Кардашев, Генрих Арутюнович

Материал из Wiki
Перейти к: навигация, поиск
КардашевОДР.jpg

АВТОАНКЕТА (2008 г.)

1. Кардашев Генрих Арутюнович, Армянин, родной язык – Русский.
2. Родился 12.10.1936 г. в г. Тбилиси Груз. ССР.
3. Окончил МИХМ, 1959/60 г., по машинам и аппаратам хим. производств и МГУ им. М.В. Ломоносова, 1975 г., по специальности физика.
4. Д.т.н. 1973 г.; проф. 1977 г.
5.Место работы:МИХМ - МГУИЭ, с 1960 по 1976 гг. кафедра Физики [[1]], с 1976 г. зав. кафедрой «Электротехники, электроники и электроавтоматики».[[2]]
6. Научные интересы: а) Исследование механизмов протекания процессов химической технологии при специальных физических воздействиях (акустические поля, особенно ультразвук и ударные волны; электромагнитные поля, включая СВЧ-диапазон; лазеры), разработка на этой основе нестандартных высокотехнологичных процессов и их аппаратурного оформления, а также интенсификация существующих технологических процессов; развитие этих исследований в область электромагнитной экологии, био- и нанотехнологии. [[3]] б) Компьютерная схемотехника и электроавтоматика.
7. Основные результаты. Выявлены и обобщены основные закономерности протекания типовых процессов при физических воздействиях и развит общий подход к проблеме их интенсификации; сформулированы общие принципы разработки подобных процессов и аппаратов для их практической реализации. Монографий – 5, изобретений – 68 (включая один патент Великобритании), научных статей – более 100. [[4]]
Занимался популяризацией научно-технических знаний, ведя рубрики с публикацией статей в журналах: «Академия любознательных», в журнале «Абитуриент», издаваемом в Научно-учебном центре «Университетский» МГУ им. М.В. Ломоносова, «Паяльник и компьютер» в международном ежемесячном журнале для радиолюбителей и профессионалов «Радиолюбитель» и разрабатывал специальные вопросы компьютерной схемотехники в рубрике «Компьютерное схемотехническое моделирование электронных устройств» научно-технического журнала «Схемотехника».
Монографические издания:
Кардашев Г.А., Михайлов П.Е. Тепломассообменные акустические процессы и аппараты. М., «Машиностроение», 1973, 223 с. [5]
Кардашев Г.А. Физические методы интенсификации процессов химической технологии. – М.: Химия, 1990. – 208 с. [6]
Кардашев Г.А.. Виртуальная электроника. Компьютерное моделирование аналоговых устройств. – М.: Горячая линия-Телеком, 2002, 260 с. [7]
Кардашев Г. А.. Цифровая электроника на персональном компьютере. – М.: Горячая линия-Телеком, 2003, 311 с. [8]
Кардашев Г. А.. Радиоэлектроника с компьютером и паяльником. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007, 350 с. [9]
8. Окончил МИХМ в числе первых «студентов-исследователей» (предтечей современных магистрантов), выполнив, совместно со Степанюком В.Н.,дипломную работу по исследованию и применению электрогидравлического эффекта. Будучи лекц. асс. каф. Физики, совместно с доц. Михайловым П.Е. переоборудовал лекционную физ. ауд. и дем. кабинет при ней (утеряны при пожаре МИХМ и не восстановлены). Руководил внедрением Учебного телевидения, создав институтский Телецентр и сеть специализированных классов [[10]] (также утеряны при пожаре МИХМ). Работал деканом ф-та ТК и АХП ([[11]]). Создал ф-т «Конверсии» для переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и увольняющихся военно-служащих, преобразованный позже в ф-т Дополнительного проф. образования и в настоящее время в Институт пром. безопасности МГУИЭ , руководил указанными подразделениями ([[12]]). Разработал концепцию лекционной аудитории ф-та АИТ, оснащённую мультимедийными техническими средствами.
9. Подготовил 2 докторов и 16 кандидатов наук.
10. «Почётный работник высшего профессионального образования РФ».
11. Председатель диссертационного совета ВАК РФ при МГУИЭ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям: «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (в промышленности)» и«Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий (технические науки)» (до 2012 г.).
12. Хобби: поэзия и словотворчество [[13]], история науки, техники и МИХМа, библиофилия, занимательная физика, радиолюбительство.
(Избранная страница сборника "Мой МИХМ!" [14] . См. также: КТО ЕСТЬ КТО в Московской государственной академии химического машиностроения (1994 г.)[[15]] )


ИЗ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Аты-баты - марш в солдаты!

«…Воин-химик! Люби свой противогаз и он сохранит тебе жизнь!» - лозунг в ленинской комнате в/ч №.....

На 4-м курсе Военная кафедра проводила сборы в г. Выкса Нижегородской обл.По результатам воинской подготовки в институте по профилю: "техник-химик" сдавался экзамен и присваивалось воинское звание: инженер-лейтенант (войска радиационной, химической и бактериологической защиты).

КардВ1.jpg
На сборах под г. Выкса. Г. Коклюшкин и Г. Кардашев, гр. №427 Мех ф-т неорг. про-в. 1958 г.
КардВ2.jpg
В. Степанюк и Г.Кардашев на сборах 1958 г. Фото из архива Г.А.Кардашева

(Из сборника текстов песен: Г.А.Кардашев, "Мой МИХМ!", 2008 г. Стр. 32,33 . Лагерные песни 1958 г. [16] )
Смотрите также: Военные сборы в Выксе в 1958 году

Наука, ты, наука, родная сторона...

Студенты-исследователи гр. № 527 В. Степанюк и Г. Кардашев около созданной ими в качестве дипломной работы «Высоковольтной установки для исследования и применения электрогидравлического эффекта». 1959 г.
Не влезай.jpg

Наукой я начал «баловаться» (по акад. Арцимовичу – «удовлетворять своё любопытство за гос. счёт») на 2 -3-м курсе в 1957 г. Кафедра Физики стала для меня и моего друга с момента поступления Володи Степанюка местом куда мы прописались и, как показало будущее, до конца своих дней.
Мы крутились возле приборов и в мастерской, где можно было, что-то сделать своими руками: спаять первый транзисторный радиоприёмник, ведь мы оба были со школы радиолюбителями.
Однажды Вовка принёс из дома тонкую брошюрку: Л.А. Юткин. «Электрогидравлический эффект» (ЭГЭ). Дело в том, что его старшая сестра Галя и её муж - известный физик Г.Т. Зацепин, занимавшийся космическими лучами, преподавали в МГУ. ЭГЭ нас буквально заинтриговал. Мы показали брошюру доц. А.Е. Ключареву, который нас поддержал, а он в свою очередь всегда советовался с зав. каф. акад. A.В. Лыковым, научная работа которого шла на кафедре полным ходом.
Схема была элементарной, мы из демонстрационного оборудования быстро собрали установку, и принялись крушить всё подряд и исследовать ЭГЭ (не путать с ЕГЭ!!).
Позже при помощи П.Е. Михайлова и при его участии создали создали специальную "Высоковольтную лабораторию" в угловой части ауд. 209 гл. корпуса МИХМа Грозное предупреждение: «НЕ ВЛЕЗАЙ, УБЬЁТ!» – висело на её сетчатой двери до злополучного пожара 1990 г. За этой перегородкой мы провели добрую половину нашей студенческой жизни, не только влезая, а буквально не вылезая оттуда...

В конкурсе студенческих научных работ по МИНВУЗУ наша работа была в числе первых.
Да и МИХМ мы со Степанюком заканчивали как одни из первых студентов-исследователей, защищая не просто бумажный проект, а дипломную научно-исследовательскую работу, демонстрируя ее в натуре и приводя результаты опытно-производственных испытаний по интенсификации массопереноса (на другой установке созданной на заводе). Это была школа академика А В. Лыкова (он был зав кафедрой когда мы поступали в институт). Позже заведующим кафедрой физики стал МИХМОВЕЦ и лыковец - д.т.н., проф. Кокорев Дмитрий Тимофеевич, лауреат Госпремии, проректор НИР и будущий ректор МИХМа. За подготовку, впервые в СССР, студентов- исследователей, он был награждён Орденом Ленина.

Демонстрация ЭГЭ-установки в Политехническом музее. "За кадры ХимМаш", 22.11.1958 г. Фото Б. Лакомского.

В конце 50-х – начале 60-х гг. я отвечал за НИРС, а В.В. Бутков возглавлял Комитет ВЛКСМ и мы с ним и командой студентов-исследователей организовали знаменитую экспозицию НИРС МИХМа в Политехническом Музее.
В холле студенты Б.Г. Балдин и М.С. Макаров водрузили первую натуральную яхту класса «М», выполненную из стеклопластика при полном парусном вооружении, на стенде крутился ролик студенческой студии «МИХМ-фильм» и, наконец, громыхал наш Электрогидравлический удар»! Обойдя большинство ведущих Вузов г. Москвы, МИХМ занял 3-е место по научной работе студентов.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты