Художник Ахмет Китаев: история одного портрета
Dz (обсуждение | вклад) (Новая страница: «В 2020 году исполнилось 95 лет со дня рождения известного московского художника Ахмета Иба…») |
Dz (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 25 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | В 2020 году исполнилось 95 лет со дня рождения известного московского художника Ахмета Ибадулловича КИТАЕВА ( 1925 - 1996), замечательного портретиста, известного своими работами и в академической научной среде, и в кругах вузовской профессуры. | + | <p align=center>В 2020 году исполнилось 95 лет со дня рождения известного московского художника <br> |
− | Мы познакомились с Ахметом Китаевым 31 августа 1983 года. Тогда, в канун нового учебного года профессор Габдулла Гайфуллович Сагидуллин пригласил, нас - нескольких своих коллег и друзей- попариться в Центральных банях. Ныне эти фешенебельные бани не существуют, они пострадали от пожара в 1990 -х гг. и теперь перестроены в ресторан " СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК". | + | Ахмета Ибадулловича КИТАЕВА <br>(1925 - 1996), <br> замечательного портретиста, известного своими работами и в академической научной среде, и в кругах вузовской профессуры.</p> |
− | Это приглашение с энтузиазмом приняли, вместе со мной, В.С. Пахомов, А.В. Каталымов, А.Г. Паршин, | + | |
− | В.И.Ахременков. Мы знали, что Габдулла Гайфуллович имел постоянный абонемент в эти бани и раз в неделю один из номеров категории " люкс" на несколько часов был в его распоряжении. В предбаннике | + | [[Файл:Китаев_автопортрет.jpg|200px|center|thumb|Ахмет Китаев. Автопортрет]] |
− | в назначенное время нас ожидали сам профессор Сагидуллин и ещё один незнакомый мужчина лет | + | |
− | шестидесяти, стриженный наголо, с карими живыми глазами. " Познакомьтесь,- представил его хозяин,- | + | [[Файл:Китаев_Нигматулин.jpg|200px|right|thumb|Р.И. Нигматуллин]] |
− | это мой друг, художник Ахмет Китаев". | + | [[Файл:Китаев_Каргин.png|200px|left|thumb|В.А. Каргин]] |
− | После посещения парной, за столом ,возник общий разговор, из которого мы узнали, что Ахмет- профессиональный живописец , специализируется на портретном жанре. Так, им за последние годы | + | [[Файл:Китаев_автограф.jpg|right|200px|thumb|На страже мира. Репродукция с автографом А. Китаева]] |
− | были написаны портреты пятнадцати сотрудников Физико - химического института имени Карпова, высоко оцениваемых в стране и в химическом сообществе учёных - академиков В.А. Каргина, И.В. Петрянова- Соколова, Я.Б. Колотыркина и других корифеев. Недавно он закончил портрет молодого члена- корреспондента АН СССР Р. И. Нигматуллина, имя которого как выдающегося ученого - механика из МГУ нам было известно. Отмечу, что ныне академик Р.И. Нигматуллин получил своими трудами мировое признание и составил достойную конкуренцию академику А.М. Сергееву при выборах президента РАН в 2017 году. | + | Мы познакомились с Ахметом Китаевым 31 августа 1983 года. Тогда, в канун нового учебного года профессор Габдулла Гайфуллович Сагидуллин пригласил, нас - нескольких своих коллег и друзей - попариться в Центральных банях. Ныне эти фешенебельные бани не существуют, они пострадали от пожара в 1990-х гг. и теперь перестроены в ресторан "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК". |
− | Тут Габдулла Гайфуллович и внёс свое интересное предложение: " В 1984 году исполняется 60 лет нашему | + | Это приглашение с энтузиазмом приняли, вместе со мной, В.С. Пахомов, А.В. Каталымов, А.Г. Паршин, В.И. Ахременков. Мы знали, что Габдулла Гайфуллович имел постоянный абонемент в эти бани и раз в неделю один из номеров категории "люкс" на несколько часов был в его распоряжении. В предбаннике в назначенное время нас ожидали сам профессор Сагидуллин и ещё один незнакомый мужчина лет шестидесяти, стриженный наголо, с карими живыми глазами. "Познакомьтесь,- представил его хозяин,- это мой друг, художник Ахмет Китаев". |
− | ректору НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ БАСОВУ. Давайте попросим Ахмета написать небольшой его портрет | + | |
− | и это будет подарком от коллектива вуза юбиляру." Конечно же, эта мысль стала подробно обсуждаться | + | [[Файл:Китаев_Петрянов-Соколов.png|200px|left|thumb|Академик И.В. Петрянов-Соколов]] |
− | в разных аспектах и мы решили продолжить разговор в мастерской художника, в которую нас тут же пригласил поехать сам А.И. Китаев. Мы отправились в район Профсоюзной улицы, где в типовом школьном пятиэтажном здании находились мастерские профессиональных живописцев и графиков. | + | [[Файл:Китаев_Колотыркин.png|200px|left|thumb|Академик Я.М. Колотыркин, зав. кафедрой коррозии МИХМа]] |
− | Студия Ахмета занимала светлое помещение типа школьной классной комнаты. В ней был небольшой | + | |
− | помост с креслом, где могла разместиться стоя или в кресле модель, несколько мольбертов и скудная | + | После посещения парной, за столом, возник общий разговор, из которого мы узнали, что Ахмет - профессиональный живописец, специализируется на портретном жанре. Так, им за последние годы были написаны портреты пятнадцати сотрудников Физико-химического института имени Карпова, высоко оцениваемых в стране и в химическом сообществе учёных - академиков В.А. Каргина, И.В. Петрянова-Соколова, Я.Б. Колотыркина и других корифеев. Недавно он закончил портрет молодого члена-корреспондента АН СССР Р.И. Нигматуллина, имя которого как выдающегося ученого-механика из МГУ нам было известно. Отмечу, что ныне академик Р.И. Нигматуллин получил своими трудами мировое признание и составил достойную конкуренцию академику А.М. Сергееву при выборах президента РАН в 2017 году. |
− | мебель. Из картин в мастерской помню две: портрет певца П. Лисициана и автопортрет самого Ахмета в | + | |
− | детстве с бабушкой. Было ещё несколько холстов, обращённых " лицом" к стене. | + | Тут Габдулла Гайфуллович и внёс свое интересное предложение: "В 1984 году исполняется 60 лет нашему ректору НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ БАСОВУ. Давайте попросим Ахмета написать небольшой его портрет и это будет подарком от коллектива вуза юбиляру. "Конечно же, эта мысль стала подробно обсуждаться в разных аспектах и мы решили продолжить разговор в мастерской художника, в которую нас тут же пригласил поехать сам А.И. Китаев. Мы отправились в район Профсоюзной улицы, где в типовом школьном пятиэтажном здании находились мастерские профессиональных живописцев и графиков. |
− | Ахмет достал папку с репродукциями своих работ. Их оказалось много, часть из них демонстрировалась | + | |
− | на всесоюзных выставках и публиковалась в цвете в журнале " ОГОНЕК". Мне понравился портрет 1975 года молодого бойца у входа в райхсканцелярию в Берлине под названием " На страже мира"и эту иллюстрацию автор захотел мне тут же подарить. И нам всем, и самому Ахмету идея написать портрет | + | |
− | Н.И. Басова пришлась по душе. | + | [[Файл:Китаев_новая_жизнь.jpg|right|200px|thumb|Мы идём в новую жизнь]] |
− | Г. Г. Сагидуллин взялся уговорить Николая Ивановича позировать художнику в мастерской. Ректор не хотел соглашаться,ссылаясь на занятость, | + | |
− | в день. Николай Иванович, сидя в статичной позе, слушал при этом рассказы художника об интересных | + | Студия Ахмета занимала светлое помещение типа школьной классной комнаты. В ней был небольшой помост с креслом, где могла разместиться стоя или в кресле модель, несколько мольбертов и скудная мебель. Из картин в мастерской помню две: портрет певца П. Лисициана и автопортрет самого Ахмета в детстве с бабушкой. Было ещё несколько холстов, обращённых "лицом" к стене. |
− | фактах его биографии. | + | |
− | Ведь Ахмет рано проявил свой талант: рисунок, посланный им на конкурс в журнал " Юный художник", | + | Ахмет достал папку с репродукциями своих работ. Их оказалось много, часть из них демонстрировалась на всесоюзных выставках и публиковалась в цвете в журнале "ОГОНЕК". Мне понравился портрет 1975 года молодого бойца у входа в райхсканцелярию в Берлине под названием "На страже мира" и эту иллюстрацию автор захотел мне тут же подарить. И нам всем, и самому Ахмету идея написать портрет Н.И. Басова пришлась по душе. |
− | получил | + | |
− | мальчик не имел возможности проявить свои способности. Тогда в 1940 году он отважился написать | + | Г.Г. Сагидуллин взялся уговорить Николая Ивановича позировать художнику в мастерской. Ректор не хотел соглашаться, ссылаясь на занятость, но когда ему показали портреты других учёных, которые тоже подвергались утомительной процедуре позирования, согласился на десять сеансов по часу или два в день. Николай Иванович, сидя в статичной позе, слушал при этом рассказы художника об интересных фактах его биографии. |
− | письмо самому И.В. Сталину. Ахмет написал, что у него нет ни бумаги, ни красок, а ему хотелось бы стать настоящим художником. И вскоре в их бедное жилище приехал местный начальник из НКВД и сообщил, | + | |
− | что мальчика вызывают в Москву учиться. Ахмета привезли в столицу и определили в художественную школу с интернатом. Затем он окончил Суриковском художественный институт, стал членом Союза | + | Ведь Ахмет рано проявил свой талант: рисунок, посланный им на конкурс в журнал "Юный художник", получил в 1938 году премию, когда ему было 13 лет. Но, живя с семьёй ссыльного деда в таёжной глубинке, мальчик не имел возможности проявить свои способности. Тогда в 1940 году он отважился написать письмо самому И.В. Сталину. Ахмет написал, что у него нет ни бумаги, ни красок, а ему хотелось бы стать настоящим художником. И вскоре в их бедное жилище приехал местный начальник из НКВД и сообщил, что мальчика вызывают в Москву учиться. Ахмета привезли в столицу и определили в художественную школу с интернатом. Затем он окончил Суриковском художественный институт, стал членом Союза художников СССР, сам преподавал и много работал. |
− | художников СССР, сам преподавал и много работал. | + | |
− | Стали популярны его работы в бытовом и героическом жанрах, многочисленные портреты. Я сам со школьных лет помню дипломную работу А. Китаева 1950 года " Пушкин у Бенкендорфа". Много раз | + | [[Файл:Пушкин_и_Бенкендорф.jpg|right|200px|thumb|Пушкин и Бенкендорф]] |
− | в журналах попадались фото с его работ идеалистического советского времени, многократно | + | |
− | после его кончины семья дочери Елены Басовой передала портрет на кафедру " Полимерное машиностроение". | + | Стали популярны его работы в бытовом и героическом жанрах, многочисленные портреты. Я сам со школьных лет помню дипломную работу А. Китаева 1950 года "Пушкин у Бенкендорфа". Много раз в журналах попадались фото с его работ идеалистического советского времени, многократно тиражировался портрет В.И. Ленина, выполненный по фотографии. Портрет Н.И. Басова был готов к сентябрю 1984 года, но никогда в стенах МИХМа не появлялся. Он висел дома у Николая Ивановича, а после его кончины семья дочери Елены Басовой передала портрет на кафедру "Полимерное машиностроение". |
+ | |||
+ | [[Файл:Басов_портрет.jpg|center|200px|thumb| Ректор МИХМа Н.И. Басов]] | ||
+ | |||
Ныне эта работа А.И. Китаева украшает кабинет декана факультета химической технологии и биотехнологии Московского политехнического университета. | Ныне эта работа А.И. Китаева украшает кабинет декана факультета химической технологии и биотехнологии Московского политехнического университета. | ||
− | + | ||
− | + | <p align=right>В.А. ЛЮБАРТОВИЧ</p> | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + |
Текущая версия на 21:54, 29 июня 2020
В 2020 году исполнилось 95 лет со дня рождения известного московского художника
Ахмета Ибадулловича КИТАЕВА
(1925 - 1996),
замечательного портретиста, известного своими работами и в академической научной среде, и в кругах вузовской профессуры.
Мы познакомились с Ахметом Китаевым 31 августа 1983 года. Тогда, в канун нового учебного года профессор Габдулла Гайфуллович Сагидуллин пригласил, нас - нескольких своих коллег и друзей - попариться в Центральных банях. Ныне эти фешенебельные бани не существуют, они пострадали от пожара в 1990-х гг. и теперь перестроены в ресторан "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК". Это приглашение с энтузиазмом приняли, вместе со мной, В.С. Пахомов, А.В. Каталымов, А.Г. Паршин, В.И. Ахременков. Мы знали, что Габдулла Гайфуллович имел постоянный абонемент в эти бани и раз в неделю один из номеров категории "люкс" на несколько часов был в его распоряжении. В предбаннике в назначенное время нас ожидали сам профессор Сагидуллин и ещё один незнакомый мужчина лет шестидесяти, стриженный наголо, с карими живыми глазами. "Познакомьтесь,- представил его хозяин,- это мой друг, художник Ахмет Китаев".
После посещения парной, за столом, возник общий разговор, из которого мы узнали, что Ахмет - профессиональный живописец, специализируется на портретном жанре. Так, им за последние годы были написаны портреты пятнадцати сотрудников Физико-химического института имени Карпова, высоко оцениваемых в стране и в химическом сообществе учёных - академиков В.А. Каргина, И.В. Петрянова-Соколова, Я.Б. Колотыркина и других корифеев. Недавно он закончил портрет молодого члена-корреспондента АН СССР Р.И. Нигматуллина, имя которого как выдающегося ученого-механика из МГУ нам было известно. Отмечу, что ныне академик Р.И. Нигматуллин получил своими трудами мировое признание и составил достойную конкуренцию академику А.М. Сергееву при выборах президента РАН в 2017 году.
Тут Габдулла Гайфуллович и внёс свое интересное предложение: "В 1984 году исполняется 60 лет нашему ректору НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ БАСОВУ. Давайте попросим Ахмета написать небольшой его портрет и это будет подарком от коллектива вуза юбиляру. "Конечно же, эта мысль стала подробно обсуждаться в разных аспектах и мы решили продолжить разговор в мастерской художника, в которую нас тут же пригласил поехать сам А.И. Китаев. Мы отправились в район Профсоюзной улицы, где в типовом школьном пятиэтажном здании находились мастерские профессиональных живописцев и графиков.
Студия Ахмета занимала светлое помещение типа школьной классной комнаты. В ней был небольшой помост с креслом, где могла разместиться стоя или в кресле модель, несколько мольбертов и скудная мебель. Из картин в мастерской помню две: портрет певца П. Лисициана и автопортрет самого Ахмета в детстве с бабушкой. Было ещё несколько холстов, обращённых "лицом" к стене.
Ахмет достал папку с репродукциями своих работ. Их оказалось много, часть из них демонстрировалась на всесоюзных выставках и публиковалась в цвете в журнале "ОГОНЕК". Мне понравился портрет 1975 года молодого бойца у входа в райхсканцелярию в Берлине под названием "На страже мира" и эту иллюстрацию автор захотел мне тут же подарить. И нам всем, и самому Ахмету идея написать портрет Н.И. Басова пришлась по душе.
Г.Г. Сагидуллин взялся уговорить Николая Ивановича позировать художнику в мастерской. Ректор не хотел соглашаться, ссылаясь на занятость, но когда ему показали портреты других учёных, которые тоже подвергались утомительной процедуре позирования, согласился на десять сеансов по часу или два в день. Николай Иванович, сидя в статичной позе, слушал при этом рассказы художника об интересных фактах его биографии.
Ведь Ахмет рано проявил свой талант: рисунок, посланный им на конкурс в журнал "Юный художник", получил в 1938 году премию, когда ему было 13 лет. Но, живя с семьёй ссыльного деда в таёжной глубинке, мальчик не имел возможности проявить свои способности. Тогда в 1940 году он отважился написать письмо самому И.В. Сталину. Ахмет написал, что у него нет ни бумаги, ни красок, а ему хотелось бы стать настоящим художником. И вскоре в их бедное жилище приехал местный начальник из НКВД и сообщил, что мальчика вызывают в Москву учиться. Ахмета привезли в столицу и определили в художественную школу с интернатом. Затем он окончил Суриковском художественный институт, стал членом Союза художников СССР, сам преподавал и много работал.
Стали популярны его работы в бытовом и героическом жанрах, многочисленные портреты. Я сам со школьных лет помню дипломную работу А. Китаева 1950 года "Пушкин у Бенкендорфа". Много раз в журналах попадались фото с его работ идеалистического советского времени, многократно тиражировался портрет В.И. Ленина, выполненный по фотографии. Портрет Н.И. Басова был готов к сентябрю 1984 года, но никогда в стенах МИХМа не появлялся. Он висел дома у Николая Ивановича, а после его кончины семья дочери Елены Басовой передала портрет на кафедру "Полимерное машиностроение".
Ныне эта работа А.И. Китаева украшает кабинет декана факультета химической технологии и биотехнологии Московского политехнического университета.
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ