Театр

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

ИЗ МИХМОВСКОЙ ИСТОРИИ

В 70-е годы в МИХМе работал драматический коллектив, которым руководил В. Флейшгаккер.
Театр-студия В 1984 году в институте была организована театральная самодеятельная студенческая студия; художественным руководителем студии работал талантливый режиссер А. Степнев. За короткое время в студии сложился дружный коллектив единомышленников — людей, отдающих без остатка весь свой досуг театральному творчеству.
К 40-летию Победы советского народа над фашистской Германией студийцы поставили "Варшавский набат" В. Коростылева. Большая репетиционная работа не прошла бесследно - спектакль удался. Дважды его ставили на сцене МИХМа, выездные спектакли прошли в ДК "Автомобилист" и ДК Московского строительно-экономического техникума.
Новым большим успехом студийцев стала постановка молодежного спектакля "Испуг". Пьеса и по содержанию, и по исполнению получила самую высокую оценку зрителей. Решением Межсоюзного дома самодеятельного творчества спектакль был представлен на Всероссийский смотр.'
Много сил, энергии творческой инициативы вкладывали режиссер и актеры театра-студии при подготовке культмассовых мероприятий в институте, среди которых — конкурсы агитбригад, пушкинские вечера, праздник проводов русской зимы...
Студия готовилась к конкурсу на звание народного коллектива. И в этом выражалось признание её большой творческой работы. Но наступили другие времена. (М. Б. Генералов, стр. 259)

Такова наша официальная театральная история. Естественно сразу же возникает закономерный вопрос: а кто собственно такой этот В. Флейшгаккер? Учитывая годы, обращаемся к сайту В. Кучина: [1]

Флейшгаккер2.jpg

Владимир Флейшгаккер - студент гр. К-44 ф-та ТК и АХП в 1972 г. был бойцом ССО "Бронницы-72".
По приведённой ссылке можно можно узнать о ССО, но не о театре...
Продолжая поиски в Интернет, находим весьма драматическую историю жизни В.Флейшгаккера.Володя закончил МИХМ в 1976 году по специальности инженер-электрик (тут квалификация названа в условном международном эквиваленте наших "автоматчиков" - Г.А.К.). Эмигрировал в США в ноябре 1984 года. В 1990 году получил степень магистра, а в 1994 – доктора наук (PHD). Незадолго до ухода из жизни Володя успел купить дом в престижном городке к северу от Нью-Йорка. Несмотря на многочисленные хобби и учебу, Володя продолжал работать в Университете. Он мечтал о преподавательской работе: пусть меньше денег, но больше свободного времени для отдыха в палатках с Машей и дочками, для рыбалки, для охоты, для верховой езды и, конечно же, для бриджа.... его, победителя всесоюзной физической олимпиады, прокатили в Физтехe. Стал звездой агитбригады в МИХМе. Зрители не понимали, что такой артист делает в МИХМе. Потом он с женой Машей стал диссидентом. По голосу Америки говорили: "мы ждем вас, Маша и Владимир". [2]


МИХМ и ТЕАТР

МИХМ – институт хороших мальчиков, МИТХТ – тонкой изящной технологии, в основном – девочки, химию знают хорошо, в конструкциях не разбираются совершенно. В МИХМе, полностью сохранив требования машиностроительного ВУЗа, даже по количеству часов химию преподавали на уровне МИТХТ. Поэтому сочетание «химическое и машиностроение» требовало, как абстрактного мышления и пространственного воображения, так и конкретного знания и умения, чтобы представить и воплотить задуманное. На стыке разных наук чаще всего рождается что-то новое. А это предполагает незашоренность, толерантность, широту взглядов и подходов. Михмач широк по определению, но сужать его не надо. Не случайно в МИХМе процветал эстрадный оркестр, под руководством профессионального композитора Б.С. Фиготина, киностудия, парусная секция, туризм [[3]]. У большинства эти увлечения остались на любительском уровне(Г. Кардашев, В. Маслов [[4]], А. Эйслер [[5]], а некоторые стали профессионалами – А.Градский!, М.Жигалов [[6]] С одним из них откроем следующую подрубрику.

Михаил Гутерман

Живые мгновения театра

Театральный фотограф Михаил Гутерман

Гутерман, Михаил Михайлович родился 22.10.1937 г. После окончания школы в 1957-м году поступил в МИХМ и в 1962-м закончил энергетический факультет по кафедре проф. С.Н. Шорина «Котельные установки», став инженером-теплоэнергетиком.

Познакомиться с его биографией можно из приводимого ниже интервью редакции журнала "Страстной бульвар"

"Дон Жуан" Анатолия Эфроса. Лев Дуров - Сганарель и Николай Волков - Дон Жуан. Фото Михаила Гутермана

"М. Гутерман: Я выбрал для выставки 87 снимков. Начал с черно-белых. С 1970-х — того времени, когда я начинал, бегал в Театр на Малой Бронной. Меня там каждая собака знала: я и работал рядом — в Институте технической информации. И бегал на Бронную как зачарованный. Сидел на репетициях и снимал… Таким фотоаппаратом, который назывался «Зенит». — Как же тебя пускали на репетиции к Анатолию Эфросу?
— Моим крестным отцом в профессии оказался Лев Дуров. Он посмотрел мои снимки… и как-то вдруг проникся к совершенно незнакомому человеку средних лет, инженеру-теплоэнергетику, который вдруг стал заниматься не своим делом — снимать театр.
Сначала, конечно, смотрели странно: ходит по гримуборным непонятный человек, снимает, как одеваются Броневой и Козаков. Потом привыкли. Я стал снимать репетиции: «Отелло», «Веранда в лесу», «Месяц в деревне». Я единственный, кто снял репетиции «Нового Дон Жуана» с Олегом Далем и Любшиным. Некоторые кадры я подарил его вдове. А больше ни у кого этой съемки нет.
Постепенно у меня там образовалась своя ниша. Ниша в правой стене зала. Я ввинчивался туда и снимал. Как-то на дурацком спектакле «Равняется четырем Франциям» я поплыл, голову опустил. И тут, пробегая мимо меня, Лев Дуров (за которым шел луч прожектора) крикнул: «Не спи — замерзнешь, Мишка!» И я вдруг понял, что я тут стал свой.
Все равно я еще ничего не знал, не умел. «Розовый период» Гутермана, если угодно. Но как-то начал понимать: мое дело — оказаться с камерой в нужное время и в нужном месте. Как-то я увидел Олега Даля в Театре на Бронной. Он сидел один, был задумчив. К Далю вообще подойти было непросто: он был человек в себе. Но я, к счастью, еще не мог оценить, как трудно заговорить с Далем. И внаглую сказал: «Давайте я вас поснимаю». Даль явно удивился почему-то. Сильно удивился — это отразилось на лице. И сказал: «Ну давайте…»
Конец 1970-х. Качество цветной съемки ужасное… Я сделал один слайд и понял, что Даля надо снимать на черно-белую. Он сидел заторможенный, а это трудно для съемки. Я спросил, тоже внаглую: «А вы не могли бы поиграть? Или почитать Лермонтова?» Он рассердился, по-моему. Но все же согласился пойти в гримуборную. И там ожил. Сменил костюм. Потом я еще снимал его на улице, в куртке. Снимал на репетициях «Нового Дон Жуана», в спектакле «Веранда в лесу» с Леной Кореневой.
У меня была выставка «Олег Даль». В музее Ермоловой, в начале 1980-х. После его смерти.
Я заболел театром и его людьми на Малой Бронной. Как наркотиком. И поменял профессию в середине жизни. Первая выставка называлась «Шаги за сценой». мне хотелось рассмотреть: какие они? как они дышат? какие они люди вообще? А потом я стал ходить в Театр Маяковского, еще времен Андрея Гончарова. Первые мои опубликованные снимки были из его спектакля «Виват, королева, виват!». 1977 год. Татьяна Доронина в главной роли… Первый буклет назывался «Лев Дуров». У меня в архиве сейчас — многие тысячи спектаклей, самому страшно. Несколько эпох: вот молодой Виктюк, вот «фоменки», у которых еще нет своего здания, их спектакли тогда ловили по всей Москве. А вот «Ромео и Джульетта» Володи Панкова. В феврале 1992 года я начал работать в журнале «Театральная жизнь». Я и сейчас сижу в этой лаборатории, в старом флигеле за Кузнецким Мостом. Когда-то сам там устраивал красный свет, сам составлял растворы, сам проявлял: тогда все так делали. Той же зимой 1992-го мне доверили сделать первую обложку: Николай Караченцов. Шел в «Ленком» — волновался, как ребенок, которого первый раз ведут в детский сад…
В 1970-х начал собираться портретный архив. Теперь он громадный. Я поклонник репортажного портрета. Редко делаю постановочные и не люблю их. Снимаю человека таким, как застал, когда он не смотрит в объектив. Аркадия Райкина я поймал случайно. В парикмахерской. Сначала он посмотрел в объектив. А потом, к счастью, обо мне забыл. Женщина, которая его стригла, куда-то отошла, Райкин опустил голову — и выражение лица у него было отрешенное, печальное. Глаза, к счастью, видны… Это было за полгода до его смерти.
Юрия Никулина я снял с рюмкой в руках. Филатова — когда он читал свою сказку. Михаила Александровича Ульянова — в ложе Вахтанговского театра: он, перегнувшись, говорит с кем-то в партере.

"Дон Жуан" Анатолия Эфроса. Михаил Козаков - Дон Жуан и Леонид Каневский - Сганарель. Фото: Михаил Гутерман

Для выставки отобрать 87 кадров было ужасно трудно: два раза по восемьдесят семь, три раза по восемьдесят семь было б легче. Вошли 24 портрета тех, кого уже нет, 37 портретов действующих актеров. И между ними 26 сцен из спектаклей.
Еще на выставке будет слайд-фильм. Мой приятель, художник Борис Сысоев, его составил — десятиминутный, без слов. Наложили музыку саксофониста Алексея Козлова. В слайд-фильме еще 136 фото: портрет — сцена из спектакля. Выйдет альбом к выставке.
— Театральные фотографы видят спектакль первыми. Раньше журналистов и критиков. Так что «Гутерман» — это, можно сказать, еще и марка барометра. Прибора, который показывает, хороша ли премьера. Помню, в 2001-м ты подошел в антракте и очень серьезно сказал: «Вчера снимал спектакль. Драматург — дебютант. Режиссер — дебютант. Актер — молодой. Называется «Пластилин». Сходи обязательно!» И так очумело потряс головой, что сразу убедил пойти.
Дебютантами были Сигарев и Серебренников, молодым актером — Андрей Кузичев.

Сцена из спектакля "Евгений Онегин" (Театральное агентство "Богис"). Фото: Михаил Гутерман

— Ты помнишь этот ветхий особнячок за Таганкой, Центр Высоцкого? Там Казанцев и Рощин первыми дали возможность работать молодым: новым режиссерам, новым драматургам. Это сейчас у каждого театра молодежная программа! А двенадцать лет назад был только Казанцев.
И я тогда туда зачастил — и снимал все, что там шевелилось у него на сцене. А на «Пластилине» почувствовал: скоро будет смена поколений. Смена эстетик. Никуда не денешься. Я тогда, прямо как электричество в воздухе, чувствовал громадный потенциал, которому надо себя реализовать. Не здесь, так там — но это непременно будет!
— Ты записывал то, что видишь на репетициях? То, о чем говорил с «моделями» на съемках? Ты же тридцать с лишним лет присутствовал при закулисной жизни русского театра…
— Нет, не записывал. Я снимал. Щелкал, входил в профессиональный транс. Я и на мастер-классах говорю девочкам и мальчикам: когда снимаешь, не надо вникать в происходящее. Вникать не твое дело: для этого рядом сидит критик.
А ты — охотник. Твое дело — всех их ловить.
Но то, что меня всерьез достало, — я надолго запоминал. Вот «Отелло» Някрошюса я по мизансценам помню. По кадрам. До мелочей. И знаешь, музыка из спектаклей, которые действуют сильно, она у меня в ушах иногда звучит недели две. Я даже могу ее напеть!
…А кое-что — и не две недели звучит. Мало кто почему-то вспоминает, что Михаил Александрович Ульянов был лучший на русской сцене Наполеон. Такой мощный, такой властный! Он играл у Эфроса в спектакле «Наполеон Первый». В 1983 году. Что они творили на сцене с Ольгой Яковлевой!
И у меня в ушах до сих пор, тридцать лет спустя, отдается голос Жозефины Богарне: «Ну что ты, маленький… Зачем тебе ехать в эту Вену?» [[7]]

Обратите внимание: он поднял упавшего человека, тот не зная его фамилии, по лицу понял, что это хороший человек, и сам, будучи режиссёром народного театра (а в то время это подвижники – Р. Быков был режиссёром Учебного театра МГУ, в пьесе «Такая любовь» у него начинали И. Савина и А. Демидова, И. Савина играла главную роль, а А.Демидову я не запомнил, Таганка ещё не родилась, в Народном театре ЗИЛа С.Штейн открыл В. Ланового, Земляникина..) пригласил на спектакль на Малую Бронную, куда в то время на А. Эфроса было почти не попасть. Познакомил с Л.Круглым и Л.Дуровым, которых А. Эфрос взял с собой, когда его ушли из ленкома. Актёры физиономисты и психологи, только по лицу поняли, что человек добрый и доброжелательный, не папарацци, ничего жёлтого во вред им не сделает и дали ему шанс… Сказать, что он был готов к этому случайному шансу нельзя, у него ещё и фотоаппарата не было. Но он этого шанса не пропустил! Подтолкнула его к решительным переменам идиосинкразия к кульману.
Я спектакли А. Эфроса полюбил с ленкомовского его периода с появлением О. Яковлевой в 1962г в пронзительном спектакле «104 страницы про любовь», удивительно совпадающим со временем и возрастом актёров (и А. Ширвиндт был ещё молодой). Фильм «Ещё раз про любовь», снятый позднее по этой пьесе Э.Радзинского я тогда не принял – Т. Доронина была уже стара для этой роли, а А.Лазарев хоть и мощнее Корецкого, но тоже уже был не мальчик. Нерва и трепетности в этом фильме не было, хотя он крепко и профессионально сделан. Через 50 лет посмотрев его по телевизору, я увидел в нём больше достоинств.

Чтобы подчеркнуть решимость М.М. Гутермана круто изменить судьбу приведу свой пример. Театром и кино я интересовался со школы, после МИХМа даже посещал клуб кинолюбителей, где лекции по монтажу читала М. Ладыженская, которая работала с М. Роммом. Тёща – мудрая женщина, очевидно считала, что ходить после работы в какой-то клуб не дело…, устроила через какую-то свою знакомую мне встречу с Я.Сегелем (Дом, в котором я живу). А я только что вернулся из командировки в Ленинград, где во ВНИИСКе целыми днями до 6 вечера шприцевал красную ленту (ночью она ползла перед глазами), а к 7-ми успевал достать билет в БДТ у Товстоногова на «Горе от ума», «Дракон» у Н. Акимова в театре Комедии … Подробно рассказываю Я. Сегелю о этих постановках, современных ассоциациях…. Он меня похвалил, но сказал: снимите фильм и приходите, тогда посмотрим, что дальше будет…. А у меня даже киноаппарата не было. И я не решился бросать профессию ради синицы в небе…
Поэтому ещё раз подчеркну решимость М.М.Гутермана, несмотря на его 45 лет и 90-е годы, когда и профессии и профессионалы стали не нужны, но открывались другие –фотовозможности, и хотя ему позвонили вроде бы случайно, но был к этому готов и сам это готовил – его работы в журнале знали. Владимир Шпиндлер - выпускник МИХМа 1959 г. [[8]]


Дополнение

Выставка2017.jpg


Генрих Кардашев с Mihail Guterman. 3 ноября 2017 г. · Посетил выставку московского театрального фотографа Михаила Гутермана - выпускника МИХМа 1962 г. Замечательные фото... Познакомились, поговорили "за МИХМ", вспомнили общих знакомых... Во время разговора Михаилу позвонили и он, отвечая собеседнику, говорит обращаясь ко мне: "Вот ещё МИХМАЧ!" и дал мне трубку...Оказался Яша Зак с МАШФАКА 1959 г. выпуска. Мы с ним встречались на 50-летии этого события (см. на сайте http://v.michm.ru/index…/Встреча_выпускников_МИХМа_1959_года ) Кстати, на выставку я попал благодаря Аркадию Эйзлеру, проживающему сейчас в Вене...Очень бы хотелось создать какой-нибудь "Союз МИХМАЧЕЙ", Общественный Фонд и т.п. Увы, не получается...На выставке взял книгу, чтобы отзыв написать...не тут-то было...в толстенном альбоме места уже не находил, причём книга была на начата отзывами о других выставках, но переполнилась благодаря посетителям Михаила! Ну нашёл в конце какой-то страницы место и сделал запись (см. фото). Прилагаю небольшой фотоотчёт. Михаил про любое фото рассказывает как о любимом ребенке...

БилОтз.jpg
IMG 0080.JPG
IMG 0083.JPG

Михаил Гутерман активный участник театральной жизни.

ГутерманТВ.jpg





10 апреля с.г. гостем программы "Главная роль" на телеканале "Культура" был один из лучших театральных фотографов страны Михаил Гутерман [9]







Михаил Жигалов

Из машиностроителей химоборудования - в актёры

Жигалов8.jpg

2 мая 2017 года, исполнилось 75 лет выпускнику МИХМа 1965 г., инженеру-механику, мл.-лейтенанту, актёру, Заслуженному артисту РСФСР Михаилу Васильевичу Жигалову. Мы поздравили дорогого юбиляра на нашем сайте и в группе ФБ: [[10]]
Дополним эту Одиссею его жизни воспоминаниями о нём Полины Ивановны Истоминой.
Михаил Жигалов обучался у меня высшей математике [[11]]. Он поступил на Машфак в гр. 125. Группа была очень дружная и веселая, но М. Жигалов выделялся склонностью к озорству и успехами в математике. В то время студенты учились в МИХМе 6 лет, так как первые два курса зарабатывали себе производственный стаж (так было положено по Постановлению Правительства СССР). Поэтому одну неделю студенты работали на заводе, а вторую неделю учились в институте. Миша Жигалов дружил с Эдиком Чартовым. Между прочим, дочь Э.Чартова - Лариса - закончила МИХМ. Обучаясь в МИХМе она была примой Пушкинского клуба Института, которым руководила Никонова Эмма Николаевна ([[12]]).
По-моему, М. Жигалов, отработав в НИИХИММАШ по распределению, поступил в школу-студию при МХАТе. По окончание школы-студии он вошел в труппу Центрального детского театра (ныне Российский молодежный театр), а потом перешел в театр "Современник", где стал одним из ведущих актеров. (Подробнее об этом см. [[13]] ) Я случайно с ним встретилась на улицах Риги, когда театр "Современник" гастролировал в Риге. Миша Жигалов пригласил меня на некоторые спектакли театра. Я с радостью согласилась и посетила несколько спектаклей, в которых Жигалов играл. Мне он понравился, как актер. Один случай я хочу рассказать. Театр "Современник" играл в разных рижских театрах. Как-то у служебного входа меня встречали М. Жигалов и С. Гармаш, но вахтер, старик латыш, меня не пропустил, так как у меня не было пропуска. Тогда М.Жигалов достал из кармана какую-ту бумажку с текстом и громко прочитал, что я являюсь костюмершей театра "Современник". Старик вахтер поверил тексту и пропустил меня в театр. Там М. Жигалов меня усадил в каком-то подсобном помещении. А потом перед началом спектакля он и С. Гармаш зашли за мной и провели в зрительный зал. Они были уже в гриме и костюмах эпохи французской революции и держали меня под руки. В зрительном зале был уже полумрак, и все зрители решили, что начался спектакль, и я - арестованная, иду на эшафот. Спектакль назывался "Вдова Капец", он рассказывал о казни королевы Марии Антуанетты. Марию Антуанетту играла Толмачева, великолепная актриса театра "Современник". Меня почему-то посадили в кресло на краю сцены, и Мария Антуанетта стала рассказывать мне историю своей жизни. А, когда ее казнили (отрубили голову), муляж головы покатился мне под ноги - было очень страшно. С тех пор я сопереживаю, жизни и казни королевы Марии Антуанетты. Считаю, что я с ней лично знакома, собираю материалы о ее жизни. (П.И. Истомина, 05.05.2017)

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты