Щапов Николай Петрович

Материал из Wiki
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Файл:Щапов2. jpg|300px|thumb|left|]]
 +
  
 
'''Щапов Николай Петрович''' (1896 – 1968 гг.)<br>
 
'''Щапов Николай Петрович''' (1896 – 1968 гг.)<br>
Строка 49: Строка 51:
 
термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава,
 
термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава,
 
верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов.
 
верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов.
Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученыхметаллургов и ряда
+
Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученых металлургов и ряда
 
ведущих заводов и институтов. Все это
 
ведущих заводов и институтов. Все это
 
способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические
 
способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические
 
транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.
 
транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.
 +
[[Файл:Щапов3. jpg|300px|thumb|right|Профессор Н. П. Щапов с сотрудниками лаборатории]]
 +
 
Характерной чертой стиля научного
 
Характерной чертой стиля научного
 
руководства Н. П. Щапова являлось
 
руководства Н. П. Щапова являлось
Строка 63: Строка 67:
 
200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния
 
200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния
 
холодной правки на свойства металлов.
 
холодной правки на свойства металлов.
Велика общественнонаучная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом
+
Велика общественно-научная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом
ряда научнотехнических советов министерств и институтов железнодорожного
+
ряда научно-технических советов министерств и институтов железнодорожного
 
транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа.
 
транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа.
 
Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он
 
Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он

Версия 20:49, 23 июля 2016


Щапов Николай Петрович (1896 – 1968 гг.)
Н. П.Щапов — выдающийся ученый в области транспортного металловедения и сопротивления материалов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор техн. наук, профессор.
Уже в детские и юношеские годы Н.П.Щапов выделялся среди сверстников пытливым умом, большой старательностью и желанием учиться. Его трудовая деятельность началась в 1919 г., когда, еще будучи студентом МИИТа, он принял участие в восстановлении мостов, разрушенных в годы Гражданской войны. После окончания института в 1923 г. Николай Петрвич был оставлен в нем на преподавательскую работу. Тогда же (в начале 20х годов) им были опубликованы статьи, посвященные проблемам статики сооружений. В 1929 г. Николай Петрович пришел на работу в ЦНИИ МПС. Возглавив отделение испытаний материалов и конструкций, из которого впоследствии выделилось отделение сварки и полимерных материалов, Н. П.Щапов создал сплоченный коллектив единомышленников. Этот коллектив в будущем составил ядро школы транспортного материаловедения. При исследованиях, выполняемых под руководством Николая Петровича, использовались общепринятые способы оценки свойств и служебных характеристик различных материалов, деталей, конструкций и одновременно учитывалась специфика работы деталей подвижного состава и верхнего строения пути. Для учета специфики работы различных конструкций и деталей впервые на транспорте применялся системный анализ. Глубокие и разносторонние знания по наиболее важным направлениям транспортного материаловедения в сочетании с умением повести за собой коллектив позволили Н. П. Щапову стать бесспорным лидером. Им выполнены фундаментальные работы в области определения закономерностей и механизмов усталостных и хрупких разрушений, особенностей поведения металлов при различных видах напряженного состояния, микроструктурных изменений, сопутствующих разрушению, влияния повторных пластических деформаций и другие. Работы, выполняемые Н. П. Щаповым и его учениками, были направлены на повышение надежности металлоконструкций, отличались высокой продуктивностью. Так, были обоснованы прогрессивные нормы требований к металлу различных конструкций, нормы правки осей, рельсов и других массовых деталей, определены основные направления повышения надежности рельсов, в том числе и с помощью термической обработки. Н. П. Щапов и его ученики, особенно выдающийся ученый А. И. Скаков, выполнили глубокие исследования, позволившие определить статистические связи между свойствами и служебными характеристиками рельсовой, осевой и колесной сталей. Широко известны методические разработки Н. П.Щапова в области исследования свойств металлов. Ему впервые вместе с В. Ф. Лоренцем удалось провести эксперимент по наблюдению за стадиями разрушения микрообразцов на столике металлографического микроскопа. Эти исследования пластической деформации металла, выполненные ими в 30-х годах, получили широкую известность. В дальнейшем предложенный ими метод использовался многими исследователями в нашей стране и за рубежом. Среди научно-теоретических работ Н. П.Щапова следует отметить развитие так называемого метода упругих грузов для определения деформации ферм. С 1929 г. Николай Петрович руководил исследованиями материалов и металлов, используемых на железнодорожном транспорте. Все вопросы, относящиеся к качеству металлов, в течение почти трех десяти летий решались при его непосредственном участии. Н. П. Щаповым и его сотрудниками впервые были хорошо изучены, классифицированы и воспроизведены в лабораторных условиях эксплуатационные формы разрушения деталей подвижного состава и пути с применением методов математической статистики. Им выполнены также фундаментальные исследования механизмов усталостных и хрупких разрушений металлов, закономерностей пластических деформаций при однократных и многократных силовых воздействиях. Николай Петрович был зачинателем нового прогрессивного направления — применения поверхностных методов упрочнения металла путем термической, термохимической обработки и механического наклепа для повышения прочности и износоустойчивости деталей подвижного состава, верхнего строения пути. Большие работы выполнил Н.П.Щапов и по обеспечению транспорта надежным металлом для мостов. Он обладал высоким научным авторитетом, что позволяло организовывать широкомасштабные исследования, касающиеся производства металла для рельсов, осей и колес, с участием крупных ученых металлургов и ряда ведущих заводов и институтов. Все это способствовало тому, что отечественные рельсы и другие металлические транспортные массовые изделия не уступали по классу зарубежным.

Файл:Щапов3. jpg
Профессор Н. П. Щапов с сотрудниками лаборатории

Характерной чертой стиля научного руководства Н. П. Щапова являлось его постоянное стремление развить творческую инициативу своих сотрудников и учеников, привить им высокую культуру научной работы. Школа транспортного металловедения, созданная Н. П. Щаповым, действует и в настоящее время. Его преемники достойно продолжают традиции своего учителя. О широте и объеме научных знаний Н. П. Щапова свидетельствуют более 200 опубликованных им работ, представляющих научный интерес и сегодня. Так, не потеряла своей актуальнос ти его монография об оценке влияния холодной правки на свойства металлов. Велика общественно-научная деятельность Н. П.Щапова. Он был членом ряда научно-технических советов министерств и институтов железнодорожного транспорта, металлургии, химического машиностроения, Академии наук, членом экспертной комиссии ВАКа. Интересы и знания Николая Петровича были очень разносторонними: он хорошо знал архитектуру, свободно говорил и читал на четырех языках. Плодотворный труд видного советского ученого отмечен многими правительственными наградами: орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, знаком «Почетному железнодорожнику». Признанием его больших заслуг явилось присуждение отделению металлов института имени Николая Петровича Щапова.
Профессор Н. П. Щапов с сотрудниками лаборатории Сб. Научнотехническое издание УЧЕНЫЕ ВНИИЖТа (к 85летию института), стр. 173-175 . 2003 [1]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты