Степанюк, Владислав Николаевич

Материал из Wiki
Версия от 16:55, 6 апреля 2017; Gak (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
6 апреля 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения кандидату технических наук, доценту кафедры Физики, одному из первых студентов-исследователей МИХМа
Владиславу Николаевичу Степанюку
Степанюк.jpg

Памяти Владислава Николаевича Степанюка (1937 - 2007 гг.)

Это был обычный осенний день. Всё, как всегда. В холле университета суетились студенты. А у центральной колонны, где принято вывешивать объявления с важной информацией, касающейся жизни нашего вуза, толпились люди. На этот раз новость оказалась печальной и совсем неожиданной. Не стало Степанюка Владислава Николаевича…

За время моего обучения из жизни ушли многие преподаватели, но ещё никогда от этого на сердце не становилось так горько. Постояв несколько минут у траурного стенда и ещё до конца не осознав того, что произошло, я стала подниматься вверх по лестницам А-корпуса. В голове секунда за секундой начинали всплывать воспоминания.

Мы стали последними из тех, кто узнал, что такое Физика без рейтинга и балловой системы, что такое экзамен по Физике, который ты сдаёшь всей кафедре, где успех граничит с провалом, где нет места списыванию и незнанию. Легендарный экзамен, легендарная кафедра, легендарный преподавательский состав. В тот осенний день из жизни ушла ещё одна легенда МИХМа-МГУИЭ. Владислав Николаевич Степанюк – для многих это имя стало нарицательным. Все студенты неоднократно слышали слова: «На каждой кафедре свой Степанюк». О категоричности и суровой справедливости Владислава Николаевича знали многие. Если твоя зачётка на экзамене попадалась именно ему, все понимали, удачи и везенья ждать не придётся. Требовательность к знанию физики – вот оружие, которым в совершенстве владел Владислав Николаевич. А положительная оценка, поставленная Степанюком на экзамене, могла считаться лучшим доказательством твоих знаний. Чтобы первокурсники имели представление об экзамене по физике, им, как это часто бывает, рассказывали различные случаи, произошедшие во время сдачи этой дисциплины, где в списке главных героев всегда присутствовал Владислав Николаевич Степанюк. Одну такую историю я до сих пор помню с первого курса.

Сессия. Экзамен по физике. Второй поток студентов за день. Дело близилось к вечеру. Уставшие преподаватели принимали всё прибывающих ребят. И вот аудитория начинала пустеть. Ещё несколько человек – и экзамен завершится. Сидел с последним на тот день студентом и Владислав Николаевич. Мальчишка вроде бы разбирался в предмете, что-то понимал, но по некоторым вопросам достаточно сильно плавал. В этот момент один из преподавателей окликнул Владислава Николаевича и спросил, долго ли он собирается принимать экзамен у студента, заметив, что уже достаточно поздно, без трёх минут пять. Владислав Николаевич произнёс: «Ну, раз без трёх минут, значит, поставлю тебе три». Парень на радостях подал зачётку и начал собирать вещи. А в это время, другой студент, смельчак видимо, обратился к Владиславу Николаевичу: «Вот сейчас без трёх минут пять, и Вы ставите тройку, а если было бы без четырёх минут, поставили бы четыре?». На что Степанюк В.Н. ответил: «За четыре минуты я бы спросил на два».

Таких историй, я думаю, было рассказано немало. Но никогда не узнаешь человека, слушая лишь то, что о нём говорят. Владислав Николаевич преподавал у нас физику начиная со второго семестра первого курса и вплоть до сдачи завершающего экзамена. Это было чудесное время становления наших знаний, о котором мы не забудем никогда.

Студент 3-го курса Володя Степанюк. Установка для исследования электрогидравлического эффекта. (Фото 1957 г.)

Лекция. Аудитория 204 – здесь проходили еженедельные лекции по физике. Нашим лектором Владислав Николаевич был на протяжении трёх семестров. Какие это были лекции! Он приходил всегда за пять минут до начала пары, подождав минутку, начинал свой рассказ. Да, это был настоящий рассказ о физике с примерами из жизни, с интересными выкладками, с вопросами к студентам, с красивыми выводами формул, в котором каждая лекция становилась новой главой этого повествования. Никакой вспомогательной литературы, никаких учебников и конспектов в руках – только мел, доска и глаза вдумчивых студентов. Владислав Николаевич Степанюк читал свой курс не для морального удовлетворения, не ради зарплаты, а лишь для того, чтобы в наших головах остались знания о фундаментальной и действительно важной науке физике. Он никогда не отмечал присутствие студентов, зная то, что в аудитории находятся лишь заинтересованные, он никогда не просил нас вести себя тише, все и так, как заворожённые, сидели во время занятий. Зато по конспектам его лекций можно было свободно готовиться к экзамену по физике, практически не пользуясь учебниками и получая положительные оценки.

Семинары. Владислав Николаевич был строгим преподавателем, с чем нельзя не согласиться. Стоит только вспомнить защиты домашних заданий и лабораторных работ. Одним заслужить «защиту» удавалось с первого раза, другим – с десятого. Но непременно все бригады должны были разбираться в своих темах настолько хорошо, чтобы могли дать верный и достойный ответ на любой, даже самый каверзный и неожиданный вопрос Владислава Николаевича. Подготовку к лабораторным работам также следовало делать с особой тщательностью. Это многому нас научило: терпению, пытливости, неустанности. Сначала было тяжело, зато потом многое казалось очевидным и наглядным. На протяжении первого семестра мы будто проходили стажировку, подвергаясь всевозможным испытаниям и проверкам. Затем доказывали, что можем разобраться во всех сложных темах, способны решать задачки и даже усовершенствовать или изобретать устройства. Этим мы завоевывали авторитет и любовь преподавателя. Нам было безумно интересно слушать Владислава Николаевича, а ему хотелось многим поделиться с нами. Мы гордились своим преподавателем, а он, быть может, гордился нами. Он говорил: «Вы уже не относитесь к «потерянному поколению» студентов времени перестройки и больших перемен в России, вы умеете думать и у вас есть желание учиться…». Теперь нам предстоит держать ответное слово: мы будем изо всех сил стараться не обмануть его ожиданий, приложив к этому максимум усилий.

Университет и студенты не забудут этого легендарного преподавателя. Мы благодарны судьбе за то, что у нас был такой Учитель! Знания, данные им – наша сила. Память о Владиславе Николаевиче всегда будет храниться в наших сердцах.

Самарь Ольга и студенты пятого курса факультета инженерной экологии.
«Наша среда» № 1, 2008 г., стр. 10, приложение к газете «Аудитория»

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты