Адамов, Александр Павлович

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск

18 августа 2017 года, исполнилось 80 лет кандидату технических наук, доценту кафедры ПАХТ
Александру Павловичу Адамову!
Горячо поздравляем нашего славного Юбиляра.
Желаем здоровья и долгих лет жизни!

Адамов А.П..JPG

Рождённый на ПАХТе

Коллектив кафедры ПАХТ, 1970 г. Слева направо с 1-го ряда: А.Н. Давиденко, Г.Н. Шмидт, А.Н. Плановский, М.Г. Ефимов, В.Н. Костин, Я.М. Брайнес;2-ой ряд слева направо: Г.Я. Рудов, С.Э. Ляндерс, И.С. Уткин, В.Г. Остроухова, Т.С. Изотова, В.М. Черемухин, В.В.Бутков, Г.П. Соломаха, Б.Г. Балдин; 3-й ряд слева направо: А.П. Адамов, В.А. Иванов, Д.С. Артамонов, Л.К. Маринин, В.И. Муштаев, В.П. Павлов, В.А. Богомолов.


Мое знакомство с кафедрой «Процессы и аппараты химической технологии» состоялось в апреле 1954 года, на дне открытых дверей. Нам демонстрировали работу дробилок, мельниц, фильтров и прочих машин и аппаратов. Все это напомнило цех помола, который я видел на Дулевском фарфоровом заводе, и я, как и другие школьники, не понял какое это имеет отношение к химии. Но уже через три года я опять попадаю студентом в эту аудиторию для выполнения комплекса лабораторных работ по гидромеханическим процессам. Тогда работы выполнялись не традиционно, еженедельно как теперь, а по мере завершения темы или раздела курса, студенты записывались на кафедре на отработку лабораторных работ. И первый раздел – это изучение работы машин (дробилок, мельниц и др.), которые мне показывали три года назад. Жалко, что потом эти работы были изъяты из цикла. Сейчас это было бы актуально для изучения процессов переработки твердых отходов.

Александр Павлович - крайний справа, никогда не теряет зря времени: занятие на философском семинаре...

На четвертом курсе, (параллельно курсу) мы выполняли курсовой проект. Руководителем проекта был Яков Матвеевич Брайнес, который предложил тему: «Ректификационная установка». Мы только начали изучение массообменных процессов и мне пришлось самостоятельно, опережая курс, изучить массопередачу и раздел «Ректификация». В это время еще не было методических пособий, которыми злоупотребляют сейчас, и мне пришлось разбираться в расчетах самому. Помню, при расчете кубового испарителя я никак не мог рассчитать коэффициент теплопередачи, и Яков Матвеевич предложил мне автореферат Рычкова А.И. просидев над авторефератом несколько вечеров, я решил эту проблему, и потом понял, что методические руководства, так называемые «методички», облегчая труд руководителя, снижают уровень изучения той или иной дисциплины, по тематике которой они написаны.

Помнится, еще один интересный случай, который произошел на экзамене по первой части. Мне достался вопрос: «Выпарной аппарат с тепловым насосом». Я подробно изложил все, что нам дали на лекции, и то, что я прочитал в учебнике, но на вопрос П.И. Николаева, а где же здесь тепловой насос, я не смог ответить, т.к. в курсе ПАХТ, да и в Курсе термодинамики, об этом ничего не говорили. Уже много лет спустя, когда я стал преподавать ПАХТ, то обязательно, особенно при чтении раздела «Холодильные процессы», обращал внимание студентов на это.

И, наконец, в 1967 году я опять оказываюсь на кафедре ПАХТ, уже аспирантом. Перейдя из аспирантуры Института управляющих машин на кафедру Автоматики МИХМа, я получил предложение заняться внедрением ЭЦВМ – так раньше называли компьютеры, в систему связи с технологическим объектом.

Уже была приобретена, как мне сказали, новейшая ЭЦВМ, которая как оказалось в дальнейшем, была цифровым многоканальным печатающим электронным вольтметром, и он только мог измерять напряжение, снимаемое с датчиков. Темой работы предлагали выбрать математическое описание процесса экстракции.

Тогда это были очень принятые тематики научных исследований. Пришлось начать с изучения процесса экстракции. К счастью, только что вышла монография Р. Трейбалла «Жидкостная экстракция», которую как и монографию В. Рама «Абсорбция газов» можно назвать настольной научной библией процессчика, которую я не единожды прочитал, а точнее изучил, и вдоль и поперек.

Преподаватели кафедры ПАХТ, Слева направо: С.Н. Булатов, В.А. Иванов, А.П. Адамов.

Руководителем от кафедры ПАХТ был Станислав Нилович Булатов, которому я очень многим обязан. Прежде всего, он научил работать. Станислав Нилович постоянно повторял: «Работать надо как червь, прошел и после тебя ничего не должно остаться. Все что связано с изучаемой проблемой должно быть охвачено и досконально изучено. Но главное, не занимайтесь обнаучиванием простых вещей. Гениальность в простоте».

Надо сказать, учеба в аспирантуре тогда была действительно настоящая учеба – подготовка научных кадров. Конечно, для тех, кто не ставил себе одну единственную цель – диссертацию любой ценой. На кафедре было до полсотни аспирантов, да сюда нужно приплюсовать десятки соискателей, сотрудников проблемных лабораторий и НИЧа.

Большое влияние на формирование будущего научного специалиста оказывали заседания кафедры, посвященные предзащитам, действующие семинары, среди которых можно выделить семинар ТОХТа, руководимый профессорами А.Н. Плановским и А.М. Розеном. Каждый руководитель старался пропустить своего аспиранта через семинар ТОХТа, где работа рассматривалась подробнейшим образом и делались очень интересные, важные и полезные замечания и пожелания. Причем, все проходило в очень доброжелательной обстановке.

Помню семинар, проводимый кафедрой Автоматики, посвященный математическому моделированию. В его работе приняли участие практически все аспиранты, и не только те, которые тем или иным образом были связаны с этой проблемой, но и те, кто как-то был связан с исследованием процессов.

Консультация.jpg

С сообщением выступил профессор Гухман А.А., который был противником того трактования моделирования, которое ему давали во многих работах. Молодежь наседала, задавали вопросы, а Александр Адольфович очень обстоятельно, научно обоснованно отвечал на них. Было видно, что опыт знания и эрудиция берут верх. Масло в огонь подлил А.Н. Плановский своими воспоминаниями о том, как он оппонировал работу, связанную с мат. описанием процесса ректификации. На вопрос: «Понятно ли Вам представленное на плакатах?» Александр Николаевич ответил: «Я же оппонент – пришлось разобраться». Но когда началась вторая защита, он сказал, что здесь плохо понимает, что написано (представлено).

Александр Адольфович был против использования при физическом моделировании теории подобия. После чего, я решил посещать его факультативные лекции, которые он читал для аспирантов, научных сотрудников и преподавателей. Слушать А.А. Гухмана приезжали из различных ВУЗов и научных учреждений. Это была школа прежде всего ораторского мастерства, школа знаний, которую прошли многие преподаватели и были очень признательны Александру Адольфовичу.


С апреля 1969 года я работаю на кафедре ПАХТ ассистентом. Началась новая трудовая жизнь. Пришлось учиться учить студентов. Здесь большую помощь оказали почти все преподаватели кафедры. Так как я в основном был задействован в преподавании дисциплины специализации, то здесь моим наставником опять оказался Булатов С.Н., лекции которого я с большой пользой для себя прослушал. Станислав Нилович проводил занятия капитально. У него было все основательно и четко расставлено по своим местам. Когда он читал лекции, то, наверное, не было такой силы, которая могла бы ему помешать. Потихонечку нужно было осваивать преподавание курса ПАХТ. И здесь большую помощь мне оказал В.В. Бутков. Иногда, в силу его занятости, он просил подменить его на занятиях. При этом он давал свои конспекты и подробно инструктировал, как и что излагать, на что обратить внимание. Я всегда вспоминаю его методическую аккуратность и пунктуальность.

На практике. Фото 2012-2014 гг.
Начало обсуждения. Фото 2012-2014 гг.
Продолжение обсуждения. Фото 2012-2014 гг.

Не могу ни вспомнить совместную работу по приему курсовых проектов с Ефимовым Михаилом Герасимовичем, к которому меня прикрепил Д.С. Артамонов, с напутствием, что у Ефимова М.Г. нужно и можно многому научиться. Меня поразили его эрудиция, а главное, инженерные знания конструкций аппаратов.

В освоении дисциплины ПАХТ помогло то, что мне пришлось работать с А.Н. Плановским над изданием учебника. После первой беседы со мной он предложил прорешать все задачи из сборника П.Г. Романкова, …. Павлова. Причем добавил: «Решай все, какими бы простыми они не казались». А.П. Адамов (Примечание. А.П. Адамов преподавал 11 лет в университетах Алжира и Туниса, а по возвращении на родину в 1998 г. стал преподавателем каф. Энерго- и ресурсосбережения - зав. каф. проф. А.Л. Сурис (см. http://v.michm.ru/index.php/Кафедра_Энерго-_и_ресурсосбережения )

Выпускники 1959 года

Весной 2009 г. группа МИХМАчей, работавших в Институте и окончивших его 50 лет назад, объединилась в Оргкомитет МИХМ-59: Адамов А.П., Вальдберг А.Ю., Гутин Ю.В. и Кардашев Г.А. Встреча состоялась 18.09.2009 г. в Костандовской ауд. Лабораторного корпуса. В скобках замечу, что как подготовка, так и проведение встречи, осуществлялось нами сугубо на общественных началах, без какого бы то ни было участия администрации МГУИЭ и тем более его последнего ректора. Инициатором и во многом её организатором был безвременно покинувший нас Аркадий Вальдберг, в то время работавший по совместительству профессором каф. Инженерной экологии городского хозяйства. (О Встрече смотрите на сайте: [[1]]). На Александра Павловича возлагались многочисленные деликатные организационно-хозяйственные проблемы, связанные с приёмом гостей, их сопровождением по универу и, главное, неформальной части. Он с успехом всё это реализовал, минимизировав затраты, за счёт использования в неформальной части в Шоринской ауд. каф. ЭиРС, благо он это время он работал на этой кафедре, да и на встрече было много выпускников бывшего Энергофака. Ниже представлены выборочно некоторые кадры фотосессии Сергея Орлова.

А. Адамов, Г. Кардашев, (?)
Костандовская аудитория. Рабочий президиум: Ю.Гутин и А.Адамов
Ответ на вопрос из аудитории
Я. Зак дарит сувениры
В. Шпиндлер показывает семейные фото
А.Адамов в ауд. каф. ПАХТ


Фото на лестнице спецкорпуса. В первом ряду:(?). Э.Ламм, А.Адамов, В.Погодин, (?),В.Андреев, (?)
В Шоринской аудитории
В Шоринской аудитории


ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЮБИЛЯРУ

АдамовАП80+.jpg
АдамовуАП80.jpg

















Коллеги, друзья, МИХМАЧИ.


Поздравление подготовили: Д.В. Зубов, Г.А. Кардашев. Использованы фото из семейного архива А.Л. Суриса и С. В. Орлова. Сайт «Виртуальный МИХМ» [2]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты