Сурис, Александр Лазаревич

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск

Сегодня, 22 февраля 2018 года, исполнилось 80 лет
Александру Лазаревичу Сурису.
Поздравляем со славным Юбилеем нашего дорогого долгожителя!

Заведующий кафедрой с 1983 по 2012 г д.т.н. профессор А.Л. Сурис

Из ШОРИНСКИХ горнил

ВОСПОМИНАНИЯ

Я родился 22 февраля 1939 г. Из детского периода жизни помню приезд в 1943 году с фронта моего брата Григория (он старше меня на 17 лет). Он был на фронте с первого дня войны и прошёл путь от солдата до лейтенанта. У него 3 ордена (орден Отечественной войны I степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды) и много медалей.
ФОТО 1.JPG

Ещё мне запомнилось празднование дня Победы. Моя семья и семьи родственников (у которых родные были на фронте) договорились отметить этот день в той семье, в которую придёт первое письмо после дня Победы от кого-либо из родных, находившихся в армии. Первым пришло письмо от моего брата, и празднование было у нас.
Помню лагерь для военнопленных (после войны они строили дома в Москве). Он располагался на углу улицы Плеханова и Перовской улицы (это названия тех лет) на границе Москвы и города Перово, где мы жили (город включён в состав Москвы в 1960 г.). Около этого лагеря был ров глубиной метра 2.5. В этот ров малыши ходили купаться.
Незабываемое впечатление оставило празднование 800-летия Москвы в сентябре 1947 года. На Красной площади, куда меня и моего друга привели, было огромное количество народа. Выбраться оттуда удалось с большим трудом.

ФОТО 2.JPG


После окончания 8 класса моя сестра Раиса (она старше меня на 13 лет, закончила МГУ и работала учителем) купила мне путёвку на турбазу в Калининской (теперь Тверской) области. На турбазе организовали лодочный поход по Волге и реке Тьме. С этого похода началось моё увлечение спортивным туризмом.
В Перово был большой Перовский вагоноремонтный завод, и моя школа была в подчинении МПС. У нас устраивались соревнования между такими же школами Московско-Рязанской железной дороги. Я в составе школьной волейбольной команды ездил в Рязань, Люберцы и др.


Школу я окончил с золотой медалью и в 1956 году поступил в МИХМ на энергетический факультет без экзаменов (у меня было собеседование). В то время энергетика считалась очень перспективной и интересной профессией.


ФОТО 3.JPG

Моя студенческая группа оказалась очень хорошей. 4 человека впоследствии стали докторами наук. Очень интересной была у нас производственная практика. Во время первой практики мы работали на строительстве Приднепровской ГРЭС в бригадах монтажников. Я был в бригаде, монтировавшей котёл. Мне присвоили разряд монтажника-высотника. Некоторые студенты работали в бригаде, монтировавшей турбины. Вторую практику я проходил в Кировакане (теперь Ванадзор). Мы работали в институте «Армниихимпроект» (участвовали в монтаже и наладке пилотной экспериментальной установки), а также нам проводили экскурсии на Кировоканском химкомбинате.

В студенческие годы я (так же, как и многие мои друзья) увлёкся спортивным туризмом и альпинизмом (см. страницу Спортивный туризм в МИХМе), а также стал посещать секцию самбо.

ФОТО 4.JPG
ФОТО 5.JPG

Большое впечатление на меня произвёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года. Меня записали в студенческую бригаду охраны порядка, и было, конечно, очень интересно. Осенью этого года нас отправили на целину в Алтайский край. Мои приключения на целине описаны на странице Спортивный туризм в МИХМе.

На 2 курсе я начал заниматься исследовательской работой на кафедре физики, а на 3 курсе на моей выпускающей кафедре («Котельные установки») было организовано студенческое конструкторское бюро, и я потом всё время занимался исследовательской работой на своей кафедре (см. Кафедра Энерго- и ресурсосбережения). Заведующим кафедрой был Заслуженный деятель науки и техники, д.т.н., проф. Шорин С.Н. (см. страницу Шорин Серафим Николаевич). Это был прекрасный учёный, очень порядочный и интеллигентный человек. Его человечность, скромность и тактичность в немалой степени способствовали созданию деловой и творческой обстановки. На кафедре был также очень хороший коллектив преподавателей (см. страницу преподаватели и сотрудники). Взаимоотношения на кафедре всегда были доброжелательными как среди преподавателей и сотрудников, так и по отношению к студентам. Вообще, обстановка в МИХМе в то время была очень демократичной. Проводились научные семинары, читались факультативные курсы лекций. На лекции Гухмана А.А. по теории пограничного слоя съезжались научные работники из разных институтов, а в первых рядах сидели также профессора из МИХМа. Я тоже ходил на эти лекции. (Потом, работая на заводе, прочитал много литературы на эту тему и при поступлении в аспирантуру представил большой реферат по теории пограничного слоя). Когда я был на 5 курсе, министерство разрешило выпускать студентов-исследователей с продлённым сроком обучения (5.5 лет). Меня включили в эту группу (см. фото первого выпуска студентов-исследователей на кафедре). Мы выполняли исследовательскую дипломную работу в течение одного года вместо 6 месяцев (как это делали другие студенты, выполнявшие дипломный проект). Некоторые студенты этой группы делали дипломные работы на кафедре «Термодинамики и теплопередачи». У других руководителями были преподаватели нашей кафедры, которые привлекали студентов при выполнении хозяйственных договорных работ на имеющихся на кафедре установках.
У меня, Троицкого В.Н. и Смородина А.И. руководителем был Шорин С.Н.. Он решил выдать нам темы исследований по новым направлениям, которыми на кафедре никто не занимался, и по которым отсутствовали какие-либо экспериментальные стенды (их надо было создавать). Основными научными направлениями работы кафедры до этого времени являлись исследования в области горения различных видов топлива, исследования сложного теплообмена, гидродинамики парожидкостных потоков в котлах, работы поверхностей нагрева энергетических и промышленных котлоагрегатов.

С.Н. Шорин предложил мне исследовать процесс получения ацетилена из природного газа в кислородо-водородном пламени, а В.Н. Троицкому - исследовать процесс теплообмена плазменной струи с водоохлаждаемой стенкой. Смородин А. должен был создать прибор для измерения температуры горения радиометодом. Смелость С.Н. Шорина состояла в том, что ни химическими реакторами, ни плазмотронами кафедра «Котельные установки» никогда до этого не занималась; не было никакой лабораторной базы для этого. На кафедре не было специалистов, способных консультировать эти работы. В то же время необходимо было за 1 год, который отводился студентам–исследователям для выполнения дипломной работы, спроектировать и изготовить лабораторные установки, приобрести и наладить приборы и оборудование, а также выполнить исследования. Но Шорин С.Н. смог договориться о проведении консультаций в ИМЕТ АН СССР. Он также договорился, чтобы нам было разрешено посещать лекции по теплофизике в МЭИ, и там, на кафедре «Теплофизика» специально для нас были проведены все лабораторные работы этой кафедры. Лекции по теплофизике читал профессор Шейндлин А.Е. (будущий академик АН СССР), а лабораторные работы с нами проводил доцент Шпильрайн Э.Э. (будущий член-корреспондент АН СССР). Работы по плазмохимии в то время только зарождались. На одной из лекций Шейндлин А.Е. сказал: «Поздравьте нас. Сегодня у нас плазмотрон проработал 5 минут».

ФОТО 6.JPG


Для выполнения моей дипломной работы по моей просьбе был приобретён хроматограф, который я привёз на предоставленной отделом снабжения МИХМа грузовой машине с завода Моснефтекип. Эти дорогостоящие газоанализаторы в то время только начали выпускать. Чтобы освоить и наладить прибор мне пришлось прослушать специальный курс лекций. Для выполнения дипломной работы Троицкого В.Н. был приобретен сварочный выпрямитель. Шорин С.Н. также договорился в МГУ, чтобы Смородину А.И. разрешили провести опыты на радиотелескопе.


Выполнять исследования было тяжело, т.к. экспериментальные установки надо было создавать, а консультироваться было не с кем. Но мы выполнили исследования (помогая друг другу при проведении экспериментов) и успешно защитили наши дипломные работы.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты