Щапов Николай Петрович

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 7 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Файл:Щапов2.jpg|150px|thumb|left|]]
 +
[[Файл:Щапов качество.jpg|150px|thumb|right|]]
  
'''Щапов Николай Петрович''' (1896 – 1968 гг.)<br>
+
'''Щапов Николай Петрович''' (1896 – 1968 гг.)<br>  
Н. П.Щапов — выдающийся ученый в области транспортного металловедения и
+
 
сопротивления материалов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор
+
 
техн. наук, профессор.<br>
+
''Профессор Николай Петрович Щапов с 1935 года по 1941 год по совместительству возглавлял кафедру Сопротивления материалов МИХМа.''[[http://v.michm.ru/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2]] <br>
 +
 
 +
 
 +
''Основным местом работы Н.П. Щапова был Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).''
 +
''Ниже мы помещаем статью о Н.П. Щапове из Юбилейного сборника: Научно-техническое издание УЧЕНЫЕ ВНИИЖТа (к 85летию института),  стр. 173-175 . 2003''
 +
[http://vniizht.com›files/file_87/wissen_8_4.pdf]
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
Н.П. Щапов — выдающийся ученый в области транспортного металловедения и сопротивления материалов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор техн. наук, профессор.<br>
 
Уже в детские и юношеские годы Н.П.Щапов выделялся среди сверстников пытливым умом, большой старательностью и  желанием учиться.
 
Уже в детские и юношеские годы Н.П.Щапов выделялся среди сверстников пытливым умом, большой старательностью и  желанием учиться.
 
Его трудовая деятельность началась в 1919 г., когда, еще будучи студентом МИИТа, он принял участие в восстановлении мостов, разрушенных в годы Гражданской войны. После
 
Его трудовая деятельность началась в 1919 г., когда, еще будучи студентом МИИТа, он принял участие в восстановлении мостов, разрушенных в годы Гражданской войны. После
окончания института в 1923 г. Николай Петрвич был оставлен в нем на преподавательскую
+
окончания института в 1923 г. Николай Петрович был оставлен в нем на преподавательскую
 
работу. Тогда же (в начале 20х годов) им были
 
работу. Тогда же (в начале 20х годов) им были
 
опубликованы статьи, посвященные проблемам статики сооружений.
 
опубликованы статьи, посвященные проблемам статики сооружений.
Строка 49: Строка 62:
 
термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава,
 
термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава,
 
верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов.
 
верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов.
Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученыхметаллургов и ряда
+
Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученых металлургов и ряда
 
ведущих заводов и институтов. Все это
 
ведущих заводов и институтов. Все это
 
способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические
 
способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические
 
транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.
 
транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.
 +
[[Файл:Щапов3.jpg|400px|thumb|right|Профессор Н. П. Щапов с сотрудниками лаборатории]]
 +
 
Характерной чертой стиля научного
 
Характерной чертой стиля научного
 
руководства Н. П. Щапова являлось
 
руководства Н. П. Щапова являлось
Строка 63: Строка 78:
 
200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния
 
200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния
 
холодной правки на свойства металлов.
 
холодной правки на свойства металлов.
Велика общественнонаучная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом
+
Велика общественно-научная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом
ряда научнотехнических советов министерств и институтов железнодорожного
+
ряда научно-технических советов министерств и институтов железнодорожного
 
транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа.
 
транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа.
 
Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он
 
Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он
Строка 73: Строка 88:
 
Признанием его больших заслуг
 
Признанием его больших заслуг
 
явилось присуждение отделению металлов института имени Николая Петровича Щапова.<br>
 
явилось присуждение отделению металлов института имени Николая Петровича Щапова.<br>
Профессор Н. П. Щапов с сотрудниками лаборатории
 
Сб. Научнотехническое издание УЧЕНЫЕ ВНИИЖТа (к 85летию института),  стр. 173-175 . 2003  [http://vniizht.com›files/file_87/wissen_8_4.pdf]
 

Текущая версия на 01:25, 14 мая 2018

Щапов2.jpg
Щапов качество.jpg

Щапов Николай Петрович (1896 – 1968 гг.)


Профессор Николай Петрович Щапов с 1935 года по 1941 год по совместительству возглавлял кафедру Сопротивления материалов МИХМа.[[1]]


Основным местом работы Н.П. Щапова был Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Ниже мы помещаем статью о Н.П. Щапове из Юбилейного сборника: Научно-техническое издание УЧЕНЫЕ ВНИИЖТа (к 85летию института), стр. 173-175 . 2003 [2]



Н.П. Щапов — выдающийся ученый в области транспортного металловедения и сопротивления материалов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор техн. наук, профессор.
Уже в детские и юношеские годы Н.П.Щапов выделялся среди сверстников пытливым умом, большой старательностью и желанием учиться. Его трудовая деятельность началась в 1919 г., когда, еще будучи студентом МИИТа, он принял участие в восстановлении мостов, разрушенных в годы Гражданской войны. После окончания института в 1923 г. Николай Петрович был оставлен в нем на преподавательскую работу. Тогда же (в начале 20х годов) им были опубликованы статьи, посвященные проблемам статики сооружений. В 1929 г. Николай Петрович пришел на работу в ЦНИИ МПС. Возглавив отделение испытаний материалов и конструкций, из которого впоследствии выделилось отделение сварки и полимерных материалов, Н. П.Щапов создал сплоченный коллектив единомышленников. Этот коллектив в будущем составил ядро школы транспортного материаловедения. При исследованиях, выполняемых под руководством Николая Петровича, использовались общепринятые способы оценки свойств и служебных характеристик различных материалов, деталей, конструкций и одновременно учитывалась специфика работы деталей подвижного состава и верхнего строения пути. Для учета специфики работы различных конструкций и деталей впервые на транспорте применялся системный анализ. Глубокие и разносторонние знания по наиболее важным направлениям транспортного материаловедения в сочетании с умением повести за собой коллектив позволили Н. П. Щапову стать бесспорным лидером. Им выполнены фундаментальные работы в области определения закономерностей и механизмов усталостных и хрупких разрушений, особенностей поведения металлов при различных видах напряженного состояния, микроструктурных изменений, сопутствующих разрушению, влияния повторных пластических деформаций и другие. Работы, выполняемые Н. П. Щаповым и его учениками, были направлены на повышение надежности металлоконструкций, отличались высокой продуктивностью. Так, были обоснованы прогрессивные нормы требований к металлу различных конструкций, нормы правки осей, рельсов и других массовых деталей, определены основные направления повышения надежности рельсов, в том числе и с помощью термической обработки. Н. П. Щапов и его ученики, особенно выдающийся ученый А. И. Скаков, выполнили глубокие исследования, позволившие определить статистические связи между свойствами и служебными характеристиками рельсовой, осевой и колесной сталей. Широко известны методические разработки Н. П.Щапова в области исследования свойств металлов. Ему впервые вместе с В. Ф. Лоренцем удалось провести эксперимент по наблюдению за стадиями разрушения микрообразцов на столике металлографического микроскопа. Эти исследования пластической деформации металла, выполненные ими в 30-х годах, получили широкую известность. В дальнейшем предложенный ими метод использовался многими исследователями в нашей стране и за рубежом. Среди научно-теоретических работ Н. П.Щапова следует отметить развитие так называемого метода упругих грузов для определения деформации ферм. С 1929 г. Николай Петрович руководил исследованиями материалов и металлов, используемых на железнодорожном транспорте. Все вопросы, относящиеся к качеству металлов, в течение почти трех десяти летий решались при его непосредственном участии. Н. П. Щаповым и его сотрудниками впервые были хорошо изучены, классифицированы и воспроизведены в лабораторных условиях эксплуатационные формы разрушения деталей подвижного состава и пути с применением методов математической статистики. Им выполнены также фундаментальные исследования механизмов усталостных и хрупких разрушений металлов, закономерностей пластических деформаций при однократных и многократных силовых воздействиях. Николай Петрович был зачинателем нового прогрессивного направления — применения поверхностных методов упрочнения металла путем термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава, верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов. Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученых металлургов и ряда ведущих заводов и институтов. Все это способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.

Профессор Н. П. Щапов с сотрудниками лаборатории

Характерной чертой стиля научного руководства Н. П. Щапова являлось его постоянное стремление развить творческую инициативу своих сотрудников и учеников, привить им высокую культуру научной работы. Школа транспортного металловедения, созданная Н. П. Щаповым, действует и в настоящее время. Его преемники достойно продолжают традиции своего учителя. О широте и объеме научных знаний Н. П. Щапова свидетельствуют более 200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния холодной правки на свойства металлов. Велика общественно-научная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом ряда научно-технических советов министерств и институтов железнодорожного транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа. Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он хорошо знал архитектуру, свободно говорил и читал на четырех языках. Плодотворный труд видного советского ученого отмечен многими правительственными наградами: орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, знаком «Почетному железнодорожнику». Признанием его больших заслуг явилось присуждение отделению металлов института имени Николая Петровича Щапова.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты