Щапов Николай Петрович
Щапов Николай Петрович (1896 – 1968 гг.)
Профессор Николай Петрович Щапов с 1935 года по 1941 год по совместительству возглавлял кафедру Сопротивления материалов МИХМа.[[1]]
Основным местом работы Н.П. Щапова был Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).
Ниже мы помещаем статью о Н.П. Щапове из Юбилейного сборника: Научно-техническое издание УЧЕНЫЕ ВНИИЖТа (к 85летию института), стр. 173-175 . 2003
[2]
Н.П. Щапов — выдающийся ученый в области транспортного металловедения и сопротивления материалов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор техн. наук, профессор.
Уже в детские и юношеские годы Н.П.Щапов выделялся среди сверстников пытливым умом, большой старательностью и желанием учиться.
Его трудовая деятельность началась в 1919 г., когда, еще будучи студентом МИИТа, он принял участие в восстановлении мостов, разрушенных в годы Гражданской войны. После
окончания института в 1923 г. Николай Петрович был оставлен в нем на преподавательскую
работу. Тогда же (в начале 20х годов) им были
опубликованы статьи, посвященные проблемам статики сооружений.
В 1929 г. Николай Петрович пришел на работу в ЦНИИ МПС. Возглавив отделение испытаний материалов и конструкций, из которого впоследствии выделилось отделение сварки и полимерных материалов,
Н. П.Щапов создал сплоченный коллектив единомышленников. Этот коллектив
в будущем составил ядро школы транспортного материаловедения. При исследованиях, выполняемых под руководством Николая Петровича, использовались общепринятые способы оценки свойств и служебных характеристик различных материалов, деталей, конструкций и одновременно учитывалась специфика работы
деталей подвижного состава и верхнего строения пути. Для учета специфики работы различных конструкций и деталей впервые на транспорте применялся системный анализ.
Глубокие и разносторонние знания по наиболее важным направлениям транспортного материаловедения в сочетании с умением повести за собой коллектив
позволили Н. П. Щапову стать бесспорным лидером. Им выполнены фундаментальные работы в области определения закономерностей и механизмов усталостных и хрупких разрушений, особенностей поведения металлов при различных видах напряженного состояния,
микроструктурных изменений, сопутствующих разрушению, влияния повторных пластических деформаций и другие.
Работы, выполняемые Н. П. Щаповым и его учениками, были направлены на повышение надежности металлоконструкций, отличались высокой продуктивностью. Так, были
обоснованы прогрессивные нормы
требований к металлу различных конструкций, нормы правки осей, рельсов и других массовых деталей, определены основные направления повышения надежности рельсов, в том
числе и с помощью термической обработки.
Н. П. Щапов и его ученики, особенно выдающийся ученый А. И. Скаков, выполнили глубокие исследования, позволившие определить статистические связи между свойствами и
служебными характеристиками рельсовой, осевой и колесной сталей. Широко известны методические разработки Н. П.Щапова в области исследования свойств металлов. Ему впервые
вместе с В. Ф. Лоренцем удалось провести эксперимент по наблюдению за
стадиями разрушения микрообразцов на столике металлографического
микроскопа. Эти исследования
пластической деформации металла, выполненные ими в 30-х
годах, получили широкую известность. В дальнейшем предложенный ими метод
использовался многими исследователями в
нашей стране и за рубежом.
Среди научно-теоретических
работ Н. П.Щапова следует отметить развитие так называемого
метода упругих грузов для определения деформации ферм.
С 1929 г. Николай Петрович
руководил исследованиями материалов и металлов, используемых
на железнодорожном транспорте.
Все вопросы, относящиеся к качеству
металлов, в течение почти трех десяти
летий решались при его непосредственном участии.
Н. П. Щаповым и его сотрудниками впервые были хорошо изучены,
классифицированы и воспроизведены
в лабораторных условиях эксплуатационные формы разрушения деталей
подвижного состава и пути с применением методов математической статистики. Им выполнены также фундаментальные исследования механизмов
усталостных и хрупких разрушений
металлов, закономерностей пластических деформаций при однократных и
многократных силовых воздействиях.
Николай Петрович был зачинателем нового прогрессивного направления — применения поверхностных
методов упрочнения металла путем
термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава,
верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов.
Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученых металлургов и ряда
ведущих заводов и институтов. Все это
способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические
транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.
Характерной чертой стиля научного
руководства Н. П. Щапова являлось
его постоянное стремление развить
творческую инициативу своих сотрудников и учеников, привить им высокую культуру научной работы.
Школа транспортного металловедения, созданная Н. П. Щаповым, действует и в настоящее время. Его преемники достойно продолжают традиции
своего учителя.
О широте и объеме научных знаний
Н. П. Щапова свидетельствуют более
200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния
холодной правки на свойства металлов.
Велика общественно-научная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом
ряда научно-технических советов министерств и институтов железнодорожного
транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа.
Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он
хорошо знал архитектуру, свободно говорил и читал на четырех языках.
Плодотворный труд видного советского ученого отмечен многими правительственными наградами: орденом
Ленина, Трудового Красного Знамени,
медалями, знаком «Почетному железнодорожнику».
Признанием его больших заслуг
явилось присуждение отделению металлов института имени Николая Петровича Щапова.