Горшков А.С. Заметки о П.А. Семёнове

Материал из Wiki
Версия от 13:59, 20 мая 2015; Gak (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ЗАМЕТКИ О П.А. СЕМЁНОВЕ. А.С. Горшков

Аспирант А.С. Горшков. 1968 г

Моя встреча с Павлом Алексеевичем была случайной. Я поступил в МИХМ и учился по престижному направлению — криогенике. Все было очень хорошо. Но в начале 1960-х годов под руководством Н.С. Хрущева в стране стала проводиться политика, направленная на бурное развитие химии. Это было здорово, но не для меня. В то время наши вузы не готовили специалистов по монтажу промышленного химического оборудования. Поэтому в МИХМе было решено организовать по этому направлению две группы из студентов IV и V курсов. Добровольно никто не хотел порывать со своей прежней специальностью, поэтому в институте с организацией этих групп возникли сложности. В основном эти группы организовывались по принципу: «Ты завалил экзамен на сессии, выбирай между отчислением из института или добровольным поступлением в группу "монтажников"». Вместе с тем была разнарядка по зачислению туда студентов с хорошей успеваемостью. Я, к сожалению, попал в эту разнарядку. Все мои усилия вернуться к прежнему не увенчались успехом. В то время к моему неожиданному удовольствию стали организовываться группы студентов-исследователей (дипломников). Павел Алексеевич решил на кафедре создать такую группу, но студенты без большого желания шли в такие группы, так как предстояла дополнительная нагрузка, и кроме того, учёба в институте продлевалась на полгода. Когда мне предложили заняться исследовательским дипломом на кафедре П.А. Семёнова, я с удовольствием согласился. Это дало мне возможность уйти из группы «монтажников» и заняться интересным делом. Таким образом я оказался на кафедре Павла Алексеевича. Встреча и работа с таким большим учёным и прекрасным человеком определила в дальнейшем мою судьбу. На кафедре был заведён следующий порядок. За каждым сотрудником были закреплены иностранные журналы, которые должны были прорабатываться. Регулярно раз в месяц кафедра собиралась и каждый отчитывался за прочитанное, причём отмечались не только моменты по индивидуальным направлениям работ, но и всё, что может интересовать других. Павел Алексеевич предложил участвовать в этом и мне, несмотря на то, что я был всего-навсего студент. Исследовательская дипломная работа занимала много времени. Кроме этого, я ещё занимался в созданной тогда в МИХМе спецгруппе по ускоренному освоению английского языка. Предполагалось таких выпускников направлять на работу за рубеж. Мы не проходили распределение, как все студенты, нам говорили, что наше распределение будет позже, сразу после окончания института. Павел Алексеевич знал о моих занятиях, и я из-за моей загруженности отказывался от участия в заведённой на кафедре литературной проработке научных журналов. Но Павел Алексеевич считал, что я справлюсь, и настаивал на моём участии в этом мероприятии, и я стал этим заниматься. Было очень тяжело, времени катастрофически не хватало. Вот тогда я в полной мере осознал выражение «дорога каждая минута». Но я благодарен Павлу Алексеевичу за то, что он настоял на своём. Я получил хорошую дополнительную практику перевода с английского языка, узнал много в научном плане. Но, самое главное, я познал истинную цену времени. В год окончания института произошли события, которые опять нарушили мои планы и изменили мою судьбу. Тогда разоблачили шпиона Пеньковского, работавшего на американскую разведку и выдавшего американцам важные стратегические секреты. В то время резко ограничили зарубежные поездки из СССР, а для нас, выпускников спецгруппы, не могло быть и речи об обещанном распределении, связанном с зарубежными командировками. Перед нами извинились и предложили самим искать себе работу. Тогда Павел Алексеевич предложил мне поступить в аспирантуру и остаться на кафедре. Но меня тянуло к конкретной прикладной работе. Поэтому я поступил на работу в тот институт, где выполнял исследовательскую дипломную работу. Это был ГНИИХТЭОС. Павел Алексеевич не обиделся на мой отказ от его предложения и с большим пониманием отнёсся к моему решению. Я продолжал поддерживать связь с кафедрой и лично с Павлом Алексеевичем. Через год Павел Алексеевич снова предложил мне поступить в аспирантуру. Не уходя из ГНИИХТЭОС, я согласился поступить в заочную аспирантуру. После сдачи вступительных экзаменов по иностранному языку и истории КПСС был дан положенный срок для подготовки к экзамену по специальности. Очень интересно проходил этот экзамен. Однажды вызвали меня на кафедру, не сказав о цели приезда. Я приехал, вся кафедра была в сборе, и ждали Павла Алексеевича. Когда Павел Алексеевич приехал, он объявил, что сейчас будет приём моего вступительного экзамена. Тогда я ещё не успел даже приступить к подготовке к экзамену, поэтому можно себе представить мою реакцию. Я сказал, что ещё не готов, а назначенная дата экзамена ещё не скоро, на что Павел Алексеевич ответил, что после предстоящей подготовки к экзамену я, конечно, сдам, но стоит ли тратить время на то, что и так ясно. И тогда он задал несколько формальных вопросов и предложил мне оценку за «экзамен» «хорошо» и разъяснил, что этот предмет знать на «отлично» невозможно и пошутил: «Даже я не знаю его на “отлично”». Но вот с последним никто не согласился. Павел Алексеевич предложил мне тему диссертации как продолжение работы аспиранта из Индии Д.К. Роя и связанную с абсорбцией сернистого газа водой в аппарате скоростного массообмена. Я стал изучать литературу, отрабатывать методику эксперимента и потратил на это почти год. Но в конце концов понял, что эта работа не для меня. Это была скорее методическая работа. Многие исследователи использовали систему вода—сернистый газ для изучения массообмена. Павел Алексеевич предполагал, что в аппарате скоростного массообмена удастся определить долю диффузионной и химико-кинетической составляющей в процессе абсорбции сернистого газа, что помогло бы в будущих исследованиях массообмена. Меня тянуло к работе, связанной с разработкой оборудования для промышленной технологии, и тогда я объяснил Павлу Алексеевичу своё отношение к теме диссертации. Как это было и раньше, он также с пониманием отнёсся к моим капризам и сказал, что хорошая диссертация получится в том случае, если работа над ней нравится, и делаешь её с удовольствием. И предложил мне самому выбрать тему. После изучения литературы я решил заняться исследованием тонких вопросов гидродинамики, хотелось найти истинное распределение скорости в плёнках жидкости. Естественно, опыта научно-исследовательской работы было у меня немного и, как убедился позже, я взялся за невыполнимую работу. Но тогда я работал с большим увлечением, были запланированы сложнейшие эксперименты с использованием газового лазера и стерео-микрофотосъёмки. В ГНИИХТЭОС Павел Алексеевич пользовался большим авторитетом и уважением, поэтому мне как аспиранту профессора П.А. Семёнова шли навстречу, несмотря на то, что тема диссертации не совпадала с моей основной работой. Для меня приобрели лазер и многое другое, что предназначалось для стерео-микрофотосъёмки. Я затратил на эту работу два года и окончательно понял, что такая сложная работа мне не по силам. Я предложил третий вариант темы диссертации и эту работу довёл до конца. Возвращаясь к тому времени, скажу, что я нисколько не жалею о годах, ушедших на мои поиски, приобретённый практический опыт бесценен. После защиты диссертации мои связи с Павлом Алексеевичем продолжались вплоть до его кончины. В заключение я ещё раз хочу сказать, что мне повезло в жизни, так как я работал рядом и под руководством Павла Алексеевича. Повороты моей судьбы в лучшую сторону как в студенческие годы, так и позже были связаны исключительно с Павлом Алексеевичем. Те жизненные уроки и знания, которые я получил от него, помогли мне в дальнейшей жизни.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты