УНИКАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ МИХМа
(К двадцатилетию составления научного каталога корпоративной коллекции)
В конце 2000 года из печати вышел каталог собрания художественной керамики, исторически связанного с Московским институтом химического машиностроения. Научное описание уникальной коллекции раритетных майоликовых изделий МИХМа вышло тиражом в 3000 экз. под названием: "КЕРАМИКА АБРАМЦЕВА В СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ" в московском издательстве "ЖИРАФ". Профессиональное описание коллекции выполнила ведущая в России исследовательница русской художественной культуры эпохи модерна, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор искусствоведения Мария Владимировна НАЩОКИНА. Она привлекла к сотрудничеству в создании каталога заместителя директора по научной работе Музея-усадьбы "АБРАМЦЕВО" Ольгу Ивановну АРЗУМАНОВУ, а мне было предложено снабдить работу сведениями о провенансе вещей, т.е. об истории образования университетской коллекции и бытовании здесь ее предметов.
История появления в здании МИХМа художественной коллекции раритетных майоликовых изделий началась ещё в 1920-х гг. Тогда в наших корпусах существовал Московский политехникум имени В.И. Ленина, в котором была реализована подготовка специалистов по технической керамике: огнеупорных изделий, труб для транспортировки химических едких веществ, элементов футеровки аппаратуры, кровельной черепицы. В качестве базы для производственной практики студентов техникуму был передан небольшой завод-мастерская керамических изделий на окраине Москвы, за Бутырской заставой. Здесь обучала студентов премудростям обжига силикатов замечательная Тамара Борисовна БАДЫШТОВА (БОМШТЕЙН), которую мы все хорошо запомнили как строгого доцента кафедры ОХТ МИХМа и радетельницу художественной самодеятельности института. Предприятие было основано ещё в начале 1900-х гг. по адресу: 2-я улица Ямского Поля, д.33 знаменитым предпринимателем и художественным деятелем России Саввой Ивановичем МАМОНТОВЫМ для выполнения работ по созданию архитектурной и интерьерной керамики.
Этот гончарный завод, получивший название АБРАМЦЕВО по имению Мамонтова в Подмосковье, выполнял малосерийное тиражирование и индивидуальное изготовление художественных майоликовых изделий по моделям, созданным выдающимися представителями русской художественной культуры. В работе мастерских завода АБРАМЦЕВО принимали участие известные художники и скульпторы М.А. Врубель, В.А. Серов, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, Н.Н. Сапунов, А.Т. Матвеев и другие. Они создавали здесь в пластичных материалах прототипы скульптур, элементов архитектурного декора, печных изразцов, интерьерных вещей, а перед обжигом подбирали им цветовую гамму декора и покрытия из глазури.
Здесь создавались керамические панно для декорирования фасадов известных московских зданий: гостиницы "Метрополь", Ярославского вокзала, Третьяковской галереи, многих частных особняков. Русская керамика - изделия из цветной обожжённой глины, покрытые непрозрачной глазурью с изумительными по красоте эффектами радужного сияния и металлического блеска, завоёвывала признание на всероссийских и международных выставках, нашла многочисленных последователей.
После прекращения заводом АБРАМЦЕВО деятельности по выпуску художественной керамики сотни невостребованных образцов этих изделий оставались в его мастерских и постепенно перемещались в здание политехникума, видимо, для украшения интерьеров занимаемых им помещений.
С 1932 года техникум был вынужден потесниться и часть помещений передал вновь учрежденному МИХМу. Поэтому с той поры многие великолепные керамические изделия стали украшением читальных залов библиотеки, кабинетов администрации, некоторых лабораторий, то есть перешли по наследству к институту.
Со студенческих лет мне запомнилось наличие большого числа диковинных майоликовых изделий во многих помещениях МИХМа: в читальных залах и фондовом хранении библиотеки, в кабинете ректора, в вычислительном центре, на кафедре истории и философии и др. Даже в нашей 3-й проблемной лаборатории керамические изделия украшали рабочие места сотрудников. Многие из этих предметов со временем стали исчезать, разбиваться, перемещаться с места на место, пока их осталось не более двух десятков. Их никто не учитывал, не заботился об их сохранности...
Где-то около 1998 года мне попалась небольшая книжечка-каталог выставки произведений великого художника М.А. Врубеля в музее-усадьбе АБРАМЦЕВО. И я с большим удивлением прочёл в описаниях происхождения ряда экспонатов - из числа наиболее значимых произведений мастера - фразу: "Поступил из Московского института химического машиностроения в 1956 году". Меня просто ошеломила догадка о том, что если в 1950-х гг. мы передали в музей несколько драгоценных произведений Врубеля, то в МИХМе-МГУИЭ могло остаться ещё что-то из его творческого наследия!
С этой гипотезой я пришел к нашему ректору профессору М.Б. ГЕНЕРАЛОВУ, который был очень воодушевлен таким предположением и решил немедленно приступить к инвентаризации остатков собрания художественной керамики МИХМа. Мы вместе с ним стали обходить помещения университета, разыскивая сохранившиеся предметы из майолики, переносили их для сохранности и изучения в закрытую аудиторию военной кафедры.
С целью проведения профессиональной экспертизы коллекции из сохранившихся 15 предметов мы пригласили ведущих искусствоведов отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи, специалистов Государственного исторического музея и музея-усадьбы АБРАМЦЕВО. Все они единодушно подтвердили высокую художественную ценность коллекции керамики МГУИЭ и стали настаивать о передаче ее в один из художественных музеев. Но Михаил Борисович отверг все эти предложения, заявив музейщикам, что мы сами будем хранить и изучать коллекцию, сделаем ее полезной для воспитания у студентов должного отношения к сохранению культурного наследия и доступной для исследования специалистами.
Мария Владимировна Нащокина выполнила тщательное искусствоведческие исследование коллекции, которое подтвердило принадлежность ее предметов творческому наследию выдающихся художников и скульпторов рубежа XIX и XX столетий. Правда, произведений М.А. Врубеля у нас, увы, не оказалось, но зато в МИХМе сохранились работы В.А. Серова, А.Я. Головина, Н.Н. Сапунова, П.И. Бромирского и других корифеев керамической пластики.
По результатам исследования коллекции был подготовлен к изданию вышеупомянутый каталог, который вызвал подлинную сенсацию в художественных кругах. Это было первое монографическое описание феномена явления "Керамика АБРАМЦЕВА" в России. Ее существование в качестве КОРПОРАТИВНОЙ КОЛЛЕКЦИИ технического вуза было беспрецедентным в стране.
О признании МГУИЭ не только как центра инженерной экологии, но и как созидателя экологии культуры заговорили повсюду: в средствах массовой информации, в профессиональной среде художников, в вузовских, учёных и музейных кругах. Для студентов и сотрудников, абитуриентов вуза стали обыкновением экскурсии по осмотру коллекции, а для наших гостей ее экспонаты служили подтверждением яркой гуманитарной составляющей воспитания студентов, были предметом всеобщего восхищения уникальным собранием.
Дирекция Третьяковской галереи предложила организовать совместную выставку керамики АБРАМЦЕВА из их коллекции и нашего собрания, правда для этого была необходима профессиональная дорогостоящая реставрация предметов. Университет учел это пожелание и к 2010 году музейные реставраторы выполнили необходимые работы по восстановлению сплошности глазурованных покрытий, нарушений целостности предметов и их консервации. Для керамической коллекции было выделено отдельное охраняемое помещение, оборудованное по правилам музейного экспонирования вещей.
К нам было много обращений по поводу осмотра коллекции специалистами. Мне доводилось сопровождать при посещении нашего художественного собрания сотрудников Государственного исторического музея, Российской академии художеств, музея Строгановского училища, Театрального музея, музея керамики Кусково и других культурных институций. Все единодушно отмечали, что наш каталог, поступивший во все профильные музеи России и ряда зарубежных стран, а также к антикварам и к коллекционерам, по существу, являлся единственным в России пособием для искусствоведческого анализа образцов керамики АБРАМЦЕВА.
И только в 2019 году вышел ещё один научный каталог этой тематики, правда, не поступивший в продажу. Только ограниченному числу библиотек, музейных работников и коллекционеров предназначался в дар том "АБРАМЦЕВСКАЯ КЕРАМИКА В ЧАСТНОМ СОБРАНИИ" который содержал описание 55 предметов хранящейся в Лондоне коллекции олигарха Петра АВЕНА. Автор каталога искусствовед Элеонора Викторовна ПАСТОН как-то звонила мне с просьбой передать на выставку к юбилею художника Александра Головина в Третьяковской галерее керамическое блюдо из коллекции МГУИЭ. Но, к сожалению, реставрация нами блюда к тому времени была ещё не проведена.
В настоящее время музейное собрание керамики михмовского происхождения находится в отдельном помещении здания МОСПОЛИТЕХа на Большой Семёновской улице. Свободного посещения его пока нет, но меня туда изредка допускают для осмотра состояния экспонатов. Я даже записал там на видеокамеру подробный рассказ о происхождении коллекции и ее составе по просьбе работников музея Высшей школы печати и медиаиндустрии МОСПОЛИТЕХа. Мы не устаем надеяться, что настанет время, когда, наконец, обретём организованный для всех студентов и преподавателей экскурсионный доступ к памятникам русской художественной культуры из собрания керамики МИХМа - МГУИЭ. Ну, а я постараюсь в ближайшее время на нашем сайте рассказать о наиболее значимых артефактах, составляющих гордость этого собрания.
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ