За кадры химического машиностроения Спецвыпуск №11 16 сентября 2018

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(СЫН ПОЛКА (автобиография))
(ОТ ФАКУЛЬТЕТА ДО ВЕДУЩЕГО ВУЗА ОТРАСЛИ)
Строка 84: Строка 84:
 
[[Файл:Выпуск-иностранцы-2.jpg|400px|thumb|right|Выпуск иностранных учащихся в 70-е гг. Справа налево 1-й ряд: Г.В. Добролюбов, Н.С. Прохорова, Э.Ф. Шургальский, студентка?, виднеется Ф. М. Гасанова, А.М. Кутепов, секр. деканата Е.Бушмаринова.]]
 
[[Файл:Выпуск-иностранцы-2.jpg|400px|thumb|right|Выпуск иностранных учащихся в 70-е гг. Справа налево 1-й ряд: Г.В. Добролюбов, Н.С. Прохорова, Э.Ф. Шургальский, студентка?, виднеется Ф. М. Гасанова, А.М. Кутепов, секр. деканата Е.Бушмаринова.]]
 
За  60  лет  наш  институт прошел путь развития от небольшого  факультета до ведущего вуза  отрасли.  И на всех этапах перед коллективом института стояла главнейшая    задача — подготовка      высококвалифицированных  инженеров  химического машиностроения, обладающих отличными знаниями и являющихся  активными  строителями  социалистического  общества.
 
За  60  лет  наш  институт прошел путь развития от небольшого  факультета до ведущего вуза  отрасли.  И на всех этапах перед коллективом института стояла главнейшая    задача — подготовка      высококвалифицированных  инженеров  химического машиностроения, обладающих отличными знаниями и являющихся  активными  строителями  социалистического  общества.
 +
 
Трудные тридцатые годы, период становления вуза, острая  нехватка    преподавателей,  частые смены  учебных
 
Трудные тридцатые годы, период становления вуза, острая  нехватка    преподавателей,  частые смены  учебных
планов,  форм и методов обучения   (вспомним печальный знаменитый лабораторно-бригадный метод обучения).   К
+
планов,  форм и методов обучения (вспомним печальный знаменитый лабораторно-бригадный метод обучения). К
преподаванию  привлекаются инженеры и ученые из промышленности,  создается  лаборатория  химического    машиностроения,     оснащенная натурными     аппаратами    и
+
преподаванию  привлекаются инженеры и ученые из промышленности,  создается  лаборатория  химического    машиностроения, оснащенная натурными аппаратами    и
 
машинами.  Разрабатываются профилирующие  курсы,  однако преподавательский коллектив    неоднороден  и  не представляет    определенной школы. Невысок пока и уровень теоретической подготовки студентов.  Основное внимание уделяется    практическим и лабораторным занятиям, производственной    практике. Во  второй  половине  30-х
 
машинами.  Разрабатываются профилирующие  курсы,  однако преподавательский коллектив    неоднороден  и  не представляет    определенной школы. Невысок пока и уровень теоретической подготовки студентов.  Основное внимание уделяется    практическим и лабораторным занятиям, производственной    практике. Во  второй  половине  30-х
годов  стабилизируются  формы  обучения,  вводятся    календарные  планы,  начинается  планирование      бюджета времени студентов, на кафедрах проводится методическая
+
годов  стабилизируются  формы  обучения,  вводятся    календарные  планы,  начинается  планирование      бюджета времени студентов, на кафедрах проводится методическая работа.  В  1939/40  учебном году проводится  первая  методическая конференция преподавателей института.    Эти мероприятия позволили    заметно повысить успеваемость студентов    (так,  в  1939/40 учебном году она    достигла 97 процентов) и уровень подготовки инженеров.
работа.  В  1939/40  учебном году проводится  первая  методическая конференция пре¬подавателей института.    Эти
+
В войну и первые послевоенные годы существенно изменился состав преподавателей и студентов. В 1945 — 1946 гг. в вуз возвращаются опытные преподаватели, в студенческий коллектив вливается большая группа бывших  фронтовиков,    которая оказала влияние на отношение к учебе,    общественной работе.  Повышение  успеваемости  становится  одной    из основных задач ректората и партийной организации института. Возрастают требования к  теоретической  подготовке
мероприятия позволили    заметно повысить успеваемость
+
студентов, увеличивается доля лекционных занятий, усиливается внимание к    учебным программам. Эти мероприятия позволили поднять уровень преподавания    всех дисциплин,  повысить  общую успеваемость  студентов    до 90,6  процента в 1949/50 учебном году. 50-е годы характеризуются расширением института. Растет число кафедр, специальностей, учебных    и научных лабораторий.  Нехватка  производственных площадей вынуждает заменять в лабораториях натурные аппараты на малогабаритные      пилотные или  модельные    установки.
студентов    (так,  в  1939/40
+
Формируются научные школы по процессам и аппаратам и конструированию  машин    и аппаратов  химической    промышленности. Профиль МИХМа как центра  подготовки  инженеров-механиков  для    химической и  смежных  с  нею отраслей промышленности окончательно формируется в 60-е годы. В этот период увеличивается подготовка  инженеров  -  исследователей    к    70-му году число их возросло до 140 человек) и, самое главное, научных  кадров  высшей  квалификации  через  аспирантуру. Институт не только полностью обеспечивает себя такими кадрами, но и помогает другим вузам — ТИХМу, ЯрПИ и многим другим.
учебном году она    достигла
+
97 процентов) и уровень подготовки инженеров.
+
В войну и первые послевоенные годы существенно изменился состав преподавателей и студентов. В 1945 —
+
1946 гг. в вуз возвращаются опытные преподаватели, в
+
студенческий коллектив вливается большая группа бывших  фронтовиков,    которая
+
оказала влияние на отношение к учебе,    общественной
+
работе.  Повышение  успеваемости  становится  одной    из
+
основных задач ректората и
+
партийной организации института. Возрастают требования
+
к  теоретической  подготовке
+
студентов, увеличивается доля лекционных занятий, усиливается внимание к    учебным программам. Эти мероприятия позволили   поднять уровень преподавания    всех
+
дисциплин,  повысить  общую
+
успеваемость  студентов    до 90,6  процента   в       1949/50 учебном году.
+
50-е годы характеризуются
+
расширением института. Растет число кафедр, специальностей, учебных    и научных
+
лабораторий.  Нехватка  производственных площадей вынуждает заменять в лабораториях натурные аппараты на
+
малогабаритные      пилотные или  модельные    установки.
+
Формируются научные школы
+
по процессам и аппаратам и
+
конструированию  машин    и
+
аппаратов  химической    промышленности. Профиль МИХМа как центра  подготовки  инженеров-механиков  для    химической
+
и  смежных  с  нею отраслей
+
промышленности окончательно формируется в 60-е годы.
+
В этот период увеличивается подготовка  инженеров  -  исследователей    к    70-му году
+
число их возросло до 140 человек) и, самое главное, научных  кадров  высшей  квалификации  через  аспирантуру. Институт не только полностью обеспечивает себя такими кадрами, но и помогает другим вузам — ТИХМу,
+
ЯрПИ и многим другим.
+
 
<table><td>[[Файл:4.jpg|250px|thumb|left|]]</td><td> [[Файл:ТСО2.jpg|400px|thumb|left|На конференции по Техническим средствам обучения. Слева направо: Е.А. Феррари, В.К. Погодин, С.П. Розанов  ]]</td><td>[[Файл:МГУИЭБуклет3.jpg|370px|thumb|center|Специальность САПР]]</td><td>[[Файл:Матвеев.JPG|240px|thumb|right|]] </td></table>
 
<table><td>[[Файл:4.jpg|250px|thumb|left|]]</td><td> [[Файл:ТСО2.jpg|400px|thumb|left|На конференции по Техническим средствам обучения. Слева направо: Е.А. Феррари, В.К. Погодин, С.П. Розанов  ]]</td><td>[[Файл:МГУИЭБуклет3.jpg|370px|thumb|center|Специальность САПР]]</td><td>[[Файл:Матвеев.JPG|240px|thumb|right|]] </td></table>
 
В середине 60-х годов выполняются первые  студенческие проекты, в которых используются ЭВМ. Для контроля знаний студентов    применяются  ТСО.  В  1962    году
 
В середине 60-х годов выполняются первые  студенческие проекты, в которых используются ЭВМ. Для контроля знаний студентов    применяются  ТСО.  В  1962    году
Строка 124: Строка 99:
 
пей ряд цикловых комиссий и советов.
 
пей ряд цикловых комиссий и советов.
 
В 70-е годы развитие института  «вширь»  фактически прекратилось,  число    специальностей,    кафедр, приемы
 
В 70-е годы развитие института  «вширь»  фактически прекратилось,  число    специальностей,    кафедр, приемы
студентов  и  аспирантов  остаются практически неизменными.  Вместе  с тем  укрепляются и приобретают    широкую ' известность  научные
+
студентов  и  аспирантов  остаются практически неизменными.  Вместе  с тем  укрепляются и приобретают    широкую известность  научные школы института, неуклонно растет число преподавателей — докторов и кандидатов наук,  повышается  научный    и педагогический  уровень  преподавателей, образуется стройная система повышения
школы института, неуклонно растет число преподавателей
+
их  квалификации.  На институт возлагается  обязанность по повышению квалификации преподавателей по семи специальностям. В практику учебной работы входит применение  ТСО  и  ЭВМ (к концу десятилетки 30 процентов  занятий  ведется с использованием ТСО,    около 50 процентов  курсовых и дипломных проектов  выполняются  с  помощью ЭВМ).  
— докторов и кандидатов наук,  повышается  научный    и педагогический  уровень  преподавателей,           образуется
+
Стабилизируется успеваемость студентов (за десятилетие она колеблется от 91 до
стройная система повышения
+
91,8  процента),  однако благодаря   совершенствованию методической работы качество подготовки    выпускников
их  квалификации.  На институт возлагается  обязанность по повышению квалификации преподавателей по семи спе¬циальностям.     В     практику
+
учебной работы входит применение  ТСО  и  ЭВМ      
+
.концу десятилетки 30   процентов  занятий  ведется     с
+
использованием ТСО,    около 50 процентов  курсовых     и
+
дипломных проектов  выполняются  с  помощью     ЭВМ).
+
Стабилизируется         успеваемость -студентов (за десятилетие она колеблется от 91 до
+
91,8  процента),  однако благодаря       совершенствованию методической работы качество подготовки    выпускников
+
 
продолжает  возрастать — неуклонно увеличивается доля дипломных проектов,  защищенных на хорошо и отлично,  растет число студентов, получивших дипломы с
 
продолжает  возрастать — неуклонно увеличивается доля дипломных проектов,  защищенных на хорошо и отлично,  растет число студентов, получивших дипломы с
 
отличием;  в  1979  году  половина  дипломных  проектов
 
отличием;  в  1979  году  половина  дипломных  проектов
Строка 140: Строка 108:
 
более целевой  — начат выпуск инженеров-пользователей САПР по трем специальностям.
 
более целевой  — начат выпуск инженеров-пользователей САПР по трем специальностям.
 
<table><td>[[Файл:МаслКул.jpg|250px|thumb|left|Учёный совет ф-та ТК и АХП. Справа налево: декан доц. И.М. Масленников, выступает зав. каф. ТИП проф. М.В. Кулаков, секретарь совета (?); На доске: Предложения по вопросу о мерах для изучения и внедрения в учебный процесс системы ЕСКД ]]</td><td>[[Файл:БалКул.jpg|300px|thumb|Справа налево: М.В. Кулаков, В.С. Балакирев - выступает с предложением по распределению учебных часов во курсам Пневмогидроавтоматика и Электроавтоматика (на доске цифры)]]</td><td>[[Файл:1983-год--80-лет-Шорин.jpg|400px|thumb|left|Юбилей С.Н. Шорина (1983 г.)]]</td><td> [[Файл:Ист1.jpg|400px|thumb|Юбилей Э.Н. Никоновой  (2003 г.)]]</td></table>
 
<table><td>[[Файл:МаслКул.jpg|250px|thumb|left|Учёный совет ф-та ТК и АХП. Справа налево: декан доц. И.М. Масленников, выступает зав. каф. ТИП проф. М.В. Кулаков, секретарь совета (?); На доске: Предложения по вопросу о мерах для изучения и внедрения в учебный процесс системы ЕСКД ]]</td><td>[[Файл:БалКул.jpg|300px|thumb|Справа налево: М.В. Кулаков, В.С. Балакирев - выступает с предложением по распределению учебных часов во курсам Пневмогидроавтоматика и Электроавтоматика (на доске цифры)]]</td><td>[[Файл:1983-год--80-лет-Шорин.jpg|400px|thumb|left|Юбилей С.Н. Шорина (1983 г.)]]</td><td> [[Файл:Ист1.jpg|400px|thumb|Юбилей Э.Н. Никоновой  (2003 г.)]]</td></table>
Новые задачи в области учебной и методической работы  стоят перед  коллективом института в грядущем десятилетии.  Как и раньше,
+
Новые задачи в области учебной и методической работы  стоят перед  коллективом института в грядущем десятилетии.  Как и раньше, нам предстоит повышать научный и педагогический уровень преподавателей, совершенствовать лабораторную базу, улучшать качество теоретической  и практической подготовки выпускников института — не только путем увеличения объема сообщаемой им информации, но и обучением их самостоятельному «добыванию» знаний. Еще большую роль в учебном процессе будут играть ТСО и ЭВМ, причем помимо использования ЭВМ для контроля знания и выполнения расчетов нам предстоит научиться применять их для обучения, студентов автоматизированному проектированию и конструированию машин, аппаратов, технологических схем.  
нам предстоит повышать научный и педагогический уровень преподавателей, совершенствовать лабораторную базу, улучшать качество теоретической  и практической подготовки выпускников института — не только путем увеличения объема сообщаемой им информации, но и обучением их самостоятельному «добыванию» знаний. Еще большую роль в учебном процессе будут играть ТСО и ЭВМ, причем помимо ис¬пользования ЭВМ для конт¬роля знания и выполнения расчетов нам предстоит на¬учиться применять их для обучения, студентов автоматизированному проектированию и конструированию машин, аппаратов, технологических схем.  
+
 
<table><td>[[Файл:ШургЗащита1.jpg|320px|thumb|left|Защита диплома отличниками ф-та ТК и АХП.]]</td><td> [[Файл:ШургЗащита2.jpg|320px|thumb|ГЭК ф-та ТК и АХП. Вопрос задаёт Э.Ф. Шургальский]]</td><td> [[Файл:ШургЗащита4.jpg|310px|thumb|Поздравление студентов, получивших "красные дипломы".]]</td><td> [[Файл:ШургЗащита3.jpg|320px|thumb|Медадь "За отличную учёбу"]]</td></table>
 
<table><td>[[Файл:ШургЗащита1.jpg|320px|thumb|left|Защита диплома отличниками ф-та ТК и АХП.]]</td><td> [[Файл:ШургЗащита2.jpg|320px|thumb|ГЭК ф-та ТК и АХП. Вопрос задаёт Э.Ф. Шургальский]]</td><td> [[Файл:ШургЗащита4.jpg|310px|thumb|Поздравление студентов, получивших "красные дипломы".]]</td><td> [[Файл:ШургЗащита3.jpg|320px|thumb|Медадь "За отличную учёбу"]]</td></table>
 
(Смотреть фрагмент кинофильма "Воспитать инженера" [[https://www.youtube.com/watch?v=YLmG4k_Npsk]])  
 
(Смотреть фрагмент кинофильма "Воспитать инженера" [[https://www.youtube.com/watch?v=YLmG4k_Npsk]])  
Строка 156: Строка 123:
  
 
Выпуск подготовили: Д.В. Зубов, Г.А. Кардашев. Сайт "Виртуальный МИХМ" http://michm.ru/ 16.09.2018
 
Выпуск подготовили: Д.В. Зубов, Г.А. Кардашев. Сайт "Виртуальный МИХМ" http://michm.ru/ 16.09.2018
 
  
 
== '''ВЕТЕРАНЫ МИХМа - МГУИЭ''' ==
 
== '''ВЕТЕРАНЫ МИХМа - МГУИЭ''' ==

Версия 12:59, 16 сентября 2018

16 сентября 2018 года, исполнилось 90 лет проректору МИХМ по учебной работе, профессору
Эдуарду Филипповичу Шургальскому!!!
Поздравляем со славным Юбилеем нашего дорогого долгожителя!!!

Спецвыпуск Шургальский.jpg

Содержание

СЫН ПОЛКА (автобиография)

Эдуард Филиппович Шургальский

Шургальский.jpg

Родился я 16 сентября 1928 года. До войны жил с родителями в городе Тирасполе Молдавской ССР. Отец был политработник воинской части, мать — учительница. С началом войны (мне было 13 лет) эвакуировался с матерью на эшелонах, поэтапно, по маршруту Одесса—Запорожье—Донбасс. Помню, эвакуация проходила организованно. Хотя эвакуировалось много мирного населения, нас почти без задержек пересаживали с эшелона на эшелон, на каждой станции был эвакопункт, где бесплатно давали кипяток, хлеб, кашу, а также справку — тем, кто не смогли захватить документы. В этом была личная заслуга организатора эвакуации Алексея Николаевича Косыгина (в 60-х годах он выдвинул экономическую программу, предоставлявшую хозяйственную самостоятельность предприятиям и колхозам, но она не была поддержана политическим руководством страны).

Конечным (но, как оказалось, не последним) пунктом эвакуации стала станция Алмазная в Донбассе. Там был металлургический завод, и я поступил в заводское ремесленное училище — учеником помощника горнового, чтобы получить рабочую карточку на питание. Учеба шла 3 часа в день, и 3 часа — вспомогательные работы в горячем цехе. Но фронт приближался, и следующим пунктом эвакуации стала станция Морозовская Ростовской области. Там меня приняли в ремесленное железнодорожное училище по специальности «ремонтник подвижного состава».
Это было время, когда летнее наступление немцев на Сталинград было в самом разгаре. По моей настоятельной просьбе и по ходатайству ж/д училища меня приняли в 59-е авиационные мастерские 8-й воздушной армии. Они располагались в железнодорожных вагонах, там поводили ремонт двигателей самолетов, иного авиационного оборудования. Я там был как бы «слесарь-подручник». Железные дороги и подвижный состав все время подвергались яростным бомбежкам немцев, которым, в конце концов, удалось разбомбить и нашу Из Сталинграда наш автобатальон переправили на левый берег Волги, в район г. Ленинска. Примерно в 100 км к востоку от Волги шла железнодорожная ветка Саратов—Палласовка. В Палласовке мы загружались снарядами, стрелковым вооружением, продуктами и везли этот груз к Волге, где груз на пароме переправлялся в героически оборонявшийся Сталинград, а когда возвращались обратно, везли раненых. Все эти рейсы шли под обстрелом.

Памятник фронтовой полуторке

Потом были победа в Сталинградской битве и наше наступление на Ростов. Шел 1943 год, я уже научился хорошо водить машину, и мне в 15 лет выдали мое первое водительское удостоверение. Водил я легендарную «полуторку». Наши шоферы, гораздые на выдумку, придумали зимой и в сезон распутицы заменять ее задние колеса колесами от ЗИСа, большего размера. И, странное дело, всепогодная проходимость машины резко возрастала. В моей кабине над ветровым стеклом был короткий, «кавалерийский» карабин. Оружие было не совсем лично мое, так как было приписано не ко мне, а к машине, входило в ее штатное оснащение. Возле населенного пункта Зимовники я попал в серьезную бомбежку — на территории склада боеприпасов. Солдаты по «катушкам» вкатывали 50-килограммовые бомбы в кузова грузовиков. И тут, откуда ни возьмись — немецкие бомбардировщики. Были прямые попадания — склад охватили гигантские факелы. Стоял оглушительный грохот — рвались бомбы, и немецкие, и наши. Лежа, как и другие, поодаль в неглубокой ямке, я вдруг вспомнил: там, в машине, под сиденьем остался новехонький комбинезон, который я еще не надевал ни разу. Какая-то неведомая сила подхватила меня и бросила в самое пекло! Как добежал до своей машины, как оказался за рулем, не помню — руки-ноги действовали автоматически. Машина, которая у меня всегда была хорошо отлажена, за-велась сразу, и я инстинктивно дал полный газ. Грузовик стремительно рванулся вперед и вынес меня из огненного ада. Я долго не мог прийти в себя. Ко мне подбежал начальник колонны старшина Хохлов и отругал меня последними словами, а потом... стиснул в объятиях и расцеловал. За этот «геройский» поступок, спасший, тем не менее, доверенную мне машину, я был награжден медалью «За боевые заслуги». Однополчане меня поздравляли. О, если бы они знали истинную причину моей отваги! Не раз на полевых аэродромах видел я наших знаменитых летчиков. Помню двух асов, братьев-близнецов по фамилии Глинка. Различались они тем, что Борис был Героем Советского Союза, а Дмитрий — дважды Героем. Это были подтянутые, щеголеватые красавцы. Фюзеляжи их самолетов Як-3 были сплошь разрисованы звездочками по числу сбитых вражеских самолетов. А в Нахичевани, пригороде Ростова я видел летчиц расквартированного там женского авиаполка ночных бомбардировщиков ПО—2. Чтобы их фанерно-полотняные машины не унесло ветром, девушки привязывали их к рельсам. В конце лета 1943 года наши войска стремительно наступали на запад. Мне уже поручали ра-боты по обслуживанию узла связи, и однажды, когда я там находился в блиндаже, совсем рядом рванула «сотка», 100-килограммовая авиабомба. Я был серьезно ранен, одна рука была сломана в нескольких местах, и вдобавок получил контузию. И пришлось мне сентябре 1943 года демобилизоваться — по состоянию здоровья. Но находиться вне армии, вне привычной мне атмосферы фронтовых дорог и полевых аэродромов я уже не мог. Я обратился с рапортом, и через политуправление воздушной армии мне дали возможность с 10 сентября 1943 года определиться в воинскую часть вольнонаемным, обслуживать узел связи, где я стал дублером водителя радиостанции, и на моем попечении находился ее движок на прицепе.

Полевой аэродром, 1942 г. Точно так же на своей полуторке подвозил нашим летчикам все необходимое 14-летний «сын полка» Э. Шургальский
Э. Шургальский — студент 1 курса МИХМа, 1948 г.

На мне оставалась военная форма, только без погон, красную звездочку на пилотке я сохранил. После освобождения нашими войсками Крыма путь нашей части лежал через Львов, Белоруссию, Литву, Польшу. Поскольку я был при радиостанции, то одним из первых узнал, что Знамя Победы водружено на берлинском рейхстаге. Весть об этом молнией разнеслась по нашей части, ее воспринимали как полную и окончательную победу в войне. Все наши пели, плясали, стреляли в воздух. Это было в городе Бунцлау (ныне Болеславец, Польша — Ред.), где похоронено сердце умершего здесь полководца М.И. Кутузова (тело Кутузова было забальзамировано, перевезено в Петербург и погребено в Казанском соборе — Ред.), День 9 мая 1945 года наша часть встретила, продвигаясь в Германию, а далее ее передислоцировали в чехословацкий город Брно, а затем на участок в 70 км западнее австрийской Вены. Моя служба в армии завершилась 1 сентября 1945 года, и уже 1 ноября 1945-го вся наша семья воссоединилась в Харькове. Весной 1946-го мы переехали в Кишинев. Там я экстерном закончил школу рабочей молодежи: за два года я фактически прошел программу шести классов: с 5-го по 10-й (начальное образование я успел получить перед войной). Приехав в Москву в 1948 году, я поступил на 1 курс МИХМА. На фотографии того времени я выгляжу франтом: меня подстригли и причесали по последней моде, волосок к волоску, а на время фотографирования одолжили пиджак и галстук, так как своих у меня тогда не было.

Высотный летный костюм, 60-е гг.

Как я уже говорил, во время войны, я служил не в тыловой войсковой части, а в при-фронтовой, приданной авиации, действующей против противника. Свою службу я начал в звании «воспитанника». Нас, таких подростков было довольно много в разных воинских частях различных родов войск. Звание «сын полка» сначала закрепилось за нами неформально, когда вышла и получила широкую известность одноименная повесть В. Катаева. Потом это звание было узаконено как воинское звание несовершеннолетних участников войны. После войны нам дали скромный неприметный значок, но позже звание «сына полка» было подтверждено крупным красивым знаком, похожим на орден, и выдали к нему. Все удостоенные такого знака образовали Общество, имеющее региональные отделения. На моем удостоверении можно видеть автограф Элины Быстрицкой, а на ее - мой автограф. Во время войны отец будущей кинозвезды Быстрицкой, которой всесоюзную славу и всенародное обожание принесла роль Аксиньи по шолоховскому «Тихому Дону», был начальником передвижного госпиталя — санитарного поезда. Малолетняя девочка не только сопровождала его, но и ухаживала за ранеными и вскоре официально была определена в эту военную медчасть санитаркой. Считаю, что подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне еще недостаточно оценен.

Родная кафедра. 7 декабря 2001 г. Кафедра «Холодильная и криогенная техника» Московский государственный университет инженерной экологии Слева направо 1 ряд (сидят): зав. лабораторией Донченко Ю. В.; к.т.н., доцент Рябинин Г. А.; д.т.н., профессор Иванов Б. А.; к.т.н., профессор Шургальский Э. Ф.; к.т.н., доцент Аверьянов И. Г.; к.т.н., доцент Видинеев Ю.Д.; к.т.н., доцент Дьячков М.И.; к.т.н., доцент Никиткина Г.В.; к.т.н., cт. преподаватель Серова Е. Н. 2 ряд (стоят): к.т.н., ст. н. сотрудник Шапошников В.А.; аспирант Яковлев А.А.; асп. Пустовалов С.Б.; вед. инженер Калягина В.А.; к.т.н., доцент Куликов Е.М.; д.т.н., профессор, зав. кафедрой Калнинь И.М.; к.т.н., доцент Васютин В.А.; к.т.н., доцент Александров Н.А.; д.т.н., профессор Маринюк Б.Т.; к.т.н., cт. инженер Белозеров Г.А.; к.т.н., доцент Кирьянов В.Н. 3 ряд (стоят): д.т.н., профессор Сапожников В.Б.; д.т.н., профессор Филин Н.В.; к.т.н., доцент Колосков Ю.Д.; ст. преподаватель Соколов А.Ф.; к.т.н., доцент Зюзин А.П.; к.т.н., доцент Белуков С.В.

В декабре 1953 года я окончил МИХМ. Но еще в 1952 году во исполнение директивных указаний в МИХМе из студентов 4 курса была образована спецгруппа, которая дополнительно к традиционному образованию должна была в течение полутора семестров получить подготовку по расчету, разработке и конструированию систем жизнедеятельности в условиях пониженного барометрического давления при выполнении высотных полетов и глубоководных погружений.
Для проведения учебного процесса по этой новой специализации были приглашены к.т.н. подполковник А.И. Шапошников, профессор МАИ В.А. Быков, главный инженер ОКБ КДА (конструирования дыхательных аппаратов) Ю.К. Быховский, ведущий специалист в области авиационной медицины полковник В.П. Вакир и ряд других специалистов. Из МИХМ-овцев большую учебно-методическую и организационную работу на стадии становления специализации и на последующих этапах обучения проводил доцент кафедры холодильно-газовых производств И.Г. Аверьянов.

Новизна и перспективность данной специализации способствовали успешному освоению нами научно-технических основ новой профессии. Примечательно, что защита дипломных проектов студентами первого выпуска происходила перед Государственной комиссией, которую возглавлял Н.А. Доллежаль (конструктор реактора первой в мире АЭС — Ред.). Интересно привести примеры тем дипломных проектов. Дипломный проект выпускника этой группы A.M. Кутепова, впоследствии академика РАН, профессора МГУИЭ, был посвящен разработке системы глубоководного погружения с использованием мобильной декомпрессионной камеры и спецустройств для создания особой газовой дыхательной среды, отличной от воздуха. Преддипломную практику Алексей Митрофанович проходил в Ленинграде, в научных учреждениях аварийно-спасательной службы ВМФ. Темой одного из проектов была разработка... конструкции скафандра для экспедиции на Луну (!). Мною же разрабатывался проект специальной бортовой кислородной установки для обеспечения дыхания десантников на борту многоместного транспортно-десантного самолета. Интерес представляли студенческие разработки в области медицинской техники специального назначения, авторами которых были В.В. Кербунов, впоследствии зам. Министра медоборудования СССР и Н.Н. Королев, в дальнейшем руководитель отдела Госплана страны.
В последующие годы подготовка специалистов по данному направлению была сориентирована на создание систем жизнеобеспечения космонавтов и других устройств космической техники. Выпускник МИХМа А.А. Содатенко стал заместителем Генерального конструктора НПП «Звезда».
По окончании МИХМа я был оставлен для педагогической работы на кафедре «Холодильные и компрессорные машины и установки». Наряду с преподаванием, вел научные исследования по кислородному оборудованию для высотных полетов, прошел годичную стажировку в ГК НИИ ВВС и НИИ авиационной медицины. Я был допущен медиками к проведению испытаний кислородных приборов в барокамерах и в бортовых лабораториях, причем мне приходилось и лично участвовать в этих испытаниях. Кандидатскую диссертацию защитил по кислородным приборам. В последующие годы подготовка специалистов вышеназванного направления осуществлялась по индивидуальным договорам.

С 1972 по 1998 годы (свыше четверти века) я работал проректором МИХМа по учебной работе. С 1998 года — профессор кафедры «Холодильная и криогенная техника». Подготовил более десяти кандидатов технических наук. Являюсь соавтором трех учебников по криогенным системам и обору-дованию. Избран в Международную академию холода.
(Вестник МГУИЭ №11, стр. 55 -58 [[1]] Дополнено материалами сайта "Виртуальный МИХМ")

НАШ ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР

Об Эдуарде Филипповиче Шургальском

КутБасШург1.jpg
Торжественное собрание коллектива МИХМ. Вторая половина 70 гг. прошл. века

"В июне 1971 года...На пост проректора по учебной работе я пригласил доцента Эдуарда Филипповича Шургальского, ранее работавшего секретарем парткома института, зам. декана факультета, то есть человека, который имел хороший опыт по руководству коллективом, познал тонкости как партийной, так и административной работы в вузе. Правда, в то время он готовился к загранкомандировке на работу преподавателем в Алжир, прошел уже курсы французского языка и вот-вот должен был выехать на 45 дней в Париж для совершенствования в языке. Таким образом, я своим предложением как бы снял его "с подножки поезда на Париж". Этот выбор я считаю большой удачей, так как Э.Ф. Шургальский показал себя в работе как очень деятельный, знающий и энергичный проректор. Недаром он в этой должности работал почти 30 лет и завоевал заслуженный авторитет в коллективе."
(Басов Н.И. Жизнь моя - МИХМ. Воспоминания ректора института. - М. МГУИЭ. 2001. Стр. 67.)



КТО ЕСТЬ КТО в Московской государственной академии химического машиностроения. МГАХМ - 1994 г. [[2]]
ШУРГАЛЬСКИЙ, Эдуард Филиппович
Профессор, кандидат технических наук. Выпускник МИХМа (1953). Работает в академии с 1954 года.
Первый проректор академии. Член Международного института холода.
Научные интересы:
криогенные системы и системы при сверхнизких температурах; процессы ожижения гелия и водорода; гидродинамика двухфазных закрученных потоков; лазерная диагностика тепловых полей; педагогика высшей школы. Разработал метод численного исследования и расчета вихревых аппаратов со встречными закрученными потоками. Проведены оригинальные исследования по тепломассообмену в области низких температур.
Автор 2 книг, 79 статей, 47 авторских свидетельств и 2 патентов.

Научные партнеры:
НПО "Криогенмаш", НИИХИММАШ, МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Педагогическая деятельность:
подготовил и читает курсы лекций "Криогенная техника", "Установки ожижения и разделения газовых смесей", "Методы получения сверхнизких температур. Подготовил 7 кандидатов наук.
Основные публикации:
Архаров A.M., Беляков В.П., Микулин Е.И., Пронько В.Г., Шургальский Э.Ф. Криогенные системы: Учебник для втузов. -М.: Машиностроение. 1987. Усюкин И.П., Горохов B.C., Никиткин В.Д., Шургальский Э.Ф., Дьячков M.И., Аверьянов И.Г. Установки, машины и аппараты криогенной техники: Атлас, ч.1. - М.: Пищевая промышленность. 1976. Шургальский Э.Ф., Кузнецова О.Ф., Полянский В. А., Еникеев И.Х. Математическое моделирование двухфазных закрученных потоков модифицированным методом крупных частиц. // Известия АН СССР. Сер. Вычислительная математика и математическая физика, N 1, 1988. Шургальский Э.Ф., Еникеев И.Х. О влиянии геометрии на взаимодействия двухфазных закрученных потоков в осесимметричных каналах. // Известия АН СССР. Сер. Механика жидкости и газов, N4, 1987.

Арх2.jpg
ШургЕник.jpg
АтласКарточка.jpg
ШургАвтСвид.jpg



ОТ ФАКУЛЬТЕТА ДО ВЕДУЩЕГО ВУЗА ОТРАСЛИ

Проректор по учебной работе, доцент Э.Ф. Шургальский. За кадры химического машиностроения. 19 декабря 1980 г. (№№ 34-35)

Выпуск ФПК
Выпуск иностранных учащихся в 70-е гг. Справа налево 1-й ряд: Г.В. Добролюбов, Н.С. Прохорова, Э.Ф. Шургальский, студентка?, виднеется Ф. М. Гасанова, А.М. Кутепов, секр. деканата Е.Бушмаринова.

За 60 лет наш институт прошел путь развития от небольшого факультета до ведущего вуза отрасли. И на всех этапах перед коллективом института стояла главнейшая задача — подготовка высококвалифицированных инженеров химического машиностроения, обладающих отличными знаниями и являющихся активными строителями социалистического общества.

Трудные тридцатые годы, период становления вуза, острая нехватка преподавателей, частые смены учебных планов, форм и методов обучения (вспомним печальный знаменитый лабораторно-бригадный метод обучения). К

преподаванию   привлекаются инженеры и ученые из промышленности,   создается  лаборатория  химического     машиностроения, оснащенная натурными аппаратами    и

машинами. Разрабатываются профилирующие курсы, однако преподавательский коллектив неоднороден и не представляет определенной школы. Невысок пока и уровень теоретической подготовки студентов. Основное внимание уделяется практическим и лабораторным занятиям, производственной практике. Во второй половине 30-х годов стабилизируются формы обучения, вводятся календарные планы, начинается планирование бюджета времени студентов, на кафедрах проводится методическая работа. В 1939/40 учебном году проводится первая методическая конференция преподавателей института. Эти мероприятия позволили заметно повысить успеваемость студентов (так, в 1939/40 учебном году она достигла 97 процентов) и уровень подготовки инженеров. В войну и первые послевоенные годы существенно изменился состав преподавателей и студентов. В 1945 — 1946 гг. в вуз возвращаются опытные преподаватели, в студенческий коллектив вливается большая группа бывших фронтовиков, которая оказала влияние на отношение к учебе, общественной работе. Повышение успеваемости становится одной из основных задач ректората и партийной организации института. Возрастают требования к теоретической подготовке студентов, увеличивается доля лекционных занятий, усиливается внимание к учебным программам. Эти мероприятия позволили поднять уровень преподавания всех дисциплин, повысить общую успеваемость студентов до 90,6 процента в 1949/50 учебном году. 50-е годы характеризуются расширением института. Растет число кафедр, специальностей, учебных и научных лабораторий. Нехватка производственных площадей вынуждает заменять в лабораториях натурные аппараты на малогабаритные пилотные или модельные установки. Формируются научные школы по процессам и аппаратам и конструированию машин и аппаратов химической промышленности. Профиль МИХМа как центра подготовки инженеров-механиков для химической и смежных с нею отраслей промышленности окончательно формируется в 60-е годы. В этот период увеличивается подготовка инженеров - исследователей к 70-му году число их возросло до 140 человек) и, самое главное, научных кадров высшей квалификации через аспирантуру. Институт не только полностью обеспечивает себя такими кадрами, но и помогает другим вузам — ТИХМу, ЯрПИ и многим другим.

4.jpg
На конференции по Техническим средствам обучения. Слева направо: Е.А. Феррари, В.К. Погодин, С.П. Розанов
Специальность САПР
Матвеев.JPG

В середине 60-х годов выполняются первые студенческие проекты, в которых используются ЭВМ. Для контроля знаний студентов применяются ТСО. В 1962 году упорядочивается организация учебно - методической работы, для чего при совете института создается учебно-методическая секция и при пей ряд цикловых комиссий и советов. В 70-е годы развитие института «вширь» фактически прекратилось, число специальностей, кафедр, приемы студентов и аспирантов остаются практически неизменными. Вместе с тем укрепляются и приобретают широкую известность научные школы института, неуклонно растет число преподавателей — докторов и кандидатов наук, повышается научный и педагогический уровень преподавателей, образуется стройная система повышения их квалификации. На институт возлагается обязанность по повышению квалификации преподавателей по семи специальностям. В практику учебной работы входит применение ТСО и ЭВМ (к концу десятилетки 30 процентов занятий ведется с использованием ТСО, около 50 процентов курсовых и дипломных проектов выполняются с помощью ЭВМ). Стабилизируется успеваемость студентов (за десятилетие она колеблется от 91 до 91,8 процента), однако благодаря совершенствованию методической работы качество подготовки выпускников продолжает возрастать — неуклонно увеличивается доля дипломных проектов, защищенных на хорошо и отлично, растет число студентов, получивших дипломы с отличием; в 1979 году половина дипломных проектов признана реальными. Продолжается подготовка студентов-исследователей. В последние годы подготовка их стала более целевой — начат выпуск инженеров-пользователей САПР по трем специальностям.

Учёный совет ф-та ТК и АХП. Справа налево: декан доц. И.М. Масленников, выступает зав. каф. ТИП проф. М.В. Кулаков, секретарь совета (?); На доске: Предложения по вопросу о мерах для изучения и внедрения в учебный процесс системы ЕСКД
Справа налево: М.В. Кулаков, В.С. Балакирев - выступает с предложением по распределению учебных часов во курсам Пневмогидроавтоматика и Электроавтоматика (на доске цифры)
Юбилей С.Н. Шорина (1983 г.)
Юбилей Э.Н. Никоновой (2003 г.)

Новые задачи в области учебной и методической работы стоят перед коллективом института в грядущем десятилетии. Как и раньше, нам предстоит повышать научный и педагогический уровень преподавателей, совершенствовать лабораторную базу, улучшать качество теоретической и практической подготовки выпускников института — не только путем увеличения объема сообщаемой им информации, но и обучением их самостоятельному «добыванию» знаний. Еще большую роль в учебном процессе будут играть ТСО и ЭВМ, причем помимо использования ЭВМ для контроля знания и выполнения расчетов нам предстоит научиться применять их для обучения, студентов автоматизированному проектированию и конструированию машин, аппаратов, технологических схем.

Защита диплома отличниками ф-та ТК и АХП.
ГЭК ф-та ТК и АХП. Вопрос задаёт Э.Ф. Шургальский
Поздравление студентов, получивших "красные дипломы".
Медадь "За отличную учёбу"

(Смотреть фрагмент кинофильма "Воспитать инженера" [[3]])

В ближайшие два-три года нам предстоит разработать проекты оптимальных учебных планов по ряду специальностей, заново поставить рабочие программы и технологические карты по всем дисциплинам, закончить работы по изучению бюджета времени студентов и многое другое. Нет сомнения, что коллектив преподавателей и сотрудников нашего института, вступающего в свое семидесятилетие, с успехом решит эти сложные и почетные задачи.(Дополнено материалами сайта "Виртуальный МИХМ".)

Желаем дорогому Эдуарду Филипповичу и всей его семье здоровья, счастья и процветания!

ШургРозы.jpg

Коллеги, друзья, МИХМАЧИ.



Выпуск подготовили: Д.В. Зубов, Г.А. Кардашев. Сайт "Виртуальный МИХМ" http://michm.ru/ 16.09.2018

ВЕТЕРАНЫ МИХМа - МГУИЭ

ПРИЛОЖЕНИЕ к спецвыпуску электронной газеты "ЗА КАДРЫ ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" №11, 16 сентября 2018 г.

Празднование 80-летия МИХМа-МГУИЭ. Э.ф. Шургальский и Н.Н. Крутов слушают песню "Ветераны", исполняемую хором.
Ветераны МИХМа-МГУИЭ 7 мая 2003 года

(Смотреть фрагмент из к/ф "80-ти летие МИХМа-МГУИЭ" [[4]])

07 ВетераныШург.jpg
МемДоска1.jpg
ВетераныШург0012.JPG
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты