Джаз, Михаил Кулль

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 21: Строка 21:
  
 
Молодежное кафе «Аэлита», cтавшее вторым джазовым местом в Москве, создавалось в большей степени усилиями молодых энтузиастов — архитекторов и дизайнеров при необходимой поддержке Тимирязевского райкома комсомола. Не вдаваясь в подробности истории «Аэлиты», изложенные в моей статье в журнале «Джаз.Ру» №3(35)-2011, остановлюсь на перечислении первых музыкантов, игравших в кафе. Это были Евгений Геворгян (ф-но), Николай Громин (гитара), Андрей Геворгян (к-бас) и Владимир Журавский (ударные). Звучала вполне традиционная музыка, особенно когда к играющим присоединялись Владислав Грачев (труба) и Игорь Воронов (кларнет, теноп сакс.). В «Аэлите» сформировался Диксиленд Грачева, ставший на много лет вперед лучшим московским ансамблем традиционного джаза. Тем не менее, на сцене «Аэлиты», как и в «Молодежном», переиграли многие тогдашние джазмены всех стилистических привязанностей. Кафе пользовалось популярностью у писательско-поэтической аудитории, в то время как художники и архитекторы были приверженцами кафе «Молодежное».
 
Молодежное кафе «Аэлита», cтавшее вторым джазовым местом в Москве, создавалось в большей степени усилиями молодых энтузиастов — архитекторов и дизайнеров при необходимой поддержке Тимирязевского райкома комсомола. Не вдаваясь в подробности истории «Аэлиты», изложенные в моей статье в журнале «Джаз.Ру» №3(35)-2011, остановлюсь на перечислении первых музыкантов, игравших в кафе. Это были Евгений Геворгян (ф-но), Николай Громин (гитара), Андрей Геворгян (к-бас) и Владимир Журавский (ударные). Звучала вполне традиционная музыка, особенно когда к играющим присоединялись Владислав Грачев (труба) и Игорь Воронов (кларнет, теноп сакс.). В «Аэлите» сформировался Диксиленд Грачева, ставший на много лет вперед лучшим московским ансамблем традиционного джаза. Тем не менее, на сцене «Аэлиты», как и в «Молодежном», переиграли многие тогдашние джазмены всех стилистических привязанностей. Кафе пользовалось популярностью у писательско-поэтической аудитории, в то время как художники и архитекторы были приверженцами кафе «Молодежное».
[[Файл:MKуль.jpg|300px|thumb|right]]
+
[[Файл:MKуль.jpg|350px|thumb|right|Михаил Куль с и медалью и значком Московского джазового фестиваля ('''MD''').Фото середины 60-х с Facebook от Давида Оструна]]
 
Кафе «СИНЯЯ ПТИЦА»
 
Кафе «СИНЯЯ ПТИЦА»
  

Версия 10:35, 21 ноября 2015

МИХАИЛ КУЛЛЬ

ДЖАЗОВАЯ МОСКВА ШЕСТИДЕСЯТЫХ

посвящается пятидесятилетию московских джазовых кафе
MK-2010-05-09-1.jpg

Михаил Ильич Кулль, коренной москвич, родился в 1935 году на Арбате. Прожил в Москве до 1999 года, когда поменял место жительства на город Йехуд в Израиле. Окончил Московский институт химического машиностроения (МИХМ). http://www.livejournal.com/users/nepe6op/2427.html

В 1955 году, играя в студенческом эстрадном оркестре, которым руководил Б.С.Фиготин, познакомился с трубачом Владиславом Грачевым. Их дружба и сотрудничество продолжались в течение 30 лет, сначала – в комбо (с участием саксофониста Владимира Шифрина), потом – в «Диксиленде Грачева». В этом составе Михаил играл в конце 60-х в кафе «Печора». После того как В.Грачев прекратил активную жизнь в джазе, до 1992 года Михаил Кулль был участником «Нового московского Джаз-бэнда» Александра Банных. С появлением московских джазовых кафе при малейшей возможности Михаил Кулль играл там. В 1964 году с собственным квартетом «открывал» кафе «Синяя птица», где играл два с половиной года. В 1967 году в квинтете с двумя тромбонами (М.Царев и И.Заверткин) участвовал в фестивале «Джаз-67». В Израиле продолжал играть джаз в собственном квинтете, с которым принимал участие в 8 ежегодных джазовых фестивалях «Джаз-глобус» в Иерусалиме. Увлекшись фотографией со дня рождения сына (1959 год), не выпускал фотокамеру из рук на всех значительных джазовых мероприятиях, поэтому собрал большой фотоархив, часть которого представлена на нашей выставке. В своих фотографиях Михаил отдает предпочтение портретам музыкантов, не забывая и о хронике событий. Некоторые фотографии были опубликованы в журнале «Джаз.Ру», в статьях Михаила Куля, посвященных джазовой жизни Москвы 60-х годов. В 2009 году вышла книга воспоминаний Михаила Кулля «Ступени восхождения». Отдавая джазу большое время, Михаил всегда оставался музыкантом-любителем, одновременно работая в НИИ, где стал кандидатом технических наук, был награжден правительственными наградами и удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР. Данная выставка фотографий Михаила Кулля приурочена к юбилею – пятидесятилетию со дней открытия первых московских молодежных кафе. После первого джаз клуба «На Раушской» (см.http://jazzartclub.ru/vladimirsadkovkin/) они стали, по сути, основной, настоящей сценой современного московского джаза. Именно там открывались музыканты и ансамбли, ставшие гордостью отечественного джаза. Представленные здесь фото сделаны в период 1962-1968 г.г. К каждому циклу фотографий даны комментарии автора. Ценность джазовой фотодокоменталистики Михаила Кулля необычайно высока, вне зависимости от качества фотографий, поскольку это хроника золотой эры советского периода джаза. Многие участники и свидетели событий тех лет с благодарностью будут всматриваться в фотографии, искать в них себя, знакомых, снова, через 50 лет будут подпитываться духом и атмосферой первых московских джазовых кафе.

MK-26-11-09.jpg

Кафе «МОЛОДЕЖНОЕ»

Кафе «Молодежное» было первым джазовым кафе в Москве и открылось оно под патронажем горкома комсомола и прочих организаций. В день открытия кафе 18 октября 1961г. на маленькой сцене кафе играли уже хорошо известные московским любителям джазмены – Алексей Козлов, Андрей Товмасян, а также Михаил Терентьев (ф-но), Марк Терлицкий (к-бас) и Александр Салганник (ударные). По некоторым данным в этот вечер играл еще один состав — квинтет Евгения Геворгяна с Игорем Вороновым (кларнет), Андреем Геворгяном (к-бас) и Владимиром Журавским (ударные). С первого же дня кафе стало пользоваться огромной популярностью: ведь это было первое место в Москве, где, практически, ежедневно звучал джаз. Поэтому «КМ» заслуженно получило неофициальный статус джазового кафе, в то же время ставшего настоящим элитарным клубом московской интеллигенции. Попасть туда всегда было невероятно трудно, хотя музыкантов обычно «проводили» либо дежурные члены Совета кафе, либо те, кто там играл на законных правах. Конечно, через час-полтора после начала звучания музыки на сцену начинали рваться пришедшие музыканты всех мастей, и выступление основного состава плавно переходило в джем-сешн, порой к неудовольству «хозяев сцены». Мне там довелось сыграть одну-две вещи считанное число раз за несколько лет, но фотокамерой я пользовался в свое удовольствие. Некоторые плоды этого – здесь. Имена всех мэтров отечественного джаза тесно связаны с историей «КМ», среди них, кроме уже упомянутых: Владимир Сермакашев и Вагиф Садыхов (лидеры знаменитого квартета КМ), Игорь Бриль, Виктор Прудовский, Владимир Кулль, Вадим Сакун, Виталий Клейнот, Алексей Зубов, Михаил Цуриченко, Георгий Гаранян, Валерий Пономарев, Игорь Высоцкий, Герман Лукьянов, Николай Громин, Алексей Кузнецов, Владислав Грачев, Михаил Царев, Андрей Егоров, Валерий Буланов и многие-многие другие.

Кафе «АЭЛИТА»

Молодежное кафе «Аэлита», cтавшее вторым джазовым местом в Москве, создавалось в большей степени усилиями молодых энтузиастов — архитекторов и дизайнеров при необходимой поддержке Тимирязевского райкома комсомола. Не вдаваясь в подробности истории «Аэлиты», изложенные в моей статье в журнале «Джаз.Ру» №3(35)-2011, остановлюсь на перечислении первых музыкантов, игравших в кафе. Это были Евгений Геворгян (ф-но), Николай Громин (гитара), Андрей Геворгян (к-бас) и Владимир Журавский (ударные). Звучала вполне традиционная музыка, особенно когда к играющим присоединялись Владислав Грачев (труба) и Игорь Воронов (кларнет, теноп сакс.). В «Аэлите» сформировался Диксиленд Грачева, ставший на много лет вперед лучшим московским ансамблем традиционного джаза. Тем не менее, на сцене «Аэлиты», как и в «Молодежном», переиграли многие тогдашние джазмены всех стилистических привязанностей. Кафе пользовалось популярностью у писательско-поэтической аудитории, в то время как художники и архитекторы были приверженцами кафе «Молодежное».

Михаил Куль с и медалью и значком Московского джазового фестиваля (MD).Фото середины 60-х с Facebook от Давида Оструна

Кафе «СИНЯЯ ПТИЦА»

Открытое усилиями партийно-комсомольских органов Свердловского района Москвы, кафе «Синяя птица» распахнуло свои двери, практически, одновременно с открытием очередного Всемирного форума молодежи. Это произошло 5 сентября 1964г. И первыми посетителями были многочисленные делегации форума. Больше всего запомнились кубинцы, какие-то все одинаковые и военизированные — а-ля Фидель Кастро, и японцы — веселые, поющие, танцующие. В тот вечер играл Михаил Кулль (ф-но), Игорь Иткин (тен.-сакс.), Александр «Огурец» Чернышев (к-бас), Владимир Лесняков (ударные). Опыт почти трехлетнего существования джазовых кафе-прародителей («КМ» и «Аэлиты») позволил взять джазовый старт с места в карьер. Если не считать первых недель, когда кафе работало по слегка закрытому режиму для иностранных гостей, в «Птичку» сразу же потянулись джазовые музыканты и не только московские. Когда через пару лет было навсегда закрыто кафе «Аэлита», «Синяя птица» стала для джазменов местом, равнопритягательным с “КМ”. А будучи несколько более демократичным и менее элитарным, имело совершенно неповторимую атмосферу музыкального и простого человеческого общения. Представленные здесь фотографии сделаны в период моей работы в кафе, по завершении которого я не посетил «Синюю птицу» ни разу. К сожалению. Кафе продолжало существовать и на многие годы оставалось одним из джазовых центров Москвы, а также прибежищем многочисленных непризнаваемых, но впоследствии всемирно известных художников. Кафе «МЕЛОДИЯ И РИТМ» Уже прекратило существование кафе «Аэлита», уже начало отходить в сторону джаз-рока и разного рода и качества рока кафе «Молодежное», уже «Синюю птицу», остававшуюся еще с джазовыми крыльями, начали активно обживать художники-нонконформисты. На этом фоне желание обрести новое место для современного джаза не давало покоя ни приверженцам новых направлений в джазе, ни энтузиастам — внештатникам комсомольских органов. Они нашли поддержку Союза композиторов, под одним из помещений которого на улице Готвальда влекла свое существование общепитовская шашлычная. В этом помещении с 29 апреля 1968 г. и начал свое годичное существование музыкальный клуб «Мелодия и ритм», как его хотел именовать Союз композиторов, но длинное название в музыкантской среде не закрепилось, остался только «Ритм». Интересы любителей джаза представляла джазовая секция со своим президиумом, собиравшимся всего пару раз для составления неких планов работы. Это было нужно Союзу композиторов. В кафе с первых дней играл один из инициаторов его создания Алексей Козлов, поменявший свою половую ориентацию. Вместе с ним играли Александр Пищиков (тен.-сакс.), Юрий Маркин (к-бас), Владимир Васильков (ударные). Вторым составом был квартет Алексея Зубова с Валерием Булановым (ударные), Борисом Фрумкиным (ф-но) и Адольфом Сатановским (к-бас). Иногда к ним подключался Леонид Гарин (вибрафон). Частым гостем кафе бывал Герман Лукьянов. В кафе собиралось много музыкантов и джемы не были редкостью.

Кафе «РОМАНТИКИ»

Кафе «Романтики» открылось на Комсомольском проспекте вскоре после «Синей птицы», это произошло в начале 1965г. С первых дней его работы там играло трио или квартет моего брата, Володи. Обычно с Александром Салганником (ударные), Марком Терлицким или Владимиром Смоляницким (к-бас), кроме них часто играли Владимир Маганет (ударные), Михаил Цуриченко (тенор- или альт-сакс.) и Алексей Кузнецов (гит.). Мне тоже часто предоставлялась возможность поиграть в трио в этом уютном кафе, которое почему-то избрали местом своих встреч туристы, путешественники, и прочие географы-океанографы. Им было, о чем рассказать, поэтому бывало интересно послушать интересных людей. Звучало на вечерах много самодеятельной, бардовской песни. «Романтики» были чуть менее популярны, чем «Аэлита» и «КМ», тем не менее, там часто собирались многие известные музыканты поиграть вместе на джемах. Небольшое количество фотографий объяснимо: я приходил туда поиграть, часто помногу, поэтому фотографировать приходилось очень мало.

Кафе «РОВЕСНИКИ»

Кафе «Ровесники» открылось даже раньше «Синей птицы», скорее всего, в 1963г. Сеть молодежных кафе начала разрастаться, но не все они позволяли себе пользоваться услугами джазовых составов. Тем не менее, в «Ровесниках» играли джаз, хотя не помню, был ли там постоянный состав. Кафе находилось достаточно далеко от центра, где-то «на Соколе», поэтому особой популярностью не пользовалось. Однако, именно там, в начале 1964г. горком комсомола вместе с представителями Союза композиторов организовал прослушивание «коллективов», претендовавших на возможность играть в молодежных кафе. Благодаря оставшимся фотографиям помню некоторых участников прослушивания: квартет Владимира Кулля (с Алексеем Кузнецовым и певцом Генрихом Гиндиным), секстет Евгения Баранова-Адольфа Шейнина-Михаила Царева, квартет Михаила Цуриченко. Мы с Владиславом Грачевым в каком-то полутрадиционном составе тоже предстали перед жюри. Каких-нибудь практических результатов этого прослушивания не помню. А может быть, их и не было.

These Foolish Things - YouTube www.youtube.com На сцене Михаил Кулль - клавиши, Игорь Тертычный - кларнет, Владимир... 5 ноября 2011 http://www.youtube.com/watch?v=ZR2fa37e3GM

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты