Воспоминания доцента Кибрика Э.В.

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск
КИБРИК Эдуард Давыдович

КИБРИК Эдуард Давыдович,Кибрик Э.Д. поступил в МИХМ в 1952 году,выпускник МИХМа 1957 г., обучался в аспирантуре с 1960 по 1964 гг., по окончанию аспирантуры начал работать в научной части ГИПРОКАУЧУКА , защитил канд. диссертацию на кафедре «Конструирование аппаратов химических производств», доцент кафедры «Общая химическая технология»

В послевоенные годы в городах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Это было сделано с целью воспитывать в мужских школах настоящих воинов. К каждому классу был прикреплен военрук (это офицер, который по-военному воспитывает ребят). В нашем классе военрук сразу объявил, как мы должны себя вести и при любом нарушении нас будут сажать в карцер. В классе было более 40 ребят. В старших классах мы старались больше узнать об институтах. В каждом институте были специальные курсы, где преподаватели и студенты знакомили школьников с особенностями данного ВУЗа. Я выбрал Бауманский институт, но на третьем экзамене вступительном получил «неудовлетворительно» и забрал документы. Многие ВУЗЫ продолжали принимать документы абитуриентов даже во время вступительных экзаменов. МИХМ не был исключением, я воспользовался этой возможностью и стал сдавать вступительные экзамены. Меня приняли в институт на машиностроительный факультет. Мы – первокурсники занимались в третью смену, которая начиналась в 17.00 и заканчивалась в 23.00. В группе были в основном молодые люди, некоторые отслужили в армии и были даже офицеры. В общем, МИХМ недаром называли «институтом хороших мальчиков». Нам преподавали разные предметы. На первом курсе особый упор делали на приобретение трудовых навыков. Учили пользоваться различными инструментами, в том числе сварочным аппаратом, токарным станком и различными приобретениями. Считалось, что все ручные работы способствуют развитию творческого мышления. Преподавали также гуманитарные предметы, например, «История КПСС». Был интересный случай с преподавателем «Истории КПСС». Он спросил у студентов нашей группы: «Кто из вас сразу подавал документы в МИХМ?» И, что самое интересное, не поднялось ни одной руки. У нас часто врачи читали лекции, проводили консультации, проверяли состояние здоровья (анализы, рентген…) и давали советы, как себя вести и сохранить силы и здоровье. Так одно из главных требований: «Не голодать ни в коем случае, так необходимо каждые 3-4 часа что-нибудь кушать или в крайнем случае просто выпивать стакан воды». Но самое интересное в жизни студентов была работа комсомольской организации. Все студенты были комсомольцами. Постоянно проводились комсомольские собрания, начиная с группы, потока, факультета и общеинститутские. Собрания проходили очень интересно: всегда были песни, танцы, различные игры. Для проведения собраний потока , факультета, института снимались различные клубы. Подоспел праздник «День революции – 7 ноября» и весь институт полностью (преподаватели, студенты, служащие) участвовал в демонстрации. Все собрались, построились в колонну и присоединились к общему потоку демонстрантов. За нами шла небольшая группа военных с духовым оркестром. Мы ходили по различным улицам Москвы с утра до 4-х часов дня, когда мы оказались на Красной площади. Все это время никто не скучал: пели, плясали под музыку соседнего оркестра. Самый большой сюрприз нас ожидал на Красной площади: на Мавзолее нас приветствовал товарищ Сталин И.В. Радости не было границ. В марте 1953 года умер Сталин И.В. Предстояло с ним проститься. Так же как на демонстрацию все построились в колонну и двинулись с другими колоннами по московским улицам. Через какое-то время мы оказались в тупике. Впереди стояли машины с военными, которые преграждали проход. Пришлось мирно разойтись. Однако наша группа была с этим не согласна. Тогда мы решили двигаться по крышам. Это было не просто. Мы даже потеряли двоих и всем пришлось вернуться и разыскать их. И затем, всем вместе продолжали путь по крышам. Наконец, мы приблизились к улице «25 октября», но нужно было прыгать с крыши – это уровень 4-ого этажа. Внизу стояли военные и преграждали путь. Мы выбрали внизу маленький сарайчик и стали прыгать на его крышу. Естественно, эта крыша под нами провалились, и мы все очутились в этом сарае. Потом еле выбрались и примкнули к очереди в Колонный Зал. Таким образом, мы увидели Сталина И.В. в гробу и попрощались с ним. В этом же году из здания МИХМа выехал политехникум и все стали учиться в первую смену. Ежегодно до 1953 года в стране 1-ого апреля проводилось снижение цен на продукты питания. Последнее снижение было в год смерти Сталина И.В. В институте была военная кафедра. Все студенты занимались на этой кафедре и получали знания по химии и химическим продуктам, применяемых в армии. Нас учили разбираться в токсичных веществах и способах защиты от них. Так, например, нам выдавали противогазы, учили нас подгонять их под себя и затем проводили испытания. Нас помещали в камеру со слезоточивым газом и мы проверяли герметичность противогазов. На военной кафедре были различные автомобили, и студенты знакомились с устройством различных машин. Изучали мы также правила движения и технику вождения автомобилей. После успешного окончания этого курса для желающих приглашали инспекторов, и они нас экзаменовали. После этого нам выдавали «водительские права». На завершающем этапе студентов посылали в военные лагеря и затем после экзаменов присваивали офицерские звания. На последнем курсе перед студентами вставал вопрос о дальнейшей работе. Специалисты – выпускники МИХМа очень ценились в научных, проектных организациях и на производстве. Каждому студенту предлагалось до 20 различных мест работы. Мне понравилось работать в проектном институте (п/я 762). Нас предварительно держали в подсобном производстве пока каждый из нас не получал допуск к секретным материалам. Так в подмосковных Подлипках (ныне город Королев) я работал под руководством академика Грабина (известный своей «пушкой Грабина») и затем академика Королева. Мы стремились стать учеными. Были курсы подготовки в аспирантуру, учеба в аспирантуре, различные научные исследования. Был интересный случай. Сборка межконтинентальных ракет производилась в самом высоком здании, и вход в него имели только сотрудники с допуском «Секретно особой важности». Ребятам очень хотелось взглянуть одним глазком на готовую ракету, но это было невозможно. И вот, однажды один сотрудник приносит американский журнал, где помещена фотография полностью собранной ракеты в этом сборочном цехе. Все были в шоке. В 1960 году я поступил в аспирантуру МИХМа на кафедру «аппаратостроения». Руководителем стал профессор Рычков Александр Иванович. Мне дали тему научной работы «Работа пленочного роторного выпарного аппарата». Эта тема была очень актуальной для промышленности, и был налажен контакт с научными институтами: НИИХИММАШ (химического машиностроения), ГИАП (азотной промышленности) и ВНИИКП (кондитерской промышленности). Каждый из этих институтов разработал и изготовил лабораторную установку. Так, например, НИИХИММАШ изготовил установку с паровым обогревом и установил ее в лабораторном помещении кафедры. Пар подавался из котельной, расположенной рядом с лабораторным корпусом. ВНИИКП изготовил лабораторную установку с электрообогревом и установил ее. В ГИАПе в лабораторном корпусе было выделено специальное место для лабораторной установки. Мне предложили набросать эскиз этой установки. Затем по этому эскизу разработали рабочий проект и в течение недели изготовили и смонтировали лабораторную установку. На всех перечисленных установках я проводил опыты с различными растворами. Затем писались отчеты и делались доклады на различных конференциях. После окончания срока аспирантуры я стал работать в научной части ГИПРОКАУЧУКа. В МИХМе был исключительный преподавательский коллектив. Некоторые даже успели поработать в Химико-технологическом институте им. Д.И.Менделеева, от которого и произошел МИХМ. Была очень доброжелательная, творческая обстановка. Некоторые преподаватели жили в жилых домах на территории института, которые после были снесены и на их месте построили два лабораторных корпуса. Студенты часто навещали преподавателей в этих жилых домах. На кафедре «Химическое аппаратостроение» было пять преподавателей, и у каждого было по два аспиранта. Была творческая, дружная атмосфера. Все друг другу помогали, чем могли. Даже на заседаниях кафедры весело обсуждались учебные и научные проблемы. Так, например, обсуждался вопрос «Как преподаватели должны воспитывать студентов?» Все высказывали свое мнение. И вот слово взял заведующий кафедрой профессор Александр Иванович Рычков. Он сказал: «Я считаю, что мы должны воспитывать студентов своим примером. Так я не пью, не курю и не ухаживаю за женщинами». Тут выступил доцент Домашнев Андрей Дмитриевич: «Это плохой пример для ребят – студентов, которым Вы рекомендуете не ухаживать за девушками. Что же получится? Мы будем выпускать холостяков – это никуда не годится». Мой руководитель, Рычков Александр Иванович, был уникальным человеком, знал в совершенстве пять или шесть иностранных языков. Десять лет он был ректором МИХМа, и за это время число студентов увеличилось в два раза. Затем его послали работать в Индию Ректором Бомбейского технологического института. Там он проработал три года и позже рассказывал, как трудно выдержать очень жаркий климат. Александр Иванович говорил, что организм работает как конденсатор: непрерывно по всему телу выделяется пот, который тут же испаряется и это немного охлаждает кожу. После возвращения домой с ним случилось подряд три инфаркта. В январе 1964 года его попросили выступить с докладом на общеинститутском собрании. Перед этим он очень сильно болел и не полностью поправился. Тем не менее, он вышел с докладом на т трибуну и замертво упал. Светлая память об этом замечательном человеке с большой буквы сохранится навсегда. Через несколько лет я вернулся в МИХМ и преподавал 35 лет на кафедре «Общая химическая технология».

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты