Немного о кафедре КАХП конца 1950-х годов (Э.Л. Ламм)
Ламм Эдуард Львович, выпускник кафедры КАХП МИХМ 1959 года, кандидат технических наук, начальник отдела «Сушильной техники и тепло-массообменного оборудования» ОАО «НИИХИММАШ»
Я поступил в МИХМ в 1954г. на машиностроительный факультет, что и определило в дальнейшем профессиональную специализацию: исследование и конструирование аппаратов химических производств. Ни во время учёбы на кафедре, руководимой А.И.Рычковым, ни в последующей научно-инженерной деятельности никогда не пожалел о приобретённой специальности. МИХМ 50-х годов давал отличную подготовку по самому широкому спектру инженерных дисциплин: химии и физике, математике и механике, процессам и аппаратам, электротехнике и коррозии и многим другим. Многие профессора принадлежали к числу замечательных учёных и инженеров: А.А Гухман, А.И.Рычков, З.Б.Канторович, А.Н. Плановский и многие другие. Теперь многие ученики и последователи этих учёных, сейчас, в МГУИЭ также представляют собой заметный научный коллектив среди других университетов. Специализация, начавшаяся на кафедре КАХП, конкретизировала наше инженерное образование. На кафедре работали высоко профессиональные учёные и преподаватели. Такие, как профессора: Шахова Н.А., Домашнев А.Д., доц. Лебедев К.И., Гальцов В.Я. и др. Это были не только учителя, но и очень интересные люди, хорошо образованные и в гуманитарных областях. Общение с ними было всегда интересным. Стремление некоторых студентов участвовать в научно- исследовательской работе на кафедре всегда встречало поддержку преподавателей. Студенческое научно- техническое общество работало весьма активно. Не все участники исследований после окончания института пошли в науку, но интерес к профессии очевидно возрастал. Конечно, исследованиями занимались наиболее серьёзные и способные студенты. Остальные учились как всегда, по студенчески: от сессии до сессии. Хотелось бы вспомнить один из примеров взаимодействия преподавателей кафедры и студентов. В преддипломный период, когда обсуждался вопрос о возможных темах дипломных проектов (мне предельно не захотелось выполнять диплом, копируя или несколько модернизируя дипломные работы предшественников), что практически делалось повсеместно. Возникла мысль выполнить дипломный проект практически полезный по запросу какого - либо предприятия. Сложилась группа единомышленников из 4-х студентов: В.Кроткова, Ф.Абрамовича, Р.Перцова, и меня. Наш руководитель дипломов, проф.Н.А.Шахова, нас поддержала и обещала выяснить потребность и конкретный завод, заинтересованный в участии почти инженеров для решения их производственных проблем. Оказалось, что и объект нашёлся и проблемы есть. Так, мы оказались на преддипломной практике на Каннском гидролизном заводе (Красноярский край). Стипендия и стоимость проезда в плацкартном вагоне - расходы МИХМа; завод предоставил жильё в виде отдельной квартиры. Плацкартный вагон в течение 4 суток пути от Москвы до Канска шатался от полной нашей свободы. Спутников по вагону мы развлекли основательно. Нагруженные под давлением домочадцев тёплой одеждой, вплоть до валенок, прибыли на завод. Двое из нас устроились на рабочие места слесарями-ремонтниками с зарплатой учеников. Канск того времени городок поселкового типа, жителями которого, в основном, были бывшие заключённые; среди них встретились очень интересные люди. Заданий было три: пересчитать весьма сложную ректификационную колонну для этанола и разработать рекомендации по её реконструкции (В. Кротков и Ф. Абрамович); механизировать процесс получения сухой кормовой глюкозы и сделать его непрерывным (Э. Ламм). До этого процесс был периодическим, загрузка и выгрузка осуществлялись вручную, из-за чего непрерывный процесс в целом не получался. Третью проблему не помню. К моменту защиты дипломные работы были выполнены. Экспертные заключения и отзывы внешних специализированных организаций были положительными с рекомендациями к промышленной реализации. Таким же было решение Госкомиссии при защите наших дипломов. Эту иллюстрацию нашей жизни на кафедре я привёл в качестве примера интересной и полезной дипломной работы, которая послужила проверкой нашей готовности к инженерно-научной деятельности. Данный пример также характеризует отличное взаимопонимание преподавателей и студентов и поддержку кафедрой студентов в их стремлении к полезной работе. Вспоминая эту нашу эпопею, отдаю себе отчёт в безусловной наивности некоторых конструкторских решений; но идеи и расчёты были верными, что и позволило принять их за основу при модернизации упомянутых узлов технологии. Теперь иные времена. И в Канске не -45°С, как тогда, а всего -5°С, и технические решения можно разработать дома на компьютере, получив задание от Заказчика по электронной почте, и отправить готовый проект таким же путем, не выезжая из Москвы. Но ничто не может заменить живого общения с производством при желании стать инженером. Сочетание профессиональных дисциплин и контакты с действующими производствами в периоды студенческих практик в период нашего обучения на кафедре было чрезвычайно важным элементом для нашей инженерной подготовки. В 50-х годах в нашей стране стали бурно развиваться теория и экспериментальные исследования аппаратов с псевдоожиженным слоем в различных модификациях. Наша кафедра, особенно в лице проф. Н.А.Шаховой, выполнившей докторскую диссертацию по данной теме, была среди основных идеологов этого аппаратурного направления. Полученный Н.А.Шаховой коэффициент перехода от критической скорости псевдоожижения к рабочей и сейчас широко используется в инженерных расчётах гидродинамики псевдоожижения. Можно было бы много приводить примеров плодотворной научной и преподавательской работы кафедры, но, наверное, надо оставить некоторое свободное поле для воспоминаний и другим бывшим студентам. Остаётся выразить сердечную благодарность всем учёным, преподавателям и другим сотрудникам кафедры за полученные знания и неравнодушное отношение к студентам. Желаю действующему составу кафедры, с новым названием и существенно изменившимся направлением деятельности, новых успехов! Отмечая 85-летнюю годовщину Кафедры, желаю сохранить и усовершенствовать на современном уровне традиции предшественников по научно- прикладному развитию аппаратостроения для различных отраслей промышленности!