Художник Ахмет Китаев: история одного портрета

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 4 промежуточные версии 1 участника)
Строка 3: Строка 3:
  
 
[[Файл:Китаев_автопортрет.jpg|200px|center|thumb|Ахмет Китаев. Автопортрет]]
 
[[Файл:Китаев_автопортрет.jpg|200px|center|thumb|Ахмет Китаев. Автопортрет]]
 
  
 
[[Файл:Китаев_Нигматулин.jpg|200px|right|thumb|Р.И. Нигматуллин]]
 
[[Файл:Китаев_Нигматулин.jpg|200px|right|thumb|Р.И. Нигматуллин]]
 
 
[[Файл:Китаев_Каргин.png|200px|left|thumb|В.А. Каргин]]
 
[[Файл:Китаев_Каргин.png|200px|left|thumb|В.А. Каргин]]
 
+
[[Файл:Китаев_автограф.jpg|right|200px|thumb|На страже мира. Репродукция с автографом А. Китаева]]
 
+
 
Мы познакомились с Ахметом Китаевым 31 августа 1983 года. Тогда, в канун нового учебного года профессор Габдулла Гайфуллович Сагидуллин пригласил, нас - нескольких своих коллег и друзей - попариться в Центральных банях. Ныне эти фешенебельные бани не существуют, они пострадали от пожара в 1990-х гг. и теперь перестроены в ресторан "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК".
 
Мы познакомились с Ахметом Китаевым 31 августа 1983 года. Тогда, в канун нового учебного года профессор Габдулла Гайфуллович Сагидуллин пригласил, нас - нескольких своих коллег и друзей - попариться в Центральных банях. Ныне эти фешенебельные бани не существуют, они пострадали от пожара в 1990-х гг. и теперь перестроены в ресторан "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК".
 
Это приглашение с энтузиазмом приняли, вместе со мной, В.С. Пахомов, А.В. Каталымов, А.Г. Паршин, В.И. Ахременков. Мы знали, что Габдулла Гайфуллович имел постоянный абонемент в эти бани и раз в неделю один из номеров категории "люкс" на несколько часов был в его распоряжении. В предбаннике в назначенное время нас ожидали сам профессор Сагидуллин и ещё один незнакомый мужчина лет шестидесяти, стриженный наголо, с карими живыми глазами. "Познакомьтесь,- представил его хозяин,- это мой друг, художник Ахмет Китаев".
 
Это приглашение с энтузиазмом приняли, вместе со мной, В.С. Пахомов, А.В. Каталымов, А.Г. Паршин, В.И. Ахременков. Мы знали, что Габдулла Гайфуллович имел постоянный абонемент в эти бани и раз в неделю один из номеров категории "люкс" на несколько часов был в его распоряжении. В предбаннике в назначенное время нас ожидали сам профессор Сагидуллин и ещё один незнакомый мужчина лет шестидесяти, стриженный наголо, с карими живыми глазами. "Познакомьтесь,- представил его хозяин,- это мой друг, художник Ахмет Китаев".
 
  
 
[[Файл:Китаев_Петрянов-Соколов.png|200px|left|thumb|Академик И.В. Петрянов-Соколов]]
 
[[Файл:Китаев_Петрянов-Соколов.png|200px|left|thumb|Академик И.В. Петрянов-Соколов]]
 
 
 
[[Файл:Китаев_Колотыркин.png|200px|left|thumb|Академик Я.М. Колотыркин, зав. кафедрой коррозии МИХМа]]
 
[[Файл:Китаев_Колотыркин.png|200px|left|thumb|Академик Я.М. Колотыркин, зав. кафедрой коррозии МИХМа]]
  
Строка 24: Строка 18:
  
  
 
+
[[Файл:Китаев_новая_жизнь.jpg|right|200px|thumb|Мы идём в новую жизнь]]
 
+
[[Файл:Китаев_автограф.jpg|right|200px|thumb|На страже мира. Репродукция с автографом А. Китаева]]
+
  
 
Студия Ахмета занимала светлое помещение типа школьной классной комнаты. В ней был небольшой помост с креслом, где могла разместиться стоя или в кресле модель, несколько мольбертов и скудная мебель. Из картин в мастерской помню две: портрет певца П. Лисициана и автопортрет самого Ахмета в детстве с бабушкой. Было ещё несколько холстов, обращённых "лицом" к стене.
 
Студия Ахмета занимала светлое помещение типа школьной классной комнаты. В ней был небольшой помост с креслом, где могла разместиться стоя или в кресле модель, несколько мольбертов и скудная мебель. Из картин в мастерской помню две: портрет певца П. Лисициана и автопортрет самого Ахмета в детстве с бабушкой. Было ещё несколько холстов, обращённых "лицом" к стене.
Строка 40: Строка 32:
 
Стали популярны его работы в бытовом и героическом жанрах, многочисленные портреты. Я сам со школьных лет помню дипломную работу А. Китаева 1950 года "Пушкин у Бенкендорфа". Много раз в журналах попадались фото с его работ идеалистического советского времени, многократно тиражировался портрет В.И. Ленина, выполненный по фотографии. Портрет Н.И. Басова был готов к сентябрю 1984 года, но никогда в стенах МИХМа не появлялся. Он висел дома у Николая Ивановича, а после его кончины семья  дочери Елены Басовой передала портрет на кафедру "Полимерное машиностроение".
 
Стали популярны его работы в бытовом и героическом жанрах, многочисленные портреты. Я сам со школьных лет помню дипломную работу А. Китаева 1950 года "Пушкин у Бенкендорфа". Много раз в журналах попадались фото с его работ идеалистического советского времени, многократно тиражировался портрет В.И. Ленина, выполненный по фотографии. Портрет Н.И. Басова был готов к сентябрю 1984 года, но никогда в стенах МИХМа не появлялся. Он висел дома у Николая Ивановича, а после его кончины семья  дочери Елены Басовой передала портрет на кафедру "Полимерное машиностроение".
  
[[Файл:Басов_портрет.jpg|right|200px|thumb| Ректор МИХМа Н.И. Басов]]
+
[[Файл:Басов_портрет.jpg|center|200px|thumb| Ректор МИХМа Н.И. Басов]]
 
+
 
+
 
+
  
 
Ныне эта работа А.И. Китаева украшает кабинет декана факультета химической технологии и биотехнологии Московского политехнического университета.
 
Ныне эта работа А.И. Китаева украшает кабинет декана факультета химической технологии и биотехнологии Московского политехнического университета.
 
  
 
<p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p>
 
<p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p>
                                    Подписи под илл.
 
 
 
Мы идём в новую жизнь
 
 
 
 
 
 
 
--
 

Текущая версия на 21:54, 29 июня 2020

В 2020 году исполнилось 95 лет со дня рождения известного московского художника
Ахмета Ибадулловича КИТАЕВА
(1925 - 1996),
замечательного портретиста, известного своими работами и в академической научной среде, и в кругах вузовской профессуры.

Ахмет Китаев. Автопортрет
Р.И. Нигматуллин
В.А. Каргин
На страже мира. Репродукция с автографом А. Китаева

Мы познакомились с Ахметом Китаевым 31 августа 1983 года. Тогда, в канун нового учебного года профессор Габдулла Гайфуллович Сагидуллин пригласил, нас - нескольких своих коллег и друзей - попариться в Центральных банях. Ныне эти фешенебельные бани не существуют, они пострадали от пожара в 1990-х гг. и теперь перестроены в ресторан "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК". Это приглашение с энтузиазмом приняли, вместе со мной, В.С. Пахомов, А.В. Каталымов, А.Г. Паршин, В.И. Ахременков. Мы знали, что Габдулла Гайфуллович имел постоянный абонемент в эти бани и раз в неделю один из номеров категории "люкс" на несколько часов был в его распоряжении. В предбаннике в назначенное время нас ожидали сам профессор Сагидуллин и ещё один незнакомый мужчина лет шестидесяти, стриженный наголо, с карими живыми глазами. "Познакомьтесь,- представил его хозяин,- это мой друг, художник Ахмет Китаев".

Академик И.В. Петрянов-Соколов
Академик Я.М. Колотыркин, зав. кафедрой коррозии МИХМа

После посещения парной, за столом, возник общий разговор, из которого мы узнали, что Ахмет - профессиональный живописец, специализируется на портретном жанре. Так, им за последние годы были написаны портреты пятнадцати сотрудников Физико-химического института имени Карпова, высоко оцениваемых в стране и в химическом сообществе учёных - академиков В.А. Каргина, И.В. Петрянова-Соколова, Я.Б. Колотыркина и других корифеев. Недавно он закончил портрет молодого члена-корреспондента АН СССР Р.И. Нигматуллина, имя которого как выдающегося ученого-механика из МГУ нам было известно. Отмечу, что ныне академик Р.И. Нигматуллин получил своими трудами мировое признание и составил достойную конкуренцию академику А.М. Сергееву при выборах президента РАН в 2017 году.

Тут Габдулла Гайфуллович и внёс свое интересное предложение: "В 1984 году исполняется 60 лет нашему ректору НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ БАСОВУ. Давайте попросим Ахмета написать небольшой его портрет и это будет подарком от коллектива вуза юбиляру. "Конечно же, эта мысль стала подробно обсуждаться в разных аспектах и мы решили продолжить разговор в мастерской художника, в которую нас тут же пригласил поехать сам А.И. Китаев. Мы отправились в район Профсоюзной улицы, где в типовом школьном пятиэтажном здании находились мастерские профессиональных живописцев и графиков.


Мы идём в новую жизнь

Студия Ахмета занимала светлое помещение типа школьной классной комнаты. В ней был небольшой помост с креслом, где могла разместиться стоя или в кресле модель, несколько мольбертов и скудная мебель. Из картин в мастерской помню две: портрет певца П. Лисициана и автопортрет самого Ахмета в детстве с бабушкой. Было ещё несколько холстов, обращённых "лицом" к стене.

Ахмет достал папку с репродукциями своих работ. Их оказалось много, часть из них демонстрировалась на всесоюзных выставках и публиковалась в цвете в журнале "ОГОНЕК". Мне понравился портрет 1975 года молодого бойца у входа в райхсканцелярию в Берлине под названием "На страже мира" и эту иллюстрацию автор захотел мне тут же подарить. И нам всем, и самому Ахмету идея написать портрет Н.И. Басова пришлась по душе.

Г.Г. Сагидуллин взялся уговорить Николая Ивановича позировать художнику в мастерской. Ректор не хотел соглашаться, ссылаясь на занятость, но когда ему показали портреты других учёных, которые тоже подвергались утомительной процедуре позирования, согласился на десять сеансов по часу или два в день. Николай Иванович, сидя в статичной позе, слушал при этом рассказы художника об интересных фактах его биографии.

Ведь Ахмет рано проявил свой талант: рисунок, посланный им на конкурс в журнал "Юный художник", получил в 1938 году премию, когда ему было 13 лет. Но, живя с семьёй ссыльного деда в таёжной глубинке, мальчик не имел возможности проявить свои способности. Тогда в 1940 году он отважился написать письмо самому И.В. Сталину. Ахмет написал, что у него нет ни бумаги, ни красок, а ему хотелось бы стать настоящим художником. И вскоре в их бедное жилище приехал местный начальник из НКВД и сообщил, что мальчика вызывают в Москву учиться. Ахмета привезли в столицу и определили в художественную школу с интернатом. Затем он окончил Суриковском художественный институт, стал членом Союза художников СССР, сам преподавал и много работал.

Пушкин и Бенкендорф

Стали популярны его работы в бытовом и героическом жанрах, многочисленные портреты. Я сам со школьных лет помню дипломную работу А. Китаева 1950 года "Пушкин у Бенкендорфа". Много раз в журналах попадались фото с его работ идеалистического советского времени, многократно тиражировался портрет В.И. Ленина, выполненный по фотографии. Портрет Н.И. Басова был готов к сентябрю 1984 года, но никогда в стенах МИХМа не появлялся. Он висел дома у Николая Ивановича, а после его кончины семья дочери Елены Басовой передала портрет на кафедру "Полимерное машиностроение".

Ректор МИХМа Н.И. Басов

Ныне эта работа А.И. Китаева украшает кабинет декана факультета химической технологии и биотехнологии Московского политехнического университета.

В.А. ЛЮБАРТОВИЧ

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты