Станислав Ванвакиди: новый дресс-код МВД и гобелен для комсомола
7 февраля 2021 года на сайте michm.ru были опубликованы без подписей три черно-белых фотографии, на одной из которых я узнал ныне покойного СТАНИСЛАВА ПАНТЕЛЕЕВИЧА ВАНВАКИДИ - художника-оформителя МИХМа.
Его профессиональные услуги были когда-то у нас с успехом востребованы для формирования идеологического имиджа института. Ванвакиди разрабатывал дизайн и сам воплощал в материалах многочисленные средства наглядной агитации: лозунги, транспаранты, стенды, афиши мероприятий, праздничное убранство актового зала, здания вуза и колонны демонстрантов в дни государственных праздников. Ему передавались заказы и на рутинное написание от руки объявлений и, увы, некрологов, которые по традиции размещались в главном вестибюле МИХМа. Станислав Ванвакиди выполнял свою работу творчески, добросовестно и аккуратно.
Для размещения его мастерской была выделена светлая просторная комната на втором этаже, на стыке коридоров полуциркуля и главного корпуса. Мне приходилось часто бывать у Ванвакиди для обсуждения вариантов дизайна помещений и издательской продукции приемной комиссии. Со Станиславом Пантелеевичем было интересно общаться, он был добросердечным, искренним, неунывающим человеком. Его советы профессионально подготовленного художника-дизайнера Текстильного института были для нас полезны.
Изредка он приглашал некоторых сотрудников МИХМа в мастерскую, которую арендовал в ветхом флигеле на улице Большая Полянка. Там отмечались его дни рождения с приготовлением шашлыка в печи-камине, там мы и запросто беседовали на волновавшие темы из жизни Москвы, о новых культурных и спортивных событиях, об институтской повседневности за накрытым им столом. Ведь Станислав был уроженцем Абхазии и кавказского радушия было ему не занимать. Со мной вместе в этой уютной мастерской бывали А.В. Каталымов, В.С. Пахомов, А.Г. Паршин, В.М. Володин, В.И. Бабиевский, А.И. Васин и другие коллеги. Не знаю, сохранился ли до настоящего времени этот двухэтажный домик, в верхнем этаже которого нас принимал хозяин студии. Мне это неизвестно, так как я давно уже не бывал в тех местах...
И вот однажды художник рассказал нам об одном важном заказе, который был им получен когда-то от Министерства внутренних дел СССР. В конце 1960-х гг. новый министр Н.А. Щелоков инициировал замену милицейской формы унылого тёмно-синего тона на обмундирование нового дизайна и цвета маренго. Создание новой милицейской экипировки курировал Отдел вещевого обеспечения ХОЗУ МВД СССР, который заказал профессиональным дизайнерам дать предложения по моделям униформы с новой эстетической составляющей. С.П. Ванвакиди утверждал, что был принят именно его вариант тогдашнего милицейского дресс-кода с заменой шинелей на пальто и плащи, с введением повседневных мундиров с рубашками под галстук в серой гамме расцветки.
В подтверждение правоты своего рассказа художник достал папку с оригиналами эскизов формы личного состава милиции, которые он представлял на конкурс и предложил мне выбрать одну из этих работ. Я остановился на модели парадно-выходной зимней одежды вне строя комиссара милиции. Этих званий высшего начальствующего состава давно нет, они были заменены на таковые генеральские в 1975 году. На поле рисунка Станислав размашисто написал: "На память от автора", поставил подпись и дату - 5 VI 1985 г. И вот уже 35 лет я храню это дар в память о наших дружеских отношениях с ним.
Вскоре Станислав Пантелеевич удивил всех нас своей новой работой, получившей даже высокое общественное признание. В 1987 году в Москве собирался юбилейный XX съезд ВЛКСМ и комсомольские вожаки решили украсить к этому событию зал заседаний своего Центрального комитета художественным панно подобающего этому месту содержания. Заказ на гобеленовый ковер по теме "История комсомола" был поручен Ванвакиди. Этот ковер каких-то гигантских размеров был изготовлен по его эскизам на Судженской ковровой фабрике в Курской области, в технике ручного безворсового ткачества.
Помниться, Станиславу было необходимо представить свое произведение комиссии заказчика и он попросил разрешения вывесить ковер на стене диетического зала столовой МИХМа на третьем этаже (да, у нас был и такой зал с неплохим выбором блюд!). Мы тоже с любопытством разглядывали работу Ванвакиди, иллюстрирующую в художественных образах путь развития этой молодежной организации в СССР. Этап приемки - сдачи гобелена прошел успешно, а вскоре Станислав Пантелеевич оповестил о присуждении ему за это произведение премии Ленинского комсомола. И после этого в торжественной обстановке он стал появляться в темном костюме с лауреатским знаком на лацкане пиджака. Интересно, сохранилась ли где-то эта уникальная работа? Известно, что Судженская ковровая фабрика сгорела в годы перестройки и сейчас ее оригинальные ковровые изделия ценятся на художественном рынке. Ну, а этому гобелену теперь бы место или в музее, или в интерьере общественно значимого здания.
Я попытался найти в Интернете фото современного вида бывшего актового зала ЦК ВЛКСМ на Маросейке 3/13. Теперь в этом помещении площадью 400 кв. м офис с интерьером в минималистическом стиле. Присутствия здесь гобелена "История ВЛКСМ" я ожидаемо не обнаружил. Станислав Пантелеевич Ванвакиди ушел из жизни неожиданно и загадочно. Он как-то внезапно исчез из круга общения и перестал бывать на работе. И вот нам вдруг сообщили, что его нашли в мастерской на Большой Полянке без признаков жизни. Он, видимо, скоропостижно скончался от сердечной недостаточности или инсульта. Нашего товарища похоронили какие-то неизвестные люди, которые о кончине Станислава Пантелеевича никого в МИХМе оповещать не стали.
Вечный покой и Царствие Небесное скромному труженику МИХМа, этому доброму и весёлому по жизни человеку!
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ