МОИ МИХМОВСКИЕ ГОДЫ. Олег Носов

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 8: Строка 8:
 
В школе работали математический, физический и химический кружки, драмкружок и различные спортивные секции. Выпускники школы в своем большинстве поступали в различные технические вузы страны, военно-технические училища,а когда приезжали на каникулы домой, то всегда выступали в школе, агитируя за поступление в тот или иной вуз или училище.<br>
 
В школе работали математический, физический и химический кружки, драмкружок и различные спортивные секции. Выпускники школы в своем большинстве поступали в различные технические вузы страны, военно-технические училища,а когда приезжали на каникулы домой, то всегда выступали в школе, агитируя за поступление в тот или иной вуз или училище.<br>
 
Наша семья дружила с семьями сотрудников треста "Тамбовхимпромстрой", поэтому я постоянно был в"курсе дел" строительства многочисленных химпредприятий города и области. Сотрудники треста,инженеры самых различных специальностей,часто рассказывали нам подросткам о том,что будущее за химией.<br>
 
Наша семья дружила с семьями сотрудников треста "Тамбовхимпромстрой", поэтому я постоянно был в"курсе дел" строительства многочисленных химпредприятий города и области. Сотрудники треста,инженеры самых различных специальностей,часто рассказывали нам подросткам о том,что будущее за химией.<br>
Руководил трестом замечательный Человек, специалист и организатор производства, выпускник МИХМа –  Борис Сергеевич Ушаков, впоследствии зам.министра химической промышленности СССР, а затем зав.отделом Совмина СССР.<br>
+
Руководил трестом замечательный Человек, специалист и организатор производства, выпускник МИХМа –  Борис Сергеевич Ушаков, впоследствии зам.министра химической промышленности СССР, а затем зав.отделом Совмина СССР [https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушаков,_Борис_Сергеевич].<br>
 
Вот он и стал моим "Крестным",связавшим мою судьбу с МИХМом. Всегда знающий жизнь и ее сложности, своих сотрудников –  от простого рабочего до инженера, он, узнав от папы, что я нахожусь на пороге выбора инженерной профессии, в один из мартовских дней предложил отправить меня с ним в Москву для ознакомления с МИХМом. Сам он ехал по производственным делам в Министерство.<br>
 
Вот он и стал моим "Крестным",связавшим мою судьбу с МИХМом. Всегда знающий жизнь и ее сложности, своих сотрудников –  от простого рабочего до инженера, он, узнав от папы, что я нахожусь на пороге выбора инженерной профессии, в один из мартовских дней предложил отправить меня с ним в Москву для ознакомления с МИХМом. Сам он ехал по производственным делам в Министерство.<br>
 
Долго не раздумывая, я собрался, и уже через три дня вошел с ним по парадной лестнице в здание института, поразившее мое воображение своей архитектурой,
 
Долго не раздумывая, я собрался, и уже через три дня вошел с ним по парадной лестнице в здание института, поразившее мое воображение своей архитектурой,
Строка 24: Строка 24:
 
Прекрасные знатоки своих предметов они сопровождали свои лекции и семинары психологическими паузами, доброй шуткой, историями и примерами из практики, часто и отрывками из литературных произведений. Доц. Куликов, известный специалист в области конструирования подъемных кранов, читавший нам курс "Детали машин", оживлял лекции отрывками из басен Крылова. А академик Н.С. Акулов, излагая теорию магнетизма, обратился к нам с вопросом -"Что же такое магнетизм?" - и сам гут же ответил: "Я не знаю, что такое магнетизм!"  
 
Прекрасные знатоки своих предметов они сопровождали свои лекции и семинары психологическими паузами, доброй шуткой, историями и примерами из практики, часто и отрывками из литературных произведений. Доц. Куликов, известный специалист в области конструирования подъемных кранов, читавший нам курс "Детали машин", оживлял лекции отрывками из басен Крылова. А академик Н.С. Акулов, излагая теорию магнетизма, обратился к нам с вопросом -"Что же такое магнетизм?" - и сам гут же ответил: "Я не знаю, что такое магнетизм!"  
 
Интересна была и манера приема им экзамена. Если он видел,что студент не полностью понимает того или иного вопроса, то объяснял ему и всегда извинялся, если сжижал оценку. Не помню ни одного педагога, которые читали бы лекции по записям или диктовали их. К сожалению, эти отрицательные явления позднее проникли в высшую школу.<br>
 
Интересна была и манера приема им экзамена. Если он видел,что студент не полностью понимает того или иного вопроса, то объяснял ему и всегда извинялся, если сжижал оценку. Не помню ни одного педагога, которые читали бы лекции по записям или диктовали их. К сожалению, эти отрицательные явления позднее проникли в высшую школу.<br>
Прекрасным методистом был доц. А.В. Пинаев, читавший нам курс "Технической термодинамики", он был моим первым научным руководителем, когда я со своим другом по группе Геннадием Кацнельсоном, выполнили свою первую серьезную научную работу по теме "Использование низкопотенциального тепла отходящих газов стекловаренных печей". В основу этой работы были положены переводы ряда научных статей из немецких и отечественных журналов. Сообщение о результатах исследования мы с Геннадием сделали на заседании совета СНО, в присутствии преподавателей кафедр теоретических основ теплотехники и иностранных языков. Доклад был выполнен нами сначала на русском, а затем на немецким языке, в последнем случае большую помощь нам оказала ст. преподаватель  Ф.М. Лигарнер.
+
Прекрасным методистом был доц. А.В. Пинаев, читавший нам курс "Технической термодинамики", он был моим первым научным руководителем, когда я со своим другом по группе Геннадием Кацнельсоном, выполнили свою первую серьезную научную работу по теме "Использование низкопотенциального тепла отходящих газов стекловаренных печей". В основу этой работы были положены переводы ряда научных статей из немецких и отечественных журналов. Сообщение о результатах исследования мы с Геннадием сделали на заседании совета СНО, в присутствии преподавателей кафедр теоретических основ теплотехники и иностранных языков. Доклад был выполнен нами сначала на русском, а затем на немецким языке, в последнем случае большую помощь нам оказала ст. преподаватель  Ф.М. Лигарнер [[http://v.michm.ru/index.php/КАК_МЫ_ИЗУЧАЛИ_НЕМЕЦКИЙ_ЯЗЫК_В_МИХМе]].
 
С ней я поддерживал теплые отношения до конца ее работы в МИХМе, делился впечатлениями о поездках в ГДР со студентами на практику, когда, после работы в промышленности, был приглашен на работу в МИХМ. Во время нашей учебы в МИХМе шла подготовка по выпуску инженеров-исследователей для НИИ страны и уже с младших курсов к исследовательской работе на кафедрах и в НИИ привлекались студенты, хорошо занимающиеся и проявившие способности к научной работе.
 
С ней я поддерживал теплые отношения до конца ее работы в МИХМе, делился впечатлениями о поездках в ГДР со студентами на практику, когда, после работы в промышленности, был приглашен на работу в МИХМ. Во время нашей учебы в МИХМе шла подготовка по выпуску инженеров-исследователей для НИИ страны и уже с младших курсов к исследовательской работе на кафедрах и в НИИ привлекались студенты, хорошо занимающиеся и проявившие способности к научной работе.
 
Девизом того времени было: "Всякая научная истина может считаться духовным достоянием человека только тогда, когда она усвоена сознательно, основательно и глубоко", ибо только творческий инженер может объединить в себе инженерное искусство с основательными знаниями науки.<br>
 
Девизом того времени было: "Всякая научная истина может считаться духовным достоянием человека только тогда, когда она усвоена сознательно, основательно и глубоко", ибо только творческий инженер может объединить в себе инженерное искусство с основательными знаниями науки.<br>
Строка 41: Строка 41:
 
Его научная эрудиция, доброжелательность, желание привлечь к творческой работе каждого студента покорили меня полностью. Помню, как по окончании одной из лекций, я подошел к нему и задал вопрос о расчете одного из сложных элементов конструкции котельного агрегата. Серафим Николаевич сам заинтересовался этим вопросом и предложил мне приехать к нему вечером домой, где он подберет для меня литературу по данному вопросу.<br>
 
Его научная эрудиция, доброжелательность, желание привлечь к творческой работе каждого студента покорили меня полностью. Помню, как по окончании одной из лекций, я подошел к нему и задал вопрос о расчете одного из сложных элементов конструкции котельного агрегата. Серафим Николаевич сам заинтересовался этим вопросом и предложил мне приехать к нему вечером домой, где он подберет для меня литературу по данному вопросу.<br>
 
Я растерялся, но он твердо настоял, чтобы я был вечером у него. Проходят годы, но этот день сохранился навсегда в моей памяти.<br>
 
Я растерялся, но он твердо настоял, чтобы я был вечером у него. Проходят годы, но этот день сохранился навсегда в моей памяти.<br>
Радушно встретив, его супруга усадила меня за стол с вечерним чаем и пирогами, после чего передала меня Серафиму Николаевичу. Он вручил мне из своей библиотеки литературу по моему вопросу, а затем подарил на память новые, только что вышедшие "Нормы теплового расчета котельных агрегатов", которые хранятся и по сей день в моей домашней библиотеке. На кафедре работали в это время замечательные преподаватели и специалисты, приглашенные из Всесоюзного теплотехнического института: доц. 3.H.Цыганков, асс. О.Н.Ермолаев, д.т.н. В.А. Локшин, доц. Н.Я,Жирнов,.доц. Л.Б. Зарудный, доц. Г.А. Харченко.
+
Радушно встретив, его супруга усадила меня за стол с вечерним чаем и пирогами, после чего передала меня Серафиму Николаевичу. Он вручил мне из своей библиотеки литературу по моему вопросу, а затем подарил на память новые, только что вышедшие "Нормы теплового расчета котельных агрегатов", которые хранятся и по сей день в моей домашней библиотеке. На кафедре работали в это время замечательные преподаватели и специалисты, приглашенные из Всесоюзного теплотехнического института: доц. 3.H.Цыганков, асс. О.Н.Ермолаев, д.т.н. В.А. Локшин, доц. Н.Я,Жирнов,доц. Л.Б. Зарудный, доц. Г.А. Харченко.
Вспоминается, как любил студентов Василии Николаевич Цыганков. От него исходили какие-то фдюиды доброжелательства, желания помочь всем и каждому. При проведении лабораторных работ, особенно испытании котла, которые длились по 4-5 часов и проходили в вечернее время, он всегда делал перерывы и угощал нас чаем с баранками или сухарями и сахаром. Сам. будучи уже пожилым человеком, он заботился о здоровье студентов. <br>
+
Вспоминается, как любил студентов Василии Николаевич Цыганков. От него исходили какие-то флюиды доброжелательства, желания помочь всем и каждому. При проведении лабораторных работ, особенно испытании котла, которые длились по 4-5 часов и проходили в вечернее время, он всегда делал перерывы и угощал нас чаем с баранками или сухарями и сахаром. Сам. будучи уже пожилым человеком, он заботился о здоровье студентов. <br>
 
На кафедре были аспиранты - заочники из Грузии, работавшие в Институте Энергетики Академии Наук. Грузии. Срок окончания ими аспирантуры подходил к концу,но им надо было закончить часть экспериментальной работы,но у них не было спецтермопар и датчиков.<br>
 
На кафедре были аспиранты - заочники из Грузии, работавшие в Институте Энергетики Академии Наук. Грузии. Срок окончания ими аспирантуры подходил к концу,но им надо было закончить часть экспериментальной работы,но у них не было спецтермопар и датчиков.<br>
 
Перед распределением на преддипломную практику Серафим Николаевич пригласил меня на заседание кафедры и предложил оказать помощь этим аспирантам, направив меня на практику в Институт Энергетики и одновременно на ТЭЦ Руставского металлургического завода. Моя помощь должна было состоять в доставке для аспирантов целого чемодана различных датчиков, установке их на экспериментальном стенде, и участии в проведении опытов. Вторая часть практики на ТЭЦ в котельном цехе должна была быть направлена на сбор материалов по работе котлов. Благословив меня на этот "подвиг", Серафим Николаевич пожелал мне счастливого пути и сказал,чтобы я сообщал ему о ходе экспериментальных работ. Радости моей не было границы! Грузия! Возможность увидеть ее исторические места, познакомиться с жизнью народа.<br>
 
Перед распределением на преддипломную практику Серафим Николаевич пригласил меня на заседание кафедры и предложил оказать помощь этим аспирантам, направив меня на практику в Институт Энергетики и одновременно на ТЭЦ Руставского металлургического завода. Моя помощь должна было состоять в доставке для аспирантов целого чемодана различных датчиков, установке их на экспериментальном стенде, и участии в проведении опытов. Вторая часть практики на ТЭЦ в котельном цехе должна была быть направлена на сбор материалов по работе котлов. Благословив меня на этот "подвиг", Серафим Николаевич пожелал мне счастливого пути и сказал,чтобы я сообщал ему о ходе экспериментальных работ. Радости моей не было границы! Грузия! Возможность увидеть ее исторические места, познакомиться с жизнью народа.<br>
Строка 53: Строка 53:
 
Драмкружок возглавлял В.И.Семишин, фотокружок доц. И.Ф. Масловский. Знаменитые на всю страну эстрадный оркестр под управлением Б.Фиготина и хореографический коллектив, прекрасный хор были известны на всю страну и выступали на Всемирном фестивале студентов и молодежи.
 
Драмкружок возглавлял В.И.Семишин, фотокружок доц. И.Ф. Масловский. Знаменитые на всю страну эстрадный оркестр под управлением Б.Фиготина и хореографический коллектив, прекрасный хор были известны на всю страну и выступали на Всемирном фестивале студентов и молодежи.
 
Любительская киностудия (директор В.Левин, оператор В.Волков, режиссер В.Лебедев) была известна за пределами института, а фильм "Вот как мы живем" победил на конкурсе документальных фильмов. Фильмы о спартакиадах ДОСААФ, туристских слетах, производственной практике, отдыхе студентов, различных спортивных соревнованиях были очень популярны.<br>
 
Любительская киностудия (директор В.Левин, оператор В.Волков, режиссер В.Лебедев) была известна за пределами института, а фильм "Вот как мы живем" победил на конкурсе документальных фильмов. Фильмы о спартакиадах ДОСААФ, туристских слетах, производственной практике, отдыхе студентов, различных спортивных соревнованиях были очень популярны.<br>
<table><td>[[Файл:Носов_Дружная_команда_легкоатлетов.jpg|470px|thumb|left|Дружная команда легкоатлетов МИХМа,1955 г.:З.Вирлич, Г.Арнаутов, Ф .Закаев, А. Таленев , Г.Шустров, 0. Носов, В.Сухов, Э.Модылевский, М.Лесковская, Г.Кузовкина, Ю.Смоленпев и др.]]</td><td> [[Файл:Носов_Тренеры.jpg|450px|thumb|Тренеры и спортсмены: слева направо - Я.Зак,Ю.Смоленцев, (?) - тренер, тренер Л.Т.Топчий, Р.Севастьянов, О.Носов.]]</td></table>
+
<table><td>[[Файл:Носов_Дружная_команда_легкоатлетов.jpg|470px|thumb|left|Дружная команда легкоатлетов МИХМа,1955 г.:З.Вирлич, Г.Арнаутов, Ф .Закаев, А. Таленев , Г.Шустров, 0. Носов, В.Сухов, Э.Модылевский, М.Лесковская, Г.Кузовкина, Ю.Смоленцев и др.]]</td><td> [[Файл:Носов_Тренеры.jpg|450px|thumb|Тренеры и спортсмены: слева направо - Я.Зак,Ю.Смоленцев, (?) - тренер, тренер Л.Т.Топчий, Р.Севастьянов, О.Носов.]]</td></table>
 
Вспоминается и подготовка студентов, как защитников Родины, на военной кафедре по профиля "Техник-химик" с прохождением военных лагерей в 1958 г. - город Выкса, на базе 1-й Химбригады Вооруженных Сил СССР. По окончании военной кафедры и госэкзамена нам были присвоены воинские звания младший инженер-лейтенант. Большинство преподавателей кафедры были участники войны, награжденные орденами и медалями, среди них полковник Я.Л.Рогов - участник штурма Берлина, гв.полковник Ш.А.Костин - участник Сталинградской битвы, полковник Л.М.Нудлер и др. В перерыве от занятий они рассказывали нам эпизоды из военной жизни. Самый сложный спецкурс по военной химик читал и проводил семинары доц.полковник Л.М. Нудлер, запомнившийся благожелательным отношением к студентам как на занятиях в МИХМе, так и в военном лагере.<br>
 
Вспоминается и подготовка студентов, как защитников Родины, на военной кафедре по профиля "Техник-химик" с прохождением военных лагерей в 1958 г. - город Выкса, на базе 1-й Химбригады Вооруженных Сил СССР. По окончании военной кафедры и госэкзамена нам были присвоены воинские звания младший инженер-лейтенант. Большинство преподавателей кафедры были участники войны, награжденные орденами и медалями, среди них полковник Я.Л.Рогов - участник штурма Берлина, гв.полковник Ш.А.Костин - участник Сталинградской битвы, полковник Л.М.Нудлер и др. В перерыве от занятий они рассказывали нам эпизоды из военной жизни. Самый сложный спецкурс по военной химик читал и проводил семинары доц.полковник Л.М. Нудлер, запомнившийся благожелательным отношением к студентам как на занятиях в МИХМе, так и в военном лагере.<br>
<table><td>[[Файл:Носов_На_привале_Нудлер.jpg|390px|thumb|left|Ha привале с полковником Л.М.Нудлером.]]</td><td> [[Файл:Носов_Лучшее_отделение_сборов.jpg|330px|thumb|Лучшее отделение сборов с вымпелом около палатки: стоят слева направо Э.Лубэ, О.Носов, сержант химбригады В.Петров, В.Ананьев, Е.Вакурик; сидят слева направо - E.Гудков, В.Музменко, И.Меерович.]]</td><td> [[Файл:Носов_Друзья_по_519.jpg|380px|thumb|Друзья по 519 группе, слева направо - Э.Лубэ, Г.Капдельсон,0.Носов, К.Меерович.]]</td></table>
+
<table><td>[[Файл:Носов_На_привале_Нудлер.jpg|390px|thumb|left|Ha привале с полковником Л.М.Нудлером.]]</td><td> [[Файл:Носов_Лучшее_отделение_сборов.jpg|330px|thumb|Лучшее отделение сборов с вымпелом около палатки: стоят слева направо Э.Лубэ, О.Носов, сержант химбригады В.Петров, В.Ананьев, Е.Вакурик; сидят слева направо - E.Гудков, В.Музменко, И.Меерович.]]</td><td> [[Файл:Носов_Друзья_по_519.jpg|380px|thumb|Друзья по 519 группе, слева направо - Э.Лубэ, Г.Кацнельсон,0.Носов, К.Меерович.]]</td></table>
 
Отличная учеба, в институте, поощрялась не только повышенной стипендией,но и отдыхом б санаториях и домах отдыха. На 5 курсе в сентябре месяце нас, пятэрых отличников из группы отправили на две недели в Латвийский дом отдыха в Дубулту на Рижском взморье.
 
Отличная учеба, в институте, поощрялась не только повышенной стипендией,но и отдыхом б санаториях и домах отдыха. На 5 курсе в сентябре месяце нас, пятэрых отличников из группы отправили на две недели в Латвийский дом отдыха в Дубулту на Рижском взморье.
 
По окончании института студентам нашей 519 группы пришлось работать в самых различных областях науки и технжки - космос и физика высоких энергий, кристаллография и энергетика, атомная и химическая техника; из 29 студентов девять защитили кандидатские диссертации и один докторскую, четверо,после работы в промышленности, посвятили себя педагогической деятельности.
 
По окончании института студентам нашей 519 группы пришлось работать в самых различных областях науки и технжки - космос и физика высоких энергий, кристаллография и энергетика, атомная и химическая техника; из 29 студентов девять защитили кандидатские диссертации и один докторскую, четверо,после работы в промышленности, посвятили себя педагогической деятельности.
 
Благодарю судьбу за незабываемые годы учебы в МИXMe, который подарил стране замечательных специалистов, ученых, организаторов производства и педагогов.<br>
 
Благодарю судьбу за незабываемые годы учебы в МИXMe, который подарил стране замечательных специалистов, ученых, организаторов производства и педагогов.<br>

Версия 20:12, 31 мая 2020

К 100 летию основания МИХМа

Кандидат технических наук, доцент кафедры ЭиРС Олег Георгиевич Носов

Из воспоминаний инженера-теплоэнергетика, выпускника 1959 г. кафедры "Котельные установки" МИХМа, к.т. н., доцента О.Г. Носова

Март 1954 года. Мне, выпускнику мужской средней школы №1 им. А.С. Пушкина г. Тамбова предстояло выбрать инженерную профессию и институт, в котором я мог бы продолжить учебу. То, что это должен быть технический вуз сомнения не было, т.к. еще в годы войны, когда я начал учиться, ознакомился со своими сверстниками: с военной техникой на свалках, куда она доставлялась с поля боя для переплавки на Сормовском заводе г. Горького.
Устройство различной боевой техники - самолеты, танки, орудия поражало наше мальчишеское воображение, кроме того мы могли беспрепятственно лазить и изучать оружие войны. В 8-9 лет сами собирали простейшие детекторные радиоприемники, помогали взрослым собирать на свалке мотоциклы и восстанавливать их.
После окончания войны наша семья переехала в Тамбов, где папа работал после демобилизации из армии инженером в тресте "Тамбовхимпромстрой", а я продолжил учебу. В школе работали педагоги "старой школы", каждый из которых прививал любовь к своему предмету. Выделялись учителя по математике, химии, физике, черчению и иностранному языку. Все они до революции окончили гимназию и университеты.
В школе работали математический, физический и химический кружки, драмкружок и различные спортивные секции. Выпускники школы в своем большинстве поступали в различные технические вузы страны, военно-технические училища,а когда приезжали на каникулы домой, то всегда выступали в школе, агитируя за поступление в тот или иной вуз или училище.
Наша семья дружила с семьями сотрудников треста "Тамбовхимпромстрой", поэтому я постоянно был в"курсе дел" строительства многочисленных химпредприятий города и области. Сотрудники треста,инженеры самых различных специальностей,часто рассказывали нам подросткам о том,что будущее за химией.
Руководил трестом замечательный Человек, специалист и организатор производства, выпускник МИХМа – Борис Сергеевич Ушаков, впоследствии зам.министра химической промышленности СССР, а затем зав.отделом Совмина СССР [1].
Вот он и стал моим "Крестным",связавшим мою судьбу с МИХМом. Всегда знающий жизнь и ее сложности, своих сотрудников – от простого рабочего до инженера, он, узнав от папы, что я нахожусь на пороге выбора инженерной профессии, в один из мартовских дней предложил отправить меня с ним в Москву для ознакомления с МИХМом. Сам он ехал по производственным делам в Министерство.
Долго не раздумывая, я собрался, и уже через три дня вошел с ним по парадной лестнице в здание института, поразившее мое воображение своей архитектурой, Борис Сергеевич поднялся со мной в помещение, где работал его близкий друг по учебе Н.Н.Варыгин, и представил меня, как будущего инженера, который должен продолжить славные традиции инженерной школы МИХМа, после чего и удалился.
Николай Николаевич, как увлеченный экскурсовод, провел меня по аудиториям и лабораториям института, рассказывая, как рождается инженер, подарил проспект о факультетах института.
Когда я узнал, что в институте имеется энергетический факультет, то вопрос выбора института был для меня решен, т.к. из разделов школьного курса физики, мне очень нравились "Теплота" и "Электричество".
Недобрав до медали два балла, пришлось сдавать шесть вступительных экзаменов! Из вступительных экзаменов больше всего запомнился экзамен по химии, сдавал я его проф. В.И.Семишину, тогда еще доценту. Просмотрев мои ответы на экзаменационный билет,он написал на листке 5 окислительно-восстановительных реакций и попросил дать ответ, какие вещества получатся в итоге, а сам, помешивая чай с лимоном, устремил свой взгляд на аудиторию, где сидели абитуриенты. С четырьмя реакциями я справился ,но в пятой допустил ошибку, за что и получил только "хорошо! Когда я попросил его задать дополнительный вопрос, чтобы вытянуть на "отлично", то он, улыбнувшись и извиняясь ответил: "На отлично знает только Создатель!"
Успешно пройдя вступительные экзамены и конкурс среди иногородних, я был зачислен в 119 группу на специальность "Промышленная теплотехника силикатных производств" энергофака. Первый курс жил у родственников, а на втором получил место в общежитии на "Соколе".
Набор студентов на энергофак в 1954 году был самым большим за его историю: на первый курс было принято более двухсот человек. В числе тридцати студентов нашей группы было несколько ребят, отслуживших в армии, офицер запаса, бывший летчик – Б.Диденко, курсант летного училища В. Хорошков, остальные со школьной скамьи - среди них шесть девушек, ребят медалистов - пятеро.
После первых же лекций и семинаров в группе все перезнакомились, а "старички" потянулись к молодежи, которая с удовольствием помогала им в освоении математики, физики и химии. Постепенно я стал привыкать к студенческому образу жизни, понимая, что только от самого себя зависит, на что ты потратишь эти лучшие годы жизни. Лекции, семинары, коллоквиумы и лабораторные работы, консультации и домашнее выполнение текущих заданий заполняли практически весь день. Много времени требовала работа в библиотеке и читальном зале, т.к. отдельные разделы дисциплин приходилось изучать по учебникам. Запомнился образ заведующего научно-технической библиотеки и ее создателя Михаила Ивановича Погодина, всегда готового придти на помощь студенту. Позднее библиотекой стала заведовать К.К.Пилюгина. Как правило, в читальном зале мест всегда не хватало и часто приходилось занимать очередь.
О педагогах, работавших в это время в институте, уже написаны много замечательные воспоминания, многие из них были известными инженерами и ученными страны. Нашей группе посчастливилось слушать лекции и посещать семинары высоких профессионалов и талантливых педагогов: проф. П.А.Бессонова, доц. Л.И.Грабаря, доц. В.С,Бермана, доц. В.И. Семишина, доц. Д.И. Сычева, доц.Р.Р.Галле, доц.А.А. Щеглова, доц. А.В. Пинаева, проф. А.А. Гухмана, асс. В.А.Кирпикова, доц. Куликова, академика БССР Н.С. Акулова, проф. С.П. Розанова, проф. С.Н. Шорина, доц. М.Г.Ефимова, доц. Д.Я. Мазурова, ст. пр. .Б. Калмыковой, доц. С. Н. Дукельского, доц. Е.А. Никитина, проф. Н.Т. Отрошко, доц. И.М. Масленникова, доц. В.Е. Лисичкина, ст.пр. Ф.М. Лигарнер, ст. пр. полковника Л.М. Нудлера и др.
Прекрасные знатоки своих предметов они сопровождали свои лекции и семинары психологическими паузами, доброй шуткой, историями и примерами из практики, часто и отрывками из литературных произведений. Доц. Куликов, известный специалист в области конструирования подъемных кранов, читавший нам курс "Детали машин", оживлял лекции отрывками из басен Крылова. А академик Н.С. Акулов, излагая теорию магнетизма, обратился к нам с вопросом -"Что же такое магнетизм?" - и сам гут же ответил: "Я не знаю, что такое магнетизм!" Интересна была и манера приема им экзамена. Если он видел,что студент не полностью понимает того или иного вопроса, то объяснял ему и всегда извинялся, если сжижал оценку. Не помню ни одного педагога, которые читали бы лекции по записям или диктовали их. К сожалению, эти отрицательные явления позднее проникли в высшую школу.
Прекрасным методистом был доц. А.В. Пинаев, читавший нам курс "Технической термодинамики", он был моим первым научным руководителем, когда я со своим другом по группе Геннадием Кацнельсоном, выполнили свою первую серьезную научную работу по теме "Использование низкопотенциального тепла отходящих газов стекловаренных печей". В основу этой работы были положены переводы ряда научных статей из немецких и отечественных журналов. Сообщение о результатах исследования мы с Геннадием сделали на заседании совета СНО, в присутствии преподавателей кафедр теоретических основ теплотехники и иностранных языков. Доклад был выполнен нами сначала на русском, а затем на немецким языке, в последнем случае большую помощь нам оказала ст. преподаватель Ф.М. Лигарнер [[2]]. С ней я поддерживал теплые отношения до конца ее работы в МИХМе, делился впечатлениями о поездках в ГДР со студентами на практику, когда, после работы в промышленности, был приглашен на работу в МИХМ. Во время нашей учебы в МИХМе шла подготовка по выпуску инженеров-исследователей для НИИ страны и уже с младших курсов к исследовательской работе на кафедрах и в НИИ привлекались студенты, хорошо занимающиеся и проявившие способности к научной работе. Девизом того времени было: "Всякая научная истина может считаться духовным достоянием человека только тогда, когда она усвоена сознательно, основательно и глубоко", ибо только творческий инженер может объединить в себе инженерное искусство с основательными знаниями науки.
Как же протекала учеба и жизнь студентов нашей группы?
Узнав от старшекурсников, что первая сессия самая сложная и только ее результаты решают, быть ли тебе студентом, все занимались в полную силу, помогая слабым. Когда же сессия прошла, то определились лидеры - отличники, и хорошисты, тяжелее всего пришлось ребятам после армии, но и они преодолели первый барьер. Помня,как непросто жилось родителям, сдал на стипендию, усвоив при этом, что для того, чтобы получать повышенную, надо заниматься еще лучше. На первые студенческие каникулы поехал к родителям и навестил свою родную школу, порадовав своих преподавателей рассказами oб учебе, а главное - поблагодарив их за бескорыстный труд и знания, которые они передали мне в школьные годы. Получив приглашение на школьный вечер,выступил на нем с рассказами о МИХМе, о том, какой это замечательный институт и в каких областях техники может работать его выпускник. Во время второго семестра можно было выкроить время для изучения Москвы: каждое воскресенье посвящалось музеям, Третьяковской галерее(театрам, включая Большой театр,куда билеты для студентов стоили очень дешево). Любил гулять по старой Москве, изучая панораму и архитектуру городу, его исторические достопримечательности. Дожив до седин, и сейчас продолжаю это увлекательное путешествие.
Хорошо была организована первая учебная практика в механических мастерских МИХМа. Нас знакомили с устройством различных станков и с основами работы на токарном, после чего каждый из нас мог самостоятельно изготовить ту или деталь. Зачет по практике ставился после выполнения задания. На 3 и 4 курсах производственная практика проходила на предпри-ятиях силикатной промышленности и ТЭЦ, где, как правило,нас устраивали на рабочие места с контролируемым табельным учетом. Наша небольшая группа из 4-х человек была направлена в г. Гомель на Костюковский стеклозавод, один из крупнейших заводов страны. Руководителем практики была Ю.М.Волгина, ассистент кафедры, прекрасный организатор, работавшая ранее МИХМа в промышленности.
Она выдала нам задания, устроила в рабочее общежитие завода по - 2 человека в комнате, познакомила с начальниками цехов завода и, пожелав выполнить программу практики, уехала в Москву. Нам предложили рабочие места в энергоцехе, где в то время, проходила ревизия турбогенераторов, а в отдельные дни мы изучали устройство и работу стекловаренных печей, собирая материал для курсового проекта. В выходные дни выезжали в Гомель, где знакомились с его историческими достопримечательностями, любовались старинным парком и рекой Сож, совершали прогулки на пароходе.
Узнав,что я занимаясь легкой атлетикой, руководство ДСО "Красное Знамя" завода предложило мне выступить за завод на городских соревнованиях по легкой атлетике среди коллективов физкультуры г. Гомеля, а Володе Хорошкову за волейбольную команду завода. В моих домашних архивах хранится грамота за третье место в беге на 100 метров среди коллективов физкультуры Гомеля. За время прохождения практики мы так привыкли к замечательному коллективу завода, что не хотели расставаться. Нас тепло проводили и пригласили на работу по окончании института, оплатив наш скромный труд в энергоцехе и за рацпредложение по усовершенствования схемы электроизмерения при ремонте генераторов, которое мы вчетвером подали.
От руководства завода нам выразили письменную благодарность и выдали положительные характеристики. Итоги практики были защищены на заседании кафедры "Силикатных производств" с оценкой "Отлично".
Практику после 4 курса я проходил на ТЭЦ з г. Тамбов®, устроившись на работу в отделение углеподачи котельного цеха, одновременно изучая устройство котельных агрегатов и собирая материал для курсового проекта по кафедре "Котельные установки". Пришлось расстаться с моей силикатной специальностью, этому послужили замечательные лекции проф. С.Н. Шорина.

Кафедра "Котельные установки" МИХМа,1957 г. Внизу сидят слева направо: доц.Л.Б.Зарудный, доц.В.Н.Цыганков, проф. С.Н. Шорин, д.т.н. В.А. Локшин, д.т.н. В.Н. Жирнов. Вверху стоят слева направо - лаб. З.Г.Ульянова, аспирант (?), лаб. А.Жижина, аспирант Л.Ф. Федоров (будущий проф.,д.т.н. , зав. кафедрой МИИТ), аспирант Р.Ашастин (будущий нач.отд.Госплана СССР), асс. 0.Н.Ермолаев (будущий профессор МИХМа), кочегар К.И.Савин, зав.лаб. А.А.Орочко, кочегары Алексей Иванович и Сергей Павлович, кочегар (?).

Его научная эрудиция, доброжелательность, желание привлечь к творческой работе каждого студента покорили меня полностью. Помню, как по окончании одной из лекций, я подошел к нему и задал вопрос о расчете одного из сложных элементов конструкции котельного агрегата. Серафим Николаевич сам заинтересовался этим вопросом и предложил мне приехать к нему вечером домой, где он подберет для меня литературу по данному вопросу.
Я растерялся, но он твердо настоял, чтобы я был вечером у него. Проходят годы, но этот день сохранился навсегда в моей памяти.
Радушно встретив, его супруга усадила меня за стол с вечерним чаем и пирогами, после чего передала меня Серафиму Николаевичу. Он вручил мне из своей библиотеки литературу по моему вопросу, а затем подарил на память новые, только что вышедшие "Нормы теплового расчета котельных агрегатов", которые хранятся и по сей день в моей домашней библиотеке. На кафедре работали в это время замечательные преподаватели и специалисты, приглашенные из Всесоюзного теплотехнического института: доц. 3.H.Цыганков, асс. О.Н.Ермолаев, д.т.н. В.А. Локшин, доц. Н.Я,Жирнов,доц. Л.Б. Зарудный, доц. Г.А. Харченко. Вспоминается, как любил студентов Василии Николаевич Цыганков. От него исходили какие-то флюиды доброжелательства, желания помочь всем и каждому. При проведении лабораторных работ, особенно испытании котла, которые длились по 4-5 часов и проходили в вечернее время, он всегда делал перерывы и угощал нас чаем с баранками или сухарями и сахаром. Сам. будучи уже пожилым человеком, он заботился о здоровье студентов.
На кафедре были аспиранты - заочники из Грузии, работавшие в Институте Энергетики Академии Наук. Грузии. Срок окончания ими аспирантуры подходил к концу,но им надо было закончить часть экспериментальной работы,но у них не было спецтермопар и датчиков.
Перед распределением на преддипломную практику Серафим Николаевич пригласил меня на заседание кафедры и предложил оказать помощь этим аспирантам, направив меня на практику в Институт Энергетики и одновременно на ТЭЦ Руставского металлургического завода. Моя помощь должна было состоять в доставке для аспирантов целого чемодана различных датчиков, установке их на экспериментальном стенде, и участии в проведении опытов. Вторая часть практики на ТЭЦ в котельном цехе должна была быть направлена на сбор материалов по работе котлов. Благословив меня на этот "подвиг", Серафим Николаевич пожелал мне счастливого пути и сказал,чтобы я сообщал ему о ходе экспериментальных работ. Радости моей не было границы! Грузия! Возможность увидеть ее исторические места, познакомиться с жизнью народа.
На вокзале в Тбилиси меня встретил аспирант Олег Николаевич Чипашвилли и сразу отвез в общежитие Академии Наук, где мне предоставили отдельную комнату со всеми удобствами. Забрав у меня чемодан с датчиками, и пожелав отдыха после поезда, уехал на работу и договорился со мной о поездке на следующий день в Институт Энергетики, передав мне туристскую карту Тбилиси. Не буду описывать особенностей жизни этого города, которая резко отличалась от жизни Москвы и др. городов России. Многое мне запомнилось на всю жизнь. Гостеприимство, историческая красота города и его архитектуры, городской базар, посещение цирка, где проходило в это время первенство СССР по борьбе, старого театра Оперы и Балета, где я посмотрел балет "Спартак" с участием В.Чабукиани (посещение цирка и театра мне организовали аспиранты, т.к. попасть туда практически было невозможно). Сам же совершил омовение в знаменитых серных банях города, поездку в древнюю столицу Грузии - Мцхету.
Все ознакомление проходило в воскресные дни, т.к. по рабочим дружно выполняли работы на стенде. По вечерам совершал прогулки по центральным улицам, где видел, как правило, только мужчин и продавцов газированной воды с очень вкусными натуральными сиропами; два раза поднимался на фуникулере, посетил могилу А.С. Грибоедова, другие достопримечательности и памятники. По окончании проведения запланированных опытов и обработки их результатов, сообщил об этом С.Н. Шорину и переехал в Рустави, где был размещен в общежитии завода и приступил к практике на ТЭЦ. Запомнилась более низкая культура эксплуатации по сравнения с ТЭЦ г. Тамбова. Перед моим отъездом начальник котелъногс цеха пригласил меня посетить свадьбу его родственников в одном из близких сел. Там я увидел такое застолье, какого не встречал в жизни больше никогда. Свадьба продолжалась два дня, после чего мне передали на память бутылку выдержанного местного вина. С самыми хорошими воспоминаниями покинул я Грузию и возвратился в Родной МИХМ.
Дипломный проект я защитил с оценкой "Отлично", при этом моими руководителями были С.Н. Шорин и В.А. Локшин.

Возвращаясь к годам учебы в МИХМе надо отметить,что для студентов в институте были созданы все условия для занятий спортом, каких только секций и кружков не было! По многим видам спорта и секциям Д0СААФ институт входил в число призеров в соревнованиях ведущих вузов Москвы. Сам я защищал честь института по легкой атлетике и шахматам. Многими кружками руководили преподаватели!

Драмкружок возглавлял В.И.Семишин, фотокружок доц. И.Ф. Масловский. Знаменитые на всю страну эстрадный оркестр под управлением Б.Фиготина и хореографический коллектив, прекрасный хор были известны на всю страну и выступали на Всемирном фестивале студентов и молодежи. Любительская киностудия (директор В.Левин, оператор В.Волков, режиссер В.Лебедев) была известна за пределами института, а фильм "Вот как мы живем" победил на конкурсе документальных фильмов. Фильмы о спартакиадах ДОСААФ, туристских слетах, производственной практике, отдыхе студентов, различных спортивных соревнованиях были очень популярны.

Дружная команда легкоатлетов МИХМа,1955 г.:З.Вирлич, Г.Арнаутов, Ф .Закаев, А. Таленев , Г.Шустров, 0. Носов, В.Сухов, Э.Модылевский, М.Лесковская, Г.Кузовкина, Ю.Смоленцев и др.
Тренеры и спортсмены: слева направо - Я.Зак,Ю.Смоленцев, (?) - тренер, тренер Л.Т.Топчий, Р.Севастьянов, О.Носов.

Вспоминается и подготовка студентов, как защитников Родины, на военной кафедре по профиля "Техник-химик" с прохождением военных лагерей в 1958 г. - город Выкса, на базе 1-й Химбригады Вооруженных Сил СССР. По окончании военной кафедры и госэкзамена нам были присвоены воинские звания младший инженер-лейтенант. Большинство преподавателей кафедры были участники войны, награжденные орденами и медалями, среди них полковник Я.Л.Рогов - участник штурма Берлина, гв.полковник Ш.А.Костин - участник Сталинградской битвы, полковник Л.М.Нудлер и др. В перерыве от занятий они рассказывали нам эпизоды из военной жизни. Самый сложный спецкурс по военной химик читал и проводил семинары доц.полковник Л.М. Нудлер, запомнившийся благожелательным отношением к студентам как на занятиях в МИХМе, так и в военном лагере.

Ha привале с полковником Л.М.Нудлером.
Лучшее отделение сборов с вымпелом около палатки: стоят слева направо Э.Лубэ, О.Носов, сержант химбригады В.Петров, В.Ананьев, Е.Вакурик; сидят слева направо - E.Гудков, В.Музменко, И.Меерович.
Друзья по 519 группе, слева направо - Э.Лубэ, Г.Кацнельсон,0.Носов, К.Меерович.

Отличная учеба, в институте, поощрялась не только повышенной стипендией,но и отдыхом б санаториях и домах отдыха. На 5 курсе в сентябре месяце нас, пятэрых отличников из группы отправили на две недели в Латвийский дом отдыха в Дубулту на Рижском взморье. По окончании института студентам нашей 519 группы пришлось работать в самых различных областях науки и технжки - космос и физика высоких энергий, кристаллография и энергетика, атомная и химическая техника; из 29 студентов девять защитили кандидатские диссертации и один докторскую, четверо,после работы в промышленности, посвятили себя педагогической деятельности. Благодарю судьбу за незабываемые годы учебы в МИXMe, который подарил стране замечательных специалистов, ученых, организаторов производства и педагогов.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты