По волнам...

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск

27 ноября 2015 г. на 60-ти летнем юбилее в выступлении В.В. Буткова было озвучено коллективное предложение (Буткова В.В.,Кардашева Г.А., Бабиевского В.И.) о создании инициативной группы по присвоению парусной секции МИХМа имени её основателя Балдина Б.Г. Он справедливо сказал, что не будь такого энтузиаста и организатора, как Балдин Б.Г., не было бы в МИХМе ни флота, ни острова Б. [[1]]

Я в списках парусной секции никогда не значился, хотя провёл параллельно и рядом 30 лет каждую субботу и воскресенье, а потом ещё 15 лет раз в год. Причём самого Балдина Б. на яхте с 1964г. я ни разу не видел. Лишь один раз году в 1970 в конце сентября, когда с худеньким к.ф.-м.н. из МГУ Чесноковым С. мы легли перед Бухтой радости под северным шквалом и дрейфовали, подъехал на катере Борис и, перекрывая шум ветра, громовым голосом крикнул: «Кто ж в такую погоду выходит, да ещё с таким шкетом на стакселе!!! Добирайся до берега сам, я соберу караван с поломанными мачтами, тогда и тебя отбуксирую.» Т.е. и тут он не сам гонялся, а подстраховывал гонку на катере.

А вообще-то в этот день ко мне приехал отец из Ленинграда (70 лет) и я решил его «покатать». С утра ветер был свежий, но терпимый. А перед каналом задуло прилично, но шли галфвиндом. Перед «Берёзками» отец говорит: «Высаживай меня!» Я: «Сейчас зайдём за мыс, там будет потише». Отец: «Нет сейчас!» Я: «Сюда нельзя, тут кгбшный санаторий (Дубрава)». Отец: «Дальше не поеду!» Делать нечего, сворачиваю в бухту Хрустального ключа, я туда заходил на Олимпике году в 63 до всякой стройки. На фордаке заходим, углубляемся – никого (дождь, ветер), и уже в самом конце выскакивают и угрожающими жестами гонят. Я жестами же показываю – старик, дождь – ни в какую. Тогда я понимаю, что ни им это не надо (как они пропустили до самого конца! …), а нам тем более не надо… , разворачиваюсь и ходу… Отца мы высадили на трамвайчик в Бухте радости , а сами, облегчённые, потому не сломавшие мачту, попали, как описано выше, в шквал, часов через 5 после которого нас отбуксировал в Хлебниково Балдин Б. Парус не порвали, мачту не сломали и никто даже не простудился! Правда, …у нас было!

1972г. Поход на 2-х яхтах по Волге до Рыбинского водохранилища в бухту Коприно. Р.Бурлаков и В.Володин – пока девушки готовят обед.
Шпиндлер по-волнам фото3 Антресоль.jpg
М 345, поиск слеги для шеста
Соревнования по прыжкам с шестом.

Лет через 15 мачту мы всё-таки сломали уже напротив Бухты радости у запретной зоны тоже в конце сентября. Но нас было 6 здоровых мужиков, откренить то смогли, а ванта порвалась. Но «бурлачить» по нашему берегу уже в Пирогово было удобно. Новую мачту мы сделали из металлических листов. С пансионатами так было не всегда. Лет за 5 до этого, мы подошли на яхте к стенке цековского пансионата, пришвартовались, пошли пообедали первое, второе, третье и бутерброд с красной икрой – рубль за всё про всё, поиграли на большом биллиарде и спокойно отчалили! Может с воды ещё не было команды охранять, а такого нахальства никто не ожидал?


Попал я в «Буревестник» тоже благодаря Балдину Б. Поработав по ремонту яхт в Спартаке, ИАТе (институт автоматики телемеханики), на частной яхте, а ходили, когда хозяева соизволят, я заехал в Горки, там как раз закончилась гонка. И вдруг встречаю Андрея Кислова (он тоже играл в баскетбол в МИХМе). Он был на катамаране. Разговорились, он: «А ты к Балдину не обращался?» Я: «А кто это?»…. (Я, окончивший МИХМ в 59г., ничего не знал ни о парусной секции, ни о Б.!!! То, что Андрей Кислов уже тогда был членом Федерации парусного спорта СССР, я узнал лет через 10, а что Президентом ФПС РФ - только от Кардашева Г. на 60 летнем юбилее Яхтклуба МИХМа.) Кислов А. меня тут же познакомил с Балдиным Б, вместе на его Мке переплыли в Буревестник и он представил меня Бурлакову Р. С его экипажем мы ремонтировали дракон 108 после потопления в Рыбинском водохранилище. Через год-два Балдин Б. сам предложил мне заброшенную яхту М288 для восстановления. Через 3-4 года опять без всяких моих просьб предложил тоже заброшенную М345, но уже не такую гнилую. И уже на ней я проходил ещё четверть века, в том числе по приглашению Бурлакова Р. 2 раза в бухту Коприно на Рыбинском водохранилище. Как он выразился, на Мке за водкой ездить справнее, чем на драконе. Больше всего запомнился поход туда в 1972 г., когда Москва задыхалась от жары и смога, а мы пол-лета провели в одних плавках.


Причал в Калязине: В.Шпиндлер (М345), В.Володин, Р.Бурлаков (D 108)
Хлебниково, весенний ремонт «Красного химика»: Р.Бурлаков
И.Колтыпин, Р.Бурлаков, Т.Смирнова 1976г., Хлебниково

Мой друг Колтыпин И. говорил, что это был самый лучший его отпуск в жизни и, что такой жареной рыбы он не ел ни до, ни после, хотя сам заядлый рыбак. Мы купили у рыбаков ящик рыбы и фантазировали в её приготовлении. У Бурлакова Р. все должны были уметь всё. Разношёрстную компанию человек в 15 он приводил в порядок простым солдатским правилом: проявил инициативу, получи взыскание – выполнить её.(Отец у него был майор. Бурлаков Роберт соответствовал своей фамилии – впрягался и тянул. Имя Роберт в 1940 г. ему дали в память о сослуживце отца, латыше, который вёз его, раненного в Финскую войну 15 км на санях, связанных из лыж ( http://polkmoskva.ru/people/683933/) ). До яхты он был заядлым туристом, испортил себе желудок тушёнкой. Когда он пригласил меня для участия в крейсерской гонке на Кубок Онеги (2-е первенство СССР) вместо Балдина Б. на «Красном химике», мы шли вместе с Авруцким М. и Забулоновым С. по Беломоро-Балтийскому каналу естественно на тушёнке. Перед стартом в Петрозаводске у нас была днёвка и я предложил сходить на базар и перейти на натуральное питание… Проявил инициативу, тут же получил… Но, когда я купил пару куриц, картошку, овощи и приготовил всё, он жмурился от удовольствия и сказал: «Взыскание отставить!...»

Привал на Волге за малиной и для разминки.
Экипаж D108
Волга 1972 г.

Там же во время ночной гонки на рассвете нам надо было найти поворотный буй в открытом пространстве (берегов не видно), а волна больше 2-х м вверх и вниз кидает. Он плохо видел и послал меня вперёдсмотрящим. Я полез на нос, а он кричит: «Жилет одень!» Правда, если б свалился, и жилет бы не помог, не увидели бы… А буй мы всё-таки нашли!

Р.Бурлаков

Бурлаков Р. был для всех авторитетом, поэтому голос повышать ему не приходилось. Хотя, как все михмовские капитаны, поглядывал на остальных свысока, но ему хоть рост позволял. У него хватало ума на яхте освободиться от туристской аскезы, оправданной минимизацией веса, и расширительного использования и педалирования субординации капитан – матрос (вода, как и горы, ошибок не прощает - см. ниже).

Когда мы попали в штиль, а вокруг яхт 10 ловят дуновения…он командует: «Володя, на стакселе не расслабляйся, ты не в отпуске, а в гонке!» Однажды мы попали в ровный сильный ветер (и солнце) и курс позволял идти в галфинд полчаса в трубе, из которой торчал на треть уголок паруса. Впечатление незабываемое!!! Потом пришлось привестись.


Роберт залихватски пел пиратские и туристские песни, ненавязчивый организатор, настоящий лидер. Когда в первом походе во время дождя мы забились в каюту на Драконе, он с Юшкиным затеял такой наукоподобный трёп по поводу какой-то белиберды, что мы все задыхались от хохота. Кандидатскую диссертацию он делал на аппарате искусственного кровообращения, общался с хирургом акад. Амосовым, рассчитывал, по его выражению, кровопотоки по уравнению Бернулли. На 40-летнем юбилее секции паруса рассказывал, что яхту оставил из-за желудка. В то время он был зам. директора ВНИИ медицинского приборостроения по финансовым вопросам. В 2002 г. я был во ВНИИМП, заходил к нему, но он был в отпуске. На табличке было д.т.н., профессор. Последние годы он был зам.заведующего кафедрой «Биомедицинская техника БМТ5» в МВТУ им. Баумана. Этим летом Бурлакова Роберта Ивановича не стало. Ему было 75 лет. Светлая ему память.

Два года назад не стало и Авруцкого Мариана Михайловича (1939-2013). Он единственный в МИХМе, кто провёл всю жизнь на яхтах без перерыва: сначала был в экипаже у Балдина, потом гонялся на Голландце, Олимпике. Участвовал в крейсерских гонках «Осенний ветер». К сожалению, судьба многих яхтсменов иная. Рядом с нашей Мкой в Буревестнике был самодельный эллинг, где круглый год команда под руководством Леонова, строила морской крейсер «Надежда», который потом сходил в 2-3 гонки, а вся команда развелась с жёнами, спилась и бросила яхту. Может меня здесь поправит Асташев Юра, который лучше знал этих ребят. Я с ним встречаюсь на лыжах на Нагорной, спрошу. Яхта требует полной отдачи и не все долго это могут выдержать. Только поэтому в 92 г., когда я был вынужден строить дачу своими руками, пришлось оставить яхту. Либо то, либо другое.

М.М.Авруцкий
В Толедо
Волга 1972 г., М345

Когда Авруцкий М. на Олимпике уже не гонялся, мы часто встречались в Бухте радости и других стоянках, играли в футбол. Потом он купил доску, а последние лет 5 – четвертьтонник. В 2000 г. он подключился к нашей горе в Ромашково. Бывали вместе в горах и в Испании. Работал Авруцкий М. в Центре дезинфекции МЗ РФ, к.т.н. Создал там лабораторию ОВ для грызунов, поэтому мог себе позволить ежегодно кататься на доске и в тропиках. Собрал большую коллекцию кораллов, привезённых оттуда. Как-то году в 2005 на пустой базе в конце июля мы застали Балдина Б. с Адамовым А., которые вручную шкурили крейсер на козлах… Его вытеснили из яхт-клуба…
А ведь Балдин Б., ещё раз продлил мне яхтенную жизнь на 12 лет в 80-ом году. Он подошёл и шепнул, что старые яхты решено сжечь перед Олимпийскими играми, чтобы не портили пейзаж. Мы в тот же день ушли в Пирогово, встали на рейде, а место для рундука арендовали на соседней даче. Все были довольны, им – не пришлось жечь, а мы ещё 12 лет радовались жизни. Мачту каждый раз снимали-ставили, т.к. могли украсть для буера.

М345, 1968 г.
Бакуриани, 1967 г. С Савелием Краморовым на горных лыжах.

Моё общение с Балдиным Б. исчерпывается этими эпизодами, а стиль виден из следующего эпизода. Б.: «Бери свою команду и давай дёрнем…, это твой человек-шкаф? (указывает на парня из нашего экипажа 190 см, к.х.н. из МИТХТ) прихвати его обязательно!» Он было напрягся, но я развёл руками: в МИХМе – механики, не то, что у вас тонкая… изящная технология! В те времена роль Балдина Б. была естественна и я не обращал внимание на такие мелочи.

2010 г.


А в конце 60-х годов я был в командировке на ВАЗе в Тольятти. Проходная через дорогу граничит с сосновым бором, но это заслуга архитекторов. А на Волге – аккуратные бухточки и лес мачт яхт! Познакомился с парнем, который возился с драконом. Он приехал сюда только потому, что знал, что здесь есть яхт-клуб. В Ростове ему яхта не светила, а здесь – сразу получил. Я спросил, а как тут организовались яхты? «Да один мужик появился и всё пробил!» И я представил этого мужика, который пришёл к директору завода: «Хотите, чтобы сюда народ валом валил, специалисты появились, чтобы не пили и дрались, не срывали производственный цикл, а своими руками создавали себе здоровую среду и красивую жизнь своим детям? Подпишите, у вас отдельной строкой выделены деньги на инфраструктуру, здоровье, спорт, экологию и отдых. Ребят я организую и мы всё сделаем сами!» Ну и директор, наверняка, был дальновидный человек, понял, что хорошо отчитается по прямому назначению и будет на чём прокатить высокое начальство. Места там удивительные, тогда было чисто, не затоптано, Жигулёвские горы. В то время это было возможно. Балдин Б.Г. сделал то же самое на 10 лет раньше! Вот на таких энтузиастах и романтиках и зарождался парусный спорт.

К Бурлакову Р.И. как то приехал специалист из-за рубежа и зашёл у них спор: а у вас…, а у нас…. Б.: «А у Вас есть яхта?» Тот: «Нет» Б.: «А у меня есть! И через паузу… Профсоюзная!»
Если счастье есть, то это полёт на горных лыжах и на яхте в трубе, диаметром 8 м в полной тишине!!! Не будь Балдина Б.Г., мы бы могли этого и не узнать.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты