НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ЩАПОВ: "ГЕНЕРАЛ ОТ МПС" ИЗ МИХМа-2
После опубликования статьи под аналогичным названием о профессоре МИХМа Николае Петровиче ЩАПОВЕ у меня ещё остались не прояснёнными вопросы, касающиеся его биографии. Так, если дата кончины Н.П. Щапова была зафиксирована в некрологах достаточно точно: 27 декабря 1968 года, то дата его рождения указывалась лишь приблизительно, биографы ученого относили ее к 1896 году. Таким образом, время празднования 125-летнего юбилея маститого ученого и педагога не могло быть установлено достаточно точно.
Мне представилось рациональным попытаться разыскать его могилу, чтобы узнать эти сведения по надписи на надмогильном памятнике. Другого пути постижения истины не было, ведь со смертью Ярослава Николаевича и Юлии Леонидовны Щаповых я был лишён достоверных источников новой информации об их роде. Кстати, от них я узнал, что Николай Петрович с семьёй занимал квартиру на первом этаже особняка Щаповых N 17 на Новой Басманной улице. Это дом был снесен и на его месте к 1969 году было выстроено новое здание с почтовым отделением на первом этаже.
В поиске данных о месте последнего пристанища нашего михмовского коллеги я обратился к замечательному учёному-некрополисту, краеведу и дизайнеру выставочных пространств Сергею Борисовичу МЕРЖАНОВУ. Внук знаменитого строителя сталинских дач С. Мержанов охотно мне помог и сообщил, что могила Николая Щапова находится на участке 20 Введенского (Немецкого) кладбища. Я поспешил воспользоваться полученной информацией и совместил посещение собственных родственных могил на этом старинном московском погосте с поиском интересующего меня памятного знака.
В погожий день ранней осени, когда опавшая листва деревьев ещё не покрывает плотным слоем могилы и памятники, выявить искомое место оказалось несложным делом. В нескольких шагах вглубь участка от Большой Боковой аллеи кладбища моему взору предстала небольшая, вертикально укреплённая плита из розового гранита с выгравированными тускловатыми надписями. Первая из них оповещала об упокоении здесь доктора биологических наук Татьяны Федоровны Щаповой (1902-1954). Расположенная ниже надпись свидетельствовала о захоронении здесь праха Николая Петровича Щапова (1896-1968), но, увы, без указания на число и месяц года рождения.
Здесь же были помещены имена ещё двух, видимо, близких супругам Щаповым людей: Тани Щаповой (1929 - 1985) и Давида Келенджеридзе (1930 - 2011). Могила производит впечатление ухоженности, сделан цветник из черного габбро с посадкой растений и декоративным покрытием. Неподалёку заметил и могилы знаковых персон отечественной культуры: художника Аполлинария Васнецова и дирижёра Геннадия Рождественского. Я обратил внимание на декоративный элемент из белого мрамора, врезанный в плиту на половине ее высоты, символика которого стала понятна позже.
Мне оставалось двинуться по пути поиска сведений о близких Н.П. Щапову людях, чьи имена оказались вместе с его именем на гранитной плите. Может быть, думалось мне, Интернет будет полезен в этом , позволит найти дополнительные сведения и о "путейском генерале" Николае Щапове. Но эти изыскания имели своим последствием и прикосновение к биографиям неожиданных для меня персонажей как из ученого мира, так и из кругов фигурантов гламурно-светской хроники.
Обратившись в поисковиках ГУГЛ и ЯНДЕКС к сбору данных о Татьяне Федоровне Щаповой, я обрёл множество сведений об этой замечательной женщине, достойной спутнице жизни Николая Петровича. Татьяна Менкель, в замужестве Щапова, была кузиной историка Ярослава Щапова, в 1919 - 1924 гг. изучала физиологию растений на естественном отделении физико- математического факультета МГУ и затем исследовала водные микрофиты ( водоросли) на озёрах в подмосковном Косине. Эти важные данные по экосистеме уникальных озер до сих пор являются практически образцовыми для современных учёных - альгологов, т.е. специалистов по водяной флоре.
Затем Татьяна Федоровна работала на биостанциях Баренцева и Белого морей по изучению имеющих промысловое значение йодосодержащих морских водорослей. Несмотря на хрупкость здоровья и перенесенный в молодости туберкулёз она ежегодно отправлялась в морские экспедиции по изучению ламинарий - водорослей, исследования которых составили ее кандидатскую диссертацию. С 1934 года Т.Ф. Щапова перешла на работу в ВНИИ рыбного хозяйства и океанологии Академии наук СССР, где трудилась по определению растительных биоресурсов Черного и Азовского морей, возглавляла Дальневосточную экспедицию института в Японском море для установления границ морских растительных нерестилищ рыб. Защитив в 1948 году докторскую диссертацию, она ввела в научный оборот новые виды бурых водорослей, названные ее именем TATIANELLA , STSCHAPOVIA и занесённых ныне в Красную книгу РФ. Коллеги отмечали не только научную добросовестность Татьяны Федоровны, но и ее мужество в путешествиях на катерах по морским побережьям, высокое чувство долга, смелость и оптимизм.
Татьяна Федоровна Щапова трагически погибла 27 сентября 1954 года в авиакатастрофе под Новосибирском, возвращаясь из очередной дальневосточной экспедиции. Видимо, тогда Николай Петрович и соорудил на ее могиле беломраморный памятник, от которого на позже установленную гранитную плиту был перенесен фрагмент в виде завитка морской волны над подводным растением, символизирующий научное призвание его супруги.
В нижней части плиты имеется лаконичная надпись о захоронении здесь Тани Щаповой, без указания полного имени и отчества покойной. Но известно, что у супругов Щаповых была единственная дочь, которая подарила свою уважаемую в Москве, старинную фамилию фактически случайному в ее жизни человеку. О том, что впоследствии их фамилией пользовались посторонние для семьи люди, мне с чувством сожаления рассказывал сам Ярослав Николаевич Щапов.
В 1960-1970-х гг. в Москве был широко известен выпускник МАРХИ, художник-дизайнер печатных изданий Виктор Авраамович Шерешевский (1927 - 1981).После женитьбы первым браком на дочери "генерала от МПС" Н.П. Щапова Татьяне, он поспешил взять фамилию жены. Вот что вспоминал о своем коллеге художник Борис Мессерер: "Расскажу о Щапове. Его настоящая фамилия была Шерешевский, он сменил ее на фамилию своей первой жены из конъюнктурных соображений, диктуемых временем.<•••> Это был настоящий пижон и удивительный тип. Всем казалось, что это ходячий объект для травли со стороны бдительных комсомольских деятелей. Но как они не старались, он был для них неуязвим, потому что он был сталинским стипендиатом, по всем предметам имел пятерки, а свои проекты он подавал исключительно в эффектном графическом исполнении. После окончания института Щапов стал знаменитым художником-плакатистом, зарабатывал огромные деньги. Жил на широкую ногу, постоянно снимал квартиры в центре Москвы, пока не переселился в роскошные двухэтажные апартаменты на Малой Грузинской, где жил и Владимир Высоцкий". Да, это широко известно, что рекламные плакаты Мосавтолегтранса и книги детских издательств, оформленные В. Щаповым, приносили их автору громадный, по меркам того времени, доход.
Брак Татьяны с Виктором Щаповым просуществовал, видимо, недолго, но он не отказался от приобретенной в браке фамилии после развода. Третьим браком он женился в 1967 году на известной московской красавице, фотомодели и поэтессе Елене Сергеевне Козловой, ставшей Щаповой. Будучи старше новой жены на 25 лет, Виктор Щапов окружил ее нереальной для советской действительности роскошью, подарил ей белый "Мерседес", осыпал драгоценностями и дорогими вещами. Квартира Щаповых превратилась в популярный московский салон для столичной богемы, дипломатов, дельцов теневого бизнеса. Здесь постоянно бывали актеры и актрисы "Современника", жил после расставания с Адой Якушевой поэт и журналист Юрий Визбор. Сама же хозяйка дома Елена Щапова слыла как одна из самых красивых дам в Москве и любимая модель кутюрье Славы Зайцева.
В 1971 году в квартире Щаповых случайно появился харьковчанин Эдуард Савенко, зарабатывающий на жизнь шитьем брюк. Но Лена Щапова разглядела в нем перспективного литератора, безумно влюбилась и решила соединить с ним свою жизнь. Они с Виктором Щаповым развелись, и ее муж Эдуард, взявший себе литературный псевдоним ЛИМОНОВ, обвенчался с ней в православном храме в Брюсовом переулке и увез в 1974 году жену по израильской визе в США. Елена Щапова стала там первой русской успешной манекенщицей в домах моды и фотомоделью на страницах глянцевых журналов, знаменитой и состоятельной. У ее супруга дела шли не очень успешно, о чем он рассказал на страницах своего романа "Это я - Эдичка." Лимонов постепенно охладел к жене, они развелись и вскоре Елена Щапова приобрела в новом браке аристократическую итальянскую фамилию графини де Карли. Свою известную автобиографию в стиле интервью "Это я - Елена" экс-жена Лимонова подписала так: ГРАФИНЯ ЕЛЕНА ЩАПОВА ДЕ КАРЛИ!
Наличие ещё одного имени на надмогильном плите наверняка свидетельствует о вторичном замужестве Татьяны Николаевны Щаповой. Похороненный вместе с нею в 2011 году ее ровесник Давид Леванович Келенджеридзе окончил в 1953 году физический факультет МГУ. Других сведений о нем не отыскалось, за исключением упоминаний о Келенджеридзе как о члене Московского общества любителей преферанса.
Что касается определения точной даты рождения Николая Петровича Щапова, то я все же нашел ее: 6 АВГУСТА 1896 ГОДА. Но это уже другая история...
Покидая Введенское кладбище, я не мог не поклониться могиле и родственника Николая Петровича крупного ученого-историка Ярослава Николаевича Щапова (1928-2011), с которым меня связывали многие годы дружеских отношений. Верное служение обоих Щаповых российской науке - для меня образец нравственного подвига представителей старых купеческих семей во имя развития духовного и экономического потенциала Отечества.
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ