1. Рождение движения монтажных отрядов МИХМа (1958-1959 гг.

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск
ССО2.jpg

1950-е гг. в истории МИХМа были отмечены активным участием студентов в общественно-полезных трудовых акциях: поездках на целину для уборки урожая и возведения объектов сельскохозяйственного назначения, строительстве нового здания МИХМа (ныне корпус «Л», введенный в эксплуатацию в 1962 г.), прокладке московской автомобильной кольцевой дороги, благоустройстве жилых районов города. Первый целинный отряд МИХМа, выезжавший летом 1956 г. в Казахстан для работы в совхозе «Красный чабан», насчитывал 66 бойцов.(1Л) В последующие годы стало традицией направление на целину строительных отрядов. В течение учебного года будущие целинники проходили профессиональную подготовку на специальных курсах, осваивая рабочие специ¬альности каменщиков и штукатуров. Студенты строили животноводческие фермы и другие объекты, осваивая сотни тысяч рублей капиталовложений.(2Л) В соревновании комсомольских отрядов, работавших в целинных совхозах Пресногорьковского района Кустанайской области в 1958 г, целинный отряд студентов МИХМа занял первое место и был награжден памятным Красным знаменем райкома КПСС. (3Л)

В июле 1957 г сводный отряд студентов МИХМа и МИСИ впервые участвовал в строительно - монтажных работах в Хомяковском карьере Тульской области. Командир отряда Владимир Пронько тогда вручил 50 комсомольских путевок окончившим III курс студентам механических факультетов МИХМа. За успехи в работе бойцы отряда были награждены правом участия в программах Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.(4Л)

Постановлением майского Пленума ЦК КПСС 1958 г "Об ускоренном развитии химической промышленности" было определено всемерное усиление практической подготовки студентов технических вузов. Отвечая на потребности времени, учебная часть МИХМа в 1958 г увеличила продолжительность производственной практики для студентов старших курсов с одного до двух месяцев, вовлекая воспитанников института в период ее прохождения в конкретные задания по монтажу и наладке нового химического оборудования. Летом 1958 г в таких работах приняло участие уже 200 студентов МИХМа.(5Л) Научные разработки и проекты членов студенческого научного общества В. Степанюка(6Л), Г. Кардашева(6Л) и других уже тогда нашли применение в решении реальных производственных проблем. В период зимних каникул 1959 г. группа из 17 комсомольцев-активистов III курса механического факультета органических производств, по призыву члена комитета ВЛКСМ А. Нагорнова, решила попробовать свои силы в самостоятельной производственной работе, при выполнении конкретных заданий в заводских условиях. «Заявкой на лето» была названа в МИХМе инициатива будущих членов студенческих монтажных отрядов. Студенты-«органики» разделились на две группы: одни трудились на Дорогомиловском химическом заводе, другие - на Московском шинном заводе. Юноши были оформлены рабочими со сдельной оплатой труда. На Дорхимзаводе михмовцы занимались ремонтом оборудования сернокислотного производства, при этом студенты Дурново и Кондратьев смогли самостоятельно выполнить сложную, квалифицированную работу - динамическую балансировку ротора турбокомпрессора. На шинном заводе студенты во главе с бригадиром А. Нагорновым устанавливали валковое оборудование для приготовления резиновых смесей на автоматической линии, ремонтировали кольцедела-тельный агрегат и станок для рихтования металлического корда. «Именно здесь, на заводе, мы почувствовали всю реальность изученного, — заявил от имени товарищей студент К.Розенбейм, при обсуждении итогов работы в комитете комсомола, - особенно мне хотелось бы рассказать о том, с каким внимание и заботой рабочие передавали нам свой опыт, чтобы мы могли бы унести как можно больше производственных навыков».(8Л) Опыт зимних каникулярных работ выявил необходимость организации для будущих бойцов монтажных отрядов курсов сварщиков и слесарей. Требовалось определить и профиль работы, подходящий для девушек-студенток. 27 февраля 1959 г на заседании комитета ВЛКСМ было заслушано сообщение заместителя секретаря комитета В.Мурова(9Л) об расширении реального участия студентов МИХМа в решении производственных проблем отрасли. Подводя итоги обсуждения этого вопроса, секретарь комитета В.Пронько(10Л)подчеркнул общественную значимость организации студенческих монтажных отрядов и заявил о необходимости более широкого привлечения к работе отрядов летом 1959 г студентов. Это предложение было закреплено решением комитета ВЛКСМ МИХМа, и к подготовке летних монтажных работ подключились факультетские организации ВЛКСМ.(11Л)

В соответствии с учебным планом очного обучения в МИХМе летом 1959 г 539 студентов должны были проходить ознакомительную производственно-технологическую практику. Для 160 из них практика была заменена, по решению ученого совета МИХМа, монтажными работами на предприятиях химической и смежных отраслей промышленности, а также химического машиностроения. Базовым факультетом для организации монтажных отрядов был выбран механический факультет органи¬ческих производств. Студенческие отряды, сформированные в МИХМе, заключили договоры о летней производственно-монтажной работе с Тамбовским, Сталиногорским (Новомосковским), Березниковским и другими монтажными управлениями для работы в городах Пермь, Щекино, Лисичанск и других. В сентябре 1959 г в дирекцию МИХМа пришел отзыв о работе студентов на монтажном участке Владимирского управления треста «Союзпроммонтаж»: «За время прохождения практики, работая по монтажу, ревизии, испытанию и наладке технологического оборудования группа студентов-комсомольцев (М.С. Айзен¬берг, Г.А. Портный, И.И. Янкевич, Ю.М. Цыкановский, А.В. Чистов, А.Л. Студенцов, А.К. Пузайцер, Е.И. Нечай, В.Н. Кустов, В.Д. Клочков, В.Д. Буланов) проявила себя в работе положительно, добросовестно выполнялись разнообразные задания. <...>. Работая вместе с бригадами слесарей-монтажников на пусковом объекте, студенты оказали участку большую помощь в завершении работ в установленные сроки. Указанным лицам вначале был присвоен 4-й разряд. К концу работы, по ходатайству производственных мастеров этой группе студентов был присвоен 5-й разряд. Управление своим приказом считает необходимым объявить указанной группе благодарность». Руководство монтажного участка на Товарковском сахарном заводе так оценила трудовое участие михмовцев в пуске предприятия: «За время работы на монтаже скоростного строительства Товарковского сахарного завода на отделениях диффузии, очистки сока, известково-моечном и других в качестве слесарей по монтажу технологического оборудования, металлоконструкций и трубопроводов, студенты в количестве 32 человека проявили себя как высокосознательные рабочие. Они добросовестно выполняли порученную работу. Среднее выполнение дневных норм выработки составляла 140 - 150 %. <...>. Руководство участка, партийная и профсоюзная организации отмечают активное участие указанной группы студентов-рабочих в монтаже Товарковского сахарного завода и объявляют благодарность всем студентам МИХМа - участникам работ».(12Л) Летом 1959 г. участвовал в монтажных работах на Кирсановском сахарном заводе в Тамбовской области, студент III курса механического факультета органических производств М. Генералов. По его воспоминаниям студенты трудились на монтаже фундаментов для технологических машин завода, устанавливали компрессорное оборудование, создавали системы внутрицеховых трубопроводов. Михмовцы жили в палаточном городке пригорода т. Кирсанова, по выходным дням устраивали встречи по волейболу и футболу с местной молодежью. "Вхождение в рабочий класс" оставило у студента Михаила Генералова самые положительные впечатления.(13Л) О жизни и работе Кирсановского отряда МИХМа вспоминает выпускник 1963 г. Е.В. Роганов: «После окончания первого курса, не успев еще завершить экзаменационную сессию, мы попали в водоворот активной деятельности комитета комсомола по формированию строительных отрядов и групп по оказанию помощи производству. Основная масса студентов пришла в институт со школьной скамьи и не имела необходимых трудовых и жизненных навыков. Однако энтузиазм и задор молодых заразил весь курс той болезнью, и кругом стали создаваться коллективы и микроколлективы по интересам и профессиональной пригодности. Наш механический факультет курса быстро определился и с одобрения комитета комсомола создал большой студенческий отряд, который принял участие в строительстве Кирсановского сахарного завода под Тамбовом. Какие только работы не приходилось выполнять нашим ребятам. Все делали, что могли и не могли. Стройка была в полном разгаре, помимо строительных работ очень интенсивно шел и монтаж основного технологического оборудования, выпарных аппаратов, корпусов диффузоров и много другого вспомогательного оборудования. Трест «Союзпроммонтаж», который монтировал основное оборудование сахарного завода, принял в состав своих монтажных бригад несколько наиболее подготовленных для этой цели студентов из отряда. Мы участвовали в монтаже оборудования различного назначения, но в основном наше участие в монтаже сводились к подготовке торцевых частей трубок и последующей завальцовке их в трубные доски выпарных аппаратов. Работа очень трудоемкая и ответственная, но мы с ней достойно справились. Наш трудовой порыв получил высокую оценку руководства треста, что и нашло свое отражение в отзыве о нашей работе. Десантирование на эту строительную площадку прошло весьма успешно и ректорат с комитетом комсомола института остались довольны нашей работой».(14Л) Работая на производстве, студенты-монтажники, познакомились с жизнью больших рабочих коллективов, получили трудовую закалку, расширили свой общественно-политический кругозор. Свою работу в цехах михмовцы сочетали с общественной и культурно-массовой работой среди рабочей молодежи; они внесли множество рационализаторских предложений по повышению производительности труда и культуры производства. Комсомольцы МИХМа добились сплочения групп студентов в коллективы единомышленников, заинтересованных во всестороннем изучении выбранной в вузе профессии. Для многих студентов монтажные работы, оплачиваемые сдельно, по тарифной сетке рабочих разрядов, дали весомую прибавку к студенческой стипендии, позволили многим третьекурсникам поверить в свои силы, в способности овладения квалифицированными рабочими специальностями. Девушки-третьекурсницы тогда же смогли, по их желанию, присоединиться к строительным работам на объектах Бауманского района т. Москвы, внести свой трудовой вклад в ремонт школ, больниц, объектов социальной сферы. Для координации всех этих работ при комитете ВЛКСМ МИХМа летом действовал специальный руководящий орган - штаб летних работ.(15Л) Летние монтажные работы 1958-1959 гг. позволили в полной мере оценить их важность, ценность и перспективность для воспитания инженера, выпускника МИХМа, сочетающего теоретическую подготовку с получением значительного объема практических знаний в реальных производственных условиях.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты