Калнинь воспоминания учеников

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Сегодня день рождения великого человека, учителя молодого поколения специалистов наш…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
'''Сегодня день рождения великого человека, учителя молодого поколения специалистов нашей кафедры. Пять лет назад его не стало, но он каждый день в нашей памяти, поэтому его ученики собрали воспоминания о нем, которые вы можете прочитать ниже.'''
 
'''Сегодня день рождения великого человека, учителя молодого поколения специалистов нашей кафедры. Пять лет назад его не стало, но он каждый день в нашей памяти, поэтому его ученики собрали воспоминания о нем, которые вы можете прочитать ниже.'''
  
В воспоминаниях коллег и учеников Игорь Мартынович Калнинь - талантливый инженер, руководитель, ученый.
+
В воспоминаниях коллег и учеников Игорь Мартынович Калнинь - талантливый инженер, руководитель, ученый. Его профессиональные и человеческие качества очень ярко проявились в годы заведования кафедрой «Холодильная и Криогенная Техника» МИХМ – «Техника низких температур» им. П.Л.Капицы МГУИЭ.  
  
Профессиональные и человеческие качества Игоря Мартыновича очень ярко проявились в годы его заведования кафедрой Холодильной Техники МИХМ - Техника низких температур им. П.Л. Капицы МГУИЭ.
+
Игорь Мартынович Калнинь возглавил кафедру в 1992 году. К тому времени он уже несколько лет читал на кафедре лекции, будучи заместителем директора по научной работе ВНИИХОЛОДмаш.
  
Игорь Мартынович Калнинь возглавил кафедру в 1992 году. К тому времени он уже несколько лет читал на кафедре лекции, будучи директором по научной работе ВНИИКИМАШ.
+
Начало 90-х было непростым временем для нашей страны и для вузов в частности – тяжелые годы перестройки, крайне невыгодные условия труда преподавателей. При беспредельной инфляции, зарплата преподавателей была в буквальном смысле символической. Но даже после перестроечных потрясений положение преподавателей мало менялось вплоть до начала 10-х годов текущего столетия. Поэтому многие преподаватели покидали вузы в поисках заработка, некоторые приходили только для чтения лекций.
 
+
Начало 90-х было непростым временем для нашей страны и для вузов в частности – тяжелые годы перестройки, крайне невыгодные условия труда преподавателей. При беспредельной инфляции, зарплата преподавателей была в буквальном смысле символической. Но даже после перестроечных потрясений положение преподавателей не менялось вплоть до начала 10-х годов текущего столетия. Поэтому многие преподаватели покидали вузы в поисках заработка, некоторые приходили только для чтения лекций.
+
 
+
В этих условиях Игорю Мартыновичу удалось развернуть научно-практическую деятельность, выполнять заказы холодильной и криогенной промышленности, сохранить связи кафедры с такими крупнейшими предприятиями отрасли как ВНИИХОЛОДМАШ, НПО Криогенмаш, НПО Гелиймаш и другими.
+
 
+
Он не только удержал от ухода старшее поколение, но и постепенно укрепил кафедру молодыми кадрами и опытными преподавателями-производственниками. Преподаватели, особенно молодые, шли на кафедру за интересной работой, а за деньгами – на подработку. Возможность быть частью прекрасного коллектива под руководством Игоря Мартыновича компенсировала все неудобства. В ряде случаев заведующий помогал молодым сотрудникам найти такое место подработки, которое позволяло также повысить компетенцию преподавателя.
+
  
 +
В этих условиях Игорю Мартыновичу удалось развернуть научно-практическую деятельность, выполнять заказы холодильного и криогенного машиностроения, сохранить связи кафедры с такими крупнейшими предприятиями отрасли как ВНИИХОЛОДмаш, НПОКриогенмаш, НПОГелиймаш и другими.
 +
Он не только удержал от ухода старшее поколение, но и постепенно укрепил кафедру опытными преподавателями-производственниками и молодыми кадрами. Преподаватели, особенно молодые, шли на кафедру за интересной работой, а за деньгами – на подработку. Возможность быть частью прекрасного коллектива под руководством Игоря Мартыновича компенсировала все неудобства. В ряде случаев заведующий помогал молодым сотрудникам найти такое место подработки, которое позволяло также повысить компетенцию преподавателя.
 
В результате у кафедры появилась возможность сохранить существующие направления обучения (криогенику и холодильную технику) и открыть новое, отвечающее запросам работодателей (кондиционирование).
 
В результате у кафедры появилась возможность сохранить существующие направления обучения (криогенику и холодильную технику) и открыть новое, отвечающее запросам работодателей (кондиционирование).
  
Талант Игоря Мартыновича как руководителя бесспорен. Его стиль управления кафедрой полностью соответствовал ставшему крылатым выражению академика П.Л.Капицы: «Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать».
+
Талант Игоря Мартыновича как руководителя бесспорен. Его стиль управления кафедрой полностью соответствовал ставшему крылатым выражению академика П.Л.Капицы: «Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать».  
  
Игорем Мартыновичем были удалены возможные «камни раздора», что сделало атмосферу в коллективе почти по-домашнему теплой и доброжелательной.
+
Игорем Мартыновичем были удалены «камни раздора», что сделало атмосферу в коллективе по-домашнему теплой и доброжелательной.
 
+
Заведующий не оставлял заботы о каждом сотруднике кафедры, причем эта забота была исключительно деликатной, незаметной для случайного взгляда. Он умел сопереживать – искренне, деятельно и ненавязчиво, всегда очень тонко чувствовал, что нужно и полезно в данный момент как конкретному человеку, так и коллективу в целом.  
Игорь Мартынович не оставлял заботы о каждом сотруднике кафедры, причем эта забота была исключительно деликатной, незаметной для случайного взгляда. Он умел сопереживать – искренне, деятельно и ненавязчиво, всегда очень тонко чувствовал, что нужно и полезно в данный момент как конкретному человеку, так и коллективу в целом.
+
Примечательно, что работая с Игорем Мартыновичем, люди становились лучше, и в этом не последнюю роль играл личный пример заведующего.
 
+
Игорь Мартынович был человеком чести и всегда старался поступать по совести.
Примечательно, что работая с Игорем Мартыновичем, люди становились лучше и в профессиональном, и в моральном плане. Конечно, не последнюю роль играл личный пример заведующего.
+
Делу он отдавал себя без остатка. Его график был чрезвычайно плотным, а рабочий день заканчивался порой уже после того, как охрана запирала главный вход университета. При этом Игорь Мартынович всегда находил время для коллег. Он умел сказать нужные слова в нужную минуту, поддержать, когда это требовалось, или немного пристыдить, чтобы начали работать усерднее. Если же усердие приводило к нежелательному результату, он не сердился, а помогал разобраться: “Тааак... Что мы тут имеем. Надо, значит, сделать вот как...”. Но был требователен к качеству: “Во всем должна быть ясность!”
 
+
Виртуозное управление кафедрой было построено на уважении, бережном отношении к каждому человеку. Игорь Мартынович всегда давал задание так, чтобы сотрудник смог его выполнить. При распределении работы между преподавателями он учитывал не только необходимую нагрузку, но и то, что человек умеет делать лучше других. Поэтому если преподаватели и позволяли себе некоторую «недисциплинированность», не торопясь со сдачей формальных бумаг, то в случае необходимости «вставали в едином порыве», не жалея ни личного времени, ни сил. И задания выполнялись вовремя, при необходимости, коллегиально. Интересно, что по уже упомянутым причинам все это происходило в условиях отсутствия материальной заинтересованности сотрудников, во многом как проявление их совести и энтузиазма.  
Сам Игорь Мартынович отдавал себя делу без остатка. Его график был чрезвычайно плотным, а рабочий день заканчивался порой уже после того, как охрана запирала главный вход университета. При этом Игорь Мартынович всегда находил время для коллег.
+
 
+
Виртуозное управление кафедрой было построено на уважении, бережном отношении к каждому человеку. Поэтому если преподаватели и позволяли себе некоторую «недисциплинированность», не торопясь со сдачей формальных бумаг, то в случае необходимости «вставали в едином порыве», не жалея ни личного времени, ни сил. И задания выполнялись вовремя, при необходимости, коллегиально. Интересно, что по уже упомянутым причинам все это происходило в условиях отсутствия материальной заинтересованности сотрудников, во многом как проявление их совести и энтузиазма.
+
  
 
Особенно ярко уникальность взаимоотношений внутри кафедры стала видна, когда вышло распоряжение ректора о сокращении штата преподавателей. Сокращение не принесло на кафедру Игоря Мартыновича ни интриг, ни ссор, ни обид. Реализуя навязанную процедуру, заведующий смог свести к минимуму потери кафедры и смягчить боль преподавателей, вынужденных уйти из штата.
 
Особенно ярко уникальность взаимоотношений внутри кафедры стала видна, когда вышло распоряжение ректора о сокращении штата преподавателей. Сокращение не принесло на кафедру Игоря Мартыновича ни интриг, ни ссор, ни обид. Реализуя навязанную процедуру, заведующий смог свести к минимуму потери кафедры и смягчить боль преподавателей, вынужденных уйти из штата.
  
Но в большинстве случаев благодаря заведующему преподаватели были защищены от «внешних бурь».
+
Но в большинстве случаев благодаря заведующему преподаватели были защищены от «внешних бурь».  
 
+
 
Исключительные качества Игоря Мартыновича влияли не только на коллег, но даже на оппонентов. Вспоминается следующий случай. После объединения нескольких вузов, в том числе и МГУИЭ, под управлением МАМИ (ныне Политех) по всему университету покатилась волна произвола: сокращение штата, отъем нагрузки, перевод в другие помещения и прочее. Все представители кафедр при общении с «победителями» старались вести себя максимально корректно, дабы не навлечь бОльшие беды на свой коллектив. Однажды с очередного совещания в ректорате Игорь Мартынович вернулся расстроенный и встревоженный. «То, что они требуют – безобразие! Так нельзя! Я не выдержал и резко высказал им все, что думаю. Теперь кафедру, наверное, закроют…» - сказал он. Это вполне могло произойти, но не с кафедрой профессора Калниня! В ректорате решили, что если уж даже Игорь Мартынович рассердился, значит действительно давление на кафедру чрезмерно, и предоставили кафедре то, что требовал заведующий.
 
Исключительные качества Игоря Мартыновича влияли не только на коллег, но даже на оппонентов. Вспоминается следующий случай. После объединения нескольких вузов, в том числе и МГУИЭ, под управлением МАМИ (ныне Политех) по всему университету покатилась волна произвола: сокращение штата, отъем нагрузки, перевод в другие помещения и прочее. Все представители кафедр при общении с «победителями» старались вести себя максимально корректно, дабы не навлечь бОльшие беды на свой коллектив. Однажды с очередного совещания в ректорате Игорь Мартынович вернулся расстроенный и встревоженный. «То, что они требуют – безобразие! Так нельзя! Я не выдержал и резко высказал им все, что думаю. Теперь кафедру, наверное, закроют…» - сказал он. Это вполне могло произойти, но не с кафедрой профессора Калниня! В ректорате решили, что если уж даже Игорь Мартынович рассердился, значит действительно давление на кафедру чрезмерно, и предоставили кафедре то, что требовал заведующий.
  
Вот один из примеров отеческого отношения Игоря Мартыновича к аспирантам и молодым преподавателям. Однажды двое молодых сотрудников задумали поддержать «борцов за правое дело» на одном из официально разрешенных митингов. Дело оставалось за малым: получить разрешение заведующего на однократное и очень небольшое изменение в расписании. Обычно если у сотрудника кафедры возникала проблема, требующая изменения индивидуального расписания или иных вмешательств со стороны заведующего, Игорь Мартынович всегда старался помочь.
+
Вот один из примеров отеческого отношения Игоря Мартыновича к аспирантам и молодым преподавателям. Однажды несколько молодых сотрудников задумали поддержать «борцов за правое дело» на одном из официально разрешенных митингов. Дело оставалось за малым: получить разрешение заведующего на однократное и очень небольшое изменение в расписании. Обычно если у сотрудника кафедры возникала проблема, требующая изменения индивидуального расписания или иных вмешательств со стороны заведующего, Игорь Мартынович всегда старался помочь. К удивлению молодых людей он это изменение запретил, более того, обязал их в назначенное время быть на кафедре! Таким образом заведующий удержал своих коллег от возможных неприятностей, в избытке поджидающих молодежь на подобных мероприятиях.
 +
Еще один эпизод ярко характеризует Игоря Мартыновича как человека, живущего по совести, а не по форме. В декабре 2008 года умер Патриарх Алексий II. Стало известно, что траурный кортеж проедет мимо нашего университета. Многие преподаватели и студенты кафедры хотели проводить Патриарха в последний путь, однако учебное расписание не всем позволяло это сделать. Игорь Мартынович без колебаний дал разрешение прервать пару и выйти на улицу для проводов Алексия II. Примечательно, что после этого все без исключения студенты вернулись на занятия.
  
К удивлению молодых людей он это изменение запретил, более того, обязал их в назначенное время быть на кафедре! Таким образом заведующий удержал своих коллег от возможных неприятностей, в избытке поджидающих молодежь на подобных мероприятиях.
+
При общении со студентами и аспирантами Игорь Мартынович учитывал эмоциональность, свойственную молодому возрасту, всегда был чуток к обостренному восприятию молодыми людьми их успехов и, особенно, неудач. Он умел подобрать нужные слова поддержки, и у человека вырастали крылья, чтобы лететь дальше.
  
Еще один случай ярко характеризует Игоря Мартыновича как человека, живущего по совести, а не по форме. В декабре 2008 года умер Патриарх Алексий II. Стало известно, что траурный кортеж проедет мимо нашего университета. Многие преподаватели и студенты кафедры хотели проводить Патриарха в последний путь, однако учебное расписание не всем позволяло это сделать. Игорь Мартынович без колебаний дал разрешение прервать пару и выйти на улицу для проводов Алексия II. Примечательно, что после этого все без исключения студенты вернулись на занятия.
+
Невозможно забыть его утонченный аристократизм в сочетании с ненаигранной простотой и искренностью, широчайшую эрудицию с исключительной деликатностью и, конечно же, острый ум и чувство юмора.
  
До последнего дня Игорь Мартынович был в курсе всех дел кафедры, консультировал аспирантов, передавал распоряжения. Последняя его статья поступила в редакцию 24.01.2015. На следующий день Игоря Мартыновича не стало…
+
И все же главный талант Игоря Мартыновича – любовь к людям. Эта евангельская любовь исходила от него и, в большей или меньшей степени, касалась сердца каждого, кто с ним общался. Такое благотворное действие Игоря Мартыновича на окружающих -  ярчайшая иллюстрация известного изречения преп. Серафима Саровского: «… Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи.»
  
Невозможно забыть его утонченный аристократизм в сочетании с ненаигранной простотой и искренностью, широчайшую эрудицию с исключительной деликатностью и, конечно же, острый ум и чувство юмора.
+
До последнего дня Игорь Мартынович был в курсе всех дел кафедры, консультировал аспирантов, передавал распоряжения, работал над текстами публикаций. Последнюю статью он отправил в редакцию 24.01.2015. На следующий день Игоря Мартыновича не стало…
  
И все же главный талант Игоря Мартыновича – любовь к людям. Эта евангельская любовь исходила от него и, в большей или меньшей степени, касалась сердца каждого, кто с ним общался. Такое благотворное действие Игоря Мартыновича на окружающих - ярчайшая иллюстрация известного изречения преп. Серафима Саровского: «… Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи.»
+
Последнюю фразу Игоря Мартыновича, адресованную ученикам и коллегам по кафедре, сообщил один из его учеников: «Передай им, что я всех их очень люблю».
 +
Игорь Мартынович оставил нам самое большое, что может оставить после себя человек. И все его, бесспорно выдающиеся, достижения в инженерном деле, в науке, в управлении и педагогике, - всего лишь скромное обрамление его главного таланта – таланта любви.
  
Последнюю фразу Игоря Мартыновича, адресованную ученикам и коллегам по кафедре, сообщил один из его учеников: «Передай им, что я всех их очень люблю».
+
Идут годы, но и сейчас в поисках выхода из сложной жизненной ситуации каждый из нас представляет себе, как бы поступил Игорь Мартынович, чтобы сделать правильный выбор и не опозорить его Имя и память о нем.
 
+
Игорь Мартынович оставил нам наибольшее, что может оставить после себя человек. И все его, бесспорно выдающиеся, достижения – в инженерном деле, в науке, в управлении и педагогике, - всего лишь скромное обрамление его главного таланта – таланта любви.
+
  
 
Есть притча о самых важных времени, человеке и деле. В ней открывается, что самое важное время – сейчас, самый важный человек – тот, кто стоит перед тобой, самое важное дело – сделать для этого человека все, что в твоих силах. Именно так жил профессор Игорь Мартынович Калнинь, не успокаиваясь уже достигнутым, ежедневно, ежечасно отдавая свои труд, силы и сердце людям: всем вместе и тому, самому важному – каждому, кому посчастливилось быть с ним знакомым.
 
Есть притча о самых важных времени, человеке и деле. В ней открывается, что самое важное время – сейчас, самый важный человек – тот, кто стоит перед тобой, самое важное дело – сделать для этого человека все, что в твоих силах. Именно так жил профессор Игорь Мартынович Калнинь, не успокаиваясь уже достигнутым, ежедневно, ежечасно отдавая свои труд, силы и сердце людям: всем вместе и тому, самому важному – каждому, кому посчастливилось быть с ним знакомым.
 
Он был человеком чести. Всегда поступал по совести.
 
 
Он любил рассказывать о прочитанных книгах, об искусстве.
 
 
Игорь Мартынович всегда давал задание так, чтобы человек мог его выполнить. Распределял работу между преподавателями так, что каждый делал не только, что надо было сделать, но и то, что человек умел делать лучше других.
 
 
Однажды, разбираясь в кафедральной библиотеке, которая находилась в предбаннике кабинета Игоря Мартыновича, у меня развалился стеллаж, и все книги, которые были в нем, полетели на меня. Грохот стоял такой, что пол содрогнулся. Стою вся в книгах, мысленно готовлюсь к тому, что сейчас будут убивать за беспорядок. Из своего кабинета влетает Игорь Мартынович и с глазами, полными ужаса, говорит: «Все живы? Все нормально?». Я начинаю извиняться за беспорядок, за то, что шкаф сломала. На что Игорь Мартынович отвечает: «За что ты извиняешься? За то, что наводишь порядок? Тут с основания кафедры никто не разбирался, все книги берут, даже не всегда на место ставят. Бардак, так сказать. Ты стала разбирать, работать над проблемой, вот все и посыпалось. Правильно. А полки, сейчас найдем ребят, они прикрутят все на место, не переживай.»
 
 
Иногда он был требователен и в порыве чувств даже мог топнуть ногой, чтобы то, что он просил, немедленно исполнили.
 
 
Он умел сказать нужные слова в нужную минуту, поддержать, когда это требовалось, или наоборот немного пристыдить, чтобы начали работать усерднее. В некоторых ситуациях за нашу «помощь» на его месте я бы нас уже поубивала, а он говорил: «Тааак… Что мы тут имеем. Надо, значит, сделать вот как...».
 
 
Один раз на конференции в аудитории имени Костанодва после выступления мне не дали ответить на заданные мне вопросы, меня это задело, и я очень расстроилась, убежала к нам на кафедру. Игорь Мартынович пришел прямо во время конференции ко мне, чтобы успокоить. Говорит: «Не переживай. Ты все хорошо рассказала, они просто не поняли ничего, вот и захотели показать, что умные и много знают. Не обижайся ты на таких людей, их еще много таких будет. Если на каждого обращать внимание, то сил не хватит.»
 
 
Он умел дать человеку выбор в ситуации так, что было понятно, как надо правильно ситуацию разрешить и как поступить в данном вопросе.
 
 
Каждый раз, когда мы вспоминаем его, мы думаем не только о том, что нам повезло, что мы знали его и как многому он нас научил, но и думаем о том, а как бы он поступил в такой ситуации, что бы сделал Игорь Мартынович и как поступить нам, чтобы не опозорить его имя и его труд.
 

Текущая версия на 16:34, 18 мая 2020

Сегодня день рождения великого человека, учителя молодого поколения специалистов нашей кафедры. Пять лет назад его не стало, но он каждый день в нашей памяти, поэтому его ученики собрали воспоминания о нем, которые вы можете прочитать ниже.

В воспоминаниях коллег и учеников Игорь Мартынович Калнинь - талантливый инженер, руководитель, ученый. Его профессиональные и человеческие качества очень ярко проявились в годы заведования кафедрой «Холодильная и Криогенная Техника» МИХМ – «Техника низких температур» им. П.Л.Капицы МГУИЭ.

Игорь Мартынович Калнинь возглавил кафедру в 1992 году. К тому времени он уже несколько лет читал на кафедре лекции, будучи заместителем директора по научной работе ВНИИХОЛОДмаш.

Начало 90-х было непростым временем для нашей страны и для вузов в частности – тяжелые годы перестройки, крайне невыгодные условия труда преподавателей. При беспредельной инфляции, зарплата преподавателей была в буквальном смысле символической. Но даже после перестроечных потрясений положение преподавателей мало менялось вплоть до начала 10-х годов текущего столетия. Поэтому многие преподаватели покидали вузы в поисках заработка, некоторые приходили только для чтения лекций.

В этих условиях Игорю Мартыновичу удалось развернуть научно-практическую деятельность, выполнять заказы холодильного и криогенного машиностроения, сохранить связи кафедры с такими крупнейшими предприятиями отрасли как ВНИИХОЛОДмаш, НПОКриогенмаш, НПОГелиймаш и другими. Он не только удержал от ухода старшее поколение, но и постепенно укрепил кафедру опытными преподавателями-производственниками и молодыми кадрами. Преподаватели, особенно молодые, шли на кафедру за интересной работой, а за деньгами – на подработку. Возможность быть частью прекрасного коллектива под руководством Игоря Мартыновича компенсировала все неудобства. В ряде случаев заведующий помогал молодым сотрудникам найти такое место подработки, которое позволяло также повысить компетенцию преподавателя. В результате у кафедры появилась возможность сохранить существующие направления обучения (криогенику и холодильную технику) и открыть новое, отвечающее запросам работодателей (кондиционирование).

Талант Игоря Мартыновича как руководителя бесспорен. Его стиль управления кафедрой полностью соответствовал ставшему крылатым выражению академика П.Л.Капицы: «Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать».

Игорем Мартыновичем были удалены «камни раздора», что сделало атмосферу в коллективе по-домашнему теплой и доброжелательной. Заведующий не оставлял заботы о каждом сотруднике кафедры, причем эта забота была исключительно деликатной, незаметной для случайного взгляда. Он умел сопереживать – искренне, деятельно и ненавязчиво, всегда очень тонко чувствовал, что нужно и полезно в данный момент как конкретному человеку, так и коллективу в целом. Примечательно, что работая с Игорем Мартыновичем, люди становились лучше, и в этом не последнюю роль играл личный пример заведующего. Игорь Мартынович был человеком чести и всегда старался поступать по совести. Делу он отдавал себя без остатка. Его график был чрезвычайно плотным, а рабочий день заканчивался порой уже после того, как охрана запирала главный вход университета. При этом Игорь Мартынович всегда находил время для коллег. Он умел сказать нужные слова в нужную минуту, поддержать, когда это требовалось, или немного пристыдить, чтобы начали работать усерднее. Если же усердие приводило к нежелательному результату, он не сердился, а помогал разобраться: “Тааак... Что мы тут имеем. Надо, значит, сделать вот как...”. Но был требователен к качеству: “Во всем должна быть ясность!” Виртуозное управление кафедрой было построено на уважении, бережном отношении к каждому человеку. Игорь Мартынович всегда давал задание так, чтобы сотрудник смог его выполнить. При распределении работы между преподавателями он учитывал не только необходимую нагрузку, но и то, что человек умеет делать лучше других. Поэтому если преподаватели и позволяли себе некоторую «недисциплинированность», не торопясь со сдачей формальных бумаг, то в случае необходимости «вставали в едином порыве», не жалея ни личного времени, ни сил. И задания выполнялись вовремя, при необходимости, коллегиально. Интересно, что по уже упомянутым причинам все это происходило в условиях отсутствия материальной заинтересованности сотрудников, во многом как проявление их совести и энтузиазма.

Особенно ярко уникальность взаимоотношений внутри кафедры стала видна, когда вышло распоряжение ректора о сокращении штата преподавателей. Сокращение не принесло на кафедру Игоря Мартыновича ни интриг, ни ссор, ни обид. Реализуя навязанную процедуру, заведующий смог свести к минимуму потери кафедры и смягчить боль преподавателей, вынужденных уйти из штата.

Но в большинстве случаев благодаря заведующему преподаватели были защищены от «внешних бурь». Исключительные качества Игоря Мартыновича влияли не только на коллег, но даже на оппонентов. Вспоминается следующий случай. После объединения нескольких вузов, в том числе и МГУИЭ, под управлением МАМИ (ныне Политех) по всему университету покатилась волна произвола: сокращение штата, отъем нагрузки, перевод в другие помещения и прочее. Все представители кафедр при общении с «победителями» старались вести себя максимально корректно, дабы не навлечь бОльшие беды на свой коллектив. Однажды с очередного совещания в ректорате Игорь Мартынович вернулся расстроенный и встревоженный. «То, что они требуют – безобразие! Так нельзя! Я не выдержал и резко высказал им все, что думаю. Теперь кафедру, наверное, закроют…» - сказал он. Это вполне могло произойти, но не с кафедрой профессора Калниня! В ректорате решили, что если уж даже Игорь Мартынович рассердился, значит действительно давление на кафедру чрезмерно, и предоставили кафедре то, что требовал заведующий.

Вот один из примеров отеческого отношения Игоря Мартыновича к аспирантам и молодым преподавателям. Однажды несколько молодых сотрудников задумали поддержать «борцов за правое дело» на одном из официально разрешенных митингов. Дело оставалось за малым: получить разрешение заведующего на однократное и очень небольшое изменение в расписании. Обычно если у сотрудника кафедры возникала проблема, требующая изменения индивидуального расписания или иных вмешательств со стороны заведующего, Игорь Мартынович всегда старался помочь. К удивлению молодых людей он это изменение запретил, более того, обязал их в назначенное время быть на кафедре! Таким образом заведующий удержал своих коллег от возможных неприятностей, в избытке поджидающих молодежь на подобных мероприятиях. Еще один эпизод ярко характеризует Игоря Мартыновича как человека, живущего по совести, а не по форме. В декабре 2008 года умер Патриарх Алексий II. Стало известно, что траурный кортеж проедет мимо нашего университета. Многие преподаватели и студенты кафедры хотели проводить Патриарха в последний путь, однако учебное расписание не всем позволяло это сделать. Игорь Мартынович без колебаний дал разрешение прервать пару и выйти на улицу для проводов Алексия II. Примечательно, что после этого все без исключения студенты вернулись на занятия.

При общении со студентами и аспирантами Игорь Мартынович учитывал эмоциональность, свойственную молодому возрасту, всегда был чуток к обостренному восприятию молодыми людьми их успехов и, особенно, неудач. Он умел подобрать нужные слова поддержки, и у человека вырастали крылья, чтобы лететь дальше.

Невозможно забыть его утонченный аристократизм в сочетании с ненаигранной простотой и искренностью, широчайшую эрудицию с исключительной деликатностью и, конечно же, острый ум и чувство юмора.

И все же главный талант Игоря Мартыновича – любовь к людям. Эта евангельская любовь исходила от него и, в большей или меньшей степени, касалась сердца каждого, кто с ним общался. Такое благотворное действие Игоря Мартыновича на окружающих - ярчайшая иллюстрация известного изречения преп. Серафима Саровского: «… Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи.»

До последнего дня Игорь Мартынович был в курсе всех дел кафедры, консультировал аспирантов, передавал распоряжения, работал над текстами публикаций. Последнюю статью он отправил в редакцию 24.01.2015. На следующий день Игоря Мартыновича не стало…

Последнюю фразу Игоря Мартыновича, адресованную ученикам и коллегам по кафедре, сообщил один из его учеников: «Передай им, что я всех их очень люблю». Игорь Мартынович оставил нам самое большое, что может оставить после себя человек. И все его, бесспорно выдающиеся, достижения – в инженерном деле, в науке, в управлении и педагогике, - всего лишь скромное обрамление его главного таланта – таланта любви.

Идут годы, но и сейчас в поисках выхода из сложной жизненной ситуации каждый из нас представляет себе, как бы поступил Игорь Мартынович, чтобы сделать правильный выбор и не опозорить его Имя и память о нем.

Есть притча о самых важных времени, человеке и деле. В ней открывается, что самое важное время – сейчас, самый важный человек – тот, кто стоит перед тобой, самое важное дело – сделать для этого человека все, что в твоих силах. Именно так жил профессор Игорь Мартынович Калнинь, не успокаиваясь уже достигнутым, ежедневно, ежечасно отдавая свои труд, силы и сердце людям: всем вместе и тому, самому важному – каждому, кому посчастливилось быть с ним знакомым.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты