Эстрадный оркестр
Воспоминания о МИХМОВСКОМ оркестре
Виктор Филин
Анкета. В МИХМе учился с 1957 по 1962 гг., группа 6 - факультет Механический органических производств , кафедра "Техника переработки природных топлив" ( зав. кафедрой проф. Н.М. Караваев). После института 6 лет работал инженером-конструктором на заводе "Каучук" (Отдел главного механика - 3 года и Отдел механизации и автоматизации - 3 года). Далее: ЦИНТИхимнефтемаш в должностях от м.н.с. до зав. отделом в Отделе химического оборудования до 1996 г. Достижения: несколько обзорных материалов о новостях в области хим. оборудования (серия ХМ-1 ЦИНТИхимнефтемаш). Как говорил мне незабвенный Б.Г.Балдин: Мы по ним студентов обучаем!. В.Ф.
В МИХМ я поступил в 1957-ом году и вскоре пришел на репетицию оркестра. О зарождении оркестра рассказал в своей замечательной книге "Ступени восхождения" Михаил Кулль (кто интересуется, есть в Интернете, помимо печатного издания смотри также на сайте Джаз, Михаил Кулль ),прекрасный музыкант и инженер, окончивший институт аккурат в этом году и покинувший оркестр, уступив место пианиста младшему брату Володе.
В сущности, этот год был звёздным часом оркестра: выигрыш конкурса на участие в мероприятиях Всемирного Фестиваля молодежи и студентов ( выступление на " Бале Химиков" в Кремле, подготовка к Фестивалю -месяц в спортлагере на Клязьме, приобретение формы и т.д.). И , естественно, репетиции. Поставленные перед оркестром задачи были успешно выполнены, и нам, пришедшим уже после Фестиваля, достались довольно подробные рассказы ветеранов. Такие, как рассказ о падении Бориса Фиготина, дирижировавшего оркестром на конкурсе в оркестровую яму с авансцены зала, о саксофонисте,добывшем где-то бесплатные талоны на питание в одной из фестивальных столовых, предназначенных для участников фестиваля и вызывавших повышенный интерес у обывателей. О других событиях сейчас вспомнить не могу. Может быть кто-нибудь дополнит эту главу истории оркестра.
Расшифровка фото оркестра: впереди (перед оркестром - дирижер Б.С. Фиготин, у микрофона поёт Галина Ботнарёва (скрипачка, в руке смычок, её стул в группе скрипачей - пустой); первый ряд: имена скрипачек не помню и вряд ли знал, далее Александр Браиловский, Игорь Керцбурд и с аккордеоном Геннадий Михайлов, кто с баяном за ним - сказать не могу.
За скрипачками, сзади, с гитарой - Борис Балдин, а за ним виден край группы саксофонов с альтистом Эдуардом Андриановым; далее в ряду: барабанщик (точно не я, а скорее Михаил Вайнштейн) и трубачи: Владислав Грачев, неизвестный (возможно разовый гость) , Геннадий Гришанов. На контрабасе (также не могу определить), не исключено, что это Алексей Кузнецов помогает в трудную минуту. Датировка: самое раннее - конец 1958 года, т.к. в оркестре уже студенты набора 58-го. Странно, что нет привычных пультов для нот и одеты музыканты кто в чем. Вот и всё. В.Ф.
Итак, пришел я в оркестр, не зная нот и не умея обращаться ни с одним музыкальным инструментом, однако, имея к тому времени сильный интерес к джазу и немного наслушанному в этой области. "Не умеешь играть, играй на барабане! - этой рекомендации, приписываемой Л.О.Утесову, я и последовал, тем более, что никто особенно не возражал. Кстати, кое-чему я, в конце концов, всё-таки научился, но на это потребовались годы. Пришли мы в оркестр вместе с поступившим в этот год в институт моим знакомым Юрой Канцебовским, замечательным музыкантом (кларнетистом) и прекрасным человеком. Через неделю я привел в оркестр моего одногруппника Гену Михайлова (аккордеониста), ставшего вскоре старостой оркестра. В то время в оркестре были музыканты (к сожалению, всех не назову) :скрипачи Анатолий Красовицкий (концертмейстер оркестра), Виля Лебедев, Илья Воскобойников, Галина Ботнарева (она же вокалистка),позже присоединились Александр Браиловский, Игорь Керцбурд, Лебедев младший и др. На виолончели (а чаще на контрабасе) играл Игорь Муслаев и иногда Анатолий Коган, позже на басу играл Александр Зворыкин, на гитаре - Борис Балдин, на ударных - Александр Мазуров (позже -слуга покорный и Миша Вайнштейн). Саксофоны :Герман Савинов, Эдуард Андрианов, Эдуард Мнацаканян,иногда ветеран Вано Сологян, Юрий Канцебовский. Трубы : Геннадий Гришанов, ветеран Владимир Пак (иногда), почетный гость Владислав Грачев. Имя постоянного тромбониста не помню и вряд ли знал - так получилось, по-моему его имени, кажется, никто не знал, разве что наш куратор от парткома незабвенная Тамара Борисовна Бомштейн. В оркестре бывало несколько аккордеонистов (Борис Липкинд, Евгений Черный, Геннадий Михайлов). Кстати, Гена Михайлов иногда дирижировал оркестром. Был ещё в оркестре музыкант, который играл на пиле ( двуручной, смычком), имени его сейчас никто не помнит и звали его просто "Пила". Было это ещё до меня, но один раз, уже при мне он пришел на концерт и играл. О концертах - оркестр был непременным участником институтских мероприятий по случаю государственных праздников, институтских юбилеев и.д., а также, в частности , Дня первокурсника, отмечавшегося в сентябре. Позже, когда из оркестра выделился малый состав (фортепиано, кларнет, контрабас и ударные),он играл на вечерах танцы, а, точнее сказать, пытался играть джаз, и получалось , нужно заметить, весьма недурно, ибо Володя Кулль, Юра Канцебовский и Шурик Зворыкин были настоящими джазменами и знали много джазовых стандартов того времени). Иногда к малого составу присоединялся приятель Канцебовского гитарист Алексей Кузнецов, сын известного гитариста Алексея Алексеевича Кузнецова, сам ставший ведущим джазовым гитаристом, народным артистом России.
Нужно заметить , что в пятидесятые годы в институт и, соответственно, в оркестр пришло несколько человек из музыкальных образовательных заведений (решили не быть музыкантами-профессионалами, , а стать инженерами). И вот они-то придали оркестру достаточный музыкантский уровень. Одним из них (а точнее сказать, одной) была замечательная певица Ирина Терещенко, впоследствии Муслаева, талант которой отмечал Л.О. Утесов, говоря после одного из конкурсов, что песню Б.С. Фиготина "Ох и трудно молчаливого любить!" даже профессионалы в его оркестре (А. Коваленко и К. Лазаренко) так хорошо спеть не могут. Кроме Ирины вокалистами оркестра были: скрипачка Галина Ботнарева (Володина) и Аркадий Пузайцер. Ранее на этом поприще отличался Васо Тимофеев, певший что-то грузинское и бывший знаменит тем, что поставил рекорд пребывания в МИХМе в качестве студента ( то ли 8, то ли 9 лет!). Что же ещё пели солисты? В основном,это были песни Б. Фиготина (уже упомянутый выше "Молчаливый", "Песня о друге" - из репертуара К. Шульженко, "Человек беспокойного счастья"), песня К. Молчанова "Я тебе писать не стану" , остальное не помню. Аркадий Пузайцер с успехом пел известный шлягер "Амапола" (за что был прозван "Старик Амаполыч", а когда спел какую-то советскую песню о Парамарибо и советском корабле что-то привезшем туда, то Амапол Парамарибычем). Помимо этого, как мне представляется, в репертуаре были некоторые оркестровки довоенных немецких фокстротов (один из них служил вступительным маршем на выступлениях) и даже один вальс под названием "Артиллерист".
Теперь об инструментах. Как я понимаю, инструменты у членов оркестра были свои, но контрабас и ударные были институтские. Ударные инструменты были страшно примитивные и помещались в большом деревянном чемодане, который служил сиденьем для барабанщика. Как же я натаскался с ним, особенно, когда мы малым составом ( трио) отправились в 1958 году в составе, так называемой агитбригады, на целину. Контрабаса с нами не было, а Володя Кулль играл на аккордеоне. Пела с нами Галя Ботнарева, которая тогда уже была женой Вити Володина, а так как находились там с группой уже перешедшего на 4-ый курс Володина, то контактировали довольно тесно. Вообще, пребывание на целине заслуживает особого рассказа и, если смогу, то постараюсь это сделать, но особенно не обещаю. (Виктор выполнил своё обещание, смотри: [[1]] - Г.Кардашев) Что касается ударных инструментов, то я через некоторое время "схватился" за контрабас и пытался на слух терзать его, раздирая пальцы в кровь, не обладая школой игры на нем. А настоящую ударную установку венгерского производства (жуткое дерьмо!) институт купил уже в 1962 году.
Впрочем, оркестр вскоре прекратил своё существование. Самое огромное впечатление от пребывания в оркестре осталось у меня от очередного юбилейного концерта (кажется, это было в 1962-ом) в Большом зале Московской консерватории, когда я контрабасом вышел на эту СЦЕНУ и смотрел в зал!!!
А, если честно сказать, иногда, казалось, что потратил много времени на это оркестровое увлечение, но, как подумаешь об общении со всеми музыкантами, становится тепло на душе, и охватывает печаль при воспоминаниях об ушедших! После окончания института оркестранты иногда встречались у кого - нибудь дома, приглашали Бориса Семеновича, а однажды отпраздновали юбилей оркестра в МИХМе. Гена Михайлов написал даже музыку к гимну МИХМа. (Смотри о нём ниже - Г.К.)
Многие музыканты сделали успешную инженерную карьеру, Б.Г. Балдин стал доцентом в родном МИХМе.( Смотри: Моё призвание - педагог (Б.Г. Балдин) А Владимир Кулль вскоре после окончания института начал работать профессиональным музыкантом, также весьма успешно.
("Victor Filin", Дортмунд, ФРГ,23.08.2016)
Дополнения
На сайте выложен к/ф "Нам полвека". Отреставрированная версия. Часть 2., в котором было запечатлено выступление оркестра. Фрагмент из этого к/ф можно посмотреть, пройдя по ссылке: [2]
Виктор Филин любезно предоставил следующий комментарий к этому фрагменту.
Это смонтированные куски различных съёмок. Первый кусок – это, по-видимому, фестивальных времен (похоже, на ДК МГУ на Ленгорах), а остальные - сказать не могу. На них крупным планом Володя Кулль за роялем и мой "профессор по классу барабана" Саша Мазуров. Снято это похоже ещё до меня. Кстати, я забыл написать, что первый раз я увидел и услышал оркестр МИХМа в передаче на ЦТ, которая называлась "ВВВ" и шла в прямом эфире. В сущности, она была предшественницей КВН, и вели её композитор Никита Богословский и артистка театра им. Ленинского Комсомола Маргарита Лифанова (см. Википедию). А ещё в 1956 г. был так называемый фестиваль МИСИ и МИХМа, дело было в ДК МИСИ. Оркестр выступил на этом фестивале, я наблюдал это выступление из-за кулис (так случилось) и уже тогда проникся. (В.Ф.)
Илья Воскобойников написал:"...Виля Лебедев, отличный музыкант, играл на альте, а Боря Балдин иногда брался за скрипку." прислал ряд фотографий.
Два фото от Михаила Кулля.
Наткнулся на фото, сделанные в ноябре 1996г.на встрече бывших оркестрантов оркестра МИХМ, почти через 40 лет со дня его рождения. Может быть, пригодятся для истории! Я не помню некоторые фамилии, надеюсь, Виктор поможет. На фото, где в центре - В.Кулль, вдалеке, левее его виднеется Вано Сологян.В первые годы он был "старостой оркестра"
(09.09.2016, Михаил Кулль)
Комментарий Викторв Филина
Нет проблемы!
Первое фото слева направо : Владимир Кулль, Эдуард Андрианов,Борис Семенович Фиготин, Геннадий Михайлов, Александр Браиловский, Михаил Кулль.
Второе фото слева направо:Александр Браиловский, Юрий Канцебовский, Владимир Кулль,Борис Семенович Фиготин, Виктор Филин. Из-за плеча Канцебовского выглядывает Феликс Лисица, мой приятель, не музыкант, но болельщик оркестра, волейболист МИХМа, в 1956 г. волейболисты жили в спортлагере вместе с оркестром.
Миша, тебе особое спасибо.В. (09.09.2016)
О Гене Михайлове.
Геннадий Владимирович Михайлов (18.06.1940 – 12.05.2005 гг.) родился в Москве. МИХМ окончил в 1962 г. с квалификацией инженера-механика по специальности «Машины и аппараты химических производств». Последнее место работы – НИИУИФ, где он, как кандидат технических наук и чл.-корр. Академии теоретических проблем, заведовал лабораторией. Был классным исполнителем-аккордеонистом, настоящим «Рыцарем аккордеона». Обучаясь в МИХМе, он был солистом в студенче-ском эстрадном оркестре МИХМа п/у Фиготина Б.С. Обладая незаурядными музыкальными способностями Геннадий Владимирович также и сочинял музыку: он написал около 30 музыкальных произведений (песен и романсов), многие из которых были популярны и исполнялись на эстраде. Знаменательно по-моему, что он однофамилец Отца-основателя «МИХМа на Ст. Басманной» А.И. Михайлова. В личном разговоре со мной, при обсуждении Гимна, Г.В. Михайлов сказал, что первая строчка: «Среди Басманной слободы» – стала для него ключевой, впрочем, как и для меня, поскольку мы оба большую часть жизни провели в этой слободе и вокруг неё. Так Судьба подарила мне встречу с полностью родственной душой, дополняющей в музыке то, чего мне так всегда не доставало по жизни…(Г.А. Кардашев "Мой МИХМ!", стр.5-8, https://yadi.sk/d/rtIoDrK15gfrG Смотри также Гимн: [[[[3]]]])
Владимир Марочкин - «Юбилей солнечного музыканта»
6 сентября 2011 г. исполнилось 70 лет
нашему замечательному гитаристу Алексею Кузнецову. Он много лет выступал в составе легендарного Государственного симфонического оркестра кинематографии и записал много красивой музыки для популярных кинофильмов, в том числе для таких как «Мимино» и «Гардемарины, вперед!». Именно его гитара звучит в кинофильме «Семнадцать мгновений весны». На днях прочитал чьи-то хорошие строки: "Когда Штирлиц думал, он думал голосом Копеляна, когда Штирлиц молчал, он молчал гитарой Кузнецова..."
«Однажды мне позвонил Микаэл Левонович Таривердиев, - вспоминает Алексей Алексеевич, - и попросил приехать к нему домой, чтобы вместе разобрать ноты, так как это была главная тема, которая проходила через весь фильм. Для меня это была обычная работа, но вдруг эта музыка стала невероятно популярной, и когда меня спрашивают, не моя ли гитара звучит в этом фильме, я с гордостью отвечаю: «Да, это я играю!»
Увлечение гитарой в семье Кузнецовых – наследственное. Отец Алексея Кузнецова - Алексей Алексеевич Кузнецов-старший - также известный джазовый гитарист, который еще в 1938 году играл в Государственном Джазе СССР, много лет проработал в знаменитом в 50-е годы инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова, а также в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения под управлением Юрия Силантьева. Именно отец порекомендовал сына в джазовый биг-бэнд, который базировался во Внешторге, там юный Алексей Кузнецов, можно сказать, проходил первую свинговую практику.
«Я играл «золотые четверти» - так я их называю! – говорит Алексей Кузнецов.
И все же Алексей Алексеевич считает, что джаз вошел в его жизнь не только благодаря папе.
«В 50-х в стране был настоящий джазовый бум, - рассказывает Алексей Кузнецоввсем нравилась эта музыка и все буквально жили джазом и хотели его играть! Впервые я услышал джаз по радио. У нас был большой приемник «Мир», где были короткие волны, и друзья сказали, что есть некая программа «Voice of Jazz» Уиллиса Коновера, в которую я, послушав, просто влюбился. Так что радио было первично.
А потом была танцверанда в саду им. Баумана. Это на Новобасманной улице, где я жил в доме № 10, а чуть-чуть подальше как раз и был сад имени Баумана, где, собственно говоря, я и услышал впервые эстрадно-джазовых музыкантов. Я помню, что там играл замечательный барабанщик Роберт Сагаловский по прозвищу «Слон». Он тогда купил ленинградскую установку, деревянную, как сейчас помню, и привез ее туда, на танцверанду. Это был шик, я бы сказал!
И вот там они не только фокстроты исполняли, они уже блюзовали.
Однажды мой приятель Юрий Канцебовский, который помогал мне пластинками и записями, позвал меня в институт химического машиностроения, в МИХМ: «Леша, приходи к нам! Там Борис Семеныч Фиготин руководит оркестром! Поиграем вместе!» И я пришел туда с гитарой и сел в оркестр. Многие ноты, так называемые цифровки, я уже знал – мне их папа показал. Но сесть в оркестр – это было круто...
Танцверанда и халтуры, которые мы играли где-то в институтах - а в институтах была прекрасная аудитория, горячо любившая джаз, - это было главным в тот период».
(Фрагмент. Полностью см.: [4] и более подробно о нём на сайте [5] )
Михаил Кулль
Период слушания и «впитывания» постепенно завершился к 54 – 55-му годам. В это время я уже был студентом третьего курса. В МИХМе организуется «Студенческий эстрадный оркестр». До этого в институте был какой-то небольшой самодеятельный оркестрик человек в 5-6 под руководством кларнетиста по фамилии Элоян. Все выступления этого ансамбля на институтских вечерах сводились к кларнетовому соло руководителя в робком сопровождении студентов, хотя в составе были тенорист Володя Аллавердов и трубач Толя Боровков, уже попробовавшие свои силы в эстрадном ансамбле ЦДРИ «Первый шаг». Принимать участие в этой самодеятельности не хотелось, тем более, что на рояле играл мой сокурсник Марк Рутман. Не играть же по-очереди! И вдруг – оркестр! И приглашен руководить Борис Семенович Фиготин, в это время работавший, по крайней мере, в пяти московских институтах. Записываюсь. Не прихожу на первое общее собрание. Прихожу на второе. Все знакомые ребята взахлеб говорят о каком-то приходившем на репетицию трубаче, который та-а-акиграет! Трубач, правда, не из нашего института, а из Химического политехникума, находящегося в одном с МИХМом здании, короче, почти свой. Приходит третий «сбор труппы». Нас знакомят. Симпатичный темноволосый молодой парень, как оказалось, на два года моложе меня, с родимым пятном в пол-лица. «Очень приятно. Владик» – «Очень приятно. Миша». Сел за рояль. Владик взял трубу, точнее, корнет, как оказалось, доставшийся ему от Гриши Домани. Робко заиграли вместе, но точно помню, что из трех-четырех стандартов первыми были «I Can’t Give You Anything but Love, Baby» и «I Can’t Believe That You’re in Love with Me». Удивительно, что обе эти темы, как оказалось, были написаны Джимми МакХью. Стало быть, он связал нас на долгие 35 лет. Спасибо, Джимми!
Итак, с октября 1954 года мы стали играть вместе в огромном оркестре под мудрым – добрым и веселым – руководством Бориса Семеновича, которого я иначе никогда не называл. Он порой снисходительно относился к моему нежеланию, а точнее, неумению играть по нотам, Владьке тоже многое прощалось, кроме неточностей в группе – он играл обычно вторую трубу. Первой трубой был Толя Боровков, студент МИХМа, прошедший оркестровую школу и уже знакомый Фиготину по оркестру ЦДРИ. Мы с Владиком, наверное, были единственными, кто имел представление о неоркестровом джазе и уже немного знали, как это делается. Хотя, я не прав: Владик уже знал и умел многое, он уже пару лет играл джаз. Получив первые уроки у Домани, несмотря на свои тогда 16-18 лет, Владик уже принимал участие в «халтурах». Это слово уже встречалось на предыдущих страницах, но позволю себе еще небольшой комментарий. Так музыканты – или «лабухи» – называли оплачиваемые выступления небольших ансамблей на танцах и прочих увеселениях, и это название было настолько общепринятым в их среде, что оно потеряло изначально негативный смысл и будет упоминаться мною в дальнейшем без кавычек.
Мы стали составом, в котором, кроме нас, чаще всего играли Сережа Азатян, аккордеонист из «Внешторга», института по соседству с МИХМом, Адик Шейнин, тенор-саксофонист, и Володя Столпер, ударник, по тем временам вполне приличный. Иногда приходилось играть с моим однокурсником Вано Сологяном, откровенно слабым саксофонистом из институтского оркестра, но умевшим находить халтуры: видно, имел коммерческую жилку и много знакомых.
А летом 1957 года вся Москва, в том числе и оркестр МИХМа, готовились ко Всемирному фестивалю демократической молодежи, как оказалось, событию, ставшему эпохальным и в истории советского джаза хотя бы потому, что советские люди впервые смогли увидеть и услышать настоящий западный джаз, как говорится, живьем и вблизи. Я уступил свое место в оркестре брату Володе. Будучи дипломником, я был вынужден прекратить играть в оркестре, но, защитившись и получив 20 июня диплом, уже через два дня вылетел в Сочи, где меня ждал игравший там с мая месяца Владик.
(Фрагменты интернет-варианта книги: Михаил Кулль. Ступени восхождения. Ч.2 [6] )
Дополнение
При подготовке этой страницы мы использовали материалы Михаила Кулля. В одном из них он привёл фото оркестра с подписью:
"Фото из архива. На снимке: студенческий эстрадный оркестр МИХМа, 1956 год.", указав, что это фото (кстати, не очень хорошего качества) из михмовской газеты. По недоразумению я принял датировку фото за датировку самой газеты... и поскольку №1 "За кадры химического машиностроения" вышел в марте 1958 г., то возникли сомнения об источнике этого фото.
Но тут слаженный коллектив оркестрантов всё поставил на свои места: Илья Воскобойников, через Виктора Филина прислал исходное фото из своего архива (а не скан из газеты - там даже были видны затылки слушателей) - смотри выше. Виктор оперативно распознал кого смог, но датировку я поставил по исходному недоразумению 1958/59 гг., т.к. тут её не было и не было привязки к газете...Однако, михмачи - люди упорные! Михаил, ещё раз перебрал свой архив и нашёл-таки Газету с искомым фото! Это оказалась газета "Аудитория", №11 от 14 ноября 1996 года со статьёй нашего славного яхтсмена-скрипача Бориса Балдина: "Оркестр молодсти нашей. 40 лет тому назад..." Михаил любезно отсканировал статью, как вещьдок и прислал нам... Статью можно посмотреть по ссылке: