Фотография

Материал из Wiki
Версия от 22:15, 28 марта 2021; Gak (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Михаил Гутерман

Живые мгновения театра

Театральный фотограф Михаил Гутерман

Гутерман, Михаил Михайлович родился 22.10.1937 г. После окончания школы в 1957-м году поступил в МИХМ и в 1962-м закончил энергетический факультет по кафедре проф. С.Н. Шорина «Котельные установки», став инженером-теплоэнергетиком.

Познакомиться с его биографией можно из приводимого ниже интервью редакции журнала "Страстной бульвар"

"Дон Жуан" Анатолия Эфроса. Лев Дуров - Сганарель и Николай Волков - Дон Жуан. Фото Михаила Гутермана

"М. Гутерман: Я выбрал для выставки 87 снимков. Начал с черно-белых. С 1970-х — того времени, когда я начинал, бегал в Театр на Малой Бронной. Меня там каждая собака знала: я и работал рядом — в Институте технической информации. И бегал на Бронную как зачарованный. Сидел на репетициях и снимал… Таким фотоаппаратом, который назывался «Зенит». — Как же тебя пускали на репетиции к Анатолию Эфросу?
— Моим крестным отцом в профессии оказался Лев Дуров. Он посмотрел мои снимки… и как-то вдруг проникся к совершенно незнакомому человеку средних лет, инженеру-теплоэнергетику, который вдруг стал заниматься не своим делом — снимать театр.
Сначала, конечно, смотрели странно: ходит по гримуборным непонятный человек, снимает, как одеваются Броневой и Козаков. Потом привыкли. Я стал снимать репетиции: «Отелло», «Веранда в лесу», «Месяц в деревне». Я единственный, кто снял репетиции «Нового Дон Жуана» с Олегом Далем и Любшиным. Некоторые кадры я подарил его вдове. А больше ни у кого этой съемки нет.
Постепенно у меня там образовалась своя ниша. Ниша в правой стене зала. Я ввинчивался туда и снимал. Как-то на дурацком спектакле «Равняется четырем Франциям» я поплыл, голову опустил. И тут, пробегая мимо меня, Лев Дуров (за которым шел луч прожектора) крикнул: «Не спи — замерзнешь, Мишка!» И я вдруг понял, что я тут стал свой.
Все равно я еще ничего не знал, не умел. «Розовый период» Гутермана, если угодно. Но как-то начал понимать: мое дело — оказаться с камерой в нужное время и в нужном месте. Как-то я увидел Олега Даля в Театре на Бронной. Он сидел один, был задумчив. К Далю вообще подойти было непросто: он был человек в себе. Но я, к счастью, еще не мог оценить, как трудно заговорить с Далем. И внаглую сказал: «Давайте я вас поснимаю». Даль явно удивился почему-то. Сильно удивился — это отразилось на лице. И сказал: «Ну давайте…»
Конец 1970-х. Качество цветной съемки ужасное… Я сделал один слайд и понял, что Даля надо снимать на черно-белую. Он сидел заторможенный, а это трудно для съемки. Я спросил, тоже внаглую: «А вы не могли бы поиграть? Или почитать Лермонтова?» Он рассердился, по-моему. Но все же согласился пойти в гримуборную. И там ожил. Сменил костюм. Потом я еще снимал его на улице, в куртке. Снимал на репетициях «Нового Дон Жуана», в спектакле «Веранда в лесу» с Леной Кореневой.
У меня была выставка «Олег Даль». В музее Ермоловой, в начале 1980-х. После его смерти.
Я заболел театром и его людьми на Малой Бронной. Как наркотиком. И поменял профессию в середине жизни. Первая выставка называлась «Шаги за сценой». мне хотелось рассмотреть: какие они? как они дышат? какие они люди вообще? А потом я стал ходить в Театр Маяковского, еще времен Андрея Гончарова. Первые мои опубликованные снимки были из его спектакля «Виват, королева, виват!». 1977 год. Татьяна Доронина в главной роли… Первый буклет назывался «Лев Дуров». У меня в архиве сейчас — многие тысячи спектаклей, самому страшно. Несколько эпох: вот молодой Виктюк, вот «фоменки», у которых еще нет своего здания, их спектакли тогда ловили по всей Москве. А вот «Ромео и Джульетта» Володи Панкова. В феврале 1992 года я начал работать в журнале «Театральная жизнь». Я и сейчас сижу в этой лаборатории, в старом флигеле за Кузнецким Мостом. Когда-то сам там устраивал красный свет, сам составлял растворы, сам проявлял: тогда все так делали. Той же зимой 1992-го мне доверили сделать первую обложку: Николай Караченцов. Шел в «Ленком» — волновался, как ребенок, которого первый раз ведут в детский сад…
В 1970-х начал собираться портретный архив. Теперь он громадный. Я поклонник репортажного портрета. Редко делаю постановочные и не люблю их. Снимаю человека таким, как застал, когда он не смотрит в объектив. Аркадия Райкина я поймал случайно. В парикмахерской. Сначала он посмотрел в объектив. А потом, к счастью, обо мне забыл. Женщина, которая его стригла, куда-то отошла, Райкин опустил голову — и выражение лица у него было отрешенное, печальное. Глаза, к счастью, видны… Это было за полгода до его смерти.
Юрия Никулина я снял с рюмкой в руках. Филатова — когда он читал свою сказку. Михаила Александровича Ульянова — в ложе Вахтанговского театра: он, перегнувшись, говорит с кем-то в партере.

"Дон Жуан" Анатолия Эфроса. Михаил Козаков - Дон Жуан и Леонид Каневский - Сганарель. Фото: Михаил Гутерман

Для выставки отобрать 87 кадров было ужасно трудно: два раза по восемьдесят семь, три раза по восемьдесят семь было б легче. Вошли 24 портрета тех, кого уже нет, 37 портретов действующих актеров. И между ними 26 сцен из спектаклей.
Еще на выставке будет слайд-фильм. Мой приятель, художник Борис Сысоев, его составил — десятиминутный, без слов. Наложили музыку саксофониста Алексея Козлова. В слайд-фильме еще 136 фото: портрет — сцена из спектакля. Выйдет альбом к выставке.
— Театральные фотографы видят спектакль первыми. Раньше журналистов и критиков. Так что «Гутерман» — это, можно сказать, еще и марка барометра. Прибора, который показывает, хороша ли премьера. Помню, в 2001-м ты подошел в антракте и очень серьезно сказал: «Вчера снимал спектакль. Драматург — дебютант. Режиссер — дебютант. Актер — молодой. Называется «Пластилин». Сходи обязательно!» И так очумело потряс головой, что сразу убедил пойти.
Дебютантами были Сигарев и Серебренников, молодым актером — Андрей Кузичев.

Сцена из спектакля "Евгений Онегин" (Театральное агентство "Богис"). Фото: Михаил Гутерман

— Ты помнишь этот ветхий особнячок за Таганкой, Центр Высоцкого? Там Казанцев и Рощин первыми дали возможность работать молодым: новым режиссерам, новым драматургам. Это сейчас у каждого театра молодежная программа! А двенадцать лет назад был только Казанцев.
И я тогда туда зачастил — и снимал все, что там шевелилось у него на сцене. А на «Пластилине» почувствовал: скоро будет смена поколений. Смена эстетик. Никуда не денешься. Я тогда, прямо как электричество в воздухе, чувствовал громадный потенциал, которому надо себя реализовать. Не здесь, так там — но это непременно будет!
— Ты записывал то, что видишь на репетициях? То, о чем говорил с «моделями» на съемках? Ты же тридцать с лишним лет присутствовал при закулисной жизни русского театра…
— Нет, не записывал. Я снимал. Щелкал, входил в профессиональный транс. Я и на мастер-классах говорю девочкам и мальчикам: когда снимаешь, не надо вникать в происходящее. Вникать не твое дело: для этого рядом сидит критик.
А ты — охотник. Твое дело — всех их ловить.
Но то, что меня всерьез достало, — я надолго запоминал. Вот «Отелло» Някрошюса я по мизансценам помню. По кадрам. До мелочей. И знаешь, музыка из спектаклей, которые действуют сильно, она у меня в ушах иногда звучит недели две. Я даже могу ее напеть!
…А кое-что — и не две недели звучит. Мало кто почему-то вспоминает, что Михаил Александрович Ульянов был лучший на русской сцене Наполеон. Такой мощный, такой властный! Он играл у Эфроса в спектакле «Наполеон Первый». В 1983 году. Что они творили на сцене с Ольгой Яковлевой!
И у меня в ушах до сих пор, тридцать лет спустя, отдается голос Жозефины Богарне: «Ну что ты, маленький… Зачем тебе ехать в эту Вену?» [[1]]

Обратите внимание: он поднял упавшего человека, тот не зная его фамилии, по лицу понял, что это хороший человек, и сам, будучи режиссёром народного театра (а в то время это подвижники – Р. Быков был режиссёром Учебного театра МГУ, в пьесе «Такая любовь» у него начинали И. Савина и А. Демидова, И. Савина играла главную роль, а А.Демидову я не запомнил, Таганка ещё не родилась, в Народном театре ЗИЛа С.Штейн открыл В. Ланового, Земляникина..) пригласил на спектакль на Малую Бронную, куда в то время на А. Эфроса было почти не попасть. Познакомил с Л.Круглым и Л.Дуровым, которых А. Эфрос взял с собой, когда его ушли из ленкома. Актёры физиономисты и психологи, только по лицу поняли, что человек добрый и доброжелательный, не папарацци, ничего жёлтого во вред им не сделает и дали ему шанс… Сказать, что он был готов к этому случайному шансу нельзя, у него ещё и фотоаппарата не было. Но он этого шанса не пропустил! Подтолкнула его к решительным переменам идиосинкразия к кульману.
Я спектакли А. Эфроса полюбил с ленкомовского его периода с появлением О. Яковлевой в 1962г в пронзительном спектакле «104 страницы про любовь», удивительно совпадающим со временем и возрастом актёров (и А. Ширвиндт был ещё молодой). Фильм «Ещё раз про любовь», снятый позднее по этой пьесе Э.Радзинского я тогда не принял – Т. Доронина была уже стара для этой роли, а А.Лазарев хоть и мощнее Корецкого, но тоже уже был не мальчик. Нерва и трепетности в этом фильме не было, хотя он крепко и профессионально сделан.
Через 50 лет посмотрев его по телевизору, я увидел в нём больше достоинств.

Чтобы подчеркнуть решимость М.М. Гутермана круто изменить судьбу приведу свой пример. Театром и кино я интересовался со школы, после МИХМа даже посещал клуб кинолюбителей, где лекции по монтажу читала М. Ладыженская, которая работала с М. Роммом. Тёща – мудрая женщина, очевидно считала, что ходить после работы в какой-то клуб не дело…, устроила через какую-то свою знакомую мне встречу с Я.Сегелем (Дом, в котором я живу). А я только что вернулся из командировки в Ленинград, где во ВНИИСКе целыми днями до 6 вечера шприцевал красную ленту (ночью она ползла перед глазами), а к 7-ми успевал достать билет в БДТ у Товстоногова на «Горе от ума», «Дракон» у Н. Акимова в театре Комедии … Подробно рассказываю Я. Сегелю о этих постановках, современных ассоциациях…. Он меня похвалил, но сказал: снимите фильм и приходите, тогда посмотрим, что дальше будет…. А у меня даже киноаппарата не было. И я не решился бросать профессию ради синицы в небе…
Поэтому ещё раз подчеркну решимость М.М.Гутермана, несмотря на его 45 лет и 90-е годы, когда и профессии и профессионалы стали не нужны, но открывались другие – фотовозможности, и хотя ему позвонили вроде бы случайно, но был к этому готов и сам это готовил – его работы в журнале знали. Владимир Шпиндлер - выпускник МИХМа 1959 г. [[2]]

Смотрите сайт Михаила Гутермана: [3]

Дополнение

Выставка2017.jpg


Генрих Кардашев с Mihail Guterman. 3 ноября 2017 г. · Посетил выставку московского театрального фотографа Михаила Гутермана - выпускника МИХМа 1962 г. Замечательные фото... Познакомились, поговорили "за МИХМ", вспомнили общих знакомых... Во время разговора Михаилу позвонили и он, отвечая собеседнику, говорит обращаясь ко мне: "Вот ещё МИХМАЧ!" и дал мне трубку...Оказался Яша Зак с МАШФАКА 1959 г. выпуска. Мы с ним встречались на 50-летии этого события (см. на сайте http://v.michm.ru/index…/Встреча_выпускников_МИХМа_1959_года ) Кстати, на выставку я попал благодаря Аркадию Эйзлеру, проживающему сейчас в Вене...Очень бы хотелось создать какой-нибудь "Союз МИХМАЧЕЙ", Общественный Фонд и т.п. Увы, не получается...На выставке взял книгу, чтобы отзыв написать...не тут-то было...в толстенном альбоме места уже не находил, причём книга была на начата отзывами о других выставках, но переполнилась благодаря посетителям Михаила! Ну нашёл в конце какой-то страницы место и сделал запись (см. фото). Прилагаю небольшой фотоотчёт. Михаил про любое фото рассказывает как о любимом ребенке...

БилОтз.jpg
IMG 0080.JPG
IMG 0083.JPG

Михаил Гутерман активный участник театральной жизни.

ГутерманТВ.jpg
Гутерман сертификат.jpg

10 апреля с.г. гостем программы "Главная роль" на телеканале "Культура" был один из лучших театральных фотографов страны Михаил Гутерман [4] Генрих Кардашев поделился публикацией. Администратор · 20 апреля в 21:50
ПОЗДРАВЛЯЕМ выпускника МИХМа известного театрального фотографа Михаила Гутермана с наградой Всемирной организации фотографов за "Выдающийся вклад в фотографию"!

Mihail Guterman 20 апреля
Вчера получил этот сертификат. Ура! Два вторых места в двух номинациях на международном конкурсе театральной фотографии среди профессионалов в категориях ART и RETRO




Майтелес, Сергей Эдуардович

Майтелис визитка.jpg

Сергей Эдуардович Майтелес - Photographer в Цирке Танцующих Фонтанов "АКВАМАРИН", родился 10.08.1964 г.
В 1986 г. он, как выпускник ф-та автоматизации Московского текстильного института им. А. Н. Косыгина, был распределён во Всесоюзный научно-исследовательский институт химических средств защиты растений, где работал младшим научным сотрудником до августа 1993 г.
В 1993 г. С.Э. Майтелес становится настоящим МИХМАЧОМ. В МИХМе-МГАХМе-МГУИЭ он проработал почти 20 лет - в начале сотрудником Учебного центра компьютерного проектирования(УЦКП), а затем его начальником, до злополучного Сентября 2012 года... Сергей Эдуардович работал не только профессионально, но и творчески: его корректную помощь и деловые советы получал любой - от студента до профессора.
В середине 90-х, совместно с Петром Сергеевичем Новиковым, он создал фотостудию на базе УЦКП. В студии отрабатывали навыки работы со студийным светом и оборудованием, в дальнейшем организовали фотокружок для студентов, параллельно участвовали в освещении мероприятий вуза, студенческих концертов. Позже посчастливилось посотрудничать с театром "Сфера": снимал спектакли, как результат - один из снимков стал основой для афиши спектакля, некоторые другие фото висят в холле театра. Фотография была по жизни его хобби и в МИХМе-МГУИЭ оно совместилось с работой: все мы свидетели многочисленных мастерски и с любовью выполненных фоторепортажей из жизни университета, размещённых на сайте МГУИЭ. Увы, теперь нет ни МГУИЭ, ни этого сайта... В Сентябре 2012 г. С.Э. Майтелес, как и большинство сотрудников и ППС МГУИЭ, попал под сокращение...К счастью, вот уж - нет худа без добра, удалось устроится на работу,как Photographer, в московский Цирк Танцующих Фонтанов "АКВАМАРИН".
Здесь он получил возможность раскрыть свой природный талант в фотоискусстве. [5]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты