Методология научного творчества

Материал из Wiki
Версия от 02:22, 25 октября 2016; Dz (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск




Темы занятий:
1. Виды познания, отличительные особенности научного познания. Научное исследование. Фундаментальные и прикладные исследования. Теоретическое и экспериментальное исследование. Естественные, технические, гуманитарные науки, специфика технических наук ("науки об искусственном").
2. Классификаторы: УДК, ББК, ВАК (ОКСВНК), ГРНТИ, ДКД. Коды MSC и т.д. Сфера их применения.
3. Базы РИНЦ (elibrary.ru), SCOPUS, WoS (Web of Science), ФИПС, ВИНИТИ, Dissercat, ResearchID, Orcid. Издательства Elsiever, Springer, МАИК. Наукометрические показатели - индекс цитирования, индекс Хирша, импакт-фактор. Идентификаторы ISBN, ISSN. Сетевые сообщества исcледователей - Research Gate, Карта Российской науки и т.д.
4. Виды научных публикаций - отчёт, аннотированный отчёт, статья, тезисы (материалы конференций), обзорная статья, монография, депонированная рукопись, препринт, диссертация. Выбор ключевых слов, содержание и объём аннотации.
5. Диссертационная работа (магистерская и кандидатские диссертации) как жанр научной публикации. Название, постановка цели исследования, выбор решаемых задач, используемые методы. Актуальность исследования. Научная новизна исследования, практическая значимость. Достоверность полученных результатов. Апробация результатов работы.
6. Понятия методологии, метода, методики, алгоритма. Изобретение, полезная модель. Понятие о ТРИЗ.
7. Абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция. Типичные логические ошибки (обращение к последствиям, неоднозначность, ложная дилемма, "не потому что", сверхобобщение, порочный круг ошибка части и целого).
8. Техническое задание, календарный план, смета. Основные статьи сметы: оборудование, материалы, заработная плата, накладные расходы. Отчёт о НИР - аннотированный отчёт, промежуточный отчёт, итоговый отчёт. Оформление научной работы. ГОСТ 7.32 – 2001.
9. Исследования в рамках программ Министерства науки и образования РФ:
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
- Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» http://fcpir.ru/;
- Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".
Формирования тематики, мероприятия, конкурсы.
10. Исследования в рамках Федеральных целевых программ России http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/
11. Фонды финансирования НИОКР:
- Российский фонд технологического развития
- Российский гуманитарный научный фонд
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- Российский фонд фундаментальных исследований
Финансовая поддержка научной и научно-практической деятельности в российских вузах ( Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 г. Москва "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 219 г. Москва "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220 г. Москва "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования")
12. Совет по грантам Президента Российской Федерации www.extech.ru/.
13. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - СТАРТ, УМНИК. http://www.fasie.ru/
14. Международные программы научного сотрудничества. Грантовые программы для продолжения обучения и научной работы.
15. Российский фонд фундаментальных исследований - РФФИ
16. Корректное оформление цитирования, система антиплагиат.
17. Работы в рамках Государственного задания ВУЗам (темплан). Индикаторы выполнения. Отчёт ВУЗа (годовой отчёт - основные научные результаты, участие в работах обучающихся, количество публикаций. ). Показатели эффективности ВУЗа.
18. Системы коллективной работы, wiki-движки, репозитарии.
19. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Перечень критических технологий Российской Федерации. https://reestr.extech.ru/docs/priorities.php http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D1%82%D0%BA

20. Задачи и проблемы в мышлении http://postnauka.ru/faq/39263

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0


Справочные материалы:
http://xpir.fcntp.ru/guidealias/Otchet-o-NIR-zapolnyaem-po-gostu

http://science-expert.ru/dsrf/federal_level/doc/OK_017-2013.pdf
http://kod-udk.narod.ru/
http://grant.rfbr.ru/defaultx.asp
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80
http://xn--80aahfgik3be4a.xn--p1ai/links/index
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/587/68587/42366

6 социальных сетей для ученых


Обзор бесплатных хранилищ статей

ArXiv.org

Sci-Hub

Архивы диссертаций


Справочные материалы:

Наука – вид деятельности человека, целью которых является отражение реальности в системе достоверного знания, выраженное в знаковых формах.


Методология науки - это научная дисциплина, анализирующая законы и закономерности процесса научного познания и его результатов с целью разработки и оптимизации системы нормативов – принципов, подходов, программ, процедур, методов и приемов, – процесса научного исследования, организации и систематизации научного знания, выработки методологического языка, совершенствования учения и метода разработки общей теории метода. Для правильного понимания предмета методологии науки (методологии научного исследования) необходимо учитывать специфику и сущность научной рациональности, научного исследования и научного мышления.


Конкретной формой научного познания объектов реальности является научное исследование. - Научное исследование по основному содержанию представляет собой процесс получения и систематизации нового знания путем разрешения обусловленных практикой научных проблем. - Специфика научного исследования определяется качественным различием разрешаемых научных проблем, которые в основном подразделяются на предметные (эмпирические и теоретические) и методологические (экспериментальные и концептуальные). - Цель научного исследования - новые достоверные знания, которые должны не только описать и объяснить обнаруженные явления, но предсказать новые, дать выход в методологию науки и практики. Таким образом, научное исследование - это конкретный процесс разрешения обусловленных практикой научных проблем, получения и систематизации нового эмпирико-теоретического и методологического знания об объектах и способах их освоения.


Научный факт - вид базисного научного знания, достоверно отражающего фрагмент реальности и выраженного в знаковой форме конкретного языка науки. Научная проблема - нayчнoe знание, отражающее вид научной задачи, обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих теоретических представлений, средств и методов научного исследования. Научная идея - абстрактно выраженная языком данной науки форма научного знания, эвристически и целостно объясняющего сущность объекта исследования на уровне основного принципа и общей закономерности. Научная гипотеза - форма обоснованного вероятностного научного знания в виде предположений, догадок или предсказаний о существовании неизвестных ранее явлений, скрытых причинах их возникновения, закономерных связях и отношениях. Научный закон - идеализированная модель объективного закона, отражающая существенные инвариантные связи между явлениями и выраженная отношением понятий и категорий данной науки. Научная теория - системная форма организации: знания, достоверно и адекватно описывающего и объясняющего свой объект (предмет) средствами данного научного языка. Научная картина мupa - исторически обусловленная система образно-модельных представлений о мире и его крупных компонентах, выработанная философией и научным познанием и выраженная в общенаучных понятиях, принципах, законах и обоснованных гипотезах.

Метод (с греч. - methodos) - в широком смысле обозначает путь к чему-либо, способ исследования, обучения, изложения. Любое «действие по методу» предполагает постановку цели и планомерное, последовательное ее достижение рядом действий. Наиболее эффективным «действием по методу» становится в том случае, когда в его основе лежат законы исследуемого или преобразуемого объекта, вскрытые в предшествующем опыте практической и теоретической деятельности.

Метод науки - это система эмпирического и теоретического уровней исследования, позволяющая

операционально, последовательно и поэтаnно получать и обобщать новое научное знание от фактов до законов и теорий. В наиболее общем виде содержание и структуру метода науки можно как вариант представить следующими основными этапами: 1. Анализ проблемной ситуации, выдвижение проблемного замысла, обоснование и формулировка проблемы, конкретизация проблемы в задачах. 2. Выдвижение первичного предположения, рабочей и развернутой гипотезы. 3. Обоснование гипотезы путем установления ее эмпирической проверяемости, теоретической обоснованности, логической состоятельности, истинности и достоверности. 4. Разработка программы экспериментального исследования, выбор процедур и технических средств. 5. Проведение опытных исследований, сбор и обработка данных наблюдения и измерений. 6. Сравнение эмпирических данных с содержанием предлагаемой гипотезы, ее принятие, доработка или отбрасывание. 7. Формулирование нерешенных задач и новой научной проблемы (подпроблемы).

Научный метод - это система принципов и императивов, операций и процедур, правил и норм, обеспечивающая в научном исследовании генерацию нового знания, его проверку и подтверждение в процессе решения познавательных проблем и задач. В формулировке научного метода приняты термины и понятия: принцип - основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка теории или концепции; императив - настоятельное требование, конкретизирующее принцип; операция - относительно законченное исследовательское действие при решении поставленной задачи; процедура - связанная и упорядоченная совокупность операций; норма - общепризнанная в научной среде совокупность требований, регулирующих познавательные акты. Научный метод считается состоятельным при условии выполнения им ряда общих требований. Наиболее значимые требованием к методу можно обобщить и представить в следующей субординации: 1. Детерминированность метода, т.е. его обусловленность закономерностями объекта, познавательной деятельности и теоретических знаний, реализованных в нормативных средствах управления методом. 2. Заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями познавательной деятельности. Требование распространяется на все компоненты метода и подчеркивает активность исследователя. 3. Результативность и надежность метода: его разрешающая способность должна однозначно давать результаты с высокой степенью вероятности. Надежность зависит от каждого компонента метода и их структурной компоновки в системе метода. 4. Экономичность метода: затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследований, что обусловлено кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами. 5. Ясность и эффективная распознаваемость метода: метод должен быть выражен в общезначимых терминах и понятиях и доступен любому подготовленному исследователю. 6. Воспроизводимость метода: возможность использования метода неограниченное число раз, включая и все его компоненты. 7. Обучаемость методу: в метод разрешается включать все то, чему можно обучить. Основой требования являются воспроизводимость и распознаваемость метода.


ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ (некоторые) Системный подход Под системой понимают совокупность закономерно связанных между собой элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющую собой определенное целостное образование, единство. В основе этого подхода лежат исследование и конструирование объектов как систем. На различных уровнях анализа и в различных задачах один и тот же объект может быть исследован как системный или как несистемный. Как несистемный объект вполне успешно анализируется при решении определенного типа задач и рассматривается на уровнях субстратно-элементного, структурного и функционального подходов. Эти «срезы» с объекта дают только частные картины целого. В ряде случаев ту или иную характеристику цельного объекта можно получить внесистемно суммацией свойств отдельных элементов. Например, масса объекта может быть однозначно установлена по сумме масс элементов. Однако свойства системы часто не сводятся к арифметической сумме свойств ее элементов, компонентов, подсистем. Они по существу своему присущи системе только как целому и отсутствуют в самих компонентах системы. Пример: высшие функции мозга – память, эмоции, вероятностное прогнозирование, мышление – совершенно не вытекают из свойств отдельных нейронов. Поэтому целью системного подхода является совмещение всех частных картин объекта в общей картине целого как системы. При этом совмещение должно происходить и в статике, и на уровне динамики. Например, представление о биологии вида животного включает описание способа и сезона размножения, вида и характера питания, оседлости, размера и структурной организации популяции и другие частные характеристики. Только сведение всех этих характеристик дает представление о биологии животного

Модельный подход В контексте данного учебного курса под моделью следует понимать такую схему, изображение или описание объекта исследования, которые несут в себе информацию о свойствах и характеристиках объекта-оригинала, существенных с точки зрения решаемой исследовательской или прикладной задачи. При этом подразумевается, что некоторые стороны структуры и функций объекта, которые исследователь считает несущественными для решения задачи, в сконструированной схеме не отражаются. Модельный подход необходим в тех случаях, в которых прямое исследование оригинала затруднено, неэффективно или вообще невозможно. Например, применение моделирования широко используется: 1) в медико-биологических исследованиях, объектом которых служит человек, когда его исследование недопустимо по биологическим или этическим причинам; 2) в технических испытаниях различных дорогостоящих объектов: судов, самолетов, зданий; 3) в космологии; 4) при отсутствии возможностей изучить объект целиком – массовые явления, которые подлежат изучению лишь на выборочных примерах. В этих и других случаях подобного рода исследователь строит или подыскивает подходящую замену-модель оригинала: стеклянный сосуд с эластичной мембраной для демонстрации работы легкого (модель Дондерса), лабораторное животное вместо человека, крыло самолета вместо целого самолета, репрезентативную выборку для социологического опроса вместо опроса всего населения, математическую модель колебания цен в каком-то периоде исторического прошлого.

Абстрагирование Абстрагирование – метод научного познания в форме мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач. Операция отвлечения равносильна операции выделения в объекте существенных свойств, связей и отношений. Результат процесса абстрагирования называют абстракциями или абстрактными предметами. Одиночный цикл абстрагирования носит двухступенчатый характер. На первой ступени определятся наиболее важное и интересное для исследователя или, наоборот, вычленяются несущественные свойства и связи, которыми можно пренебречь,. Объективным основанием для такого вычленения является относительная независимость или допустимо слабая зависимость изучаемых явлений и их составляющих от определенных факторов.

Анализ и синтез Анализ – это метод исследования, включающий приемы и способы теоретического или эмпирического расчленения системы на составляющие элементы, свойства и отношения. С анализа начинается всякое научное исследование, он может протекать в следующих формах: 1. Расчленение предмета исследования как целого на части для изучения строения, функций и особенностей связи между частями. 2. Выделение признаков, свойств предметов, изучение отношений между ними. 3. Разделение множества предметов по общности свойств и признаков на подмножества, определение каждого элемента множества и отношений между ними. Познание свойств, связей, взаимодействий, зависимостей, функций частей целого позволяет понять закономерности их соединения, перейти к воспроизводству целого, т.е. к синтезу. Синтез – это метод исследования, включающий приемы и способы теоретического или эмпирического соединения элементов, свойств и отношений в цельную систему. В процессе синтеза происходит обобщение результатов анализа. Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга. Анализ в конечном счете предполагает синтез, синтез невозможен без предварительного анализа системы. Синтез знания, выявляя законы, сущность первого порядка, включается в теорию объекта, которая обогащается и позволяет перейти к новым путям поиска и более тонкому анализу. Единство анализа и синтеза на уровне системы научного знания в целом проявляется как единство дифференциации и интеграции знания. Развитие знания вглубь (аналитическая тенденция) готовит условия для новых связей между различными областями знания. С другой стороны, новые области знания, возникшие в рамках синтетической тенденции, становятся предметом углубленного аналитического исследования.

Индукция и дедукция Индукция – это метод научного исследования, связанный с движением мысли от данных опыта, фактов, полученных в наблюдениях и экспериментах, к их обобщению в выводах, заключениях. Индукция является первым видом умозаключений, который применяется при обработке эмпирических фактов. Основа индуктивного вывода – повторяемость признаков объекта исследования в ряду предметов определенного класса. Поэтому заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах объекта во всех предметах данного класса на основе наблюдения широкого множества единичных фактов. Различают полную и неполную индукцию. В полной индукции общий вывод базируется на знании всех без исключения предметов изучаемого класса. Иногда обращаются к неполной индукции: а) индукция через простое перечисление фактов, или популярная индукция. Суть популярной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного множества фактов. Когда встречается случай, противоречащий выводу, то вывод приходится отвергнуть. б) индукция через отбор фактов из общей их массы по определенному пpaвилy. в) научная индукция, осуществляемая на основе знания причинных связей явлений в пределах изучаемого класса. Исходная целевая установка научной индукции - выявить причинно-следственную зависимость явлений. Для этого используют: 1. метод сходства: если два или более случаев изучаемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, в котором они сходны между собой, то это обстоятельство и есть причина данного явления. 2. метод различия: если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны и различны только в одном обстоятельстве, то обстоятельство, присутствующее в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина изучаемого явления. 3. метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение одного явления всякий раз необходимо вызывает определенное изменение другого явления, то оба эти явления находятся в причинной связи друг с другом. Дедукция – это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании фундаментальных фактов, законов, принципов, принятых аксиом (постулатов) или гипотез, полученных ранее путем индуктивного обобщения множества данных наблюдения и эксперимента. Такое положение наступает, когда в области научного знания накоплено достаточно большое количество обобщающих фактов, законов, принципов, гипотез, аксиом, связанных в систему с уже имеющимся знанием. Логическое выведение нового знания из ранее полученных знаний обобщающего характера строится по схеме: все предметы класса М обладают свойством Р. Предмет т относится к классу М, Значит, т обладает свойством Р. Например, все металлы обладают конечным электрическим сопротивлением. Вольфрам является металлом. Следовательно, вольфрам обладает конечным сопротивлением. Из определения научной дедукции видно, что индукция и дедукция необходимо связаны, а выводимые из общего частные знания истинны, если посылки достоверны. Дедукцию вынужденно приходится применять там, где наука все чаще сталкивается с явлениями, непосредственно недоступными чувственному восприятию: микромир, метагалактика, минувшие эпохи в развитии Земли, живой природы, человеческого общества. В подобных случаях приходится чаще обращаться к постулированию некоторых положений, выдвижению научных гипотез и даже теорий - гипотез с тем, чтобы выводимые из них дедуктивные следствия можно было сопоставить с наблюдаемыми или экспериментально установленными фактами.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты