Со стихией не играют

Материал из Wiki
Версия от 12:04, 19 октября 2019; Gak (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Вода и горы – это природные стихии, которые не прощают легкомысленного к себе отношения.
Приведу ряд случаев, в которые я попадал по своей….
1.В походе 1972г. Пирогово-Волга-Коприно с Р.Бурлаковым, про который я рассказывал выше, мы вышли из шлюзов в Дубне уже в темноте и до стоянки у реки Медведицы надо было идти под мотором несколько часов. Все перешли в каюту в Дракон, а я на буксире на М345 лежал в кокпите, голова чуть торчала, чтобы держать яхту в кильватере и её не водило. Ночь, ветра нет, от Дубны уже отошли прилично, берега не освещены, на небе звёзды. От журчания воды под килем начинаю задрёмывать. И вдруг… каким-то 6м чувством ощущаю жуткую тишину и другое журчание воды…. Оглядываюсь, а сзади … чёрная стена 10 м высотой и 15м шириной, заслонившая звёзды…. В секунду понимаю, что это пустая баржа со скошенным носом и что она нас задавит и не увидит.
Кричу Бурлакову и беру рулём чуть вправо, показывая направление поворота, потому что, если бы я повернул сразу на 90о, его бы развернуло влево и баржа пересекла бы буксирный трос и нас бы тем более затянуло бы под неё. Хорошо, что он меня услышал и резко повернул вправо, а я, несмотря на то, что баржа уже приближалась, поворачивал постепенно, чтобы не замедлить его ход вбок, и только, когда уже оставалось метров 5, повернул полностью…. Через 3 часа мы встали на якорь и выпили за своё второе рождение… У нас всегда было…
Когда дочка была маленькая, она просила меня рассказать на ночь сказку. А т.к. я сказок не знал, то рассказывал вот такие страшные приключения. Затихала сразу. С внуком проходило ещё лучше, Каждый раз требовал новое приключение. Тогда я стал устраивать разборки: почему это произошло?
На драконе не было топовых огней. А баржа была сдвоенная – одна за другой, т.е. капитан за 200м при высоте 10м нас видеть в темноте не мог.
Даже, когда мы выскочили у него из-под носа, он нас не увидел, т.к. не дал возмущённого нашей наглостью гудка. Значит мы не имели права идти в темноте. Но на рейде в Дубне стоять негде и хотелось уже после мороки со шлюзами на Медведицу, где отличная стоянка. На воде мелочей нет, всё надо делать в расчёте на худшие условия, иначе – конец плохой… И бдеть надо всегда, не выключая 6е чувство. И понимать партнёра за полсекунды.

2.До яхты я ходил в походы на байдарке конце 60х. Как-то мой коллега (потом мой оппонент по диссертации) попросил заменить его в походе по Кольскому полуострову на байдарке с его лаборантом. Компания была человек 16, в основном, из нашего мехцеха в институте. У них у всех легкие байдарки, сделанные из наших резинотканевых материалов, а мы с Русланом обклеили лентами НИИРПовский луч по стрингерам, который стал весить 45кг. Выгрузились из поезда на Кольском, собираем байдарку (Руслан первый раз в походе, я - второй), гружёные под палубу, выходим на озеро последние, догоняем ушедших вперёд, их ещё видно. Но погода резко портится, ветер усиливается, волна становится больше 1м. Я спрашиваю: Руслан, ты плавать умеешь? Он, бледный, отвечает – нет. Помню, что наши попутчики ушли куда-то влево, но следить некогда, боремся с волной, влево поперёк волны идти не можем, фартука нет, сразу заливает. Выбираю маленький угол, при котором мы забираемся на волну, а потом спускаемся с неё, не зачерпывая. Но, когда волна нас накрывает, гребень, срываемый ветром, нас тоже заливает в кокпит. Как потом мы узнали, озеро глубиной 90м., и потонуло там много народу. Т.к вдвоём регулировать наклон невозможно, прошу напарника не шевелиться, как бы страшно ему не было, я в момент, когда гребень срывается, тазом поворачиваю байдарку боком, волна бьёт в днище, и я тут же возвращаю её в горизонтальное положение. Руслан молодец, ни разу не шелохнулся, а то бы мы сразу перевернулись. Вышли мы, ещё было солнце, а т.к. направление было только одно – почти вдоль волны, то дошли до какой-то суши (болотистый остров) мы в темноте часов в 11. Оказалось, что груз нам дали только сахар. Я собрал ружьё, нашёл в темноте утку, зажарили её на вертеле, как-то подкрепились. Часа в 3 ночи, ветер стал чуть тише, я говорю: Руслан, до утра ждать нельзя, ветер усилиться, обессиленные мы идти не сможем. Шли вдоль волны и часов в 9 подошли к каким-то строениям, поднялись вверх – деревня, спросили: туристы тут не проплывали? – Нет. Карты я не взял, маршрут заранее не изучил, полагаясь на опытных туристов, опасаясь оскорбить их недоверием к их опыту. И получил… День был ясный, нашли вершину, залезли на дерево и стали искать намёки на речку, впадающую в это озеро с правой стороны. Густая зелень подсказала направление, ещё шли на байдарке часов 5, нашли, никого, поднимаемся по реке ещё км, там наши пьют за наш упокой…. А самый наглый попытался ещё выступать: Что ж вы… Я так на него глянул, что он понял, ещё слово – убью. А другие ребята мне потом рассказывали, что «мы вас уже похоронили»…
Внука спрашиваю, какие ошибки я совершил? Вместе пришли к резюме. Не подготовился: карту не взял, маршрут не изучил, груз не проверил, аварийного запаса продуктов не сделал, вес груза не проверил, о том, что партнёр не плавает, узнал только в момент опасности, пошёл не по самостоятельному выбору, а на замену, поэтому доверился опыту туристов, а не оценил их надёжность и порядочность. Потом только прочитал в инструкции, что отставших ждут и не бросают. Была бы хорошая погода, ничего этого бы не было… Но и не было бы этого опыта.

3. В третий раз я пошёл с Р.Бурлаковым по Волге по пути к Коприно в конце 70-х годов. В селе Никитское (недалеко от г. Калязина) остался (у жены там деревенский дом), а с Робертом договорились, что на обратном пути он подхватит меня около шлюза в Дубне на рассвете через 2 недели. Обратно по Волге со мной договорился идти матрос с нашей М345 - кхн Аркадий К. из МИТХТ, но он не приехал в деревню в условленное время. Пришлось пригласить моего брата с дочкой – студенткой Политеха в Ленинграде, откуда они всей семьёй приехали к нам отдыхать. Племянница то с удовольствием, у неё 1-й разряд по прыжкам в длину и бегу на 400 м с барьерами, да и новое приключение, а брат, хоть и кончал Ленинградский кораблестроительный институт, задумался. Но я его соблазнил грибами, да и одному мне на Мке не управиться. На 3-й – 4-й день похода мы зашли на реку Меведица так глубоко, как позволил попутный ветер. Лес изумительный, туристов никаких (сейчас, говорят, они всё заполонили), населённых пунктов нет, грибов любых полно. 2-3 дня, пока стояли, ели одни грибы. Снялись только потому, что назначена встреча с Р. Бурлаковым. Подошли к шлюзу накануне днём, нашли стоянку в лесочке, а на рассвете часов в 5 вышли к шлюзу… Дракона нет… Ждали до 10 утра… Потом Р. Бурлаков мне говорил, что они прошли в 4 утра. Делать нечего, пытаюсь пройти под парусами в шлюз, удаётся, никто не задержал и после шлюза был попутный ветер и мы по краю никому не мешая, дошли до следующего шлюза! Рядом с каналом проходила дорога и в какой-то момент проезжала милицейская машина: я уже думал за нами… (в канале разрешено идти только под мотором). На ночь остановились около следующего шлюза, познакомились с ребятами на катерах и они нас взяли на буксир. Перед выходом из последнего шлюза они глушат мотор, подтягивают нас, говорят: Наливай! А я им обещал, что у нас было… Прямо посередине канала зачалились бортами, наливаем, а племянница говорит: мне не надо! Ребята простые, без рефлексий, лет по 25, начинают настойчиво её уговаривать… Тогда она берёт свою рюмку и … выливает её в канал… Описать лица ребят я не берусь… Тогда с водкой было всегда трудно, а в канале… сбегать в магазин некуда… и такой демонстративный жест – это плевок в душу в общем то добрым ребятам, нас выручившим… Зависла жуткая пауза… Понимаю, одно неверное слово и возможна жестокая драка (брат на 10 лет старше меня) и все потонем… И я в голос расхохотался… ну ты молодец… , ребята, давайте выпьем за мою племянницу и такую дочку моего брата… Ребята охолонулись и под 4-5 рюмку я ей объяснил выше приведёнными аргументами её поступок с их точки зрения, а под 6ую предложил тост за ребят, которым хватило самообладания остаться мужиками, гусарами и простить девушке её ..взбрыки… Доехали до конца шлюзов мы датые и довольные друг другом…. Правда, когда лет через 30, я рассказывал в горах эту историю её дочке и их знакомому, она трактовала её со своей точки зрения совсем по другому… (см. Э.О.Чировици « КНИГА ЗЕРКАЛ»)

4. В 1969г. мы с моим другом детства (75 лет назад сидели на одном горшке в детском саду) Володей Розовым (племянником В.Розова) шли в штиль на подходе к бухте Радости. Он был инициатором поиска яхт, на которые мы хотели пристроиться в экипаж: в Спартаке работали на «Эросе», ни разу не катались, на частной яхте работали, но он скоро бросил, а я катался, но очень мало. Вот тогда я и попал в МИХМ через Б.Балдина, как описывал выше. И вот на М 345 я его пригласил походить и познакомить с девушками из нашего института. Штиль, жара, я ему говорю: садись за руль, я нырну на купфале. И, как всегда, вдруг…. ветер появился и стал прибавлять. Я уже не мог подтянуться на фале, повернулся на спину, чтобы вода не забивала рот. Кричу ему, куда повернуть, он вцепился в руль и не оглядывается. Бросить фал не могу, мы на фарватере, ходят ракеты, а яхта несётся в запретную зону у водозаборной станции. Ветер попутный, если произойдёт поворот фордевинт, гиком им всем размозжит головы и скинет в воду. Наконец девушки увидели, что я на спине показываю в какую сторону повернуть, чтобы сделать поворот оверштаг. Отпускаю фал, а яхта в бакштаг несётся прямо на меня, кричу и показываю, как сделать «поворот к утопающему» (главное упражнение при сдаче на яхтенные права) и отпустить гикошкоты, чтобы снизить скорость. В.Розов вцепился в руль и никаких поворотов. Понимаю, что если я не выпрыгну и не вцеплюсь в нос и сразу же перехвачусь через борт сбоку до кормы, то швертом меня перерубит пополам, а они неизвестно в кого врежутся. Слава богу, удалось…. Девушки мне потом сказали, что Володя «принял решение - выбрасываться на берег!»
Спрашиваю внука, как я в безобиднейшей ситуации попал в такой облом?
Ответ: Капитан не должен передавать руль неподготовленному человеку ни при каких условиях.

5. В конце 60х годов Коля Ю. пригласил меня и своего коллегу из лаборатории Толю К. поехать в аспирантский отпуск на Ангару, между Шушенским и Туруханском, на заработки. Мы должны были разбирать штабеля брёвен и скидывать их с высокого берега в реку Ангару, чтобы они дальше плыли по течению. Жара 35о, с 6 утра – мухи, слепни, комары – строго по очереди. Штабель надо раскатывать по одному бревну, чтобы брёвна не перехлестнулись, потом разбирать ещё труднее. В какой-то момент образуется почти вертикальная стенка, разбирать которую надо со слабого звена, чтобы не задавило… . Мой напарник Коля Ю. – партнёр по теннису, горным лыжам, 1ый разряд по борьбе – упирается вагой, чтобы ослабить прижатие бревна, которое я крюком на высоте 1,5м пытаюсь вытащить из штабеля. Для этого я подымаюсь на эту высоту, упираюсь ногами в выступающее бревно, зацепляюсь крюком за «наше» бревно и в горизонтальном положении, выпрямляя ноги и всем своим весом тяну… . А в памяти осталось, что сзади меня выступает одно бревно чуть выше головы, другое – чуть ниже таза. И вдруг… , что заскрипело, бревно, которое я тянул провернулось и я лечу… . За эту секунду Коля успевает отвернуть бедро, а я повернуть крюк, не опуская ног, пригнуть голову, свалиться в этом положении… . Сижу и не верю, какая удача: если бы Коля не повернул бедро, а я крюк, рана в бедре была жуткой… , если бы я задел ногами нижнее бревно, то размозжил бы голову о верхнее… . Предположить такой вариант мы не могли, иначе бы не стали его и пробовать, а зрительная память о расположении брёвен за секунду выскочила, да ещё успела повернуть бедро и крюк… . Но мы с Колей всё-таки спортсмены, а третий наш партнёр Толя К. – нет. Дней 10 мы работали с 6 утра до 6 вечера, а норму не выполняем. Наняли в выходной мультипликатор за бутылку, он захватывал, сколько удавалось брёвен и кидал их под откос, мы с Колей, пока он разворачивался за следующей порцией, разбирали бревна, чтобы они скатывались в реку, а Толя в воде отталкивал их, чтобы они отплывали от берега и не образовывали кучу. У мультипликаторщика время – деньги, он на нас не смотрел, не успели отскочить, наши проблемы. В основном, там были бывшие зэки. Мы с Колей поэтому боковым зрением всё время следили за поворотом крана, а Толя блаженствовал в воде (комары, слепни - не кусают)… . И нам приходилось и за ним следить, совсем в другую сторону, несколько раз его предупредили: отходи на всякий случай в сторону. И однажды… одно бревно легло поперёк застрявшего, а сверху по торчавшему концу ударило другое, и торчащее как из пращи полетело прямо в Толю… . Хорошо, что перед ним плавало другое бревно и удар пришёлся по нему, а Толя успел на м шарахнуться назад… . Тут мы трухнули по-настоящему, дали ему ружьё: «иди погуляй в лесу» и больше его близко не подпускали к мультипликатору. А ружья взяли в надежде поохотиться, выходной у нас был всего один, в такую жару в лесу не видели никого, лес высохший, стало понятно, почему там тогда были пожары, сейчас пожарами прикрывают браконьерские лесозаготовки. Проработали мы всего 16 дней, Коля потянул спину, а т.к. мы не выполнили контракт – 1 месяц, то нам не оплатили обратную дорогу. Из заработанных 1800 руб. нам выдали по 1400р. Но зато впечатлений и через полвека не забыть…

В Шамони после спуска по целине в 2013 г.

6. 2010г. Парадиски, Франция. Мы с сыном моих друзей Димой Р. из Лаплани на маятниковом подъёмнике перебрались на Арк 1600, чтобы покататься с ледника 3,5км. Сразу от подъёмника круто, не ратрачено, бугры до 1,5м. Дима упал. Далее траверс приличного наклона и уклон влево в лощину крутой, все скребут, леденисто, я упал. Далее маркированная пологая трасса вниз, неинтересно и мы не успеем до 15ч вернуться к маятниковому подъёмнику, чтобы переехать через ущелье, придётся брать такси… Увидели, что слева приличное ущелье, выход к которому мы на льду проскочили, некогда было оглядываться. Потихоньку между камнями спустились к нему. Теперь Дима упал. В общем мне понравился склон и через неделю я решил повторить. Дима не поехал. А уже было начало марта, подтаяло, вверху было помягче, а пониже – даже проседало. Солнца не было, выход крутой на ложбину я опять пропустил. Спуск влево, по которому по камням мы вышли на ложбину, перегородили запретной лентой. Но я увидел старые следы от других лыжников, подлез под ленту и поехал по ним, не отвлекаясь по сторонам, чтобы не потерять следы. После траверса вылетаю на хороший язык и на радости делаю 2-3 поворота по плотной целине и в подсознании мелькает – следов дальше нет…. Останавливаюсь, оглядываюсь, язык под углом сужается, а вниз ничего не видно, похоже скала… Понимаю, что следы были парашютистов и они отсюда взлетали…. Одна надежда, в сужении найти какую-нибудь ступеньку. Медленно-медленно переступанием начинаю поперёк спускаться к нему… Через минуту проваливаюсь с головой, упираясь палками, пытаюсь подняться, чувствую, что уперся в камень…. Солнце вышло, начало первого, самое время лавинам… Снега 2м и за землю он еле держится. Сижу и думаю, что я мокрый насквозь (но не так, как вы подумали) и не только от тяжёлой работы, но от понимания, куда я попал. Тихонько выбрался на поверхность, огляделся, внизу не видно никакой станции спасателей, вокруг никаких лыжников нет, меня никто не видит и присылать вертолёт никто не будет: они запретительную ленту повесили, всё, а те, для которых законы не обязательны к исполнению, пусть сами расплачиваются за своё безрассудство… Успокоился и сосредоточился на плавности переступания к концу языка, чем ниже, тем снег тяжелее, оступиться нельзя… Вариантов нет, вокруг скалы, а в сужении может быть снег, вода там должна промыть какие-то ступени.
Так и оказалось, ещё часа 2 карабкался, не снимая лыж, и спустился к подножию скалы. И успел до 15ч…
Артём, а здесь, где я маху дал? - На ледники в одиночку нечего лазить…

7. Там же в Лаплане нашли хорошую горку, поехали на неё и на следующий день. Но…, когда возвращались, погода изменилась и на участке шириной 10 м с наклоном влево и дальше обрыв, а справа гора, лёг туман. Вчера мы его прошли, не задумываясь. А сегодня я вынужден был задать Диме вопрос: пойдём или поедем на подъёмнике вниз? Дима, придав уверенности в голосе, сказал – пойдём, мы ж его знаем! Я, пытаясь сохранить честь инструктора и придать Диме уверенности, пробую делать полный поворот, но это - опасно, можно улететь в овраг, не видно в м, жались к горе. Поехали боковым соскальзыванием и в середине склона я так высоко, очевидно, заехал в гору (80-90о), не чувствуя в тумане, что уже почти в горизонтальном положении, на секунду задержался с передним соскальзыванием (т.е. потерял скорость и кориолисово ускорение меня уже не удерживало) упал на спину и меня понесло ладно бы вниз, а то влево в обрыв. Как-то затормозил, Дима меня не видит, но слышит грохот. Подняться не могу, упал с высоты 2м плашмя. Немного полежал, много нельзя, а вдруг сверху ас едет на полной скорости. А Дима соскальзывал аккуратно и не упал. Он моложе меня на 30 лет (мне тогда было 73) и с головой в тумане у него всё в порядке. Тихонько доехали до отеля, а на следующий день катались уже по нарастающей…

8. В середине 80-х мы с компанией катались в Цее (тогда Чичено-Ингушская АССР). Я только что окончил курсы инструкторов по горным лыжам и для получения диплома должен был предъявить справку о прохождении практики. Был конец сезона, мы откатали свой срок, на последнюю смену инструкторов не осталось и я договорился, что возьму группу. Мне повезло, это были лыжники 1го разряда, которые хотели научиться на горных лыжах. Они играючи выполняли упражнения любой сложности по координации (ласточки, на одной лыже и т.д.), поэтому, когда выпал свежий снег, мы не отсиживались в гостинице, а учились ездить по целине. Я за них не боялся, физически они были крепче меня. На второй день снегопада, когда уже нарыли бугры, я просматривал, как они выполняют упражнение, и в конце, чтобы побыстрее, поехал за ними по прямой, без поворотов. А был уже конец марта и снег стал мокрым и тяжёлым, а я это не учёл. В конце спуска я въехал в бугор, а лыжи не обогнули его, а воткнулись… Как потом мне рассказывал парень из этой группы, который катался не хуже меня и самостоятельно, в этот раз по целине захотел поехать с нами. Мы с ним через пару лет встретились на Чегете и я его пригласил попариться с моими партнёрами. Так он говорил, что я летел с этого бугра, как с трамплина метров 15, я этого ничего не помню, очевидно, я потерял сознание, помню только как в замедленной съёмке меня закручивает вокруг одной лыжи, я сопротивляюсь и в последний момент в левой коленке останавливаю вращение. Еле-еле пробую пошевелиться, жив. Оказалось, одна лыжа с оторванным креплением осталась в бугре, а на второй крепление не сработало и вокруг неё меня и закручивало. Вот такие тогда были крепления. У ребят была эпоксидка, крепление починил и оставшиеся 2-3 дня на одной ноге я даже проводил тренировки. А левое колено и теперь болит больше при перемене погоды. Артём: Нее, на горных лыжах я кататься не буду. Дед: Лыжи тут ни причём, это я не учёл изменившийся снег.

9. В конце 80х мы с Лёвой Ю. первый раз поехали в Андорру, в первый день покатались, а последний спуск все едут на подъёмнике, т.к. он крутой и обледенел. Ну мы то на подъёмнике не поедем? – говорит мне Лёва с вызовом. Вообще то мы, привыкшие в 60-70х годах, что каждый подъём тяжело достаётся (в Чегете, например, очередь занимали в 8ч30мин, ждали 2 часа и на 2ой – ещё час, начинали кататься не раньше 12ч), относились к этому очень отрицательно, да и любая гора для нас не была препятствием. Но тут был лёд и подтекст был другой. Я принял вызов. (Прав В.Высоцкий: Давай выпьем, познакомимся, посмотрим, кто первый сломается…) Лёва на первом же повороте упал на живот головой вниз и его несло 200м до перегиба. Я после первого крутяка не смог сделать поворот и меня понесло на сугроб, который образуется после расчистки склона, а дальше – молодые сосенки на расстоянии 2-3х м друг от друга… На сугробе, как на трамплине меня подкидывает и в воздухе выбираю место, чтобы не налететь на сосны и остановиться сразу, чтобы не понесло на другие сосны. Благо снег мягкий и успел повернуться боком… Оглядываюсь… , не верю своей удаче, но надо ехать дальше… На льду на первом же повороте падаю, но на спину… Остаток горы доехали без падений… Лет через 10 с группой с нашего подъёмника из Ромашково подъехали к этому же спуску после сильного снегопада. Все пошли в соседнее кафе, а я за 1ч10мин. спустился 13 раз, уже не целина, но мягко! Гора, снег – изумительные… . Это гора мне простила, что в прошлый раз мы посмели с ней разговаривать на ты… Как говорил М.Жванецкий: легкомыслие – это хорошее самочувствие на свой страх и риск.

10. 2006г. Канацея, Италия. Обычная трасса, пологая, но, если не поворачивать, скорость приличная. Впереди возвышение и перегиб, за ним круче. При мне молодой парень на полной скорости въезжает на этот трамплин и летит в воздухе 15 м, а поперёк склона едет другой, ни в чём не виноватый, и лишь в последний момент по свисту воздуха оглядывается, чуть отворачивает лыжи, голову и боком сталкивается со снарядом, летящим по воздуху, который в последний момент отвёл лыжи чуть в сторону, иначе он бы его убил. По-итальянски поговорили и никаких протоколов.
Артём, что скажешь? - Дааа, правила всё-таки, наверно, надо соблюдать.
Недавно я попросил Артёма залезть на дерево на даче (я себе этого уже разрешить не могу) обрезать ветки и говорю: А вон до той ветки дотянуться не можешь? - Дед, могу, но это уже риск неоправданный.
Оседает всё-таки... И эти байки были не напрасны...

11. 3-го мая 1955г. МИХМ участвовал в субботнике по уборке перерытой площадки под стадион в Лужниках. Нам – первокурстникам поручили собирать и кидать камни в машину. Я, как баскетболист, кидал. А борта машины почему-то не были опущены. Мы, молодые, зелёные, не задавали вопросов почему и не думали о последствиях, а делали, что нам приказали, как тогда было принято. К концу дня кто то, может даже из нашей группы, внезапно вылез из-за моей спины и нагнулся за камнем около машины в момент, когда я уже закидывал камень через борт, а он не долетел, ударился о борт и отскочил прямо по уху тому парню… Хорошо, что по касательной и не сильно… А я уже начал прокручивать, что могло бы быть… Вскоре мы закончили и пошли на Москва реку помыться. Не помню, чтобы кто-то купался, всё-таки 3го мая, хотя день был солнечный, а я, чтобы вытеснить инцидент из головы, полез. И кто-то меня подначил, а слабо переплыть… Я дважды переплывал Волгу, как положено с лодкой рядом, а в третий раз в июне 1954г. перед поступлением в МИХМ отдыхал в д\о Лунёво и с компанией студентов МоскТекстильного Инст. вечером после костра в лесу пошли купаться. А меня попёрло перед старшими, уже студентами, поплыть дальше… И вдруг, оглядываюсь, я на середине Волги, с одной стороны быстро приближается теплоход, а с другой самоходка… Отплыть не в одну, не в другую сторону уже не успеваю, темно, они меня не видят, свернуть не могут… Остаётся только отплыть посередине между ними, чтобы не затянуло под днище и не втянуло в воронку от противоположно двигающихся судов… И они сошлись одновременно как раз около меня… Когда я выходил из воды, мои студенты потащили меня к костру греться, им тоже пришлось вернуться от беззаботного веселья к осознанию, что с стихией не шутят… В конце августа, после вступительных экзаменов в МИХМе, мы встретились в Парке им. Горького и пили тёмное чешское пиво, которое тогда только появилось, вспоминали этот случай. Возвратимся в Лужники. Я на спор поплыл через Москва реку, которая в 3-4 раза уже Волги… Напротив тогда была спортивная лодочная станция, а мы были там, где сейчас теннисные корты. Доплыл до середины, чувствую околеваю…, (как я писал - в 1959г., например, 22 апреля в Москве выпал снег). Возвращаться…, значит проиграть спор, стыдно…, плыву до конца… На том берегу 2 часа бегаю, чтобы как-то согреться, голым по Москве не пойдёшь…, пришлось плыть обратно… Вышел скрюченный, но зато инцидент забыл напрочь и даже не заболел… А споривший уже ушёл… Артём: Да, дед, давай я лучше буду учиться на твоём опыте. Дед: Это ты сейчас говоришь, а когда я тебе советовал с крутой горки на доске не кататься, ты перед старшим парнем не хотел меня слушать, 10 раз прокатился, а когда горку затёрли до земли – сломал руку… Запомни лучше: ни перед кем не выпендривайся, себе дороже… Мы дети войны, у нас не было дедушек, поэтому я столько ошибок совершил…