Бродянский, Виктор Михайлович

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск
Фотографии, на стенде кафедры КХТ МИХМа. Слева направо: верхн. ряд - П.Л. Капица, В.М. Бродянский (студент МИХМа после ВОВ). В.В. Платонов, П.Л. Капица; нижн. ряд - М.П. Малков (не виден), И.Б. Данилов, А.Г. Зельдович , А.Б. Фрадков.

ГРАЖДАНИН - УЧЁНЫЙ - ПЕДАГОГ

Студент МИХМа до ВОВ.
БродянскийОрден.jpg

Бродянский, Виктор Михайлович
Алма-Матер: Московский институт химического машиностроения (МИХМ).
Специальность по диплому ВУЗа: инженер-механик химической промышленности.
Ученые степени и звания: кандидат технических наук (1954 г.), доктор технических наук (1968 г.), доцент (1955 г.), профессор «Промышленные теплоэнергетические и криогенные системы» (1970 г.), «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1998 г.).
Основные направления научной деятельности
Докторская диссертация:«Эксергетический метод термодинамического анализа и его приложения в технике низких температур», подготовлено 30 кандидатов и 6 докторов наук.
Опубликовано более 200 работ, 15 монографий и учебных пособий, некоторые из которых выдерживали несколько переизданий, переводились на иностранные языки.

Дополнительные сведения:
Ветеран Великой Отечественной войны.На фронте с 1941 по 1945 годы. Награждён боевыми орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и медалями.
Действительный член Международной академии холода.


Студент МИХМа после ВОВ.

Содержание

Биография

Виктор Михайлович Бродянский родился 16 марта 1919 года в Ростове-на-Дону, в семье инженера. После окончания школы, в 1938 году он поступил в Московский институт химического машиностроения (МИХМ), откуда с 4 курса в 1941 году ушел добровольцем на фронт. Тут безусловно проявилась гражданская позиция Виктора Михайловича, с которой он и дальше шёл по жизни. Его направили в танковые войска, в мотопехоту. Воевал он в Смоленской области, под Москвой и в Белоруссии. Войну Виктор Михайлович окончил в 1945 году, в чине капитана, с двумя ранениями был награждён боевыми орденами и медалями.

В октябре 1945 года В.М.Бродянского демобилизовали из армии, а в декабре он вернулся в МИХМ. Дальнейшая его судьба видна из ПРИКАЗа №450 по Московскому институту химического машиностроения от 16 авг. 1944 г.:
"§10 Зачислить в число студ. 5 курса энергофака т. Бродянского. Зачислить на стипендию с 24/XII – 45 г. Основание: Заяв. с резол. Директора т. Пильского И.Я." Тут он добился того, о чём мечтал все военные годы: "В июле 1941 г. я ушел на фронт после окончания 4 курса и мечтал вернуться, если останусь жив, в институт" - пишет Виктор Михайлович в своих воспоминаниях о том времени. Он добился своего и продолжил обучение на кафедре, которой в то время руководил академик П.Л.Капица. [[1]]
Виктор Михайлович успешно защитил диплом в январе 1947 года по специальности: «Инженер-механик химической промышленности». Рецензентом, согласно приказу по МИХМу от 27 дек. 1946 г., была назначена ст. инженер ЦКБ низкого давления Плуталова Л.А.
После окончания института Виктор Михайлович работал во ВНИИ кислородного машиностроения (ВНИИКИМаш), изучая и разрабатывая схемы воздухоразделительных установок. С 1952 года работал начальником цеха на Первом московском автогенном заводе. Там он познакомился с Иваном Петровичем Ишкиным, талантливым и упорным исследователем, заведующим физико-технической лабораторией, соавтором одной из первых изданных в СССР книг по разделению воздуха: "Производство азота и кислорода из воздуха"(вместе с Н Ф Юшкевичем).
Долгие годы Бродянского и Ишкина связывало тесное научное сотрудничество.
И.П. Ишкин в 1947 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1957 году - докторскую, лауреат Сталинской премии 1947 года, с 1956 года работал профессором во Всесоюзном заочном политехническом институте, возглавлял на кафедру Процессов и аппаратов химических производств.
В 1954 году В.М. Бродянский под руководством проф. И.П. Ишкина защищает кандидатскую диссертацию по воздухоразделительным установкам. В 1955 году он стал доцентом кафедры «Промышленные теплоэнергетические и криогенные системы» в Московском энергетическом институте (МЭИ). С 1957 г. Виктор Михайлович полностью посвятил себя научно-педагогической работе в МЭИ.
В 1968 году В.М.Бродянский защитил докторскую диссертацию по теме: «Эксергетический метод термодинамического анализа и его приложения в технике низких температур» (основным оппонентом выступал профессор, д.т.н. А.М.Архаров), и в 1970 г. – стал профессором.
В 1998 году В.М. Бродянскому было присвоено звание: Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
В период с 1957 по 2001 гг. им были подготовлены 30 кандидатов и 6 докторов наук.
Виктором Михайловичем опубликовано более 200 работ, 15 монографий и учебных пособий, некоторые из которых выдерживали несколько переизданий, переводились на иностранные языки.

Первый капицынский выпуск МИХМа (дополнение к биографии)
О начальном этапе своего пути, на котором Виктор Михайлович фактически получил путёвку жизнь от самого П.Л. Капицы, он рассказал в приводимом ниже интервью В. Ситникову. Профессору МЭИ В.М. Бродянскому был вручен Диплом Премии «Почет и признание» "Клуба выпускников МЗИ". Там же рассказывается и о втором, по-сути основном этапе его научно-педагогической жизни - МЭИ, куда перешла с ним эстафета, заложенная П.Л. Капицей.
Однако, здесь будет уместно отметить, что Виктор Михайлович никогда не прекращал связи с МИХМом-МГУИЭ. Всё тут было не просто (см. ниже)...но главное - Виктор Михайлович всегда чтил МИХМ и поддерживал связь с коллегами.
Виктор Михайлович прослушал курс лекций по термодинамике, который читал для аспирантов и всех желающих, начиная с 1956 года зав. кафедрой Термодинамики МИХМа крупный ученый в области теоретической теплофизики и теплотехники проф. А.А. Гухман [[2]] . Его интеллект, широкая эрудиция, человеческие качества оказывали огромное влияние на многочисленную аудиторию. Эти лекции и семинары по фундаментальным основам термодинамики, теории тепломассообмена активно посещались вплоть до начала 80-х годов не только аспирантами, но и уже "остепенившимися" специалистами.
В эти годы начались работы по развитию эксергетического метода и его приложениям в низкотемпературной технике. В свою очередь это открывало возможности разработки новых методов охлаждения или существенной модификации уже существующих. Надо было обладать изрядным оптимизмом и энергией, чтобы одновременно отстаивать и новый метод анализа и новые методы охлаждения. Это было трудно тем более, что его работы на эту тему неизменно отвергались научными журналами. Только в 1952 году удалось "пробиться" при поддержке А.А. Гухмана в печать и опубликовать в "Журнале технической физики" (ЖТФ) основные положения новой теории. Так что родной МИХМ опять послужил точкой опоры, с которой он стартовал в науку
Ещё одним ярким примером этой связи послужило его участие во Встрече выпускников 1947 года кафедры "Турбокислородные установки", организованной кафедрой КХТ МГУИЭ после празднования 75-летнего юбилея кафедры, возглавляемой проф. И.М. Калнинем [[3]], и приуроченного к этой дате открытия мемориальной аудитории им. Петра Леонидовича Капицы. Подробнее об этом рассказано в двух публикациях на сайте: [[4]] и [[5]], поэтому ограничимся небольшим фрагментом, дополненным рядом фото.
Выпуск 1947 года был совершенно необычным, тесно связанным с деятельностью великого русского ученого П.Л. Капицы (см. Бродянский В.М. Как появилась «инженерно-криогенная» школа П.Л. Капицы. В кн.: Петр Леонидович Капица: Воспоминания. Письма. Документы. – М.: Наука, 1994. – С. 142 - 147. [6] ). Когда во время войны возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах для дальнейших разработок и эксплуатации новых высокоэффективных кислородных установок, созданных под руководством П.Л.Капицы, в Московском институте химического машиностроения им была организована кафедра «Турбокислородные установки», на 3-й и 4-й курсы которой зачислялись после собеседования студенты с других кафедр МИХМа и из других вузов. Всего было набрано две группы – 16 и 38 человек, обучавшихся у соратников П.Л. Капицы по специальным учебным планам с упором на углубленное изучение криогеники и развитие творческой инициативы студентов. Обе группы были выпущены в 1947 г. Этот выпуск «турбокислородчиков» оказался единственным, поскольку в силу различных обстоятельств П.Л. Капица был вынужден прекратить свои работы по кислороду и уйти с кафедры.
Судьбы выпускников сложились по-разному, но профессионально - чаще всего очень успешно: многие защитили кандидатские и докторские диссертации, имеют награды. Но даже не это главное. «Дух Капицы»: научная любознательность, бескорыстное служение своему делу – вот что отличало этих людей, где бы они ни работали в дальнейшем. Через 60 лет после окончания института на кафедру смогли прийти только 6 выпускников. Их трудовые биографии типичны для всего поколения, и в то же время демонстрируют творческую индивидуальность каждого. Среди них был и ставший к этому времени патриархом криогеники Виктор Михайлович Бродянский.
Виктор Михайлович прочитал небольшой цикл лекций для сотрудников кафедры и аспирантов по вопросам эксергетического анализа. Его аспирантка, Елена Николаевна Серова, прошла на кафедре предзащиту, а после защиты диссертации успешно работала на кафедре преподавателем (доцентом) более 15 лет.
В 2007 году Виктор Михайлович Бродянский был одним из участников встречи выпускников МИХМа "капицинского выпуска"
Тут следует добавить, что после того, как Игорь Мартынович Калнинь возглавил кафедру "Криогенной и холодильной техники" МИХМа (МГУИЭ), т.е. с 1992 года, встречи на кафедре с Виктором Михайловичем стали традиционными. Несколько десятилетий дружеские отношения связывали проф. И.М.Калниня и проф. В.М.Бродянского. Игорь Мартынович, будучи моложе на 13 лет, в шутку называл Виктора Михайловича "мой юный друг".

И.М. Калнинь демонстрирует гостям мемориальную аудиторию им. П.Л. Капицы
В.М. Бродянский, В.М. Олевский, Е.А. Чернышева на встрече выпускников кафедры 1947 года. Фото 2007 г.
. Выступление на встрече выпускников капицынского выпуска. Сидит Н.В. Цыбина.
В.М. Бродянский и И.М. Калнинь на встрече выпускников капицынского выпуска 1947 г. Фото 29 ноября 2007 г.


Почет и признание 2006: В.Ситников, (www.auditoriya.ru – "Клуб выпускников МЭИ", [7] ) Интервью с профессором В.М. Бродянским
Вашему вниманию предлагается интервью с Бродянским Виктором Михайловичем. Профессор В.М. Бродянский - доктор технических наук, профессор Центра Высоких Технологий МЭИ, действительный член Международной академии холода, ведущий в мире специалист по криогенной технике, автор многих научных работ и книг, издающихся в России и за рубежом.

Виктор Михайлович работает на кафедре Низких температур со дня ее основания, ведет научно-исследовательскую и учебную работу.

Фото 1999 г.

Я учился в Московском институте химического машиностроения (МИХМ), ныне именуемом Московским государственным университетом инженерной экологии (МГУИЭ). С 4 курса, в июле 1941 года, добровольцем ушел на фронт. Был направлен в танковые войска, в мотопехоту. Воевал в Смоленской области, под Москвой и в Белоруссии. Получил два ранения, но все зажило как на собаке. После окончания войны подал рапорт с просьбой о демобилизации для продолжения учебы. Но в то время была такая директива: всех необразованных отпускать, а людей с высшим и неоконченным высшим образованием оставлять - для укрепления армии. Рапорт я подавал три раза и неизменно получал отказ. Выход из положения все-таки нашелся. Из переписки с друзьями узнал, что в МИХМ открылась кафедра, которой заведует академик Петр Леонидович Капица. В следующем рапорте я написал, что хочу учиться именно на этой кафедре. П.Л. Капица тогда был довольно знаменит, и, по-видимому, его фамилия произвела впечатление на начальство - меня отпустили. Я вернулся в институт на пятый курс. Потом защитил диплом и устроился работать в НИИ Кислородного машиностроения.

- Почему Вы связали свою жизнь именно с наукой?

- Дело в том, что отрасль разделения воздуха и изготовления кислорода получила у нас в стране большой толчок в связи с работами академика П.Л. Капицы. Он в то время произвел революцию в этой области. Вокруг него образовалась целая научная школа. Я как раз и попал в общество его учеников на кафедре МИХМ. Диплом писал у П.Л. Капицы; много времени проводил в Институте физических проблем, директором которого был также Петр Леонидович. Так я увлекся наукой, исследовательской работой - и до сих пор не могу остановиться, так сказать, перенял «капицынский» дух!

- Как Вы оказались в МЭИ?

- Да, в МЭИ я пошел работать не сразу после института. Начал свою карьеру в НИИ Кислородного Машиностроения. Там мы создали крупную кислородную установку. Мне было поручено пустить ее на заводе. Это был первый автогенный завод, снабжающий пол-Москвы продуктами разделения воздуха – кислородом, азотом и аргоном. Установку отладили, пустили и передали заводу в эксплуатацию. Сначала все шло хорошо, а потом начались проблемы. Вызывает меня директор НИИ и говорит, что на заводе какие-то неполадки, установка эксплуатируется неправильно

Инженер

Мне было поручено разобраться в ситуации и доложить. Я приехал – увидел, что установка используется совершенно варварски, с нарушением большинства норм и правил. Написал рапорт директору института, что не исключена возможность крупной аварии. На следующий день установка взорвалась… Положение было очень серьезное и неприятное. И меня опять направили на завод для срочного восстановления установки. Приняли авральные меры, и примерно в двадцать дней, под моим руководством, все работы были завершены. Стоит отметить, что в то время я был немножко строптивый, и директор НИИ не очень любил меня из-за этого. А тут сложилась вполне удобная ситуация, чтобы отправить (читай «сослать») меня на завод под предлогом оказания помощи. Я, конечно, очень сопротивлялся, потому что хотел заниматься наукой. Но мне сказали, либо на завод я «въеду на белом коне» - как спаситель, либо меня «внесут на носилках»… Я предпочел первый вариант и пять лет проработал начальником цеха. Потом мне это дело страшно надоело - я исчерпал все возможности усовершенствования оборудования. Никакой творческой работы не было, и осталась одна рутина. Я уволился. Некоторое время крутился по разным организациям. В 1957 году профессор Ефим Яковлевич Соколов, заведующий кафедрой в МЭИ, пригласил меня на работу. Вот так я, собственно, и попал в наш институт. Сначала был ассистентом, потом доцентом, через некоторое время - профессором кафедры Промышленных теплоэнергетических установок. Впоследствии, под руководством тогдашнего ректора Григорьева была организована кафедра Криогенной техники, на которой я работал до последнего времени.

Защита докторской диссертации (1968год).

- Что для Вас значит Московский энергетический институт?

- Московский энергетический институт - это мой родной дом. В нем я вырос в научном плане, и вырастил целую плеяду докторов наук, кандидатов и студентов. Вообще, я всегда с интересом и любовью относился к преподаванию. У меня было очень много способных и талантливых учеников. Несомненно, подавляющее большинство из них нашли свое место в жизни. Одни остались в науке, другие пошли работать на производство, третьи применили свои знания, опыт и потенциал в совершено других областях, не вязанных со специальностью. Но каждый из выпускников оказался востребованным. Когда бывшие ученики навещают меня, очень приятно и интересно слушать рассказы об их жизни, радоватьсяb их успехам, переживать вместе с ними их трудности.
Кроме всего, следует отметить, что в МЭИ присутствует особая атмосфера и созданы отличные условия для занятия научными исследованиями. Также тому способствует дружный и талантливый коллектив института. Именно в МЭИ мне удалось реализоваться как ученому. В начале своей научной деятельности в нашем институте, на кафедре профессора Е.Я. Соколова, я возглавлял холодильно-криогенное крыло. На протяжении всей жизни я продолжаю заниматься вопросами в области низких температур и производства кислорода. Может быть, это и не скромно прозвучит, но за годы работы я сделал порядка двадцати пяти изобретений. Написал около двух десятков книг (в том числе и учебных пособий), многие из которых переведены на немецкий, французский, китайский и корейский языки. И все это во многом благодаря МЭИ и тем людям, которые его создают. Ведь что такое институт? Это не просто здания, оборудования, документация и научная литература. Прежде всего, МЭИ - это люди - преподаватели, сотрудники и студенты, которые объединены общей целью, тягой к знаниям!

С сотрудниками МЭИ.

- Какие качества Вы прививали своим ученикам, студентам?

- Во-первых, я старался возбудить в них интерес к специальности. Ведь, если студенту интересно, то процесс учебы превращается в увлекательнейшее занятие. Совсем не скучное, как это кажется с первого взгляда. Тогда молодые люди с удовольствием ходят на лекции и семинары, выполняют лабораторные работы, читают учебники и научную литературу, легко разбираются в материале. Во-вторых, это интерес к работе, практической деятельности. Постоянно устраивал для студентов экскурсии на заводы. Ученики должны видеть, как применяются в жизни те или иные научные разработки. Не должно быть отрыва теории от практики. Ну и, конечно, одно из самых главных качеств, которым должен обладать любой человек, а тем более выпускник МЭИ - ответственность. Ответственность перед собой, пред наукой, обществом, Родиной.

- Виктор Михайлович, я знаю, что Вы часто бывали в зарубежных командировках. Какая страна Вам больше всего понравилась?

- Действительно, пришлось исколесить полмира. Я побывал на всех континентах, кроме Австралии. Не говоря уже о нашей стране: объездил почти все Союзные республики…. У МЭИ тогда был довольно хороший стиль - посылать своих профессоров в периферийные ВУЗы СССР для оказания помощи, организации учебного процесса. Понравилось, наверное, больше всего в Китае. Уникальная страна - бережно сохраняют свои тысячелетние традиции и историю, но, между тем, идут в ногу со временем. Много раз был в Германии, но с каждой поездкой интерес к этой стране не угасал. Даже выпустил несколько книг со своими немецкими коллегами.

В одной из зарубежных поездок.
Подарок к 80-летию - палица с коньяком. Виктор Михайлович пошутил, что это очень полезный предмет для воспитания бездельников и неопровержимый аргумент в дискуссиях (хотя, конечно, последний вариант использования ему был ни к чему: он виртуозно владел словом и легко доносил свои мысли до собеседника с любым образованием, мышлением, менталитетом).

- Чем Вы увлекаетесь помимо научной работы?

- Люблю музыку, литературу, историю. Читаю, прежде всего, русскую классику. А так, вкусы разнообразны: от «Бравого солдата Швейка» до «Нового мира». Вспоминаю историю о том, как я пристрастился к музыке. Школьником, в 9 - 10 классе, в музыкальном отношении я был абсолютно серым, как лапоть. Моя мама, женщина очень образованная, увидела это и решила меня как-то заинтересовать. Задавшись целью, она повела меня в Большой театр на оперу «Князь Игорь». До сих пор помню эту дату - 1 сентября 1936 года, открытие Первого театрального фестиваля. Опера была в хорошей постановке. Пели теперь уже легендарные - Иван Семенович Козловский, Надежда Андреевна Обухова, Сергей Яковлевич Лемешев. Когда я услышал их голоса, музыку, то совершенно обалдел! Это было как удар кувалдой по голове! Пришел домой и сказал маме, что хочу заниматься музыкой. Она и устроила мне учебу у одной из студенток Московской консерватории. На протяжении пяти лет я регулярно посещал эти уроки. Немного овладел фортепьяно, расширил свой музыкальный кругозор, и с тех пор не теряю интерес к такому замечательному искусству.

- Вы награждены многочисленными орденами и медалями, какие из них для Вас самые памятные, самые дорогие?
- Самые дорогие награды, конечно, за участие в Великой Отечественно войне. Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Красной Звезды и другие… Еще на память остались несколько осколков в теле….. Вообще, с этими осколками была одна интересная комичная история. Произошла она во время моей командировки в США. Вместе со своим учеником, доцентом МЭИ, мы пошли на экскурсию в Конгресс, в Вашингтоне. На входе сработала сигнализация металлоискателя. Полицейские подумали, что у нас оружие и схватились за пистолеты. Мы им все объяснили - они откозыряли и отпустили нас.
Также хочу сказать несколько слов о премии Клуба выпускников МЭИ «Почет и признание», лауреатом которой я стал в 2006 году. Конечно, мне было очень приятно. Я рад, что мою работу ценят и обо мне не забывают. Благодарность учеников - пожалуй, лучшая награда!
На днях мне вручили еще одну памятную и дорогую для моего сердца медаль. Медаль Петра Леонидовича Капицы «За вклад в развитие криогеники».

- Виктор Михайлович, что бы Вы пожелали нынешним студентам?

- Прежде всего, не лениться! Лень, как мне кажется, это основной порок нашей молодежи. Трудолюбие и дисциплину надо воспитывать в себе, начиная со школьных лет. Нельзя чего-то добиться в жизни, достигнуть каких-то высот просто так, не вкладывая своих сил, времени, желания. Также хотелось, чтобы студенты искренне интересовались учебой, своей специальностью. Ведь все мы учимся в первую очередь для себя. Не ради оценок, не ради похвалы преподавателей, не для родителей – а для себя! Пусть молодые люди не забывают это. Еще всем хорошего настроения, самочувствия и здоровья.


Научно-педагогическая школа профессора В.М. Бродянского

Коллаж, подготовленный учениками к 60-летию профессора В.М. Бродянского.
ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ И КОЛЛЕГИ

"Наука должна быть весёлая, увлекательная
и простая. Таковыми же должны быть и учёные"
П.Л. Капица


"С 1957 года Виктор Михайлович полностью посвятил себя научно-педагогической работе в Московском энергетическом институте. Там он стал доктором наук, профессором и создал научную школу, развившую три основных направления: применение эксергетического метода технико-экономической оптимизации способов и устройств для преобразования вещества и энергии; совершенствование низкотемпературных и теплонасосных установок, в том числе путем применения многокомпонентных рабочих тел; создание высокоэффективных низкотемпературных систем на основе использования электрокалорического эффекта и взаимодействия электрических полей с диэлектрическими средами."
С гордостью показывал свои работы, напечатанные в иностранных журналах.
Ученики, сотрудники и студенты называли Виктора Михайловича не иначе, как Брод. Виктор Михайлович был разносторонним человеком: любил музыку, литературу, историю.
На протяжении пяти лет в молодости посещал уроки по игре на фортепиано у студентки Московской консерватории.
Виктор Михайлович Бродянский - основатель научной школы, базирующейся на современной эксергетической теории термодинамического анализа эффективности низкотемпературных систем.
Нестеров С.Б., Иванова Г.Н.
ОАО «НИИВТ им. С.А. Векшинского», Москва


Школа Бродянского возникла на мощной методологической основе, разработанной выдающимися учеными, его учителями. Такой основой стали для Виктора Михайловича научные семинары академика П.Л.Капицы в Институте физических проблем. В настоящее время многие последователи Бродянского работают как в России, так и за рубежом.
Виктор Михайлович - талантливый педагог. Ученики, студенты и аспиранты с благодарностью вспоминают его блестящие лекции. В.М. Бродянского приглашали читать лекции в Германии, Польше, США, Румынии, Канаде.
Виктора Михайловича всегда отличала разносторонность научных интересов. Он участвовал в создании многочисленных криогенных систем и установок, уникального детандера с внутренним приводом клапанов, криорефрижераторов с эжекторными ступенями охлаждения и т.д.
Все работы Виктора Михайловича в области низкотемпературной техники и энергетики, а также научные труды, книги и статьи невозможно перечислить.
А. В. Мартынов,
доцент кафедры «Промышленные
теплоэнергетические системы» МЭИ (ТУ),
ученик В.М. Бродянского


Одна из самых сильных сторон научной и педагогической деятельности В.М. Бродянского – универсальный системный подход к решению самых разнообразных технических проблем - от криогенной техники на уровне гелиевых температур до тепловых процессов на уровне, существенно превышающем температуры окружающей среды. Это дало возможность Виктору Михайловичу в тесном контакте с профессором Е.Я. Соколовым, представителем совершенно иного теплофикационного направления, плодотворно в течение 15 лет работать на уникальной кафедре промышленных теплоэнергетических и криогенных систем. Результатом совместной работы двух ученых и преподавателей высокого уровня стал учебник "Термодинамические основы трансформации тепла и процессов охлаждения" - уникальное издание, в котором находят ответы на многие вопросы инженеры, аспиранты, студенты как "теплого", так и "холодного" направлений. Специалисты, прошедшие школу В.М. Бродянского, работают в самых различных отраслях и фирмах, имея за плечами прекрасную общетеоретическую и инженерную подготовку. Н.В. Калинин,
профессор кафедры ПТС,
один из первых учеников В. М. Бродянского, А. И. Лунин,
доцент кафедры низких температур, ученик и сотрудник В. М. Бродянского

Я познакомился с Виктором Михайловичем в 1981 г., и с тех пор мы остаемся друзьями и коллегами. Если задаться вопросом, какая самая удивительная черта его характера, то выделил бы умение видеть явления в их всеобщности и взаимозависимости. Самое интересное, что это системное видение Виктора Михайловича распространяется не только на науку и технику. Музыка, политика, литература, история - вот неполный перечень увлечений этого человека, давшего путевку в жизнь многим молодым (а иногда и не очень молодым) специалистам. После всех этих, может быть, избитых слов хочу сказать, что Виктор Михайлович - человек широкой эрудиции, душевной щедрости и таланта. Доброго вам здоровья, дорогой Виктор Михайлович, долгих, интересных и приятных лет жизни.
Профессор М. Сорин, Canadian Mineral and Energy Technology Centre, Montrea

Дорогой Виктор Михайлович!
Ваша целенаправленная активность, стремление добиться желаемого результата в любых обстоятельствах заслуживают огромного уважения. Мы помним многие жизненные ситуации, в которых другие опустили бы руки, - но только не Вы!
Вы воспитали много учеников, приумножив число единомышленников. Я горжусь, что могу отнести к их числу и себя.
Уверен в том, что Ваши успехи разделяет и Нина Петровна! Ее постоянная забота, жизнеутверждающий оптимизм и юмор - существенные слагаемые Ваших заслуг.
Здоровья Вам и Вашей семье, долгих счастливых лет активной жизни!
С глубоким уважением,
искренне Ваш, Михаил (он же Майкл) Боярский, США


Памяти Виктора Михайловича Бродянского

Свой шаг им сделан… И он не будет забыт

А.М.Архаров

В хмурое, не по-весеннему снежное, субботнее утро 21 марта мы простились с Виктором Михайловичем Бродянским. Простились навсегда.
За девяносто лет в его жизни была Великая Отечественная война; учеба в МИХМе, на кафедре, основанной Петром Леонидовичем Капицей; был бокс; работа на первом Московском автогенном заводе начальником цеха; были защиты кандидатской и докторской диссертаций; наконец, было основное – его профессорская деятельность в Московском энергетическом институте. Он был тружеником, искателем, энтузиастом, подчас ироничным, но неизменно интересным собеседником, Личностью. Издревле существует формула: «Студент не столько сосуд, который следует наполнить, а факел, который надо зажечь»! Любые реформы высшего образования, если они не ведут к решению этой великой и вечной задачи, обречены. Виктор Михайлович умел это делать! Будучи человеком увлеченным, он увлекал за собой собеседников, слушателей, «зажигал» молодежь. Увлекшись эксергетическим подходом в термодинамическом анализе, он передавал эту увлеченность своим ученикам. Так постепенно формировалась научная школа В.М.Бродянского, которая получила широкую известность и внесла существенный вклад в развитие техники низких температур. Сегодня она осиротела. Те же, кто исповедует энтропийный подход в термодинамическом анализе (к их числу относится и автор этих строк), потеряли серьезного оппонента. Это большая потеря, ибо без споров и дискуссий невозможно двигаться вперед, не может быть развития в науках. На конференциях, страницах специализированных журналов мы отстаивали свои взгляды и убеждения и, думаю, это было интересно и небесполезно. Виктор Михайлович писал много и множество работ им опубликовано; в том числе и в весьма трудном, но популярном научно-публицистическом жанре. Его выдающиеся книги о Сади Карно и вечном двигателе второго рода еще долго будут читаемы и изучаемы. Они поистине великолепные учебные пособия по термодинамике. Широкий взгляд на энергетическую проблему на нашей Планете профессор В.М. Бродянский изложил в одной из последних своих больших публикаций «Доступная энергия Земли и устойчивое развитие систем жизнеобеспечения». В этой интересной и актуальной работе он справедливо поставил вопрос: «Об анализе энергетической ситуации на Земле как единого целого, с учетом развития технических наук». Возможно, это и есть завещание. Свой шаг в этом направлении им сделан… И он не будет забыт. Мир его праху.
А.М.Архаров, профессор, д.т.н., заведующий кафедрой «Холодильная и
криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения» МГТУ им. Н.Э.Баумана


Это больше, чем благодарность за ШКОЛУ

Г.Ю.Гончарова

Это не некролог, не выдержки из курсовой или диссертационной работы – просто несколько сдержанных слов о его неизменном руководстве, пролонгированном жизнью, которое было, оставалось и будет дальше, вне зависимости от физического присутствия на земле. Сдержанных, но, надеюсь, не тухлых, не кислых и не казённых, а вкусных и окрашенных неуёмным жизненным аппетитом и обаянием этой совершенно неординарной личности.
Я знаю, что могу говорить не только от первого лица: если есть в нас, его учениках, системное мышление, умение отделять «мух» от «котлет», ставить задачи, вводить ограничения и трактовать результаты, то это оттуда, от Виктора Михайловича. Это больше, чем благодарность за ШКОЛУ, в самом высоком понимании этого слова, это привычка к постоянному присутствию этого человека, как последней инстанции в оценке своей работы, это прочтение и поверка сделанного его глазами. Он никогда не был каноническим профессором. Резкость, едкость и уничтожающая точность его замечаний имела огромную силу, она вызывала жажду острой протестной реабилитации, желания сделать всё, но впредь не быть объектом его критики. Зато какую огромную радость приносила его похвала, его патронаж и представление своей работы в рамках его направления и школы. присутствию этого человека, как последней инстанции в оценке своей работы, это прочтение и поверка сделанного его глазами. Он никогда не был каноническим профессором. Резкость, едкость и уничтожающая точность его замечаний имела огромную силу, она вызывала жажду острой протестной реабилитации, желания сделать всё, но впредь не быть объектом его критики. Зато какую огромную радость приносила его похвала, его патронаж и представление своей работы в рамках его направления и школы. Мы все, его студенты, аспиранты, просто ученики, находились под влиянием его поначалу парализующей, гипнотизирующей, а затем увлекающей манеры изложения и подачи материала. Юмор, яркая образность и прекрасный язык его лекций – это живая история, многое «из Бродянского» растащено на цитаты и давно живёт своей полноценной жизнью в нескольких поколениях МЭЁвцев, не истираясь и не теряя своей остроты и адекватности. Сейчас, в эпоху практически повальной речевой беспомощности, Когда два года назад с ним случилась беда, многие его ученики (не бывшие, а давно закончившие) по первому сигналу делали все, что нужно. И он встал. После полного паралича речи и спустя два месяца поднялся на сцену театра Эстрады, где ему первому вручили орден «Почёт и признание». Но время неумолимо и «износ отдельных деталей» сделал своё дело. Но для всех тех, кто стоит за этими строками, он не станет академическим портретом, пока жив и трудится щедро выращенный им легион, который, в свою очередь, через себя передаёт всё это идущим следом, с легендами, обросшими подробностями историями, особым сленгом и любовно выстроенным им методом эксергетического анализа. Виктор Михайлович, с одной стороны, человек - явление, по силе психо-физического и интеллектуального воздействия на людей, бесспорно, выступавшее как настоящая стихия. С другой стороны, это человек- система, исповедующий и неуклонно требующий и от себя, и от других предельной точности и достоверности в описании процессов, исследуемых явлений и создаваемых расчётных моделей. Конкретность, простота, чёткое структурирование и яростное неприятие любой «каши» - в понятиях, терминах, математических и физических моделях. Он мог, не читая, вычёркивать из диссертаций предложения в шесть и более строчек длиной, как неудобоваримые для восприятия и не обструганные до истинного смысла. Не терпел халтуры и искусственного усложнения, очень любил изящество и красоту: в словах, делах, женщинах, мыслях, трактовках. С возрастом он не утратил остроты, свежести восприятия, не нажил мха и чопорности именитого учёного; самоирония, цепкий взгляд, хитроватая лукавая полуулыбка, умение слушать и неожиданно вгрызаться в ткань беседы, безжалостно откусывая лишнее и смакуя удавшуюся сердцевину. Девять дней спустя после похорон, в разных местах , как центры парообразования, возникали маленькие и большие сообщества друзей, коллег, соратников и людей, даже просто фрагментарно причастных к его жизни, и, постоянно перезваниваясь, вспоминали, горевали, сознавая своё родство и причастность к одной группе крови. Виктор Михайлович Бродянский – это эпоха, Личность, не ограниченная датами рождения и смерти, это внутренний стержень и пожизненное противоядие от любой халтуры и недоделанности на всю оставшуюся жизнь для всех, прошедших его школу.
Г.Ю.Гончарова, к.т.н., ведущий научный сотрудник
ГП «Холодильно-инженерный центр», студентка и аспирантка В.М.Бродянского


На его лекции мы мчались на такси

Л.Новичкова

Когда Брод впервые вошел в аудиторию: высокий, мощный, неподражаемый, – сейчас сказали бы: «В нем есть харизма», а тогда просто его энергия «пробила» нас, «перетекла» и зацепила каждого, заставила мыслить, концентрироваться, воспринимать…
Лично для меня он был собранным воедино образом Ученого, которого я воображала, прочитав в школе множество книг о физиках и математиках от Ландау и Лобачевского до собирательных художественных образов физиков Даниила Гранина, все было в нем: ум, ироничность, юмор, снисходительная доброжелательность. Мы все на первом же занятии поделили конспект пополам, где на одной половине был сам предмет, а на другой – «лирические комментарии», зарисовки, этюды, случаи, но именно эту часть конспекта мы потом пересказывали друзьям, знакомым, сокурсникам, тем, кто не имел счастья это слышать. О его виртуозных экспромтах ходили легенды, например, что он на фронте был десантником и носил на руках великую Русланову, что он был учеником Петра Леонидовича Капицы, а тот, как известно, был учеником великого Резерфорда. Следовательно, это давало и мне право считать и себя их ученицей, чем я очень гордилась. Да и представить, что от Бога Физики нас, через Брода, отделяло три рукопожатия «великих физиков» придавало ему в наших глазах невероятную значимость. Мы обожали его и слушали, открыв рот. Ни к одному преподавателю на лекцию за все годы студенчества мы не мчались на такси, сломя голову, с другого конца Москвы, бросив все дела, только потому, что это был урок Брода. И уже на последнем курсе мы напросились с подружками к нему на диплом. Мы дрожали и заглядывали в глаза, молили одновременно научить и защитить, бегали на консультации на кафедру, домой, в переход в метро, где только могли его застать, от страха и волнения еще больше глупели и обмирали, и потому «пятерка» на защите была не заслугой – наградой от Великого Брода. И еще, я помню выпускной вечер, когда в наш диплом вместо ожидаемой записи «инженер–криофизик» (как звучит!!!) вписали «инженер- механик», и тогда Виктор Михайлович Бродянский сказал: «Не расстраивайтесь, «механик» – это ничего, это хорошо, надежно, с такой профессией – не пропадешь, я и сам по диплому механик, и это не помешало мне стать доктором технических наук, профессором и т.д.». Спасибо, дорогой учитель, Вы были правы на все 100!!!!! Сколько раз я вспоминала эти слова и на далекой Камчатке, и в настрадавшемся Приднестровье, куда бы не забросила меня судьба, и, даже, уйдя из профессии, я до сих пор понимаю, что и по форме и по сути эта профессия, а вернее, отношение к ней, которому Вы нас учили, заставляя мыслить не шаблонно, иметь свое собственное мнение, Ваш пример, Ваша жизненная установка, это все, что не дало нам пропасть! Вы были Великим нашим Учителем, и за это мы все благодарим Вас.
Л.Новичкова, эксперт Международной федерации
бухгалтеров, лауреат конкурса «Лучший бухгалтер России»


Он меня научил хорошо «прыгать через забор»

Е.Н.Серова

Учитель… Виктор Михайлович учил главному – не бояться и побеждать.
Пессимизм всегда воспринимался им как состояние, неприличное для человека. И если ученик сталкивался с «неразрешимой» проблемой, Виктор Михайлович всегда умел прокомментировать ситуацию так, что проблема превращалась в руководство к действию, а страхи и «махания крыльями» оказывались наивными и смешными. Виктор Михайлович фонтанировал цитатами русских и зарубежных классиков, виртуозно подбирая фразы к каждой ситуации. После чего, хитро глядя на ученика, спрашивал: «Помните, откуда это?» - и в случае отрицательного ответа с сочувствием укорял: «Темнота!» - и сам отвечал на свой вопрос. Все это говорилось им настолько доброжелательно и деликатно, что хотелось сразу же бежать в библиотеку, чтобы заполнить все пробелы в образовании и впредь не огорчать учителя. А каким он был рассказчиком! Бывало, после очередной порции историй из собственной жизни Виктор Михайлович шутил: «Вот выйду на пенсию – буду писать мемуары». Жаль, что это так и осталось шуткой. Тот, кто читал его книги и статьи, не мог не оценить неповторимый стиль Бродянского. А его, ставшие крылатыми, словечки и выражения! «Лев Толстой так не писал!» – это значило, что представленное на его суд творчество следует «перевести на русский». Зато брошенное почти равнодушно, «Гениально!» означало, что теперь работу не стыдно и людям показать. И, конечно, главным для «вкусной» работы было наличие в ней «жареной курицы». А еще: «Курицу через забор прыгать не научишь!» – такого порицания удостаивались избранные. Виктор Михайлович исподволь воспитывал, ненавязчиво обучал, порой это было даже не заметно. И только сейчас, сталкиваясь на работе с новыми и далекими от первоначальной специальности темами, каждый раз понимаю: а ведь он меня действительно научил хорошо «прыгать через забор». И еще он умел дружить, быть старшим (даже очень старшим) другом – не высокопарно, а по-человечески. Он находил общий язык не только с аспирантами, но и с их детьми. На случай прихода детей, чтобы им не было скучно, у Виктора Михайловича хранился в ящике письменного стола игрушечный серый зайчик. Когда я пришла к Виктору Михайловичу со своей маленькой дочкой, у которой тоже был игрушечный зайчик, произошел обмен зайчиками. Зайчик моей дочки переселился к Виктору Михайловичу, а серый зайчик до сих пор обитает на полке у моей уже подросшей дочери. Виктор Михайлович, непоколебимый оптимист, всегда казался мне огромным надежным маяком, который есть и будет всегда. К нему всегда можно было прибежать за советом и поддержкой. А иногда было достаточно представить себе, что бы сказал Виктор Михайлович в данной ситуации и как бы он при этом сочувственно-ехидно улыбнулся, чтобы решить задачу самостоятельно. Но почему – было? Маяк не погас – он просто исчез. А свет остался.
Е.Н.Серова, студентка, аспирантка В.М.Бродянского,
к.т.н., доц. каф. ХКТ МГУИЭ, ст. научн. сотр. ГНУ ВНИХИ


Наследие В.М. Бродянского. Избранная электронная библиотека

Дома. На полке за автором - его книги.


"Наиболее замечательные и совершенные произведения человеческого духа всегда несут на
себе отпечаток творца, а через него и своеобразные черты народа, страны и эпохи.
Это хорошо известно в искусстве. Но такова же и наука..."
С.И.Вавилов


Наследство, оставленное В.М. Бродянским, велико и содержательно. Это его ученики и последователи, книги, идеи и многое о чём уже было рассказано выше... Остановимся на его публикациях. Зайдём в электронный каталог Российской государственной библиотеки, и наберём там в поисковой строке - Виктор Михайлович Бродянский:[8] . За десятые доли секунды нас захлебнёт поток двух сотен библиографических карточек... Разумеется надо внимательно отсеять однофамильцев и прочий информационный шум, но анализ даже этой скоротечной пробы показывает сколь многогранно было творчество Виктора Михайловича, и как оно востребовано. Тут монографии, научно-популярные издания, редактирование переводимых книг и предисловия к ним, участие в написании статей в энциклопедиях, справочниках, отраслевых словарях и многочисленные ссылки на его работы в диссертациях, статьях, сборниках и т.п. Мы выбрали из этой сокровищницы и из интернета издания, которые несомненно представляют интерес, поскольку их можно отнести к золотому фонду литературы по криогенике, снабдив ссылками для активного использования.
Для удобства пользования эта своеобразная электронная библиотека-читальня разделена на две части.


Научно-технические издания

Бродянский В.М., Меерзон Ф.И. «Производство кислорода». Изд. Металлургия. 1 изд. 1960 г., 2 изд. – 1970 г. [9]

Соколов Е.Я., Бродянский В.М. «Эксергетические основы трансформации тепла и процессов охлаждения». Изд. «Энергия». 1-е изд. 1968 г., 2 изд. – 1981 г. [10]

Бродянский В.М. «Эксергетический метод термодинамического анализа». Изд.«Энергия». 1973 г. (Перевод издания в Северной Корее). [11]

Бродянский В.М., Фратшер В., Михалек К. «Эксергетический метод и его приложения». Энергоатомиздат. М., 1988 г. (Перевод и издание в Германии и Китае). [12]

Мартынов А.В., Бродянский В.М. «Что такое вихревая труба?». Изд. «Энергия» 1976 г.[13]

Бродянский В.М., Семенов А.М. «Термодинамические основы криогенной техники». Изд. «Энергия» 1980 г. (Перевод издания в Китае 1991 г.)

БродПрКислОбл.jpg
СоколБрод.jpg
БродЭксМет.jpg
БродФрат.jpg
БродТеплТрОбл.jpg
БродТермОснКриогОбл.jpg
Рисунок из книги: «Вечный двигатель прежде и теперь»

Научно-популярные издания

Бродянский В.М. «Сади Карно. Научная биография». Изд. «Наука».1994 г. [14]

Бродянский В.М. «Лазар Карно. 1753-1823». Изд. «Наука», 2003 г. [15]

Бродянский В.М. «Вечный двигатель прежде и теперь». Изд. «Энергия» 1989 г. [16] 2-е изд. [17]

Бродянский В.М. Энергия: проблема качества. "Наука и Жизнь", 1982, №3, с. 88 – 95.[18]

Бродянский В.М. От твердой воды до жидкого гелия. (История холода). – Энергоатомиздат, 1995. -336 с.: илл.- (Научно-популярная б-ка шк.) [19]

Эти книги, вышедшие из под пера Виктора Михайловича, не только очень ярки и интересны, но и во многом своеобразны. Как эксперту ВНИИГПЭ ему приходилось рецензировать заявки на изобретения. Среди них были и те, в которых предлагался (в скрытой форме, конечно) очередной вариант вечного двигателя. Ну, кто возьмется за такую, казалось бы, неблагодарную работу эксперта? А Виктор Михайлович собрал интереснейший материал и написал очередную книгу "Вечный двигатель - прежде и теперь", которая стала бестселлером. Это был как бы второй невидимый фронт войны с лженаукой и одновременно миссия научного просвещения по привлечению талантливой молодёжи.
Война на этом фронте не утихает и сегодня. В 1999 г. была создана "Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований", организованная в целях противодействия дискредитации науки, распространению и пропаганды лженаучных публикаций, противодействия лженаучной деятельности и для пропаганды научных знаний и достижений. Виктор Михайлович был активным участником этого фронта: здесь вновь им была проявлена высочайшая гражданская позиция, а его книги продолжают эту борьбу и сегодня.[20]
Характерно, что эти научно-популярные книги проходили полный цикл весьма серьёзной подготовки в академическом издательстве "НАУКА", где рецензентами, ответственными редакторами и др. выступали самые авторитетные учёные. Так, по книге "ЛАЗАР КАРНО" ответственным редактором был академик А.И. ЛЕОНТЬЕВ. Рецензенты книги "САДИ КАРНО" выступили: доктор физико-математических наук А.А.ГУХМАН и доктор технических наук В.В.СЫЧЕВ.
Рецензентом первого издания книги: "ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ. От утопии — к науке, от науки — к утопии" был А.А. Гухман. Ко второму изданию Академик АПН СССР В.А. ФАБРИКАНТ написал приводимый ниже вводный текст: " Об этой книге".
Так называемый вечный двигатель занимает в истории науки и техники особое и очень заметное место, несмотря на то что он не существует и существовать не может. Этот парадоксальный факт объясняется прежде всего тем, что поиски изобретателей вечного двигателя, продолжающиеся более 800 лет, связаны с формированием представлений о фундаментальном понятии физики — энергии. Более того, борьба с заблуждениями изобретателей вечных двигателей и их ученых защитников (были и такие) в значительной степени способствовала развитию и становлению науки о превращениях энергии — термодинамики...
Предлагаемая книга на ту же тему написана крупным специалистом в области термодинамики и низкотемпературной техники, доктором техн. наук профессором В.М. Бродянским. Будучи не менее занимательной, чем другие (в частности, благодаря примерам из художественной литературы), она отличается от них, по крайней мере, в трех существенных аспектах.
Первый из них связан с содержанием книги. У всех без исключения авторов, писавших о вечном двигателе, основное внимание уделялось так называемому вечному двигателю первого рода, которым занимались изобретатели прежних времен. Вечные двигатели второго рода, которые пытаются создать теперешние изобретатели, почти не рассматриваются. Между тем именно здесь находится центральный пункт полемики, связанной с предложениями о создании «инверсионных» энергетических устройств, могущих, якобы, обеспечить человечество энергией навечно и без расходования каких-либо возобновляемых или невозобновляемых ресурсов. О живучести подобных проектов вечных двигателей свидетельствует хотя бы тот факт, что даже после выступления в центральной печати таких авторитетных ученых, как академики П. Капица, Л. Арцимович и И. Тамм (Правда, 1959. 21 ноября), с протестом против распространения лженаучных сенсаций, связанных с новыми вечными двигателями, через 18 лет понадобилась новая статья на ту же тему академиков Е. Велихова, А. Прохорова и Р. Сагдеева (Правда. 1987. 22 авг.). Поэтому вполне оправдано, что в книге В.М. Бродянского сделан решительный поворот от «прежде» к «теперь»: основное внимание уделено именно вечному двигателю второго рода. При этом, однако, перед автором возникает несравненно более трудная задача. Действительно, положение о невозможности осуществления вечного двигателя первого рода очевидно для современного читателя, который со школьных лет знает закон сохранения энергии. Здесь автору нужно при разборе каждого двигателя только показать, где спрятано противоречие с этим законом. При рассмотрении идеи вечного двигателя второго рода нужно не только выявить противоречие с законом природы, но и убедить читателя в незыблемости самого этого закона. Однако второй закон термодинамики далеко не так очевиден, как закон сохранения энергии, он не входит и в курс физики средней школы. Автор приложил много сил и умения, чтобы просто, без педантизма довести до читателя содержание второго закона термодинамики. При этом существенное внимание уделено и полемике с «ниспровергателями» второго закона, и разбору их внешне убедительных, но научно несостоятельных доводов. Такой показ столкновения научных и антинаучных позиций проводится автором в довольно острой форме. Однако это вполне оправдано, так как читатель сам вовлекается в дискуссию и получает возможность отделить сущность от словесной оболочки, увидеть проблему объемно, с разных сторон и утвердиться в правильном ее понимании. Вторая особенность книги состоит в том, что автор сумел отойти от описательного стиля, принятого до сих пор в книгах о вечных двигателях. Ему удалось без излишней «учености» найти стиль изложения, позволяющий дать ответы на трудные или редко освещаемые вопросы в форме, нужной для читателя, не имеющего специальной подготовки. К таким вопросам относятся не только физические или технические, но и психологические (например, мотивы, определяющие невосприимчивость к критике изобретателей вечного двигателя). Третье отличие этой книги от предшествующих связано с необходимостью найти методику, позволяющую наглядно, но не слишком упрощенно представить суть ошибок изобретателей вечного двигателя второго рода. Автор использовал для этого широко распространившееся за последнее время понятие эксергии, в разработке которого он принимал непосредственное участие. Опыт применения этой величины в научно-популярной литературе у нас и за рубежом показал, что она позволяет наиболее просто изложить следствия второго закона термодинамики в его технических приложениях. В результате гл. 3 и 4, содержащие самые трудные для популяризации материалы, сделались интересными и понятными, хотя и требуют от читателя в некоторых местах определенной сосредоточенности. Опыт многих лет выпуска научно-популярных книг и журналов в нашей стране показывает, что уровень подготовки читателей, как взрослых, так и школьников, весьма вырос. Подавляющее большинство читателей, в том числе и молодежь, предпочитает не облегченное развлекательное чтиво, а литературу интересную, заставляющую думать. Именно к такой категории относится и книга В.М. Бродянского о вечном двигателе: в ней найдено оптимальное соотношение научного и занимательного. Ее чтение даст много нового всем, кто интересуется историей науки и техники — как далекой, так и близкой к нашему времени. Академик АПН СССР В.А. ФАБРИКАНТ

БродСадиКарно.jpg
БродЛазарКарно.jpg
БродОтВодыОбл.jpg
БродВечнДв.jpg
БродНИЖначОбл.jpg

При написании статьи использованы следующие материалы:
1.Статья Бродянский, Виктор Михайлович. ВИКИПЕДИЯ: [21]
2.Бродянский В.М. Как появилась «инженерно-криогенная» школа П.Л. Капицы. В кн.: Петр Леонидович Капица: Воспоминания. Письма. Документы. – М.: Наука, 1994. – С. 142 - 147. [22]
3. Холодильная техника № 3, 2004 г. "Виктор Михайлович Бродянский", стр. 42-43
4. Холодильная техника № 3, 2009 г. "Памяти Виктора Михайловича Бродянского", стр. 64
5. Холодильная техника № 3, 2014 г. С.Б.Нестеров, Г.Н. Иванова "Воин, инженер, руководитель производства, ученый, педагог, популяризатор науки", стр. 58-59; рукопись статьи.
6. Холодильный бизнес № 3, 2009 г., "Памяти Виктора Михайловича Бродянского" стр.3; В.Ситников "Почет и признание" стр. 4-6; Воспоминания коллег и учеников стр. 7-9
7. Интервью с Бродянским Виктором Михайловичем. Почет и признание 2006. [23]
8. Архивы кафедры КХТ МИХМа - МГУИЭ
9. Страницы и фото сайта "Виртуальный МИХМ", а также личные архивы авторов страницы.


Страницу подготовили: Е.Н. Серова, Г.В. Никиткина, Г.А. Кардашев.
Сайт «Виртуальный МИХМ» [24], 20.03.2019. Админ. Д.В. Зубов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты