ССО «Воскресенск-75» Воспоминания Вячеслава Кокорева (группа 21, выпуск 1975 г.)

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск
В. Е. Кокорев

Кокорев Вячеслав Егорович- выпускник МИХМа 1975 г. (Ф-т химического машиностроения, кафедра “Конструирования машин химических производств”, гр. 21.) С 1975 по 2008 гг. - работал на Каменском химическом комбинате “Россия”, ФКП “Комбинат Каменский” в должностях: инженер-конструктор; начальник конструкторского бюро; начальник цеха; Главный конструктор. Получил 8 авторских свидетельств СССР и 5 патентов Российской Федерации. Имеет музыкальное образование. Хобби: музыкальные инструменты, классическая и народная музыка, гитара. Увлекается также поэзией.

09.06.1975г. я защитил дипломный проект и стал свободным, как птица!
Поскольку времени до прибытия на работу по распределению до сентября было ещё очень много, то я решил ещё раз съездить в ССО. Как раз в это время формировался ССО в г. Воскресенск Московской области.
Мотивов моего участия в ССО «Воскресенск-75» было два:
- желание ещё немного побыть в студенческой среде, продлить своё студенчество;
- желание подзаработать денег и создать первоначальный «капитал», «прибарахлиться» перед новой жизнью.
Надо сказать, что ССО формировался как-то впопыхах. Прибыли мы в Воскресенск, кажется, на электричке. Нас разместили в средней школе в классах и в спортзале на железных койках. Со следующего дня надо было выходить на работу.
Попал я в бригаду бордюрщиков. Работа заключалась в том, чтобы на улицах Воскресенска выдёргивать старые, прослужившие не один десяток лет, намертво вросшие в землю и в многослойный асфальт, огромные гранитные бордюры, для того, чтобы следом дорожники укладывали новые бордюры и ремонтировали дорожное полотно. Работа была сродни каторжной. Не было никакой механизации, ни отбойных молотков, ни подъёмного крана, ни экскаватора. Всё делалось вручную. Ломами и кувалдами мы выковыривали эти гранитные бордюры весом килограмм по 200 – 250, а потом так же вручную грузили их в грузовики. И всё это на жаре при отсутствии подвоза питьевой воды.
Очень тяжёлую работу делали и кровельщики. Это были парни из 645 и 646 групп (спец.каф. №50, где обучение продлевалось на 0,5 года: [[1]] . Они ремонтировали плоские крыши жилых домов. Постоянно на жаре, с горячим расплавленным битумом. Работа опасная и вредная.: см. При этом ребята не снимали толстых брезентовых роб, толстых ботинок или сапог.
Кормили нас в какой-то столовой. На завтрак давали больничную порцию какой-нибудь каши (манка, овсянка), немного хлеба и чай. В обед такие же больничные порции супа и какую-нибудь обезжиренную и "обезмясенную" котлетку на пару. Вечером – не помню что давали, но тоже жидковато. У кого были деньги, тот на вечер себе что-то покупал в магазинах (если было что).
Короче, через неделю исхудали мы, как военнопленные из повести М. А. Шолохова «Судьба человека». Спину чесали через живот! Вот! И стал народец, в основном москвичи, потихоньку ретироваться домой, на мамкины харчи. Признаться, подумал об этом и я. Тем более, что меня лично вообще ничего в ССО не держало…
Но тут стала формироваться плотницкая бригада для работы на турбазе «Берёзовка». Я имел неплохую квалификацию плотника-столяра. Об этом знали и взяли меня в эту бригаду.
Наша бригада жила отдельно на турбазе Воскресенского комбината в Берёзовке [2]. Мы строили новый рубленный деревянный корпус - двухэтажную гостиницу для хоккеистов воскресенского "Химика". Работа была деликатной. Работа была сложной, но интересной! Сроки были сжатые. Вставали мы, как только чуть забрезжит свет, чистили зубы, умывались и сразу шли работать. В 8.00 мы шли завтракать. В 18.00 ужинали и после ужина опять на работу - и дотемна. Пару раз мы позволили себе не идти на работу после ужина. Некогда нам было фотографироваться. Да и нечем. Было нас в бригаде человек 10. Бригадиром был Морозов (точно имени не помню, по-моему, Саша). Студент, но, как нам, салагам, тогда казалось, уже зрелый мужчина, отслуживший в армии. По характеру незлобивый, рассудительный и покладистый. Имена работников бригады тоже, к сожалению, в памяти не сохранились. Были Юра, Вася, Саша, Володя, но кто из них кто – не скажу. Лица помню, а имена нет. Это были почти все студенты, все моложе меня. Запомнил только двоих: Эдуард - аспирант какой-то кафедры (по-моему, автоматики). Но он больше вредил, чем работал. Говорил гадости про бригадира, про руководство отряда и вечно был недоволен. Никак не мог смириться, что бригадиром над ним был студент. Ещё он очень не любил украинцев (он их называл исключительно «хохлами»). Работая со мной в паре, он доставал меня своими разговорами о «хохлах». Я попросил ребят, как бы между делом, сказать, что я украинец (хотя я русак по всем корням). Эдуард был очень удручён и больше мы в паре не работали. И слава богу! По-моему, он впоследствии уехал из бригады. Он попросил у меня импортный рюкзак на время, да так и не вернул. Ещё помню одного - бездельник и обжора. Даже имени его не хочу называть. Все остальные были нормальные ребята. Ещё бригада девочек-штукатуров с нами работала. Все хорошие девчата.
Кормили нас очень хорошо, в отличие от основного отряда. Полторы - две порции санаторного питания каждому было гарантировано. Причём всё было вкусное и свежее, калорийное.
Жили мы в лесу, в «бунгало» по два человека с еженедельной сменой постельного белья. Дышали свежим воздухом, спали крепко! По вечерам для отдыхающих были танцы. Но, даже несмотря на хроническую усталость, некоторые из наших умудрялись ходить на танцы. На воскресенье к нам в гости приезжали мои друзья шестикурсники из групп 645 - 646. Они работали в ССО кровельщиками, ремонтировали крыши домов по г. Воскресенску. Представьте, в столовой находилось угощение и для них. У нас было в порядке вещей принести на стройку из столовой ведро сметаны, например. Или кастрюлю эскалопов. Потом мне ребята-кровельщики рассказали, что у них тоже наладилось питание. Их стали хорошо (даже очень хорошо) кормить.

Как кормили остальных работников в основном отряде, не знаю, но, очевидно, тоже наладилось питание. Иначе отряд разбежался бы на хрен.
Было в Берёзовке (да и сейчас есть) отличное озеро, где мы снимали усталость в жаркие летние дни. Катались на лодках. Была на берегу отличная баня. Никогда не забуду вкус артезианской воды на водокачке турбазы. Такой вкусной воды я больше никогда не пил.
Жизнь наладилась, вошла в трудовой ритм. Нас не надо было будить, просыпались сами, без будильников. Ближе к концу срока, где-то в середине августа, нашу бригаду в полном составе позвали на какую-то сходку в штаб отряда в Воскресенск. Тему сходки не помню, но запомнил, что там завезли машины две арбузов и весь отряд объедался. Когда мы поехали назад, то загрузили в кузов машины, на которой приехали, штук 30 - 40 арбузов. Разврат продолжался и в кузове во время движения. И всё бы ничего, но машина съехала на грунтовую дорогу, которая вела на турбазу, началась тряска и… Наши девчонки не выдержали. Через каждые 500 метров они барабанили по кабине водителя и требовали, чтобы он немедленно, здесь и сейчас, остановил машину, после чего шустро разбегались по кустам))))). Ну, а мы… − по-гагарински!), с другой стороны машины. На турбазу добрались за полночь.
Один раз сделали шабашку (или халтуру, или приработок – кому как понятнее). Электроэнергии на турбазе не хватало, и главный энергетик цеха, на балансе которого была турбаза, попросил нас протянуть по дну озера четырёхжильный электрический кабель. Более 600 метров получилось. На одном берегу, около плотины установили катушку с кабелем. А конец кабеля закрепили на двух вёсельных лодках в связке. Лодки были крепкие, крупные. Стравливая кабель с катушки, мы энергично гребли к точке назначения и таким образом протянули его до места. На это ушло часа два. «Расплата» была немедленно и наличными. Получилось очень даже неплохо. Сколько? Коммерческая тайна!
Конец августа. Закончилась наша работа. Поехали мы в Воскресенск, переночевали, а потом двинулись каждый своим ходом домой. Денег нам сразу не заплатили. Наверное, из соображений безопасности, чтобы хулиганы не ограбили в электричках. Сказали, что дня через два выплатят в институте. Я ждать не стал и уехал в родную деревню к родителям, попросив моего друга Лёшу Плешакова из 645 группы получить деньги за меня и выслать мне почтовым переводом. Представьте, мои деньги ему выдали, без доверенности. Через три дня на нашу деревенскую почту пришёл перевод (телеграфом) на моё имя на сумму 900 рублей! Наша деревенская почта три дня собирала выручку, чтобы выплатить мне перевод))).
Уезжал из Воскресенска рано утром на электричке. Солнце только взошло, народу на платформе было мало. Было очень тихо. У одного парня висел на плече то ли приёмник, то ли кассетный магнитофон. Очень нежно и певуче лилась песня «Надежда – мой компас земной…» в исполнении Муслима Магомаева. И так она была кстати! На всю жизнь осталась в душе…

Гостиница в "Березовке" под Воскресенском. Современное фото.

А так теперь выглядит гостиница, которую мы построили. Она несколько «попростела». Исчезли элементы деревянного декора. Вместо обшивки сруба, карнизов, отливов золотым, пропитанным горячим лаком, лиственничным тёсом, появился обыкновенный пластиковый сайдинг. Покрытие кровли было из цветного импортного шифера – «очень круто» по тем временам. Создавалось впечатление, что крыша медная, покрытая зелёной патиной. Теперь покрыли обыкновенным металлическим профлистом. Что там внутри – не знаю. Мы всё отделывали дорогими породами древесины. Наверное, тоже «оптимизировали». Раньше гостиница смотрелась как игрушка, а сейчас – обыкновенная постройка, непонятно из чего.

Туристическая поездка в г. Суздаль весной 1974 г.

В сентябре 1973 года, мы, сдавшие летнюю сессию, отработавшие производственную практику, новоиспечённые четверокурсники были благоплучно поселены в «элитное» общежитие в студенческом городке в первом Балтийском переулке (корпус 3) на станции метро «Сокол». Следует отметить, что жизнь на Соколе была неизмеримо проще и во всех отношениях легче, нежели предыдущая жизнь в общежитии на Клязьме и, уж тем более, чем на квартире в Малаховке, по всем понятиям иногороднего студента.
Сразу расширился круг общения между студентами, проще стало добираться на учёбу в институт, общежитие имело возможности для авто-номных занятий, подготовки курсовых работ и проектов.
По своей натуре я был вполне активным парнем. Меня тут же избрали в студенческий совет общежития и поручили работу по организации культурного досуга. Председателем студсовета в те годы был аспирант кафедры экономики Володя Секерин. Культурно-массовый сектор студсовета организовывал разные мероприятия, но одно мне особенно запомнилось. Этим мероприятием я занимался лично – это поездка в г. Суздаль. В туристическом бюро г. Москвы я заказал экскурсию в этот древний город - жемчужину Золотого Кольца России. Для оплаты экскурсии собрал наличные деньги с желающих, оформил документы и, примерно в апреле, когда началось долгожданное таяние снега, когда по-настоящему засияло солнышко и молодёжь начала распахивать воротнички, а зимние шапки сменились на фетровые шляпы и фуражки, нам, к станции метро «Сокол», подали туристический автобус марки ЛАЗ (Львовского автобусного завода).
Пожалуйста, посмотрите ролик об этой поездке. Судьба ролика по-своему интересна. Учился в нашей, в то время 421-й группе, студент Юра Ганшин. Ранее, первые три курса, Юра учился в ТИХМе (г. Тамбов). Его в составе группы из четырёх человек, учившихся в ТИХМе на «отлично», в порядке поощрения за отличную учёбу, перевели в МИХМ в нашу группу.
У Юры Ганшина была любительская кинокамера на плёнку 8 мм. На эту кинокамеру он снимал нашу экскурсию в Суздале. С фотоматериалом в те годы было трудновато, поэтому плёнка была уже начатой. На ней были кадры из жизни в общежитии на Стромынке (Юра там жил).
Юра был моим лучшим другом. Каким-то образом (уж не помню как, но, кажется, после совместных дружеских возлияний и просмотров этой самой плёнки, спустя несколько лет после окончания института) он забыл эту плёнку у меня.
Конечно, со временем качество изображения сильно ухудшилось, а аппаратура для воспроизведения снятого практически исчезла из обихода. Появились видеокамеры с магнитной плёнкой, а позже и цифровые видеокамеры. Но мне удалось найти киноаппарат и спроецировать плёнку на белую простынь. Эту проекцию я снял на видеокамеру с магнитной плёнкой. Позднее, уже мои дети, эту плёнку оцифровали. Так что не взыщите за невысокое качество изображения.
Немного об авторе съёмки. Юра, как я уже написал, учился в ТИХМе. По результатам учёбы после третьего курса был переведен в МИХМ в составе группы из четырёх человек. Все они попали к нам в 421 группу. Юра был очень способным студентом. Все наши науки давались ему, как говорится, в лёгкую. В ролике много места уделено девушке из нашей группы Клаве Жидейкиной. Он был в неё влюблён. После окончания института они поженились.
К сожалению, Юра погиб в дорожно-транспортном происшествии в конце 90-х годов.
Из поездки в Суздаль особенно запомнился наш обед в кафе с медовухой. Вот голова нормальная от медовухи (до поры – до времени…), а ноги не идут! Смотрите видеофильм Юрия Ганьшина: [[3]
В кадрах студенты: Юра Ганшин, Клава Жидейкина, Саша Стариков, Люда Кодаш, Лариса Мирошникова, Серёжа Трунов, Лёша Плешаков, Петя Антипов, Серёжа Бекенов, Серёжа Касинский, … Алёшкин, Марик …, Слава Кокорев (в дублёнке, в шляпе и с гитарой) – это я собственной персоной.