, но и воспитывал собственным примером, Эрмар Эрнестович останется величайшим интеллектуалом и порядочнейшим человеком. (Статью подготовил Ю.И.Гусев)
Кутепов А.М.
КУТЕПОВ АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВИЧ. Доктор технических наук, профессор, академик РАН Дважды лауреат премии Правительста РФ
Кутепов А.М.в 1953 г. с отличием окончил кафедру «Конструирование аппаратов химических производств» и был рекомендован ГЭК на научную работу. С 1953 по 1965 гг. он работал ассистентом кафедры КАХП,а затем ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры «Процессы и аппараты химической технологии», с 1965 по 1971 гг. - руководителем группы гидромеханических процессов разделения двухфазных систем, в 1971-1988 гг. - руководителем научно-исследовательской группы «Интенсификация выпарных станций посредством уменьшения уноса солей вторичными парами и инкрустации поверхностей теплообменных устройств» комплексной проблемной научно-исследовательской лаборатории, а с 1978 г. по 2004 г. являлся заведующим кафедрой «Процессы и аппараты химической технологии» Московского государственного университета инженерной экологии. А.М.Кутепов - крупный организатор науки. В разное время он занимал посты ответственного работника Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС, заместителя Министра высшего и среднего специального образования РСФСР, заведующего Отделом культуры и науки Управления Делами Совета Министров СССР, заместителя Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике. А.М.Кутепов принимал активное участие в подготовке важнейших постановлений по вопросам совершенствования высшего образования и повышения эффективности научных исследований. В 1987 г. А.М.Кутепов избирается членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - действительным членом Российской академии наук. А.М.Кутепов являлся лидером ведущей научной школы «Химическая гидродинамика и теоретические основы нелинейных химико-технологических процессов», научным руководителем проекта «Математическое моделирование ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий» Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы». А.М.Кутепов - автор более 400 научных трудов по вопросам теории, практики и расчета основных процессов и аппаратов химической технологии, в том числе 23 монографий, учебников и учебных пособий, переведенных в ряде зарубежных стран, и свыше 100 авторских свидетельств, отечественных и иностранных патентов. Результаты исследований А.М.Кутепова широко используются при проектировании, реконструкции и выборе режимов эксплуатации технологического оборудования в химической промышленности и смежных с нею отраслях, а также в биотехнологии и специальных областях техники. Ряд созданных им высокоэффективных сепарирующих устройств запатентован в Австрии, Англии, ГДР, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Франции и Японии. А.М.Кутепов внес большой вклад в разработку научных основ создания и совершенствования существующих технологий переработки углей Сибири, позволяющих увеличить полноту их использования, снизить потери и уровень загрязнения окружающей среды углеперерабатывающими предприятиями. В период с 1992 г. по 2004 г. А.М.Кутепов был заместителем академика-секретаря Отделения физикохимии и технологии неорганических материалов РАН, Председателем Научного совета РАН по проблеме «Теоретические основы химической технологии», директором Института химии растворов РАН (г. Иваново), главным редактором журнала РАН «Теоретические основы химической технологии», членом Президиума Учебно-методического объединения по химико-технологическому образованию, членом Научного совета РАН по химии высокочистых веществ и председателем секции «Конструкционные материалы и аппараты для получения высокочистых веществ», членом Президиума Центрального правления Российского химического общества им. Д.И.Менделеева, Уполномоченным РХО им. Д.И.Менделеева в Генеральной ассамблее Европейской Федерации Инженерной Химии, членом редколлегий журнала «Химическая промышленность» и международного журнала «Chemical Engineering and Processing». За разработку новой высокоэффективной аппаратуры и достигнутые успехи в развитии народного хозяйства А.М.Кутепов награжден золотой, двумя серебряными и бронзовой медалями ВДНХ, удостоен дважды звания лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники. А.М.Кутепов принимает активное участие в подготовке научно-педагогических кадров. Под его руководством защищены 4 докторские и 29 кандидатских диссертаций. А.М.Кутепов - автор фундаментальной научной и учебной литературы в области теоретических основ химической технологии. В 1977 г. выходит в свет монография «Гидродинамика и теплообмен при парообразовании» (соавторы Л.С.Стерман и Н.Г.Стюшин), удостоенная в 1979 г. Премии И.И.Ползунова АН СССР, переизданная в 1983 и 1986 гг. в СССР и в 1983 г. в Китае. В 1985 г. совместно с Т.И.Бондаревой и И.М.Беренгартеном издается учебник «Общая химическая технология» для студентов вузов, обучающихся по специальности «Машины и аппараты химических производств», переведенный на английский язык, удостоено в 2006 году премии Правительства РФ. Многогранная деятельность А.М.Кутепова получила широкое признание и высокую оценку в нашей стране и за рубежом. За большие заслуги в научной, педагогической и общественной деятельностьи он награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством», медалью «За трудовое отличие» и другими. А.М.Кутепов - Почетный химик СССР, Почетный работник высшего профессионального образования России, награжден Почетным знаком ГДР «За заслуги в социалистическом образовании», Почетным знаком Чешского политехнического института, Памятной медалью Пражского химико-технологического института, Золотой медалью Краковской Политехники им. Т.Костюшко, а также являлся почетным профессором многих высших учебных заведений России и зарубежья. (Статью подготовили Д.А.Баранов и А.С.Тимонин)
Лебедев К.И.
ЛЕБЕДЕВ КУЗЬМА ИВАНОВИЧ. Кандидат технических наук, доцент
Лебедев К.И. родился в 1900 году, начал свою трудовую деятельность слесарем на Тульском патронном заводе в 1917 году и в этом же году поступил на вечернее отделение техникума. После окончания техникума был направлен на учебу на механический факультет МХТИ им. Д.И. Менделеева, который окончил в 1930 году. После окончания института более десяти лет работал на заводе “Компрессор”, где прошел путь от инженера-конструктора до начальника специального конструкторского бюро. В 1943 г. был переведен в Центральное конструкторское бюро Главкислорода, где проработал до 1955 г. За разработку жидкостных кислородных установок ТК-2000 был награжден орденами “Красная звезда” и “Знак почета”. По результатам работы над кислородными установками Лебедев К.И. защитил кандидатскую диссертацию. Кузьма Иванович по совместительству работал с 1934 года помощником заведующего по механической части лабораторией химического машиностроения МИХМа В 1955 г. Постановлением СМ СССР Лебедев К.И. был откомандирован в МИХМ на постоянную работу, где был избран на должность доцента по кафедре “Конструирование машин химических производств”, а в 1956 г. был переведен на кафедру “Конструирование аппаратов химических производств”, где проработал доцентом до ухода на заслуженный отдых в 1978 г. Доц. К.И.Лебедев возглавил на кафедре научное направление, связанное с исследованиями выпарных установок и теплообменных аппаратов. Будучи талантливый конструктором, он разрабатывал уникальные выпарные и теплообменные установки для целого ряда предприятий химической промышленности. Кузьма Иванович пользовался огромным авторитетом среди студентов, они всегда стремились попасть к нему на консультации, т.к. он в ходе консультаций не только отвечал на возникшие вопросы, но и много рассказывал о различных производственных ситуациях, где использовалось аналогичное оборудование. Кузьма Иванович лично спроектировал целый ряд учебных и исследовательских установок, которые долгие годы использовались на кафедре. По результатам научно-педагогической деятельности Лебедев К.И. опубликовал более 60 научных трудов, 4 авторских свидетельства СССР на конструкции аппаратов, он выпустил в свет монографию “Методы повышения производительности и экономичности выпарных установок”, под его руководством было защищено 10 кандидатских диссертаций. Лебедев К.И. являлся одним из ведущих специалистов в стране в области разработки выпарных установок. Кузьма Иванович уделял большое внимание общественной работе, являясь членом месткома МИХМ и секции НТС Минъимнефтемаша, членом секции НТС НИИХИММАШа. (Статью подготовил А.С.Тимонин)
Мазур Г.Л.
МАЗУР ГДАЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ. Кандидат технических наук, доцент Здесь мне хочется рассказать о моем учителе - человеке и талантливейшем конструкторе. Родился Г.Л. Мазур в Западной Белоруссии (сейчас эти местечки в Польше), окончил гимназию и пошел работать в строительные конторы, а затем нормировщиком на строительство железных дорог – Одесской, Бессарабской, Мурманской. Но что интересно, его семья уже в первую мировую войну бежала от немцев в Одессу. Потом Казанский университет, физмат, 1918 -21гг., параллельно работал в Казанском (Татарском) Совнархозе, с IV курса ушел в связи с назначением Уполномоченным Татарского Совнархоза при ВСНХ РФ в Москве, где и начался административный период работы. Однажды голодающему Татарстану был выделен вагон кофе. Г.Л. Мазур собрал дегустаторов, которые единогласно определили сорт и стоимость кофе на черном рынке, затем кофе был продан на том же рынке, а для Татарстана закуплено продовольствие. Операция имела последствия – еще лет десять темные личности предлагали Г.Л. Мазуру продать/купить кофе. Работал с И.Т. Смилгой, фамилию которого почему-то считали аббревиатурой и иногда величали «членом СМИЛГИ», Смилга обижался. Работая в ВСНХ, выдавал кредиты под электромоторы Н.А. Булганину, тогда директору Электрозавода. Дорос до зам. председателя Правления синдиката «Главэлектро». Но с1927 г. началась работа непосредственно с техникой, с изготовлением и ремонтом машин. Высшее образование Г.Л. Мазур закончил экстерном в Московском Ломоносовском механическом институте в 1932г. и с этого времени интереснейшая работа в ЦНИИТМАШе: лаборатория вибрации и отдел машиноведения - первые электровозы (частота собственных колебаний), турбины (колебания при осевых нагрузках) и самое интересное - Главный конструктор проекта Кремлевских звезд. Параллельно совместительство в МИХМе, где Г.Л. Мазур и защитил диссертацию в 1937г., естественно связанную с вибрацией. Еще в 1911г. Аурель Стодола «на кончике пера» открыл явление обратной прецессии для быстровращающихся валов и, заканчивая статью, написал «…что противоречит механическому чувству». На самом деле и форма изогнутого вала и отрицательная прецессия не очевидны. Впервые экспериментально существование обратной прецессии на примере роторов центрифуг доказал Гдалий Леонтьевич Мазур. Совместительство было не только в МИХМе, но и в знаменитой ПРОМАКАДЕМИИ, где учились в то время Н.Аллилуева и Н.Хрущев. Курсовой по «Деталям машин», знаменитый редуктор, будущий Генсек делал под руководством Г.Л. Мазура и получился не плохой проект. На этом основании Гдалий Леонтьевич считал, что зря Хрущев пошел в политику – лучше бы стал конструктором. Но на этом этапе судьба проекта не кончилась – позже Хрущев (секретарь МК ВКП(б)) передал чертежи на завод и появилась серия редукторов НХ (Никита Хрущев). Как говорил Гдалий Леонтьевич, один из них поставили при реконструкции на курантах Спасской башни. О Кремлевских звездах почти нет публикаций. Наверное, это объясняется годом ввода их в эксплуатацию - 1937г. Посадили практически всех, и Гдалий Леонтьевич ждал своей очереди, но почему-то проехало. Он объяснял это необходимостью подписывать документы. Во всяком случае, на акте приемки/сдачи Г.Л. Мазур подписался в единственном числе и слева и справа, т.е. от сдающей организации и от принимающей (в порядке авторского надзора). Единственная, серьёзная статья в журнале «Архитектура СССР» принадлежит перу профессора нашего института, заведующему кафедрой «Металловедение» А.Ф. Ланда, бывшему главным инженером Кремля по звездам. Выдержки из статьи приведена ниже с некоторыми купюрами и комментариями, которые я слышал от Г.Л. Мазура.
ЗВЕЗДЫ НА БАШНЯХ КРЕМЛЯ
Проф. А.Ланда
29 сентября1937 года на Водовзводной башне Московского кремля зажглась первая пятиконечная звезда из рубинового стекла. Через каждые пять-шесть дней, звезда за звездой поднимались на следующие башни. 23 октября на рассвете на Троицкую баш¬ню была поднята последняя, пятая звезда…. Звезды, установленные на шариковых подшипниках, поворачиваются от малейшего порыва ветра, блестят золотом и рубинами днем, они ярко видны ночью. Вентиляторы работают безотказно, стекло не перегревается и не трескается от перемены погоды. Лампы меняются достаточно просто, для этого необходимо только нажать и тем самым включить в работу маленькую электрическую лебедку под'емника, который опускает внутрь шатра лампу, установленную в центре звезды на металлическом ламподержателе-штоке длиною 8—10 м. Особые трудности осуществления промывки стекол станут понятны, если учесть, что вода и воздух должны подаваться к вращающейся звезде, что шпиль очень узкий и длина его в глубину башни уходит на 8—10 м и что ни одна капля воды не должна попасть внутрь звезды во избежание ее загрязнения. Здесь не все так просто. Кроме подъема/опускания лампу надо вставить в патрон и раскрыть/закрыть схваты. Патрон там байонетный, это упрощает задачу, а вся конструкция – прообраз манипулятора, получившего распространение при работе с изотопами. Для очистки стекол от пыли, снега и т. п. приспособлена особая промывная система. Москвичи могут любоваться интересным зрелищем — купанием ярко горящей звезды в воде. Весьма оригинально разрешен вопрос промывки и очистки звезд в зимнее и летнее время: вдоль стержней каркаса звезды на поверхности проложены специальные трубки, через которые можно подать необходимое количество воды. Под соответствующим давлением от компрессора подается так же холодный и нагретый воздух. В последнем случае он проходит через специальные электрогрелки. Москвичи не могут любоваться помывкой звезд. Система только испытывалась и это было действительно феерическое зрелище – на солнце звезда была в ореоле радуг. Но система ни разу не включалась и была демонтирована в 1946-47 гг., когда звезды ремонтировали после войны, она оказалась не нужной. Дело в том, что на такой высоте грязи и пыли мало и первые звезды (1935 г. - ЦАГИ) потеряли товарный вид не от грязи и пыли, а от грубой ошибки проектантов. Напротив Кремля находится МОГЭС, который топился нашим советским мазутом, весьма богатым серой. Серп и молот на звездах (одну из них все видели не раз – она венчает шпиль Северного Речного вокзала) был сделан то ли из полированного серебра, то ли посеребренный. Буквально через неделю от контакта с серой государственный символ СССР почернел. После чего последовало указание от отца и учителя: «Убрать!». Кстати и огромные полудрагоценные, вмонтированные в поверхность звезд, камни себя не оправдали. Для того, чтобы они «играли» необходимо или перемещение луча, или движение (лучше дрожание) звезды. Увы, это невозможно.
Основная трудность при проектировании заключалась в необходимости устранения, подчас, казалось бы, совершенно непримиримых противоречий, которые возникали между отдельными проектировщиками. Труд¬нее всего было примирить технически возможные варианты конструкций с размерами формы звезд и диаметров шпилей, которые дал заслуженный деятель искусства художник Ф. Ф. Федоровский. По размерам звезды меньше старых и соответственно подобраны для каждой башни: для Водовзводной — размер между крайними лучами — 3 м, для Боровицкой — 3,2 м, для Троицкой — 3,5 м, для Спасской и Никольской — 3,75 м. Лучи звезд также различны: звезды Боровицкой, Троицкой и Спасской башен запроектированы с восьмигранными, а звезды Водовзводной и Никольской — с двенадцатигранными лучами.Максимальный размер шпилей — 200 мм. Никакие лампы и подшипники не соответствовали этим габаритам, поэтому техническое задание на проектирование обязывало к созданию специальных ламп, подшипников и т. п. Особые трудности стояли перед светотехниками. Добиться того, чтобы кремлевские звезды из красного стекла были хорошо видны днем и ночью, оказалось очень трудным делом. Дело в том, что красное стекло при освещении его снаружи дневным светом кажется почти черным. Поэтому поверхность звезды покрыта двумя слоями стекол: рубиновым снаружи и белым молочным изнутри. Красное стекло на белой «подложке» сохраняет свой яркий тон днем, ночью же молочное стекло равномерно рассеивает свет и скрывает от глаза помещенную внутри звезды лампу и подшипники. При выборе типа стекла были исследованы красные стекла самых разнообразных оттенков, причем бы¬ло найдено стекло насыщенного рубиново красного цвета, в то же время, обладающее предельной способностью пропускать свет. Это стекло пропускает только красные лучи с длиной волны более 0,62 микрона, поглощая все остальные лучи видимого спектра. Толщина стекла —8—10 мм, что обеспечивает его высокую механическую прочность. Для звезд применены стекла двух различных оттенков, чем достигается большая рельефность и подчеркивается лучистая форма звезд. Для того, чтобы равномерно осветить всю поверхность звезд, каждая лампа в звезде устанавливается внутри специальной светооптической системы — призматического рефрактора, состоящего из отдельных прессованных стеклянных плиток Плитки рефрактора изготовлены из особо теплостойкого стекла «Пирекс» на Ленинградском заводе оптического стекла, так как обычное стекло не могло бы выдержать сильно¬го нагрева от выделяемого лампой большого количества тепла. Стекло «Пирекс» по составу и свойствам приближается к кварцу. Рефрактор увеличивает силу света ламп в направлении лучей звезды более чем в десять раз. Изготовленные Электрозаводом специальные лампы имеют уменьшенный диаметр колбы, что позволяет их свободно проводить через узкое отверстие шпиля. Нить лампы имеет форму двух расположенных под углом площадок.
Лампы в звездах Боровицкой и Водовзводной башен мощностью в 3 700 ватт, лампы остальных звезд — мощностью в 5 000 ватт, Режим горения ламп в звездах различен днем и ночью. В ночное время, для того чтобы звезда не казалась слишком яркой, лампа горит при напряжении всего лишь 60—70 вольт. В сумерки и днем звезда дает полный накал. При полном напряжении ламп рубиновый свет звезд виден на расстоянии до 10 км. Лампы излучают огромный световой поток в 110 000 люмен; такое количество света дают примерно 170 лампочек обычной мощности в 60 ватт. Светотехническая часть выполнена работниками светотехнической лаборатории ВЭИ — инженерами тт. Горачевым и Ратнером под руководством проф. С. О. Майзель. Красное стекло сделано впервые — на Константиновском заводе «Автостекло № 25» и обладает соответствующей прочностью и цветом. Большую роль в изготовлении стекла и в остеклении звезд сыграл Н. И. Курочкин. Каждое стеклышко приходилось вырезать, просвечивать и весьма кропотливо подбирать, чтобы получить требуемые оттенки. Кстати, самое первое стекло варил на заводе «Красный Май» профессор нашего института Алексей Александрович Соколов. Основные работы по проектированию и изготовлению звезд проводились в научных лабораториях и экспериментальных цехах центрального научно-исследовательского института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ) Народного комиссариата машиностроения. Технический проект каркаса звезд и обслуживающих механизмов разрабатывался в лаборатории исследования деталей и машин под руководством заведующего лабораторией инж. Г Л.Мазура. Вопросы прочности играли особую роль в сооружении звезд. Надо помнить, что благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды, она всегда становится против ветра и, как парус, должна будет принимать на себя большое давление. Здесь о прочности сказано весьма мягко. Посмотрите на фото каркаса и попробуйте посчитать: сколько раз пространственная система статически неопределима. Правильно – очень много. Строгое решение осуществить не удалось, в том числе из-за отсутствия специалистов. Очень интересный разговор произошел, когда Г.Л. Мазур пожаловался Серго Орджоникидзе на это. Серго сказал: «А ты пригласи академика Крылова, выдели ему кабинет, постели ковер, и хотя из Ленинграда он сможет приезжать раз в месяц – это будет академик Крылов!». Но в отпущенные сроки можно было только ковёр купить. Сегодня, наверное, с помощью ПК можно рассчитать полегче, но 70 лет эксплуатации доказали, что упрощенные расчеты оказались правильными да и интуиция конструктора не подвела. Ну а второе утверждение о ветровой нагрузке на фасад звезды - опасность еще на стадии проекта была устранена организацией эксцентриситета между центром тяжести и осью вращения, что дало звездам флюгерный эффект. Весь каркас из нержавеющей ста¬ли осуществлен с применением метода сварки. Технологический процесс и сварка проводились под руководством проф. Е. М. Кузмака — заве¬дующего сварочной лабораторией ЦНИИМАШ. Для того, чтобы добить¬ся высококачественной сварки с некорродирующим швом, пришлось провести ряд экспериментов, в результате которых был создан высококачественный некорродирующий электрод. Таким образом, в области сварки была решена новая принципиально важная и актуальная проблема. Действительно сварка в тридцать седьмом еще не вызывала полной уверенности. Шлюзовые ворота на канале Москва – Волга (1932 – 37 гг.) на заклёпках, а первый мост, в Киеве, сварили под руководством Е.О. Патона в тридцать девятом.
Однако прочность конструкции каркаса звезды из нержавеющей стали еще не гарантирует его от разрушений при эксплуатации. Дело в том, что башни очень стары и в некоторых случаях обнаружены были ветхие элементы конструкции. Никольская башня была сильно повреждена еще в 1812 году, когда Наполеон пытался ее взорвать. Дополнительное усиление башенных сооружений железо¬бетонными колоннами, установление в шатрах опорных металлических конструкций, замена целиком шатра Никольской башни и другие мероприятия дали нам уверенность, что ни¬какой ветер, даже ураган давлением в 200 кг/м2, не разрушит ни звезды, ни шатра башен. Звезда весом более тонны будет прочно стоять на своей опоре и свободно вращаться от ветра. Учитывая условия работы на таких высотах без лесов, очень ответствен¬на была и монтажная часть проекта. Необходимые в этом случае проектные работы, самая реконструкция башен и под'ем звезд производились трестом «Стальпроммеханизация» под руководством инженера Кунегина. Изготовление монтажных конструкций было поручено Перовскому заводу Стальмоста. Каждую мелочь здесь приходилось учитывать, даже замазка для стекла делалась по специальному рецепту под руководством крупных специалистов.
Здесь, кажется, неточность: кирпичные стены башни притянуты к центральной железобетонной обечайке. Нечто подобное сделано с главным корпусом университета, восстановленного и надстроенного после пожара - наружные стены притянуты к внутренней металлической этажерке, весом 30 тысяч тонн.
Золочение звезд проводилось в центральной лаборатории Электрохиммета. Перед золочением облицовка серебрилась.
С куполов соборов Кремля позолоту (толщина 5 микрон) сдирают вороны. С ними борются, в том числе ловчими соколами. Звездам вороны не страшны: во-первых, толщина слоя золота 50 микрон и наносили слой вновь разработанным электролитическим методом и, во-вторых, на двух верхних гранях торчат гвозди, которые не позволяют вороне садиться.
Технический и рабочий проекты, изготовление звезд и даже реконструкцию башен необходимо было осуществить меньше чем в полгода. В создании звезд приняло участие свыше 20 предприятий, 4 научно-исследовательских института, крупнейшие специалисты, лучшие стахановцы предприятий и заводов — мастера, инженеры, рабочие. Трудностей было много, но результаты налицо. На башнях Кремля светятся новые рубиновые звезды!
Заслуги Гдалия Леонтьевича были отмечены после ремонта звезд в сорок седьмом году Почетной Грамотой Верховного Совета СССР, а в тридцать седьмом два коменданта Кремля готовили списки создателей для награждения орденами, но одного коменданта расстреляли, другой сам застрелился. Время такое было. А орденом Красного Знамени его наградили, за работу в течение 25 лет в Высшей школе. Было и такое время, когда институтских преподавателей государство уважало. Работа Г.Л. Мазура в качестве руководителя широкопрофильными отделами ЦНИИТМАШа, а какое-то время и в дирекции, была связана с уникальными проектами, которыми мы гордились, а заграница восхищалась. Я имею в виду, например, скульптуру Веры Ивановны Мухиной «Рабочий и колхозница» для Всемирной выставки в Париже (1937г.). Эстетика скульптуры в динамизме композиции, а конструкторское новаторство в материале – нержавеющая сталь. По деревянным моделям из листов выколачивали элементы скульптуры, потом сваривали и собирали на каркасе. Скульптуру в разобранном виде отправили в Париж железной дорогой, а вот обратно, после триумфа, спешить было некуда, и скульптура на пароходе поплыла в Одессу. Но, как известно, универсальной нержавейки не существует и от контакта с морским воздухом тот состав скорродировал. Хорошо, что не сожгли шаблоны; скульптуру сделали заново, так то, что стояло на ВДНХ (а сейчас реставрируется) в Париже никогда не было. Будучи грамотнейшим конструктором, Г.Л. Мазур был идеальным педагогом, как по деталям машин, так и по машинам химических производств, т.к. эрудиция и примеры из собственной практики навсегда запоминались студентами и аспирантами. Прокуратура его часто привлекала, как технического эксперта. Пример: взорвался водородный компрессор. Установили: гайки на крышке затягивали с помощью кувалды – лупили по ключу, перетянули, дали добавочные напряжения, болты полетели. Первая линия метро: на станции «Охотный ряд» на эскалаторе цепной конвейер греется без видимых причин один редуктор, а оказалось, что звездочки везли из Ленинграда на открытой платформе, естественно законсервированные густой смазкой, которая набрала песку. В Москве смазку счистили и, дабы добро не пропадало, заложили в подшипник. Безответственность, безграмотность он клеймил постоянно своим тихим хрипловатым голосом. У него были повреждены связки во время эпопеи создания графитовых блоков для реакторов. Первые блоки ужаснули физиков по количеству примесей в графите. Графит стали чистить, окисляя примеси газообразным хлором. Технология пошла. И как самый вопиющий пример человеческой глупости, он вспоминал 16 октября 1941г. Паника, мародерство, бегство населения из Москвы и приказ директору ЦНИИТМАШа взорвать институт. В дирекции не эвакуированной части работал в то время Г.Л. Мазур (в 1942 – директор). Заминированы все важнейшие объекты, а вот приказ на включение рубильника был такой: «Услышите первый взрыв и включайте». И если бы прогремел случайный взрыв, той же авиабомбы, Москва бы взлетела на воздух. Гдалий Леонтьевич был одновременно и принципиальнейшим, даже жёстким, и в тоже время добрейшим человеком. Некоторых пройдох, рвавшихся на заведования кафедрой после смерти З.Б. Канторовича, просто не пустил, пользуясь своим авторитетом в Ученом Совете. Скольким он помог с трудоустройством: нашим студентам и аспирантам (один из них я). Всегда нас, молодежь, учил тому, что главное в Высшей школе – учить студентов. А дипломные проекты под руководством Г.Л. Мазура – это классика, всегда с эвристическим элементом. Он очень любил молодежь, наших аспирантов, они отвечали ему тем же и если предлагали ему съездить к Армянскому переулку, выпить пива, он всегда мудро изрекал: «Зачем в желудке сырость разводить?». Ехали в другое место. Я могу только с благодарностью сказать, что многое из тех задач, которые мы начинали вместе решать в годы моей аспирантуры оказались и востребованными и решенными. (Статью подготовил Ю.И.Гусев. Ю.И.Гусев выражает глубокую благодарность Н.Е. Риппу за любезно предомтавленные материалы, составившие основу статьи)
Макаров Ю.И.
Муштаев В.И.
Рычков А.И.
Савин К.И.
Тищенко И.А.
Шахова Н.А.